Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГА / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HIGHER SCHOOL / HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / QUALITY OF FORMATION / COMPONENTS OF ACTIVITY OF THE TEACHER / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL REFLECTION / MOTIVATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Лариса Викторовна

Введение. Актуальность темы обусловлена тем, ным требованиям общественного развития. Главной что высшая школа воздействует на все стороны раз-фигурой в образовательной системе является преповития общества, поэтому должна отвечать современ-даватель с определенным образовательным и культурным уровнем, нравственным и творческим потенциалом, поэтому важно выявить условия совершенствования преподавателя вуза как организатора деятельности обучающегося. Методология. В качестве методологической базы исследования использована совокупность научных принципов, методов и приемов познания явлений, процессов и отношений на основе системного подхода. Теоретической основой исследования послужили современные научные публикации. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что сложились определенные теоретические предпосылки исследования проблем совершенствования педагогической деятельности в системе высшего образования. Результаты. Выявлены условия совершенствования преподавателя как организатора деятельности обучающегося. Утверждается, что специфическая для высшего учебного заведения образовательная среда создает благоприятные возможности для самовыражения, самореализации преподавателя как личности, способствует его рефлексии деятельности, что непосредственно влияет на повышение педагогического мастерства. Утверждается, что низкий уровень рефлексии преподавателей препятствует повышению педагогического мастерства, не позволяет достичь высшего уровня педагогического мастерства, что снижает престиж вузовского преподавателя. Аргументируется актуальность системы мотивации персонала и разработки эффективной системы оценки деятельности преподавателя. Заключение. Представленные автором выводы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований в заявленной области с целью формирования комплексного мнения о проблематике. Область применения полученных результатов - разработка эффективной кадровой политики развития высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF PERFECTION OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL AS ORGANIZER ACTIVITY OF THE TRAINED

Introduction. The theme urgency is caused by that the higher school influences all parties of development of a society, therefore should meet modern requirements of social development. The main figure in educational system is the teacher with its educational and cultural level, moral and creative potential, therefore it is important to reveal conditions of perfection of the teacher of high school as the organizer of activity of the trained. Methodology. For realization of the purpose as methodological base of research, set of scientific principles, methods and receptions of knowledge of the phenomena, processes and relations based on the system approach is used. As a theoretical basis of research modern scientific publications have served. The analysis of the scientific literature testifies that there were certain theoretical preconditions of research of problems of perfection of pedagogical activity in higher education system. Results. As a result of research, conditions of perfection of the teacher as organizer of activity of the trained are revealed. Affirms that the educational environment specific to a higher educational institution creates favorable possibilities for self-determination, self-expression, self-realization of the teacher as persons, promotes an activity reflection that directly influences increase of pedagogical skill. Affirms that low level of a reflection of teachers interferes with increase of pedagogical skill, does not allow to reach the higher pedagogical skill that reduces prestige of the high school teacher. Importance of actualization of system of motivation of the personnel and working out of effective system of an estimation of efficiency of activity of the teacher is given reason. Conclusion. The conclusions presented by the author can be used as a basis for the further researches in the declared area for the purpose of formation of complex opinion on a problematics. Scope of the received results - working out of effective personnel selection of development of higher education.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

versal educational actions of students on the example of physical education lessons in primary school]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, no. 64-1, pp. 65-69. (In Russian).

3. Evseev S. P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture]. Moscow, 2016, 616 p. (In Russian).

4. Inklyuzivnoe obrazovanie [Inclusive education]. Iss. 1. Moscow, 2010, 272 p. (In Russian).

5. Korableva Yu. A., Kuzmenko G. A., Kim T. K. Strukturizaciya obrazovatel'nogo materiala po fizicheskoj kul'ture dlya detej s OVZ s uchetom psihologicheskoj i dvigatel'no-koordinacionnoj podgotovlennosti [Structuring of educational material on physical culture for children with disabilities, considering psychological and motor coordination readiness]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2020, no. 4 (182), pp. 204-211. (In Russian).

6. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelejpo organizacii distancionnogo obucheniya po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» [Methodological recommendations for teachers on the organization of distance learning in the subject «Physical culture»]. Available at: https://www.mgpu.ru/distantsionnaya-fizkultura-ne-mif-a-realnost/ (accessed 01.10.2020). (In Russian).

7. Organizacionno-metodicheskie rekomendacii po ispol'zovaniyu tekhnologij, osnovannyh na sredstvah i metodah adaptivnoj fizicheskoj kul'tury, v individual'nyh programmah reabilitacii ili abilitacii invalidov i detej-invalidov [Organizational and methodological recommendations for the use of technologies based on the means and methods of adaptive physical culture in individual programs of rehabilitation or habilitation of disabled people and disabled children]. Available at: https://minsport. gov.ru/2017/doc/Metod-rekomendacii-reabilitacii-abilitacii-invalidov_detei.pdf (accessed 01.10.2020). (In Russian).

8. Organizaciya adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami: sbornik metodi-cheskih materialov [Organization of adaptive physical education for children with special educational needs: a collection of methodological materials]. Ed. A. V. Kislyakova. Chelyabinsk, 2016, 58 p. (In Russian).

9. Timiryasova A. V., Akhmetova D. Z., Nigmatov Z. G., Chelno-kova T. A. Preemstvennaya sistema inklyuzivnogo obrazovaniya. T. 2: Inklyuzivnoe obrazovanie v sisteme «Detskij sad - shkola -VUZ» [Successive system of inclusive education. Vol. 2: Inclusive education in the system "Kindergarten - school - university"]. Kazan, 2016, pp. 245-261. (In Russian).

10. Kolikova E. G., Khafizova N. Yu. Primenenie tekhnologij inklyuzivnogo obrazovaniya dlya sozdaniya bez-bar'ernogo

obucheniya detej s OVZ [The use of inclusive education technologies for the creation of barrier-free education for children with disabilities]. Chelyabinsk, 2017, 72 p. Available at: https://ipk74.ru/upload/iblock/913/913e0927745644a5632e50 881341a616.pdf (accessed 01.10.2020). (In Russian).

11. Matveev A. P., Petrova T. V., Kaverkina L. V. Programma po fizicheskoj kul'ture dlya uchashchihsya I-XI klassov, otnesennyh po sostoyaniyu zdorov'ya k special'nojmedicinskojgruppe [The program on physical education for students of grades I-XI, referred for health reasons to a special medical group]. Moscow, 2006. (In Russian).

12. Reestr primernyh osnovnyh obshcheobrazovatel'nyh programm. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii [Register of approximate basic general education programs. Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Available at: https://reestru.ru/fgos-reestr/ (accessed 01.10.2020). (In Russian).

13. Uvarova O. N., Kiykova N. Yu. Povyshenie kvalifikacii pedagogov po adaptivnomu fizicheskomu vospitaniyu detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [Professional development of teachers on adaptive physical education of children with special educational needs]. Modern Additional Professional Education, 2018, vol. 4, no. 3 (16), pp. 74-80. (In Russian).

14. Utkina T. V., Pyatkova O. B., Kolikova E. G. Osobennosti prepodavaniya osnov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti uchashchimsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Features of teaching the basics of life safety to students with disabilities]. Chelyabinsk, 2019, 84 p. Available at: https://ipk74. ru/upload/iblock/6fe/6fea5179e6524756e596c5a8726dc940. pdf (accessed 01.10.2020). (In Russian).

15. Utkina T. V., Shaikina V. N., Khafizova N. Yu., Pyatkova O. B., Kolikova E. G., Vasilyeva N. I. Organizaciya sovremennogo uroka s primeneniem elektronnogo resursa «Rossijskoj elektronnoj shkoly» [Organization of a modern lesson using the electronic resource of the "Russian electronic school"]. Chelyabinsk, 2019, 100 p. Available at: https://ipk74.ru/upload/iblock/534/534c0 c75495962bda5933c96b579a173.pdf (accessed 01.10.2020). (In Russian).

16. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of 29 December 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (accessed 01.10.2020). (In Russian).

17. Chastnye metodiki adaptivnojfizicheskoj kul'tury [Private methods of adaptive physical culture]. Ed. L. V. Shapkova. Moscow, 2007, 608 p. (In Russian).

УДК/UDC 378 Л. В. Коваленко

L. Kovalenko

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

CONDITIONS OF PERFECTION OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL AS ORGANIZER ACTIVITY OF THE TRAINED

Введение. Актуальность темы обусловлена тем, ным требованиям общественного развития. Главной что высшая школа воздействует на все стороны раз- фигурой в образовательной системе является препо-вития общества, поэтому должна отвечать современ- даватель с определенным образовательным и куль-

турным уровнем, нравственным и творческим потенциалом, поэтому важно выявить условия совершенствования преподавателя вуза как организатора деятельности обучающегося.

Методология. В качестве методологической базы исследования использована совокупность научных принципов, методов и приемов познания явлений, процессов и отношений на основе системного подхода. Теоретической основой исследования послужили современные научные публикации. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что сложились определенные теоретические предпосылки исследования проблем совершенствования педагогической деятельности в системе высшего образования.

Результаты. Выявлены условия совершенствования преподавателя как организатора деятельности обучающегося. Утверждается, что специфическая для высшего учебного заведения образовательная среда создает благоприятные возможности для самовыражения, самореализации преподавателя как личности, способствует его рефлексии деятельности, что непосредственно влияет на повышение педагогического мастерства. Утверждается, что низкий уровень рефлексии преподавателей препятствует повышению педагогического мастерства, не позволяет достичь высшего уровня педагогического мастерства, что снижает престиж вузовского преподавателя. Аргументируется актуальность системы мотивации персонала и разработки эффективной системы оценки деятельности преподавателя.

Заключение. Представленные автором выводы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований в заявленной области с целью формирования комплексного мнения о проблематике. Область применения полученных результатов - разработка эффективной кадровой политики развития высшего образования.

Introduction. The theme urgency is caused by that the higher school influences all parties of development of a society, therefore should meet modern requirements of social development. The main figure in educational system is the teacher with its educational and cultural level, moral and creative potential, therefore it is important to reveal conditions of perfection of the teacher of high school as the organizer of activity of the trained.

Methodology. For realization of the purpose as methodological base of research, set of scientific principles, methods and receptions of knowledge of the phenomena, processes and relations based on the system approach is used.

As a theoretical basis of research modern scientific publications have served. The analysis of the scientific literature testifies that there were certain theoretical preconditions of research of problems of perfection of pedagogical activity in higher education system.

Results. As a result of research, conditions of perfection of the teacher as organizer of activity of the trained are revealed. Affirms that the educational environment specific to a higher educational institution creates favorable possibilities for self-determination, self-expression, self-realization of the teacher as persons, promotes an activity reflection that directly influences increase of pedagogical skill. Affirms that low level of a reflection of teachers interferes with increase of pedagogical skill, does not allow to reach the higher pedagogical skill that reduces prestige of the high school teacher. Importance of actualization of system of motivation of the personnel and working out of effective system of an estimation of efficiency of activity of the teacher is given reason.

Conclusion. The conclusions presented by the author can be used as a basis for the further researches in the declared area for the purpose of formation of complex opinion on a problematics. Scope of the received results - working out of effective personnel selection of development of higher education.

Ключевые слова: высшая школа, высшее образование, инновационная деятельность, инновационное развитие, качество образования, компоненты деятельности преподавателя, образовательная среда, рефлексия педагога, мотивация профессионального развития, педагогическая компетентность.

Keywords: the higher school, higher education, innovative activity, innovative development, quality of formation, components of activity of the teacher, educational environment, pedagogical reflection, motivation of professional development, pedagogical competence.

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что высшая школа воздействует на все стороны развития общества, поэтому должна отвечать современным требованиям общественного развития. В настоящее время в мировой образовательной среде ведется поиск направлений развития с целью приближения высшего образования к практике при одновременном сохранении его фундаментальности. В этой связи повысился интерес к фигуре преподавателя как одного из главных участников (субъектов) образовательного процесса. Будущее образования в России зависит от качества педагогической деятельности, осуществляе-

мой преподавателями, что определяет актуальность данной темы. Цель исследования - выявить условия совершенствования преподавателя вуза как организатора деятельности обучающегося. Гипотеза исследования - успешность деятельности преподавателей высшей школы зависит от определенных условий и является одним из важнейших конкурентных преимуществ вуза в современном мире. Для реализации цели использован концептуальный (теоретический) анализ основных тенденций в развитии современной системы высшего образования в контексте заявленной проблематики. Теоретической основой исследования послужили современные научные публикации. Научная новизна данной работы заключается в том, что представлен авторский взгляд на условия совершенствования деятельности преподавателя вуза в современных трендах развития общества. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования проведенных автором результатов исследования, выводов как основы расширения базы для дальнейших исследований в заявленной области с целью формирования комплексного мнения о проблематике. Область применения полученных результатов - разработка эффективной кадровой политики развития высшего образования.

Методология

Методологической базой исследования выступает совокупность научных принципов, методов и приемов познания социальных и экономических процессов и отношений на основе системного подхода. Применен общенаучный системный подход, в соответствии с которым высшее образование рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Использован концептуальный (теоретический) анализ основных тенденций в развитии современной системы высшего образования. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы современных отечественных и зарубежных авторов.

Обзор научных публикаций демонстрирует многообразие подходов к проблемам высшего образования, что указывает на актуальность темы исследования. В научных публикациях проводится анализ развития системы высшего образования в России за последние годы.

Анализируются проблемы качества образования и конкурентоспособности вуза как взаимосвязанные аспекты. По мнению А. И. Васильева, каче-

ство образования является ключевым результирующим показателем деятельности вуза [4]. Ф. Л. Рат-нер и Н. В. Тихонова проводят анализ педагогических подходов к пониманию качества образования в высшей школе [16]. В. И. Байденко и Н. А. Селезнева данную тему рассматривают в контексте Болонского процесса и обеспечения европейских стандартов в области гарантии качества [3]. Круг системных проблем, затрудняющих адекватную оценку качества высшего образования, выявляет А. Л. Дрондин [7].

В научных исследованиях анализируются основные аспекты профессиональной деятельности преподавателя вуза. По мнению Н. Б. Москвиной, выявление наиболее значимых аспектов позволяет определить те из них, которые наполнены личностным смыслом для преподавателей [13].

Проблема создания имиджа преподавателя приобретает все большую практическую и теоретическую значимость, поэтому отражается в научных публикациях. Так, цель исследования авторов М. А. Лукашенко и А. А. Ожгихиной - выявить, как преподаватель вуза воспринимается сегодня студентами, какие составляющие его имиджа они считают наиболее значимыми [12]. Автор О. К. Крокинская обсуждает актуальную проблему эксплуатации когнитивного статуса и самочувствия преподавателей в сверхформализо-ванных трудовых практиках [11].

Одним из направлений современных исследований в рассматриваемой области следует считать разработку и применение современных, в том числе дистанционных, образовательных технологий. В. С. Третьяков и В. А. Ларионова утверждают, что повышение качества образования возможно за счет комплексного внедрения в образовательный процесс информационных технологий, онлайн-обучения и инновационных педагогических практик [19]. М. А. Гулева анализирует перспективы развития онлайн-образования в странах БРИКС [6]. Т. В. Громова характеризует информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения как одну из приоритетных задач российского образования [5].

Исследователи обращаются к проблеме личности преподавателя и его роли в формировании инновационной направленности деятельности вуза. А. С. Робо-това поднимает вопрос о дискурсивной ответственности, пренебрежение которым становится тормозом в развитии педагогического знания, в понимании образовательной ситуации [17]. Анализируются проблемы формирования специфической образовательной среды как фундаментального условия раз-

вития методической компетентности преподавателя. По мнению О. А. Сотниковой и О. А. Волковой, специфичность образовательной среды определяется степенью ее влияния на совершенствование личности преподавателя [18].

Проблемы и тренды высшего образования обсуждаются научным сообществом в направлении создания благоприятных условий трудовой деятельности преподавателей высшей школы. Е. Ю. Азбукина определяет роль рефлексии в профессиональном становлении педагога [1]. Высокий уровень рефлексии характерен для преподавателей, занимающихся воспитательной работой в вузе. Т. В. Калинина, Э. Г. Патрикеева, Е. Н. Трухманова предлагают авторский подход к критериальной системе оценки и содержательным характеристикам уровней готовности педагогов к воспитательной работе в вузе [8].

Научным сообществом анализируются проблемы устойчивой мотивации преподавателей вуза, в том числе средствами системы оценивания их профессиональной деятельности. Так, Ж. Г. Павлова утверждает, что при формировании устойчивой мотивации нужно поддерживать актуальность мотивов профессиональной деятельности, это будет основой эффективной профессиональной деятельности [14]. А. Р. Алавердов формулирует и аргументирует предложения по актуализации основных стратегических подходов к имущественной и неимущественной мотивации преподавателей высшей школы [2]. Ведущей задачей современной организации, по мнению А. А. Пруцких, становится всестороннее использование потенциала своих сотрудников, поэтому существующие управленческие технологии перенаправляются в сторону системы мотивации персонала, учитывающей индивидуальные мотивы работников [15]. Е. Г. Коберник характеризует аргументы, которые принято использовать при формировании системы ключевых показателей эффективности для индивидуализации мотивации работников [9].

Авторы отмечают противоречие между социальными ожиданиями в отношении преподавателей высшей школы и реальными условиями, в которых осуществляется их профессиональная деятельность. По мнению Л. Ф. Красинской, с одной стороны, появились новые требования к компетентности преподавателей, обусловленные тенденциями развития образования. С другой стороны, преподаватели находятся в неблагоприятной ситуации, вызванной издержками государственной образовательной политики, а также неэффективным внутривузовским управлением, дисбалансом интересов администрации и рядовых сотрудников [10].

Система высшего образования является частью инновационной экономики, инновационная направленность исследований все в большей степени проявляется в современных публикациях. Г. Сесере в обзорной статье предлагает понимание экономики мягких инноваций. Мягкие инновации представляют собой соответствующий дополнительный источник экономического развития, которому до сих пор уделялось мало внимания, это, прежде, всего инновации в сфере услуг и экономике знаний [20].

Роль преподавателей в формировании мировоззрения обучающихся является предметом обсуждения, анализа в публикациях. Так, М. Томас и Дж. Мос-сельсон утверждают, что преподаватели играют особую роль в формировании будущего мировоззренческого поля обучающихся: перспективы, которыми они пользуются, и используемая ими педагогика оставляют неизгладимые впечатления у студентов, поэтому следует уделять особое внимание преподаванию с использованием различных современных образовательных программ, курсов [21]. Психолого-педагогическое консультирование необходимо для развития личности обучающегося, помогает ориентироваться в карьере. Ю. Барна и Д. Мирча в своей публикации предлагают программу подготовки студентов к педагогической карьере, которая в первую очередь предполагает изменения на мотивационном уровне, а также на уровне психолого-педагогического консультирования. Образовательное консультирование, важное социальное явление, может перерасти в интенсивную и эффективную программу наставничества [22].

Результаты

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что сложились определенные теоретические предпосылки исследования проблем совершенствования педагогической деятельности в системе высшего образования.

Главной фигурой в образовательной системе является преподаватель, обладающий отличным знанием предмета, качествами ученого-исследователя, ораторским мастерством, готовностью адаптировать современные учебные методики, умением устанавливать контакт с аудиторией. В обществе всегда существует оценка престижа вузовского преподавателя, основу которого составляет реальный вклад в удовлетворение той или иной общественной потребности, материальная и моральная оценка обществом данного вклада. Педагогические инновации реализуются преподавателями, поэтому в обществе должны быть

созданы условия для повышения педагогического мастерства.

На наш взгляд, главные вопросы, на которые следует найти ответ: как в современных условиях совершенствовать педагогическую деятельность? можно ли помочь преподавателю развить свой собственный потенциал? Таким образом, в обновляющейся системе высшего образования важно обозначить условия совершенствования преподавателя как организатора учебной деятельности обучающегося.

Одним из таких условий, на наш взгляд, является создание специфической образовательной среды. Специфичность образовательной среды определяется степенью ее влияния на совершенствование личности преподавателя. Образовательная среда вуза включает не только непосредственно осуществляемый учебно-воспитательный процесс, но и другие важные, на наш взгляд, элементы вузовской действительности: традиции, ритуалы, историю, символы организации, обычаи делового и неформального общения, дресс-код, интерьер, мероприятия и т. п. Специфическая для высшего учебного заведения образовательная среда создает благоприятные возможности для самоопределения, самовыражения, самореализации преподавателя как личности, способствует рефлексии деятельности, что непосредственно влияет на повышение педагогического мастерства.

Вторым условием совершенствования преподавателя как организатора деятельности обучающегося является педагогическая рефлексия. Следует согласиться с утверждением о том, что в обществе остро осознается потребность в компетентном, способном к педагогическим инновациям и мотивированном в своем профессиональном развитии преподавателе. Доминирующими характеристиками преподавателя вуза являются профессионализм, компетентность как способность реализовывать продуктивный образовательный процесс и эмоциональный интеллект.

С большой долей уверенности можно утверждать, что педагогическая рефлексия позволяет педагогу осознать и осмыслить свою деятельность как профессионала, свою профессиональную пригодность (или непригодность). Низкий уровень рефлексии преподавателей, по нашему мнению, препятствует повышению педагогического мастерства, не позволяет достичь высшего педагогического мастерства, что снижает престиж вузовского преподавателя. Между тем педагогическая рефлексия является важным механизмом развития преподавательской деятельности. Она необходима, пре-

жде всего, для овладения профессией преподавателя, выявления педагогических и других способностей, требующихся для данного вида деятельности, позволяет осуществлять контроль и управление педагогическим процессом на основе профессионального самосовершенствования.

С педагогической рефлексией связана мотивация профессионального развития. На наш взгляд, третьим условием совершенствования преподавателя как организатора деятельности обучающегося является актуализация мотивации профессионального развития. Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавать условия для удовлетворения их мотивов и потребностей, успешности их деятельности. Это будет способствовать инновационному развитию вуза и высшего образования в целом, поскольку преподаватели осуществляют непосредственное обучение студентов, формируют их мировоззрение, культуру деловых взаимоотношений, ведут научную и методическую деятельность вуза. Поэтому так важно создать благоприятные условия трудовой деятельности посредством актуализации мотивации.

Необходимо использовать не только ставшие традиционными мотивы к совершенствованию деятельности сотрудников, но и формировать новую систему мотивации, которая бы в достаточной степени использовала творческий потенциал работника, его внутреннюю потребность в самореализации и выполнении работы на качественно высоком уровне независимо от зарплаты. Успешные мотивационные механизмы будут во многом способствовать совершенствованию высшего образования.

Как правило, мотивационные механизмы включают экономические мотивы трудовой деятельности (увеличение оплаты труда в зависимости от индивидуальной результативности, объема работы и степени ответственности, распространение коллективных форм вознаграждения) и создание определенной мотивационной среды (психологический микроклимат в коллективе, прозрачность информации, оптимальные условия труда, обеспечение безопасности здоровья). Следует учитывать специфику мотивации преподавателя вуза, профессиональная деятельность которого основана на сочетании трудовых и педагогических мотивов, устойчивым мотивом в выборе вуза в качестве места работы остаются интерес к профессии, стремление реализовать педагогическое призвание и свой потенциал, для преподавателей одинаково важным является материальное и моральное стимулирование.

Актуализация мотивации деятельности преподавателей вуза предполагает выбор актуальных форм мотивации для каждого отдельного сотрудника. Обеспечить актуализацию мотивации можно при помощи анкетирования с выбором доступных материальных или нематериальных форм. Также необходимо учитывать возрастные группы сотрудников, поскольку разные поколения предпочитают разные мотивационные программы. Кроме перечисленных различий, следует учитывать существующие субъективные характеристики: кому-то комфортнее работать в условиях четких задач и сроков, кому-то наоборот необходима самостоятельность в распределении рабочей нагрузки и интерес к поставленным задачам, то есть система мотивации преподавателей в вузах должна быть гибкой и более индивидуализированной. Оценка успешности трудовой деятельности преподавателей позволит оценить целесообразность, обоснованность и эффективность внедрения мотиваци-онных механизмов. Деятельность работников будет более производительной, если преподаватели готовы к изменениям, происходящим в вузе и системе высшего образования в целом; необходимые средства и условия для реализации поставленных перед преподавателем целей и задач имеются в наличии. Таким образом, необходим комплексный, системный подход к решению проблем мотивации профессорско-преподавательского персонала.

Заключение

Рассмотренные условия совершенствования преподавателя как организатора деятельности обучающегося позволяют сделать следующие выводы. Успешность деятельности преподавателей высшей школы является одним из важнейших конкурентных преимуществ вуза в современном мире, поскольку именно профессорско-преподавательский состав осуществляет непосредственное обучение обучающихся, формирует их мировоззрение в целом, культуру деловых взаимоотношений, осуществляет научную и методическую деятельность вуза. Поэтому так важно создать благоприятные условия трудовой деятельности преподавателей высшей школы посредством создания благоприятной специфической образовательной среды, повышения уровня рефлексии преподавателей, актуализации мотивации деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования проведенных автором результатов исследования, выводов как основы расширения базы для дальнейших исследований в заявленной области с целью формирова-

ния комплексного мнения о проблематике. Проблема гораздо сложнее и не ограничивается средой, рефлексией, мотивацией. Представленные выводы требуют в дальнейшем более глубокого осмысления, исследования, конкретизации.

Литература

1. Азбукина Е. Ю. Роль рефлексии в профессиональном становлении педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 90-94.

2. Алавердов А. Р. Эволюция стратегических подходов к мотивации научно-педагогических работников // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 45-53.

3. Байденко В. И., Селезнева Н. А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122-136.

4. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 4. С. 37-43.

5. Громова Т. В. Информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 5. С. 56-64. URL: http://e-koncept.ru/2020/201034.htm.

6. Гулева М. А. Перспективы развития онлайн образования в странах БРИКС // Экономика образования. 2020. № 3. С. 29-37.

7. Дрондин А. Л. Качество высшего образования: а судьи кто? // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 387-391. DOI: 10.25683/V0LBI.2020.51.234.

8. Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г, Трухманова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 02. С. 55-68. URL: http://ekoncept.ru/2020/201013.htm. DOI 10.24411/2304-120X-2020-11013.

9. Коберник Е. Г, Ахметова Г. З. Индивидуализация мотивации сотрудников как фактор повышения организационной результативности // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65), Ч. 4. С. 168-170.

10. Красинская Л. Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (Размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях) // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 37-45.

11. Крокинская О. К. Образование постиндустриальной эпохи: настройка на индивида и интеллект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 7. С. 29-42. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-29-42.

12. Лукашенко М. А., Ожгихина А. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 46-56. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56.

13. Москвина Н. Б. Смысловой конфликт в деятельности преподавателя вуза (опыт эмпирического исследования) // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 95-102.

14. Павлова Ж. Г. Формирование устойчивой мотивации преподавателей вуза средствами системы оценивания их профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 198-203. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=25062.

15. Пруцких А. А. Управление персоналом образовательной организации: особенности, проблемы и задачи // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 3 (81). С. 114-116.

16. Ратнер Ф. Л., Тихонова, Н. В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 87-96. DOI: https://doi.org/10.31992/ 0869-3617-2019-28-12-87-96.

17. Роботова А. С. Педагогический оптимист или педагогический пессимист: кто я? // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 39-46.

18. Сотникова О. А., Волкова О. А. Образовательная среда -фундаментальное условие развития методической компетентности преподавателя // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 112-118.

19. Третьяков В. С, Ларионова, В. А. Онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 55-66.

20. Cecere G. Ehe economics of innovation: a review article // Journal of Technology Transfer. 2015. Vol. 40. P. 185-197.

21. Thomas M. A. M., Mosselson J. Advancing the Teaching of Comparative and International Education: Annual Review of Comparative and International Education // International Perspectives on Education and Society. 2019. Vol. 37. P. 89-95.

22. Barna I., Mircia D. Psycho-pedagogical Counselling. An Important Stage in Students' Teaching Career Orientation // Procedia -Social and Behavioral Sciences, 2015. Vol. 180. P. 1044-1049.

References

1. Azbukina, E. J. Rol' refleksii v professional'nom stanovlenii pedagoga [Reflection in professional formation of educator]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 2, pp. 90-94. (In Russian).

2. Alaverdov A. R. Evolyuciya strategicheskih podhodov k motivacii nauchno-pedagogicheskih rabotnikov [Evolution of strategic approaches to motivation of the university teaching staff]. Higher Education in Russia, 2015, no. 5, pp. 45-53. (In Russian).

3. Baidenko V. I., Selezneva N. A. Obespechenie kachestva vysshego obrazovaniya: sovremennyj opyt (stat'ya 2) [Quality assurance in higher education: up-to-date experience (Paper 2)]. Higher Education in Russia, 2017, no. 11, pp. 122-136. (In Russian).

4. Vasilyev A. I. Kachestvo obrazovaniya i konkurentosposobnost' vuza: aspekty vzaimosvyazi [Quality and competitiveness in the system of higher education: aspects of interrelation]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 4, pp. 37-43. (In Russian).

5. Gromova T. V. Informacionnyjetap tekhnologii podgotovki prepodavatelej vuza k rabote v rezhime distancionnogo obucheniya [Information stage of technology for training University teachers to work in distance learning conditions]. Scientific-methodological Electronic Journal "Koncept", 2020, no. 5, pp. 56-64. Available at: http://e-koncept.ru/2020/201034. htm. (In Russian).

6. Guleva M. A. Perspektivy razvitiya onlajn obrazovaniya v stranah BRIKS [Prospects for the development of the online education in the BRICS countries]. Economics of Education, 2020, no. 3, pp. 29-37. (In Russian).

7. Drondin A. L. Kachestvo vysshego obrazovaniya: a sud'i kto? [Quality of higher education: who are the judges?]. Business. Education. Law, 2020, no. 2, pp. 387-391. DOI: 10.25683/ V0LBI.2020.51.234. (In Russian).

8. Kalinina T. V., Patrikeeva E. G., Trukhmanova E. N. Gotovnost' pedagoga k vospitatel'noj rabote v usloviyah vuzovskogo obrazovaniya [Teacher's readiness for educational work in the conditions of higher education]. Scientific-methodological Electronic Journal "Koncept", 2020, no. 2, pp. 55-68. Available at: http://ekoncept.ru/2020/201013.htm. DOI 10.24411/2304-120X-2020-11013. (In Russian).

9. Kobernik E. G., Akhmetova G. Z. Individualizaciya motivacii sotrudnikov kak faktor povysheniya organizacionnoj rezul'tativnosti [Individualization of motivation of employees as

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

factor increasing organizational performance]. International Research Journal, 2017, vol. 11 (65), part 4, pp. 168-170. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.008. (In Russian).

10. Krasinskaya L. F. Prepodavatel' vysshej shkoly: kakim emu byt'? [Teacher of higher school: what will it be? (Reflections on social expectations and professional realities)]. Higher Education in Russia, 2015, no. 1, pp. 37-46. (In Russian).

11. Krokinskaya O. K. Obrazovanie postindustrial'noj epohi: nastrojka na individa i intellekt [Education of the post-industrial era: setting on person and intelligence]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28. no. 7, pp. 29-42. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-29-42. (In Russian).

12. Lukashenko M. A., Ozhgikhina A. A. Imidzh prepodavatelya vuza: mneniya i prioritety studentov [Image of a university professor: students' views and priorities]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28. no. 1, pp. 46-56. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56.

13. Moskvina N. B. Smyslovoj konflikt v deyatel'nosti prepodavatelya vuza (opyt empiricheskogo issledovaniya) [Meaning conflict in higher school teacher''s activity (experience of empirical research)]. Higher Education in Russia, 2016, no. 7, pp. 95-102. (In Russian).

14. Pavlova Zh. G. Formirovanie ustojchivoj motivacii prepodavatelej vuza sredstvami sistemy ocenivaniya ih professional'noj deyatel'nosti [The stable professor motivation in institutes should be formed by resources of the evaluation system of their professional occupation]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 4, pp. 198-203. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25062 (In Russian).

15. Prutskikh, A. A. Upravlenie personalom obrazovatel'noj organizacii: osobennosti, problemy i zadachi [Management of personnel of educational organization: peculiarities, problems and objectives]. International Research Journal, 2019, no. 3 (81), pp. 114-116. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.81.3.021 (In Russian).

16. Ratner F. L, Tikhonova, N. V. Kachestvo obrazovaniya: pedagogicheskijaspekt [Quality of education: pedagogical aspect]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 12, pp. 87-96. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-87-96. (In Russian).

17. Robotova A. S. Pedagogicheskijoptimist ili pedagogicheskij pessimist: kto ya? [Pedagogical optimist or pedagogical pessimist: who am i?]. Higher Education in Russia, 2017, vol. 27, no. 10, pp. 39-46. (In Russian).

18. Sotnikova O. A, Volkova, O. A. Obrazovatel'naya sreda -fundamental'noe uslovie razvitiya metodicheskoj kompetentnosti prepodavatelya [Educational environment as a fundamental condition for the development of university teachers'' methodical competence]. Higher Education in Russia, 2015, vol. 25, no. 12, pp. 112-118. (In Russian).

19. Treteakov V. S, Larionova V.A. Onlajn-kursy kak instrument modernizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti v vuze [Open online courses as a tool for modernization of educational process in universities]. Higher Education in Russia, 2016, no. 7, pp. 55-66. (In Russian).

20. Cecere G. Ehe economics of innovation: a review article. Journal of Technology Transfer, 2015, vol. 40, pp. 185-197. (In English).

21. Thomas M. A. M., Mosselson J. Advancing the Teaching of Comparative and International Education: Annual Review of Comparative and International Education. International Perspectives on Education and Society, 2019, vol. 37, pp. 89-95. (In English).

22. Barna I., Mircia D. Psycho-pedagogical Counselling. An Important Stage in Students' Teaching Career Orientation. Procedia -Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 180, pp. 1044-1049. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.