Научная статья на тему 'Условия жизнедеятельности научных школ: энтропия социума'

Условия жизнедеятельности научных школ: энтропия социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНТРОПИЯ СОЦИУМА / НАУЧНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялов Александр Михайлович, Федорова Мария Александровна

Выявлены и оценены условия жизнедеятельности научной школы. Индикатором оценки служит величина энтропии социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялов Александр Михайлович, Федорова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия жизнедеятельности научных школ: энтропия социума»

РАЗДЕЛ VI

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.001.5; 37.001.57; 37:51-7; 37:007

УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ ШКОЛ: ЭНТРОПИЯ СОЦИУМА

А.М. Завьялов, М.А.Федорова

Аннотация. Выявлены и оценены условия жизнедеятельности научной школы. Индикатором оценки служит величина энтропии социума.

Ключевые слова: энтропия социума, научная школа.

В условиях необходимости качественного и эффективного воспроизводства научнопедагогических кадров важную роль играет создание определенного научного пространства, или реферативной научной среды в каждом вузе. Одна из главных составляющих подобной среды, обеспечивающей разноуровневые процессы научной коммуникации,-научные школы.

Целью данной работы является выявление процессов, приводящих к распаду научных школ, и анализ условий, способствующих предотвращению такого распада.

Феномен научной школы можно описать как особую научно-образовательную категорию, характеризующуюся способностью к са-моформированию активной деятельности [1]. Чаще всего основным системообразующим фактором школы является ее научный лидер, органически сочетающий выдающиеся научно-педагогические способности с функциями организатора творчески одаренных единомышленников [2]. Вокруг такого ученого объединяется группа его соратников и учеников, которые разделяют его идеи и общие теоретические принципы, методологию исследования. Как правило, все они вместе выполняют определенную исследовательскую программу, разработанную и предложенную этим ученым. В ходе ее выполнения идет обмен мнениями и результатами. Важной функцией подобной школы является забота о научной смене. Ученый-руководитель стремится воспитать единомышленников из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов). Однако процесс этот долгий и кропотливый. Решение этой задачи, применительно к вузу, облегчается тем, что он одновременно выполняет образовательные и научные функции [2, 3].

Сам термин «научная школа» неоднозначен. На сегодняшний день используются три категории понятий: «научная школа» - это:

- формальное объединение, организация научно-образовательного плана различного статуса;

- исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению вуза или исследовательского института;

- направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

Стержневым элементом формирования научной школы является социально и научно значимая исследовательская программа, охватывающая предметно-логические, научно-социальные, личностно-психологические и организационно-экономические компоненты.

Главная задача научной школы состоит в активизации и сохранении творческого характера и инновационной направленности научной деятельности при одновременной подготовке и вводе в науку новых поколений. В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 гг. сказано, что: «Необходимо осуществлять поддержку учёных и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль: во-первых, демонстрируют успешность профессии учёного и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров» [4, 5]. В соответствии с этим мы выделяем следующие функции научной школы [5]:

Исследовательская функция: в рамках

новых научных направлений школы происходит приращение, углубление и систематизация знания.

Информационная функция (функция научной коммуникации) проявляется в развитии информационного мышления, способностей моделирования информационного пространства, а также прогнозирования результатов собственной информационной деятельности; достижения высокого уровня общей коммуникативной культуры специалистов, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в диалогическом режиме; неформальных непосредственных информационных связей, реализующихся в наставничестве, соавторстве, коллегиальности, ссылочных связях; освоения культуры получения, хранения, отбора, воспроизведения и преобразования способов представления, интеграции информации и её передачи.

Инновационная функция проявляется в том, что в процессе работы над традиционной научной темой зарождаются и обособляются новые научные направления, концепции и теории, которые являются «локомотивом» развития научных представлений.

Образовательная функция подготовки новых кадров. Научные школы максимально способствуют воспитанию научной молодёжи, мотивации и подготовке их к научной деятельности. Совместная работа научных лидеров с молодыми учёными обеспечивает высокую продуктивность научно-

исследовательской деятельности и эффективную передачу профессиональной компетенции (преемственность поколений). Школа воспринимается учеными как «инкубатор новых кадров для науки»; «коллектив, где постоянно присутствуют студенты, аспиранты и где защищаются кандидатские и докторские диссертации» [6, 8, с. 245—246].

Ценностно-смысловая функция: основатель научной школы, а такжее крупные учёные, руководители подразделений вуза определяют парадигму деятельности коллектива (цели и задачи образования, система педагогических ценностей, основные методические идеи) [7, с. 35—36]. Научная школа выступает как социальная среда, способствующая развитию ценностей и идеалов личности (ценностно-смысловых компетенций).

Организационно-управленческая функция проявляется в умении проектировать ход научного исследования, видеть перспективы его развития, распределять обязанности в коллективе с учетом способностей каждого участника и др.

Не менее значимым аспектом изучения деятельности научных школ является стремление к выявлению общих тенденций в их развитии. В научной литературе такими учёными, как Т.Е. Беньковская [9] и Т. Кун [10] уже предпринимались попытки выявления причин возникновения и распада научных школ.

Исследователи деятельности научных школ, руководствуясь личностно-

ориентированным и культурологическим подходами, предлагают принципы, следование которым позволяет научной школе развиваться в современных социально-экономических условиях. При этом основное внимание они уделяют личности ученого и межличностной коммуникации внутри научного коллектива. Среди этих принципов эволюции научных школ можно выделить:

- принцип сохранения нравственных норм в работе научной школы и развития этических ценностей ее участников;

- принцип узкой формулировки проблемной области исследования, которая может дать начало новому направлению в науке ;

- принцип объединения целевых установок или образования различных векторов нового знания в рамках научного направления;

- принцип организации сетевых отношений путем непосредственной или опосредованной коммуникации ученых с представителями других школ на конференциях, семинарах, симпозиумах и организации электронных баз [5];

- принцип адаптации к новым вызовам времени.

Таким образом, научная школа - это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу. Существенным признаком научной школы является то, что одновременно реализуются функции производства, распространения, защиты научных идей и обучения молодых ученых.

Основные характеристики научной школы. В соответствии с определением, основными характеристиками научной школы являются:

- известность;

- высокий уровень исследований, их оригинальность;

- научная репутация;

- научные традиции;

- преемственность поколений [1, 2, 3].

Учитывая перечисленные характеристики, следует отметить, что не каждый научный коллектив вуза может претендовать на звание научной школы и тем более ведущей научной школы.

Во-первых, коллектив должен выполнять все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство

- как знаний, так и самого научного сообщества.

Во-вторых, объединение должно обладать основными признаками научной школы:

- минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы - это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника);

- наличие лидера - крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом;

- сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам;

- формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

В-третьих, научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.

Когда говорится о научной школе, то подразумевается, что в рамках этой школы воспитан не один доктор наук. Безусловно, в рамках научной школы идет активная научная работа, связанная и с аспирантурой, и с подготовкой кандидатских диссертаций, и с проведением конференций. Но при этом необходимо соблюдать два важных условия: должны наличествовать основоположник школы - известный ученый, длительно работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе [1].

Немаловажный признак в отношении характеристики научной школы - это то, что ее деятельность проверяется временем. Временной фактор играет здесь существенную роль.

Анализ принципов, функций и эволюции научных школ показывает, что их рождение определяется моментом формирования группы ученых, реализующих исследовательскую программу; прекращение же их существова-

ния может быть связано с несколькими обстоятельствами.

Во-первых, научная школа прекращает существование в связи с исчерпанием или дезактуализацией своей исследовательской программы, а также с обнаружением и признанием ее непродуктивности.

Во-вторых, в случае отсутствия организаторских способностей главы школы происходит распад ее коллектива.

В-третьих, перестает отвечать понятию школы - исследовательского коллектива такое объединение ученых, направление деятельности которого вышло из-под контроля лидера.

В-четвертых, такая научная школа перестаёт существовать как единая целостность в связи со смертью ее главы. В последнем случае деятельность школы продолжается, если находится достойный преемник. Однако здесь нецелесообразно говорить о продолжении ее существования в качестве единой школы: уместно рассматривать два исследовательских коллектива в рамках одного научного направления.

Научная школа представляет собой социальный институт, который по форме является организационным, а по содержанию - функциональным механизмом. Поэтому к деятельности НШ применимо понятие социальной энтропии, или энтропии социума.

В социологию понятие энтропии пришло из философии, а туда - из термодинамики и теории информационных систем. В философии под энтропией (от греч. entropia - поворот, превращение) понимается «часть внутренней энергии замкнутой системы или энергетической совокупности Вселенной, которая не может быть использована, в частности не может перейти или быть преобразована в механическую работу» [11].

Социальная энтропия (англ. entropy,

social; нем. Sozialentropie) - это мера отклонения соц. системы либо ее подсистемы от эталонного (нормального, ожидаемого) состояния, когда отклонение проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы [12]. При этом процесс развития данной общественной системы может иметь разные исходы [13].

Определение уровня энтропии происходит путем математических расчетов.

Оценим риски прекращения существования (распада) научной школы посредством

определения величины (уровня) энтропии социума.

Введем следующую математическую модель энтропии социума:

н = к •1п р + Ятах , (1)

Н Н

где ’ тах - текущие и максимальное значения энтропии; к - коэффициент, зависящий от начальных условий; р - вероят-

0 < р < 1

ность распада научной школы; -у- ;

1п р < 0

Если принять допущение о том, что обстоятельства, события, способствующие прекращению существования научной школы, независимы и равновероятны, то согласно теореме о вероятности суммы двух совместных событий, получим

^ и А. '1 =1 - ^ I

V 1 У V 1 У

здесь

P(A) = 1

П ;

(2)

p(a,)= ^

n

i = l,2,...n.

I Ai - объединение и

PIU A.

Л

=1 -(1 - n

(3)

Переходя к пределу в формуле (3) при и ^ ш , получим следующее выражение:

lim р U A,

(4)

Или, с учетом того, что [14]

41 -1] ” = е-1, (5)

п У

Запишем выражение (4) в виде

вающих прекращение существования научной школы, n стремится к бесконечности (на практике n достаточно большое).

Найдем теперь предельное значение энн

тропии пр, подставляя выражение (6) в формулу (1),

HПР = k ■ ln pПР + Нmax (7)

Откуда

HПР = k ■ ln(l - e)+ Нmax . (8)

Из вышеприведенных рассуждений следует, что значения энтропии действующей научной школы принадлежат сегменту

НПР < H < НКР

Н,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(9)

пересечение событий;

А - событие, противоположное А .

Исходя из независимости и равновероятности событий, запишем формулу (2) в виде

где * КР - критическое значение энтропии социума, функционирующей научной школы. Когда имеет место неравенство

Н > Нпр , (10)

научная школа начинает распадаться, при этом значения энтропии социума стремятся к Н

max .

Пример. Выше мы указали четыре обстоя-A

тельства (события) i, способствующих прекращению существования научной школы, то

= p(a )=1 р (a, )=3

есть n = 4. Тогда 4 ; 4 .

Применяя формулу (3), получим

р| U A,

Л

3

175

М 4J 256

0,68.

V 4 У

Подсчитаем значение энтропии социума,

положив к = 1; Hmax = 1.

1п0,68 +1 ^ Н = 0,614 Это значение энтропии социума можно рассматривать как критическое, поскольку мы указали минимальное число обстоятельств распада научной школы, то есть

НКР = 0,614

Вычислим по формуле (8)

Н

P = limP| U A, | = 1 - e-1 - 0,632 , (6) Нпр = ln(1 - e-1)+1 ^ Нпр = 0,541.

ПР n w 1

P

где ПР - значение предельной вероятно-

сти.

Итак, предельное значение вероятности при условии, что число событий, обусловли-

Таким образом, значения энтропии действующей научной школы находятся в следующих пределах:

0,541 < H < 0,614

4

n

n

При значениях Н > 0,614 начинается

распад научной школы.

Вывод. Научная школа рассматривается как специфический социум, имеющий свой жизненный цикл, индикатором продолжительности и эффективности которого служит величина энтропии.

Библиографический список

1. Шестак Н.В., Астанина С.Ю. Роль научных школ в подготовке молодых ученых // Труды СГА. Сер. "Гуманитарные науки. Психология и социология образования". 2006.Вып. 95. С. 176-186.

2. Карцев В.П., Храмов Ю.А. Научные школы в структуре потенциала науки // Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. Киев: Наукова думка, 1987.

3. Академические научные школы Санкт-Петербурга: Сб. тр. СПб. науч. центра. СПб, 1998.

4. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www .minprom.gov. ru/docs/strateg/2.

5. Бандурина И.А. Функции и принципы эволюции научных чисел в эпоху глобализации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.t21 .rgups.ru/doc2010/10/02^ос. Дата обр.: 17. 01. 2011.

6. Ваганов, А. Неформальное объединение учёных. Ведущие научные школы как инкубаторы новых кадров для науки [Электронный ресурс] / А. Ваганов // Независимая газета

— наука, 14 мая 2008. — Режим доступа: http://www.ng. ги/ргі nted/210407.

7. Мареев, В.И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика [Текст]: Монография / В. И. Мареев.

— Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999. — 202 с.

8. Мирская, Е.З. Научные школы: история, проблемы и перспективы [Текст] / Е.З. Мирская // Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки. — Вып. 3. / Под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семёновой, А.В. Юревича. — М.: «Логос», 2005. — С. 244—265.

9. Беньковская, Т.Е. Научные школы и направления в методике преподавания литературы XX века [Текст] / Т.Е. Беньковская // Авто-реф. дисс. ... док. пед. наук. — 13.00.02. — Санкт-Петерб., 2007. — 47 с.

10. Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1977. — 300 с.

11. Философский энциклопедический словарь. 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/891.

12. Энциклопедия социологии, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fWords/891.

13. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slovamik.ru/html_tsot/s/social5na8-6ntropi8.html/.

14. Завьялов А.М. Конспект лекции по высшей математике. Часть 4 / Завьялов А.М.

- Омск.: Изд-во СибАДИ, 2008. - 185с.

CONDITIONS OF SCIENTIFIC SCHOOLS ACTIVITY: SOCIAL ENTROPY

A.M. Zavjalov, M.A. Fedorova

Conditions of scientific school vital activity are revealed and estimated. The indicator of the estimation is social entropy value.

Завьялов Александр Михайлович - д-р техн. наук, проф., академик РАЕН, проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - динамика рабочих процессов строительных и дорожных машин. Имеет 255 опубликованных работ, в том числе 3 монографии. E-mail: nis@sibadi.org

Федорова Мария Александровна - канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Область научных интересов: международная деятельность вуза, подготовка научнопедагогических кадров, методика преподавания иностранных языков, прагматика и стилистика русского языка. Имеет 53 публикации.

E-mail: sidorova_ma79@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.