Научная статья на тему 'Специфика бухгалтерского учета интернет-магазинов'

Специфика бухгалтерского учета интернет-магазинов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика бухгалтерского учета интернет-магазинов»

Специфика бухгалтерского учета интернет-магазинов

Д.С. Замешаев,

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

В наш век высокоскоростного Интернета и дорогой аренды торговых помещений, широкими шагами развивается интернет-торговля. Начинающие предприниматели все чаще в качестве стартовой площадки развития своего бизнеса выбирают интернет-среду. И их выбор очевиден, не нужно снимать офиса, арендовать бутик, платить зарплату продавцам, тратиться на выставочные экспонаты товаров, но самое главное - для нас потребителей все вышеперечисленное ведет к снижению стоимости товара без потери в качестве. Следующим немаловажным фактором популярности интернет-магазинов является экономия времени. Товар можно выбрать сидя дома за чашечкой чая, через некоторое время после заказа курьер службы доставки постучится к вам в дверь и, о чудо, вы не выходя из дома приобрели необходимую вам вещь да еще и дешевле, чем в обычных магазинах. Конечно, есть и минусы - вещь нельзя потрогать, изучить, померить, но эти проблемы уже решают и достаточно успешно, посредством так называемого предпросмотра, например, сейчас это используют в продаже одежды: вы примеряете товар и, если он вам подходит, то платите, а если нет, то отказываетесь от товара.

О плюсах и минусах интернет-торговли можно рассуждать достаточно долго, но для меня, как для начинающего экономиста, больший интерес представляют вопросы учета и налогообложения, возникающие у начинающего предпринимателя, решившего открыть свой интернет-магазин.

Самый первый вопрос - это определиться с системой налогообложения. Поскольку интернет-магазины в основном занимаются розничными продажами, то возникает вопрос: можно ли применять систему Единого Налога на Вмененный Доход (ЕНВД)? Для ответа на этот вопрос достаточно обратиться к Налоговый Кодекс РФ, а конкрет-

86

но к статье 346.27, там указано, что к розничной торговле для целей ЕНВД не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети, в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины и компьютерные сети. Исходя из этого можно сделать вывод, что для осуществления розничной интернет-торговли предприниматель может применять либо общий режим налогообложения, либо упрощенный (письма Минфина России от 29.04.2008 N 03-11-05/105, от 29.11.2007 N 03-11-05/277).

После того как все бумажные проблемы с открытием магазина решены и молодой предприниматель становится счастливым владельцам интернет-магазина, ему необходимо для осуществления торговли в интернет-среде, в первую очередь, создать сайт. Сайт - это основное поле боя за покупателей и он должен обладать определенными свойствами (рис. 1), а также посредством сайта потребители видят каталоги с нашим товаром, отзывы других покупателей о нас, совершают платежи за купленный товар и тому подобное. Сам сайт можно создавать или собственными силами, или посредством сторонних разработчиков.

Рис. 1. Свойства сайта

Если заказчику сайта передаются все исключительные права на сайт и выполняются все прочие условия, то созданный сайт, с точки зрения бухгалтерского учета, будет считаться нематериальным активом согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Следовательно стоимость его создания отражаются по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если же фирма не получает исключительные права на сайт, затраты на его создание будут учитываться в составе расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и списываться в течение установленного срока использования сайта (ст. 264 НК РФ).

87

После завершения всех процедур по созданию сайта, ему необходимо присвоить имя и зарегистрировать. Домен или доменное имя это уникальный адрес сайта в сети «Интернет», например, www.gorod.ru. Домен регистрируется в РосНИИРОС (Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей). Регистрируется домен на один год, и в последующие годы регистрация продлевается. Затраты на уплату первичной регистрации доменного имени следует включить в первоначальную стоимость сайта при его оприходовании в качестве нематериальных активов на основании п. 8 ПБУ 14/ 2007 «Учет нематериальных активов» и п. 3 ст. 257 НК РФ, так как домен непосредственно связан с сайтом и без него невозможно его полноценное функционирование.

В отличие от расходов на первичную регистрацию расходы на продление регистрации доменного имени будут учитываться в составе расходов организации и списываться равномерно в течение периода продления регистрации. С точки зрения бухгалтерского учета такие расходы будут относиться к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и учитываться в составе расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы». С точки зрения налогового учета данные расходы будут отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для общего доступа к сайту всех интернет-пользователей фирме необходимо разместить его на сервере. Обычно сайт размещают на сервере сторонней фирмы - организации-провайдера, предоставляющей услуги хостинга. Хостинг - услуга по размещению чужого вебсайта на своем веб-сервере.

Суммы уплаченные за услуги хостинга следует учитывать в бухучете интернет-магазина в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). А в налоговом учете данные расходы отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но есть и другой вариант - фирма может приобрести собственный сервер и разместить данные расходы на своем сайте.Тогда приобретенный сервер будет учитываться в составе основных средств организации, а затраты на его покупку будут погашаться через начисление амортизации.

Для эффективной работы интернет-магазина конечно необходимо постоянно привлекать в него покупателей. Это можно сделать путем «продвижения сайта в Интернете». «Продвижение сайта» можно осуществить несколькими способами:

1) регистрация в различных поисковых системах;

2) обмен ссылками с другими сайтами;

3) размещением рекламных баннеров и текстовой рекламы на других сайтах и т. п.

88

Стоимость продвижения сайта носит чисто рекламный характер, и, следовательно, ее относят к расходам на рекламу и в полном объеме учитывают при налогообложении прибыли (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

С точки зрения бухгалтерского учета данные затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Пример

Разработкой сайта занималась сторонняя организация. Счет за разработку составил 368 тыс. руб., в т. ч. НДС. Исключительные права на сайт были переданы организации заказчику. Стоимость первичной регистрации доменного имени - 650 руб., в т. ч. НДС. Услуги хостинга-2450 руб. в месяц, в т. ч. НДС, а затраты на продвижение сайта -2560 руб. в месяц.

Журнал фактов хозяйственной деятельности может выглядеть так:

№ Содержание факта хозяйственной ДТ K Сумма

деятельности

Акцептован счет за разработку сайта: 08 60 312 000

1 — на стоимость разработки — на сумму НДС 19 60 56 000

2 Принят к оплате счет за первичную регистрацию доменного имени: 08 60 551

— на стоимость регистрации — на сумму НДС 19 60 99

3 Оприходован сайт по первоначальной 04 08 312

стоимости 551

4 Акцептован счет за услуги хостинга: 44 60 2 076

— на стоимость услуги — на сумму НДС 19 60 374

5 Приняты к оплате счета по продвижению сайта: 44 60 2 169

— на стоимость услуг — на сумму НДС 19 60 391

Купленный товар можно оплатить несколькими способами: с помощью осуществления банковского перевода, используя пластиковую карту, наличными, с помощью одной из платежных систем сети «Интернет» («электронными» деньгами).

Рассмотрим расчеты «электронными» деньгами как наиболее специфичные. Сейчас очень часто используют расчеты за товары и услуги с помощью так называемых «электронных» денег. Расчеты «электронными» деньгами стали популярными у тех, кто покупает товары или услуги, не имеющие вещественной формы, например, возможность

89

играть в онлайн игры или при покупке антивируса и т. п. А все дело в том, что платежи через платежные системы (электронными деньгами) осуществляются очень быстро, и, следовательно, покупатель антивируса сразу же сможет скачать купленный продукт на свой компьютер, а геймер сможет насладиться игрой практически мгновенно после оплаты.

В общем виде схема осуществления расчетов «электронными» деньгами выглядит так: стороны, осуществляющие сделку устанавливают на свои компьютеры так называемые электронные кошельки одной и той же платежной системы, и при покупке одна сторона (покупатель) переводит средства из своего кошелька в кошелек другой стороны (интернет-магазина). Для того чтобы положить деньги на свой «электронный кошелек», нужно перевести деньги со своего банковского счета на расчетный счет оператора платежной системы, а для вывода денег с электронного вида в реальные сделать обратную процедуру.

Несмотря на свое удобство, простоту и скорость данный способ расчетов на законодательном уровне очень плохо отрегулирован. И из-за этого на практике могут возникнуть вопросы, которые организация должна решать на свой страх и риск.

Во-первых, на законодательном уровне есть определение электронных денежных средств, в Федеральном законе № 161 -ФЗ «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г., где оно фактически приравнивается к обычным денежным средствам, но перевод которых осуществляется без открытия специального банковского счета через третье лицо (платежную систему). Но правила учета электронных денежных средств в данном законе не приведены, поэтому вопрос остается открытым. И на практике бухгалтеры приходят к выводу, что логичнее всего для учета операции с электронными денежными средствами стоит использовать счет 55 «Специальные счета в банках» и открыть для него отдельный субсчет «Электронные деньги». Конечно, могут быть возражения, что платежные системы не являются банком, но согласно пункту первому статьи 12 все того же ФЗ-161 оператор платежной системы должен быть кредитной организацией.

Во-вторых, весь документооборот в таких платежных системах ведется в электронном виде. Однако гражданское законодательство разрешает заключение договоров в электронном виде (ст. 434 ГК РФ), но для целей бухучета и налогового учета вся первичная документация обязана иметь бумажную (вещественную) форму, так как все первичные документы должны содержать подписи ответственных за операцию лиц (п. 2 ст. 9 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ; далее -Закон о бухучете).

Первичные документы могут составляться и на машинных носителях информации (п. 5 ст. 9 Закона о бухучете). Но тогда они все

90

равно должны быть распечатаны на бумаге и собственноручно подписаны уполномоченными лицами или электронной цифровой подписью с соблюдением условий ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».Но все дело в том, что выписка платежной системы не содержит всех необходимых реквизитов (в том числе подписей) и потому не может считаться первичным документом. Этот вопрос можно решить через оформление операции с электронными денежными средствами с помощью справок бухгалтера с его подписью, с приложением распечаток выписок платежной системы.

Так-же в ФЗ-161 есть несколько нюансов, которые стоит принять во внимание:

1. Между юридическими лицами запрещены операции посредством электронных платежных систем.

2. Остаток в электронном кошельке не должен превышать 100 000 рублей, в том числе и в иностранной валюте эквивалентной 100 000 рублям по официальному курсу Банка России на конец электронного дня.

3. Пополнить свой электронный кошелек организация может только со своего официального счета.

4. Электронные деньги могут быть изъяты в счет уплаты по недоимкам по налогам, пеням и штрафам в принудительном порядке.

5. Комиссия за услуги платежной системы, в которой обращаются электронные денежные средства в целях налогообложения прибыли, можно учесть в расходах. Но в расходы можно будет отнести только выплаты физическим лицам, по причине того, что перевод электронных денежных средств, согласно п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ, запрещен между двумя юридическими лицами или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.

Пример оформления операции с электронными денежными системами (см. табл.).

№ Содержание факта хозяйственной деятельности ДТ K Сумма

1 Переведены денежные средства с банковского счета в электронную платежную систему 55 51 10 000

2 Отражена поступившая выручка за товары электронными деньгами 55 62 8 000

3 Оплачен счет за материалы электронными деньгами 60 55 13 000

4 Уплачена комиссия за услуги электронной платежной системы 76 55 500

5 Сумма комиссии включается в состав прочих расходов 91 76 500

91

№ Содержание факта хозяйственной деятельности ДТ K Сумма

6 Денежные средства выведены из электронной платежной системы на банковский счет 51 55 4500

Хотя интернет-торговля и имеет свои особенности, в целом учет операций по продаже товаров в интернет-магазине мало чем отличается от учета продаж в обычном розничном магазине.

В наше время интернет-торговля представляет собой динамичную, развивающуюся и главное перспективную систему, которая расширяет границы возможного для предпринимателей и покупателей. Благодаря стремительному развитию интернет-торговли теперь не составляет труда сделать заказ товара не то что в соседнем городе, а в другой стране на другом континенте, при этом потребуется только Интернет и терпение для ожидания посылки. Скорее всего в ближайшие 23 года в России, и в других более или менее развитых странах, не останется ни одной компании, у которой бы не было собственного сайта или интернет-магазина. Для того что бы понять всю перспективность интернет-торговли, стоит всего лишь обратить внимание на уже существующие компании, такие как Эльдорадо, Связной, Медиамаркт и другие которые имеют и физический магазин, и интернет-магазин. Если сравнивать цены на товары то выясняется, что те же самые товары в интернет-среде стоят дешевле, то есть сами магазины стараются переключить покупателей в интернет-среду. В Интернете нет больших помещений под магазин, за аренду которого нужно платить, нет продавцов консультантов, зарплату которых нужно включать в себестоимость, то есть товар становится дешевле, и при этом не отличается от того, что стоит на полке в физическом магазине и как говорилось в одном рекламном ролике «А если нет разницы - зачем платить больше?».

Но в связи с быстрым развитием этой сферы продаж, законодательство не успевает утверждать актуальные и нужные законопроекты, и такая проблема существует не только в России но и по всему миру. Взять например хотя бы те же электронные деньги - Дэвид Чум еще в 70-е годы XX века описал свои мысли по поводу электронных денег, в Россию электронные деньги пришли в 1998 году вместе с открытием доступа для России в WebMoney, и как это не парадоксально только в 2011 году правительство РФ утвердило ФЗ-161 - «О национальной платежной системе», где впервые было дано определение электронных денег на государственном уровне. Сейчас нигде в мире не существует четких и действенных правил контроля за интернет-магазинами, что позволяет нечестным предпринимателям уходить от налогов и сборов.

Конечно, все проблемы связанные с контролем и учетом деятельности интернет-магазинов временные и я надеюсь в скором време-

92

ни они будут решены на государственном уровне. Однозначность и определенность, которую должны предоставлять законодательные акты, необходима как предпринимателям, чтобы честно, эффективно и правильно вести учет, так и государству, в казне которого укрываемые налоги в интернет-среде делают существенную брешь.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 (действ, ред.) // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».

2. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 (действ, ред.) // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».

3. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ « О национальной платежной системе» (ред. от 25.12.2012) // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».

4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ « О бухгалтерском учете» // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».

5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». (ред. от 05.04.2013) // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».

6. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (действ, ред.) // СПС «КонсультантПлюс: НалогиБухучет».

7. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007» (действ, ред.) // СПС «КонсультантПлюс: НалогиБухучет».

8. Письмо Минфина России от 29.04.2008 № 03-11-05/105.

9. Письмо Минфина России от 29.11.2007 № 03-11-05/277.

10. www.akdi.ru

11. www.owmt.ru

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.