Научная статья на тему 'Условия внедрения проектной системы управления в вузе'

Условия внедрения проектной системы управления в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ПРОЕКТНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИИ ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROJECT CONTROL SYSTEM / CORPORATE INFORMATION SYSTEM / PERSONNEL MOTIVATION / PROCESS APPROACH / HIGHER EDUCATION INSTITUTION'S STRATEGIES / INFORMATION AND ANALYTIC ENVIRONMENT / MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заярная И.А., Куликова В.В.

В настоящей статье авторы выдвигают идею внедрения проектной системы управления в вузе с целью комплексного решения задач повышения его конкурентоспособности. Использование информационных технологий и процессного подхода является современной объективной тенденцией развития методов управления в вузе. Концентрация управления на межфункциональных процессах и нацеленность на конечные результаты деятельности подчеркивают необходимость применения процессного подхода с целью формирования требуемых компетенций выпускников, управления взаимодействием образования, науки и производства, инновационным развитием, конкурентоспособностью вуза. Построение корпоративной информационной системы управления в разрезе процессов позволит представить вуз как единую систему и для целей управления интегрировать весь объем организационных знаний; определить потребность в создании новых процессов, основанных на возможностях информационных технологий, задать целевую направленность всей совокупности процессов, усилив тем самым потребительскую ценность образовательных услуг и конкурентные преимущества вуза. В настоящее время, когда управление знаниями становится решающим конкурентным преимуществом и ключевым фактором формирования компетенции организации, в вузах получают распространение проектный подход и матричная структура управления. Именно на них ориентирована организация функциональной части корпоративной информационной системы управления в разрезе процессов, что в перспективе создаст эффективную инфраструктуру для управления вузом на основе организационных управленческих знаний о стратегиях, целях, функциях, центрах ответственности, процессах, ресурсах. Учитывая особенности вуза как объекта управления, авторы статьи обозначают основные черты процессного подхода к организации единой информационно-аналитической среды вуза средствами корпоративной информационной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction conditions of the project control system in higher education institution

In the present article the authors offer introduction of a project control system in higher education institution for the purpose of the complex solution of problems of competitiveness increase. Use of information technologies and process approach is a current objective trend of management methods ’ development in higher education institution. Concentration of management on interfunctional processes and aiming at the end results of activity emphasizes the need of process approach application for the purpose of competences ’ formation of graduates, management of education ’s interaction, science and production, with innovative development, competitiveness of higher education institution. Creation of the corporate information management system from the viewpoint of processes will allow to present higher education institution as a uniform system and for management to integrate all volume of organizational knowledge; to define the needs of new processes’ creation based on opportunities of information technologies to set a target orientation of all set of processes, improving thereby the consumer value of educational services and competitive advantages of higher education institution. Today, when management of knowledge becomes a decisive competitive advantage and a key factor of an organization ’s competence’s formation, the project approach and matrix structure of management gain distribution in higher education institutions. The organization of a functional part of the corporate information management system from the viewpoint of processes is focused on them; in the long term it will create effective infrastructure for management of higher education institution on the basis of organizational administrative knowledge about strategies, purposes, functions, centers of responsibility, processes and resources. Considering features of higher education institution as an object of management, the article’s authors state the main characteristics of process approach to the organization of the uniform information and analytical environment of higher education institution means of the corporate information management system.

Текст научной работы на тему «Условия внедрения проектной системы управления в вузе»

№ 5(79) МАЙ 2017

т

И.А. Заярная, доктор экон. наук, доцент, В.В. Куликова, канд. географ. наук, доцент, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Находка, г. Находка, Россия, aiamsem@mail.ru

УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

В ВУЗЕ

В настоящей статье авторы выдвигают идею внедрения проектной системы управления в вузе с целью комплексного решения задач повышения его конкурентоспособности. Использование информационных технологий и процессного подхода является современной объективной тенденцией развития методов управления в вузе. Концентрация управления на межфункциональных процессах и нацеленность на конечные результаты деятельности подчеркивают необходимость применения процессного подхода с целью формирования требуемых компетенций выпускников, управления взаимодействием образования, науки и производства, инновационным развитием, конкурентоспособностью вуза. Построение корпоративной информационной системы управления в разрезе процессов позволит представить вуз как единую систему и для целей управления интегрировать весь объем организационных знаний; определить потребность в создании новых процессов, основанных на возможностях информационных технологий, задать целевую направленность всей совокупности процессов, усилив тем самым потребительскую ценность образовательных услуг и конкурентные преимущества вуза. В настоящее время, когда управление знаниями становится решающим конкурентным преимуществом и ключевым фактором формирования компетенции организации, в вузах получают распространение проектный подход и матричная структура управления. Именно на них ориентирована организация функциональной части корпоративной информационной системы управления в разрезе процессов, что в перспективе создаст эффективную инфраструктуру для управления вузом на основе организационных управленческих знаний о стратегиях, целях, функциях, центрах ответственности, процессах, ресурсах. Учитывая особенности вуза как объекта управления, авторы статьи обозначают основные черты процессного подхода к организации единой информационно-аналитической среды вуза средствами корпоративной информационной системы управления.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, проектная система управления, корпоративная информационная система, мотивация персонала, процессный подход, стратегии вуза, информационно-аналитическая среда, управление вузом.

Преобразования в высшей школе, изменение макроэкономических условий привели к тому, что вузам приходится функционировать в режиме организаций, обеспечивая достаточный уровень конкурентоспособности путем внедрения технологий стратегического управления.

Одним из видимых решений задач кон -курентоспособности вуза является создание

и внедрение проектной системы управления, для чего важно учесть несколько условий:

1. Сфера управления основополагающими системными бизнес-процессами в университете играет одновременно две роли: менеджера ресурсов и менеджера проекта - формируется матричная структура управления. В соответствии с этой структурой менеджер проекта несет ответствен-

т

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ность за выполнение проекта и наделен полномочиями распоряжаться денежными средствами. В функциях менеджера проекта - привлечение персонала, использование бюджета, обеспечение —

наполнения проекта материальными ресурсами. Одной из основных функций менеджера проекта является увеличение сегментов рынка сбыта, наращивание эффективности реализуемых проектов.

Со своей стороны, менеджер ресурсов наделен функциональными полномочиями административного управления персоналом и его развитием, а также полномочиями по поддержанию и продвижению внедряемых технологических решений. Основная цель менеджера ресурсов - стратегическое и оперативное обеспечение проектов эффективными современными технологиями.

2. Существенным изменением системы управления является пересмотр принципов, заложенных в систему мотивации персонала. Очевиден тот факт, что в условиях проектной системы управления вузом вознаграждение персонала необходимо непосредственно связать с результативностью выполнения проектов и практической степенью подго-

Сфера управления основополагающими системными бизнес-процессами в университете играет одновременно две роли: менеджера ресурсов и менеджера проекта.

товленности к их реализации. Важно создать такую систему мотивации, которая согласовывала бы различные, порой противоречивые, интересы менеджеров, что позволит получить максимальную отдачу от совместной деятельности.

Систему стимулирующих надбавок при внедрении проектной системы управления необходимо базировать на следующих принципах: во-первых, при достижении положительных результатов в определенной зоне управления менеджеру полагается вознаграждение; во-вторых, вознаграждение участников проектных групп зависит от объема и качества осуществляемых работ; в-третьих, система оплаты труда и премий тесно взаимосвязана с системой бюджетирования вуза.

При внедрении проектной системы управления необходимо уделять внимание ряду функциональных областей:

— области управления персоналом, то есть распределению ролей, ответственности и соотношений сопряжения и подчинения персонала проекта, подбору человеческих ресурсов, созданию и совершенствованию команды проекта;

№ 5(79) МАЙ 2017

m

— области управления коммуникациями при определении источников и потребителей информации внутри и вне проекта, сроков и периодичности предоставления информации, предполагаемых вариантов донесения информации, управлении информационными потоками в процессе реализации проекта1;

— области управления проектными отклонениями: это, прежде всего, управление рисками - выявление событий, которые могут оказать негативное влияние на проект2;

— области управления контрактами -это определение требуемых работ, услуг.3

Авторы статьи придерживаются мнения, что наиболее ярко особенности проектной системы управления в вузе проявляются в организационной структуре, которая предоставляет возможность свободного функционального перемещения персонала в проектах независимо от закрепленной позиции; в бюджетной структуре; в системе управления персоналом, который должен владеть уникальной профессиональной и личностной совокупностью навыков и умений, выстраивая систему мотивации, соответствующей этим требованиям; в организации деловых процессов, основанных на наличии жестких требований к срокам выполнения и бюджетам проектов, а также к результативности.4

В заключение можно сделать вывод, что предлагаемая авторами проектная система управления обусловлена усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, широким применением принципов и методов маркетинга5, особенностями поведения заказчиков и потребителей6, менталитетом

нации, образом жизни населения и др. Представленная авторами система управления позволит добиться комплексного решения задач повышения конкурентоспособности вуза, управления взаимодействием образования, науки и производства благодаря стратегическому и оперативному обеспечению проектов эффективными современными тех-иологиями, организации деловых проектов и повышения их результативности. ^

Литература

1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. / В.В. Трофимов [и др.]; под ред. В.В. Трофимова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 521 с.; Первушина Е.А. Управление коммуникациями вуза на рынке образовательных услуг: диссертация ... кандидата экономических наук. Москва, 2009. 171 с.

2. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 240 с.

3. Ципес Г. Л., Товб А. С. Менеджмент проектов в современной практике. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 284 с.

4. Заярная И.А. Теория и методология формирования эффективной системы управления конкурентоспособностью вуза: моногр. 2-е изд., доп. и перераб. Тверь: Тверской печатник, 2015. 231 с.

5. Иващенко С.А. Маркетинговые стратегии и конкурентоспособность вуза: моногр. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. экон. ун-та «РИНХ», 2006. 205 с.; Кузьмичева М. Принципы и методы маркетинговых исследований // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 1. С. 57-63.

6. Там же.

INTRODUCTION CONDITIONS OF THE PROJECT CONTROL SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

I.A. Zayarnaya, Doctor of Economics, Docent, V.V. Kulikova, Candidate of Geography, Docent, School of economics and management, Nakhodka branch of Far Eastern Federal University, Nakhodka, Russia, aiamsem@mail.ru

In the present article the authors offer introduction of a project control system in higher education institution for the purpose of the complex solution of problems of competitiveness increase. Use of information technologies and process approach is a current objective trend of management methods ' development in higher education institution. Concentration of management on interfunctional processes and aiming at the end results of activity emphasizes the need of process approach application for the

i ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

purpose of competences ' formation of graduates, management of education's interaction, science and production, with innovative development, competitiveness of higher education institution. Creation of the corporate information management system from the viewpoint of processes will allow to present higher education institution as a uniform system and for management to integrate all volume of organizational knowledge; to define the needs of new processes' creation based on opportunities of information technologies to set a target orientation of all set of processes, improving thereby the consumer value of educational services and competitive advantages of higher education institution. Today, when management of knowledge becomes a decisive competitive advantage and a key factor of an organization's competence's formation, the project approach and matrix structure of management gain distribution in higher education institutions. The organization of a functional part of the corporate information management system from the viewpoint of processes is focused on them; in the long term it will create effective infrastructure for management of higher education institution on the basis of organizational administrative knowledge about strategies, purposes, functions, centers of responsibility, processes and resources. Considering features of higher education institution as an object of management, the article's authors state the main characteristics ofprocess approach to the organization of the uniform information and analytical environment of higher education institution means of the corporate information management system.

Key words: competitiveness of higher education institution, project control system, corporate information system, personnel motivation, process approach, higher education institution's strategies, information and analytic environment, management of higher education institution.

References

1. Informacionnye sistemy i tekhnologii v ehko-nomike i upravlenii [Information systems and technologies in Economics and management]: ucheb. / W Trofimov [i dr.] ; pod red. V.V. Trofimova. 3-e izd., pererab. i dop. M.: YUrajt, 2011. 521 s.; Per-vushina E.A. Upravlenie kommunikaciyami vuza na rynke obrazovatel'nyh uslug [Communications management of the University on the educational services market]: dissertaciya ... kandidata ehkonomich-eskih nauk. Moskva, 2009. 171 s.

2. Tovb A.S., Cipes G.L. Upravlenie proektami: standarty, metody, opyt [Project management: standards, methods, experience]. M.: Olimp-Biznes, 2003. 240 s.

3. Cipes G.L., Tovb A.S. Menedzhment proektov v sovremennoj praktike. M.: Olimp-Biznes, 2006. 284 s.

4. Zayarnaya I.A. Teoriya i metodologiya formi-rovaniya ehffektivnoj sistemy upravleniya konkurentosposobnost'yu vuza [Theory and method-

ology of formation of effective system of competitiveness management of the University]: monogr. 2-e izd., dop. i pererab. Tver': Tverskoj pechatnik, 2015. 231 s.

5. Ivashchenko S.A. Marketingovye strategii i konkurentosposobnost' vuza [Marketing strategy and the competitiveness of the University]: monogr. Rostov n/D.: Izd-vo Rostov. gos. ehkon. un-ta «RINH», 2006. 205 s.; Kuz'micheva M. Principy i metody marketingovyh issledovanij [Principles and methods of marketing research] // RISK: Resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. 2014. № 1. S. 57-63.

6. Ivashchenko S.A. Marketingovye strategii i konkurentosposobnost' vuza [Marketing strategy and the competitiveness of the University]: monogr. Rostov n/D.: Izd-vo Rostov. gos. ehkon. un-ta «RINH», 2006. 205 s.; Kuz'micheva M. Principy i metody marketingovyh issledovanij [Principles and methods of marketing research] // RISK: Resursy, in-formaciya, snabzhenie, konkurenciya. 2014. № 1. S. 57-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.