УДК 553.04:351.711:338
© Д.Р. Каплунов, М.В. Рыльникова, Д.Н. Радченко, 2014
УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ*
Организация государственного управления минерально-сырьевой базой, обеспечивающего ее стратегическое воспроизводство и устойчивое развитие горнопромышленного комплекса являются важнейшими условиями национальной безопасности России в новых геополитических условиях. В недрах России выявлены в промышленных масштабах все виды минерального сырья, используемого в мировой практике. Государственным балансом учтено только 17 % геологического потенциала месторождений твердых полезных ископаемых, доступных для разработки на современном технологическом уровне и в сложившейся конъюнктуре мирового рынка. Это указывает на то, что в настоящее время и в перспективе, в ходе истощения общемировых запасов твердых полезных ископаемых, бюджет и национальная сырьевая безопасность России будут все в большей мере зависеть от темпов своевременного воспроизводства минерально-сырьевой базы и ее эффективной промышленной эксплуатации.
Ключевые слова: минерально-сырьевой комплекс, устойчивое развитие, национальная безопасность, твердые полезные ископаемые
Основное содержание статьи
Организация государственного управления минерально-сырьевой базой, обеспечивающего ее стратегическое воспроизводство и устойчивое развитие горнопромышленного комплекса являются важнейшими условиями национальной безопасности России в новых геополитических условиях.
Развитие рыночных отношений в стране и интеграция в мировую экономику не отменяет, а, напротив, в большей степени предусматривает государственное управление минерально-сырьевым комплексом, мониторинг результатов освоения недр, а
* Работа выполняется в рамках базовой тематики ИПКОН РАН «Разработка научно-методических основ устойчивого развития горнотехнических систем на базе установления закономерностей взаимодействия природных и инновационных технологических процессов в условиях интенсивного комплексного освоения недр Земли» (№гос. регистрации 01201354608)
также регулирование отношений в области разведки месторождений, добычи и переработки сырья, сбыта продукции, получаемой в результате освоения месторождений твердых полезных ископаемых, через систему государственного лицензирования, экспертизы, налогообложения, льготного кредитования.
Следует различать понятия минерально-сырьевого комплекса (МСК) и горнопромышленного комплекса (ГПК). Безусловно, они тесно связаны между собой. Однако, в вопросах управления и регулирования государством их деятельности между ними существует принципиальная разница. Минерально-сырьевой комплекс России принадлежит ее народу и управляется государством. Поэтому именно на государство возложены функции управления. Горнопромышленный комплекс принадлежит преимущественно частным компаниям, в коммерческую деятельность которых государство не может и не должно вмешиваться. Однако, тесная связь минерально-сырьевого и горнопромышленного комплексов и наделение государством последнего через систему лицензирования правом на временное пользование участками недр предполагает обоснование со стороны государства и закрепление в лицензионном соглашении масштабов и качества извлечения георесурсов, соотношения объемов внутреннего и внешнего сбыта минерального сырья, стимулирования через систему льготного кредитования и налогообложения освоения месторождений стратегического минерального сырья в особо сложных горногеологических и природно-климатических условиях. Кроме того, на государство возложены функции контроля выполнения лицензионных условий и, в случае необходимости, их корректировки.
Управление минерально-сырьевой базой и регулирование партнерских отношений с горнопромышленным комплексом должно строиться на основе научно обоснованных оценок показателей освоения недр с учетом новейших достижений науки и техники через систему лицензирования и жесткого контроля выполнения заданных показателей посредством постоянно действующей системы государственного мониторинга.
В недрах России выявлены в промышленных масштабах все виды минерального сырья, используемого в мировой практике. Государственным балансом учтено только 17 % геологического потенциала месторождений твердых полезных ископаемых, доступных для разработки на современном технологическом уровне и в
сложившейся конъюнктуре мирового рынка. Это указывает на то, что в настоящее время и в перспективе, в ходе истощения общемировых запасов твердых полезных ископаемых, бюджет и национальная сырьевая безопасность России будут все в большей мере зависеть от темпов своевременного воспроизводства минерально-сырьевой базы и ее эффективной промышленной эксплуатации.
Требования к совершенствованию законодательной базы и устойчивой эксплуатации месторождений твердых полезных ископаемых по-новому раскрываются в изменившихся геополитических условиях, характеризующихся усилением влияния, роли и значимости Российской Федерации на мировой арене. Для выстраивания качественно новых отношений с иностранными партнерами и увеличения доли отечественного капитала в сфере недропользования необходимо создание действенных механизмов совершенствования и эффективного управления воспроизводством минерально-сырьевой базы, лицензированием и установлением государственных приоритетов при выдаче лицензий отечественным пользователям недр и иностранным партнерам России, проектировании и строительстве горных предприятий на принципах устойчивого развития с четко обозначенной единой политикой государственного надзора и контроля за исполнением двусторонних обязательств между государством и недропользователями, гибким и эффективным налогообложением при соблюдении международных экологических норм.
Актуальность обоснования условий устойчивого функционирования минерально-сырьевого комплекса России обусловлена реальным, а не прогнозируемым сокращением разведанных запасов по многим видам полезных ископаемых уже сейчас, или в краткосрочной перспективе. Это вызвано истощением имеющейся минерально-сырьевой базы, подтвержденной запасами, разведанными преимущественно в ходе активной деятельности государственных геологоразведочных партий в 20 веке. Поэтому государственное управление минерально-сырьевой базой должно определять механизм и систему эффективного государственного регулирования геологического изучения недр, обеспечивающих устойчивое развитие минерально-сырьевого и горнопромышленного комплексов России. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения и не ставит под угрозу возможности будущих поколений в недропользовании.
Требования к пересмотру государственной политики в сфере управления пользованием недр определяются изменением условий
партнерства России, в первую очередь, с западными странами и востоком. Постоянная экспансия иностранных партнеров представляет угрозу национальной сырьевой безопасности в части ослабления и потери контроля достоверности информации о геологической изученности недр, фактических объемах извлеченных запасов и их качестве, оставленных в недрах земли потерях, а также в связи с увеличением роли иностранных партнеров в функционировании МСК страны. Требуется прекращение сложившейся практики сокрытия геолого-технологической информации в области пользования горными отводами на территории Российской Федерации. В этой связи необходимо законодательное усиление контроля за развитием этой стратегической отрасли, от которой зависит благосостояние всей страны и ее положение на международной экономической арене.
Следует на законодательном уровне разработать механизмы регулирования и стимулирования производства и потребления на территории Российской Федерации высокотехнологичной продукции последней стадии передела, производимой на базе собственного минерального сырья. Это обеспечит ослабление современного зависимого положения отечественной горнодобывающей промышленности от стран-производителей продукции горного машиностроения и будет способствовать ликвидации возникшего дисбаланса между объемом экспорта добываемого минерального сырья и объемом его добычи с использованием собственной горной техники. Это особенно важно для обеспечения национальной безопасности в части исключения критических ситуаций, связанных с вводом на территории России дополнительных экономических санкций. Например, отказ от поставок по ранее подписанным контрактам технологического оборудования, деталей и запасных частей, по обслуживанию техники и управлению горнотранспортными комплексами рудников с использованием системы спутниковой навигации GPS.
Ввод санкций на поставку импортного горного оборудования, производимого в странах - партнерах, повлек незамедлительное развитие отечественного горного машиностроения. Имеются примеры успешного развития отечественных малых предприятий горного машиностроения, что является достаточно новым для Российской Федерации, где исторически горное оборудование производилось на предприятиях — гигантах. В настоящее время имеется реальная возможность на уровне государ-
ственного регулирования развивать тяжелое машиностроение на территории России, в том числе, с привлечением и стимулированием развития среднего и малого бизнеса.
Таким образом, избежать потери контроля над стратегической для России отраслью и гарантировать постоянное восполнение и эффективную эксплуатацию минерально-сырьевой базы можно только путем совершенствования государственной политики управления минерально-сырьевым комплексом страны, включая создание механизмов стимулирования финансирования ГПК научных разработок, модернизации основных фондов и внедрения инновационных технологий.
Требуется обосновать принципы совершенствования системы выдачи лицензий на право пользования недрами. Они должны обеспечить равные права по выдаче лицензий крупным горнопромышленным холдингам и более мелким предприятиям, включая малый бизнес. Требуется упрощение схемы лицензирования, в том числе создание механизмов стимулирования геологоразведочных работ путем гарантированного обеспечения права геологоразведочных партий (компаний) на участие в механизме выдачи лицензий на освоение разведанного участка недр.
В ходе обоснования условий устойчивого развития минерально-сырьевой базы требуется прогноз баланса извлечения георесурсов из недр с внутренним и внешним сбытом. Несмотря на признание роли и значения рыночного механизма, являющегося самым эффективным средством распределения ресурсов между альтернативными видами деятельности и областями инвестирования, в ходе совершенствования государственной политики управления МСК целесообразно разделить сферы контроля и регулирования деятельности горнопромышленного комплекса со стороны государства и частных инвесторов. С одной стороны, отечественная горнодобывающая промышленность должна эффективно конкурировать на международном рынке, исходя из реальных издержек производства. В связи с этим, управляя минерально-сырьевым комплексом, государству необходимо учитывать интересы частного сектора - субъекта недропользования, особенно в ходе согласования требований по созданию и развитию горных предприятий, их инфраструктуры. Зачастую, частным инвесторам попросту не выгодна разработка месторождения, так как затраты на создание и поддержку инфраструктуры сопоставимы с затратами на строительство рудника. Вероятно,
следует рассмотреть вопросы государственно-частного партнерства в части развития урбанизации на неосвоенных территориях, заселение которых приоритетно для обеспечения национальной сырьевой, а, как следствие, и государственной безопасности страны.
Наряду с рыночным регулированием отношений недропользования, необходимо создать государственную монополию на закупку стратегических видов добываемого минерального сырья в соответствии с требованиями обеспечения внутренних потребностей.
Целесообразно рассмотреть вопрос о глубине переработки отдельных видов сырья на территории России. В Мире преобладает спрос на первичное сырье. В условиях нарастающего реального истощения невозобновляемых ресурсов и высоких темпов их потребления, создается скорее искусственная, чем естественная ситуация избытка источников минерального сырья и перепроизводства в сфере его добычи.
В настоящее время, в связи с изменением в мире геополитической ситуации, у Российской Федерации имеется реальная возможность изменить подходы к полноте использования недр и добываемого минерального сырья на своей территории. Требования к получению товарной продукции в результате переработки минерально-сырьевых ресурсов на территории России является тем более важным фактором в понимании процессов техногенного преобразования недр, чем более истощаются ценные и крупные месторождения нашей страны в промышленно-значимых регионах.
Требуется пересмотр существующих подходов к проектированию горно-перерабатывающих производств. В настоящее время горные проекты на эксплуатацию месторождений разрабатываются согласно нормам технологического проектирования, изданным еще в 70-х годах прошлого века. Появление новых практических и научно-теоретических данных о закономерностях техногенного преобразования недр, развитие знаний о свойствах и состоянии горного массива, методов управления устойчивостью породных обнажений и горнотехнических конструкций, появление новой техники и технологий обуславливают необходимость пересмотра действующих норм технологического проектирования горных предприятий и установления новых нормативов. Действующие в России нормы не соответствуют мировой практике и современному уровню развития техники и технологий. Отсутствие реальных нормативов, отвечающих общемировым тенденциям, затрудняют
разработку горных проектов в рамках устаревших норм, создают противоречия в ходе проведения государственных экспертиз проектов, делают невозможным эффективный контроль за выполнением нормативов и рациональным использованием недр.
Существующие технологии освоения месторождений металлических руд позволяют использовать лишь небольшую (5 — 25 %) часть извлекаемой ценной минеральной массы, а остальную часть образуют отходы, которые по мере накопления и хранения становятся одним из мощных факторов антропогенных изменений окружающей среды. Из общего количества ежегодно образующихся в России промышленных отходов в количестве порядка 2,6 млрд. тонн, на долю горнометаллургического комплекса приходится более 40 %. При этом, накопленные отходы горнопромышленного и металлургического производства несут в себе значительную ресурсную ценность. Создание новых и внедрение ранее созданных технологий переработки отходов позволит получать дополнительную продукцию из техногенного сырья, а после доизвлечения ценных компонентов утилизировать отходы в выработанных пространствах карьеров и шахт. Рациональная интенсивность эксплуатации запасов богатых руд за счет использования других источников минерального сырья позволяет говорить о сохранении осваиваемого участка недр на длительную перспективу. Стратегическое значение такого подхода к сохранению ресурсов земных недр переоценить невозможно, так как обеспечение будущих поколений минеральным сырьем высокого качества на как можно более длительный период и обеспечение безопасности горного производства является важной научной и производственной задачей.
Впервые в отечественной практике и весьма своевременно требуется на законодательном уровне закрепить меры по стимулированию организации производства продукции горнодобывающей отрасли, исключающие образование отходов и предполагающие использование промежуточных продуктов в замкнутом цикле основного и вспомогательных производств.
Необходимо также разработать меры по эффективному управлению горно-промышленным ландшафтом, обосновать требования к нему и жестко контролировать соблюдение экологических норм и требований рекультивации.
Вопросы сохранения экологического равновесия в регионах добычи на протяжении всего срока эксплуатации участка недр должны быть заложены в проекты всех горных предприятий и
контролироваться государственными органами не только по факту сбросов - выбросов в окружающую среду и наложения соответствующих штрафов, а на стадии проектирования технологических процессов с минимизацией их негативного воздействия на экосистему в районе функционирования горно-перерабатываю-щих производств. Для этого на законодательном уровне должны быть закреплены принципы непрерывного применения в ходе проектирования и разработки месторождений полезных ископаемых интегрированных превентивных экологических мер, снижающих риски негативных проявлений от воздействия горнодобывающих и перерабатывающих производств на окружающую среду.
Очевидно, что решение тактических и стратегических задач развития горнопромышленного комплекса не может происходить в отсутствии современной системы подготовки высокопрофессиональных кадров. При этом, следует констатировать, что в настоящее время отечественная школа подготовки кадров горного профиля средней и высшей квалификации отстает от мирового уровня. Наметилась примитивизация технологических укладов горного образования, «подушевое» его финансирование, снижение норматива на подготовку кадров для отрасли, включая затраты на оплату труда профессорско-преподавательского состава.
В связи с высоким риском профессии горного инженера и ее специфичностью - перемещение во времени и пространстве места работы и предмета труда, высокого риска недостоверности исходной горно-геологической информации, требования к подготовке специалистов среднего и высшего образования должны определяться профессиональными стандартами по укрупненной группе направлений и специальностей: геология и разведка, разработка месторождений, физические процессы горного производства, переработка минерального сырья. Необходимо обеспечить повышение квалификации преподавательского состава, регулярное проведение стажировок преподавателей специальных дисциплин профильных образовательных учреждений в ведущих ВУЗах и предприятиях отрасли в России и за рубежом. Следует оснастить лаборатории ВУЗов современным экспериментальным оборудованием, компьютерной техникой с соответствующим мировому уровню программным обеспечением.
Актуальность совершенствования системы управления недропользованием очевидна. Решение поставленных задач будет
способствовать обеспечению стратегического воспроизводства минерально-сырьевой базы и устойчивому развитию минерально-сырьевого и горнопромышленного комплексов России.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Каплунов Давид Родионович — чл.-корр. РАН,
Рыльникова Марина Владимировна — доктор технических наук, профессор, заведующий отделом «Теории проектирования освоения недр», [email protected],
Радченко Дмитрий Николаевич — кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, [email protected] Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук (ИПКОН РАН).
UDC 000
CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIAN MINERAL INDUSTRY
KaplunovD.R., Corr.-Corr. Russian Academy of Sciences
Rylnikova Marina Vladimirovna, Doctor of Technical Sciences, Professor, manager of department of the design theory of mining exploitation, [email protected]
Radchenko Dmitry Nikolayevich, Candidate of Technical Sciences, Docent, Senior Researcher of department of the design theory of mining exploitation, [email protected], Researching institute of comprehensive exploitation of mineral resources Russian Academy of Science (IPKON RAS).
Organization of governmental management of mineral resource base that provides its strategic reproduction and sustainable development of the mining industry are essential conditions for Russia's national security in the new geopolitical situation. Russian mineral reserves contain all kinds of mineral raw materials used in the world practice. State balance of mineral reserves accounts for only 17 % of geological potential of solid minerals, available for mining by means of modern technologies in view of current raw material prices. This fact clearly shows that, nowadays and in future, while world reserves of solid minerals depletes, budget and national mineral resource security of Russia will increasingly depend on rate of mineral resource base development and its effective industrial exploitation.
Key words: mineral industry, mineral resources, mineral reserves, sustainable development, national security, solid minerals.