Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ НА СУХОГРУЗНЫХ СУДАХ ПРИ ПЛАВАНИИ В ТРОПИКАХ '

УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ НА СУХОГРУЗНЫХ СУДАХ ПРИ ПЛАВАНИИ В ТРОПИКАХ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
144
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ НА СУХОГРУЗНЫХ СУДАХ ПРИ ПЛАВАНИИ В ТРОПИКАХ »

отдача, которая тем больше, чем больше крови притекает к коже. У кроликов уши — основной орган физической терморегуляции. Проявлением интенсивности кровоснабжения служит температура исследуемой области.

При облучении интенсивностью 1,2 кал значительно повышается теплоотдача с обоих ушей. Показатель этого — крутое повышение температуры. Повышение теплоотдачи ушей полностью обеспечивает

А

Ь

удержание температуры внутренней среды на постоянном уровне (не изменяется ректальная температура).

Иные отношения складываются при воздействии инфракрасной радиации малой интенсивности. В первые 2 недели облучения вместе с повышением температуры правой облучаемой боковой поверхности увеличивается теплоотдача гомолатераль-ного уха. Противоположное ухо не дает постоянного и стабильного повышения температуры. Теплоотдача же необлучаемой левой боковой поверхности во вторые 30 мин. облучения понижается.

Между поверхностями с повышенной и пониженной теплоотдачей устанавливается динамическое равновесие, при котором температура внутренней среды организма удерживается на постоянном (исходном)

уровне.

Повышение теплоотдачи в одном или обоих ушах есть явление рефлекторное. Это защитный рефлекс, направленный на предохранение организма от повышения температуры внутренней среды. Но, по-ви- , димому, названный рефлекс неадекватен тому незначительному количеству тепла, которое поступает во внутреннюю среду организма при воздействии инфракрасных лучей малой интенсивности. Это и обусловило возникновение вторичной компенсаторной реакции, проявившейся в снижении теплоотдачи необлучаемой боковой поверхности. В пользу того что реакция эта оказывается вторичной, свидетельствует возникновение ее во вторые 30 мин. облучения. Повышение же теплоотдачи со стороны ушей наступает с первых минут облучения.

Однако такой способ удержания температуры внутренней среды на постоянном уровне при малой интенсивности облучения сложен, неэкономичен и биологически неоправдан. Поэтому в дальнейшем, во вторые 2 недели опыта, необлучаемые поверхности совсем перестают реагировать на воздействие инфракрасных лучей. В этом сказывается тенденция ко все большему усовершенствованию приспособительных механизмов с целью наиболее тонкого уравновешивания организма с внешней средой.

Поступила 23/1II 1964 г.

-1-1—1-т-I---1-1-Г-—г

о 10 20 30 40 50

время (в минцтак )

Рис. 2. Температура в первые 2 недели облучения кроликов инфракрасными лучами интенсивностью 0,17 кал!см2 в 1 мин.

Обозначения те же, что и на рис. 1.

УДК 613.68 : 613Л66 (213)

УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ НА СУХОГРУЗНЫХ

СУДАХ ПРИ ПЛАВАНИИ В ТРОПИКАХ

Канд. мед. наук /О. М. Стенько

Центральная научно-исследовательская лаборатория гигиены водного транспорта,

Москва

На теплоходе «Лениногорск», совершавшем рейс по маршруту Одесса—Висакга-патнам—Калькутта—Сингапур—Светтенгам—Пенанг—Одесса с мая по август 1959 г., были исследованы условия труда и отдыха моряков.

На этом корабле создан комплекс бытовых помещений для нормальной жизнедеятельности экипажа в длительном плавании вдали от берегов.

Палубная команда в течение рейса выполняла обычные виды работ: ошкрябка и покраска палубы и ограждений, ремонт 'палубных механизмов, подготовка механизмов к погрузочно-разгрузочным работам в порту.

Температура воздуха в тени на открытой палубе судна, когда оно находилось в Индийском океане, достигала 30—33° при относительной влажности 80%. Во время стоянок в портах тропических стран температура воздуха повышалась до 36°, а в отдельные дни в период от 14 до 16 часов достигала 44—46° (порт Висакга-патнам). Метеорологические условия при прохождении Красного моря характеризовались не только высокой температурой воздуха (30—34°), но и высокой влажностью, достигавшей 80—92%. Судя по полученным нами данным о средней температуре воздуха в районе плавания судна за 50 лет, рейс его протекал в типичных для рассматриваемого времени года температурных условиях.

Солнечная радиация в течение рейса отмечалась в пределах 0,9—1,2 кал/см2/мин и лишь в отдельные дни достигала 1,5 кал/см2/мин.

В формировании микроклимата на открытой палубе, где работали моряки, большую роль играет температура поверхности палубы и ограждений и излучение от них. Температура палубы с деревянным настилом на солнечной стороне была 30—46°, со стальным настилом—44—61°, а на теневой — соответственно 26—30 и 28—50°. Интенсивность излучения от поверхности палуб и ограждений теплохода во время его плавления не превышала 0,6 кал!см2!мин и была в пределах 0,15— 0,6 кал/см2/мин. На расстоянии от палубы, превышающем 0,6—1 м, излучение от

нее не было обнаружено.

Скорость движения воздуха на открытой палубе колебалась от 0,5 до 10 м/сек и зависела от направления ветра, скорости и курса теплохода.

С целью создания в каютах и служебных помещениях комфортных условий микроклимата на теплоходе установлено оборудование для кондиционирования воздуха системы «Hi press»; охлажденный воздух подается в каюты, далее из кают через дверную решетку выходит в коридор, оттуда через дверные жалюзи засасывается в помещения санитарных узлов и душевые. Охлаждение коридора воздухом, выходящим из кают и имеющим более низкую температуру, имеет большое гигиеническое значение; при переходе с наружных палуб члены экипажа не' подвергались резкой смене температур. Перепады ее не превышали 7°, а чаще всего составляли 2—3°.

В каютах, расположенных в теневой части судна, температура воздуха была на 1—2° ниже, чем в каютах солнечной стороны.

До начала рейса в порту Одесса, а также на переходе Одесса—Туапсе—Одесса мы наблюдали у экипажа изменения температуры тела, частоты пульса и артериального давления. Моряков обследовали утром после сна и после работы. Утром после сна температура тела у них была в среднем 36,5 ±0,06°, частота пульса — 71+2,3 удара в минуту. После работы температура тела также не превышала 36,5°, а пульс' составлял 75 ±2,2 удара в минуту. Артериальное давление после сна в каюте равнялось 117+1,7/75+0,7 мм, а после работы— 116+1*7/75+1,8 мм, т. е. оставалось без существенных различий.

Во время длительного плавания теплохода мы исследовали влияние различных температурных условий в каютах на восстановление физиологических реакций организма у 55 моряков. Когда на палубе было 35—36°, температура тела моряков после работы повышалась в среднем до 37,4°, частота пульса увеличивалась до - 110 ударов в минуту и артериальное давление снижалось до 95/53 мм. При более низкой температуре наружного воздуха (28—31°), относительной влажности его 70—80% и скорости ветра от 3 до 10 м/сек температура тела у моряков после работы была в пределах 36,9—37°, частота пульса — ниже 99—104 ударов в минуту, артериальное же давление, наоборот, было несколько выше (100/56—67 мм).

Чтобы установить оптимальные условия отдыха моряков в каютах, мы создавали в них разные варианты микроклиматических условий: температура воздуха от 21 до 29°, относительная влажность от 35 до 80% и подвижность воздуха 0,5— 1 м/сек. Когда снаружи было 28—36° тепла, а в каютах — 21—23°, перепады температур наружного воздуха и воздуха в каютах—5, 8, 10 и 13° при относительной влажности 50% и подвижности воздуха 0,5 м/сек, переход моряков в каюту вначале сопровождался улучшением их теплоощущений, сменявшимся в дальнейшем ощущением дискомфорта. В течение первых 15 мин. пребывания членов экипажа в каюте температура тела у них снижалась до 36,6—36,7°, температура кожи — до 30,1—31,5°. Частота пульса уменьшалась до 64—80 ударов в минуту, артериальное давление повышалось до 111 —119/72—85 мм. Если пребывание в каюте было длительным, то у обследованных наблюдались относительно низкие температуры кожи; лба и груди — 30,2—30,6°, кисти и стопы — 29,1—30,2°. Теплоощущение моряков при 21° в каюте оценивалось ими в 75% случаев как «холодно», при 23° в 33% случаев — как «холодно» и в 46% случаев — как «прохладно». Таким образом, описанные микроклиматические условия в каютах являлись дискомфортными.

При 24° в каюте, относительной влажности 45—50% и подвижности воздуха 0,5 м/сек и 30—35° снаружи (перепады температур составляли 6, 9, 10,, 11°) переход моряков в помещение сопровождался усилением теплоотдачи. Так, температура тела на 10—15-й минуте пребывания членов экипажа в каюте снижалась до

36,6—36,7°, температура кожи груди — до 30—31,6°, стопы — до 31—32,1°. Частота пульса уменьшалась до 74—80 ударов в минуту, артериальное давление повышалось до ИЗ—120/74—80 мм. При длительном пребывании обследуемых в каюте температура тела у них снижалась до 36,4°, температура кожи лба — до 30,2—31°, груди— до 30,7—31°, кисти —до 30,4—30,5°, стопы — до 29,6—29,8°, частота пульса составляла 65—70 ударов в минуту, а артериальное давление 118/71—74 мм. Тепло-ощущение в половине случаев оценивалось моряками как «прохладно».

В результате при дискомфортном теплоощущении моряков только в половине случаев происходило полное восстановление наблюдаемых физиологических реакций. В связи с этим микроклиматические условия на теплоходе можно отнести к нижней границе зоны комфорта.

При 28—29° в каютах, относительной влажности 45—80%, подвижности воздуха до 1 м/сек и 31—34° снаружи (перепады температур 3—5°) переход моряков в каюту вызывал у них незначительный охлаждающий эффект. Температура тела снижалась в первые 15 мин. на 0,1—0,2°, а температура кожи повышалась на 2—4°. Частота пульса снижалась с 91—100 до 83—88 ударов в минуту. Артериальное давление повышалось на 7/3 мм. Если при рассматриваемых условиях моряки длительно находились в каюте, то температура тела у них была 36,7—36,9°, температура кожи лба — 33,5—33,6°, груди — 33—33,6°, кисти — 33—33,8° и стопы — 33,1—34°. Следовательно, восстановления нормальной топографии кожных температур не происходило. Частота пульса составляла 73—78 ударов в минуту, артериальное давление— 111—113/65 —67 мм. Изменения физиологических реакций при переходе в каюту с температурой воздуха 28—29° в некоторой степени были аналогичны тем, какие наблюдались при отдыхе после работы непосредственно на открытой палубе.

Исследования, проведенные при переходе моряков в каюту, где создавалась температура воздуха 25, 26 и 27°, относительная влажность 35—50% и подвижность воздуха 0,5—1 м/сек, показали, что эти условия способствовали полному восстановлению функциональных сдвигов обследуемых. Так, температура тела у членов экипажа снижалась в первые 15 мин. пребывания в каюте с 37—37,2 до 36,7—36,8°, а после длительного лребывания и до 36,4°. Частота пульса снижалась в первый момент с 81 —100 до 67—79 ударов в минуту, а после длительного пребывания до 65—71 удара в минуту. Артериальное давление повышалось со 100—111/50—67 до 115—120/70—83 мм, а после длительного пребывания в каюте находилось в пределах 113—115/70—72 мм. Температура кожи моряков в первые 15 мин. пребывания в каюте снижалась: лба и груди до 31—32°, кисти до 30,8—32,5° и стопы до 31,1— 32,5°. После длительного отдыха в каюте происходило восстановление кожной температуры, причем температура кожи груди или лба становилась выше температуры кожи кисти на 0,5—1,3°, а стопы на 0,8—1,1°.

На основании динамики физиологических реакций, особенно после длительного пребывания моряков в каюте, а также опроса их относительно теплоощущений (в 81% случаев исследуемые оценивали теплоощущение как «хорошо»), можно считать, что описанные микроклиматические условия не лишены теплового комфорта.

Во время работы моряков на палубе в тропических условиях процессы их терморегуляции настроены на максимальную теплоотдачу. Когда они переходят в помещение с более низкой температурой воздуха и ограждений, у этих лиц в течение 5—15 мин. за счет инерции терморегуляторного аппарата, уже «настроенного» на максимальную отдачу тепла, она, естественно, усиливается. Вся поверхность тела моряков после того, как они перестают испытывать воздействие высокой температуры, бывает покрыта потом. А это способствует не только усиленной отдаче тепла организмом при переходе в охлаждаемые судовые помещения, но и переохлаждению. Большое значение имеет резкая смена путей теплоотдачи. Так, при работе на палубе организм моряков получает тепло за счет радиации от поверхности нагретой -палубы и ограждений, а также интенсивной инсоляции, а отдает тепло преимущественно путем выделения пота. При переходе членов экипажа в помещение с более низкой температурой, кроме продолжающегося выделения пота, происходит отдача тепла путем радиационного и конвекционного охлаждения.

Таким образом, наши исследования подтвердили выводы, полученные при опытах в тепловой камере и позволили установить температурные границы, в пределах которых происходит восстановление физиологических реакций. Такими пределами является температура 24—27°. Однако оптимальными условиями следует считать следующие: температура воздуха 25°, относительная влажность 50% и под* вижность воздуха до 0,5 м/сек.

Различная инсоляция правого и левого борта судна, где мы проводили свои исследования, требует устройства раздельных систем кондиционирования воздуха с различными режимами работы для помещений левого и правого борта судна.

Подача в каюты охлажденного воздуха, выход его через дверные решетки в коридор с попутным охлаждением воздуха там, дальнейшая вытяжка его через дверные решетки в санитарные узлы и выброс наружу—целесообразная система воздухообмена в помещениях судна.

Поступила 8/1II 1904 г.

1 Гигиена и санитария, 1959, № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.