Научная статья на тему 'К вопросу об особом порядке привлечения к уголовной ответственности членов избирательных комиссий Кыргызской Республики и Российской Федерации'

К вопросу об особом порядке привлечения к уголовной ответственности членов избирательных комиссий Кыргызской Республики и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ELECTORAL COMMISSION / INDEPENDENCE / CRIMINAL PROCEDURE GUARANTEE / PROSECUTION / JURISDICTION / CRIMINAL PROCEEDINGS / BRING CHARGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маматкулов Азамат Токтосунович

В статье проведен сравнительно-правовой анализ особенностей уголовного судопроизводства в отношении членов избирательных комиссий по законодательству Кыргызской Республики и Российской Федерации. Изучение особого порядка производства по уголовным делам в отношении членов избирательных комиссий, предусмотренного законодательством Кыргызстана и России, позволило выявить некоторые особенности такого судопроизводства в каждом из государств. Делается вывод о том, что отдельные положения уголовно-процессуального законодательства как Кыргызстана, так и России нуждаются в совершенствовании путем заимствования наиболее прогрессивных положений об особенностях уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маматкулов Азамат Токтосунович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION ABOUT A SPECIAL ORDER OF CRIMINAL PROSECUTION OF ELECTION COMMISSION MEMBERS IN THE KYRGYZ REPUBLIC AND THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents a comparative legal analysis of criminal proceedings features concerning members of election commissions under the legislation of the Kyrgyz Republic and the Russian Federation. The study of the special of criminal proceedings procedure against members of election commissions provided by the legislation of Kyrgyzstan and Russia have allowed to reveal some features of such proceedings in each of state. It is concluded that certain provisions of the criminal procedure legislation of both Kyrgyzstan and Russia need to be improved by copying the most progressive provisions of criminal proceedings against certain categories of offenders.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особом порядке привлечения к уголовной ответственности членов избирательных комиссий Кыргызской Республики и Российской Федерации»

УДК 343.13 (575.2) : 343.13 (470)

АЗАМАТ ТОКТОСУНОВИЧ МАМАТКУЛОВ,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБОМ ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для цитирования

Маматкулов, А. Т. К вопросу об особом порядке привлечения к уголовной ответственности членов избирательных комиссий Кыргызской Республики и Российской Федерации / А. Т. Маматкулов // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 3. -С. 312-315.

Аннотация. В статье проведен сравнительно-правовой анализ особенностей уголовного судопроизводства в отношении членов избирательных комиссий по законодательству Кыргызской Республики и Российской Федерации. Изучение особого порядка производства по уголовным делам в отношении членов избирательных комиссий, предусмотренного законодательством Кыргызстана и России, позволило выявить некоторые особенности такого судопроизводства в каждом из государств. Делается вывод о том, что отдельные положения уголовно-процессуального законодательства как Кыргызстана, так и России нуждаются в совершенствовании путем заимствования наиболее прогрессивных положений об особенностях уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.

Ключевые слова: избирательная комиссия, независимость, уголовно-процессуальная гарантия, органы прокуратуры, подследственность, возбуждение уголовного дела, привлечение в качестве обвиняемого, уголовное судопроизводство.

Важное значение в формировании института демократических выборов в Кыргызской Республике и Российской Федерации имеет правовое положение организаторов избирательного процесса - членов избирательных комиссий. В соответствии со ст. 106 Конституции Кыргызской Республики (далее - Конституция КР) обеспечение подготовки и проведения выборов и референдумов в Кыргызстане возложено на Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов. Данные положения нашли конкретизацию в ч. 1 ст. 4 Закона Кыргызской Республики от 30 июня 2011 г. № 62 «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» (далее - Закон Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях»), где закреплено, что Центральная избирательная комиссия (далее - ЦИК КР) является постоянно действующим государственным органом, обеспечивающим подготовку и

© Маматкулов А. Т., 2018

проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике и возглавляющим систему избирательных комиссий. ЦИК КР формируется сроком на пять лет и состоит из двенадцати членов. Жогорку Кенеш (Парламент) Кыргызстана избирает членов ЦИК КР по следующему принципу: треть состава комиссии - по представлению Президента Кыргызской Республики, треть - из числа представителей парламентского большинства и треть - из числа представителей парламентской оппозиции. При этом допускается представительство не более семидесяти процентов лиц одного пола.

Уже в данных законодательных установлениях очевидно значение, которое придается деятельности ЦИК КР как самостоятельного государственного органа. С целью независимой и свободной реализации членами избирательной комиссии своих функций в роли организатора важнейшего политического процесса - выборов - государство наделяет их особыми полномочиями и предоставляет специальные гарантии профессиональной деятельности.

Во-первых, как было отмечено, в Кыргызстане определен особый конституционно-правовой статус ЦИК КР. Это само по себе является действенным правовым средством, обеспечивающим надлежащий уровень гарантий независимой деятельности ЦИК КР.

Во-вторых, согласно законодательству Кыргызской Республики установлена так называемая персональная подследственность органов прокуратуры по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами государственных органов. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 104 Конституции КР возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов, к которым, в частности, относится ЦИК КР, с передачей дел на расследование в соответствующие органы возлагается на органы прокуратуры. В свою очередь, в Законе Кыргызской Республики от 13 июля 2017 г. № 124 «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики», а именно в п. 10 ч. 2 ст. 3 указано, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики. Кроме того, в ч. 3-2 ст. 163 действующего УПК КР от 1999 г. закреплено, что по уголовным делам о преступлениях, совершенных председателем Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, следствие производится только органами прокуратуры вне зависимости от подследственности. Часть 10 ст. 12 Закона КР «Об избирательных комиссиях» также гласит, что уголовное дело в отношении члена ЦИК КР во время подготовки и проведения выборов, референдумов может быть возбуждено только Генеральным прокурором Кыргызской Республики.

Полагаем, что отнесение возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории к компетенции органов прокуратуры может рассматриваться как дополнительная гарантия законности и обоснованности принятия значимого процессуального решения. Тем самым обеспечивается возможность независимого осуществления членами ЦИК РФ своей профессиональной деятельности и в определенной степени исключается угроза оказания на них влияния посредством незаконного уголовного преследования.

Разумеется, независимость членов ЦИК КР не должна оцениваться как их личная привилегия, обусловленная их статусом. Принцип независимости в данном случае является также важнейшей гарантией граждан для осуществления своих конституционных прав избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме и тем самым принимать участие в управлении государством через систему государственных органов и органов местного самоуправления.

Исследование порядка привлечения к уголовной ответственности членов избирательных комиссий по законодательству Кыргызской Республики, на наш взгляд, было бы неполным без сравнительно-правового анализа законодательства Российской Федерации.

В отличие от законодательства Кыргызской Республики, в Российской Федерации сформирован федеральный государственный орган - Следственный комитет Российской Федерации, который осуществляет предварительное следствие в отношении рассматриваемых субъектов (подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Так, в ч. 18 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан») закреплено, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. Согласно ч. 18.1 ст. 29 указанного нормативного правового акта решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена ЦИК РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ, привлечении их в качестве обвиняемых принимается Председателем Следственного комитета РФ. В связи с этим необходимо отметить, что вопрос о создании Следственного комитета и об изъятии функции предварительного расследования у прокуратуры был обозначен еще в Концепции судебной реформы РСФСР, где отмечалось, что «следователь прокуратуры, по сути, не может быть никем иным, кроме как вспомогательным работником при прокуроре, обязанным способствовать последнему в обосновании обвинения. При таком положении нельзя обеспечить ни качество расследования, ни надзор за его законностью. Юстиция не может быть прислужницей администрации». Отсюда вытекает, что образование в России независимого следственного ведомства вне системы органов прокуратуры создает благоприятные условия для эффективного осуществления прокурорами своих полномочий по надзору за предварительным следствием и обеспечения объективности расследования.

Учитывая схожее с Россией отсутствие у органов прокуратуры Кыргызстана компетенции по производству предварительного следствия, кыргызскому законодателю необходимо обратить внимание на наличие у прокурора права возбуждать уголовное дело в отношении председателя и члена ЦИК КР, которое указывает на дальнейшую заинтересованность прокурора в результатах расследования данного дела.

В ч. 18 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» также указывается, что ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в ч. 18.1 ст. 29 указанного Закона закреплено, что ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена ЦИК РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета РФ.

В законодательстве Кыргызстана порядок принятия решения об избрании меры пресечения заключения под стражу в отношении председателя и члена ЦИК КР не предусматривает согласия соответствующего вышестоящего должностного лица. Таким образом, в отличие от Кыргызстана в России для членов избирательных комиссий предусмотрены дополнительные гарантии при решении вопроса об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу.

Небезынтересным в данном аспекте представляется вопрос о соответствии так называемого статусного законодательства положениям уголовно-процессуальных кодексов Российской Федерации (УПК РФ) и Кыргызской Республики (УПК КР).

Нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», закрепляющие процессуальные гарантии членов избирательных комиссий РФ, корреспондируются с положениями гл. 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» УПК РФ. В п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК РФ предусмотрено, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии и комиссии референдума с правом решающего голоса либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ - Председателем Следственного комитета РФ.

В настоящее время в Кыргызстане действует Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 1999 г., однако с 1 января 2019 г. будет введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики (далее - новый УПК КР от 2017 г.), в котором в качестве правовой новеллы закреплена гл. 56 «Особенности уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц», по предмету правового регулирования аналогичная гл. 52 УПК РФ. Однако в ст. 1 нового УПК КР от 2017 г. закреплено, что уголовное судопроизводство на территории Кыргызстана осуществляется в соответствии с Конституцией КР и УПК КР, а положения законов, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, подлежат применению только при условии включения их в УПК КР. Учитывая отсутствие в положениях гл. 56 нового УПК КР от 2017 г. такой категории лиц, как председатель и член ЦИК КР, можно сделать вывод о том, что уголовное судопроизводство в отношении данных субъектов будет проводиться на общих основаниях. В связи с этим представляется необходимым привести в соответствие с новым УПК КР от 2017 г. рассмотренные выше положения законодательства Кыргызстана, устанавливающие особые правила привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц и Конституции КР. Как отмечалось, Конституция КР устанавливает персональную подследственность органов прокуратуры в части возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий должностных лиц. При этом в новом УПК КР от 2017 г. отсутствуют институты возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого.

На наш взгляд, законодатель Кыргызской Республики должен определиться в вопросе правового регулирования дополнительных процессуальных гарантий отдельных категорий лиц и согласовать положения нормативных правовых актов.

В качестве варианта урегулирования рассматриваемых уголовно-процессуальных правоотношений можно предложить закрепить за органами прокуратуры право уведомления председателя и членов ЦИК КР о подозрении их в совершении преступления или проступка.

Сравнительно-правовой анализ особого порядка производства по уголовным делам в отношении членов избирательных комиссий, предусмотренного законодательством Кыргызстана и России, позволил выявить некоторые особенности уголовного судопроизводства в каждом из государств. Нам представляется, что отдельные положения уголовно-процессуального законодательства как Кыргызстана, так и России нуждаются в совершенствовании путем заимствования наиболее прогрессивных положений об особенностях уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.