Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании взаимоотношения государства и религии. Концептуализация проблемы возникновения христианства'

К вопросу о правовом регулировании взаимоотношения государства и религии. Концептуализация проблемы возникновения христианства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ ОБЩЕСТВО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОЛИТИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудёлка Олег Сергеевич,

Статья посвящена рассмотрению вопроса политизации религии в современном мире и выявлению основополагающих критериев данного феномена. Публикация затрагивает осознание значимости веры в трансформационной модели религиозного мировоззрения современного индивидуума и содержит в себе обоснованные выводы. В статье рассматривается взаимоотношение власти и религии, а также обеспечение свободы совести в современном светском государстве. Тезис демонстрирует диссонансное несоответствие действительности религиозных и политических моментов провозглашаемым на законодательном уровне эталонам. Также дается определение понятию «постсекулярное общество» и разъясняется обоснованность этого явления в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании взаимоотношения государства и религии. Концептуализация проблемы возникновения христианства»

К вопросу о правовом регулировании взаимоотношения государства и религии. Концептуализация проблемы возникновения христианства

On the issue of legal regulation of the relationship between state and religion. Conceptualization of the problem of the emergence of Christianity

Кудёлка Олег Сергеевич

Студент 3 курса, Факультет экономики и права, Барановичский государственный университет (БарГУ), Республика Беларусь, г. Барановичи, e-mail: kudelkaoleg@mail.ru

Kudelka Oleg

Student 3 term, Faculty of Economics and Law, Baranovichi State University (BarSU), Republic of Belarus, Baranovichi, e-mail: kudelkaoleg@mail.ru

Научный руководитель Крутько Руслан Викторович

Магистр юридических наук, Старший преподаватель кафедры гражданских и уголовно-правовых дисциплин, Барановичский государственный университет (БарГУ), Республика Беларусь, г. Барановичи, e-mail: rus_krut14@mail.ru

Scientific adviser Krutko Ruslan

Master of Laws,

Senior Lecturer at the Department of Civil and Criminal Law Disciplines,

Baranovichi State University (BarSU), Republic of Belarus, Baranovichi, e-mail: rus_krut14@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению вопроса политизации религии в современном мире и выявлению основополагающих критериев данного феномена. Публикация затрагивает осознание значимости веры в трансформационной модели религиозного мировоззрения современного индивидуума и содержит в себе обоснованные выводы. В статье рассматривается взаимоотношение власти и религии, а также обеспечение свободы совести в современном светском государстве. Тезис демонстрирует диссонансное несоответствие действительности религиозных и политических моментов провозглашаемым на законодательном уровне эталонам. Также дается определение понятию «постсекулярное общество» и разъясняется обоснованность этого явления в наше время.

Annotation.

The article is devoted to the consideration of the question of the politicization of religion in the modern world and the identification of the fundamental criteria of this phenomenon. The publication touches upon the awareness of the significance of faith in the transformational model of the religious worldview of the modern individual and contains reasonable conclusions. The article discusses the relationship between government and religion, as well as ensuring freedom of conscience in a modern secular state. The thesis demonstrates a dissonant discrepancy between the reality of religious and political aspects of the standards proclaimed at the legislative level. It also defines the concept of «postsecular society» and explains the validity of this phenomenon in our time.

Ключевые слова: религия, повседневность, постсекулярное общество, мировоззрение, политизация

религии.

Key words: religion, everyday life, post-secular society, worldview, politicization of religion.

На сегодняшний день в мире существует огромное количество социальных регуляторов, одним из которых является религия. Изучение возникновения религии является запутанной и многогранной задачей,

которой посвящают свою жизнь многие исследователи. Религиозные идеи и взгляды, несомненно, имели место на существование во всех народах и цивилизациях мира. Однако, изучение данной тематики априори создает больше вопросов у научного сообщества нежели ответов [12].

Изучая сущность религии, большинство ученых исходит из фактического ее существования и на основании этого, веры в божественные явления, так как доказать либо же опровергнуть сие не представляется возможным. Странность в этом моменте представляет то, что большинством опрометчиво нарушается один из основополагающих законов логики: «закон достаточного основания», который гласит, что бремя доказывания лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. Впрочем, это уже другой момент для дискуссии, и данные вопросы все-таки следует рассматривать в общепризнанном ключе [13].

Следует отметить, что многие находят в вере успокоение и смысл жизни. Вера помогает им держаться в этом мире, и большинство людей сами для себя воссоздают определенные закономерности. Человек, как и много столетий назад, в большинстве своем, думает лишь о своих низменных потребностях, и зачастую этот путь приводит его в тупик, и опять же в этом случае ему на помощь приходит вера. Обосновать продолжительность существования религиозной направленности возможно различным причинами: это могут быть и кровопролитные воины, бедствия, любые тяжелые положения людей, где им необходима поддержка, но лишь одно остается незыблемым, верным, то, что вера всегда была, есть и будет во всех народах и нациях.

Вот что по этому поводу писал древнегреческий писатель и философ Плутарх: «Посмотрите на лице земли: вы найдете города без укреплений, без науки, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество, ни одного города, в котором не было бы никакого святилища, не были бы в обычае никакие молитвы, жертвы, клятвы и т. п.» [12]. И действительно, Плутарх много столетий тому назад правильно подметил, что люди без веры ничто.

В философском энциклопедическом словаре можно найти, что «по своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения». Религия позволяет человеку увидеть не только внешний мир, но и раскрыться внутренне, она определяет отношение индивидуума к окружающим и к самому себе [9, с. 576]. Религия, представляет собой духовную формацию, уникальную типологию взаимоотношения человека с окружающим миром, и имеет множество направлений в зависимости от традиционных жизненных особенностей акторов того или иного религиозного направления.

Если говорить о разнообразии религий и религиозных течений, то необходимо признать, что их существует огромное количество: ислам, буддизм, иудаизм, сикхизм, исповедующие индуизм, и другие. И конечно же нельзя не отметить самое распространенное религиозное течение - христианство. К христианской вере относят себя более 30 % населения всего земного шара. Христианство бесспорно представляет собой одно из самых величественных явлений в человеческой истории.

Традиционное видение христианства заключается в существовании одного человека, Иисуса Христа. И эта сентенция продолжает быть основополагающей и в настоящее время благодаря тому, что она зиждется на подпитке и вере в это огромного числа людей. И тут, конечно, необходимо отметить, что божественное происхождения Иисуса Христа, по крайней мере, среди образованных людей, подвергается сомнению. Однако, нельзя не отметить, что он был выдающейся личностью, которая смогла объединить вокруг себя огромное количество последователей и даже с успехом основать новую религию [7, с. 34].

Если проанализировать научную литературу, то представляется возможным отметить, что из нехристианских источников можно почерпнуть очень мало информации о жизни и существовании Иисуса Христа, однако кое-что можно найти. Так, одно из первых упоминаний о Христе можно найти в «Иудейских

древностях» Иосифа Флавия. В своих книгах он писал следующее: «В это время жил Иисус, мудрый мужик, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец, учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел много приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос. Хотя, по доносу знатных людей нашего народа, Пилат приказал распять его, его ученики, любившие его, остались ему верными. Ибо на третий день после своей смерти он опять явился к ним воскресший, как это, наряду с другими чудесными делами его, было предсказано пророками. От него ведут свое название христиане, секта которых с тех пор не прекращается» [7, с. 35].

Анализируя слова Иосифа Флавия, конечно, приходит много вопросов, почему, например, чудесных исцелений и воскрешения мертвых не описывали в своих трудах и не видели мудрецы Рима и Греции, и Иисус умер мученической смертью. Можно много отметить, однако, необходимо признать, что христианство — это то религиозное направление, которое смогло объединить вокруг себя миллиарды людей, и раз люди туда тянутся, значит, они находят там успокоение. В научной литературе можно найти, что Иисус являлся и Богом, и человеком, и если закрыть глаза на рациональное рассуждение, то и действительно существование Иисуса Христа является возможным. Одно остается точным, христианство возникло, и оно постепенно стало распространяться на обширные площади.

А вот что говорил о христианстве Ф. Ницше: «Христианство появилось в поздней римской империи в головах робких рабов, у которых кишка была тонка получить то, чего они действительно хотели. И это так прицепилось к философии, что их трусость сделалась добродетелью. Христиане хотели наслаждаться действительными благами: статусом, сексом, интеллектуальным совершенством, творческими способностями, но были слишком глупы, чтобы получить это, поэтому они сделали модным ханжеское вероучение, в котором они осуждали то, чего желали, но за что не хотели бороться из-за своей слабости и прославляли то, чего они не хотели но что случалось, поэтому в системе христианских ценностей отсутствие секса назвали непорочностью, слабость превратили в добродетель, подчинение человеку которого ненавидишь, стало послушанием, и физическую невозможность отомстить перекрутили во всепрощение» [14]. И действительно, в словах Ницше есть правда, однако, это полностью перечеркивает многовековые традиции и устои, которым следовали наши предки, поэтому не следует рассматривать его слова в абсолютно радикальном, атеистическом ключе.

В Республике Беларусь становление христианства связано с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 году [6, с. 85]. До крещения Руси Владимиром все племена и народы исповедовали язычество, однако, вопрос об установлении христианства возник уже давно. Население было готово к переходу к христианству, не хватало лишь только уверенного решения князя. И в 987 году он сам крестился в г. Херсонес (Крым), а в последующем крестил и всю свою дружину с прилегающими землями [6, с. 86].

С тех пор идея соотношения государства, права и религии все чаще и чаще заставляет обратить на себя внимание. Существует ряд стран, где религия претерпевает трансформацию под напором политических процессов. Безусловно, это недопустимо, но несмотря на это термин «политизация религии» существует. Любые политические процессы всегда публичны, именно поэтому политика затрагивает обширную часть общественных отношений. К Шмитт говорил: «Мир без конфликта стал бы миром без политики», и действительно, политические процессы предполагают возникновение дискуссий и что не странно конфликтов, именно в таком ключе можно прийти к истине [2, с. 192]. Возвращение религии в политику на сегодняшний день становится все более и более очевидным. К сожалению, часто это оказывается связано с политическим насилием и экстремизмом.

Важно отметить, что различные ученые используют различные определения для характеристики взаимоотношений государства и религии: «государственно-религиозные», «государственно-церковные» и

«государственно-конфессиональные» отношения [4, с. 4]. Мы полагаем, что в этом случае более целесообразно использовать третий вариант, поскольку в первом случае некоторые конфессии не имеют статуса религии (например, конфуцианство), а во втором само слово церковь демонстрирует превосходство христианства.

Сегодня все громче звучит идея становления постсекулярного общества, согласно которой концепция секуляризации потерпела крах. Если говорить точнее, то секуляризация - это процесс снижения роли религии в обществе, и такая тенденция показала свою несостоятельность с возникновением постсекулярного мышления. Необходимо признать, что концепции соотношения государства, права и религии подчинены именно идее постсекулярного общества [8]. Ответ прост - люди просто не могут жить без веры, и это естественно для нас. Таким образом, постсекулярное общество воссоздает структуру политических возможностей для того, чтобы религия стала важным идеологическим и организационным фактором возврата к вековым традициям.

В Республике Беларусь с точки зрения исторического взаимоотношения власти и религии фундаментальной ценностью является свобода совести, которая в первую очередь получила жизнь в связи с европейской секуляризацией. Закрепление современного понятия свобода совести произошло в XX веке. И тут различные исследователи выделяют различные периоды. В.В. Старостенко выделяет три периода: Российской империи, советской истории и суверенной Республики Беларусь [5, с. 11]. Необходимо заметить, что именно в третий период суверенной Республики Беларусь государство начало отказываться от мировоззрения атеизма. И именно в то время был заложен фундамент для создания современного светского государства.

Первый нормативный правовой акт о свободе совести в Республике Беларусь - Закон от 17.12.1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», он создавал демократические условия для развития религиозной деятельности в Республике Беларусь. В 1994 году нормы свободы совести были включены в Конституцию Республики Беларусь. В последующем из-за возрастающей роли зарубежных миссионерских миссий, прежде всего позднего протестантизма, Республике Беларусь пришлось пересмотреть законодательство и правовое отношение между государством и религиозными организациями. В этом ключе была принята в 1996 году новая редакция Конституции Республики Беларусь, согласно которой теперь «взаимоотношение государства и религиозных организаций регулировались законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» [5, с. 12].

Таким образом, новая редакция закрепила снятие запрета на установление каких-либо преимуществ одной религии по отношению к другим. На сегодняшний день правовое обеспечение свободы совести в Республике Беларусь обеспечивается Законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 22.12.2011 года [5, с. 14]. Важно заметить, что Закон 2011 года текстологические не закрепляет, что Республика Беларусь светская страна, но смысловое значение указывает на светский характер государства.

Также в Законе 2011 года буквально разграничиваются термины «свобода вероисповедания» и «свобода совести». Право на свободу совести предполагает самостоятельный выбор лицом религиозных либо же атеистических взглядов. Свобода вероисповедания предполагает право выбирать, участвовать и распространять религиозные учения. Устоявшиеся религиозные взгляды придают стабильность государству, вот что по этому поводу писал Э. Дюркгейм: «Религиозные представления, та сила, которая придает безусловный авторитет существующей социальной организации» [3, с. 52].

Фундаментальными идеями правоотношений в сфере религиозной жизни, Закон 2011 года провозглашает право граждан на «свободу совести и свободу вероисповедания», на равенство независимо от отношений к религии, равенство религий перед законом и др. Согласно статье 16 Конституции Республики Беларусь и Закону 2011 года взаимоотношения государства и религиозных организаций выстраиваются «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

Объявлено, что государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними специальных соглашений. Также, обсуждался вопрос, чтобы внести в закон идею отмены обязательной государственной регистрации религиозных объединений, что на наш взгляд не совсем целесообразно.

Также определенное внимание уделено закреплению правового статуса религиозных организаций и их созданию. Увеличение численности верующих для регистрации религиозной общины до 20 человек вызвало много недовольств, но это практически не сказалось на численности общин в Республике Беларусь.

Все законы и нормативные правовые акты интегрированы на построение постсекулярного общества, где религия играет значительную роль. Мы полагаем, что у современного человека появляется достаточно возможностей для создания собственной религии со своими ценностями и культурными традициями. Это в первую очередь проявление свободы, и отличительной чертой здесь будет являться «новый мистицизм», который рассматривал Т. Лукман, утверждавший, что каждого человека нужно наделить автономией для того чтобы он развивал себя в определенной сфере и создавал именно свою уникальную «невидимую» религию [3, с. 53].

Таким образом, нормативная база Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях выступает переработанной правовой системой первой половины 1990-х годов, а законодательство не лишено определенных противоречий. В Республике Беларусь политизация церковной жизни крайне незначительна, однако есть моменты, когда вопросы политизации религии стоят очень злободневно. Государство в настоящее время рационально выстраивает свои отношения с Белорусской Православной Церковью, и обеспечивает это нормативным закреплением. Но в свою очередь религиозные представители выступаю во многих сферах жизнедеятельности общества, что ставит в опасность возникновение политизации религии. Также мы полагаем, что нет необходимости отменять обязательную регистрацию религиозных объединений [11].

Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что существует необходимость совершенствования правового регулирования отношений, связанных с реализацией свободы совести, в части легитимизации деятельности малых религиозных групп, и другое. На практике реализация норм Конституции напрямую зависит от деятельности органов государственного управления, и осознания обществом значимости свободы совести.

Список используемой литературы:

1. Матвиенко В.А. Политические партии и религии в современном мире: институциональные аспекты взаимодействия // Вестник ЗабГУ. - 2017. - № 4. - С. 62-67.

2. Лебедев В.С. Политизация религии в современном мире: концептуализация проблемы // Политэкс. -2015. - № 3. - С. 192-198.

3. Четверткова А.В. Религия в современном мире: характер трансформаций // Шаг в науку. - 2015. - № 8. - С. 51-53.

4. Усенков И.А. Основные концепции соотношения государства, права и религии в современном мире и их практическая реализация // Концепт. - 2017. - № 11. - С. 42-48.

5. Коваленя А.А. Христианство в Беларуси: история и современность. - Минск: Беларуская навука, 2014.

- 494 с.

6. Мартос А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. - Минск: Белорусский экзархат, 2000. - 351 с.

7. Каутский К. Происхождение христианства. - Москва: Политиздат, 1990. - 462 с.

8. Фоминская М.Д. Соотношение веры и разума в постсекулярном мире: «возвращение» религиозной проблематики в западноевропейский философско-правовой дискурс // Философия права. - 2015. - № 1. - С. 8.

9. Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836

с.

10. Красникова А.Н. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. - М.: Канон, 1998. -

433 с.

11. Naviny.by [Электронный ресурс]. - Минск, 2005. - Режим доступа: https://naviny. by/article/2 0160818/1471502695-vopros-svobody-religiy-v-belarusi-zavisit-ot-politicheskoy-voli-vlastey. - Дата доступа: 14.10.2018.

12. Хлебников Г. Происхождение религии. URL: http://www.pravoslavieto.com/docs/ru/apolo getika/3_proizhod_religii.htm. - Дата доступа: 13.10.2018.

13. Крывелев И.А. О доказательствах бытия божия. URL: http://www.atheism.ru/old/KryAth2.htmI. - Дата доступа: 14.10.2018.

14. Православие.ру URL: http://www.pravoslavie.ru/7007.html. - Дата доступа: 14.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.