Научная статья на тему 'Условия развития сельскохозяйственной кооперации в регионах России'

Условия развития сельскохозяйственной кооперации в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ВИДЫ КООПЕРАЦИИ / AGRICULTURAL COOPERATIVES / STATE AND COOPERATIVE PARTNERSHIP / PRODUCTION AND MARKETING OF AGRICULTURAL PRODUCTS / THE TYPES OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетманчук Андрей Владимирович

Рассматриваются предпосылки и условия успешного развития сельскохозяйственной кооперации в России. Показано, что кооперативное движение в начале ХХ в. стало возможным благодаря наличию совместно действующих благоприятных экономических, социальных и политических факторов. В современных условиях можно ускорить процесс развития кооперации в регионах, используя механизмы государственно-кооперативного партнерства. В качестве примера рассмотрен успешный опыт Астраханской области в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS OF AGRICULTURAL COOPERATIVES IN THE REGIONS OF RUSSIA

The article discusses the prerequisites and conditions for the successful development of agricultural co-operatives in Russia. It is shown that the cooperative movement in the early twentieth century was made possible thanks to the combined effect of favorable economic, social and political factors. In modern conditions it is possible to accelerate the development of cooperation in the region, using the mechanisms of state and cooperative partnership. As an example, the successful experience of the Astrakhan region in the production and marketing of agricultural products.

Текст научной работы на тему «Условия развития сельскохозяйственной кооперации в регионах России»

УДК 334.732

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

А.В. Гетманчук

Рассматриваются предпосылки и условия успешного развития сельскохозяйственной кооперации в России. Показано, что кооперативное движение в начале ХХ в. стало возможным благодаря наличию совместно действующих благоприятных экономических, социальных и политических факторов. В современных условиях можно ускорить процесс развития кооперации в регионах, используя механизмы государственно-кооперативного партнерства. В качестве примера рассмотрен успешный опыт Астраханской области в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, государственно-кооперативное партнерство, производство и сбыт сельскохозяйственной продукции, виды кооперации.

Поиски альтернативного пути развития российской экономики и, как следствие, определенное внимание к развитию кооперативного движения в России вызывает интерес к кооперативным формам, действовавшим в начале ХХ в. Изучением теории и истории кооперативного движения в России занималось в то время большое количество исследователей, из которых можно выделить А.В. Меркулова, М.Л. Хейсина, В.Ф. Тотомианца, С. Л. Маслова, А.В. Чаянова [1 -3]. В работах этих исследователей отмечается, что успешное развитие кооперативного движения в начале

ХХ в. стало возможным благодаря наличию совместно действующих благоприятных экономических, социальных и политических факторов. Как отмечает Л.Е. Файн, «превращение кооперации в массовую организацию было подготовлено возрастанием экономической необходимости в ней в связи с расширением и углублением товарных отношений» [4]. Главной задачей кооперации того времени было включение мелкого хозяйства, составлявшего основу экономики, в систему государственного регулирования путем объединения. Кооперирование проводилось на разных уровнях, начиная от первичного кооператива, в который входило крестьянское или кустарное хозяйство, союза этих кооперативов и далее на уровне территориального или отраслевого центрального союза. На уровне единого центра кооперация взаимодействовала с государством (например, потребительская кооперация России имела и имеет свой орган управления - Центросоюз), отстаивая интересы всех кооперативных ступеней, на уровне союзов и кооперативов определяла экономические связи внутри крестьянского и кустарного хозяйства. По существу это была примитивная форма

государственно-кооперативного партнерства, которая получила развитие в дальнейшем во многих европейских странах, США, Канаде и Японии. Эта форма взаимодействия государственных структур всех уровней с организациями потребительской, сельскохозяйственной и кредитной кооперации и означает реальную готовность государства к среднесрочному и долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству для решения экономических и социальных задач.

В наше время изучению теоретических, исторических и практических аспектов кооперации уделяется большое внимание в работах Д.И. Валигурского, К.И. Вахитова, А.В. Соболева, А.В. Ткача, Л.Е. Файна и других исследователей. Сама природа кооперативов, их структура и формы взаимодействия с обществом претерпели значительные измене -ния. В условиях нарастания глобализационных явлений, с одной стороны, и очевидных тенденций к централизации и обособлению региональных экономик, с другой, необходимы новые формы взаимодействия государства, бизнеса и кооперации. Одной из таких форм может стать государственно-кооперативное партнерство, которое осуществляется на следующих принципах [5, 6]:

1. Взаимодействие сторон происходит в рамках юридических договоров, имеет равноправный характер.

2. Кооперативы перестают быть просителями, они становятся равноправными партнерами государственных структур разных уровней.

3. В процессе реализации проектов консолидируются финансовые, трудовые и производственные ресурсы, как кооперативов, так и государства.

4. Финансовые риски и затраты, а также

достигнутые результаты распределяются между сторонами в соответствии с договоренностями.

5. Как правило, государство является инициатором общественно-значимых проектов. В настоящий период представляется наиболее целесообразным развитие инфраструктурных проектов (дороги и жилье) и продовольственное обеспечение населения.

Для того чтобы эти инициативы имели массовый характер, необходима поддержка муниципальных и региональных структур. Опыт создания кооперативов в сельскохозяйственном производстве свидетельствует

о следующем:

- создание кооперативных структур необходимо проводить поэтапно, целесообразно начать с кредитной кооперации;

- кредитовать следует реальные проекты, направленные на развитие кооперации;

- по мере развития кооперативов первого уровня и появления ощутимых результатов их работы, можно создавать кредитные кооперативы второго уровня, сбытовые и производственные кооперативы;

- по мере укрупнения кооперативного сектора он становится интересен банковским структурам и можно продолжать развитие.

Указанный путь развития кооперативных структур возможен практически в любом регионе России, в зависимости от природноклиматических условий могут меняться виды кооперации, их взаимодействие и пропорции развития. Вопрос о конкретных экономических и социальных предпосылках возникновения и темпах развития тех или иных форм кооперативного движения остается открытым. Отметим лишь то обстоятельство, что государственная поддержка играет часто решающую роль в этом процессе.

Рассмотрим успешный пример развития сельскохозяйственной кооперации в Астраханской области, где природные условия далеки от идеальных. В настоящее время в Астраханской области агропромышленный комплекс рассматривается как одно из важнейших направлений развития территории, являясь ключевым элементом социальноэкономического развития региона. Объем производства сельхозпродукции увеличился с 9 млрд в 2006 г. до 20,5 млрд руб. в 2010 г., а темпы роста ежегодно превышают общероссийские показатели. Основная доля производства приходится на малые формы хозяйствования, объем производства в которых в последние годы также имеют положительную

динамику развития, увеличившись с 2,5 млрд до 7,6 млрд руб. Одним из приоритетных направлений социально-экономической политики является успешное развитие малого и среднего предпринимательства, которое возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий, в том числе и при наличии определенной культуры кооперативных отношений. Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом современной системы хозяйствования, основой дальнейшего формирования среднего класса и гарантом политической стабильности в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. В Астраханской области агробизнесом занимаются 2,5 тыс. фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей и 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 25 из которых входят в региональную систему сельхозкооперации. Симптоматично, что стабильному развитию малых форм хозяйствования способствовало внедрение инновационных технологий по современным мировым стандартам. Так, например, ежегодное наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции подтолкнуло фермеров к строительству современных овощехранилищ. Из имеющихся в области емкостей по хранению продукции в 60 тыс. т на долю фермеров приходится более 80 %. Реализация в регионе экономически значимых региональных программ по развитию молочного и мясного скотоводства осуществляется благодаря активному участию фермерских хозяйств. В рамках данных программ реализуются 8 инвестиционных проектов по производству молока и 14 проектов по производству мяса, из которых на долю крестьянских фермерских хозяйств приходится 5 молочных ферм, введенных в эксплуатацию с проектной мощностью более 500 т в год каждая и 6 проектов производства мяса с общим объемом инвестиций 700 млн руб.

Как известно, одной из ключевых проблем развития сельского хозяйства была и остается проблема реализация продукции. Решить проблему со сбытом продукции крестьянские хозяйства могут только через сбытовые кооперативы. Их создание является важным и необходимым этапом перестройки каналов товародвижения сельскохозяйственной продукции, позволяющим наладить активное экономическое взаимодействие сельскохозяйственных производителей и потребителей продовольствия. Сбытовая кооперация имеет много преимуществ: при

помощи кооперации происходит экономия индивидуальных издержек кооперирующихся производителей (минимизация издержек на хранение и реализацию продукции, транспортных и накладных расходов) и повышение производительности труда за счет специализации; кооперация защищает членов кооператива от какого-либо внешнего вмешательства в их деятельность; кооперация позволяет заниматься такими видами хозяйственной деятельности, которыми крестьяне не могут заниматься самостоятельно (например, вести исследования рынка, осуществлять хранение продукции и эффективную ее продажу). Таким образом, выбор организационной структуры в виде сбытового кооператива обоснован экономической целесообразностью объединения сельхозпроизводителей. Чаянов выделял следующие этапы создания сбытового кооператива:

1) создается особое предприятие, снабжающее крестьян небольшим паевым капиталом, достаточным для содержания кооперативного аппарата;

2) созданный таким образом аппарат получает от крестьян на комиссионную продажу произведения их труда;

3) параллельно приему товара на комиссию он поступает в залог кредитного кооператива, который выдает ссуду в размере части закладываемого товара;

4) после реализации товара на рынке из выручки за него погашается ссуда, выданная кредитным кооперативом и комиссионный процент, покрывающий издержки кооперативного аппарата по сбыту, вся же остальная выручка передается крестьянам, сдавшим товар на комиссию;

5) кооперативное предприятие по сбыту создается в виде централизованной организации, управляемой выборными коллективными органами, сообразно правилами, установленными на собрании членов, права которых определяются их членством, а не размером паевого участия в капиталах кооперативного предприятия по сбыту.

В сбытовом кооперативе осуществляется объединение отдельных сторон экономической деятельности товаропроизводителей, не утрачивающих при этом своей хозяйственной самостоятельности. Товаропроизводители объединяются как владельцы принадлежащих им на правах частной собственности предприятий. Членами таких кооперативов могут быть как физические, так и юридические лица (в том числе акционерные общества, товарищества, сельскохозяйственные коопе-

ративы). В Астраханской области формирование региональной системы снабженческо-сбытовой кооперации началось на основе региональной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. Отталкиваясь от этой мощной финансовой и организационной основы, стали создаваться и успешно работать снабженческо-сбытовые кооперативы. При этом вновь созданные кооперативы не были предоставлены сами себе, а сразу становились звеньями действующей системы кооперации, в которой финансовые потоки, по мере возможности, замыкаются внутри кооперативной системы, что позволяет повысить эффективность их использования для развития всей областной системы кооперации. В настоящее время региональная система сельскохозяйственной кооперации включает в себя 26 кооперативов, в том числе 13 кредитных (включая 1 кооператив 2-го уровня), 10 снабженческо-сбытовых (включая

1 кооператив 2-го уровня), 1 страховой кооператив, 1 кооператив по агротуризму, 1 производственный кооператив.

Действующая система сельскохозяйственной кредитной кооперации Астраханской области включает в себя 13 кредитных кооперативов и объединяет около 2-х тыс. фермерских и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей. Процедура предоставления кредитов для них минимально упрощена: совместно с кредитным специалистом кооператива заемщик заполняет 2 формы: личный баланс и план движения денежных средств. Движимое имущество и земля оцениваются, как правило, по соглашению сторон (бесплатно), здание оценивает профессиональный оценщик (за счет заемщика). Величина процентной ставки устанавливается исходя из стоимости ресурсов (собственных средств, привлеченных кредитов и займов-сбережений) и расходов на содержание сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) в зависимости от уровня. Общий порядок кредитования (в том числе порядок расчета величин процентной ставки по займам) утверждается Общим собранием членов СКПК, т.е. самими заемщиками. Средства займа перечисляются на расчетный счет заемщика или по его заявлению направляются на оплату удобрений, семян и т. п. Максимальная сумма кредита, предоставляемого СКПК заемщику, составляет не более 5 млн руб. по одному договору. Возможно предоставление кредитов одному заемщику до 15 млн руб. при условии оформления разных догово-

ров. Сумма кредита одному заемщику не должна превышать 20% от кредитного портфеля кооператива. Максимальный срок предоставления заемщику кредита составляет в основном от 1 до 2 лет. С 2010 г. СКПК предоставляют кредиты сроком до 3 лет. За 2010 г. СКПК области предоставили займов на сумму около 650 млн руб. (в 2009 г. около 380 млн), суммарный портфель займов увеличился в 1,5 раза. Непосредственно сельским товаропроизводителям (фермерским и личным подсобным хозяйствам, а также кооперативам, не считая внутрикооперативный оборот и займы городским предпринимателям) предоставлено займов на сумму около 480 млн руб.

В настоящее время в области сформирована двухуровневая система снабженческо-сбытовой кооперации, в которую входят 10 снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов из числа 1,5 тыс. фермерских и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей. После создания двухуровневой системы снабженческо-сбытовой кооперации удалось решить проблему координации деятельности всех районных кооперативов первого уровня по снабжению сельскохозяйственного производства и сбыту сельхозпродукции, появилась возможность формировать крупные заявки на поставки семян, удобрений, получать соответствующие скидки и льготные условия их поставки, и т. д.

Снабженческо-сбытовые кооперативы устанавливают минимальную наценку на реализуемую сельскохозяйственную продукцию (не более 5%), чтобы закупать продукцию у сельских товаропроизводителей по более высоким ценам, чем предлагают перекупщики. Но, чтобы работать с торговыми сетями, кооперативы вынуждены добавлять к своей наценке НДС в полном объеме: на овощи и картофель - 10%, на бахчевые - 18%. Таким образом, из-за налоговой составляющей суммарная наценка составляет соответственно 15% и 23%. Причем все эти налоговые платежи уходят в федеральный бюджет. В 2010 г. через сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы реализовано более 25 тыс. т продукции, из которых 3 тыс. т поставлено в розничные сетевые компании г. Астрахани («Метро», «Лента», «Городок») и других регионов (Москва, Екатеринбург, Кострома). Всего через кооперативы поставлено товаров и оказано услуг на 350 млн руб., в том числе систем капельного орошения на 3 тыс. га, удобрений и средств защиты растений - 4,5 тыс. т.

В 2010-2011 гг. сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы имеют заявки от розничных сетей на 90 тыс. т сельскохозяйственной продукции и приступили к заключению фьючерских договоров поставок сельхозпродукции с предоплатой по фиксированной цене, фиксированных объёмах поставок. Таким образом, для фермерских и личных подсоб -ных хозяйств уже сегодня имеется возможность планировать выращивание сельскохозяйственной продукции под конкретные заказы сетевых компаний. Для успешной работы с сетевыми компаниями создан цех по розничной фасовке овощей. Ведется строительство овощехранилищ мощностью 4 тыс. т и на 2 тыс. т в районах области, с установкой в них упаковочно-фасовочных линий, идёт реконструкция двух овощных складов на 1 тыс. тонн каждый также с установкой упаковочно-фасовочных линий.

В современных условиях доказала свою состоятельность стратегия совместного развития кредитной, снабженческо-сбытовой и других направлений кооперации, которая была теоретически обоснована в работах А.В. Чаянова. Так, в одном из районов области на базе потребительского кооператива при финансовой поддержке кредитной кооперации, ООО «Астрагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк» создана машинно-тракторная станция (МТС) в составе 10 ед. новой сельхозтехники и 30 ед. оборудования. МТС осуществляет полный комплекс работ по обработке земли, обработку агрохимией, сенокошение в интересах сельских товаропроизводителей. Совершенствуется финансово-кредитная политика в части оказания государственной поддержки МФХ. В 2010 г. на развитие агробизнеса области было направлено 343 млн руб. бюджетных средств (субсидий), в том числе из федерального бюджета - 196 млн руб., из бюджета Астраханской области -147 млн руб.

Государственная поддержка агробизнесу предоставляется также на возмещение части затрат в виде субсидирования на приобретение и содержание племенных сельскохозяйственных животных, приобретение комбикормов, оборудования, закладку и уход за многолетними насаждениями, страхование урожая сельскохозяйственных культур, возмещение процентных ставок по привлеченным кредитам и др. За 2010 г. объем кредитования возрос в 1,7 раза и превысил 3 млрд руб., в том числе на развитие фермерских хозяйств направлено свыше 60% от общего объема

(рост в 2009 г. составил 2,2 раза). В целях повышения доступности кредитных ресурсов для малых и средних хозяйств в области создан Гарантийный фонд Астраханской области, который предоставляет поручительство в объеме не более 70% от требуемого залога при условии 30% залогового обеспечения заемщика. За 2010 г. капитализация залогового фонда составила около 500 млн руб. Средства залогового фонда в основном используются малым и средним агробизнесом. В ряде муниципальных районов области созданы муниципальные залоговые фонды для обеспечения залоговой базой предприятий и организаций малого и среднего агробизнеса. Губернатором Астраханской области перед аграриями поставлены задачи по увеличению объемов производства, в т.ч. растениеводческой продукции на 20 %, прежде всего за счет выращивания ранней овощной продукции и картофеля, и животноводческой на 10 %. Ведущая роль в реализации поручений отводится системе кооперации, перед которой поставлены задачи по увеличению прежде всего займов на сумму не менее, чем 850 млн руб., объемов реализации сельхозпродукции путем заключения с торговыми сетями и сельскими производителями договоров на реализацию 100 тыс. т сельхозпродукции.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: 1) успешное развитие кооперативного движения в начале

XXI в. стало возможным благодаря наличию совместно действующих благоприятных экономических, социальных и политических

факторов; 2) это положение представляется справедливым и в настоящее время, ускорить процесс кооперации можно при создании в регионе предпосылок для развития государственно-кооперативного партнерства; 3) опыт работы успешных регионов России, например, Астраханской области, показывает, что система сельскохозяйственной кооперации при политической и финансовой поддержке руководства региона может добиваться хороших результатов при производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции.

Источники и литература

1. Соболев А.В. Экономическое поведение и природа кооперативных организаций. М.: Дашков и Ко, 2002.

2. Соболев А.В. Кооперация и кооператив: определение понятий и адекватность применения./ /Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2011, №1.

3. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Издание Книгосоюза, 1927.

4. Файн Л.Е. Российская кооперация: историко-теоретический очерк. 1861-1930 гг. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002.

5. Гетманчук А.В. Государственно-кооперативное партнерство -перспективная форма взаимодействия государства и кооперации. // Научные Труды Вольного экономического общества России, т. 148, 2011.

6. Гетманчук А.В. Сущность и перспективы развития кооперации и кооперативных организаций.// Международный научный журнал. 2011, №4.

Getmanchuk A.V. THE CONDITIONS OF AGRICULTURAL COOPERATIVES IN THE REGIONS OF RUSSIA

The article discusses the prerequisites and conditions for the successful development of agricultural co-operatives in Russia. It is shown that the cooperative movement in the early twentieth century was made possible thanks to the combined effect of favorable economic, social and political factors. In modern conditions it is possible to accelerate the development of cooperation in the region, using the mechanisms of state and cooperative partnership . As an example, the successful experience of the Astrakhan region in the production and marketing of agricultural products.

Key words: agricultural cooperatives, state and cooperative partnership, production and marketing of agricultural products, the types of cooperation.

ГЕТМАНЧУК Андрей Владимирович родился в 1957 г., окончил Челябинский политехнический институт (1979), заместитель руководителя Центра организации научно-исследовательской работы Российского университета кооперации, канд. тех. наук (1985), доцент кафедры инженернотехнологических дисциплин и сервиса Российского университета кооперации. Автор 70 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.