Научная статья на тему 'Условия совершенствования практической подготовки инженеров дорожно-строительной отрасли'

Условия совершенствования практической подготовки инженеров дорожно-строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРЫ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна, Абдурашидов Искандарбек Журат Угли

В статье раскрывается актуальность реализации практико-ориентированного подхода в подготовке инженеров дорожно-строительной отрасли. Как примеры реализации данного подхода предлагаются: создание учебной бизнес-среды и формирование комплексных проектно-ориентированных команд для обеспечения инновационной деятельности предприятий-партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна, Абдурашидов Искандарбек Журат Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия совершенствования практической подготовки инженеров дорожно-строительной отрасли»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Шарифбаева Х.Я.1, Абдурашидов И.Ж.2

1Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальных дисциплин; 2Абдурашидов Искандарбек Журат угли - магистрант, направление: сфера услуг (автомобильный транспорт), Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается актуальность реализации практико-ориентированного подхода в подготовке инженеров дорожно-строительной отрасли. Как примеры реализации данного подхода предлагаются: создание учебной бизнес-среды и формирование комплексных проектно-ориентированных команд для обеспечения инновационной деятельности предприятий-партнеров.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, высшее образование, инженеры дорожно-строительной отрасли.

Отличительной чертой Высшей школы Республики Узбекистан является требование подготовки специалистов в строгом соответствии образовательному стандарту. В то же время в западной образовательной системе студенту предоставляется свобода выбора учебных дисциплин. Учебные планы отечественных вузов не предусматривают широкого перечня факультативных курсов, что заметно ограничивает возможности для развития творческой инициативы студентов и точной подстройки образовательного процесса под современные рыночные требования.

В этой связи сложно переоценить важность такой учебной формы, как внеурочная учебная деятельность студентов. Она имеет высокое значение как для общенаучной подготовки, так и для формирования специальных практических умений и навыков [1]. Эффективная организация внеурочной деятельности студента, позволяющая формировать актуальные для рынка труда профессиональные навыки, сегодня невозможна без внедрения новых подходов. Данная проблематика рассматривается многими исследователями, работающими в сфере высшего технического образования [2]. Из них можно выделить два направления, которые могут использоваться совместно, при этом не отменяют, а органично встраиваются в существующую систему образования. Это: формирование учебной бизнес-среды для студентов и формирование комплексных проектно-ориентированных команд из специалистов различного уровня и студентов.

Формирование учебной бизнес-среды способствует реализации теоретических занятий на практике, актуализации приемов практико-ориентированного обучения. В такой среде студентам дорожно-строительной отрасли необходимо будет действовать в условиях, которые максимально приближены к реальным, что помогает формировать предпринимательские качества, способность мыслить креативно, оценивать ситуацию и ресурсы критически, стимулирует профессиональную мобильность и готовность принимать ответственные решения [3]. Наличие в вузах учебных мастерских, студенческих бизнес-предприятий и практико-ориентированных площадок, а также рассмотрение с преподавателями в ходе аудиторной работы актуальных проблемных ситуаций, позволяют сформировать необходимые профессиональные компетенции. Такой подход поможет студенту дорожно-строительной отрасли в постановке собственных образовательных целей, активизации познавательной деятельности, оценке приобретенных знаний и умений и понимании того, что требуется на современном рынке труда. Подготовленный таким

образом специалист способен легче включиться в производственный процесс, успешно применяя компетенции, приобретенные в ходе обучения.

Формирование в учебном заведении комплексных проектно-ориентированных команд, ориентированных на сотрудничество с предприятиями-партнерами дорожно-строительной отрасли, также позволит реализовать принципы практико-ориентированного подхода в приобретении студентами профессиональных навыков. Комплексная проектно-ориентированная команда представляет собой объединение разнопрофильных специалистов, обладающих необходимыми практическим опытом и степенью научной подготовки, а также студентов. Работа такой команды направлена на повышение инновационного потенциала производственных процессов на партнерских предприятиях. Результатом эффективного взаимодействия участников такого смешанного научно-исследовательского коллектива и производства должно стать решение комплекса задач, связанных с проектированием, изготовлением и продвижением на рынок новой продукции.

От специалистов, входящих в состав комплексных проектно-ориентированных команд, требуется соответствие требованиям:

• высокий уровень квалификации по своей специальности;

• опыт участия в проектных группах и направленность на достижение целей инновационных научно-производственных проектов;

• компетентность в смежных научных и производственных сферах, которая дополняет и расширяет квалификацию в основной профессиональной деятельности;

• адаптированность к организационно-производственному процессу предприятия и к его социально-культурной среде.

Студенты, закономерно не имеющие требуемых опыта, квалификации и компетенций, проходят предварительный отбор. Отсюда возникает необходимость в разработке действенной системы конкурентного отбора претендентов на подготовку в составе полипрофессиональных групп. В дальнейшем именно окружение и постепенное усложнение ставящихся перед студентом практических задач, актуальных для производства в данный период, позволяют формировать необходимые профессиональные качества. Специалист, обладающий перечисленными качествами, будет иметь явные преимущества по сравнению с выпускниками, обучавшимися по традиционной технологии. Конкурентоспособность на рынке труда дорожно-строительной сферы проявляется в таких показателях, как креативность, производительность труда, компетентностные характеристики, адаптивность, способность наладить сотрудничество с представителями смежных специальностей. Такой специалист, благодаря креативному потенциалу, легко найдет место в составе любой проектной или производственной команды.

Список литературы

1. Шарифбаева Х.Я., Тогаев Г.Ш., Шамсиддинова Э.М. Внутренние факторы самоорганизации студентом учебной деятельности // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 53-54.

2. Хисамутдинова Н.В. Роль практического обучения в подготовке инженеров на Дальнем Востоке // Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2014. № 3 (30).

3. Масюк Н.Н., Межонова Л.В., Шиловская Л.Л. Учебная бизнес-среда ВГУЭС-СИТИ как инновационная площадка для развития предпринимательских компетенций // Территория новых возможностей: Вестник ВГУЭС, 2013. № 5. С. 88-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.