Научная статья на тему 'Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза'

Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФГОС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетман Н. А.

Анализируются условия реализации компетентностного подхода в медицинском вузе. Предлагаются пути реализации данного подхода в практике, соотносимые с общими задачами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к преподавателю вуза, которые связаны со многими факторами, такими, как продвижение информационных и инновационных технологий в образовательный процесс системы высшего профессионального образования, что потребовало от профессорско-преподавательского состава не только творческой научно-методической деятельности, но и принципиально другого уровня психолого-педагогической компетентности для создания продуктов нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетман Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза»

УДК 37.015.32 ББК Ю940

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.02

Н. А. Гетман

Омск

Omsk

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогическая компетенция; ФГОС; качество образования.

АННОТАЦИЯ. Анализируются условия реализации компетентностного подхода в медицинском вузе. Предлагаются пути реализации данного подхода в практике, соотносимые с общими задачами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к преподавателю вуза, которые связаны со многими факторами, такими, как продвижение информационных и инновационных технологий в образовательный процесс системы высшего профессионального образования, что потребовало от профессорско-преподавательского состава не только творческой научно-методической деятельности, но и принципиально другого уровня психолого-педагогической компетентности для создания продуктов нового поколения.

N. A. Getman

CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF MEDICAL HIGH SCHOOL

KEY WORDS: The psychological-pedagogical competence, Federal state educational standards, quality of education.

ABSTRACT. In the article conditions of realization of competence approach in a Medical High School are analyzed. Ways of realization of competence the approach in practice, with regard to general problems of modernization of Russian education are offered. Changes of requirements to the teacher of high school which are connected with many factors, such as advancement of information and innovative technologies in educational process of the higher vocational training are considered. These changes demand from the faculty not only creative methodical activity, but also essentially other level of psychology-pedagogical competence for creation of scientifically-methodical products of new generation.

Уникальность современной ситуации в образовании в целом и в медицинском вузе в частности заключается в том, что процесс подготовки специалистов происходит в период перестройки образовательного процесса, внедрения ФГОС третьего поколения, создания новой инфраструктуры всего высшего образования.

Преподаватели и студенты медицинской академии являются не только исполнителями основных задач модернизации, но и ее активными разработчиками, строят новую образовательную практику. В результате такой интеграции науки и образовательной деятельности академия становится аналитическим и исследовательским центром, который проводит мониторинг качества, выявляет проблемы и пути их решения.

В концепции модернизации российского образования акцент ставится на новые социальные требования к высшему образованию, обусловленные проблемами общественной жизни. Специалист (выпускник вуза) будет успешен, если он обладает целостной системой профессиональных компетенций, которые формируются в течение обучения в вузе и развиваются на протяжении всей профессиональной деятельности. В настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что технологической основой современного вузовского образования должен стать компетентностный подход, который нормативно закреплен ФГОС. Данный подход достаточно разработан и достиг в нашей стране значительного уровня развития, стал органичной частью системы высшего образования.

В вузе образовательный процесс необходимо персонализировать, так как профессиональное образование практико-ориентировано и лично-стно направлено. Каким образом можно формировать те компетенции студентов, которые предъявлены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего

поколения? Ответ весьма очевиден. Высокопрофессиональный компетентный преподаватель, который может получить качественный продукт своей профессиональной деятельности, является базовым компонентом успешности образовательной деятельности всего вуза. Одна из основных задач вуза при реализации ФГОС — расширение самостоятельности студента, осуществление переноса знаний из одной области знаний в другую. Одним из условий построения личностнодеятельностного образования в вузе является развитие психолого-педагогической компетентности (ППК) преподавателей. Наличие высокого уровня ППК является условием реализации деятельности преподавателей, позволяет качественно (в соответствии с требованиями ФГОС) формировать профессиональные компетентности студентов [2].

Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза — это специальный комплекс практических действий, основанный на достижениях педагогической науки и передового профессионального опыта. Она чрезвычайно разнообразна по содержанию и предполагает наличие у преподавателя не только специальных профессиональных компетенций, но и сформированных психолого-педагогических компетентностей [1].

В зависимости от реализуемых задач и специфики выполняемой деятельности выделим несколько составляющих психолого-педагогиче-ской компетентности — это способность и готовность: проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе; создавать образовательную среду в соответствии с требованиями высшего медицинского образования; обеспечивать качество подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС.

© Гетман Н. А., 2012

Если рассматривать в динамике развитие ППК преподавателя, то необходимо выделить еще один компонент — такой, как способность и готовность анализировать и совершенствовать собственную профессиональную деятельность и ее результаты.

Развитие ППК преподавателей даст следующие результаты: в управлении образовательным процессом делегирование ответственности за результат перейдет к субъектам образовательного процесса; изменится статус преподавателя и обучающегося, что приведет в позицию субъекта управления не только преподавателя, но и самого студента. В образовательной деятельности расширится спектр видов самостоятельной деятельности, будет доминировать дифференцированная, практическая, творческая и научно-исследовательская деятельность. Результат — сформированность компетентностей специалиста — выпускника медицинского вуза за счет потенциала высококвалифицированного преподавательского состава.

Подготовку педагогов различных дисциплин к развитию ППК мы рассматриваем как систему психологических, общепедагогических, дидактических и частных методических процедур взаимодействия педагогов и методистов с учетом специфики образовательного учреждения и их профессиональных интересов и склонностей. Подготовка представляет собой организацию процесса обучения преподавателя по определенной системе. Это совместная педагогическая деятельность по проектированию и организации учебного процесса с обеспечением комфортных условий для преподавателя и обучающихся [5].

На практических занятиях преподавателям будет предложено проанализировать несколько традиционных занятий по одной теме, проведенных разными преподавателями занятия, на которых ярко проявились ППК; сравнить их, найти общее и различия, определить обучающую ценность занятия.

Эвристические технологии предполагают подготовку и проведение конкретных исследований, связанных с развитием ППК, разработку и анализ результатов апробации программы развития ППК преподавателя вуза[4].

Выработка стратегии обучения преподавателей предполагает чередование теоретического и практического обучения, стажировки, организацию как долгосрочных, так и краткосрочных форм подготовки.

Действия преподавателей кафедры педагогики и психологии, проводящих обучение преподавателей (слушателей) медицинского вуза, включают изменение в содержании, средствах, формах, методах обучения, оценивание его результатов. При этом слушатели становятся активными участниками совместной с преподавателями деятельности, направленной на коррекцию процесса обучения, определение траектории дальнейшей самообразовательной деятельности, а также выбор оптимальных форм дальнейшей подготовки.

При разработке паспорта психолого-педаго-гических компетенций были даны следующие формулировки: (ППК-1) — преподаватель способен и готов проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе, что предполагает наличие у него знаний субъектов, объектов, целей, содержания, этапов, условий

результативности образовательного процесса в медицинском вузе и умений их определять; знаний особенностей образовательного процесса при подготовке к различным специальностям в медицинском вузе, современных образовательных технологий, технологии проектирования образовательного процесса в медицинском вузе с учетом специфики специальностей; знаний критериев и показателей результативности образовательного процесса в медицинском вузе и умений их использовать при проектировании образовательного процесса. Преподаватель владеет инструментарием проектирования образовательного процесса в медицинском вузе, технологией проектирования образовательного процесса в медицинском вузе с учетом специфики специальностей и навыками оценки результативности образовательного процесса в медицинском вузе. Формулировка ППК-2 — преподаватель способен и готов создавать образовательную среду в соответствии с требованиями высшего медицинского образования. В соответствии с этим он должен знать цели, принципы создания образовательной среды в медицинском вузе, требования ФГОС к образовательной среде при подготовке специалистов различных специальностей медицинского вуза, субъекты и объекты, функции, структуру образовательной среды, инструментарий создания образовательной среды, критерии и показатели оценки ее качества, технологии проектирования образовательной среды в медицинском вузе в соответствии с требования ФГОС [3]. Преподаватель должен уметь определять субъекты и объекты, цели, функции, структуру образовательной среды медицинского вуза, учитывать требования ФГОС к образовательной среде при подготовке специалистов различных специальностей медицинского вуза, осуществлять отбор инструментария создания образовательной среды медицинского вуза, выделять критерии и показатели оценки качества образовательной среды медицинского вуза, проектировать образовательную среду в медицинском вузе в соответствии с ФГОС. Он должен владеть инструментарием создания образовательной среды медицинского вуза, навыками оценки качества образовательной среды, технологией проектирования образовательной среды в соответствии с требования ФГОС. Формулировка ППК-3 — преподаватель способен и готов обеспечивать качество подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС. В соответствии с этим преподаватель знает требования ФГОС к содержанию образования в медицинском вузе, требования ФГОС к методам и средствам обучения в медицинском вузе, требования ФГОС к формам организации обучения в медицинском вузе, требования ФГОС к организации образовательного процесса в медицинском вузе, требования ФГОС к результатам подготовки различных специальностей в медицинском вузе, технологию оценки качества подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС. Преподаватель умеет осуществлять отбор содержания образования в медицинском вузе в соответствии с ФГОС, осуществлять отбор методов и средств обучения в соответствии с ФГОС, осуществлять отбор форм организации обучения в соответствии с ФГОС, организовывать образовательный процесс в соответствии с ФГОС, оцени-

вать качество подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС. В соответствии с логикой компетентностного подхода преподаватель владеет: навыками отбора содержания образования в медицинском вузе в соответствии с ФГОС, инструментарием обучения

в медицинском вузе в соответствии с ФГОС, технологией организации образовательного процесса, реализующего ФГОС, навыками оценки качества подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС.

Психолого-педагогическая компетентность

Социальный заказ ФГОС

■Я^-—

Входная диагностика \--\

Профессиональные потребности, запросы, интересы

Определение целей и задач подготовки преподавателей к развитию ППК

—| Планирование и организация деятельности преподавателей по освоению теоретических и методических основ развития ППК~]

Определение содержания подготовки преподавателей к реализации ППК

Достаточный

Уровни ППК преподавателей

Организация деятельности учителей по освоению проблемы МПС на различных уровнях

1 уровень I 2 уровень I I 3 уровень

*

Формы подготовки преподавателей в условиях ОмГМА

1 >

Семинары Проблемные лаборатории Творческие группы Курсы повышения (валификации

і > і

Диагностика результатов подготовки преподавателей к реализации ППК

Ф

Определение перспектив развития психолого-педагогических компетенций

і

Анализ качества освоения проблемы развития и реализации ППК ► Коррекция недостатков в подготовке преподавателей ► Планирование дальнейшего освоения ППК

* * * *

К-

Сравнительный анализ подготовки преподавателей (анкетирование, собеседование, тестирование и т.д.) Изучение научнометодической работы преподавателей; ОППО, выступление на конференциях и т.д. Работа над научной проблемой, темой, разработка и распространение опыта работы по внедрению ППК в образовательный процесс Работа в творческих группах, профессиональных сообществах с инновационным содержанием

Рисунок. Условия подготовки преподавателей к реализации ФГОС

Этапы развития ППК преподавателей медицинского вуза следующие:

1. Диагностический. На данном этапе выявляются критерии и показатели самообразования преподавателей вуза и вырабатывается устойчивая мотивация к нему, определяются образовательные потребности, конкретные знания и умения по проблеме развития ППК, функции, которыми нужно овладеть. Анализируется уровень компетентности, предшествующей подготовки преподавателей по проблемам реализации ФГОС. Сравнивается реальный уровень компетентности с требованиями отраслевых рамок квалификаций.

2. Организационный. На данном этапе предполагается активное участие самих преподавателей в создании программы развития ППК, овладение ею, определение содержания, форм, методов и средств обучения преподавателя, разработка технологических карт его деятельности.

3. Практический. Практическая реализация модели предполагает: отслеживание эффективности и результативности влияния развития ППК на качество образовательного процесса; формирование диалектического способа мышления; коррекцию технологических карт.

4. Обобщающий. Анализ результатов, соотнесение результатов с поставленными целями. Кор-

рекция отраслевых рамок квалификаций компетенций преподавателя вуза.

При рассмотрении условий развития ППК, направленных на реализацию ФГОС, надо отметить, что данная компетентность характеризуется рядом особенностей: 1)активное участие взрослого человека в образовательном процессе; 2) возможность обогащения совокупного социальнокультурного опыта посредством личного вклада; 3) возможность трансформации системы образования и всей социальной среды в процессе и результате образования; 4) непрерывное продолжительное учебное взаимодействие обучающихся (слушателей) и преподавателей.

Имеющиеся в настоящее время формы обучения профессорско-преподавательского состава в наибольшей степени подходят взрослым, получающим дополнительное образование или проходящим переподготовку. Поэтому оно характеризуется большим разбросом уровня подготовки обучающихся. Исходя из этого еще одно из условий развития ППК — индивидуальный подход. В контексте непрерывного образования постановка проблемы обучения взрослых определяется социальными тенденциями в обществе и рассматривает в качестве стратегической цели развитие способности взрослых обучаемых к комму-

никациям, формированию компетенций. Реше- нормотворчеству, владению навыками написание данной проблемы является частью более об- ния рабочих программ, оцениванию результатов

щей проблемы обучения и формирования компе- учебной деятельности студентов и своего про-

тенций у взрослых людей в системе постдиплом- фессионального развития. На рисунке (см. вы-

ного образования. ше) наглядно показана взаимосвязь компонен-

Реализация ФГОС третьего поколения пред- тов системы подготовки преподавателей к реа-

полагает подготовленность преподавателей к лизации ФГОС в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЗАИР-БЕК Е. С. , ТРЯПИЦЫНА А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех : национальное видение / под ред. Г. А. Бордовского. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

2. ХУТОРСКОЙ А. В. Современная дидактика. Санкт-Петербург; Москва; Харьков; Минск, 2001.

3. ЧОШАНОВ М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения// Педагогика. 1997. №2.

4. ЧОШАНОВА М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе : дис. ... на соискание ученой степени д-ра пед. наук. Казань, 1996.

5. ЯРОВИКОВА Р. Т. От непрерывной аттестации к непрерывному образованию (к построению концепции непрерывного образования) // Проблемы высшего технического образования / под общ. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 1998.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. А. Петрусевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.