Научная статья на тему 'Условия ценообразования на рыбохозяйственных предриятиях (на примере Приморского края)'

Условия ценообразования на рыбохозяйственных предриятиях (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН / ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ПРИБЫЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС / СЕБЕСТОИМОСТЬ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ / КАЧЕСТВО / СЕЗОННОСТЬ ЛОВА / PRICING / PRICING CONDITIONS / PRICING FACTORS / PROFIT / FINANCIAL RESULT / SOLVENT DEMAND / COST OF FISH PRODUCTS / QUALITY / SEASONALITY OF FISHING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Светлана Геннадьевна

В настоящее время экономика предприятий рыбной отрасли Приморского края характеризуется ростом цен, но, как показывают статистические данные, рентабельность продаж в последние годы снижается. В этой связи исследование условий ценообразования в организациях рыбной промышленности, которые влияют на формирование соотношения цена-прибыль, является актуальным. С одной стороны, увеличение себестоимости готовой продукции и другие факторы приводят производителя к необходимости повышать цены для сохранения финансового результата от продаж. С другой стороны, недостаточный рост реальных располагаемых доходов населения ограничивает спрос на рыбу по высоким ценам, особенно более ценных по пищевым качествам пород. В этой связи условия и факторы ценообразования имеют как экономические, так и социальные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Володина Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING CONDITIONS ON FISHING ENTERPRISES (ON THE EXAMPLE OF THE PRIMORSKY KRAI)

Fish products are a source of valuable nutrients for the human body. Prices for fish products provide not only the availability of fish for the population, but also affect the formation of financial results of organizations of the fishery complex. Currently, the economy of enterprises is characterized by rising prices, but, as statistics show, return on sales has been declining in recent years. In this regard, the study of pricing conditions in the organizations of the fishing industry that affect the formation of the price-earnings ratio is relevant. On the one hand, the increase in the cost of finished goods and other factors lead the manufacturer to the need to raise prices to maintain the financial result from sales. On the other hand, there is insufficient growth in real disposable incomes of the population, which limits the demand for fish at high prices, especially breeds that are more valuable in terms of food quality. In these conditions, the decision on prices has both economic and social consequences.

Текст научной работы на тему «Условия ценообразования на рыбохозяйственных предриятиях (на примере Приморского края)»

ЭКОНОМИКА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ

УДК 338.51

С.Г. Володина

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б

УСЛОВИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДРИЯТИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

В настоящее время экономика предприятий рыбной отрасли Приморского края характеризуется ростом цен, но, как показывают статистические данные, рентабельность продаж в последние годы снижается. В этой связи исследование условий ценообразования в организациях рыбной промышленности, которые влияют на формирование соотношения цена-прибыль, является актуальным. С одной стороны, увеличение себестоимости готовой продукции и другие факторы приводят производителя к необходимости повышать цены для сохранения финансового результата от продаж. С другой стороны, недостаточный рост реальных располагаемых доходов населения ограничивает спрос на рыбу по высоким ценам, особенно более ценных по пищевым качествам пород. В этой связи условия и факторы ценообразования имеют как экономические, так и социальные последствия.

Ключевые слова: ценообразование, условия формирования цен, факторы ценообразования, прибыль, финансовый результат, платежеспособный спрос, себестоимость рыбной продукции, качество, сезонность лова.

S.G. Volodina

PRICING CONDITIONS ON FISHING ENTERPRISES (ON THE EXAMPLE OF THE PRIMORSKY KRAI)

Fish products are a source of valuable nutrients for the human body. Prices for fish products provide not only the availability offish for the population, but also affect the formation of financial results of organizations of the fishery complex. Currently, the economy of enterprises is characterized by rising prices, but, as statistics show, return on sales has been declining in recent years. In this regard, the study of pricing conditions in the organizations of the fishing industry that affect the formation of the price-earnings ratio is relevant. On the one hand, the increase in the cost of finished goods and other factors lead the manufacturer to the need to raise prices to maintain the financial result from sales. On the other hand, there is insufficient growth in real disposable incomes of the population, which limits the demand for fish at high prices, especially breeds that are more valuable in terms of food quality. In these conditions, the decision on prices has both economic and social consequences.

Key words: pricing, pricing conditions, pricing factors, profit, financial result, solvent demand, cost of fish products, quality, seasonality of fishing.

Статистические данные экономики Приморского края [1] показывают повышение потребительских цен на продукцию предприятий рыбохозяйственного комплекса (рис. 1).

Рис. 1. Индексы реальных располагаемых доходов населения Приморского края и потребительских цен на рыбную продукцию за 2008-2018 гг. (декабрь в % к декабрю предыдущего года) Fig. 1. Indices of real disposable income of the Primorsky Territory population and consumer prices for fish products for 2008-2018 (December in % to December of the previous year)

Как следует из рис. 1, за последние 10 лет рост потребительских цен на рыбопродукцию опережал рост реальных располагаемых доходов населения. Кроме 2018 г., в котором прослеживается более благоприятное соотношение индексов потребительских цен и реальных располагаемых доходов. В связи с тем, что стоимость рыботоваров неуклонно повышалась, в настоящее время цена, особенно более ценных по питательным свойствам рыбных пород, сложилась достаточно высокой. Из-за этого многие покупатели стали переходить на потребление менее дорогих продуктов.

Повышение потребительских цен связано с динамикой цен производителей (рис. 2).

Из рис. 2 следует, что в 2017-2018 гг. цены на одноименную рыбную продукцию не только повышались, но и снижались.

На фоне общей тенденции повышения цен, судя по статистическим данным Приморск-стата [1], начиная с 2011 г. наблюдается спад индексов промышленного производства в отрасли, кроме 2016 г. (рис. 3).

Из рис. 3 видно, что помимо спада объема промышленного производства для вида экономической деятельности «Рыболовство и рыбоводство» характерно снижение рентабельности продукции. Изучение статистической информации показало, что спад объемов промышленного производства происходил и по виду деятельности «Переработка и консервирование рыбопродуктов». Статистические данные Приморскстата свидетельствуют, что в 2018 г. по этому виду деятельности индекс объема промышленного производства составил 91,4 % [2].

В условиях сложившихся в рыбной промышленности Приморского края тенденций динамики цен, реальных доходов населения, объема производства и рентабельности решения по ценам должны быть обоснованы. Это необходимо для обеспечения не только главной цели предпринимательства - повышения финансовых результатов, но и доступности рыбопродукции населению, обеспечения продовольственной безопасности региона.

В этой связи объектом исследования явились отраслевые и производственные особенности деятельности рыбопромышленных предприятий, специфика рынка рыбной продукции. Создавая условия, влияющие на формирование соотношения цена-затраты, они воздействуют на перспективу повышения финансовых результатов от продаж.

115,0 110,0

105,0 %

100,0 95,0 90,0 85,0

113,2

110,6

102,8

104,0

100

99,2

100,0

107,6 107,7 108,5 107,3

t Т-ГО J

,1 102,9

101,3

РР11П II I 1411

I I МП 1^11111

8„

»* J

J с? / ¿t

У У J? л ч

^VV s * s *

л

* s / ^ ^

ж

АР

CP

2017

2018

Рис. 2. Индекс цен производителей рыбопродукции Приморского края за 2017-2018 гг. (декабрь в % к декабрю предыдущего года) Fig. 2. The producer price index of fish products of the Primorsky Territory for 2017-2018 (December in % to December of the previous year)

160,0 140,0 120,0 100,0 80,0 % 60,0

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ^^"Рентабельность проданных рыботоваров, %

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

Рис. 3. Динамика индексов промышленного производства и рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций по виду экономической деятельности «Рыболовство и рыбоводство» за 2007-2018 гг. Fig. 3. Dynamics of indices of industrial production and profitability of sold goods, products (works, services) of organizations by type of economic activity «Fisheries and fish farming» for 2007-2018

Исследование проводилось с применением метода наблюдений и аналитических процедур для комплексного изучения специфики проявления внутренних и внешних факторов ценообразования в рыбной промышленности как совокупности взаимосвязанных частей и элементов единой системы.

Условия рынка рыбной продукции, в которых происходит формирование цен, имеют определенные особенности. Они касаются характера эластичности спроса, конкуренции и типа рынка рыбопродукции.

В работе автора [3] при исследовании подходов к увеличению финансовых результатов на основе управления ценами на рыбопродукцию были рассчитаны коэффициенты ценовой эластичности по основным видам рыб в период их промысла, когда рынок максимально насыщен рыботоварами. На основании расчетов сделан вывод, что формирование цен на рыбные товары происходит в условиях эластичного рынка.

Для оценки уровня конкуренции проведен анализ статистических данных о количестве предприятий, функционирующих в рыбной промышленности Приморского края.

По данным официального сайта администрации Приморского края [2], в которых представлены итоги деятельности предприятий рыбной промышленности Приморского края, к концу 2018 г. в Приморье было зарегистрировано более 500 предприятий отрасли. Из них - более 50 занимаются добычей рыбы. Но среди этих организаций крупных наблюдается небольшое число, а мелкий и средний бизнес не может составить достаточно высокий уровень конкуренции крупному. В условиях спада промышленного производства предпосылок для возникновения жесткой конкуренции среди крупных организаций не наблюдается. Кроме того, по информации сайта администрации Приморского края [2], «в период 2017-2018 гг. из рыбопромышленного комплекса Приморского края выбыли (в связи с реорганизацией и уходом в другой регион) АО «Дальинторг», ООО «РОЛИЗ» и РК «Огни Востока».

Следует отметить, что рыбные организации находятся в условиях более сильной конкуренции на рынке продуктов питания в целом. Дело в том, что неуклонный рост цен на рыбные товары привел к тому, что рыба, особенно более ценных пород, стала стоить дороже мяса. В этих условиях низкий рост реальных располагаемых доходов населения по сравнению с неконтролируемым ростом цен на рыбные товары приводит к тому, что потребители переключается на более дешевые виды продуктов. Данное обстоятельство сдерживает рост цен и при растущих затратах негативно сказывается на прибыли организаций отрасли. В связи с этим им становится выгоднее значительную долю улова продавать на экспорт в районе промысла.

Управлять ценами и прибылью с учетом реакции потребителей организациям рыбной промышленности позволяет смешанный тип рынка. На наличие элементов монополистической конкуренции указывает достаточно большое число рыбных организаций на рынке Приморья, дифференциация продукции, отсутствие барьеров для вступления в отрасль. Но имеются ценовые лидеры в лице крупных предприятий, что может представить рыбный рынок как олигополистический. Для такого рынка характерны ценовые стратегии лидерства и следования за лидером.

К производственным факторам, влияющие на формирование цен в рыбохозяйственном комплексе, в первую очередь относятся затраты на производство. Рыбохозяйственный комплекс является весьма фондоемкой отраслью, что приводит к высоким затратами на амортизацию, содержание и ремонт основных средств, повышает налоговую нагрузку. Кроме этого, для организаций характерны высокие затраты на переходы, доставку продовольствия в районы промысла и т.д.

Другими факторами являются особенности качества рыбопродукции по видам. Качество рыбы характеризуется следующими параметрами: пищевая ценность, степень раздел-

ки (неразделанная, безголовая, головы, хвосты, филе, фарш, спинка, тушка и т.д.), размеры, расфасовка, упаковка. Цены на рыбные товары дифференцируются в зависимости от пищевой ценности, сортности, степени разделки и др.

Жизненный цикл рыбопродукции как один из отраслевых ценообразующих факторов, в отличие от других промышленных товаров, имеет специфику проявления.

Особенностью организаций рыбохозяйственного комплекса является то, что они производят обычный ассортимент рыбопродукции, новые виды рыб, еще неизвестные рынку, - достаточно большая редкость. Кроме того, специфика рыбной продукции как ценного пищевого продукта, сырья для других отраслей, кормовых добавок и удобрений для сельского хозяйства вызывает неуклонный спрос на нее. Поэтому рыботовары не имеют морального старения.

В связи с этим полного жизненного цикла, свойственного для большинства товаров и представленного в экономической литературе, для рыбных товаров нет. Однако другая особенность, характерная для рыбных организаций (сезонность лова), может рассматриваться как жизненный цикл рыбной продукции.

При этом в организациях рыбохозяйственного комплекса сезонность добычи является существенным фактором, воздействующим на формирование цен и финансовых результатов Дело в том, что для многих видов рыб сезоны лова кратковременны. Поэтому в начале сезона лова повышается выпуск рыбной продукции и, как следствие, меняются рыночные индикаторы - спрос, предложение и конкуренция. В связи с этим для сохранения финансовых результатов появляется необходимость стремительно реагировать на динамику рынка, управляя ценами.

В начале сезона добычи наблюдается стадия роста. В этот период небольшая конкуренция и значительный спрос дают возможность формировать высокие цены. Между тем эта стадия кратковременна, так как большинство организаций одновременно ведут промысел и рынок быстро заполняется рыбной продукцией. Высокие цены обеспечивают лишь кратковременное повышение финансовых результатов, поскольку в условиях массовой поставки рыбных товаров на рынок быстро приходит стадия зрелости. Она является преобладающей и более длительной. В это время рынок насыщается рыбными товарами, усиливается конкуренция, снижаются продажи, что приводит к необходимости уменьшать цены, причем часто до уровня затрат.

Следует отметить, что крупные организации имеют возможность продлить стадию зрелости, обеспечивая надлежащее хранение рыбы, и не снижать высокие цены. У мелкого и среднего бизнеса такие возможности ограничены. Они продают рыбную продукцию сразу по приходу в порт, в холодильник отправляются малые партии. Поэтому в конце сезона мелкие и средние организации покидают рынок, а крупные продолжают продажу запасов рыбы.

Таким образом, потребительские цены на рыбную продукцию в Приморском крае неуклонно повышаются, опережая рост реальных располагаемых доходов населения. Лишь в 2018 г. наметилась тенденция к снижению цен на рыбную продукцию в целом. Изменение потребительских цен связано с динамикой цен производителей. Анализ показал, что по отдельным видам рыб цены производителей не только повышались, но и снижались. Такая динамика происходила на фоне спада промышленного производства рыбодобывающих предприятий, что привело к снижению рентабельности продаж.

В статье исследованы условия ценообразования в организациях рыбной промышленности Приморского края, которые сказываются на динамике цен и прибыли. В результате сделаны следующие выводы. С одной стороны, рыбная промышленность является высокозатратным производством - высокая фондоемкость, расходы на переходы и содержание флота и др. С другой стороны, высокая конкуренция на рынке продуктов питания в целом

и низкий рост реальных располагаемых доходов населения сдерживает рост цен и при растущих затратах негативно влияет на финансовые результаты. А между тем спрос на рыбу, особенно более ценных пород, и морепродукты остается неудовлетворенным.

Список литературы

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Режим доступа: http://primstat.gks.ru/

2. Общие итоги работы рыбохозяйственного комплекса Приморского края. Официальный сайт администрации Приморского края. Режим доступа: https://www.primorsky.ru/ authorities/executive-agencies/departments/fishery/results.php.

3. Володина С.Г. Методический подход к увеличению финансовых результатов организации на основе управления ценами (на примере предприятия рыбной промышленности) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 4(25). С. 77-80.

Сведения об авторе: Володина Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.