Научная статья на тему 'Прогнозирование емкости и розничных цен на российском B2C рынке рыбных товаров'

Прогнозирование емкости и розничных цен на российском B2C рынке рыбных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
B2C РЫНКА РЫБЫ / B2C OF FISH MARKET / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЦЕН / PRICE FORECASTING / ЕМКОСТЬ РЫНКА / MARKET CAPACITY / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА / MARKET FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов Ибрагим Агаевич, Перельман Михаил Александрович

Оценивается емкость российского B2C рынка рыбы и рыбных продуктов в контексте перемен, происходящих в традициях потребления в целом по России и отдельных регионов. Предлагается матричный метод определения конфигурации ценовых колебаний, позволяющий учитывать влияние традиций потребления и закономерные ожидания покупателей. Такой подход позволяет предсказывать и формировать ценовую политику, ориентированную на ожидания и настроения потребителей и их устойчивую покупательскую активность. Прогнозируются цены на рыбу мороженую разделанную до 2022 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting the capacity and retail prices in the Russian B2C fish products market

We assess the capacity of Russian B2C fish and fish products market in the context of changes in the traditions of consumption in general across Russia and selected regions. We present matrix method for determining the configuration of price fluctuations, allowing to take into account the influence of consumption traditions and the legitimate expectations of customers. This approach allows us to predict and form a pricing policy that focuses on the expectations and moods of consumers and their steady shopping activity. We make price forecasts for frozen fish up to 2022.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование емкости и розничных цен на российском B2C рынке рыбных товаров»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

прогнозирование емкости и розничных цен на российском В20 рынке рыбных товаров

Рамазанов И.А 1, Перельман М.А. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Оценивается емкость российского B2C рынка рыбы и рыбных продуктов в контексте перемен, происходящих в традициях потребления в целом по России и отдельных регионов. Предлагается матричный метод определения конфигурации ценовых колебаний, позволяющий учитывать влияние традиций потребления и закономерные ожидания покупателей. Такой подход позволяет предсказывать и формировать ценовую политику, ориентированную на ожидания и настроения потребителей и их устойчивую покупательскую активность. Прогнозируются цены на рыбу мороженую разделанную до 2022 года.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: B2C рынка рыбы, прогнозирование цен, емкость рынка, прогнозирование рынка.

Forecasting the capacity and retail prices in the Russian B2C fish products market

Ramazanov I.A.1, Perelman M.A. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что российский рынок рыбы и продуктов ее переработки характеризуется обострением конкуренции, которая усиливается более быстрыми темпами, чем темпы расширения емкости этого рынка. Выявление тенденций и перспектив его развития позволяет участникам рынка точнее ориентировать свою деятельность на потенциал и потребности потребителей при минимальных усилиях при ведении конкурентной борьбы.

Оценке состояния и перспектив развития российского и мирового рынка рыбы и продуктов ее переработки посвящено большое количество исследований по изучению состояния и перспектив ее развития в контексте глобализации, состояния инфраструктуры и конъюнктуры рынка, подходов преодоления препятствий на пути расширения доли на рынке и т.п. [1, с. 42; 2, с. 20; 3, с. 206; 4, с. 127; 5, с 84-86] (УаэНеуа, АЪто$1то\а, АЪто$1то\, 2016; УаэНгуа, 2015; Ьазктапоу, 2015; Ыеыутт, 2017; ВыЫпта, КатНпа, 2017), проблем продовольствен-

ной безопасности [6, с. 27-28; 7, с. 42; 8, с. 413; 9, с. 28-29; 10, с. 279] (Dvoryaninova, Sokolov, Cherkasov, 2015; Kiladze, 2015; Lukinyh, Tazeeva, Rakultseva, 2014; Ragozin, 2015; Pastushkova, Chugunova, 2017), импортозамещения [11, с. 207-208; 12, с. 51-52] (Vasilev, 2016; Matveeva, Chueva, 2017), ценовой политики, формирования ценовой и неценовой конкуренции [13, с. 106-107; 14, с. 16-17; 15, с. 53-54] (Mukhamedova, 2010; Popova, 2015; Romanova, 2015). При этом особое внимание уделяется функционированию рынка отдельных видов рыбных товаров, изучению портрета покупателя и предпочтений потребителей [16, p. 26; 17, p. 22] (Popadynets, Shults, Barna, 2017; Skara et al., 2015), в контексте здорового питания [18, p. 9; 19, с. 34-35; 20, с. 60; 21, с. 53-55] (Pinho et al., 2017; Galiullina, 2013; Kravchenko, Sergeeva, 2016; Nikiforova, Nikiforova, Antokhonova, 2017) и другим вопросам. Тем не менее вопросы прогнозирования емкости и цен на российском B2C рынке рыбных товаров в условиях глобализации нуждается в уточнении.

Для прогнозирования перспектив развития российского B2C рынка рыбной продукции необходимо иметь сведения о спросе и потреблении, обеспеченности рынка внутренними ресурсами и доступности внешних источников поставки, традициях потребления, состоянии конкуренции, колебаниях цен и факторах ценообразования и т.п.

Оценивая состояние спроса, исследователи рынка отмечают отставание спроса от норм потребления, рекомендованных Институтом питания. При этом указывают на необеспеченность потребностей [22, с. 200] (Romanova, 2016а) и несбалансированность рынка [23, с. 95] (Romanova, 2016b). Опираясь на данные Росрыболовства, Неуймин Д.С. [24, с. 124] (Neuymin, 2017) отмечает, что, являясь крупнейшим производителем рыбных товаров, Россия имеет дефицит отдельных видов сырья, обусловлен-

ABSTRACT:_

We assess the capacity of Russian B2C fish and fish products market in the context of changes in the traditions of consumption in general across Russia and selected regions. We present matrix method for determining the configuration of price fluctuations, allowing to take into account the influence of consumption traditions and the legitimate expectations of customers. This approach allows us to predict and form a pricing policy that focuses on the expectations and moods of consumers and their steady shopping activity. We make price forecasts for frozen fish up to 2022.

KEYWORDS: B2C of fish market, price forecasting, market capacity, market forecasting

JEL Classification: D40, D49, Q22 Received: 21.02.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ramazanov I.A ( iaramazanov@mail.ru)

CITATION:_

Ramazanov I.A, Perelman M.A. (2018) Prognozirovanie emkosti i roznichnyh tsen na rossiyskom B2C rynke rybnyh tovarov [Forecasting the capacity and retail prices in the Russian B2C fish products market]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 825-840. doi: 10.18334/rp.19.3.38840

ный ростом экспорта рыбы из-за дисбаланса цен на внутреннем и внешних рынках. Однако, по данным Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, наоборот, рыбная продукция поставляется по минимальным ценам в требуемых объемах и дефицита, обеспеченного платежеспособным спросом, на внутреннем рынке нет [25, с. 22] (Sinyakov, 2015).

По данным Департамента рыбного хозяйства и аквакультур Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) (Fisheries and Aquaculture Department. Food and Agriculture Organization, FAO), Россия, начиная с 2013 года, опередила Японию и занимает 4-ю позицию после Китая, Индонезии и США [26, p. 11], и, согласно сведениям Росрыболовства, в 2016 году произведено 4811976 тонн рыбы [27] при внутренней потребности около 3000000 тонн. Являясь одним из мировых лидеров по улову рыбы, по сравнению со многими странами, среднедушевое потребление рыбы в России характеризуется более низкими значениями. Подобная ситуация характерна и для большинства развитых стран [28, с. 272; 29] (Lysakovskaya, 2012; Skuland, 2015). Причиной подобной ситуации является не только низкая платежеспособность населения, отсутствие конкуренции, ненасыщенность рынка и т.п., но и устойчивые традиции потребления, которые не совпадают с научно обоснованными нормами потребления, к соблюдению которых призывают многие исследователи [30, с. 236] (Korneychuk, 2017). Следовательно, при прогнозировании B2C рынка целесообразно опираться на сложившиеся традиции потребления рыбы, которые существенно отличаются от норм в 22 кг/чел в год1, к которому приближается среднедушевое потребление в России (табл. 1).

Как видно, начиная с 2012 года в России установились устойчивые традиции потребления независимо от места проживания. Подобная устойчивость потребления позволяет точнее прогнозировать спрос, емкость рынка, динамику цен и иные характеристики конъюнктуры рыбного B2C рынка. Однако в разрезе регионов данные существенно отличаются и не характеризуются постоянством (табл. 2). При этом можно наблюдать три направления тенденций развития региональных рынков рыбы

1 «Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.08.2016 г. № 614.

ОБ АВТОРАХ:_

Рамазанов Ибрагим Агаевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры торговой политики (iaramazanov0mai1.ru)

Перельман Михаил Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры торговой политики (bmd770rambLer.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Рамазанов И.А, Перельман М.А. Прогнозирование емкости и розничных цен на российском B2C рынке рыбных товаров // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 3. - С. 825-840. doi: 10.18334/rp.19.3.38840

Таблица 1

Динамика потребления рыбы и рыбопродуктов в домохозяйствах, кг/чел

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Все население 20 20 21 21 22 22 22 21 22 22

Городское население 20 21 21 21 22 22 22 21 22 22

Сельское население 19 20 21 21 22 22 22 21 22 22

Источник: РОССТАТ.

Таблица 2

Среднедушевое потребление рыбы и рыбных продуктов в Российской Федерации и отдельных регионах

2012 2013 2014 2015 2016 2017 Среднее, кг/чел

РФ 21,7 22,3 22,3 21,1 21,5 22,1 21,3

Брянская обл. 25,4 25,6 27,4 26,7 26,9 27,1 25,3

Тверская обл. 25,0 26,6 25,0 25,8 26,5 26,8 25,3

г. Москва 21,3 21,1 21,2 20,8 21,7 21,9 21,4

Респ. Карелия 24,0 23,5 25,2 23,8 23,0 23,5 25,0

Архангельская обл. 25,4 27,6 27,7 25,4 27,7 27,9 25,9

Мурманская обл. 27,3 26,3 26,2 23,8 21,8 21,5 25,4

г. С.-Петербург 19,0 19,0 18,6 16,8 17,3 18,1 18,2

Респ. Адыгея 12,6 12,6 13,2 10,5 11,6 12,5 12,5

Астраханская обл. 30,7 32,7 33 26,4 33,3 33,4 31,4

Респ. Дагестан 15,8 16,6 14,8 16,3 19,6 20,1 15,3

Чеченская Респ. 12,1 13,3 18,2 16,1 15,7 17,8 15,6

Ставропольский край 19,0 22,2 21,0 17,3 17,6 19,5 18,9

Приморский край 33,9 33,6 34,3 35,3 31,5 34,1 33,1

Источник: РОССТАТ.

и рыбопродуктов: 1) на многих региональных рынках наблюдается рост потребления рыбы и рыбных продуктов (Республика Дагестан, Чеченская Республика и другие), демонстрируя наличие определенного потенциала для развития; 2) отдельные региональные рынки, наоборот, демонстрируют сокращение потребления рыбы и рыбопродуктов (Республика Карелия), указывая на усиление конкуренции со стороны других продуктов потребления; 3) многие региональные рынки достигли относительной стабильности потребления, в первую очередь это касается крупных мегаполисов (г. Москва, г. Санкт-Петербург и другие) и регионов с высокой степенью доступности этих товаров (Архангельская обл., Астраханская область, Приморский край и другие) и т.п.

Оценивая емкость B2C рынка рыбы и рыбных продуктов, можно отметить, что рынок в целом находится на стадии насыщения, а изменения в основном касаются региональных рынков. При прогнозировании емкости B2C рынка рыбы и рыбных про-

дуктов авторы опираются на достигнутые в регионе традиции потребления, используя следующий алгоритм: рассчитывают величину достигнутого уровня среднедушевого традиционного потребления (Ут); определяют среднее значение индекса физического объема традиционного потребления (!у); определение среднедушевого потребления на прогнозируемый период (У^; прогнозируют физические величины емкости рынка на исследуемый период (Уд); прогнозирование емкости рынка на исследуемый период в денежном выражении (Ур).

Величину традиционного уровня потребления рыбы и рыбных продуктов рассчитывают по следующей формуле:

п

ь

V = 1=1

Уш = , (1)

п

где у. - среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов в 1-й период; п - число периодов, используемых для определения традиционных норм потребления. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать среднедушевое потребление не менее десяти последних лет.

Среднее значение индекса физического объема среднедушевого традиционного потребления рассчитывают по формуле:

п

X

А., (2)

/,—

п

где - изменение потребления по отношению к предыдущему периоду.

Среднедушевое потребление на прогнозируемый период рассчитывают по формуле:

V, = Vш [(/„ -1) * t ], (3)

где 1 - количество лет, на который прогнозируется среднедушевое традиционное потребление.

Прогнозирование физической величины емкости рынка рыбы и рыбных продуктов на прогнозируемый период (Уд) рассчитывают по формуле:

^ = Н V ■ (4)

К исследуемому периоду (2022 г.) РОССТАТ прогнозирует численность населения на уровне 146,934 млн чел. Емкость российского В2С рынка рыбы и рыбных продуктов может достигнуть 3,424 млн тонн. Тенденции развития традиций потребления по

регионам отличаются от средних значений по России и друг от друга (табл. 3), следовательно, необходимо учитывать особенности потенциала каждого рынка в отдельности.

Особый интерес для участников рынка представляет возможность прогнозирования цен, что важно при стратегическом планировании. Для этого авторы использовали матричный метод прогнозирования цен на B2C рынке на основе традиций потребления рыбы и рыбных продуктов. Сущность метода заключается в разработке матрицы традиционных (ожидаемых) колебаний индексов цен, используемых в качестве базы для анализа ценовых колебаний, прогнозирования и разработки стратегий ценообразования.

Для построения матрицы ценовых колебаний и матричного индекса рекомендуется использовать сведения о динамике индекса цен на B2C рынке рыбы и рыбных продуктов, сформировавшиеся в течение последних десяти лет или иной период, способный

Таблица 3

Прогнозируемая емкость физического объема В20 рынка рыбы и рыбных продуктов в отдельных регионах и РФ в целом

Среднедушевое традиционное потребление, кг/чел (Ут| Значения индекса физического объема среднедушевого традиционного потребления (и Прогнозируемое среднедушевое потребление на 2022 г. кг/ чел IV«) Прогнозируемая численность населения, млн чел (Н02022| Прогнозируемая емкость рынка на 2022 год, млн тонн N„1

РФ 21,3 1,02 23,3 147,321 3,433

Брянская область 25,3 1,02 27,8 1,210 0,035

Тверская область 25,3 1,02 27,8 1,249 0,034

г. Москва 21,4 1,0 21,4 13,240 0,283

Республика Карелия 25,0 0,98 22,5 0,624 0,014

Архангельская область 25,9 1,02 28,5 1,158 0,033

Мурманская обл. 25,4 0,98 22,9 0,751 0,017

г. Санкт-Петербург 18,2 0,98 16,4 5,351 0,088

Республика Адыгея 12,5 1,01 13,1 0,468 0,006

Астраханская обл. 31,4 1,02 34,5 1,022 0,035

Республика Дагестан 15,3 1,02 16,8 3,151 0,052

Чеченская Республика 15,6 1,17 28,86 1,521 0,044

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приморский край 33,1 1,01 34,7 1,888 0,066

Источник: составлено авторами.

подчеркивать наиболее закономерный характер традиций потребления. Кроме того, из этого перечня исключают периоды, ценообразование которых происходило под влиянием факторов, не связанных с естественным ходом развития рыночных процессов (политическая ситуация, природные явления и т.п.), способных выводить колебания цен за пределы их закономерной волатильности. Матричные индексы цен (1р1т) определяют по следующей формуле:

п

I'

р'

'рт ' (5)

п

где 1р1 - индекс потребительских цен на рыбу и рыбные продукты в %-х к соответствующему месяцу предыдущего года исследуемого периода по регионе; п - количество лет, используемых в расчетах.

Как видно из таблицы 4, динамика индексов цен по отдельным регионам существенно отличается от средних значений по России в целом и по отношению друг к другу. Следовательно, при прогнозировании цен целесообразно опираться на данные по конкретному региону.

Таблица 4

Матричные индексы цен российского В2С рынка рыбы и рыбных продуктов в России и отдельных регионов, к соответствующему периоду предыдущего года

РФ Брянская обл. Тверская обл. г. Москва Респ. Карелия Архангельская обл. Мурманская обл. г. С.-Пе-тер-бург Респ. Адыгея Астра-ханская обл. Респ. Дагестан Чеченская Респ. при-мор-ский край

январь 1 108 1 109 1 117 1,114 1 184 1 111 1,11,1 1110 1 102 1 111 1 132 1 175 1 100

февраль 1 108 1 109 1 115 1,114 1 182 1 113 1,109 1 109 1 103 1 104 1 136 1 075 1 100

март 1 108 1 110 1 116 1,113 1 081 1 112 1,108 1 109 1 109 1 108 1 132 1 075 1 109

апрель 1 108 1 109 1 119 1,113 1 085 1 112 1,104 1 108 1 107 1 110 1 150 1 078 1 108

май 1 108 1 113 1 119 1,113 1 086 1 111 1,103 1 109 1 109 1 115 1 135 1 078 1 108

июнь 1 108 1 113 1 119 1,113 1 090 1 109 1,102 1 108 1 111 1 103 1 135 1 079 1 110

июль 1 108 1 112 1 118 1,112 1 088 1 108 1,102 1 109 1 110 1 104 1 128 1 079 1 082

август 1 107 1 115 1 117 1,111 1 086 1 109 1,101 1 109 1 105 1 097 1 130 1 079 1 086

сентябрь 1 106 1 109 1 116 1,11,1 1 084 1 108 1,103 1 108 1 106 1 097 1 121 1 079 1 091

октябрь 1 105 1 109 1 115 1,110 1 081 1 107 1,103 1 107 1 107 1 098 1 124 1 079 1 096

ноябрь 1 104 1 108 1 113 1,110 1 079 1 107 1,103 1 106 1 109 1 095 1 115 1 078 1 099

декабрь 1 103 1 107 1 111 1,109 1 076 1 107 1,103 1 106 1 107 1 089 1 117 1 078 1 102

Источник: составлено авторами по данным РОССТАТа.

Таблица 5

Матричные индексы цен российского В2С рынка на отдельные виды рыбных продуктов, к соответствующему периоду предыдущего года

Рыба живая и охлажденная Рыба мороженая разделанная (кроме лососевых! Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, 350 г. Соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы

январь 1 103 1 102 1 120 1 116

февраль 1 102 1 102 1 120 1 117

март 1 101 1 102 1 120 1 117

апрель 1 099 1 102 1 120 1 117

май 1 100 1 101 1 119 1 117

июнь 1 099 1 100 1 120 1 117

июль 1 098 1 099 1 120 1 117

август 1 097 1 099 1 119 1 116

сентябрь 1 095 1 099 1 117 1 114

октябрь 1 093 1 098 1 116 1 114

ноябрь 1 089 1 098 1 116 1 113

декабрь 1 089 1 096 1 115 1 112

Источник: составлено авторами по данным РОССТАТа.

По мнению авторов, степень динамичности индексов цен обусловлены, в первую очередь, отличиями традиций потребления, физической и ценовой доступностью продуктов и маркетинговыми усилиями участников рынка в конкретном регионе. При этом особый интерес для участников B2C рынков представляет возможность расширения рынка отдельных видов рыбы и рыбных продуктов. Для этого целесообразно оценивать перспективы развития емкости этого рынка за счет маркетинговых усилий и изменения цен на отдельные виды рыбы и рыбных продуктов. Решение проблемы обусловливает необходимость разработки метода прогнозирования цен на длительную перспективу не только с учетом сезонных колебаний, но и с учетом потребительских ожиданий, согласующихся с традициями потребления. Для этого определяются соответствующие среднемесячные значения за длительный период, подчеркивающие закономерность этого явления, согласующиеся с традициями потребления. В отличие от стандартных подходов, которые предполагают использование в качестве базы для прогнозов значения цен за конкретный период, при данном методе исключают данные, которые могли формироваться под влиянием факторов, не вписывающихся в традиции потребления, не согласующихся с нормальным ходом экономических процессов и т.п. Такой подход позволяет оценивать не только общую емкость рынка рыбы и рыбных продуктов, но и распределять ее по месяцам, что важно при формировании запасов скоропортящихся товаров. Для определения матричной цены на отдельные виды рыбы и рыбных продуктов используют формулу:

Р

1=1

п

А/,

п

(6)

где Рт - значение матричной цены за соответствующий месяц, руб.; Р1 - значение цены за соответствующий месяц в конкретный период (год), руб.; п - количество периодов (лет), используемых в расчетах.

Прогнозируемое значение цены (Р(^) рассчитывают по формуле (7), результаты представлены в таблице 6.

Р = Рт [ /т +(/т - 1) * пг ] ,

(7)

Использование матричных значений цен на рыбу и рыбные продукты в сравнительных анализах позволяет делать вывод не только о тенденциях ценообразования, но и о том: насколько они согласуются с традициями потребления; соответствуют ли они ожиданиям покупателей и вызовут ли у них недовольство; является ли ценовая политика компаний справедливой и социально ориентированной; какие механизмы регулирования этого рынка могут быть эффективными, и т.п. В частности, конфигурация колебаний фактических цен на «рыба мороженая разделанная» и большин-

Таблица6

Прогнозирование цен российского В20 рынка рыбы мороженой разделанной,

руб/кг

Фактические цены Матричные значения Матричные значения Прогнозируемое зна-

в 2017. цены цены чение помесячных

(Р12017| (Рт2017| (Р1т2018) цен на 2022 г. (Р^22|

январь 196,6 195,8 209,1 315,7

февраль 196,66 202,1 212,9 343,2

март 196,23 204,7 216,8 349,5

апрель 195,21 205,6 217,7 350,9

май 194,06 202,3 215,5 324,3

июнь 192,88 201,0 214,4 321,6

июль 192,85 200,2 213,4 319,0

август 192,51 200,5 213,8 319,6

сентябрь 192,58 201,4 214,7 321,0

октябрь 193,5 202,2 215,5 321,1

ноябрь 195,11 204,3 217,7 324,4

декабрь 195,37 205,6 218,9 325,7

Источник: составлено авторами.

январь

220

апрель

Фактические цены в 2017. (Р12017)

Матричные значения цены (Р1ш2017)

Матричные значения цены (Р1ш2018)

август

июль

Рисунок. Конфигурация колебаний матричных и фактических среднемесячных значений цен на рыбу мороженую разделанную (кроме благородных семейств), руб./кг Источник: составлено авторами.

ство социально значимых семейств рыб, согласующаяся с конфигурацией колебаний матричных значений цен и отражающая закономерные ожидания, не вызовет у покупателей недовольство. И наоборот, значимое для покупателя отклонение колебаний фактических цен от конфигурации колебаний матричных значений цен может вызвать у покупателей недовольство и падение потребительских настроений.

Сравнение конфигураций колебаний матричных и фактических среднемесячных значений цен на рыбу мороженую разделанную (кроме благородных семейств) показывает, что конфигурация колебаний среднемесячных цен в 2017 году в целом соответствует их матричным колебаниям (табл. 6, рис.). При этом фактические цены оказались несколько ниже закономерных ожиданий. По мнению авторов, подобная ситуация обусловлена обострением конкуренции на В2С рынке рыбы и рыбных продуктов и их желанием сохранить долю на рынке, снижением инфляции и другими факторами.

Заключение

Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать вывод, что предложенный авторами подход к прогнозированию В2С рынка рыбы и рыбных продуктов позволяет спрогнозировать информацию о том, какими будут среднемесячные колебания цен в прогнозируемый период. Подобная информация позволяет участникам этого рынка разрабатывать более детализированную ценовую политику на длительную перспективу. Кроме того, позволяет точнее ориентировать ценовую политику на традиции потребления и формировать ценовую политику, согласующуюся с закономерными ожиданиями конечных потребителей, тем самым предупреждает недовольство, падение потребительских настроений и покупательской активности.

Устойчивый характер потребления и конфигурации колебаний фактических цен, согласующихся с конфигурацией колебаний матричных цен, позволяет делать вывод

о том, что российский B2C рынок социально значимых видов рыбы и рыбных продуктов находится на стадии насыщения и формирования устойчивых традиций потребления. Это позволяет осуществлять более точные прогнозы на длительную перспективу.

ИСТОЧНИКИ:

1. Васильева Л.М., Абросимова Н.А., Абросимов С.С. Роль товарного рыбоводства

в формировании продовольственного ресурса Южного федерального округа // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2016. - № 3. - с. 38-43.

2. Васильева Л.М. Проблемы и перспективы развития аквакультуры в Российской

Федерации // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК -продукты здорового питания. - 2015. - № 1. - с. 18-23.

3. Лашманов Ф.И. Международный рынок рыбной продукции и позиции россии //

Проблемы национальной стратегии. - 2015. - № 3(30). - с. 189-209.

4. Неуймин Д.С. Современное состояние и особенности развития рынка рыбы и рыб-

ной продукции // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2017. - № 1. - с. 122-130.

5. Дубинина Н.А. Карлина Е.П. Потенциал развития рыбного хозяйства в России:

аналитический аспект // Вестник астраханского государственного технического университета. серия: экономика. - 2017. - № 3. - с. 79-88. - doi: 10.24143/2073-55372017-3-79-88 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Дворянинова О.П., Соколов А.В., Черкасов А.З. Сырьевая база водных биоресурсов

как фактор обеспечения продовольственной безопасности страны // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2015. - № 2-6. - с. 22-29.

7. Киладзе А.Б. Рыбный вопрос в контексте продовольственной безопасности России //

Рыбное хозяйство. - 2015. - № 6. - с. 43-45.

8. Лукиных М.И., Тазеева И.Ю., Ракульцева Н.Г. Продовольственная безопасность:

проблемы качества рыбной продукции на примере Свердловской области // European Sorial Srie^e Journal. - 2014. - № 8-3(47). - с. 413-422.

9. Рагозин Н.Н. Проблемы рыбохозяйственного комплекса России // Вестник Дальрыбвтуза. - 2015. - № 6. - с. 26-29.

10. Пастушкова Е.В., Чугунова О.В. Импортозамещение и его роль в обеспечении продовольственной безопасности и развитии АПК региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2017. - № 3(73). - с. 277285.

11. Васильев А.М. Импортозамещение в рыбной отрасли // Национальные интересы. - 2016. - № 8(341). - с. 100-110.

12. Матвеева О.П., Чуева И.И. Импортозамещение и экспорт контексте продовольственной безопасности страны и региона // Вестник Белгородского университета

кооперации, экономики и права. - 2017. - № 5(66). - c. 41-57.

13. Мухамедова Т.О. Основы формирования конкурентной среды на рынке рыбных товаров // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.

- 2010. - № 2(12). - с. 100-107.

14. Попова С.А. Анализ ценообразования на конкурентном рынке рыбной продукции в рыбохозяйственном комплексе камчатского края // Вестник камчатского государственного технического университета. - 2015. - № 34. - с. 114-122. - doi: 10.17217/2079-0333-2015-34-114-123 .

15. Романова Л.В. Анализ факторов, определяющих конечную стоимость рыбы в Центральном федеральном округе России // Вестник АПК Ставрополья. - 2015. -№ 1(17). - с. 352-355.

16. Popadynets N., Shults S., Barna M. Differences in consumer buying behaviour in consumer markets of the EU member states and Ukraine(Article) // Economic Annals-XXI. - 2017. - № 7-8. - p. 26-30.

17. Skara T., Axelsson L., Stefansson G., Ekstrand B., Hagen H. Fermented and ripened fish products in the northern European countries // Journal of Ethnic Foods. - 2015. - № 2.

- p. 18-24. - doi: 10.1016/j.jef.2015.02.004.

18. Pinho M.G.M., Mackenbach J.D., Charreire H., Oppert J.-M., Bardos H., Glonti K., Rutter H., Compernolle S., Bourdeaudhuij I.De, Beulens J.W.J., Brug J., Lakerve J.ld Exploring the relationship between perceived barriers to healthy eating and dietary behaviours in European adults // European Journal of Nutrition. - 2017. - p. 1-10. - doi: 10.1007/ s00394-017-1458-3.

19. Галиуллина Р.Р. Исследование потребительской удовлетворенности рынка рыбы и рыбопродукции в Республике Башкортостан // Вестник СамГУ. - 2013. - № 1(102).

- c. 32-36.

20. Кравченко А.А., Сергеева О.О. Анализ потребительских предпочтений на рынке рыбопродукции в России и Китае // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. - 2016. - № 4. - c. 53-65.

21. Никифорова А.П., Никифорова О.П., Антохонова И.В. Оценка тенденций потребления рыбных продуктов жителями Республики Бурятия // Экономика региона.

- 2017. - № 3. - c. 948-958. - doi: 10.17059/2017-3-25.

22. Романова Л.В. Особенности формирования спроса на рыбную продукцию в отдельных регионах Центрального федерального округа // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 2-1. - c. 197-201.

23. Романова Л.В. Оценка регионального рынка рыбной продукции // Вестник рязанского государственного агротехнологического университета им. п.а. костычева. -2016. - № 3(31). - c. 92-98.

24. Неуймин Д.С. Современное состояние и особенности развития рынка рыбы и рыбной продукции // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2017. - № 1. - c. 122-130.

25. Синяков С.А. Показатели и тенденции российского рыбного рынка // Рыбное хозяйство. - 2015. - № 6. - с. 22-29.

26. The State of World Fisheries and Aquaculture. Contributing to food security and nutrition for al. World fisheries and aquaculture production and utilization. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org/3Za-i5555e.pdf

27. Сведения об улове рыбы добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной и иной продукции из них, производстве продукции товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fish.gov.ru/ files/documents/otraslevaya_deyatelnost/ekonomika_otrasli/statistika_analitika/f407-0_01-12_2016.pdf.

28. Лысаковская Д.А. Рыбохозяйственный комплекс Германии: спрос и предложение, состояние и перспективы развития // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - № 1. - c. 268-285.

29. Skuland S.E. Healthy eating and barriers related to social class. The case of vegetable and fish consumption in Norway // Appetite. - 2015. - № 92. - p. 217-226. - doi: 10.1016/j. appet.2015.05.008.

30. Корнейчук Б.В. Оптимизация продуктовой корзины: взаимосвязь экономических и медицинских факторов // Экономическая политика. - 2017. - № 3. - c. 236-257. -doi: 10.18288/1994-5124-2017-3-10.

REFERENCES:

Dubinina N.A. Karlina E.P. (2017). Potentsial razvitiya rybnogo khozyaystva v Rossii: analiticheskiy aspekt[The development potential of fishing industry in russia: analytical aspect]. Vestnik astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. seriya: ekonomika. (3). 79-88. (in Russian). doi:10.24143/2073-5537-2017-3-79-88 .

Dvoryaninova O.P., Sokolov A.V., Cherkasov A.Z. (2015). Syrevaya baza vodnyh bioresursov kak faktor obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti strany [Source of raw materials of water bioresources as factor of ensuring food security of the country]. Tekhnologii pischevoy i pererabatyvayuschey promyshlennosti APK -produkty zdorovogo pitaniya. (2-6). 22-29. (in Russian).

Galiullina R.R. (2013). Issledovanie potrebitelskoy udovletvorennosti rynka ryby i ryboproduktsii v Respublike Bashkortostan [The study of consumer satisfaction of the fish and fish products market in the Republic of Bashkortostan]. Vestnik SamGU. (1(102)). 32-36. (in Russian).

Kiladze A.B. (2015). Rybnyy vopros v kontekste prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [Fish issue in the context of Russia's food security]. Rybnoe khozyaystvo. (6). 43-45. (in Russian).

Korneychuk B.V. (2017). Optimizatsiya produktovoy korziny: vzaimosvyaz ekonomicheskikh i meditsinskikh faktorov [Optimization of the food basket: the interrelation between economic and medical factors]."Economic Policy" Journal. 12 (3). 236-257. (in Russian). doi: 10.18288/1994-5124-2017-3-10.

Kravchenko A.A., Sergeeva O.O. (2016). Analiz potrebitelskikh predpochteniy na rynke ryboproduktsii v Rossii i Kitae [Analysis of consumer preferences at russian and chinese markets of fish products]. Aziatsko-tikhookeanskiy region: Ekonomika, politika, pravo. (4). 53-65. (in Russian).

Lashmanov F.I. (2015). Mezhdunarodnyy rynok rybnoy produktsii i pozitsii rossii [International market of fish products and the position of Russia]. Problems of national strategy. (3(30)). 189-209. (in Russian).

Lukinyh M.I., Tazeeva I.Yu., Rakultseva N.G. (2014). Prodovolstvennaya bezopasnost: problemy kachestva rybnoy produktsii na primere Sverdlovskoy oblasti [Food security: quality problems of fish products by the example of the Sverdlovsk region]. European Social Science Journal. (8-3(47)). 413-422. (in Russian).

Lysakovskaya D.A. (2012). Rybokhozyaystvennyy kompleks Germanii: spros i predlozhenie, sostoyanie i perspektivy razvitiya [Fishery in Germany: supply and demand, status and development prospects].Scientific journal of NIITMO. Series: Economics and Environmental Management. (1). 268-285. (in Russian).

Matveeva O.P., Chueva I.I. (2017). Importozameschenie i eksport kontekste prodovolstvennoy bezopasnosti strany i regiona [Import substitution and export in the context of the food security of the country and the region]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (5(66)). 41-57. (in Russian).

Mukhamedova T.O. (2010). Osnovy formirovaniya konkurentnoy sredy na rynke rybnyh tovarov [Fundamentals of the formation of a competitive environment in the fish products market]. Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Business Institute. (2(12)). 100-107. (in Russian).

Neuymin D.S. (2017). Sovremennoe sostoyanie i osobennosti razvitiya rynka ryby i rybnoy produktsii [The current status and development features of the fish and fish products market]. Tekhnologii pischevoy i pererabatyvayuschey promyshlennosti APK - produkty zdorovogo pitaniya. (1). 122-130. (in Russian).

Neuymin D.S. (2017). Sovremennoe sostoyanie i osobennosti razvitiya rynka ryby i rybnoy produktsii [The current status and development features of the fish and fish products market]. Tekhnologii pischevoy i pererabatyvayuschey promyshlennosti APK - produkty zdorovogo pitaniya. (1). 122-130. (in Russian).

Nikiforova A.P., Nikiforova O.P., Antokhonova I.V. (2017). Otsenka tendentsiy potrebleniya rybnyh produktov zhitelyami Respubliki Buryatiya [Assessment of Trends in Fish Products Consumption by the Citizens of the Republic of Buryatia]. Economy of the region. 13 (3). 948-958. (in Russian). doi: 10.17059/2017-3-25.

Pastushkova E.V., Chugunova O.V. (2017). Importozameschenie i ego rol v obespechenii prodovolstvennoy bezopasnosti i razvitii APK regiona [Food security and agricultural development in the region].Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 79 (3(73)). 277-285. (in Russian).

Pinho M.G.M., Mackenbach J.D., Charreire H., Oppert J.-M., Bardos H., Glonti K., Rutter H., Compernoll\\e S., Bourdeaudhuij I.De, Beulens J.W.J., Brug J., Lakerve J.ld (2017). Exploring the relationship between perceived barriers to healthy eating and dietary behaviours in European adults European Journal of Nutrition. 1-10. doi: 10.1007/s00394-017-1458-3.

Popadynets N., Shults S., Barna M. (2017). Differences in consumer buying behaviour in consumer markets of the EU member states and Ukraine(Article) Economic Annals-XXI. 166 (7-8). 26-30.

Popova S.A. (2015). Analiz tsenoobrazovaniya na konkurentnom rynke rybnoy produktsii v rybokhozyaystvennom komplekse kamchatskogo kraya [Pricing analysis of in a competitive market of fish production in the fishery complex of Kamchatka region]. Vestnik kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. (34). 114-122. (in Russian). doi: 10.17217/2079-0333-2015-34-114-123 .

Ragozin N.N. (2015). Problemy rybokhozyaystvennogo kompleksa Rossii [Problems of the Russian Fishing Industry]. Bulletin of Far East State Technical Fisheries University FESTFU (VESTNIK DAL\\\'RYBVTUZA). (6). 26-29. (in Russian).

Romanova L.V. (2015). Analiz faktorov, opredelyayuschikh konechnuyu stoimost ryby v Tsentralnom federalnom okruge Rossii [Analysis of the factors determining the final cost of fish in the Central Federal District of Russia]. Vestnik APK Stavropolya. (1(17)). 352-355. (in Russian).

Romanova L.V. (2016a). Osobennosti formirovaniya sprosa na rybnuyu produktsiyu v otdelnyh regionakh Tsentralnogo federalnogo okruga [Features of the formation of demand for fish products in certain regions of the central federal district]. Fundamental research. (2-1). 197-201. (in Russian).

Romanova L.V. (2016b). Otsenka regionalnogo rynka rybnoy produktsii [Assessment of the regional market of fish products]. Vestnik ryazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta im. p.a. kostycheva. (3(31)). 92-98. (in Russian).

Sinyakov S.A. (2015). Pokazateli i tendentsii rossiyskogo rybnogo rynka [Indices and trends on Russian fishery market]. Rybnoe khozyaystvo. (6). 22-29. (in Russian).

Skara T., Axelsson L., Stefansson G., Ekstrand B., Hagen H. (2015). Fermented and ripened fish products in the northern European countries Journal of Ethnic Foods. (2). 18-24. doi: 10.1016/j.jef.2015.02.004.

Skuland S.E. (2015). Healthy eating and barriers related to social class. The case of vegetable and fish consumption in Norway Appetite. (92). 217-226. doi: 10.1016/j. appet.2015.05.008.

The State of World Fisheries and Aquaculture. Contributing to food security and nutrition for alWorld fisheries and aquaculture production and utilization. Retrieved from http://www.fao.org/3/a-i5555e.pdf Vasilev A.M. (2016). Importozameschenie v rybnoy otrasli [Import substitution in the

fisheries]. Natsionalnye interesy. (8(341)). 100-110. (in Russian). Vasileva L.M. (2015). Problemy i perspektivy razvitiya akvakultury v Rossiyskoy Federatsii [Problems and prospects of development of aquaculture in the Russian Federation]. Tekhnologii pischevoy i pererabatyvayuschey promyshlennosti APK -produkty zdorovogo pitaniya. (1). 18-23. (in Russian). Vasileva L.M., Abrosimova N.A., Abrosimov S.S. (2016). Rol tovarnogo rybovodstva v formirovanii prodovolstvennogo resursa Yuzhnogo federalnogo okruga [The role of commercial fisheries in the formation of the food resource of the Southern Federal District]. Tekhnologii pischevoy i pererabatyvayuschey promyshlennosti APK -produkty zdorovogo pitaniya. (3). 38-43. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.