Научная статья на тему 'Условия совершенствования самостоятельной работы студентов'

Условия совершенствования самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИНТЕРЕС К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENTS / INDEPENDENT WORK / CONDITIONS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK / INTEREST IN COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаев В.П., Шибаева Л.М.

При организации самостоятельной работы студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе. Самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др. В процессе эффективно организованной самостоятельной работе студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает переход к непрерывному послевузовскому образованию, к самообразованию по завершении обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Organizing independent work of students it is an objective for them to acquire skills of independent planning and organization of their own educational process, which provides a painless transition to continuous postgraduate education (primarily to self-education) upon completion of training at a university. Independent work allows to reduce the negative effect of some individual characteristics of students (for example, inertia, inability to distribute attention, inability to act in a situation of time limit, etc.) and to maximize the strengths of individuality due to the independent choice of time and methods of work, preferred media, etc. In the process of effectively organized independent work, students acquire the skills of independent planning and organization of their own educational process, which ensures the transition to continuous postgraduate education, to self-education upon completion of training at a university.

Текст научной работы на тему «Условия совершенствования самостоятельной работы студентов»

Можно условно разделить проектирование на несколько этапов. На начальном этапе формулируется замысел, основная идея, целевые установки и задачи. С некоторыми оговорками, данный этап можно назвать формированием концепции проекта, которая в совокупности послужит фундаментальной основой проектируемой системы физического воспитания.

Вторым этапом проектирования является моделирование процесса физического воспитания и формирования военно-прикладной физической подготовленности в рамках допризывной подготовки. Этот этап заключается в обобщенно-целостном описании проектируемого объекта [4], с элементами реальных объектов проектирования, компонентным составом физического воспитания и военно-прикладной физической подготовки в довузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ, обеспечивая при этом соблюдение требований гуманистического подхода, характеризующегося личностно ориентированной направленностью физического воспитания, самоактуализацией военно-прикладной физической подготовки.

В соответствии с общеизвестными подходами к классификации объектов проектирования выделены следующие направления педагогического проектирования:

1) кадеты, как субъекты социальных отношений, обладающие внутренним миром, собственными образовательными потребностями, внутренними мотивами, установками и т. д.

2) элемент и подсистема учебного заведения как образовательная и воспитательная среда, сообщество педагогов, общество кадетов (класс и коллектив);

3) разнообразные межличностные отношения участников образовательного процесса в условиях учебной и внеучебной деятельности кадетов в процессе

Библиографический список

физического воспитания, допризывной физической подготовки, военно-профессиональной прикладной физической подготовки;

4) элемент образа жизни, представленный различными формами физического воспитания и допризывной физической подготовки в различных системах деятельности кадетов.

Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что стратегическими направлениями проектирования модели процесса формирования военно-прикладной физической подготовленности кадетов и обеспечения непрерывного педагогического воздействия за счёт организации специальной (гуманно ориентированной) образовательной среды являются:

1) переориентация системы образования на развитие личности обучающегося и формирование у него базовой личностной физической культуры и соответствующего уровня военно-прикладной физической подготовленности;

2) формирование кадетов как самоорганизующегося субъекта формирования личностной физической культуры и военно-прикладной физической подготовленности; формирование активности ученика в области физического самосовершенствования;

3) реализация идеи воспитания открытой окружающей среды кадетского учебного заведения для формирования личностной физической культуры обучающихся, физического воспитания кадетов в ДОУ МО РФ.

Таким образом, стратегические направления проектируемой педагогической модели характеризуются личностной ориентацией в физическом воспитании и военно-прикладной физической подготовке, акцентированной направленностью на формирование основных компонентов личностной физической культуры, а также на реализацию концепции образовательной среды в условиях военной направленности обучения в ДОУ МО РФ.

1. Ахметшина ГХ., Храпаль Л.Р, Замалетдинова З.И., Халиков И.Ю. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 164 - 167.

2. Бабунова Е.С. Проектирование концептуальной модели системы этнокультурного воспитания. Сибирский педагогический журнал. 2011; 6: 231 - 240.

3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие педагога-исследователя. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994.

4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. 3-е изд. Москва: Школа-Пресс, 2000.

6. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.

References

1. Ahmetshina G.H., Hrapal' L.R., Zamaletdinova Z.I., Halikov I.Yu. Konceptual'naya model' patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi kak uslovie formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 164 - 167.

2. Babunova E.S. Proektirovanie konceptual'noj modeli sistemy 'etnokul'turnogo vospitaniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2011; 6: 231 - 240.

3. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: posobie pedagoga-issledovatelya. Samara: Izd-vo Sam. GPI, 1994.

4. Kurbatov V.l., Kurbatova O.V. Social'noeproektirovanie: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2001.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mischenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika. 3-e izd. Moskva: Shkola-Press, 2000.

6. Fomicheva I.G. Filosofiya obrazovaniya: nekotorye podhody kprobleme. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2004.

Статья поступила в редакцию 05.06.19

УДК 378

Shibaev V.P., Cand. of Saiences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University (Stavropol, Russia),

E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

Shibaeva L.M., Cand. of Saiences (Pedagogy), senior lecturer, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. Organizing independent work of students it is an objective for them to acquire skills of independent planning and organization of their own educational process, which provides a painless transition to continuous postgraduate education (primarily to self-education) upon completion of training at a university. Independent work allows to reduce the negative effect of some individual characteristics of students (for example, inertia, inability to distribute attention, inability to act in a situation of time limit, etc.) and to maximize the strengths of individuality due to the independent choice of time and methods of work, preferred media, etc. In the process of effectively organized independent work, students acquire the skills of independent planning and organization of their own educational process, which ensures the transition to continuous postgraduate education, to self-education upon completion of training at a university.

Key words: students, independent work, conditions of organization of independent work, interest in cognitive activity.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь,

E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

Л.М. Шибаева, канд. пед. наук, доц. Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

При организации самостоятельной работы студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе. Самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др. В процессе эффективно организованной самостоятельной работе студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает переход к непрерывному послевузовскому образованию, к самообразованию по завершении обучения в вузе.

Ключевые слова: студенты, самостоятельная работа, условия организации самостоятельной работы, интерес к познавательной деятельности.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Многие из исследователей последних лет обращают внимание на недостатки традиционной самостоятельной работы студентов, не обеспечивающей высокого качества усвоения материала. При этом выделяют

Виды самостоятельной работы студентов (рис. 1): Между тем, современные исследователи [1; 2] выделяют недостатки традиционной самостоятельной работы, некоторая в современных условиях перестала обеспечивать высокое качество усвоения материала. Это, прежде всего, отсутствие обратной связи преподавателя со студентами, оперативно информирующей о степени усвоения учебного материала, и отсюда недостаточное внима-

подготовка к

лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам

выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов

подготовка презентаций по

выполненным проектам

подготовка рефератов; докладов

выполнение дипломного проекта

Рис . 1.0сновные виды самостоятельнойработы студентов

отсутствие обратной связи преподавателя состудентами,оперативно информирующей о степени ycвoeнитррeTнo-oмттнстaла,иеттюдaнeтсттa-точное внимание к текущей и периодической проверке качества усвоения учебного материала.

Эффективная организация самостоятельной работы при традиционном обучении затруднена из-за тeдacтaрoчнoHpaзpaбoткадтффаceнциaoнaн ныл еваб-ных заданий для студентов, из-за невозможности произвести самодиагностику своих знаний и умений и савюконидольуспдшнос™ oсcoeаaиcиeбнои куртав процессе самостоятельнoopaOттвl,ч^гнюктпo пaтчиаaoаcутcтyанлаcтаеoчpтгo количества учебно-методпчeal<oтлиyeантyтнl.

В современных услoaccxopгcнизaциисчтHстгa прицелю, №43:30-40% учебного времени будет передаваться на самостоятельную работу, задачи совершенствования содержанияcaмнстcстeлртoH рабсра cтyдoитoв и eëмeаеднoaт теряют своей актуальности.Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образoваpиясвмвeрcтoсиимиaтL<ияcанситoнceлтнoИccеoтнl студентов, которая варьиу^^т^5ш пе тHлoмyнт10а %пре чОучении экстернам до примерно 50% в очной ферме oбyетниЯ|

Самостоятельная рoaoиyстреeтсoв (ОнС) нapвмyсФсмиyеpнoт ляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для её успешного выполнения необходимы пмнстpaсаииe икaнтaфдь ст cтoдтиьlпp е-подавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей пдофнлвр^щими куПи^ою, учебрей частью, мaтoдт-ческими службами учебниесав^датl^^^:

Самостоятельная рoеoсавыпoлеяcиcцcнcпcлсooвенинлoпорзовт идиотических материалов, пр изсевныектppдкиcpoввcь paботcстсдe^мoв ттoвсaшин-ствовать её качество.

Лучшая организация такой работы и, главное, улучшение её материально-технической базы (обеспечение литературой, компьютерами, доступом в Интернет и т. п.) позволяют решить несколько важнейших задач:

• студенты получают возможность получать знания из новейших источников (материалы лекций и методических разработок отстают, как правило, на несколько лет).

• студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе.

• самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др.

Тем самым самостоятельная работа способствует:

• углублению и расширению знаний;

• формированию интереса к познавательной деятельности;

• овладению приемами процесса познания;

• развитию познавательных способностей

нтаcсeкииe й и пер и оди че cктйпаипeвкс ка чeаввтнсcoeния учебного материала. Ктоо/рже дoлжнаaасraризтция ениюстoяпeлпнаa в-Ссты п ри традиционном обучении затруднена из-за недостаточной разработки дифференцированных учеб-длястуденров, взаа нeвoтмoжнoстс нсаизпeсти самодиагностику своих знаний и умений и самоконтроль успешности освоения учебного курса в пиaцтпcаccлoстеттeoрнëй рамитЫе в такаю по пнсапнe оисутствия достаточного количества учебно-методической литературы.

вжнсстстyeдтнaя ^има^иее эКфекатвна,анл и ина - парная или в ней yчестпyютЗтeлocскa.Иpyыcувaя сaTста увил ивоеи федтор мотивации и взаим-но( антеллcттyсльнаaaкиивнocти,пoвьlшaат эЖфeктcпность познавательной деясвльности стодетоу еч^гд/^ии вcc^nыеФl^рí ы^шфризю.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы стетеитеувеоРтоиимсвсстина вило вис:

В процессе выполнения самостоятельной учебной работы необходимо про-уднв^е следоюшцих мeртвpиар^^И:

Таблица 1

Основные условия успешного функционирования самостоятельнойработы студентов

№ Условия

1. Четкая постановкапознавательныхцелейи задач;

2. Знание обучающимися способов осуществления самостоятельной работы, алгоритмов и методов;

3. Определение объема работы, формы отчетности, сроков представления результатов;

4. Определение видов консультаций: установочные, тематические: проблемные; введение критериев оценки качества самостоятельной работы, отчетности и др.;

5. Виды и формы контроля (контрольные работы, семинары, коллоквиумы, зачеты и др.);

6. Комплексный подход к организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы;

7. Качественное дидактико-методическое обеспечение (рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, энциклопедии, компьютерная поддержка по различным областям знаний и др.);

8. Наличие специализированных помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и др.);

9. Профессиональная готовности педагогов к проведению самостоятельной работы; обеспечение образовательных учреждений современными средствами информатизации образования;

10. Сформированность у студентов организационно-управленческих умений осуществления самостоятельной учебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.