Научная статья на тему 'Условия успешного формирования коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС'

Условия успешного формирования коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛИНГАФОННЫЙ КАБИНЕТ / COMPETENCY-BASED APPROACH / THE COMMUNICATIVE COMPETENCY FORMATION / OCCUPATIONAL MOBILITY / ACTIVE TEACHING METHODS / COGNITIVE ACTIVITY / INDEPENDENCE / PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS / MULTIMEDIA LANGUAGE LAB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиренок Галина Анатольевна

Данная статья посвящена условиям, необходимым для эффективного формирования и развития коммуникативной компетенции у курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний будущих сотрудников УИС. Для компетентностного подхода характерно состояние постоянного поиска, что позволяет оперативно и результативно реагировать на всевозможные вызовы современности. В качестве приоритетных автор выделяет следующие условия: внедрение в образовательный процесс активных методов обучения, призванных стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучаемых; компьютеризация процесса изучения английского языка; увеличение доли занятий с использованием сети Интернет; разработка соответствующей направлению подготовки учебно-методической литературы. Соблюдение этих условий способствует повышению профессиональной мобильности и адаптивности выпускников, позволяя им не только быть в центре последних разработок и инноваций, но и предвидеть варианты развития ситуации. В статье также дается определение коммуникативной компетенции. Автор подчеркивает, что рассматривать формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС необходимо через формирование всех ее компонентов: лингвистического, прагматического, социокультурного, информационного, личностного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гиренок Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR SUCCESSFUL COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF FUTURE PENAL OFFICERS

This article is devoted to conditions necessary for effective communicative competence formation and development among the cadets of the departmental institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia future penal officers. For competency-based approach the state of constant search is typical, that in itself allows someone to address a challenge expeditiously. The author underlines the following conditions as a priority concern: introduction to the educational process the active teaching methods, which are meant to stimulate cognitive activity and independence of the cadets; computing the process of the English language learning; increase in lessons with the use of internet; development of learning materials necessary for educational program specialization of the institute. When the conditions are met it is possible to improve the occupational mobility and adaptability of our graduates. It brings them an opportunity to be at the forefront of the latest developments and innovation and foresee all possibilities of the situation. In the article the concept of the communicative competence is defined. The author underlines that it is necessary to examine the formation of the communicative competence of the future penal officers through formation of all its components: linguistic, pragmatic, sociocultural, informative and personal.

Текст научной работы на тему «Условия успешного формирования коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС»

УДК 378

Гиренок Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры философии и общегуманитарных

дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: girenokgala@mail.ru

Galina A. Girenok

Candidate of Pedagogy,

Assistant Professor of the Department of Philosophy and Humanities,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: girenokgala@mail.ru

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОИ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УИС

Аннотация. Данная статья посвящена условиям, необходимым для эффективного формирования и развития коммуникативной компетенции у курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний -будущих сотрудников УИС. Для компетентностного подхода характерно состояние постоянного поиска, что позволяет оперативно и результативно реагировать на всевозможные вызовы современности.

В качестве приоритетных автор выделяет следующие условия: внедрение в образовательный процесс активных методов обучения, призванных стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучаемых; компьютеризация процесса изучения английского языка; увеличение доли занятий с использованием сети Интернет; разработка соответствующей направлению подготовки учебно-методической литературы.

Соблюдение этих условий способствует повышению профессиональной мобильности и адаптивности выпускников, позволяя им не только быть в центре последних разработок и инноваций, но и предвидеть варианты развития ситуации.

В статье также дается определение коммуникативной компетенции. Автор подчеркивает, что рассматривать формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС необходимо через формирование всех ее компонентов: лингвистического, прагматического, социокультурного, информационного, личностного.

Ключевые слова: компетентностный подход, формирование коммуникативной компетенции, профессиональная мобильность, активные методы обучения, познавательная активность, самостоятельность, профессионально ориентированные задания, мультимедийный лингафонный кабинет.

CONDITIONS FOR SUCCESSFUL COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT

OF FUTURE PENAL OFFICERS

Summary. This article is devoted to conditions necessary for effective communicative competence formation and development among the cadets of the departmental institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia - future penal officers. For competency-based approach the state of constant search is typical, that in itself allows someone to address a challenge expeditiously.

The author underlines the following conditions as a priority concern: introduction to the educational process the active teaching methods, which are meant to stimulate cognitive activity and independence of the cadets; computing the process of the English language learning; increase in lessons with the use of internet; development of learning materials necessary for educational program specialization of the institute.

When the conditions are met it is possible to improve the occupational mobility and adaptability of our graduates. It brings them an opportunity to be at the forefront of the latest developments and innovation and foresee all possibilities of the situation.

In the article the concept of the communicative competence is defined. The author underlines that it is necessary to examine the formation of the communicative competence of the future penal officers through formation of all its components: linguistic, pragmatic, sociocultural, informative and personal.

Keywords: competency-based approach, the communicative competency formation, occupational mobility, active teaching methods, cognitive activity, independence, professionally oriented tasks, multimedia language lab.

Российское образование в начале XXI в. претерпело большие изменения. Произошел коренной слом старой системы образования. Справедливости ради следует отметить, что изменения в системе образования начались еще в 80-х гг. прошлого века, но на начало этого века пришлись самые смелые реформы. Был провозглашен новый подход к образованию, создан первый ГОС,

© 2018 Гиренок Г. А.

который затем трансформировался во ФГОС. Произошло переосмысление принципов, методов и форм обучения. Приоритетными стали методы, способствующие самостоятельности обучающихся, росту их познавательной активности и креативности. Сегодня для образования характерно состояние постоянного поиска, что позволяет быстро реагировать на всевозможные вызовы современности. И это касается как методов, форм обучения, так и целей и задач преподавания отдельных дисциплин в вузах.

Таким образом, в настоящее время главным в процессе подготовки является повышение профессиональной мобильности выпускников, в связи с этим задача преподавателей не только обеспечить успешное прохождение программы каждым курсантом или студентом, но и научить их применять на практике весь арсенал полученных знаний, навыков и умений. Это необходимые условия для успешной карьеры и личностного роста.

Таким образом, профессиональная направленность - один из отличительных факторов современного образования. К особенностям современного образования также следует отнести компьютеризацию процесса обучения. Можно утверждать, что в начале XXI в. произошел технический прорыв, в результате которого появилось множество изобретений. Одно из них, сопутствующее процессу компьютеризации, - Интернет, использование которого на занятиях позволяет сократить время поиска необходимой литературы, дает возможность сравнить предложенные варианты и выбрать оптимальный.

Интернет оказал большое влияние на доминирующие методы и формы обучения, поскольку с развитием сети исчезла необходимость запоминать большие пласты информации, переписывать и сохранять важные сведения, факты, материалы. В формате одной статьи довольно трудно описать все преимущества проведения занятий и подготовки к ним с использованием сети Интернет, однако отметим, что уникальность сети Интернет заключается в предоставлении каждому обучающемуся возможности, используя ее ресурсы, получать новое знание, что, как правило, происходит в автономном режиме. Преподаватель же является инициатором действия, генератором идей и, конечно, консультантом, который направляет в нужное русло познавательную активность курсантов, помогая им самостоятельно найти правильные ответы на поставленные вопросы. Следует развивать у обучающихся не только самостоятельность и инициативу в получении требуемых знаний, но и способность критически их оценивать, выбирая самые оптимальные для решения поставленных задач. Поэтому умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания, опыт, умение применять эти знания для решения конкретных проблем ценится значительно выше, чем просто эрудиция, обладание широким спектром знаний.

Другой фактор, демонстрирующий уникальность современного образовательного процесса, - это наличие компетенций в процессе обучения. Считается, что компетенции в образовании пришли на смену ЗУНам - знаниям, умениям и навыкам, формирование и развитие которых было главным фактором успеха для образования XX в. Но это не означает их полную отмену. Произошла преемственность подходов: «знаниевый» подход сменился компетентностным, в котором ЗУНы стали составляющими элементами. На преемственность данных подходов к образованию указывает А. В. Хуторской, который писал, что компетентностный подход «не противоречит ЗУНам,... находясь в отдельной от них плоскости, он имеет с ЗУНами точки сопересечения; компетенции включают в себя «связки» ЗУНов». Знания А. В. Хуторской считает «компонентами компетенций» [1].

В. И. Байденко рассматривает компетенции в качестве «добавочной стоимости» к традиционным ЗУНам [2, с. 5]. Усматривая прямую связь компетенций со знаниями и навыками, С. Е. Шишов трактует компетенции как «способность найти, обнаружить процедуру, адекватную проблеме» [3, с. 7]. В. Шадриков называет знания «когнитивной основой всех компетенций» [4, с. 4].

На преемственность подходов к обучению также указывает А. А. Вербицкий [5, с. 33], который спрогнозировал изменения в целях, результатах обучения, содержании, педагогической деятельности преподавателя, деятельности обучающегося, технологическом обеспечении образовательного процесса при переходе на компетентностное образование.

В этой связи возникает вопрос о роли и месте самих компетенций в системе образования. Определять их следует с позиции профессиональной направленности процесса обучения. Для

повышения конкурентоспособности наших выпускников требуются знания не только по профилирующим предметам, но и по предметам других циклов. Такая многоаспектность формирования знания приводит нас к мысли о его интегративном характере. В этом случае можно рассматривать компетенции в образовании как междисциплинарный феномен. При такой постановке вопроса компетентностный подход не противопоставляется «ЗУНам», поскольку он «лишь специально подчеркивает значение опыта, умений, навыков, но сохраняет методологическую и методическую самостоятельность в целеполагании, определении контрольных параметров и приоритетов» [6, с. 30].

Логично предположить, что все вышесказанное повлекло изменения методов и форм обучения, поскольку передача знаний в готовом виде, характерная для репродуктивных методов, не может быть эффективна для формирования самостоятельности и креативности наших выпускников. Метод обучения - это краеугольная составляющая любой методики, поскольку в нем находят свое отражение цели, содержания, принципы и подходы. Место и роль метода в системе «цели -содержание - методы - форма - средства обучения» является определяющей» [7, с. 470]. И. П. Подласый рассматривает метод обучения как упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленную на достижение заданной цели обучения.

Один из феноменов метода обучения состоит в том, что у него нет точного определения. По мнению некоторых ученых, понятие «метод насчитывает более 200 определений» [8, с. 57]. На это в немалой степени влияет тот факт, что в справочной литературе энциклопедического класса даны трактовки понятия «метод» исходя из какой-либо конкретной области. Так, в философском словаре отмечается, что «метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [9, с. 278]. Энциклопедический словарь «Педагогика» определяет методы обучения как «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности, а метод как последовательность действий, предпринимаемых учителем и учеником в процессе обучения» [10].

Интересную дефиницию метода предложили Герберт Нойнер и Ю. К. Бабанский, которые рассматривают его через «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, цели посредством проработки учебного материала» [11, с. 303].

Очевиден тот факт, что метод обучения - это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запланированной целью и конечным результатом. Но метод в образовании - это еще и историческая категория, которая сильно подвержена веяниям соответствующей эпохи. Эту мысль подтверждает Н. Г. Милорадова, подчеркивая, что «метод обучения - категория историческая, изменявшаяся вместе с системой образования, обучения и воспитания» [12, с. 256]. Для современного образования актуально использование в учебном процессе методов, способствующих росту познавательной активности, самостоятельности у курсантов и студентов. В большей степени активные методы обучения соответствуют этим целям. Что же делает их незаменимыми для образовательного процесса? Активные методы обучения в трудах многих исследователей представлены как «способ организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнимая с активностью преподавателя» [13, с. 11]. По мнению Н. В. Борисовой, на занятиях с использованием методов активного обучения происходит изменение самого способа усвоения информации. «Мы передаем не информацию о деятельности плюс немного деятельности, а имитируем деятельность, основываясь на информации» [14, с. 18].

Большой вклад в теорию активного обучения внес А. М. Матюшкин, обосновавший необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов. Ему принадлежит понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках «субъект-субъектных» отношений [15].

Суммируя различные определения активных методов обучения, можно сделать следующие выводы:

1) активные методы - это обучение деятельностью. Как правило, это обучение, направляемое и управляемое преподавателем. Для такой деятельности характерен активный поиск материалов,

методов, способов решения поставленных задач, что позволяет курсантам и студентам находиться в центре последних достижений науки, инноваций, экспериментальных разработок;

2) обучающиеся демонстрируют постоянную активность, что сравнимо с активной деятельностью обучающего преподавателя;

3) активные методы обучения стимулируют самостоятельное принятие курсантами оптимальных решений поставленных задач;

4) в процессе изучения любой дисциплины с использованием активных методов обучения увеличивается объем информации благодаря глубине и скорости ее усвоения;

5) изучение любой дисциплины с применением активных методов обучения предполагает направленность на преимущественное формирование и развитие профессиональных навыков и умений.

Все вышесказанное в полной мере касается процесса преподавания иностранного языка в вузе ФСИН России. Иностранный язык для выпускников - это не просто дань современности, но и ответ на требование новой эпохи развития общества, в котором ведущую роль будут играть специалисты, способные общаться на любые темы с представителями других стран без услуг переводчиков.

Чтобы понять значение иностранного языка для будущих сотрудников УИС, следует обратиться к Концепции развития УИС до 2020 года. Одна из задач данной Концепции связана с установлением и развитием международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями. Чтобы решить поставленную задачу, требуется владение иностранным языком на хорошем уровне, что также необходимо:

- для изучения и распространения зарубежного опыта в сфере исполнения наказания и содержания под стражей;

- совместной подготовки специалистов пенитенциарной системы;

- проведения научных исследований на основе реализации международных проектов;

- участия в работе международных научных и практических конференций, других форумов по проблемам пенитенциарной практики;

- внедрения в деятельность УИС международных стандартов обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

- прохождения совместных стажировок с целью приобретения передового опыта.

Реализация вышеперечисленных программ невозможна без знания иностранного языка, без

владения искусством общения, то есть в конечном итоге без владения коммуникативной компетенцией [16].

Вопросу формирования коммуникативной компетенции посвящено немало книг, статей, диссертационных исследований. Для преподавателей иностранных языков в методическом плане это, очевидно, одна из актуальных проблем. Исходя из специфики преподавания иностранного языка в ведомственном вузе ФСИН России, коммуникативную компетенцию следует определять как способность курсанта к иноязычной речевой деятельности всеми языковыми средствами, а также как готовность не только осуществлять эту деятельность, но и использовать умения, навыки самостоятельной работы для профессионального роста и мобильности [17].

Данная компетенция формируется и развивается на занятиях иностранного языка в течение всего процесса его изучения. Это довольно гибкая, открытая система со своими правилами, целями, задачами и методами, способная меняться в течение всей жизни человека, так как постоянно существует возможность приобретения нового знания, овладения новыми навыками и умениями.

Для определения условий, повышающих эффективность развития коммуникативной компетенции, следует выявить компоненты, входящие в ее состав. Мы склонны рассматривать формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС через формирование ее пяти компонентов: лингвистического, прагматического, социокультурного, информационного, личностного.

Первый компонент формируют знания о системе изучаемого языка и, выработанные на их основе навыки оперирования языковыми средствами общения: лексическими, грамматическими и фонетическими.

Второй компонент - прагматический - представлен знаниями, навыками и умениями, позволяющими понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевым заданием и коммуникативным намерением. Иными словами, прагматический компонент коммуникативной компетенции представляет собой знание правил речевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации, которая в условиях вузовского образования соотносится с будущей профессиональной деятельностью.

Следующий компонент - социокультурный - составляют знания, навыки и умения, способствующие речевому и неречевому общению с носителями изучаемого языка, которое осуществляется в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума [18].

Информационный компонент, как правило, рассматривается через совокупность способности, готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности.

Личностный компонент можно определить через готовность и способность обучающихся к активной познавательной деятельности, стремление к профессиональному росту, мобильности.

Особо хотелось отметить, что в этой системе нет главных компонентов. Формирование и развитие каждого из них необходимо для формирования и развития коммуникативной компетенции в целом. Несформированность одного из компонентов ведет к понижению общего уровня сфор-мированности коммуникативной компетенции. Поэтому важно в процессе изучения дисциплины разрабатывать задания и упражнения для формирования всех составляющих данной компетенции.

Как уже говорилось, на формирование коммуникативной компетенции огромное влияние оказывают методы обучения. В начале статьи мы подчеркивали тот факт, что в образовательном процессе начала XXI в. изменились не только цели, задачи, доминантный подход к образованию, но и методы. На смену репродуктивным методам пришли методы активного обучения, способствующие росту познавательной активности и развитию креативности. Но специфика преподавания иностранного языка состоит в том, что в учебном процессе на любом этапе изучения иностранного языка всегда использовались активные методы обучения. На ранних этапах это были игры и различные игровые моменты. Далее стали применяться такие активные методы, как дискуссия, написание эссе, проектная деятельность, где от обучающихся требовалась не репродукция готового материала, а умение изложить и аргументировать свою точку зрения на иностранном языке.

На занятиях по английскому языку в Самарском юридическом институте ФСИН России мы используем такие методы, как дискуссия, «мозговая атака», ролевая и деловая игры, ситуации инсценирования различной деятельности, подготовка презентаций, написание эссе или репортажа, создание тезауруса по изучаемым темам, создание видеоролика. Однако необходимо уточнить, что на занятиях находят свое применение не только активные методы обучения, но и репродуктивные, использование которых обоснованно и эффективно в начале изучения каждой темы, где от обучающихся требуется воспроизведение готового материала.

Для занятий с использованием активных методов обучения важно учитывать условия их проведения. В Самарском юридическом институте ФСИН России занятия по иностранному языку проходят в мультимедийном лингафонном кабинете, оснащенном программным обеспечением «Диалог NIBELUNG». Широкие функциональные возможности и простота использования данного программного обеспечения позволяют преподавателю и обучающимся пользоваться современными мультимедийными технологиями и создавать управляемую интерактивную среду обучения.

К преимуществам мультимедийного лингафонного кабинета, функционирующего на программном обеспечении «Диалог NIBELUNG», относятся:

- повышение эффективности преподавания фонетики и постановки правильного произношения;

- активизация навыков устного последовательного и письменного перевода;

- доступ к сети Интернет с возможностью просмотра актуальных новостей на иностранных языках и проведения занятий в режиме on-line;

- возможность эффективного интерактивного общения с обучаемыми (передача коротких сообщений, прослушивание, диалог);

- создание и демонстрация медиапрезентаций;

- создание электронных учебников;

- создание системы упражнений для изучения иностранного языка в аудитории, направленной на совершенствование навыков говорения, чтения, письма и аудирования;

- создание благоприятных условий для эффективной самостоятельной работы (в том числе за счет контролируемого использования интернет-страниц).

Занятия в лингафонном кабинете сочетают в себе интерактивность и наглядность, превращая обучение в увлекательную, интересную игру.

В целях повышения эффективности формирования коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС было создано соответствующее методическое обеспечение: разработаны и внедрены в образовательный процесс учебные, учебно-методические пособия, практикумы, методические рекомендации, в которые помимо упражнений и заданий на отработку фонетических, лексических и грамматических правил вошли профессионально ориентированные тексты: Types of Crime, English and Welsh Prison Service, The Penal System of Russia, Alternatives to Imprisonment, My Professional Duties. Каждый раздел содержит пакет заданий и упражнений для формирования и отработки соответствующих знаний, умений и навыков. Следует отметить, что у всех профессионально ориентированных текстов есть аудиофайлы, которые создаются преподавателями кафедры философии и общегуманитарных дисциплин Самарского юридического института ФСИН России. Каждый аудиофайл содержит не только основной текст, но и вокабуляр, необходимый для изучения.

Отдельно следует подчеркнуть, что в мультимедийном лингафонном кабинете также представлена большая видеофонотека фильмов на иностранных языках по пенитенциарной тематике. Кафедрой разработаны задания к каждому фильму, направленные на отработку навыков и умений курсантов в чтении, аудировании, говорении и письме. Мы считаем, что занятия с использованием активных методов обучения, проводимые в мультимедийном лингафонном кабинете, значительно увеличивают время речевой практики для каждого курсанта. В свою очередь, это помогает добиться усвоения материала всеми участниками группы, взвода, снять психологическое утомление и языковой барьер. Преподаватель при такой форме обучения становится организатором и координатором самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности курсантов.

В заключение хотелось бы отметить следующее: внедрение в образовательный процесс активных методов обучения, призванных стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучаемых, компьютеризация процесса изучения английского языка, увеличение доли занятий с использованием сети Интернет, разработка соответствующей направлению подготовки института учебно-методической литературы - это далеко не все условия для успешного формирования и развития коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС. В формате статьи перечислены, на наш взгляд, главные условия, создание которых необходимо для достижения целей и задач современного занятия по иностранному языку в вузах.

Мы считаем, что соблюдение этих условий будет способствовать повышению профессиональной мобильности и адаптивности выпускников вузов ФСИН России, позволяя им не только быть в центре последних разработок и инноваций, но и предвидеть варианты развития ситуации. В свою очередь, это гарантирует повышение самодисциплины в изучении иностранного языка в течение всей жизни.

Библиографический список

1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 17-22.

3. Шишов С. Е. Образование в России: федеральный справочник. М., 2001.

4. Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004.№ 2. С. 3-11.

5. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. М., 2004. 42 с.

7. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,

1999. 747 с.

8. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д., 2000. 416 с.

9. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1987. 590 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.

11. Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М., 1984. 367 с.

12. Милорадова Н. Г. Психология и педагогика. М.: Гардарики, 2005. 335 с.

13. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов н/Д., 2004. 379 с.

14. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.,

2000. 146 с.

15. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.73.fsin.su/document/kontseptsiya_razvitiya_uis_ do_2020_goda.php (дата обращения: 22.08.2018).

17. Гиренок Г. А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2013. 198 с.

18. Гиренок Г. А. Формирование коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку // Современные технологии в Российской системе образования: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2011. С. 70-73.

References

1. Khutorskoi A. V. Klyuchvie kompetentsii kak component lichnostno-orientirovannoi paradig-mi obrazovaniya [Core competences as an element of person-centered paradigm of education]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2003, no. 2, pp. 58-64 [in Russian].

2. Baidenko V. Kompetentsii v professionalnom obrezovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda) [Competences in Professional education (to adaptation of the competence-based approach)]. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2004, no. 11, pp. 17-22 [in Russian].

3. Shishov S. E. Obrazovanie v Rossii: federalnii spravochnik [Education in Russia: federal reference] . Moscow, 2001 [in Russian].

4. Shadrikov V. Dvuhstupenchataya sistema podgotovki sppetsialistov [Two-stage system of specialists training]. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2004, no. 2. pp. 3-11 [in Russian].

5. Verbitskiy A. A. Kontekstno-kompetentnostnii podhod k modernizatsii obrazovaniya [Context-competency-based approach to education modernization]. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2010, no. 5, pp. 32-37 [in Russian].

6. Zimnyaya I. A. Klyuchevii kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podhoda k obrazovaniyu [Core competences as effective and target basis competency-based approach in education]. Moscow, 2004, 42 p. [in Russian].

7. Podlasiy I. P. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1999, 747 p. [in Russian].

8. Basova N. V. Pedagogika i practicheskaya psihologiya [Pedagogy and practical psychology]. Rostov na Donu, 2000, 416 p. [in Russian].

9. Filosofskii slovar [Philosophical dictionary]. In I. T. Frolov (ed.). Moscow, 1987, 590 p. [in Russian].

10. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar [Pedagogical encyclopaedical dictionary]. Moscow, 2008, 528 p. [in Russian].

11. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1984, 367 p. [in Russian].

12. Miloradova N. G. Psihologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. Moscow, 2005, 335 p. [in Russian].

13. Mukhina S. A., Soloviyova A. A. Netraditsionnie pedagogicheskie tehnologii v obuchenii [Non-traditional pedagogical technologies in education]. Rostov na Donu, 2004, 379 p. [in Russian].

14. Borisova N. V. Obrazovatelnie tehnologii kak ob'ekt pedagogicheskogo vibora [Educational technologies as the object of pedagogical choice]. Moscow, 2000, 146 p. [in Russian].

15. Matyushkin A. M. Problemnie sityatsii v mishlenii i obuchenii [Problem situation in thinking and training]. Moscow, 1972, 168 p. [in Russian].

16. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitelnoi sistemi rossiiskoi Federatsii do 2020 [The Concept of the Penal System development till 2020]. URL: http://www.73.fsin.su/document/ kontseptsi-ya_razvitiya_uis_do_2020_goda.php (Accessed: 22.08.2018) [in Russian].

17. Girenok G. A. Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii budushchih cotrudnikov UIS v visshei professionalnoi shkole. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the communicative competence among future penal officers in the Higher school. Candidate's of Pedagogy thesis]. Samara, 2013, 198 p. [in Russian].

18. Girenok G. A. Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii na zanyatiyah po angliiskomu yaziku [Formation of the communicative competence at the English lessons]. Sovremennie tehnologii v Rossiiskoi sisteme obrazovaniya. IX Vserossiiskaya nauchno-practicheskaya konferentsiya [Modern technologies in Russian educational system. IX All-Russian research-to-practice conference]. Penza, 2011, pp. 70-73 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.