Научная статья на тему 'Условия возникновения флаттера крыла самолёта Ту-154'

Условия возникновения флаттера крыла самолёта Ту-154 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
576
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FLUTTER / CRITICAL FLIGHT SPEED / SELF-OSCILLATIONS / HURWITZ CRITERION / ФЛАТТЕР / КРИТИЧЕСКИ СКОРОСТЬ / АВТОКОЛЕБАНИЯ / КРИТЕРИЙ ГУРВИЦА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Матросов Андрей Анатольевич, Родионов Олег Владимирович

Определена критическая скорость полета самолета ТУ-154, при которой возникает флаттер крыла, с помощью модели крыла, совершающего изгибно-крутильные колебания в вертикальной плоски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCURRENCE CONDITIONS OF WING FLUTTER OF THE AIRCRAFT TU-154

The article determines critical flight speed of the airplane TU-154 at which wing flutter occurs, using the model of the wing performing flexural-torsional vibrations.

Текст научной работы на тему «Условия возникновения флаттера крыла самолёта Ту-154»

УДК 531.011

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЛАТТЕРА КРЫЛА САМОЛЁТА ТУ-154

UDC 531.011

OCCURRENCE CONDITIONS OF WING FLUTTER OF THE AIRCRAFT TU-154

А. А. Матросов, О. В. Родионов

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация amatrosov@donstu.ru

Определена критическая скорость полета самолета ТУ-154, при которой возникает флаттер крыла, с помощью модели крыла, совершающего изгибно-крутильные колебания в вертикальной плоски.

Ключевые слова: флаттер, критически скорость, автоколебания, критерий Гурвица.

Matrosov A.A., Rodionov O. V.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

amatrosov@donstu.ru

The article determines critical flight speed of the airplane TU-154 at which wing flutter occurs, using the model of the wing performing flexural-torsional vibrations.

Keywords: flutter, critical flight speed, self-oscillations, Hurwitz criterion

Введение. Флаттер — опасное явление, возникающее при определённых скоростях. Основной причиной флаттера является встречный поток воздуха, приводящий к неустойчивым автоколебаниям крыльев, элеронов и других упругих элементов фюзеляжа самолета, что, в конечном счете, может привести к разрушению самолёта. Чтобы не допускать этих автоколебаний, рассчитывается критическая скорость полета.

Рассмотрим механизм возникновения автоколебаний крыльев самолета, двигающегося горизонтально с постоянной скоростью.

При флаттере крыло совершает сложные гармонические колебания. В качестве первого приближения примем модель жесткого крыла с упругими связями (рисунок 1), имеющие две степени свободы [1].

Рис. 1. Жесткое крыло с упругими связями

В качестве обобщенных координат примем: — линейную координату отклонения

центра жесткости, (2 = ф — угловое отклонение при закручивании, где х0 — расстояние от

— длина хорды крыла; съ с2 —

Рис. 2. Обобщенные координаты и силы, действующие на крыло.

Составим уравнение Лагранжа второго рода малых колебаниях крыла:

т—т+т=о " -=2

Кинетическая энергии крыла определяется по теореме Кенига.

Т = ^ту 2 + -2]сф2 = 1т ( у+ Ъф )2 + 1 ]сф2

(1)

(2)

где т. ] с — масса и момент инерции крыла относительно центра масс; Ь — расстояние между центром жесткости и центром масс крыла.

Потенциальная энергия пружин с учётом положения центра тяжести с-¡_х0 = с2(Ь — х0),

равна

1 7 1 Э

п = - с±(у— х0ф) + - С2\у+ (Ь — х0)ф] (3)

Обобщенными силами будут аэродинамические силы, причем сила Уа направлена против направления отсчета координаты у. а момент М а — по направлению отсчета угла ф. Аэродинамические силы непотенциальны и пропорциональны скоростному напору воздуха р V2 / 2, где р — плотность набегающего потока; V — его скорость. В первом приближении они пропорциональны приращению угла атаки:

0у = — Уа , 0р = Ма, (4)

Причем

р V2 у

Уа=^ Су( Ф+у)

Ма=^$ С У( ф+У)

(5)

Здесь £ — площадь крыла; Су, су — коэффициенты подъемной силы и аэродинамического момента.

Подставив выражения (4), (5) в уравнения Лагранжа, получим линеаризованные уравнения:

ту + тЬ ф + (с1 + с2)у = — Уа

тЬу + /ф + сф = Ма , (6)

где / = ]с + тЬ2 — момент инерции крыла относительно оси жесткости, с = с1х2 + с2(Ь — х0)2 — жесткость крыла на кручение.

Представим уравнения (6) в следующем виде:

у + Ьцу + с1±у + а±2ф + с±2ф = 0

У + Ь21У + а22ф + с22ф = 0 , (7)

где

, _ 1 ру2 „ у 1 _ 1 , л

Ь1су~ ' с1 1=~( с1 + с2) ' а 12 Ь '

с12= т 2 5 сУ ,

с =__L( с р 1у2

с2 2 = ^ ( с

^ ___1 а — 1

21 = тЬ 2 сту ' а22 = тЬ ,

5 су)

(8) (9)

тЪ 4 2

Проведем теперь исследование решения уравнений (7). Разыскивая решение однородной системы уравнений в виде:

у = Аеи , (р = Веи получим характеристическое уравнение:

а0Л4 + ахЯ3 + а2Л2 + а3Л + а4 = 0 где

а0 = а22 — а12 , а1 = Ь11а22 — Ь21а12 , а2 = с22 + с11а22 — с12 а3 = Ь11с 22 — Ь21с12, а4 = с11с22

Заключение об устойчивости или неустойчивости движения можно сделать, применив критерий Гурвица. Согласно этому критерию движение будет устойчивым, если все коэффициенты характеристического уравнения (9) будут положительными и определитель Д 3> 0:

(11) (12)

При будет происходить самовозбуждение и возникнут нарастающие колебания.

Численные расчеты показывают что (11) выполняются автоматически и критическая скорость определяется из численного решения не равенства (12).

Библиографический список.

1. Алфутов, Н. А. Устойчивость движения и равновесия / Н. А. Алфутов, К. С. Колесников — Т. 3. — Москва : Изд-во МГТУ, 2003. — 256 с.

2. Бехтир. В. П Практическая аэродинамика самолета ТУ-154М. / В. П. Бехтир, В. М. Ржевский, В. Г. Ципенко — Москва : Воздушный транспорт. 1997. — 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.