Научная статья на тему 'Условия возбуждения уголовных дел в отношении отдельных участников избирательного процесса'

Условия возбуждения уголовных дел в отношении отдельных участников избирательного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2440
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / INITIATION OF A CRIMINAL CASE / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / PROCEDURAL GUARANTEES / ОСОБЫЙ ПОРЯДОК / SPECIAL PROCEDURE / ОСОБЫЙ СТАТУС / SPECIAL STATUS / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTION PROCESS / ЧЛЕН ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ / MEMBER OF THE ELECTION COMMISSION / ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ КАНДИДАТ / REGISTERED CANDIDATE / УСТАВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / CHARTER OF CRIMINAL JUDICIAL PROCEEDINGS / УПК РСФСР / THE CRIMINAL PROCEDURAL CODE OF THE RSFSR / УПК РФ / CRIMINAL PROCEDURAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЛИЧНАЯ ТАЙНА / СЕМЕЙНАЯ ТАЙНА / ОБЫСК В ЖИЛИЩЕ / ОСМОТР ЖИЛИЩА / СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ / ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адигамова Юлия Ильдусовна

В статье анализируется уголовно-процессуальная специфика возбуждения уголовных дел в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, зарегистрированного кандидата в депутаты и кандидата в Президенты РФ. Возбуждение уголовных дел в отношении отдельной категории лиц практически всегда вызывает значительный общественный резонанс, а избирательные кампании, в свою очередь, зачастую имеют политическую окраску. Ввиду непрекращающейся дискуссии в уголовно-процессуальной науке по вопросу ликвидации стадии возбуждения уголовного дела, а также с учетом закрепления в УПК РФ особенностей производства в отношении особой категории лиц, считаем необходимым придерживаться точки зрения сторонников ее сохранения. Это позволит обеспечить конституционные и уголовно-процессуальные гарантии этих лиц. Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют комплексный и системный подход к изучению нормативноправовых актов, регламентирующих особый правовой статус отдельных участников избирательного процесса. Поскольку положения гл. 52 УПК РФ являются скорее исключением из принципа равенства всех перед законом или судом, предложено дополнить уголовно-процессуальное законодательство нормой, закрепляющей пределы действия особого правового статуса отдельных лиц. По результатам мониторинга избирательного законодательства субъектов РФ предложены изменения в Кодекс Республики Башкортостан о выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Адигамова Юлия Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for the initiation of criminal cases against certain participants of the election process

The article concerns the criminal procedural specificities of the initiation of criminal cases against members of election commission with the right of deciding vote, registered candidates for deputy position and candidate for the presidency in the Russian Federation. Initiation of criminal cases against a certain categories of persons almost always cause significant public resonance, and the election campaigns often have political tint to them. Due to the unstopping discussion in the criminal procedural law on the issue of liquidation of the initiation stage in a criminal case and taking into account the provisions of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation on the specific features of proceedings against certain categories of persons, it seems necessary to support those in favor of its preservation. It shall allow to uphold the constitutional and criminal procedural guarantees for these persons. The theoretical and methodological basis for the study involves a complex and systemic approach towards the studies of the normative legal acts regulating the special procedural status of some participants of the election process. Since the provisions of Chapter 52 of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation provide an exclusion from the principle of equality of all persons in court and under the law, it is offered to amend the criminal procedural legislation with the norm providing for the limitations to the application of the special procedural status of some persons. As a result of monitoring of the election legislation of the constituent subjects of the Russian Federation it is also offered to amend the Code on Elections of the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Условия возбуждения уголовных дел в отношении отдельных участников избирательного процесса»

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Ю.И. Адигамова*

Условия возбуждения уголовных дел в отношении отдельных участников избирательного процесса**

Аннотация. В статье анализируется уголовно-процессуальная специфика возбуждения уголовных дел в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, зарегистрированного кандидата в депутаты и кандидата в Президенты РФ. Возбуждение уголовных дел в отношении отдельной категории лиц практически всегда вызывает значительный общественный резонанс, а избирательные кампании, в свою очередь, зачастую имеют политическую окраску. Ввиду непрекращающейся дискуссии в уголовно-процессуальной науке по вопросу ликвидации стадии возбуждения уголовного дела, а также с учетом закрепления в УПК РФ особенностей производства в отношении особой категории лиц, считаем необходимым придерживаться точки зрения сторонников ее сохранения. Это позволит обеспечить конституционные и уголовно-процессуальные гарантии этих лиц. Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют комплексный и системный подход к изучению нормативно-правовых актов, регламентирующих особый правовой статус отдельных участников избирательного процесса. Поскольку положения гл. 52 УПК РФ являются скорее исключением из принципа равенства всех перед законом или судом, предложено дополнить уголовно-процессуальное законодательство нормой, закрепляющей пределы действия особого правового статуса отдельных лиц. По результатам мониторинга избирательного законодательства субъектов РФ предложены изменения в Кодекс Республики Башкортостан о выборах.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, процессуальные гарантии, особый порядок, особый статус, избирательный процесс, член избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат, Устав уголовного судопроизводства, УПК РСФСР, УПК РФ, личная тайна, семейная тайна, обыск в жилище, осмотр жилища, судебное решение, гарантии.

Законодатель впервые за долгие годы решился на детальную регламентацию производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц, осуществляющих публичную деятельность, дополнив УПК РФ отдельной главой. Цель данной новеллы очевидна: защитить депутатов, судей, прокуроров, следователей, адвокатов и иных лиц, осуществляющих публичную деятельность, от необоснованного обвинения и ограничения их прав и свобод. Возникновение и развитие указанного производства по уголовным делам обусловлено конкретным историческим этапом развития общества. Например, идеология феодализма предполагала главенствующую роль собственников земельных участков, возвышение их над простыми людьми. Широкая практика ис-

пользования политико-правовых средств, в частности льгот и привилегий, обуславливалась исключительно политическими и экономическими интересами господствующих классов и элит. Со временем такая политика изменилась — вслед за изменениями самого общества. Особыми правовыми статусами оно стало наделять не лиц, принадлежащих к определенному сословию, а лиц, исполняющих какие-либо государственные обязанности либо функции. Впервые такая позиция была закреплена в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. (далее — УУС), в котором за основу распространения на отдельные категории лиц изъятий из общего порядка уголовного процесса взяли иной, функциональный критерий — лицо имело право на особый порядок производства

© Адигамова Ю.И., 2015

* Адигамова Юлия Ильдусовна — ассистент кафедры уголовного права и процесса Башкирского государственного университета. [[email protected]]

450005, Россия, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131.

** Материалы международной научно-практической конференции «Уголовное судопроизводство: история и современность», посвященной 150-летию Устава уголовного судопроизводства Российской империи.

по уголовному делу сообразно важности выполняемых им общественных и государственных функций1. Согласно ст. 1080 УУС, он был предусмотрен в отношении судей, прокуроров, некоторых других лиц судебного ведомства. Между тем УПК РСФСР аналогичных норм не содержал. Процессуальные гарантии отдельных лиц были урегулированы иными законами. Гл. 52 УПК РФ содержит нормы, регулирующие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц, среди которых присутствуют и участники избирательного процесса — член избирательной комиссии с правом решающего голоса, зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также кандидат в Президенты РФ. Особые правовые гарантии стали распространятся на зарегистрированного кандидата и членов избирательных комиссий с правом решающего голоса лишь с принятием Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Впоследствии были внесены изменения и в уголовно-процессуальное законодательство.

Как отмечает А.В. Иванченко, современная организация демократического избирательного процесса и гарантированность избирательных прав и свобод граждан предопределяет содержание правового статуса избирательных комиссий, одной из основных компонент которого является природа избирательных комиссий как постоянно действующих органов (за исключением нижестоящих избирательных комиссий), занимающих особое место в системе государственных органов и механизме функционирования государственной власти2. В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях»), избирательной комиссией признается коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Закон также содержит дополнительные условия, без соблюдения которых

не может быть возбуждено уголовное дело в отношении: члена избирательной комиссии с правом решающего голоса; члена Центральной избирательной комиссии (далее — ЦИК) с правом решающего голоса; председателя избирательной комиссии субъекта РФ. Полномочие возбудить уголовное дело в отношении члена избирательной комиссии предоставлено лишь руководителю следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ, а в отношении члена ЦИК РФ с правом решающего голоса или председателя избирательной комиссии субъекта РФ — Председателю Следственного комитета РФ.

В своем интервью итальянской газете «Corriere della Sera» Председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин привел следующие статистические данные: в 2010 г. в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом, было принято свыше полутора тысяч решений об уголовном преследовании. В их числе 55 членов избирательной комиссии3.

Гарантия неприкосновенности, действующая для члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе и в межвыборный период, была законодательно закреплена в целях обеспечения независимости и беспристрастности избирательных комиссий и их членов. Как отмечено в Определении Верховного суда РФ от 24.03.2004 г. по делу № 22-Г04-2, гарантии, связанные с возможностью привлечения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса к уголовной ответственности и административному взысканию, не должны ограничиваться только периодом подготовки и проведения вы-боров4. Действительно, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях», в задачи комиссий входит не только обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан РФ, осуществление подготовки выборов (включая повторные и дополнительные), но и ряд иных функций, осуществляемых вне периода избирательной кампании — организация государственной системы регистрации (учета) избирателей, осуществление финансового контроля за деятельностью политических партий и т.д. Поэтому ограничение действия указанной гарантии периодом избирательной кампании может повлечь за собой возможность воздействия на члена избирательной комиссии с целью воспрепятствования свободному осуществлению им своих полномочий, что приведет к снижению эффективности работы комиссии по подготовке и проведению избира-

1 Устав уголовного судопроизводства 1864 г. // Сайт Конституции РФ. Список актов конституционного значения 1600-1918 г. URL: http//constitution.garant.ru/history/ act1600-1918/3137/ (последнее посещение — 25 февраля 2014 г.).

2 См.: Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М.: Весь Мир, 1996. С. 48-49.

3 URL: sledcom.ru/interview/34206.html (последнее посещение — 24 февраля 2014 г.)

4 Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2004 № 22-Г04-2 «О признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 10 статьи 17 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2001 "О выборах Президента Республики Северная Осетия-Алания"».

тельной кампании. Без члена избирательной комиссии с правом решающего голоса комиссия не сможет провести правомочное заседание и, таким образом, лишится возможности продолжения деятельности по подготовке и проведению выборов. Кроме того, ограничение данной гарантии может повлечь нарушение принципа несменяемости состава избирательной комиссии, который имеет первостепенное значение в решении вопроса обеспечения эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан — основной цели деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации.

А.П. Рыжаков отмечает, что действующее уголовно-процессуальное законодательство не содержит норм, позволяющих вышестоящим руководителям следственных органов принимать отнесенное к компетенции нижестоящего руководителя следственного органа решение5. Так, Председатель Следственного комитета РФ при буквальном толковании статей Федерального закона «Об основных гарантиях» и УПК РФ не вправе возбудить уголовное дело в отношении не являющегося членом ЦИК РФ с правом решающего голоса или председателем избирательной комиссии субъекта РФ члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Поводы к возбуждению уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса — это источники осведомленности руководителя следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ о готовящемся, совершаемом либо совершенном членом избирательной комиссии с правом решающего голоса преступлении6, среди которых, как правило, имеют место — заявление о преступлении или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В свою очередь, к числу иных источников следует относить опубликованные в различных СМИ статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном членом избирательной комиссии с правом решающего голоса преступлении. В ходе практически каждой избирательной кампании буквально все печатные издания — от бульварных до правительственных, а также Интернет (сайты и блоги), напичканы огромным количеством «сообщений» о правонарушениях и преступлениях против избирательных прав граждан.

Основанием для возбуждения уголовного дела в отношении члена избирательной комис-

5 См.: Рыжаков А.П. Комментарий к п. 18 и 18.1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Значимые гарантии независимости члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса // СПС «Консультант Плюс».

6 См.: Рыжаков А.П. Указ. соч.

сии с правом решающего голоса по преступлениям против избирательных прав граждан будет являться достаточная совокупность данных, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных ст. 141—142.1 УК РФ, а именно: признаки противоправности и общественной опасности, которые, в свою очередь, соотносятся с объектом и объективной стороной состава указанных преступлений. Отдельные признаки преступления могут содержаться как в самом поводе, так и появиться в ходе процессуальной проверки сообщения о преступлении. Однако и этого не достаточно. Для возбуждения уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии требуется еще и информация о субъекте преступления. Статус такого субъекта преступлений против избирательных прав граждан как член избирательной комиссии непосредственно зависит от уровня соответствующей избирательной комиссии. Члены ЦИК РФ назначаются Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой; члены избирательной комиссии субъекта РФ назначаются высшим должностным лицом или законодательным органом государственной власти данного субъекта РФ; члены избирательной комиссии муниципального образования назначаются в состав комиссии представительным органом соответствующего муниципального образования; члены территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий назначаются решением вышестоящей избирательной комиссии7.

Таким образом, порядок возбуждения уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса следующий. Должностное лицо, уполномоченное возбуждать уголовные дела, принимает заявление (сообщение) о готовящемся или совершенном преступлении. Согласно ст. 144 УПК РФ, следователь (дознаватель или другое должностное лицо) обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, а по результатам процессуальной проверки принять решение, в соответствии со ст. 151 УПК РФ, о передаче по подследственности. Следователем (дознавателем или другим должностным лицом) констатируется наличие повода и основания возбуждения уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Материалы проверки заявления (сообщения) о преступлении, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях», направляются руководителю следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ, либо же, если имеют место материалы проверки в отношении члена ЦИК РФ с правом решающего голоса или председателя избирательной комиссии

7 См.: Турищева Н.Ю. К вопросу о субъекте преступлений против избирательных прав // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 26-34.

субъекта РФ, — Председателю Следственного комитета РФ. Председатель Следственного комитета РФ (руководитель следственного органа Следственного комитета) рассматривает поступившие материалы и выносит постановление о возбуждении уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Иными субъектами преступлений против избирательных прав граждан могут быть зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы, зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также кандидаты в Президенты РФ. Так же, как и член избирательной комиссии, данные субъекты внесены в перечень лиц, в отношении которых, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, применяется особый порядок производства по уголовным делам. Зарегистрированный кандидат — лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях»). О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях). Особый правовой статус зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы определяется Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ — законами субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», п. 13 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, решение о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата может быть принято с согласия Председателя Следственного комитета РФ. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. Форма дачи согласия уголовно-процессуальным законом не урегулирована. Представляется, что это может быть отдельный процессуальный документ (по аналогии с имевшей место в УПК РФ формой постановления прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела (прил. 22)) или резолюция на постановлении о возбуждении уголовного дела. Согласимся с мнением А.П. Ры-жакова, устного согласия для принятия решения

о возбуждении уголовного дела не достаточно8. Постановление о возбуждении уголовного дела приобретает юридическую силу не в момент составления его следователем, а после получения письменного согласия Председателя Следственного комитета РФ (руководителя следственного органа Следственного комитета — соответственно уровню выборов).

Кандидат в Президенты РФ — это лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Президента РФ. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, решение о возбуждении уголовного дела в отношении кандидата могут быть приняты только Председателем Следственного комитета РФ.

Федеральный закон «Об основных гарантиях» в ст. 39 провозглашает принцип равенства кандидатов, и это означает, что все кандидаты имеют одинаковые права, выполняют одинаковые обязанности, должны соблюдать одинаковые запреты; зарегистрированные кандидаты имеют одинаковые гарантии своей деятельности. Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, встреч с избирателями, других мероприятий. И Конституционный Суд РФ отмечает, что равное избирательное право заключается, в частности, в участии в выборах на равных основаниях, что обеспечивается в том числе предоставлением для кандидатов равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании9. Положение, закрепленное в ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях», имеет целью защиту зарегистрированного кандидата от препятствий в его предвыборной деятельности со стороны силовых и других структур. Возбуждение уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата не должно повлечь изоляцию его от общественной жизни и избирательного процесса.

Процедура возбуждения уголовного дела в отношении кандидата в Президенты РФ анало-

8 См.: Рыжаков А.П. Комментарий к ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Важные гарантии деятельности кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ // СПС «Консультант Плюс».

9 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.2000

№ 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова и Л.Г. Маховой» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1429.

гична процедуре, осуществляемой в отношении члена ЦИК России с правом решающего голоса. В свою очередь, порядок возбуждения уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного органа следующий. Следователь (дознаватель или другое должностное лицо, уполномоченное возбуждать уголовные дела) констатирует наличие повода и основания для возбуждения уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, вносит постановление о возбуждении уголовного дела и направляет его с материалами проверки Председателю Следственного комитета РФ (руководителю следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ — соответственно уровню выборов).

В соответствии с ч. 3 ст. 54 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», при даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета РФ обязан известить об этом ЦИК РФ. Избирательное законодательство Республики Башкортостан аналогичную норму по отношению к зарегистрированным кандидатам в депутаты Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан не содержит, несмотря на то, что нормы об уведомлении избирательной комиссии субъектов РФ имеются в некоторых законах других субъектов РФ10, в связи с чем представляется необходимым дополнить и «Кодекс Республики Башкортостан о выборах» от 06.12.2006 № 380-з соответствующим положением.

К тому же законодателем не оговорены сроки предоставления искомого согласия. Лишь в Федеральном законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» имеется формулировка, указывающая на максимально быстрое информирование ЦИК: «В случаях принятия решений о возбуждении уголовного дела в отношении кандидата Председатель Следственного комитета Российской Федерации немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации». Представляется, что данный срок не должен составлять более 24 часов с момента дачи согласия, по аналогии с большинством уголовно-процессуальных норм об уведомлении тех или иных субъектов, вовлеченных в сферу уголовного процесса.

Также в законах не содержится положений о том, какой должна быть реакция избирательной комиссии на это сообщение. Аннулировать

регистрацию такого кандидата ЦИК не вправе, в силу действия ст. 49 Конституции РФ. После сообщения Председателя Следственного комитета РФ ЦИК России вправе получать информацию о ходе следствия и судебного разбирательства. И только в том случае, если до дня выборов суд вынесет обвинительный приговор, определит в нем зарегистрированному кандидату наказание в виде лишения свободы, и приговор вступит в законную силу, ЦИК России обязана будет отменить регистрацию.

Необходимость закрепления особого правового статуса зарегистрированного кандидата в науке остается спорной. «Кандидат, пусть даже на должность Президента Российской Федерации, — это еще не избранное должностное лицо, авторитет которого подтвердили бы избиратели, посредством голосования»11. Ввиду того, что вопросы нарушений избирательного законодательства зачастую имеют политическую окраску и привлекают к себе чрезмерное внимание со стороны СМИ, закрепление особого правового статуса зарегистрированного кандидата позволит оградить его от сфабрикованных уголовных дел и отстранения от участия в выборах. По словам представителей Следственного комитета России, при привлечении к ответу высоких чиновников, как правило, имеет место противодействие и попытки вмешательства со стороны их еще более высоких покровителей; находятся всякого рода неправовые «аргументы», например: «хороший человек, он много сделал для региона», или: «скоро выборы, а он в числе кандидатов», или: «там же уважаемые люди, это же какой урон авторитету всей структуры». «Независимо от того, обижаются ли на нас или нет, мы действует твердо и по закону», — отмечает в своем интервью Председатель Следственного комитета России А. Бастрыкин12.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, призваны служить публичным интересам, обеспечивая их повышенную охрану законом именно в силу осуществляемых ими публично-значимых полномочий, ограждая их в соответствующий период от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости13. Проверяя

10 См., напр.: Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 г. № 252-35; «Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области»; Закон Удмуртской Республики УР от 13.04.2007 г. № 18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики»; Закон Свердловской области от 29.04.2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Свердловской области» и др.

11 Командирова Т.Г. Избирательные права российских граждан на выборах Президента Российской Федерации: Проблемы реализации и гарантии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 21.

12 Российская газета. 2009. 9 июля.

13 Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государ-

конституционность положений ст. 447 УПК РФ, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц установлен в целях беспрепятственного исполнения этими лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, исключения попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Повышенные гарантии неприкосновенности этих лиц обусловлены их особым правовым статусом и являются важным условием защиты публичных интересов, связанных с характером выполняемых ими процессуальных функций14. Конституционный Суд РФ разъяснил, что нормы гл. 52 УПК РФ самим законодателем определяются как специальные и обладающие при принятии процессуальных решений приоритетом по отношению к иным положениям уголовно-процессуального закона, в связи с чем нет неопределенности в вопросе о том, какими именно нормами УПК РФ должны руководствоваться правоприменительные органы15.

Необходимо отметить, что единые рекомендаций, в том числе со стороны Верховного Суда РФ, по вопросу действия особого правового статуса лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, в настоящее время отсутствуют. Не вызывает сомнения, что гарантии, предусмотренные ст. 448 УПК РФ, должны применяться независимо от того, в каком порядке — публичном, частно-публичном или частном — осуществляется уголовное преследование в отношении указанных лиц16.

Анализ судебной практики показывает, что суды приходят к выводу о необходимости определять статус лица на момент совершения им преступления, а не на момент принятия процессуального решения17. А.А. Казаков утверждает, что в тех ситуациях, когда субъект утратил особый правовой статус и ему вменяется совершение преступления, не связанного с ранее осуществляемой им служебной деятельностью, в

силу которой он обладал таким статусом, нормы гл. 52 УПК РФ применению не подлежат. Так, например, срок действия особого правового статуса зарегистрированного кандидата — со дня регистрации до официального опубликования общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии — до даты выбытия. Если предстоит повторное голосование для кандидатов, не участвующих во втором туре, рассматриваемая правовая гарантия оканчивает действие в день назначения избирательной комиссией повторного голосования. При проведении второго тура для кандидата, занявшего место выбывшего кандидата, действие рассматриваемой гарантии возобновляется.

Поскольку положения гл. 52 УПК РФ являются скорее исключением из принципа равенства всех перед законом и судом, считаем целесообразным дополнить ст. 447 УПК РФ (в части закрепления пределов действия особого правового статуса отдельной категории лиц) ч. 3 следующего содержания:

«Требования настоящей главы применяются при производстве по делам о преступлениях, совершенных отдельной категорией лиц, в рамках выполнения своих профессиональных либо иных обязанностей».

В заключение хотелось бы отметить, что с учетом закрепления в УПК РФ особой категории лиц, а также ввиду непрекращающейся дискуссии в уголовно-процессуальной науке по вопросу ликвидации стадии возбуждения уголовного дела, считаем необходимым придерживаться точки зрения сторонников ее сохранения. Это позволит обеспечить конституционные и уголовно-процессуальные гарантии отдельной категории лиц, а в частности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также кандидата в Президенты РФ.

ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 9. Ст. 828.

14 Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 № 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса губернатора Эвенкийского автономного округа о проверке конституционности положений статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 5. С. 40-41.

15 Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 № 264-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Молякова Игоря Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 222, 319 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

16 См. напр.: Дикарев И.С. Вопросы частного обвинения в правовых позициях Конституционного Суда РФ // Мировой судья. 2011. № 11. С. 12-16.

17 Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 29.04.2005 № 22-3942.

Библиография:

1. Дикарев И.С. Вопросы частного обвинения в правовых позициях Конституционного Суда РФ // Мировой судья. 2011. № 11. С.12—16.

2. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М.:Весь Мир, 1996. 304 с.

3. Командирова ТГ. Избирательные права российских граждан на выборах Президента Российской Федерации: Проблемы реализации и гарантии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 26 с.

4. Турищева Н.Ю. К вопросу о субъекте преступлений против избирательных прав // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 26-34.

References (transliteration):

1. Dikarev I.S. Voprosy chastnogo obvineniya v pravovykh pozitsiyakh Konstitutsionnogo Suda RF // Mirovoi sud'ya. 2011. № 11. S. 12-16.

2. Ivanchenko A.V. Izbiratel'nye komissii v Rossiiskoi Federatsii: istoriya, teoriya, praktika. M.: Ves' Mir, 1996. 304 s.

3. Komandirova T.G. Izbiratel'nye prava rossiiskikh grazhdan na vyborakh Prezidenta Rossiiskoi Federatsii: Problemy realizatsii i garantii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2008. 26 s.

4. Turishcheva N.Yu. K voprosu o sub''ekte prestuplenii protiv izbiratel'nykh prav // Zhurnal rossiiskogo prava. 2009. № 9. S. 26-34.

Материал поступил в редакцию 28 февраля 2014 г.

Conditions for the initiation of criminal cases against certain participants of the election process

ADIGAMOVA, Yulia Ildusovna — Assistant of the Department of Criminal Law and Process of the Bashkir State

Law University.

[[email protected]]

450005, Russia, Ufa, ul. Dostoevskogo, 131.

Review. The article concerns the criminal procedural specificities of the initiation of criminal cases against members of election commission with the right of deciding vote, registered candidates for deputy position and candidate for the presidency in the Russian Federation. Initiation of criminal cases against a certain categories of persons almost always cause significant public resonance, and the election campaigns often have political tint to them. Due to the unstopping discussion in the criminal procedural law on the issue of liquidation of the initiation stage in a criminal case and taking into account the provisions of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation on the specific features of proceedings against certain categories of persons, it seems necessary to support those in favor of its preservation. It shall allow to uphold the constitutional and criminal procedural guarantees for these persons. The theoretical and methodological basis for the study involves a complex and systemic approach towards the studies of the normative legal acts regulating the special procedural status of some participants of the election process. Since the provisions of Chapter 52 of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation provide an exclusion from the principle of equality of all persons in court and under the law, it is offered to amend the criminal procedural legislation with the norm providing for the limitations to the application of the special procedural status of some persons. As a result of monitoring of the election legislation of the constituent subjects of the Russian Federation it is also offered to amend the Code on Elections of the Republic of Bashkortostan.

Keywords: initiation of a criminal case, procedural guarantees, special procedure, special status, election process, member of the election commission, registered candidate, Charter of Criminal Judicial Proceedings, the Criminal Procedural Code of the Russian Federation, the Criminal Procedural Code of the RSFSR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.