Научная статья на тему 'Условия реализации метода противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов'

Условия реализации метода противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / УДАР ПО ВОРОТАМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ / METHOD OF COUNTERACTION / TRAINING PROCESS / A SHOT ON GOAL / TRAINING CONDITIONS / RESISTANCE TO TRAINING / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслов Сергей Игоревич

Рассмотрена совокупность условий применения метода противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов. Определена методическая последовательность разучивания каждого способа удара по воротам. Предложены методические рекомендации исходя из определённых условий реализации метода противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суслов Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF COUNTERACTION IN TEACHING SHOT ON GOAL OF STUDENTS-FOOTBALLERS

We consider the totality of the conditions of application of the method of counteraction in teaching shot on goal of student players. We analyze the opposition in the process of learning the beat on goal with the help of categories of dialectical logic. The methodical sequence of learning the ways of each shots on goal. The basic error in stroke and how to resolve them. Proposed guidelines based on the specific conditions for implementing of method of counteraction.

Текст научной работы на тему «Условия реализации метода противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов»

2. Котова Т.Г. Дифференциация обучения студентов в рамках дисциплины «Единоборства» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 7 (113). С. 100-104.

3. Котова Т.Г. Дифференциация обучения студентов технике единоборств // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12. С. 12-14.

Симонова Екатерина Александровна, доц., e_simonova@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет

IMPROVEMENT TECHNOLOGY THROWS IN A RACK IN THE LEFT SIDE HAVE

SAMBISTOV12-14 YEARS

E.A. Simonova

The article addresses the problem of improving the throwing techniques in the rack to the left side from 12-14 years samba sportsmen. The paper presents a program of improving the throwing techniques in the rack to the left side for 12-14 years samba sportsmen. Application of the proposed sets of exercises in the training process significantly improves the quality of the art implementation techniques in the rack to the left side, which can be used by specialists in the sphere of additional education of children.

Key words: martial arts, improvement of equipment, technology improvement program in Samba.

Simonova Ekaterina Alexandrovna, assistant professor, e simonova@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University

УДК 796.332

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ УДАРУ ПО ВОРОТАМ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ

С.И. Суслов

Рассмотрена совокупность условий применения метода противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов. Определена методическая последовательность разучивания каждого способа удара по воротам. Предложены методические рекомендации исходя из определённых условий реализации метода противодействия.

Ключевые слова: метод противодействия, учебно-тренировочный процесс, удар по воротам, противодействие в обучении,

Развитие современного студенческого футбола во многом определяется динамичным процессом научной разработки эффективных методов обучения технико-тактическому мастерству и условий их реализации в тренировочной деятельности.

В настоящее время значительное место в учебно-тренировочном процессе отводится методам строго регламентированного упражнения, что связано с обеспечением оптимальных условий для освоения новых двигательных умений, навыков и гарантированным точно направленным воздействием на развитие двигательных способностей. Но, как показывает практика, данные методы не всегда приводят к желаемому результату, поэтому в нашей работе мы обратились к методу противодействия, научную разработку которого в педагогической психологии осуществил А.Н. Поддьяков.

Результаты анализа научных источников свидетельствуют о том, что в методике обучения удару по мячу остается открытым ряд вопросов, в частности - это разработка условий реализации метода противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов.

В этой связи актуальность нашего исследования заключается в разрешении ряда противоречий:

- между необходимостью эффективного обучения студента удару по воротам для применения этого навыка в соревновательной деятельности и недостаточной эффективностью существующей педагогической практики;

- между возможностью обучения студента-футболиста удару по воротам на основе метода противодействия и не полной разработки адекватной методики.

Наличие сложившихся противоречий дало возможность сформулировать проблему исследования, которая позволяет дать ответ на вопрос: каковы условия реализации обучения удару по воротам студентов-футболистов с учетом метода противодействия как фактора эффективности.

Цель работы заключается в определении совокупности условий реализации метода противодействия в процессе обучения студентов-футболистов удару по воротам.

Достижение цели строилось на использовании логики «всеобщего», «особенного» и «единичного». В качестве исходного «единичного» были приняты студенты первого курса, не умеющие играть в мини-футбол. В качестве «особенного» применение метода противодействия в обучении этих студентов технике удара по воротам; в качестве «всеобщего» организация учебно-тренировочного процесса с приоритетным применением метода противодействия в различных видах подготовки. Поскольку логика осуществления единичного как такового (закон его возникновения, зарождения и развития) обусловлена не им самим, а всеобщим, то в результате правильно подобранных условий реализации метода противодействия мы планировали получить новое единичное -игрока, умеющего эффективно осуществлять технико-тактическое действие (удар по воротам) в соревновательной деятельности.

Феномен противодействия рассматривается А.Н. Поддьяковым во многих его работах не только как цель обучения, но и как парадоксальное средство помощи, повышения эффективности обучения, которое может приводить к высоким результатам. Важным моментом, по его мнению, является то, что «при создании конструктивных трудностей помогающий субъект, стремится к тому, чтобы опекаемые, в конечном счете, успешно преодолели создаваемое им противодействие и трудности, и он должен соответствующим образом их спланировать». В условиях противодействия, обучение происходит на высоком уровне трудности [3]. Использование данной идеи, может позволить повысить эффективность обучения удару по воротам студентов-футболистов.

Можно выделить два варианта противодействия субъекту (по Поддьякову А.Н.), как средства повышения эффективности технико-тактической подготовки:

а) противодействие той деятельности студента-футболиста, которая может нанести ему ущерб: например, ограничения и запреты на такие виды технических действий, которые в современном футболе считаются устаревшими или могут сформировать заранее не правильный двигательный стереотип, что впоследствии может стать фактором, лимитирующим мастерство футболиста.

б) регулируемое противодействие, выступающее средством тренировки и обучения, развития технико-тактических навыков и т. д. В отличие от ситуаций первого типа, здесь помогающий субъект стремится к тому, чтобы опекаемые в конечном счете успешно преодолели создаваемое им противодействие и трудности.

Фундаментальным вопросом является соотношение между стимуляцией и подавлением способностей человека в процессе обучения и развития. Основным требованием к любому методу в любой области является его способность актуализировать, сделать явным, «выпятить» и «окрасить» именно изучаемое свойство, способность, технический приём и одновременно проигнорировать, нейтрализовать, «погасить» эффект всех остальных свойств, не являющихся предметом изучения. Поэтому необходимым средством достижения цели любого конкретного исследования является такой метод, который, с одной стороны, «выпячивает» изучаемое свойство, а с другой игнорирует все остальные свойства, оставляет их «в режиме спячки» или даже активно подавляет. Обучение же обычно строится так, чтобы быть (или выглядеть) успешным с точки зрения выбранных критериев уровня выполнения тестов, контрольных заданий и т. д. Поэтому в обучающие программы закладываются такие содержание, методы, организационные формы, которые способствуют достижению именно данной цели. При этом отсекается все остальное содержание, и ограничиваются (или даже активно подавляются) все остальные возможности развития [4].

Исходя из всего вышесказанного:

- первым условием применения противодействия в процессе обучения любому техническому приёму является развитие именно изучаемого действия;

- вторым условием является подавление и игнорирование всех остальных свойств и навыков, не связанных с изучаемым;

- третьим условием является применение регулируемого противодействия, выступающее как средство тренировки и обучения.

Рассмотрим первое условие применительно к процессу обучению удару по воротам.

Как известно овладение действиями с мячом начинается с ударов. В различных научно-методических источниках понятие «удары» включает в себя: передачи партнёру (короткие, средние, длинные), удары по воротам, удар по мячу головой [5-7]. В контексте данного исследования мы рассматриваем удары по воротам.

Большинство специалистов рекомендуют следующую методическую последовательность при разучивании каждого способа ударов по мячу ногами [5-9]:

1. Удары по статичному мячу с места;

2. Удары по статичному мячу с шага (при этом в первую очередь обращается внимание на правильный подход к мячу, правильную постановку опорной и бьющей ноги в момент удара);

3. Удары по статичному мячу с разбега;

4. Удары по движущемуся мячу.

На начальных этапах обучения удары производятся преимущественно ведущей ногой, но по мере освоения основных способов ударов, время, уделяемое на их совершенствование, выравнивается.

В соответствии с данным условием, обучение должно происходить в строгом соответствии с методической последовательностью, без отступлений на обучение другим техническим действиям.

Согласно исследованиям ряда специалистов (Выжгин В. А., Полишкис М.С., Лексаков А.В., Цубан Ю.В., Губа В.П.) удар по мячу ногой можно разделить на отдельные фазы: предварительная, подготовительная, рабочая, завершающая. Авторы указывают на то, что наиболее распространёнными ошибками, лимитирующими эффективность удара по воротам, являются неправильная постановка опорной ноги и последний шаг при разбеге, которые допускаются в предварительной и подготовительной фазе удара. В соответствии со вторым условием, формированию правильного выполнения двигательного движения может способствовать противодействие, выражаемое в подавлении ошибок на начальных этапах обучения. Для разработки конкретных методических рекомендаций нами были подробно рассмотрены основные опорные точки в ударе по мячу ногой, представленные в таблице.

Основные опорные точки в ударе по мячу ногой

№ Фаза удара Движения Пояснение

1 Предварительная Разбег Разбег способствует предварительному наращиванию скорости ударных звеньев.

2 Подготовительная Замах ударной ногой Значительное, часто близкое к максимальному разгибание бедра и сгибание голени позволяют выполнить удар требуемой силы, так как увеличивается путь стопы и предварительно растягиваются мышцы передней поверхности бедра. Кроме того, при значительном разгибании бедра все приводящие мышцы также растягиваются и участвуют в последующем сгибании. Все это позволяет развить к концу движения большую скорость.

Постановка опорной ноги Опорная нога ставится в зависимости от типа предполагаемого удара, но в основном располагается на линии мяча в 10-15 см от него.

3 Рабочая Ударное движение Ударное движение начинается в момент постановки опорной ноги с активного сгибания бедра. Угол, образованный бедром и согнутой голенью, сохраняется. Отставание голени и стопы от движения бедра приближает центр тяжести всей ноги к тазобедренному суставу, что приводит к увеличению ее угловой скорости. Перед ударом отмечается торможение бедра. Резким захлестывающим движением голени и стопы выполняется удар по мячу. В момент удара нога закреплена в голеностопном и коленном суставах. Превращение ноги в «жесткий рычаг» позволяет увеличить массу ударяющего звена.

Проводка Таким образом, рабочая фаза заканчивается выполнением, так называемой проводки. Ударная нога движется вместе с мячом. Проводка позволяет создать большой импульс силы и тем самым увеличить скорость мяча. Кроме того, проводкой во многом определяется направление движения мяча.

4 Завершающая Принятие исходного положения для следующего движения После удара нога продолжает движение вперед-вверх. ОЦТ, находящийся в момент удара над площадью опоры, перемещается в сторону движения ноги. Тем самым создаются наилучшие условия для дальнейших действий.

Исходя из вышеизложенного, для предупреждения ошибок целесообразным будет применение противодействия в следующем виде:

при ударах по неподвижному мячу с разбега следует нанести линию на расстоянии в 2 м от мяча, от которой необходимо делать последний шаг перед ударом, что позволить сформировать двигательный стереотип правильного разбега, а место правильной постановки ноги при ударе по мячу обозначать фишкой на линии мяча в 10-15 см от него.

Важным фактором в эффективности обучения удару по мячу является противоречие между силой и точностью удара. В методе баланса силы и точности, разработанном и запатентованном С.Н. Сурниным, рассматривается особенность, присущая любому произвольному мышечному движению. Автор считает, что движение происходит в два этапа. Первый этап он называет силовым потому что, во-первых, необходимо преодолеть инертность мышечной системы, «разогнать» ее, а во-вторых, начальный этап движения в большой степени автоматизирован, четко запланирован программой движения и выполняется более быстро и решительно. Второй этап - точным (после начального силового рывка следует его уточняющая доводка), так как при окончании двигательного действия нужно и аккуратно тормозить мышечную систему, и совершать массу мелких двигательных корректировок, которые в начале движения планировались лишь приблизительно или вообще не планировались. В зависимости от поставленной задачи, человек порой делает акцент на одном из этапов произвольного движения, изменяет их соотношение, но не последовательность. По его мнению, движение происходит эффективно, если два этапа движения находятся в надлежащей пропорции. Футболист часто совершает удар или «на силу» (жертвуя точностью) или «на точность» (но слабо). Только большое мастерство позволяет рационально сочетать в одном ударе оба компонента в строгой последовательности: сначала сила, затем точность. Противодействие в данном случае может позволить начинающему футболисту ускорить нахождение необходимой для себя пропорции в ударе по воротам. Оно будет выражаться в заданиях, при выполнении упражнений, попасть не только в сами ворота, но и в заранее заданный угол или их часть.

Согласно третьему условию реализации противодействия, в обучении удару по воротам на более поздних этапах необходимо моделировать регулируемое противодействие. По мере освоения технического освоения приёма, согласно требованиям к построению упражнений (Чирва Б.Г.) действия с мячом в учебно-тренировочном процессе должны выполняться точно так, как и в конкретных соревновательных эпизодах (по быстроте исполнения приемов; усилиям, прилагаемым игроками для их выполнения; внешней форме движений футболистов) [11]. В условиях игры, время, отведённое на удар по воротам, ограничено, необходимо забить гол пока соперник не отобрал мяч (исключение - стандартные положения) или не помешал выполнить эффективное действие. Регулируемое противодействие, которое может выглядеть, как наличие игрока обороны оказывающего умеренное

сопротивление в упражнениях, так и ограничение времени на удар по воротам, приблизит упражнения к соревновательным условиям и позволит осуществить перенос тренированности.

Таким образом, можно сделать вывод, что условиями реализации противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов являются:

1. Обучение должно происходить в строгом соответствии с методической последовательностью, без отступлений на обучение другим техническим действиям и приёмам;

2. Устранение ошибок в исполнении ударов и поддержание в тренировочных упражнениях баланса между силой и точностью удара.

3. Использование регулируемого противодействия для приближения упражнений к условиям соревновательной деятельности.

Для доказательства условий применения метода противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов нами организован научный эксперимент. И мы надеемся, что полученные в конце исследования результаты и теоретические положения смогут найти своё применение в работе тренеров по футболу и преподавателей физической культуры в вузах, а также смогут повысить её эффективность.

Список литературы

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. 544 с.

2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

3. Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 278 с.

4. Поддьяков А.Н. Типы противодействия в помогающем поведении // Психология сегодня: теория, образование и практика / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, А.В. Карпова. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2009. С. 181-187.

5. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола. М.: Издательство «Советский спорт», 2013. 536 с.

6. Футбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. М.С. Полишкиса, В.А. Выжгин. М.: Физкультура, образование и наука, 1999. 254 с.

7. Лексаков А.В., Губа В.П. Организация учебно-тренировочного процесса футболистов различного возраста и подготовленности: учеб. пособие. М.: Издательство «Советский спорт», 2012. 176 с.

8. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом. М.: Дивизион, 2006. 112 с.

9. Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-

тактического мастерства юных футболистов. Волгоград: ВГАФК, 2002. 87 с.

10. Цубан Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: дис. ...канд. пед. наук. М., 2003. 134 с.

11. Чирва Б.Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов: дис. ...д-ра пед. наук. М., 2008. 350 с.

Суслов Сергей Игоревич, преподаватель, аспирант, 7lregionvipamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF COUNTERACTION IN TEACHING SHOT ON GOAL OF STUDENTS-FOOTBALLERS

S.I. Suslov

We consider the totality of the conditions of application of the method of counteraction in teaching shot on goal of student players. We analyze the opposition in the process of learning the beat on goal with the help of categories of dialectical logic. The methodical sequence of learning the ways of each shots on goal. The basic error in stroke and how to resolve them. Proposed guidelines based on the specific conditions for implementing of method of counteraction.

Key words: method of counteraction, the training process, a shot on goal, training conditions, resistance to training, technical and tactical training.

Suslov Sergey Igorevich, lecturer, post-graduate student, 71regionvip@mail. ru, Russia, Tula State University

УДК 796.412.2

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ (ПРЕДМЕТНОЙ) И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК-«ХУДОЖНИЦ»

А.В. Титова, В.В. Борисова

Рассмотрены особенности интеграции - совмещения двух видов подготовки технической (предметной) и физической у гимнасток-«художниц» 9-10 лет. Обоснована экспериментальная методика, которая предполагает разработку таких комплексов упражнений специальной физической подготовки, которые могли бы содержать в себе большинство упражнений сопряжённого характера и использовались бы в течение длительного времени.

Ключевые слова: художественная гимнастика, интеграционные процессы, предметная подготовка, физическая подготовка, экспериментальная методика, сопряжённое воздействие.

Из-за постоянно увеличивающегося количества соревнований в течение учебного года, в которых должны принимать участие гимнастки, увеличивается и продолжительность соревновательного периода в годовом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.