УДК 370
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Гетман Н.А.
ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Министерство здравоохранения Российской федерации
Аннотация. В статье проанализированы условия реализации компетентностного подхода в медицинском вузе. Предлагаются пути реализации данного подхода в практике, соотносимые с общими задачами модернизации российского образования. Рассмотрены изменения требований к преподавателю вуза, которые связаны со многими факторами, такими как продвижение информационных и инновационных технологий в образовательный процесс системы высшего профессионального образования, что потребовало от профессорско-преподавательского состава не только творческой научно-методической деятельности, но и принципиально другого уровня психолого-педагогической компетентности для создания продуктов нового поколения.
Ключевые слова. Психо лого-педагогическая компетенция, ФГОС, качество образования.
Уникальность современной ситуации в образовании в целом и в медицинском вузе в частности, заключается в том, что процесс подготовки специалистов происходит в период перестройки образовательного процесса, внедрения ФГОС три плюс, создания новой инфраструктуры всего высшего образования.
Преподаватели и студенты медицинской академии являются не только исполнителями основных задач модернизации, но и её активными разработчиками, строят новую образовательную практику. В результате интеграции науки и образовательной деятельности академия становится аналитическим и исследовательским центром, который проводит мониторинг качества, выявляет проблемы и пути решения.
В Концепции модернизации российского образования акцент ставится на новые социальные требования к высшему образованию, обусловленные проблемами общественной жизни. Специалист (выпускник вуза) будет успешен, если он обладает целостной системой профессиональных компетенций, которые формируются в течение обучения в вузе и развиваются на протяжении всей профессиональной жизнедеятельности. В настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что технологической основой современного вузовского образования должен стать компетентностный подход, который нормативно закреплен ФГОС. Данный подход достаточно разработан и достиг в нашей стране значительного уровня развития, стал органичной частью системы высшего образования.
В вузе образовательный процесс постоянно персонализируется, так как профессиональное образование практико-ориентировано и личностно-направлено. Каким образом можно формировать те компетенции студентов, которые предъявлены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Высокопрофессиональный компетентный преподаватель, который может получить качественный продукт своей профессиональной деятельности, является базовым компонентом успешности образовательной деятельности всего вуза. Одна из основных задач вуза при реализации ФГОС - расширение самостоятельности студента, осуществление переноса знаний из одной области знаний в другую. Одним из условий построения лич-ностно-деятельностного образования в вузе является развитие психолого-педагогической компетентности (ППК) преподавателей. Наличие высокого уровня ППК является условием реализации деятельности преподавателей, позволяет качественно, в соответствии с требованиями ФГОС, формировать профессиональные ком-
петентности студентов[2].
Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза - это специальный комплекс практических действий, основанный на достижениях педагогической науки и передового профессионального опыта. Она чрезвычайно разнообразна по содержанию и предполагает наличие у преподавателя не только специальных профессиональных компетенций, но и сформированных психолого-педагогических компетентностей[1].
В зависимости от реализуемых задач и специфики выполняемой деятельности выделим несколько составляющих психолого-педагогической компетентности: способность и готовность проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе; способность и готовность создавать образовательную среду в соответствии с требованиями высшего медицинского образования; способность и готовность обеспечивать качество подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС.
Если рассматривать в динамике развитие психолого-педагогических компетентности преподавателя, то необходимо выделить еще один компонент - такой как способность и готовность анализировать и совершенствовать собственную профессиональную деятельность и ее результаты.
Развитие психолого-педагогических компетентности преподавателей приведут к следующим результатам: в управлении образовательным процессом делегирование ответственности за результат перейдет к субъектам образовательного процесса. Изменится статус преподавателя и обучающегося, что приведет к переводу в позицию субъекта управления не только преподавателя, но и самого студента. В образовательной деятельности расширяется спектр видов самостоятельной деятельности, доминирует дифференцированная, практическая, творческая и научно-исследовательская деятельность. Результат - сформированность компетентностей специалиста - выпускника медицинского вуза за счет потенциала высококвалифицированного преподавательского состава.
Подготовку педагогов различных дисциплин к развитию ППК мы рассматриваем как систему психологических, общепедагогических, дидактических и частных методических процедур взаимодействия педагогов и методистов с учетом специфики образовательного учреждения и их профессиональных интересов и склонностей. Подготовка представляет собой организацию процесса обучения преподавателя по определенной системе. Это совместная педагогическая деятельность по проектированию и организации учебного процесса с обеспечением комфортных условий для преподавателя и обучающихся [5].
На практических занятиях преподавателям будет предложено проанализировать несколько традиционных занятий по одной теме, проведенных разными преподавателями занятия, на которых ярко появились ППК; сравнить их, найти общее и различия, определить обучающую ценность занятия.
Эвристические технологии предполагают подготовку и проведение конкретных исследований, связанных с развитием ППК, разработку и анализ результатов апробации программы развития ППК преподавателя вуза [4].
Выработка стратегии обучения преподавателей чередование теоретического, практического обучения, стажировок, организацию как долгосрочных, так и краткосрочных форм подготовки.
Действия преподавателей кафедра педагогики и психологии, проводящих обучение преподавателей (слушателей) медицинского вуза, включает изменение в содержании, средствах, формах, методах обучения, оценивание его результатов. При этом слушатели становятся активными участниками совместной с преподавателями деятельности, направленной на коррекцию процесса обучения, определение траектории
дальнейшей самообразовательной деятельности, а также выбора оптимальных форм дальнейшей подготовки.
При разработке паспорта психолого-педагогических компетенций были даны следующие формулировки: (ППК) преподаватель способен и готов проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе, что предполагает наличие у преподавателей знаний субъектов, объектов, целей, содержания, этапов, условий результативности образовательного процесса в медицинском вузе и умений их определять. Знаний особенностей образовательного процесса при подготовке к различным специальностям в медицинском вузе, современных образовательных технологии, технологию проектирования образовательного процесса в медицинском вузе с учетом специфики специальностей. Знаний критериев и показателей результативности образовательного процесса в медицинском вузе и умений это использовать при проектировании образовательного процесса. Преподаватель владеет инструментарием проектирования образовательного процесса в медицинском вузе, технологией проектирования образовательного процесса в медицинском вузе с учетом специфики специальностей и навыками оценки результативности образовательного процесса в медицинском вузе. Преподаватель способен и готов создавать образовательную среду в соответствии с требованиями высшего медицинского образования. В соответствие с этим преподаватель должен обладать знаниями цели, принципов создания образовательной среды в медицинском вузе, требований ФГОС к образовательной среде при подготовке специалистов различных специальностей медицинского вуза, субъектов и объектов, функции, структуру образовательной среды медицинского вуза, инструментария создания образовательной среды медицинского вуза, критериев и показателей оценки качества образовательной среды медицинского вуза, технологии проектирования образовательной среды в медицинском вузе в соответствии с требования ФГОС[3]. Преподаватель умеет определять субъекты и объекты, цели, функции, структуру образовательной среды медицинского вуза, учитывать требования ФГОС к образовательной среде при подготовке специалистов различных специальностей медицинского вуза, определять субъектов и объекты, функции, структуру образовательной среды медицинского вуза, осуществлять отбор инструментария создания образовательной среды медицинского вуза, выделять критерии и показатели оценки качества образовательной среды медицинского вуза, проектировать образовательную среду в медицинском вузе в соответствии с ФГОС. Владеть инструментарием создания образовательной среды медицинского вуза, навыками оценки качества образовательной среды медицинского вуза, технологией проектирования образовательной среды в медицинском вузе в соответствии с требования ФГОС. Преподаватель способен и готов обеспечивать качество подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС. В соответствие с этим преподаватель знает требования ФГОС к содержанию образования в медицинском вузе, требования ФГОС к методам и средствам обучения в медицинском вузе, требования ФГОС к формам организации обучения в медицинском вузе, требования ФГОС к организации образовательного процесса в медицинском вузе, требования ФГОС к результатам подготовки различных специальностей в медицинском вузе, технологию оценки качества подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС. преподаватель умеет осуществлять отбор содержания образования в медицинском вузе в соответствии с ФГОС, осуществлять отбор методов и средств обучения в медицинском вузе в соответствии с ФГОС, осуществлять отбор форм организации обучения в медицинском вузе в соответствии с ФГОС, организовывать образовательный процесс в медицинском вузе в соответствии с ФГОС, оценивать качество подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС. И в соответствие с логикой компетентностного подхода преподаватель владеет: навыками отбора содержания образования в медицинском вузе в
соответствии с ФГОС, инструментарием обучения в медицинском вузе в соответствии с ФГОС, технологией организации образовательного процесса, реализующего ФГОС, навыками оценки качества подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС.
Этапы развития психолого-педагогической компетенции преподавателей медицинского вуза предполагают следующее:
1. Диагностический. На данном этапе осуществляется выявление критериев и показателей самообразования преподавателей вуза и выработка устойчивой мотивации к нему, определение образовательных потребностей, конкретных знаний и умений по проблеме развития ППК, функций, которыми нужно овладеть. Анализируется уровень компетентности, предшествующей подготовки преподавателей по проблемам реализации ФГОС. Сравнивается реальный уровень компетентности с требованиями отраслевых рамок квалификаций.
2. Организационный. На данном этапе предполагается активное участие самих преподавателей в создании программы развития психолого-педагогической компетенции, овладение преподавателями ими. Определение со-держания, форм, методов и средств обучения преподавателя, разработка технологических карт деятельности преподавателя.
3. Практический. Практическая реализация модели предполагает отслеживание эффективности и результативности влияния развития ППК на качество образовательного процесса, формирование диалектического способа мышления. Коррекция технологических карт.
4. Обобщающий. Анализ результатов, соотнесение результатов с постав-ленными целями. Коррекция отраслевых рамок квалификаций компетенций преподавателя.
При рассмотрении условий развития ППК, направленных на реализацию ФГОС, надо отметить, что данная компетентность характеризуется рядом особенностей: 1)активное участие взрослого человека в образовательном процессе;
2) возможность обогащения совокупного социально-культурного опыта посредством личного вклада; 3) возможность трансформации системы образования и всей социальной среды в процессе и результате образования; 4) непрерывное продолжительное учебное взаимодействие обучающихся (слушателей) и преподавателей.
Имеющиеся в настоящее время формы обучения профессорско-преподавательского состава, в наибольшей степени подходят взрослым, получающим дополнительное образование или проходящим переподготовку. Поэтому оно характеризуется большим разбросом уровня подготовки обучающихся. Исходя из этого еще одно из условий развития ППК - индивидуальный подход.
В контексте непрерывного образования постановка проблемы обучения взрослых определяется социальными тенденциями в обществе и рассматривает в качестве стратегической цели развитие способности взрослых обучаемых к коммуникациям, формированию компетенций. Решение данной проблемы является частью более общей проблемы обучения и формирования компетенций у взрослых людей в системе постдипломного образования.
Реализация ФГОС третьего поколения предполагает подготовленность преподавателей к нормотворчеству, владению навыками написания рабочих программ, оцениванию результатов учебной деятельности студентов и своего профессионального развития. На рисунке 1 наглядно показана взаимосвязь компонентов системы по подготовке преподавателей к реализации ФГОС в вузе.
Рисунок 1. Условия подготовки преподавателей к реализации ФГОС
49
Литература
1. Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — с.
2. Хуторской A.B. Современная дидактика. Питер. Санкт-Петербург. Москва Харьков - Минск, 2001. -
418с.
3. Чошанов M.A. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения// Педагогика. -1997.-№2.-с.21-29.
4. Чошанова М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. Казань, 1996. - 368с.
5. Яровикова Р.Т. От непрерывной аттестации к непрерывному образованию (к построению концепции непрерывного образования)// Проблемы высшего технического образования/ Под. общ. ред. A.C. Вострикова. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998.-е.82-86.
THE DEVELOPMENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE MEDICAL SCHOOL IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL PARADIGM Getman N.A.
Resume. In article realization conditions_competent Under-course in medical high school is analyses. Realization ways competent the approach in practice, with the general problems of modernization of Russian education are offered. Changes of requirements to the teacher of high school which are connected with many factors, such as advancement of information and innovative technologies in educational process of system of the higher vocational training are considered. It has demanded from the faculty not only creative methodical activity, but also essentially other level of psychology-pedagogical competence for creation of scientifically-methodical products of new generation.
Keywords. The psychology-pedagogical competence, Federal state educational standards, quality of formation.