ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТОРГОВЛЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН
В. В. СЕМЕНИХИН,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»
В настоящее время торговля товаров через интернет-магазины получила широкое распространение среди организаций, занимающихся издательско-полиграфической деятельностью. Интернет-магазины — это предприятия и организации, осуществляющие торговлю через сеть Интернет.
Рассмотрим, что понимается под торговлей товарами через интернет-магазин, правовые основы и особенности такого вида торговли, а также порядок отражения операций по продаже товаров через интернет-магазины.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 0292001, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, торговля товарами через интернет-магазин представляет собой розничную торговлю, осуществляемую через телемагазины и компьютерные сети (код по ОКВЭД 52.61.2).
Такой вид торговли является удобным и выгодным как для продавцов, так и для покупателей.
Продавцов такой вид торговли товарами привлекает прежде всего возможностью значительного сокращения расходов, ведь не нужно приобретать торговые помещения, оборудование, нет необходимости пользоваться услугами посредников и т.д. Кроме того, такой вид торговли дает возможность установить доступные цены на реализуемые товары.
Для потребителя такой способ приобретения товаров также выступает довольно привлекательным. Во-первых, цены товаров, продаваемых по Интернету, по сравнению с ценами в обычных магазинах являются более низкими благодаря минимуму затрат на их продажу.
Во-вторых, для того чтобы купить необходимую вещь, покупателю не надо даже выходить из дома, достаточно зайти на сайт и оформить заказ, тем более что компьютерная техника и Интернет сегодня есть практически в каждой семье.
Правовые основы торговли товарами через интернет-магазин как одного из видов розничной торговли урегулированы нормами § 2 «Розничная купля-продажа» гл. 30 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).
Кроме того, в силу п. 3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1).
Торговля, осуществляемая через интернет-магазин, является разновидностью розничной дистанционной торговли.
При дистанционной торговле договор рознич -ной купли-продажи согласно п. 2ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона № 2300-1 заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и другое) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора.
Правила продажи товаров дистанционным способом установлены постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее — Правила № 612).
Итак, продажа товара через интернет-магазин происходит на основании розничного договора купли-продажи, заключаемого между продавцом товара и покупателем.
Следует напомнить, что в соответствии с п.2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Причем в соответс-
твии со ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой.
Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 494 ГК РФ, в соответствии с которой предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Существенными условиями договора розничной купли-продажи являются предмет договора (определенный товар, его количество, ассортимент), а также цена.
Следует иметь в виду, что непредставление потребителю иной определенной законом информации о товаре согласно ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является правонарушением, однако не приводит к тому, что предложение продавца теряет силу оферты.
Таким образом, информация о товаре, размещенная на сайте продавца, содержащая все существенные условия договора розничной купли-продажи, признается публичной офертой. Следовательно, продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
Обязанности продавца по передаче товара покупателю возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор на покупку товара (акцепта).
На сайте продавец товара должен довести до сведения покупателя информацию об основных потребительских свойствах предлагаемого товара, о месте его изготовления, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также в обязательном порядке указать срок, в течение которого действует предложение о его продаже.
При этом продавец должен учитывать, что в соответствии с п. 14 Правил № 612 в случае, если покупатель передает ему сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении необходимо указать:
— наименование и адрес продавца;
— свою фамилию, имя и отчество. Если получателем товара выступает другое лицо, то необходимо указать его фамилию, имя и отчество;
— адрес, по которому товар должен быть доставлен;
— наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
— вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
— обязательства покупателя.
По правилам, установленным п. 1 ст. 433 ГК РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Совершение покупателем действий по выполнению указанных в оферте условий договора (например, оплататовара) согласно п. Зет. 438 ГК РФ будет признаваться надлежащим акцептом, если продавец не укажет иное в оферте.
Данные нормы должны применяться в совокупности с п. 20 Правил № 612, согласно которому договор дистанционной розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
Выбор способа оплаты товара, приобретаемого через интернет-магазин, принадлежит продавцу товара, при этом могут использоваться следующие варианты:
— оплата наличными курьеру;
— оплата посредством банковской карты;
— оплата с использованием электронной платежной системы.
Особенности торговли товарами через интернет-магазин связаны с используемой формой оплаты товаров.
Если оплата производится наличными, то при продаже товара через интернет-магазин продавец обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). Такое требование установлено ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Причем при продаже чек ККТ выдается на руки покупателю вместе с проданным товаром. Однако, как уже было отмечено, товар при продаже через интернет-магазин, как правило, продается с условием и его доставки покупателю, и у курьера
не всегда имеется в наличии ККТ с автономным питанием.
Поэтому при доставке товара курьером чек выбивается на ККТ заранее и вместе с товаром вручается курьеру. Если покупатель не отказывается от доставленного товара, то проблем не возникает. Если же покупатель отказался от покупки, продавцу необходимо оформить возврат.
Следует напомнить, что в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» для оформления возврата денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам применяется акт формы № КМ-3.
В случае если курьер обеспечен переносным кассовым аппаратом, то он же выполняет и обязанности кассира-операциониста. Разъяснения в отношении применения курьерами переносной кассовой техники приведены в письме УФНС России по г. Москве от 29.06.2007 № 22-12/61982.
В случае если расчеты за приобретенный товар осуществляются с помощью расчетных банковских карт, то продавец должен зарегистрироваться в системе электронных платежей и получить личный код.
Помимо этого, продавцу необходимо заключить с обслуживающим банком договор интернет-эквайринга, на основании которого кредитная организация откроет продавцу специальный счет, куда будут поступать денежные средства от покупателей.
Ежедневно банк по электронной почте направляет продавцу выписку о проведенных задень операциях. После получения выписки, подтверждающей, что покупатель оплатил заказанный товар, продавец доставляет товар покупателю.
Следует отметить, что услуги банка не бесплатные, поэтому за перевод денежных средств банк с расчетного счета продавца удерживает сумму комиссии.
В бухгалтерском учете продавца в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн (далее — ПБУ 10/99), сумма комиссии относится к прочим расходам, а в налоговом учете на основании подп. 15 п. 1ст. 265 Налогового кодекса РФ (НК РФ) учитывается в составе внереализационных расходов.
В бухгалтерском учете продавца операции по торговле товарами через интернет-магазин отражаются практически в том же порядке, как и при обычной продаже.
В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (далее — ПБУ 9/99), доходы от продажи товаров, реализованных через интернет-магазин, признаются выручкой продавца.
Следует напомнить, что в соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 одним из условий признания выручки в бухгалтерском учете продавца является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.
Нормы ст. 223 и 224 ГК РФ предусматривают, что переход права собственности на товар от продавца к покупателю происходит при его непосредственной передаче покупателю (если иное не вытекает из договора или закона).
Если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, то согласно ст. 224 ГК РФ обязанность продавца по передаче товара считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
Однако при торговле через интернет-магазин товар, как правило, продается с условием его доставки покупателю. Если договор розничной купли-продажи заключен с условием доставки товара покупателю, продавец согласно п. 1 ст. 499 ГК РФ обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано — в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.
Причем в соответствии с п. 2 ст. 499 ГК РФ договор розничной купли-продажи, по общему правилу, считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии — любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара.
Если договором не определено время доставки товара для вручения его покупателю, товар должен быть доставлен в разумный срок после получения требования покупателя на основании п. 3 ст. 499 ГК РФ.
Таким образом, при торговле товарами через интернет-магазин переход права собственности на товар от продавца к покупателю происходит именно в момент вручения товара последнему. Следовательно, и выручка в бухгалтерском учете продавца от продажи товара также отражается в момент вручения товара покупателю.
Отражение выручки от продажи товаров через интернет-магазин в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, производится на балансовом счете 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Если товары в интернет-магазине учитываются по цене приобретения, то финансовый результат от продажи товаров определяется как при оптовой торговле.
Вместе с тем согласно п. 13 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, розничные продавцы имеют право учитывать товар по продажным ценам.
Если товары в интернет-магазине учитываются по продажной цене, то финансовый результат определяется путем расчета так называемого реализованного наложения.
Расходы от продажи товаров признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 10/99.
Пример. Организация ООО «Торговля» продает через интернет-магазин книги на заказ. Организация зарегистрирована в электронной системе виртуальных платежей.
Покупатель, зарегистрированный в этой же системе, сделал заказ на книгу стоимостью 1100руб. (в том числе НДС 10% — 100руб.). Себестоимость книги — 800руб.
За данную услугу с продавца была взята комиссия в размере 2% стоимости товара — 22 руб. (в том числе НДС 18% — 3,56руб.) (1100руб.-2%).
Оплата и доставка книги покупателю были осуществлены в тот же день.
В бухгалтерском учете ООО «Торговля» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выруч-
ка» — 1100 руб. — отражена выручка от продажи книги;
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 100 руб. — отражена сумма НДС;
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» К-т сч. 41 «Товары» — 800руб. — списана себестоимостьреализованной книги;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 2 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 1100руб. — получены «электронные деньги» от покупателя;
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 7,44 руб. (22руб. — 3,56руб.) — отражена сумма комиссии;
Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 3,56руб. — отражен НДС;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 1078руб. (1100руб. — 22руб.) — получены денежные средства за проданную книгу;
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» - 200руб. (1100руб. - 100руб. - 800руб.) - отражена прибыль от продажи книг;
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — 7,44 руб. — списана на финансовые результаты сумма комиссии.
Список литературы
1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности OK 029-2001: постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н.
4. Правила продажи товаров дистанционным способом: постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.
25 марта 2010 г. Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводят конференцию
«Актуальные потребности госсектора в ИКТ»
Дополнительная информация по телефонам: +7 (495) 363-11-57, доб. 50-35,50-78, 50-77 e-mail: [email protected] www.events.cnews.ru
* * *