Научная статья на тему 'Условия развития рынков персональных услуг муниципальных образований сельского типа'

Условия развития рынков персональных услуг муниципальных образований сельского типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынки персональных услуг / персонализация / муниципальное образование сель-ского типа / условия развития рынка персональных услуг / markets of personal services / personalization / rural municipality / conditions for the development of the personal services market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александра Александровна Елисеева, Елена Борисовна Дворядкина

Актуальность рассмотрения регионального рынка персональных услуг как компонента ре-гионального потребительского рынка услуг играет неоспоримую роль для развития экономического роста сельских территорий, а также для развития рынка услуг сельской инфраструктуры. Статья посвящена иденти-фикации региональных условий развития рынков персональных услуг муниципальных образований сельского типа. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в экономиче-ском пространстве муниципальных образований сельского типа и непосредственно влияющие на рынки пер-сональных услуг, их развитие. Методологическая база исследования представлена на основе системного под-хода, позволяющего идентифицировать локальные рынки персональных услуг муниципальных образований сельского типа как компонента регионального потребительского рынка. В статье проведен анализ, предпола-гающий раскрытие сильных и слабых сторон, а также перспектив (возможностей) и угроз, влияющих на рынки персональных услуг муниципальных образований сельского типа, локализованных в Свердловской области. Разработана методика анализа локальных рынков персональных услуг муниципальных образований сель-ского типа, включающая ряд этапов. Определены условия развития локальных рынков персональных услуг в разрезе муниципальных образований Свердловской области сельского типа на основе SWOT-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for the Development of Markets for Personal Services of Rural Municipalities

The relevance of considering the regional personal services market as a component of the regional consumer services market plays an indisputable role for the development of economic growth in rural areas, as well as for the development of the rural infrastructure services market. The article is devoted to the identification of regional conditions for the development of personal services markets of rural municipalities. The subject of the study is socio-economic relations arising in the economic space of rural municipalities and directly affecting the markets of personal services, their development. The methodological basis of the study is presented on the basis of a systematic approach that allows identifying local markets for personal services of rural municipalities as a component of the regional con-sumer market. The article presents an analysis involving the disclosure of strengths and weaknesses, as well as pro-spects (opportunities) and threats affecting the markets of personal services of rural municipalities localized in the Sverdlovsk region. A methodology for analyzing local markets of personal services of rural municipalities has been developed, which includes a number of stages. The conditions for the development of local personal services markets in the context of rural municipalities of the Sverdlovsk region are determined on the basis of SWOT analysis.

Текст научной работы на тему «Условия развития рынков персональных услуг муниципальных образований сельского типа»

Научная статья УДК 338.46

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.24

Условия развития рынков персональных услуг муниципальных образований сельского типа

Александра Александровна Елисеева1, Елена Борисовна Дворядкина2

1,2Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

1eliseeva_aa@usue.ru

2elena.dvoryadkina@yandex.ru

Аннотация. Актуальность рассмотрения регионального рынка персональных услуг как компонента регионального потребительского рынка услуг играет неоспоримую роль для развития экономического роста сельских территорий, а также для развития рынка услуг сельской инфраструктуры. Статья посвящена идентификации региональных условий развития рынков персональных услуг муниципальных образований сельского типа. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в экономическом пространстве муниципальных образований сельского типа и непосредственно влияющие на рынки персональных услуг, их развитие. Методологическая база исследования представлена на основе системного подхода, позволяющего идентифицировать локальные рынки персональных услуг муниципальных образований сельского типа как компонента регионального потребительского рынка. В статье проведен анализ, предполагающий раскрытие сильных и слабых сторон, а также перспектив (возможностей) и угроз, влияющих на рынки персональных услуг муниципальных образований сельского типа, локализованных в Свердловской области. Разработана методика анализа локальных рынков персональных услуг муниципальных образований сельского типа, включающая ряд этапов. Определены условия развития локальных рынков персональных услуг в разрезе муниципальных образований Свердловской области сельского типа на основе SWOT-анализа.

Ключевые слова: рынки персональных услуг, персонализация, муниципальное образование сельского типа, условия развития рынка персональных услуг Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Елисеева А.А., Дворядкина Е.Б. Условия развития рынков персональных услуг муниципальных образований сельского типа // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 193-199. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.24.

Original article

Conditions for the Development of Markets for Personal Services of Rural Municipalities

Aleksandra A. Eliseeva1, Elena B. Dvoryadkina2

12Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

1eliseeva_aa@usue.ru

2elena.dvoryadkina@yandex.ru

Abstract. The relevance of considering the regional personal services market as a component of the regional consumer services market plays an indisputable role for the development of economic growth in rural areas, as well as for the development of the rural infrastructure services market. The article is devoted to the identification of regional conditions for the development of personal services markets of rural municipalities. The subject of the study is socioeconomic relations arising in the economic space of rural municipalities and directly affecting the markets of personal services, their development. The methodological basis of the study is presented on the basis of a systematic approach that allows identifying local markets for personal services of rural municipalities as a component of the regional consumer market. The article presents an analysis involving the disclosure of strengths and weaknesses, as well as prospects (opportunities) and threats affecting the markets of personal services of rural municipalities localized in the Sverdlovsk region. A methodology for analyzing local markets of personal services of rural municipalities has been developed, which includes a number of stages. The conditions for the development of local personal services markets in the context of rural municipalities of the Sverdlovsk region are determined on the basis of SWOT analysis.

Keywords: markets of personal services, personalization, rural municipality, conditions for the development of the personal services market

Funding: Independent work.

© Елисеева А.А., Дворядкина Е.Б., 2023

For citation: Eliseeva, A.A. & Dvoryadkina, E.B. (2023) Conditions for the Development of Markets for Personal Services of Rural Municipalities. Theory and Practice of Social Development. (12), 193-199. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.12.24 (In Russian).

Введение. Многоотраслевое развитие сельских территорий во многом обусловлено состоянием сферы услуг и качеством предоставляемых персональных услуг на локальных рынках, которые, с одной стороны, направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей сельских жителей и улучшение качества их жизни, а с другой стороны, насыщенность сельской территории различными, в том числе наиболее привлекательными видами персональных услуг, оказывает влияние на развитие экономики и социальной сферы муниципального образования (далее - МО).

Обзор литературы и исследований. Вопросам пространственного планирования и качества жизни в сельской местности уделяют внимание, к примеру, M. Torsten (1980) и др. Так, важная роль в развитии сельских территорий отводится именно сельской молодежи, по мнению коллектива авторов A. Melas, M. Farstad, S. Frisvoll; также заметим, что «сокращение доли сельского населения сопровождается реорганизацией услуг от окраин до областных центров» (Melas, Farstad, Frisvoll, 2023). Персональные услуги коррелируют с такими условиями, как «адаптивная среда», «мобильная сервисная среда», «адаптивные сервисы», «персональная помощь» (Meng et al., 2010)1 и пр. Персональные услуги оказывают существенное влияние как на качество жизни населения и его благосостояние, так и на достижение целей социально-экономического развития МО сельского типа.

Стоит заметить, что в фокус внимания как зарубежных, так и российских ученых все чаще попадают вопросы «персонализации» и «индивидуализации» и их применимости для региональных и локальных рынков услуг.

В свою очередь, термин «персонализация» отражает один из современных трендов развития маркетинга, так, например, Е.А. Давыденко при обсуждении вопросов персонализации выделяет такие различные ее типы, как: 1) при показе рекламных сообщений: 2) при поиске продукта; 3) при использовании стратегии «срочности» и повышения спроса; 4) контент... и описывает приемы, применяемые в рамках каждого из них (Давыденко, 2020: 294, 299). Но, также, персонализация может служить существенным подходом, влияющим на развитие компании, о чем говорят результаты исследований С.В. Плеханова, А.Н. Прыткова, С.Э. Бабаева (2021: 51-52). Мы можем заметить, что при организации обслуживания персонализация включается в различные виды услуг на рынке.

Условия развития сельских территорий связаны с функционированием социальной инфраструктуры, что можно спроецировать, в частности, на развитие локальных рынков персональных услуг в границах этих территорий.

Методология. Алгоритм авторской методики включает ряд этапов:

1) дифференциация МО сельского типа Свердловской области по удельному весу сельского населения и с учетом тенденций роста по числу сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, и по числу телефонизированных сельских населенных пунктов;

2) рассмотрение динамики по показателю, характеризующему количество автозаправочных станций, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и протяженности автодорог общего пользования местного значения как факторов, обеспечивающих доступность к объектам инфраструктуры региональных рынков персональных услуг;

3) анализ обеспеченности населения спортивными сооружениями как один из примеров объектов инфраструктуры региональных рынков персональных услуг;

4) анализ динамики по количеству хозяйствующих субъектов, виды экономической деятельности которых относятся к сфере услуг и, следовательно, затрагивают как рынки услуг, так и региональные рынки персональных услуг;

5) SWOT-анализ условий развития региональных рынков персональных услуг МО сельского типа.

Результаты исследования. Выборка исследования составила 14 МО, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с такими критериями, как (первый этап): 1) доля сельского населения в общей численности населения МО (индикатор выше среднего по совокупности, т. е. более 30,81 %); 2) отсутствие тенденции спада по показателю числа сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью за период 2017-2022 гг.; 3) отсутствие тенденции спада по показателю числа телефонизированных сельских населенных пунктов за период 2017-2022 гг. Почтовая и телефонная связь являются важным элементом инфраструктуры МО сельского типа, показывают связанность их экономического пространства (Дворядкина, Бе-лоусова, 2020). Сформированную выборку по МО Свердловской области отразим в таблице 1.

1 Egard H. Personlig assistans i praktiken beredskap, initiativ och vänskaplighet . Diss. Lund. 2011. 239 p. = Эгард Х. Личная помощь в практике готовности, инициативы и дружелюбия : диссертация. Лунд. 2011. 239 с. URL: https://www.vetenskaphalsa.se/wp-content/uploads/2011/04/personlig-assistans-i-praktiken-i-PDF.pdf (дата обращения: 05.08.2023) (на швед. яз.)

Таблица 1 - Результаты выборки МО Свердловской области (топ-14)

Table 1 - Results of the Sample Municipal Entities of the Sverdlovsk Oblast (top-14)

№ Наименование МО

1 Слободо-Туринский муниципальный район

2 МО Красноуфимский округ

3 Горноуральский городской округ

4 Ирбитское МО

5 Ачитский городской округ

6 Сысертский городской округ

7 Шалинский городской округ

8 Артинский городской округ

9 Пышминский городской округ

10 Гаринский городской округ

11 городской округ Верхотурский

12 Новолялинский городской округ

13 Махнёвское МО

14 Невьянский городской округ

По результатам второго этапа исследования стоит отметить, что по показателю количества АЗС, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, темп роста 2017-2022 гг. остается в пределах 100 %, т. е. нет существенной тенденции к росту. Однако по этому показателю лидирует МО Горноуральский городской округ, т. к. в нем значится 10 ед. АЗС, из них 1 ед. - автомобильная газозаправочная станция (далее - АГЗС). Затем располагается МО Сы-сертский городской округ, т. к. в нем значится 5 ед. АЗС, из них 2 ед. - многотопливные заправочные станции (далее - МТЗС). Следующим можно отметить Новолялинский городской округ - 4 ед. АЗС, из них 1 ед. МТЗС (с 2019 г.) и 1 ед. АГЗС. А в Невьянском городском округе значатся 2 ед. АЗС, из них 1 ед. - МЗТС (как и в Шалинском городском округе). Заметим также, что мы не можем оценить Ирбитское и Махнёвское МО, Ачитский, Артинский, Пышминский, Гаринский городские округа, т. к. по ним нет доступных данных. В других оставшихся рассматриваемых МО располагается по 1 ед. АЗС: Слободо-Туринский муниципальный район, МО Красноуфимский округ, городской округ Вер-хотурский). Так, на АЗС осуществляется не только самообслуживание, но и индивидуальное обслуживание (которое имеет тенденцию к сокращению ввиду затрат на рабочий персонал).

Протяженность автодорог общего пользования местного значения в анализируемом периоде характеризовалась тенденцией к росту, например: темп роста составил в Новолялинском городском округе 114,1 %, в Слободо-Туринском муниципальном районе - 111,8 %, в Пышмин-ском городском округе - 109,5 % и т. д. В целом, тенденция роста по данному показателю отмечена в 13 рассматриваемых муниципальных образованиях Свердловской области, кроме Артин-ского городского округа (спад на 1,6 %). Дорожный сектор, развитие дорожной сети является важным фактором, влияющим на связанность экономического пространства региона и, следовательно, на развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, т. е. сопровождающимся развитием сферы персональных услуг. В связи с этим стоит отметить зарубежный опыт Японии с внедрением гибких транспортных услуг («flexible transport services»)1. Таким образом, протяженность автодорог общего пользования местного значения, как один из факторов, влияющих на обеспеченность доступа к объектам инфраструктуры региональных рынков персональных услуг, имеет актуальное значение (например, персональной услугой может являться услуга такси для маломобильных групп населения и инвалидов).

Так, проводя анализ на третьем этапе исследования, стоит зафиксировать, что на объектах спортивных сооружений оказываются как коллективные, так и персональные услуги, способствующие укреплению здоровья населения, можно особенно выделить услуги физической реабилитации и абилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидов. Статистические данные включают показатели по таким спортивным сооружениям, как стадионы с трибунами, плоскостные спортивные сооружения, спортивные залы и плавательные бассейны. Также стоит заметить, что к объектам инфраструктуры региональных рынков персональных услуг относятся объекты бытового обслуживания (Елисеева, Дворядкина, 2023).

Плоскостные спортивные сооружения занимают большую долю от численности всех спортивных сооружений у Слободо-Туринского муниципального района, их доля составляет 80 %; в Муниципальном образовании Красноуфимский округ - 71 %; в Горноуральском городском округе -46 %; в Сысертском городском округе - 41 %; в Шалинском городском округе - 48 %; в Пышминском городском округе - 57 %; в Новолялинском городском округе - 33 %. Спортивные залы занимают большую долю от численности всех спортивных сооружений в Ирбитском муниципальном округе

1 Aini A. Study on the Role of Taxi Subsidy Scheme for the Mobility of Elderly in Rural Areas [Электронный ресус] // CiNii. 2023. URL: https://ci.nii.ac.jp/naid/500001531052 (дата обращения: 05.08.2023).

(48 %); в Ачитском муниципальном образовании (53 %); в Артинском муниципальном образовании (45 %); в Гаринском городском округе (34 %); в Верхотурском городском округе (34 %); в Невьянском городском округе (48 %). В Махневском муниципальном образовании осуществляют деятельность только спортивные залы - их 3 ед. Плавательные бассейны имеются только у 2 из 14 рассмотренных муниципальных образований Свердловской области (по которым есть статистические данные), т. е. Сысертского городского округа (6 ед.), Невьянского городского округа (1 ед.).

Далее, на четвертом этапе, осуществим анализ динамики по количеству хозяйствующих субъектов, виды экономической деятельности которых относятся к сфере услуг (разделы G-S, рис. 1) как один из основных показателей, характеризующих экономику муниципалитета, а также развитие его социальной сферы.

Невьянский городской округ Махнёвское муниципальное образование Новолялинский городской округ городской округ Верхотурский Гаринский городской округ Пышминский городской округ Артинский городской округ Шалинский городской округ Сысертский городской округ Ачитский городской округ Ирбитское муниципальное образование Горноуральский городской округ Муниципальное образование Красноуфимский округ Слободо-Туринский муниципальный район

0 100 200 300 400 500

2021 2020 2019

Рисунок 1 - Анализ динамики по количеству хозяйствующих субъектов,

виды экономической деятельности которых относятся к сфере услуг, разделы G-S

Figure 1 - Analysis of the Dynamics by the Number of Economie Entities whose Economie Activities Relate to the Service Sector, Sections G-S

Темп прироста 2019-2021 гг., % имеется у 7 из 14 муниципальных образований Свердловской области - спад отмечен в таких муниципальных образованиях, как Красноуфимский округ (на 5,3 %); Ачитский городской округ (на 28,9 %); Шалинский городской округ (на 18,2 %); городской округ Верхотурский (на 4,0 %); Новолялинский городской округ (на 2,9 %); Махневское муниципальное образование (на 22,6 %); Невьянский городской округ (на 8,2 %).

Для проведения пятого этапа исследования составим SWOT-анализ условий развития рынков персональных услуг в разрезе муниципальных образований Свердловской области сельского типа (табл. 2).

Таблица 2 - SWOT-анализ условий развития рынков персональных услуг в разрезе МО сельского типа, локализованных в Свердловской области1

Table 2 - SWOT-Analysis of Conditions for the Development of Personal Services Markets

in the Context of Municipalities of Rural Type Localized in the Sverdlovsk^ Region

Сильные стороны Слабые стороны

1 2

- многоотраслевая направленность крестьянских (фермерских) хозяйств; - природные ресурсы (сельский ландшафт с важными экологическими, природными и культурными ценностями); - тенденция роста по числу сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью; - тенденция роста по числу телефонизированных сельских населенных пунктов; - тенденция роста протяженности автодорог общего пользования местного значения; - тенденция роста спортивных сооружений как одного из объектов инфраструктуры рынков персональных услуг; - тенденция роста по количеству хозяйствующих субъектов, виды экономической деятельности которых относят к сфере услуг - нехватка молодежи и, в частности, неразвитость такого направления, как молодежное предпринимательство; - отъезд трудоспособного населения (текучесть кадров); - институциональные барьеры; - отсутствие инфраструктуры для оказания персональных услуг; - заброшенность земель; - нехватка экономических ресурсов и цифровой грамотности

1 Составлено авторами.

Продолжение таблицы 2

Возможности (перспективы) Угрозы

1 2

- распространение мобильных услуг в сельской местности (что сопутствует развитию цифровых персональных услуг); - разработка персонализированных информационных сервисов на основе архитектуры интернета вещей (на примере смарт-приложений для территории МО сельского типа); - обеспечение доступа людей старшего возраста, а также лиц с ОВЗ и инвалидов к персональным услугам (в первую очередь медико-санитарная помощь и помощь в бытовом, социальном обслуживании - услуги «гибкого» такси; услуги физической реабилитации и абилитации и др.); - продвижение роли домохозяйств в сельской местности (развитие персональных услуг на рынке экологического туризма, например, глэмпинг и др.); - развитие межрегионального сотрудничества, задачей которого является совершенствование политики, направленной на повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства; - развитие краткосрочных подработок для жителей сельской местности в свободное время; - меры поддержки, сопутствующие развитию социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в реализации проектов по оказанию персональных услуг в сельской местности; - внедрение электронной коммерции в сельской местности - влияние форс-мажорных факторов (чрезвычайные ситуации в лесах, массовые инфекции, сложные экономические ситуации и др.); - низкий уровень доходов местных жителей; - низкая рентабельность предприятий малого и среднего бизнеса, нацеленных на насыщение рынка персональными услугами

Конечно, стоит учитывать, что именно формирование стратегических приоритетов, направленных на реализацию социальных проектов и проектов, способных повысить качество жизни населения, влияют на развитие локальных рынков персональных услуг.

Как можно отметить, дифференцированные меры, обеспечивающие формирование стратегических приоритетов, влияющих на регулирование локальных рынков персональных услуг, формируются в т. ч. за счет муниципальных программ (для МО Красноуфимский округ, например - «Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения» и пр.), общественных обсуждений (для Слободо-Туринского муниципального района, к примеру - формирование и проведение Экспертных советов относительно главенствующих тем развития жизни общества и др.) и, конечно, стратегий социально-экономического развития МО, но также стоит обратить внимание на важную роль некоммерческих организаций и департаментов молодежной политики.

Необходимо подчеркнуть, что широкий спектр видов персональных услуг охватывает все сферы общественной жизни населения. К вопросу о полном перечне видов персональных услуг, независимо от обеспеченности их статистическими показателями, можно структурировать на:

1) материально-бытовые персональные услуги (услуги в сфере питания, одежды, транспорта, связи, здравоохранения, образования, бытового и коммунального хозяйства; ветеринарные услуги и пр.) (Дворядкина, Елисеева, Беликова, 2022: 222);

2) банковские персональные услуги (услуги банковской, инвестиционной, страховой, лизинговой, факторинговой деятельности и пр.);

3) информационные персональные услуги (услуги, связанные с информационными службами, т. е. услуги по обмену знаниями, данными; услуги по предоставлению юридических консультаций и пр.);

4) развлекательные персональные услуги (услуги в сфере удовольствий и пр.);

5) туристические персональные услуги (услуги, связанные с деятельностью туристических агентств и туроператоров; услуги гостиниц и др.);

6) оздоровительные персональные услуги (услуги в сфере физической культуры и спорта; спа-услуги или услуги процедурных кабинетов и др.);

7) персональные услуги для лиц с ОВЗ и инвалидов, а также лиц старшего поколения (сфера инклюзивных услуг);

8) цифровые персональные услуги (услуги, имеющие электронную форму; услуги, основанные на информационно-коммуникационных технологиях).

Заключение. Сфера услуг на современном этапе развития охватывает все сферы жизнедеятельности населения, и спектр предоставляемых услуг постоянно расширяется, в т. ч. и на региональных рынках персональных услуг. Современное общество все больше коррелирует с такой тенденцией, как индивидуализированность запросов, предполагающих персонализированное потребление и кастомизацию услуг. В связи с чем, производителям приходится адаптироваться не только к вызовам внешней среды, но и к возникающим запросам каждого конкретного потребителя на рынке услуг. Так, региональный рынок персональных услуг представляет собой обширную площадку видов экономической деятельности, оказывающих персональные услуги и, конечно, область данной сферы концентрируется на такой цели, как повышение качества жизни

за счет удовлетворения индивидуальных запросов потребителей. Одним из примеров объектов, нацеленных на оказание персональных услуг, могут являться спортивные сооружения (объект социальной инфраструктуры влияет и на развитие сельских территорий в целом), тенденция к росту численности которых положительно сказывается на укреплении общественного здоровья, а также играет значительную роль в оказании персональных услуг лицам с ОВЗ, инвалидам, людям старшего возраста (инклюзивный аспект, влияющий на развитие региональных рынков персональных услуг). Таким образом, условиями развития рынков персональных услуг МО сельского типа являются: 1) многоотраслевая направленность крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) природные ресурсы (сельский ландшафт с важными экологическими, природными и культурными ценностями); 3) рост числа сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью; 4) рост числа телефонизированных сельских населенных пунктов; 5) расширение сети автодорог общего пользования местного значения; 6) развитие сети спортивных сооружений как одного из объектов инфраструктуры региональных рынков персональных услуг; 7) увеличение количества хозяйствующих субъектов, виды экономической деятельности которых относят к сфере услуг.

Список источников:

Давыденко Е.А. Персонализация предложения бренда как один из основных трендов современного маркетинга // Бренд-менеджмент. 2020. № 4. C. 294-301. https://doi.org/10.36627/2618-8902-2020-4-4-294-301.

Дворядкина Е.Б., Белоусова Е.А. Связанность экономического пространства муниципальных районов РФ: диагностика и инструменты повышения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. Т. 14, № 1. C. 30-43. https://doi.org/10.14529/em200104.

Дворядкина Е.Б., Елисеева А.А., Беликова О.А. Региональный рынок персональных услуг: теоретический подход к исследованию // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Т. 16, № 1. С. 219-228. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2022.16.1.24.

Елисеева А.А., Дворядкина Е.Б. Тенденции и драйверы развития локальных рынков бытовых услуг // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14, № 2. C. 316-334. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2023.14.2.316-334.

Плеханов С.В., Прытков А.Н., Бабаев С.Э. Персонализация как неотъемлемый аспект деятельности современной организации // Парадигмы управления, экономики и права. 2021. Т. 1, № 3. C. 49-56.

Choice of Personal Assistance Services Providers by Medicare Beneficiaries Using a Consumer-Directed Benefit: Rural-Urban Differences / Y. Meng [et al.] // The Journal of Rural Health. 2010. Vol. 26, no. 4. Pp. 392-401. https://doi.org/10.1111Zj.1748-0361.2010.00310.x.

Melas A., Farstad M., Frisvoll S. Rural youth // Rural Quality of Life. Manchester, 2023. Pp. 258-273. https://doi.org/10.7765/9781526161642.00026.

Torsten M. 4.2. Rural territories // Human Territoriality: Survey on the Behavioural Territories in Man with Preliminary Analysis and Discussion of Meaning. Berlin; Boston. 1980. Pp. 83-115. https://doi.org/10.1515/9783110809442-006.

References:

Davydenko, E.A. (2020) Personalizatsiya predlozheniya brenda kak odin iz osnovnykh trendov sovremennogo marketinga [Brand offer personalization as one of the main trends in modern marketing]. Brand Management. 4, 294-301. Available from: doi:10.36627/2618-8902-2020-4-4-294-301. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dvoryadkina, E.B. & Belousova, E.A. (2020) Coherence of economic space in Russia's municipal districts: measurement and tools for improvement. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. 14 (1), 30-43. Available from: doi:10.14529/em200104. (In Russian).

Dvoryadkina, E.B., Eliseeva, A.A. & Belikova, O.A. (2022) Regional market of personal services: theoretical approach to research. Russian Journal of Social Sciences and Humanities. 16 (1), 219-228. Available from: doi:10.17238/issn1998-5320.2022.16.1.24. (In Russian).

Eliseeva, A.A. & Dvoryadkina, E.B. (2023) Trends and drivers of the development of local consumer services markets. MIR (Modernization. Innovation. Development). 14 (2), 316-334. Available from: doi:10.18184/2079-4665.2023.14.2.316-334. (In Russian).

Melas, A., Farstad, M., & Frisvoll, S. (2023) Rural youth. In: Rural Quality of Life. Manchester, pp. 258-273. Available from: doi:10.7765/9781526161642.00026.

Meng, H., Friedman, B., Wamsley, B.R., Eggert, G.M. & Nostrand, Van J.F. (2010) Choice of Personal Assistance Services Providers by Medicare Beneficiaries Using a Consumer-Directed Benefit: Rural-Urban Differences. The Journal of Rural Health. 26 (4), 392-401. Available from: doi:10.1111/j.1748-0361.2010.00310.x.

Plekhanov, S.V., Prytkov, A.N., & Babaev, S.E. (2021) Personalization as an integral aspect of the activity of the modern organization. Paradigms of Management, Economics and Law. 1 (3), 49-56. (In Russian).

Torsten, M. (1980) 4.2. Rural territories. In: Human Territoriality: Survey on the Behavioural Territories in Man with Preliminary Analysis and Discussion of Meaning. Berlin; Boston, pp. 83-115. Available from: doi:10.1515/9783110809442-006.

Информация об авторах А.А. Елисеева - aспирант кафедры РМЭиУ, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1080668

Е.Б. Дворядкина - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры РМЭиУ, директор института экономики и финансов, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=308967

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors A.A. Eliseeva - PhD student, Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1080668

E.B. Dvoryadkina - D.Phil. in Economics, Professor, Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Director of the Institute of Economy and Finance, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=308967

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.