Научная статья на тему 'Условия зарождения религии: историко-философское исследование'

Условия зарождения религии: историко-философское исследование Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ГЕНЕЗИС РЕЛИГИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудёлка Олег Сергеевич,

Статья посвящена проблеме развития философской мысли в сфере представлений о причинах, детерминирующих религию. Сложнейшая комплексная система знаний формировалась столетиями, и была представлена огромным количеством направлений и школ, анализ некоторых представлен в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия зарождения религии: историко-философское исследование»

Условия зарождения религии: историко-философское исследование Conditions for the birth of religion: a historical and philosophical study

Кудёлка Олег Сергеевич

Студент 3 курса, Факультет экономики и права, Барановичский государственный университет (БарГУ), Республика Беларусь, г. Барановичи, E-mail: kudelkaoleg@mail. ru

Kudelka Oleg

Student 3 term, Faculty of Economics and Law, Baranovichi State University (BarSU), Republic of Belarus, Baranovichi, E-mail: kudelkaoleg@mail.ru

Научный руководитель Крутько Руслан Викторович

Магистр юридических наук, Старший преподаватель кафедры гражданских и уголовно-правовых дисциплин, Барановичский государственный университет (БарГУ), Республика Беларусь, г. Барановичи, E-mail: rus_krut14@mail.ru

Scientific adviser Krutko Ruslan

Master of Laws,

Senior Lecturer at the Department of Civil and Criminal Law Disciplines,

Baranovichi State University (BarSU), Republic of Belarus, Baranovichi, E-mail: rus_krut14@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблеме развития философской мысли в сфере представлений о причинах, детерминирующих религию. Сложнейшая комплексная система знаний формировалась столетиями, и была представлена огромным количеством направлений и школ, анализ некоторых представлен в данной статье.

Annotation.

The article is devoted to the problem of the development of philosophical thought in the field of ideas about the causes of determining religion. The most complicated system of knowledge has been forming for centuries, and was represented by a huge number of areas and schools, some of which are analyzed in this article.

Ключевые слова: религия, повседневность, генезис религии, мировоззрение, философские концепции.

Key words: religion, everyday life, the genesis of religion, worldview, philosophical concepts.

На сегодняшний день в мире существует огромное количество социальных регуляторов, одним из которых является религия. Изучение возникновения религии является запутанной и многогранной задачей, которой посвящают свою жизнь многие исследователи. Религиозные идеи и взгляды, несомненно, имели место на существование во всех народах и цивилизациях мира. Однако изучение данной тематики априори создает больше вопросов у научного сообщества, нежели ответов [4].

Изучая сущность религии, большинство ученых исходит из фактического ее существования и на основании этого, веры в божественные явления, так как доказать либо же опровергнуть сие не представляется возможным. Странность в этом моменте представляет то, что большинством опрометчиво нарушается один из основополагающих законов логики: «закон достаточного основания», который гласит, что бремя доказывания

лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. Впрочем, это уже другой момент для дискуссии, и данные вопросы все-таки следует рассматривать в общепризнанном ключе [5].

Обосновать продолжительность существования религиозной направленности возможно различным причинами: это могут быть и кровопролитные воины, бедствия, любые тяжелые положения людей, где им необходима поддержка, но лишь одно остается незыблемым, верным, то, что вера всегда была, есть и будет во всех народах и нациях.

Вот что по этому поводу писал древнегреческий писатель и философ Плутарх: «Посмотрите на лице земли: вы найдете города без укреплений, без науки, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество, ни одного города, в котором не было бы никакого святилища, не были бы в обычае никакие молитвы, жертвы, клятвы и т. п.» [4]. И действительно, Плутарх много столетий тому назад правильно подметил, что люди без веры ничто.

В философском энциклопедическом словаре можно найти, что «по своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения. Религия позволяет человеку увидеть не только внешний мир, но и раскрыться внутренне, она определяет отношение индивидуума к окружающим и к самому себе» [3, с. 576]. Религия, представляет собой духовную формацию, уникальную типологию взаимоотношения человека с окружающим миром, и имеет множество направлений в зависимости от традиционных жизненных особенностей акторов того или иного религиозного направления.

Впервые анализу религия подверглась в единой и недифференцированной философской науке древности [8, с. 35]. Философы древнего мира в своих трудах пытались решить вопросы происхождения и сущности религии. В работах исследователей древнего Китая, древней Индии и Греции выделялось два подхода -материалистический и идеалистический. Если материалисты пытались обосновать веру в существование богов земными причинами, то идеалисты объясняли все сверхъестественной сущностью.

В античный период изучение вопросов возникновения религии протекало в рамках идеологической борьбы, обострившейся в древней Греции в V в. до н. э., одним из проявлений которой явилась критика мифологии. Так, Демокрит писал: «...древние, наблюдая небесные явления, как-то: гром, молнии, перуны, сближение звезд, затмение Солнца и Луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого боги» [7, с. 116].

Современные исследователи выделяют ряд концепций в рамках которых шло исследование основных проблем возникновения религии: натуралистическая, психологическая, антропологическая, и другие. К примеру, в рамках натуралистической концепции все заключалось в воздействии сил природы на человека и окружающую среду. Формирование в умах индивидов религии так же обосновывалось воздействием природных факторов. Данной концепции придерживались Эпикур и Лукреций в античный период, Дж. Бокаччо - в эпоху Возрождения.

Представители психологической теории утверждали, что значительную роль играет эмоциональная сфера человека, и возникновение религии обусловлено страхом человека. Зачатки антропологической теории датируются учеными в VI - V вв. до н. э., в этой концепции попытки найти источник религии заключались в бытии человека, а религиозные образы и действия трактовались как отражение бытия человека. Так, И. Н. Яблоков отмечает, что «.в сочинениях древнегреческого философа Ксенофана из Колофона говорится, что различные народы создают богов по своему образу и подобию» [11, с. 39].

Также существует богословская концепция, согласно которой религиозное сознание человеку даровал Бог, создавший человека и поставивший его управлять миром. Данная концепция, являясь неоспоримой для богословов в то же время выступает мишенью для противников религиозного мировоззрения. Противники

утверждают, что абсурдность богословской концепции не имеет границ, а данная концепция является несостоятельной и научно необоснованной.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что философы периода античности, отчасти, Средневековья и приоритетно Нового времени, исследуя религию, имели кардинально разные взгляды и подходы к решению данных проблем.

Важно заметить, что огромный вклад в исследование феномена религии внесли такие выдающиеся богословы мира, как Юстиниан, Аврелий Августин, Тертуллиан, Ориген, Фома Аквинский, Аввакум, и другие.

Так же интересным для выяснения причин возникновения религиозного сознания, являются предположения, сделанные английским философом Джоном Толандом. Центром всей своей религиозной концепции Толанд сделал культ мертвых, обряды погребения [10, с. 39]. Толанд утверждал, что человечество так принимает факт смерти, и полагая, что душа бессмертна и обладает сакральными свойствами, люди пытались зафиксировать эти обряды в письменной форме. Толанд писал: «Из древнейших исторических свидетельств можно заключить, что все суеверия были вначале связаны с культом покойников, имея своей главный источник в погребальных обрядах» [9, с. 96].

В советской литературе, как известно, религия отрицалась, однако, издавались научные труды с рассмотрением данных вопросов. В учебниках дискутировался вопрос о соотношении понятий «причины» и «корни» возникновения религии, в то же время, все исследователи употребляли термин «корни» религии, который обладает более широким характером в отличие от понятия «причины». Именно В. И. Ленин ввел понятие «корни религии», которое отражает материальные и идеологические условия существования религии [6, с. 322].

В настоящее время большое влияние имеет так называемый «секулярный гуманизм», который ставится в противовес религии и пропагандируется американскими философами П. Куртца, Г. Стейн, Дж. Хемминг и другими. В качестве причин возникновения и распространения религиозных верований они выделяют творческое воображение и роль эмоций индивидов. Одной из причин существования религиозных представлений они видят склонность людей к так называемому магическому мышлению и способность людей принимать данное мышление.

Согласно концепции постсекулярного общества, секуляризация потерпела крах. Если говорить точнее, то секуляризация - это процесс снижения роли религии в обществе, и такая тенденция показала свою несостоятельность с возникновением постсекулярного мышления. Концепции соотношения государства, права и религии подчинены именно идее постсекулярного общества [2]. Постсекулярное общество воссоздает структуру политических возможностей для того, чтобы религия стала важным идеологическим и организационным фактором возврата к вековым традициям.

В Республике Беларусь фундаментальной ценностью является свобода совести, которая в первую очередь получила жизнь в связи с европейской секуляризацией. В период суверенной Республики Беларусь государство начало отказываться от мировоззрения атеизма. И именно в то время был заложен фундамент для создания современного светского государства.

В настоящее время, все законы и нормативные правовые акты интегрированы на построение постсекулярного общества, где религия играет значительную роль. Мы полагаем, что у современного человека появляется достаточно возможностей для создания собственной религии со своими ценностями и культурными традициями. Это в первую очередь проявление свободы, и отличительной чертой здесь будет являться «новый мистицизм», который рассматривал Т. Лукман, утверждавший, что каждого человека нужно наделить автономией для того чтобы он развивал себя в определенной сфере и создавал именно свою уникальную «невидимую» религию [1, с. 53].

На современном этапе развития науки наблюдается тенденция методологического плюрализма и развития междисциплинарного подхода к изучению религии в целом, что способствует формированию у исследователей более полного представления о столь интересном общественном феномене.

Таким образом, нами рассмотрены основные условия зарождения религии, проанализированы концепции и идеи, а также мнения различных исследователей. Исследовав сущность вопроса, нами был сделан следующий вывод, что на протяжении исторического развития существовало множество предположений и взглядов относительно зарождения религии, исследователями было выдвинуто множество доктрин: материалистическая и идеалистическая, натуралистическая, психологическая, антропологическая, и другие, однако в конечном итоге каждый индивид сам решает какой концепции ему придерживаться.

Исходя из сущности вопроса, мы полагаем, что заслуживает внимания психологическая теория, поскольку человек существо уязвимое, и для полноценного выживания ему необходима психологическая поддержка и вера в нечто сверхъестественное, божественное. Так же на наш взгляд, интересным является мнение Джона Толанда, который связал зарождение религии с культом покойников.

Несомненно, полифакторность процесса формирования религии вызывает множество вопросов, но в то же время, путем досконального исторического и научного анализа можно прийти к определенному пониманию. Сложный и многогранный процесс возникновения религии, как одной из форм общественного сознания, обусловлен влиянием ряда групп факторов, как естественного, так и социального характера.

Спектр проблем зарождения религии в определенных социальных системах и сегодня представляет значительный интерес для изучения, поскольку дает возможность понять сущность многих социальных систем, их устойчивость или, напротив, нестабильность, а также основные особенности их развития.

Список используемой литературы:

1. Четверткова А. В. Религия в современном мире: характер трансформаций // Шаг в науку. - 2015. - № 8. - С. 51-53.

2. Фоминская М. Д. Соотношение веры и разума в постсекулярном мире: «возвращение» религиозной проблематики в западноевропейский философско-правовой дискурс // Философия права. - 2015. - № 1. - С. 8.

3. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.

4. Хлебников Г. Происхождение религии. URL: http://www.pravoslavieto.com/docs/ru/apolo getika/3_proizhod_religii.htm. - Дата доступа: 13.10.2018.

5. Крывелев И. А. О доказательствах бытия божия. URL: http://www.atheism.ru/old/KryAth2.html. - Дата доступа: 14.10.2018.

6. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 29. М. - 1967. - 445 с.

7. Зотов А. Ф. Западная философия XX века. М.: Директ медиа Паблишинг. - 2005. - 439 с.

8. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен [философские проблемы исследования]. М.: Изд-во «Мысль». - 1973. - 144 с.

9. Толанд Дж. Письма к Серене // Антлийские материалисты XVIII века. Собр. Произведений в 3-х т., Т 1. М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль». - 1967. - 445 с.

10. Францов Г. П. Научный атеизм. Избранные труды. М.: Изд-во «Наука». - 1972. - 628 с.

11. Яблоков И. Н. Религиоведение. М.: Изд-во «Гардарики». - 2005. - 317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.