Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая подготовка преподавателей медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности'

Психолого-педагогическая подготовка преподавателей медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетман Наталья Александровна, Педан Татьяна Николаевна

Анализируется роль психолого-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза как условие реализации компетентностного подхода. Предлагаются пути реализации данного подхода в соответствии с общими задачами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к уровню психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетман Наталья Александровна, Педан Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical training of teachers of medical school as condition of their professional competence

There is analyzed the role of psychological and pedagogical training of high school teachers as conditions for realization of the competence approach in medical school. The ways of implementation of this approach in accordance with the overall objectives of the modernization of Russian education are considered. The requirements for the psycho-pedagogical competence of a teacher in medical school as a condition for improving the quality of education are done.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

значениям познавательной мотивации студентов обучения в вузе соответствуют высокие значения самостоятельности учебно-исследовательской деятельности. Поскольку значения связи показателей познавательной мотивации обучения в вузе и самостоятельности учебно-исследовательской деятельности студентов первой экспериментальной группы приближаются к + 1,00, то можно говорить уже не просто о связи, а о функциональной зависимости исследуемых переменных величин.

У участников второй экспериментальной группы эмпирические значения связи показателей познавательной мотивации обучения в вузе и самостоятельности учебно-исследовательской деятельности студентов находятся в интервале от 0,3 до 0,49, что свидетельствует об их умеренной связи. Данные связи по направлению являются положительными, по форме — прямыми: низким значениям познавательной мотивации обучения в вузе соответствуют низкие значения самостоятельности учебно-исследовательской деятельности студентов.

В результате проведенного статистического анализа был сделан следующий вывод: чем выше уровень развития познавательной мотивации обучения в вузе, тем более испытуемые самостоятельны в своей учебно-исследовательской деятельности.

Таким образом, полученные опытно-экспериментальным путем данные подтверждают предположение о возможности развития познавательной самостоятельности студентов медицинского вуза посредством выполнения групповых исследовательских проектов по психологии.

1. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников : моногр./ Т. И. Шамова. — М. : Педагогика, 1982. — С. 178.

2. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого

саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр

инновационных технологий, 2000. — 608 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.

4. Осадчук, О. Л. Реализация проектной деятельности на основе контекстного подхода как инструмент развития профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза / О. Л. Осадчук // Образование и наука XXI века — 2011 : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. — Т. 9. Педагогические науки. — София : Изд-во «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. — С. 11-16.

5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2002. — 512 с.

6. Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 118-127.

ОСАДЧУК Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: ool58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© О. Л. Осадчук

удк з78.о464 н. д. ГЕТМАН

Т. Н. ПЕДАН

Омская государственная медицинская академия

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Анализируется роль психолого-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза как условие реализации компетентностного подхода. Предлагаются пути реализации данного подхода в соответствии с общими задачами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к уровню психо-лого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя; психолого-педа-гогическая подготовка.

Реализация инновационных изменений высшей медицинской школы, повышение качества образования и внедрение стратегии «Образование-2020» осуществляются на основе Болонской декларации. После принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году образование рассматривает-

ся как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.

Подготовить будущих врачей к успешному решению профессиональных задач и способствовать их личностному развитию возможно при использовании компетентностно- и личностно ориентированных форм, методов, технологий обучения преподавателей медицинской школы.

Сформированность профессиональных компетенций преподавателя опосредованно влияет на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся [1, 2]. Достижение этой цели требует реализации системы условий, одним из которых являются проектирование, организация и проведение психолого-педагогической подготовки преподавателей Омской государственной медицинской академии в рамках дополнительной образовательной программы послевузовского профессионального образования «Преподаватель высшей школы», осуществляемой на базе кафедры педагогики и психологии.

Психолого-педагогическая подготовка в системе дополнительного профессионального образования является важнейшим условием профессионального роста преподавателей вуза. Ее проведение включает несколько составляющих, например:

а) теоретико-методологическую подготовку слушателей в ходе освоения дисциплин по профессиональной педагогике и психологии;

б) практическую подготовку слушателей к проектированию, организации и проведению учебных занятий;

в)проведение психолого-педагогических исследований по актуальным проблемам медицинской высшей школы;

г) организацию психолого-педагогической практики, целью и задачами которой являются формирование профессиональных компетенций преподавателя в области психолого-педагогической, организационно-педагогической и научно-педагогической деятельности и т. д.

В качестве основных профессиональных компетенций преподавателей медицинского вуза были выделены следующие:

1) психолого-педагогическая компетенция — способность и готовность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего врача;

2) организационно-педагогическая компетенция — способность и готовность проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе (проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, проведение мониторинга качества подготовки студентов);

3) научно-педагогическая компетенция — способность и готовность изучать актуальные педагогические проблемы, основываясь на принципах методологии психолого-педагогических исследований [3, 4].

Рассмотрим требования к результатам освоения программы «Преподаватель высшей школы» на примере научно-педагогической компетенции, которая нами рассматривается как способность и готовность организовывать исследовательскую деятельность студентов, представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада на основе методологии научного исследования; интегрировать современные научные знания с преподаванием.

Знает: основные тенденции развития науки и способы интеграции современных научных знаний

в преподавании учебных дисциплин; специфику пси-холого-педагогических исследований в медицинском вузе; особенности грантовой политики государства в области образования; требования к написанию конкурсных заявок, заявок на гранты; способы представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада; способы организации исследовательской деятельности в медицинском вузе с учетом специфики специальностей.

Умеет: обобщать и критически оценивать результаты различных исследований (в том числе и студенческих); интегрировать современные научные знания в преподавание учебных дисциплин; определять методологические основания исследований в медицинском вузе; планировать проведение исследований (в том числе студенческих) в соответствии с целями обучения и уровнем подготовленности студентов; создавать конкурсные заявки, заявки на гранты; оценивать результативность исследовательской деятельности (в том числе студенческих) в медицинском вузе на основе критериев и показателей; проводить рефлексию научно-педагогической деятельности.

Владеет: инструментарием исследования в медицинском вузе; технологией интеграции современных научных знаний с преподаванием учебных (профильных) дисциплин; технологией организации и проведения исследований (в том числе студенческих) в медицинском вузе с учетом специфики специальностей; способами оценки и презентации результатов пси-холого-педагогических и медицинских исследований в медицинском вузе; технологией организации работы с проектами на грант.

Приведем пример исследования уровня развития профессиональной компетентности преподавателей Омской государственной медицинской академии. В качестве критерия данной компетентности выступали способность и готовность профессорско-преподавательского состава развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего врача. Данный критерий определялся по следующим показателям:

— знание основных профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

— знание педагогических технологий, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала;

— умение диагностировать уровень развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

— умение проектировать (определять цели, содержание и способы) процесса развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

— владение технологией развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача и т. д.

В соответствии с данными показателями нами была разработана анкета, с помощью которой мы определили уровень развития профессиональной компетентности преподавателей Омской государственной медицинской академии (табл. 1).

Для диагностики профессиональной компетентности, а именно диагностики умений и владения развивать профессионально важные качества личности будущего врача, преподавателям было предложено следующее задание: «Разработайте алгоритм развития конкретных профессионально важных качеств будущего врача на примере учебного занятия по Вашей дисциплине» (табл. 2).

Результаты проведенного исследования, в котором принимали участие 27 преподавателей Омской

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

Анкета определения уровня развития профессиональной компетентности преподавателей Омской государственной медицинской академии

№ п/п Вопрос

1 Перечислите основные профессионально важные и значимые качества личности будущего врача.

2 Какое значение имеют данные качества для эффективной и успешной профессиональной деятельности? Почему?

3 Как Вы определяете уровень сформированности профессионально важных качеств личности будущэго врача?

4 Какие диагностические методики Вы используете для определения уровня развития профессионально важных и значимых качеств личности будущэго врача? Перечислите.

5 Какие Вы знаете педагогические технологии, ориентированные на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала?

6 Какие из данных технологий (или их элементы) Вы используете в своей педагогической деятельности? Перечислите.

7 Какие трудности Вы испытываете при определении и использовании данных технологий?

8 Что Вы понимаете под процессом проектирования развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?

9 Какие составляющие включает данный процесс?

10 Какие трудности Вы испытываете при проектировании процесса развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?

11 Что, на Ваш взгляд, включает в себя технология развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?

12 Какие трудности Вы испытываете при определении и реализации данной технологии?

государственной медицинской академии, позволили сделать вывод о том, что часть (25,6 %) преподавателей имеют уровень профессиональной компетентности ниже среднего, 59,6 % преподавателей обладают средним уровнем данной компетентности и лишь у 14,8 % преподавателей высокий уровень психологопедагогической компетентности.

Уровень профессиональной компетентности преподавателей ниже среднего характеризовался следующими показателями:

— знание основных профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

— поверхностное представление о педагогических технологиях, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала;

— знание некоторых методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

— недостаточное умение проектировать процесс развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

— не владение технологией развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача.

Для преподавателей со средним уровнем пси-холого-педагогической компетентности было характерно:

— достаточно глубокие представления о профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача, а также педагогических технологиях, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего про-фессионала;

— знание основных методов диагностики уровня развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача и использование их в образовательном процессе;

— умение проектировать процесс развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

— владение технологией развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача.

Преподаватели с высоким уровнем психологопедагогической компетентности, помимо глубоких представлений о профессионально важных и значимых качествах личности будущего врача и знания личностно ориентированных технологий, продемонстрировали высокий уровень проектирования и технологии реализации процесса развития профессионально важных качеств личности студентов.

Перспективным направлением в данной области исследований является создание программы формирования профессиональных компетенций преподавателей высшей медицинской школы, подготовка учебных и учебно-методических пособий, позволяющих обеспечить образовательный процесс реализации программы «Преподаватель высшей школы».

Таблица 2

Алгоритм развития конкретных профессионально важных качеств будущего врача

№ п/п Этап Задача этапа Действия преподавателя (методы, формы) Действия студентов Результат

1

2

3

1. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / А. И. Артюхина [и др.]. — Омск : Полиграфический центр КАЛ, 2012. — 198 с.

2. Красинская, Л. Ф. Формирование психологопедагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Л. Ф. Красинская. — М., 2011. — 51 с.

3. Заир-Бек, Е. С. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына ; под ред. Г. А. Бордовского. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 287 с.

4. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза : метод. рек. для преподавателей медицинских вузов / под ред. Н. Е. Ва-жеевской. — М. : Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, 2012. — 172 с.

ГЕТМАН Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

ПЕДАН Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: gettmann_natali@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© Н. А. Гетман, Т. Н. Педан

УДК 37.025:303.442.3 н. Ю. ДЕМДОУМИ

Н. Ю. ВЛАСЕНКО Н. А. ПОЛЯНСКАЯ

Омская государственная медицинская академия

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ И ДЕОНТОЛОГИИ У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В статье представлены результаты анкетирования выпускников педиатрического факультета о современных медицинских технологиях и понимании вопросов этики и деонтологии. Проведенное анкетирование выпускников выявило ряд проблем, тесно связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Широкое использование высокотехнологичной медицинской помощи населению требует от врача-професси-онала четкого понимания своего предназначения, твердых моральных устоев, способности самостоятельного принятия решения во благо пациента.

Ключевые слова: этика, деонтология, врач, дети.

Значимость медицинской этики и деонтологии в современный период особенно усиливается под воздействием научно-технической революции с ее процессами дифференциации и интеграции, развитием знаний, когда происходит бурное насыщение медицины аппаратурой и сложной техникой для диагностики и лечения. В связи с этим все более сложными и опосредованными становятся связи между врачом и больным [1]. Создаются объективные возможности для обесценивания личностного подхода к больному. При отсутствии нравственных качеств у медицинского работника эта возможность может превратиться в действительность [2].

Бесспорно, взаимоотношения медицинского работника и больного — понятие сложное. Оно охватывает целый комплекс морально-этических, психологических и нравственных проблем, с которыми медицинскому работнику приходится постоянно сталкиваться и находить единственный правильный ответ. Поэтому человек, решивший посвятить себя медицине, должен не только освоить эту профессию, но и обладать особым умением общаться с людьми, реагировать на чужую боль, бьгть готовым всю жизнь неутомимо бороться за здоровье человека [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для квалифицированного оказания медицинской помощи детям врачу необходимо иметь не только глубокие теоретические знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его родителей, четко представлять существующие в этой области этические проблемы [4].

Одна из важнейших среди них — осведомление родителей, родственников ребенка об особенностях заболевания для получения согласия на лечение. Умение врача успокоить, объективно информировать родителей о методах диагностики, организации медицинской помощи ребенку, развитии возможных осложнений и при этом ободрить, настроить на активную помощь, является обязательным этическим требованием [5].

Во второй половине XX века американский ученый В. Р. Поттер предложил понятие «биоэтика» как определение новой этики человечества, которая должна стать «наукой выживания», «мостом в будущее» в условиях современного экологического кризиса [6].

С 2011 года в отечественных медицинских вузах в соответствии с ФГОС третьего поколения в программу подготовки врачей-педиатров была введена

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.