Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В СИСТЕМЕ СУЗОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ'

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В СИСТЕМЕ СУЗОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тронова Лилия Сергеевна, Харченко Галина Юрьевна

В статье рассмотрены особенности обучения химии студентов по программе среднего профессионального образования специальности «Сестринское дело» на примере ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» Строительно-политехнический колледж, поскольку эта дисциплина необходима для успешного освоения специальных дисциплин медицинского профиля. Авторы показали, что при обучении химии нужно учитывать требования сразу двух стандартов: ФГОС СОО и ФГОС СПО, это позволит обеспечить качество результатов образования с учетом специфики профессии. В процессе обучения химии необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения занятий, новейшие педагогические технологии и дидактические приемы обучения. Обязательным также является применение заданий по химии, направленных не только на формирование предметных знаний и умений, но и на развитие профессиональных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тронова Лилия Сергеевна, Харченко Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SURGICAL ROOM IN TEACHING CHEMISTRY IN THE SYSTEM OF MEDICAL SPECIALIZATIONS

The article discusses the features of teaching chemistry to students in the secondary vocational education program of the specialty “Nursing” on the example of the Voronezh State Technical University Construction and Polytechnic College, since this discipline is necessary for the successful development of special medical disciplines. The authors showed that when teaching chemistry, it is necessary to take into account the requirements of two standards at once: FGOS SOO and FGOS SPO, this will ensure the quality of educational results taking into account the specifics of the profession. In the process of teaching chemistry, it is necessary to use active and interactive forms of classes, the latest pedagogical technologies and teaching methods. It is also mandatory to apply chemistry studies aimed not only at the formation of subject knowledge and skills, but also at the development of professional skills and abilities.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В СИСТЕМЕ СУЗОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ»

Условия реализации образовательных стандартов при обучении химии в системе сузов медицинского профиля

Тронова Лилия Сергеевна,

студент, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: tronovalilia@yandex.ru

Харченко Галина Юрьевна,

кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры химии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»

E-mail: harchenko.g.u@mail.ru

В статье рассмотрены особенности обучения химии студентов по программе среднего профессионального образования специальности «Сестринское дело» на примере ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» Строительно-политехнический колледж, поскольку эта дисциплина необходима для успешного освоения специальных дисциплин медицинского профиля. Авторы показали, что при обучении химии нужно учитывать требования сразу двух стандартов: ФГОС СОО и ФГОС СПО, это позволит обеспечить качество результатов образования с учетом специфики профессии. В процессе обучения химии необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения занятий, новейшие педагогические технологии и дидактические приемы обучения. Обязательным также является применение заданий по химии, направленных не только на формирование предметных знаний и умений, но и на развитие профессиональных умений и навыков.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, сестринское дело, обучение химии.

В процессе получения образования происходит становление обучающегося как социально зрелой личности, имеющей устойчивые социально-нравственные ориентации, гражданскую позицию, высокий духовно-нравственный потенциал развития личности, обладающей системой знаний о мире, целостным мировоззрением, высокой мотивацией достижения жизненного успеха, способной к саморегуляции поведения, к адаптации в социуме, к сохранению своего здоровья. Школа должна дать выпускнику не только хорошее образование, но также помочь правильно применить его в жизни, сделать осознанный профессиональный выбор, достичь при этом максимального успеха. Согласно проведенному опросу среди выпускников 9 класса общеобразовательных школ города Воронеж, медицинские специальности среднего звена являются одними из наиболее востребованных профессий среди девушек, что составляет 47% от общего числа опрошенных [1 ].

Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют одновременно обучение согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования на первом курсе обучения и стандарту среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности в пределах программы подготовки специалистов среднего звена.

Процесс изучения общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования должен отличаться от «школьной» модели обучения. При подготовке к занятиям нужно учитывать требования сразу двух стандартов, при этом обеспечивать качество результатов образования с учетом специфики профессии, для этого нужно правильно подобрать и использовать активные и интерактивные формы проведения занятий, новейшие педагогические технологии и дидактические приемы обучения.

Специфическими особенностями изучения химических дисциплин в медицинских ссузах являются: взаимозависимость между целями химического и медицинского образования; универсальность и фундаментальность данных курсов; особенность построения их содержания в зависимости от характера и общих целей подготовки медицинского персонала; зависимость от связи химических знаний и умений с реальной действительностью и практикой, в том числе медицинской [3].

Проанализировав статьи и дополнительную литературу по теме исследования установили, что

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

среди студентов медицинских ссузов существует недостаточное количество информации и методических пособий,связанных с адаптацией школьного курса химии за 10-11 классы для преподавания профилей. Содержание рабочих программ основано только на обучении по программе среднего общего образования без учета будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время возникло противоречие между необходимостью усиления профессиональной направленности обучения и отсутствием целостной системы обучения химии при подготовке студентов медицинского профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает организация процесса обучения химии таким образом, чтобы у студентов был сформирован комплекс химических знаний, связанный с практическим использованием в будущей профессиональной деятельности.

Спецификой профессионального образования является то, что важным результатом обучения является развитие у студентов общих и профессиональных компетенций, определяющих успешную адаптацию в обществе и готовность к осуществлению профессиональной деятельности на основе полученных знаний в изменяющихся условиях.

Сравнивая ФГОС СОО и ФГОС СПО по специальности «34.02.01 Сестринское дело» было установлено, что в требованиях к результатам освоения программы для специалистов подготовки среднего звена вместо личностных и метапред-метных результатов появляются общие компетенции, а предметные результаты обучения сменяются профессиональными компетенциями. Компе-тентностный подход в системе профессионального образования заключается в развитии универсальных и общепрофессиональных компетенций, формирование которых способствуют успешной профессиональной деятельности [5,6].

Так, например, личностные и метапредметные результаты, формируемые в школе: «умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, используя всевозможные ресурсы в различных ситуациях», - формируют при дальнейшем обучении общую компетенцию профессионального образования «выбор способов решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам» [5,6].

Готовность и способность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; осознание границ своего знания новых познавательных задач, - сменяются такой общей компетенцией как «осуществление поиска, анализа 5 и интерпретации информации, необходимой для § выполнения задач профессиональной деятельному сти».

° Вместе с вышеперечисленным в образователь-ав ных организациях формируют навыки сотрудниче-

ства со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной и других видах деятельности, что позволяет впоследствии успешно работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста студент может осуществлять благодаря овладению в школе языковыми средствами (умению ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства) [6].

К общим компетенциям также относятся «проявление гражданско-патриотической позиции, демонстрирование осознанного поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей и содействие сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективное действие в чрезвычайных ситуациях», которые тоже прописаны во ФГОС СОО [5,6].

Выпускник средней образовательной школы должен достичь следующих результатов: «осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности». При получении профессионального образования все эти результаты будут способствовать достижению такой общей компетенции, как «осознанное планирование и реализация собственного профессионального и личностного развития, повышения квалификации, самообразования».

Профессиональные компетенции описывают специальные знания и навыки, необходимые для выполнения функциональных задач работниками конкретной профессии. Так, например, профессиональные компетенции направления «Сестринское дело» включают: готовность к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских центрах, учреждениях социальной защиты населения [5].

Таким образом, сравнивания требования к результатам освоения двух образовательных программ было установлено, что выпускник среднего профессионального учреждения в результате обучения должен овладеть основами профессии, т.е. совокупностью умений, необходимых для выполнения профессиональных функций. Общие компетенции направлены на то, чтобы студент успешно действовал на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [5].

Исходя из требуемых результатов обучения специальности «Сестринское дело», стоит выделить важность изучения такого предмета, как химия, являющаяся базовой для освоения специальных медицинских дисциплин. В учебном плане

ППССЗ учебная дисциплина «Химия» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин естественнонаучного цикла, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования на профильном уровне. Программа учебной дисциплины «Химия» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС по специальности СПО «34.02.01. Сестринское дело».

Изучение дисциплины «Химия» студентами специальности «Сестринское дело» должно быть ориентировано на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Курс химии включает изучение общей и неорганической химии (1 семестр), органической химии (2 семестр). Изучив требования к предметным результатам освоения углубленного курса «Химия», прописанные во в ФГОС СОО и проанализировав профессиональные и общие компетенции СПО направления «Сестринское дело», был разработан комплекс практических занятий по неорганической и органической химии. Методическая разработка практических занятий направлена на формирование знаний теоретических основ химии необходимых для осуществления всех видов профессиональной деятельности выпускника по специальности «34.02.01. Сестринское дело».

Контроль и учет знаний и умений - это важные составные части образовательного процесса. Контроль был проведен за 2 учебных года: 2020-2021 учебный год (обучение производилось по действующим контрольно-измерительным материалам), 2021-2022 учебный год, в течение которого обучающиеся работали по разработанному методическому материалу. При этом были использованы следующие виды контроля знаний и умений: входной контроль; текущий контроль (практические занятия; защита практических работ; самостоятельная работа); периодический контроль (коллоквиумы, защита рефератов и презентаций, индивидуальный проект); промежуточный контроль (дифференцированный зачет в 1 семестре, экзамен во 2 семестре).

В начале изучения курса химии во всех группах специальности «Сестринское дело» был проведен предварительный контроль в форме входной письменной контрольной работы, с целью установления уровня химических знаний и предметных умений, связанных с профессиональной деятельностью. В контрольную работу были включены примерные задания на повторение: знаний о классификации неорганических веществ, окислительно-восстановительных реакций, умений составлять уравнения химических реакций и осуществлять превращения по цепочке, уравнивать химические уравнения методом электронного баланса, решать задачи на приготовление растворов. А также

работа содержит задания на применение химических знаний в медицинской деятельности: «укажите известные Вам вещества, используемые в медицине»; «какое значение имеют химические знания для практической деятельности»; «приведите не менее 4-х примеров применения химических знаний в вашей будущей профессии».

Проанализировав ответы первокурсников, было установлено, что задания, связанные с усвоением знаний и умений, формируемых согласно ФГОС СОО, выполнили 56% (в 2020-2021 учебном году) и 67% участников (в 2021-2022 учебном году). Задания, связанные с применением полученных знаний в будущей профессии выполнены только 24% студентов.

В течение 2020-2021 учебного года текущий контроль осуществлялся в виде проверки выполненных письменных домашних заданий; проведения лабораторных работ и контрольных работ, содержащих задания только на развитие предметных знаний и умений без учета специфики будущей профессиональной деятельности.

В 2021-2022 учебном году в целях осуществления мониторинга за качеством усвоения учащимися химических знаний, практических и профессиональных умений одной из основных форм текущего контроля является практическое занятие. Темы практических работ были определены, согласно рабочей программе специальности «34.02.01. Сестринское дело». Цель проведения практического занятия заключается в выработке у студента практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией научных материалов и навыков применения в будущей профессиональной деятельности. Практические работы по важным темам для будущей профессиональной деятельности студенты не только выполняют, но и защищают преподавателю.

Так, например, знание основных законов и положений неорганической химии необходимо для изучения специальных фармацевтических дисциплин: технологии лекарственных форм, фар-макокинезии и особенно фармацевтической химии. Характер и сила действия лекарственных средств зависят не только от их состава и строения, но и от их физикохимических свойств, что тоже является предметом изучения неорганической химии. Различия в этих свойствах, в свою очередь, позволяют разрабатывать соответствующие методы анализа, судить о подлинности, доброкачественности, совместимости неорганических веществ в рецептурных прописях, порядке хранения лекарственных препаратов.

На практическом занятии «Периодическая таблица и периодическая система Д.И. Менделеева» включены задания, содержащие названия химических элементов на латыни, что способствует в дальнейшем лучшему усвоению основ этого языка для будущей профессии.

Практическое занятие по теме «Электролиз» включает в себя задания, которые способствуют формированию такой профессиональной компе-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

тенции как соблюдение правил использования аппаратуры, оборудования в ходе проведения процесса электролиза.

Некоторые практические занятия содержат лабораторные опыты, которые способствуют формированию умения владения навыками безопасной работы в химической лаборатории и умением обращаться с химической посудой, реактивами и оборудованием.

Будущий медицинский персонал среднего звена должен уметь готовить растворы заданной концентрации, для этого студентам предложены задачи различного уровня по теме «Растворы».

Также изучение темы «Металлы», «Неметаллы» было направлено на использование и применение металлов и неметаллов и их соединений в медицинской сфере. Все занятия, отведенные на изучение этих тем, были проведены в виде конференции, на которой студенты рассказывали доклады о свойствах соединений биогенных элементов, элементов-токсикантов, их воздействии на живой организм и активно обсуждали интересные факты, задавали и отвечали на вопросы.

Умения характеризовать лекарственные средства, показания и противопоказания к их применению, основываясь на структурной формуле органического вещества и на химических знаниях, формируется на практическом занятии: «Номенклатура органических веществ», в ходе занятия студенты учатся называть лекарственные вещества по структурной формуле, задания содержат информацию об истории их создания, применения и действия на организм человека.

Целесообразно включение дифференцированных заданий, например, в практическое занятие «Сложные эфиры. Жиры» входят задания интеллектуального и творческого характера, где в первой части проверяются знания о химических свойствах и умения составления соответствующих уравнений реакций, а во второй части нужно написать монолог от лица молекулы жира «Я попала в организм человека...», в котором студенты, основываясь на химических и биологических знаниях, описывают процесс расщепления молекул жира, с точки зрения химии, и указывают их биологическую роль для организма человека. В творческую часть также входят ситуационные задачи: «объясните с точки зрения химии, что происходит, когда врач перед осуществлением клинических процедур моет руки с мылом?»; «грецкие орехи содержат 50% жира, 20% углеводов и 5% белка, какова масса этих компонентов в 100 г продукта? Сколько можно съесть грецких орехов человеку массой 60 кг, чтобы потребить суточную норму жира и получить 2500 ккал»; «как оценить качество, покупаемых вами жиров и масел, предложите критерии оценки, проведите экспертизу жиров и ма-5 сел, купленных вами в магазине». § Для приобретения обучающимися опыта органу низации мероприятий по укреплению и поддержа-° нию здоровья населения различных возрастных ав групп с точки зрения химических реакций и про-

цессов, студенты должны были организовать открытое мероприятие по теме «Спирты» со следующими экспериментами: разрушение кровяных телец под влиянием алкоголя, влияние спирта на белки, влияние спирта на переваривание пищи. По итогам проведенного мероприятия, с целью рефлексии было предложено нарисовать плакаты и информационные бюллетени по данной теме.

Рабочей программой, на основе требований ФГОС СОО, предусмотрено выполнение индивидуального проекта, в рамках самостоятельной работы студентов. Индивидуальные проекты выполняют все студенты по предложенной теме, связанной с применением в медицине или биологической роли в организме человека. Так выполненный индивидуальный проект по теме «Синтез ализаринового жёлтого и флуоресцеина, изучение их свойств и применения в медицине и фармации» был представлен на 3 различных студенческой конференции, по итогам выступлений были получены дипломы победителей в двух номинациях.

Периодический контроль, осуществляемый после изучения определенных блоков курса химии, включает в себя проведение коллоквиумов, с целью не только проверки и контроля полученных знаний по изучаемой теме, но расширения проблематики в рамках дополнительных вопросов по данной теме, углубления знаний при помощи использования дополнительных материалов при подготовке к занятию; формирования умений коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить компромиссное решение, аргументировать свою точку зрения, умение слушать оппонента, готовность принять позицию другого учащегося).

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы студентов. Она была проведена после изучения раздела «Общая и неорганическая химия» (дифференцированный зачет). По окончанию изучения всего курса химии проводится экзамен. Сравнивая результаты проведения дифференцированного зачета в 2 экспериментальных годах, можно сделать вывод, что уровень знаний студентов увеличился с 64% до 73%, что связано с введением разработанных практических занятий. Умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности увеличились в 1,5 раза. Об итоговых результатах апробирования разработанного учебно-методического комплекса и изменении уровня качества знаний можно судить после проведения экзамена.

Разработанный учебно-методический комплекс направлен на решение следующих задач:

1. ориентация на развитие личности, ее творческой активности;

2. повышение уровня профессиональной и интеллектуальной образованности;

3. отказ от стереотипов, развитие творческой деятельности студентов по использованию приобретенных знаний в нестандартных ситуациях;

4. формирование культурно развитой, духовно творческой личности, готовности к жизнедея-

тельности в постоянно изменяющихся условиях, к дальнейшему самообразованию. Таким образом, подготовка медицинского профессионала должна опираться не только на прочную мотивационную установку, но и на развитие интеллектуальных, личностных качеств студентов, а также на профессиональные компетенции. И при изучении химии в условиях СПО медицинского профиля необходимо придерживаться профессиональной направленности в обучении.

Литература

1. Ахмедова М.Х. Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного образования [Текст]: непосредственный / М.Х. Ахмедова // Молодой ученый. - 2016. - № 3 (107). - С. 784786.

2. Лисовенко Н.Ю. Медицинская химия: учебное пособие / Н.Ю. Лисовенко. - Пермь: «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2022. - 369 с.

3. Литвинова Т.Н. Химическое образование в системе медицинского: проблемы, перспективы / Т.Н. Литвинова, И.М. Быков // Международный журнал экспериментального образования. -2013. - № 4. - С. 168-173.

4. Об образовании в Российской Федерации: Фе-дер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Гарант: офиц. сайт. - URL: http://ivo.garant.rU/#/ document/70291362/paragraph/1:2 (дата обращения: 26.02.2022). - Текст: электронный.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 09.04.2015 № 391, от 24.07.2015 № 754, Минпросвещения РФ от 13.07.2021 № 450) // Гарант: офиц. сайт. - URL: https://base.garant.ru/70683786/53f89421bb-daf741eb2d1ecc4ddb4c33/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) // // Гарант: офиц. сайт. - URL: https://base.ga-rant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce-9bafc6e0/

7. Химия: учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Никитина, Е.А. Никоненко, Д.А. Медведев,

C.А. Евтюхов. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. -220 с.

CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SURGICAL ROOM IN TEACHING CHEMISTRY IN THE SYSTEM OF MEDICAL SPECIALIZATIONS

Tronova L.S., Kharchenko G. Yu.

Voronezh State Pedagogical University

The article discusses the features of teaching chemistry to students in the secondary vocational education program of the specialty "Nursing" on the example of the Voronezh State Technical University Construction and Polytechnic College, since this discipline is necessary for the successful development of special medical disciplines. The authors showed that when teaching chemistry, it is necessary to take into account the requirements of two standards at once: FGOS SOO and FGOS SPO, this will ensure the quality of educational results taking into account the specifics of the profession. In the process of teaching chemistry, it is necessary to use active and interactive forms of classes, the latest pedagogical technologies and teaching methods. It is also mandatory to apply chemistry studies aimed not only at the formation of subject knowledge and skills, but also at the development of professional skills and abilities.

Keywords: secondary vocational education, nursing, chemistry education.

References

1. Akhmedova M. Kh. Spiritual and moral education in the process of continuous education [Text]: direct / M. Kh. Akhmedova // Young scientist. - 2016. - No. 3 (107). - S. 784-786.

2. Lisovenko N. Yu. Medical chemistry: textbook / N. Yu. Lisoven-ko. - Perm: "Perm State National Research University", 2022. -369 p.

3. Litvinova T.N. Chemical education in the medical system: problems, prospects / T.N. Litvinova, I.M. Bykov // International Journal of Experimental Education. - 2013. - No. 4. - P. 168-173.

4. On education in the Russian Federation: Feder. law of 29 Dec. 2012 No. 273-FZ: [adopted by the State Duma on 21 Dec. 2012: approved by the Federation Council on 26 Dec. 2012] // Guarantor: official. website. - URL: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/70291362/paragraph/1:2 (date of access: 02/26/2022). -Text: electronic.

5. On approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 34.02.01 Nursing" (as amended by the Orders of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 04/09/2015 No. 391, of 07/24/2015 No. 754, of the Ministry of Education of the Russian Federation of 07/13/2021 No. 450) / / Garant: official website -URL: https://base.garant.ru/70683786/53f89421bbdaf741eb-2d1ecc4ddb4c33/

6. Federal state educational standard of secondary general education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012 No. 413) // // Garant: official. website. - URL: https://base.garant. ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

7. Chemistry: teaching aid / comp. E.V. Nikitina, E.A. Nikonenko,

D.A. Medvedev, S.A. Evtyukhov. - Ekaterinburg: UrFU, 2015. -220 p.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.