УДК 330.111.62
А.С. Корчагина
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В РОССИИ
Государственно-частное партнерство, способствующее росту результативности государственного управления и расширению финансовых возможностей обеспечения модернизации экономики, является наиболее перспективной формой экономического взаимодействия государства и бизнеса. Эффективность внедрения и функционирования такого партнерства во многом определяется условиями, действующими в экономике, что требует подробного их рассмотрения и систематизации.
Государственно-частное партнерство, условия развития партнерства государства и частного сектора, экономическое развитие России, коррупция, формальные и неформальные институты, институты гражданского общества, предпринимательская среда
A.S. Korchag^
CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
IN RUSSIA
The public-private partnership promoting growth of productivity of the government and expansion of financial possibilities of maintenance of modernization of economy, is the most perspective form of economic interaction of the state and business. Efficiency of introduction and functioning of such partnership is in many respects defined by the conditions operating in economy that demands their detailed consideration and ordering.
Public-private partnership, the terms of partnership between the state and the private sector, economic development in Russia, corruption, formal and informal institutions, civil society, business environment
Необходимость использования рыночного механизма при реализации отдельных государственных функций, решении социально-экономических задач и управлении объектами государственной собственности в экономике России усилилась под влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., который обострил имеющиеся проблемы российской экономики и обусловил необходимость пересмотра приоритетов экономического развития в соответствии с общемировыми тенденциями усиления роли инновационных факторов в развитии национальных экономик развитых стран. Конструктивное взаимодействие государства и частного предпринимательства в рамках партнерства играет особую роль при переходе на модель инновационного социально ориентированного развития экономики России, поскольку выступает эффективным инструментом осуществления прогрессивной политики, позволяя целенаправленно использовать в определенных государством стратегических направлениях инновационный и инвестиционный потенциал бизнеса. Развитие такого партнерства обусловлено рядом условий, имеющих отношение к представителям субъектов отношений, среде, в которой происходит взаимодействие, и определяющих характер, методы и формы такого партнерства. Эти условия, на наш взгляд, целесообразно систематизировать по следующим критериям (таблица).
По источнику действия можно выделить объективные, не зависящие от деятельности участников рассматриваемых отношений, и субъективные условия. К первым относятся процессы глобализации, цикличность экономики, наличие природных ресурсов, выгодное экономико-географическое положение.
Процессы глобализации оказывают влияние на развитие государственно-частного партнерства в направлениях подключения иностранного капитала на принципах партнерства государства и бизнеса внутри страны и господдержки национального капитала во внешнеэкономической деятельности. Государственно-частное партнерство с участием иностранного капитала помогает стране интегрироваться в мировую экономику и получать необходимый опыт и передовые технологии. Такое партнерство подразумевает использование методов экономической дипломатии для стимулирования роста национальной экономики: государства взаимодействуют с ТНК в глобальном контексте, что служит условием поддержания и повышения конкурентоспособности национальных экономик1.
Неоднозначно на развитие государственно-частного партнерства влияет цикличность развития экономики. Рыночная экономика нестабильна. За периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периоды спадов.
Подъем деловой активности благотворно влияет на деятельность хозяйствующих субъектов, и наоборот, кризисные явления приводят обычно к «замораживанию» или сворачиванию инвестиционных проектов, адресных программ. Вместе с тем в такие периоды проекты государственно-частного партнерства позволяют обеспечить стимулирование спроса как дополнительную возможность стабилизации экономики, распределить и, тем самым, снизить для партнеров возрастающие в кризисный период риски, обеспечить привлечение в проект долгосрочных средств2.
Благоприятными условиями развития партнерств государства и частного сектора являются обеспеченность страны природными ресурсами и выгодное экономикогеографическое положение.
Наличие богатого природно-ресурсного потенциала страны расширяет сферы возможного применения государственно-частного партнерства в направлении рационального использования имеющихся ресурсов, поскольку механизмы такого партнерства, обеспечивающие успешную коммерциализацию научных исследований, могут стать инструментом разработки и внедрения безотходных технологий.
Классификация условий развития государственно-частного партнерства
Критерии Виды Условия развития государственно-частного партнерства
Источник действия Объективны е • цикличность экономики; • процессы глобализации; • экономико-географическое положение; • наличие природных ресурсов.
Субъективн ые • профессионализм, опыт уровень образования и профессиональных навыков участников партнерских отношений; • состав, структура частного предпринимательства, характеристика государственного сектора.
Степень институци- онализации Формальные • гибкость, стабильность, проработанность нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства; • наличие программ и планов развития государственно-частного партнерства; • наличие административного аппарата,
1 Клинова М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 88.
2 Саванкова Н. Партнерство государства и бизнеса в условиях глобального финансового кризиса // Экономические науки. 2009. №1(50). С. 41.
осуществляющего взаимодействие с частным бизнесом в рамках партнерства; • развитие специализированных финансовокредитных институтов.
Неформальн ые • традиции и национальные особенности, сложившиеся во взаимоотношениях государства и бизнеса; • хозяйственная культура, культура партнерства; • специфика неформальных взаимоотношений государства и бизнеса.
Охват действия Общие • эффективность регулирования правовых и имущественных отношений; • наличие организационных структур в системе органов государственной власти; • степень защищенность прав собственности.
Специфичес кие • развитие федерального, регионального управления и местного самоуправления; • территориальное распределение полезных ископаемых, минеральных ресурсов, водных, лесных, рекреационных ресурсов; • специфика развития и функционирования различных отраслей и сфер экономики.
Характер действия Положитель ные • богатый научный, инновационный, производственный потенциал; • развитые конкурентные условия; • наличие предсказуемой и устойчивой конъюнктуры рынка; • наличие политических сетей взаимодействия.
Отрицательн ые • высокие политические и экономические риски; • изношенность основных фондов; • инфраструктурные ограничения; • коррупция.
Сфера деятельнос ти Экономическ ие • качество инфраструктуры; • стабильность экономики; • уровень образования и профессионального обучения участников партнерства; • конкурентоспособность предпринимательства; • инвестиционная активность бизнеса.
Внеэкономич еские Политические: • эффективность процедур разработки и обсуждений проектов государственно-частного партнерства; • активность гражданского общества; • уровень политических рисков. Социальные • качество социальных институтов (моральных норм, культурно-исторических традиций и др.); • характер социальной мобильности, мотиваций и интересов; • развитие человеческого капитала.
Источник: Сост. автором
Субъективные условия включают все возможные условия, определяющие характеристики участников партнерских отношений. Органы государственной власти берут на себя инициативу по формированию нормативно-правовой базы и привлечению бизнеса к совместной реализации проектов по оказанию услуг населению. Предпринимательские структуры должны также проявлять инициативу, понимать социальную ответственность бизнеса перед обществом, обладать соответствующими ресурсами и потенциалом3. Существенное влияние на развитие отношений партнерства государства и частного сектора имеют степень государственного вмешательства в экономику, государственное предпринимательство.
С позиции институционального подхода целесообразно выделить формальные и неформальные условия. Большое значение имеют формальные условия развития партнерства государства и частного бизнеса: правовые нормы и законы, разработанная, предсказуемая и надежная нормативно-правовая база, защищающая интересы бизнеса и получателей услуг и обеспечивающая возможность участия субъектов частного сектора в юридических процедурах, защищающих их права и гарантирующих им доступ к процессу принятия решений. Формированию партнерских отношений способствует наличие в стране программных документов, определяющих цели, задачи, принципы государственно-частного партнерства, а также устанавливающих приоритетные зоны для инициирования и поддержки такого партнерства. Эффективность функционирования государственночастного партнерства определяется также наличием административного аппарата, готового реализовать общественные цели в условиях партнерства и предоставит для этого необходимую ресурсную поддержку. При этом большое значение имеет согласованность действий государственных органов власти при разработке и реализации проектов, в частности налаживание эффективных взаимосвязей между различными министерствами и структурами, занимающимися реализацией подобных проектов. Помимо государственных структур, институциональные условия государственно-частных партнерств формируют специализированные финансово-экономические учреждения, обеспечивающие совместные проекты инвестиционными ресурсами, а также организации, осуществляющие их экспертизу4.
Неформальные условия развития партнерства государства и бизнеса включают исторические традиции и другие национальные особенности, сложившиеся во взаимоотношениях государства и бизнеса, хозяйственную культуру. В формировании хозяйственной культуры большую роль играют экономические знания, профессиональные навыки, общественные нормы. Культура отношений партнерства предполагает реализацию ценностей свободы, равноправия, экономической самостоятельности. Она является, с одной стороны, частью экономической культуры общества, с другой - вбирает в себя более широкие понятия - социальной ответственности и этики бизнеса5.
По охвату действия условия развития партнерства государства и частного сектора можно подразделить на общие (действующие во всей экономике) и специфические. К общим следует отнести наличие предсказуемой и устойчивой рыночной конъюнктуры экономики, защищенность прав собственности, надежность финансовых рынков, прозрачность закупок. Специфические условия определяют особенности реализации партнерства в зависимости от уровня государственного управления, специфики определенных отраслей и сфер экономики, а также пространственного аспекта функционирования государственно-частного партнерства. Экономика любой страны, характеризующейся обширной территорией, неоднородна, каждый регион отличается своеобразием природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регионы в различной степени обеспечены водными, лесными, рекреационными ресурсами. Для территорий присущи различные климатические условия, качество окружающей среды, они неодинаково богаты природными ресурсами, которым свойственна неравномерность освоения. В зависимости от указанных условий формы, а также сферы преимущественного применения механизмов государственно-частного партнерства для каждой территории
3 Кабашкин В. Формирование и развитие партнерских отношений государства и предпринимательских структур в Российской Федерации. М., 2006. С. 104.
4 Нелюбова Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №11(50). С. 51.
5 Малый В. Концепция делового партнерства и развитие организаций в современной России. Саратов, 2004. С. 40.
специфичны. Так, использование соглашений о разделе продукции в России, характерных для нефтяной сферы, наиболее распространено в восточных районах страны, богатых нефтью и газом, а обеспеченные рекреационными ресурсами Черноморское побережье, район Каспийского моря могут стать перспективными территориями для развития концессий, совместных предприятий.
Условия развития государственно-частного партнерства могут быть экономическими и внеэкономическими. К первым можно отнести условия, от качества которых зависит эффективность общественного воспроизводства, а именно: развитие институциональной среды и инфраструктуры, науки и образования, малого бизнеса, развитие финансовых и денежно-кредитных институтов, стабильность экономики, уровень образования и профессионального обучения участников партнерства и другие. Данные условия оказывают большое влияние на характер среды, в которой функционируют частнопредпринимательские структуры. Внеэкономические условия развития партнерства государства и частного предпринимательства отражают политические и социальные условия в стране.
От уровня политических рисков в стране (рисков изменения в законодательстве, рисков невыполнения государством обязательств, принятых по проекту и др.) зависит привлечение финансовых ресурсов в рамках совместных проектов государства и бизнеса. Социальные условия развития государственно-частного партнерства формируются через социальную организацию общества и определяются качеством функционирования системы социальных институтов (государственно-правовых, моральных норм, культурно-исторических традиций, религии, науки), характером социальной мобильности, мотиваций и интересов. Особое значение среди социальных факторов имеет человеческий капитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационными способностями, профессиональным мастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности. Указанные условия социального характера тесно связаны с экономическими условиями, обеспечивающими развитие партнерства государства и бизнеса, а значит, благотворное воздействие на такое партнерство может оказать качественное их улучшение.
Условия могут быть положительными - повышающими экономический эффект от использования партнерства государства и частного бизнеса и увеличивающими потенциал его развития, и отрицательными - препятствующими развитию такого партнерства. Так, благоприятными условиями развития партнерств государства и частного сектора выступают развитая конкурентная среда, равный доступ к участию в партнерстве различных предприятий, поскольку именно здоровая конкуренция обеспечивает эффективность, мобильность и инновационную активность частного предпринимателя. Государственные власти на всех уровнях должны содействовать развитию конкурентных условий. Успешной реализации партнерских отношений способствуют наличие предсказуемой и устойчивой конъюнктуры рынка, стабильная нормативная база, активность гражданского общества, высокая квалификация специалистов в органах государственной власти, богатый научный, инновационный, производственный, человеческий потенциалы и др. Препятствующими условиями развития государственно-частного партнерства являются: неразвитость конкурентных механизмов, высокие политические и экономические риски, низкая квалификация трудовых ресурсов, изношенность основных фондов, коррупция и др.
При рассмотрении условий развития государственно-частного партнерства в российской экономике существенным является выявление условий, способствующих как повышению результативности имеющихся форм государственно-частного партнерства, так и внедрению перспективных форм такого партнерства.
В России имеется определенный задел для развития сотрудничества государства и частного бизнеса в рамках партнерства. Переход к рыночной экономике в основном осуществлен. Развиваются институты частного хозяйствования, гражданского общества, достигнута высокая степень открытости российской экономики, формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований6.
6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года 274
Положительные условия развития партнерства государства и частного сектора обусловлены выгодным экономико-географическим положением России на стыке Европейского, Азиатско-Тихоокеанского, Южно-Азиатского геоэкономических пространств, которое создает большие возможности использования транзитного положения, обеспеченность природными ресурсами.
Богатые рекреационные ресурсы создают широкие возможности для применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере туризма. Россия имеет 200 км неосвоенной территории Азовского моря, 470 км неосвоенного Каспийского побережья, которое представляет собой широкую песчаную полосу и быстропрогреваемое море. Россия обладает 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% никеля, 17% олова, 10% запасами нефти7. Сырьевая база в совокупности с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках позволила мобилизовать в экономику России значительные объемы финансовых ресурсов и обеспечить экономический рост, расширение внутренних потребительских и инвестиционных рынков. ВВП в 2008 году составил 41,5 трлн. руб., что на 5,6% больше чем в 2007 году. Выросли среднемесячные денежные доходы на душу населения на 24,7% к предыдущему году, и составили 15 тыс. руб. В 2008 году наблюдался также рост оборота розничной торговли на 13%. Индекс промышленного производства составил 102,1%8. Вместе с тем в российской экономике имеются серьезные негативные условия, препятствующие формированию новых и эффективной реализации действующих форм государственно-частного партнерства. Значительные барьеры развития партнерств государства и частного предпринимательства сосредоточены в их институциональном обеспечении и связаны: с отсутствием системного видения государственно-частного партнерства как инструмента стратегического развития и объекта государственного регулирования, а также административного аппарата, осуществляющего регулирование рассматриваемых отношений. Затрудняет развитие партнерств государства и бизнеса отсутствие институтов публичного права и публичной собственности. В России не предусмотрено выделение публично-правовых функций и установление связи между ними и публичной собственностью. Публично-правовые функции реализуются либо административно, либо через гражданско-правовые функции, что исключает равноправие между участниками сотрудничества9.
Для институционального обеспечения государственно-частного партнерства необходима разработка стратегических программ развития такого партнерства, предусматривающих уточнение понятий, определение форм, методов и приоритетных отраслей для инициирования и поддержки партнерств, разработка административных регламентов взаимодействия государства с бизнесом в рамках совместных проектов, типовых форм договора между партнерами.
Негативным условием развития государственно-частного партнерства в России является преобладание неформальных институтов над формальными нормами и правилами. Такая ситуация обусловлена тем, что в период рыночных реформ неформальные модели взаимодействия оказались адаптационны ресурсом, позволяющим смягчить многочисленные шоки, сопровождавшие процесс системной трансформации, и с меньшими потерями приспосабливаться к новым, изменившимся условиям. Однако в долгосрочной перспективе их преобладание негативно отражается на взаимодействии государства и частного сектора. Во-первых, круг участников сделок ограничивается агентами, способными поддерживать друг с другом регулярные личные контакты, что приводит к сегментации рыночных отношений и оставляет незадействованными множество потенциальных возможностей для взаимовыгодного обмена. Во-вторых, отсутствие четкой фиксации будущих обязательств всех сторон существенно увеличивает риски долгосрочных проектов10.
Характер неформальных отношений государства и бизнеса различается в зависимости от региона, где происходит взаимодействие. Анализируя неформальные отношения государства и частного предпринимательства в регионах, С. Перегудов, Н. Лапина, И. Семененко выделяют
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
7 См.: Троекурова И. Необходимость государственного решения проблем недропользования // Вестник Московского университета. 2007. №6. С.83.
8 ЬИр://№ж^ economy.gov.ru
9 Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 63-64.
10 Дансаранова С. Институт частно-государственного партнерства: становление и развитие в России: дис. ... канд. экон. наук: (08.00.01). Улан-Удэ, 2007. С. 88-89.
модели взаимодействия, характеризующиеся: монополизацией властных функций экономической элитой, сращиванием бизнеса и власти (модель «приватизации власти»); сохранением командных методов управления экономикой и жестким контролем над экономическими акторами, участвующими не в рыночной, а в бюрократической конкуренции (модель «патронажа»); политическим диктатом, ограничивающим свободу в действиях у предпринимателей (модель «борьбы всех против всех»); эффективной экономической политикой, поддержкой властными структурами предпринимательства (модель «партнерства»). Большинство моделей используют жесткие методы управления и предполагают сохранение подчиненного положения бизнеса, что затрудняет формирование институтов государственно-частного партнерства, основанных на определенной степени автономии друг от друга участников отношений, осознанном утилитарном мотиве частного партнера, свободе в своем волеизъявлении и действиях. В условиях моделей «приватизации власти» и «борьбы всех против всех» функционирование в правовых рамках отношений государственно-частного партнерства может носить лишь формальный характер, а в реальности воплощать интересы доминирующих субъектов. Наиболее благоприятный режим обозначен авторами как модель «партнерства», в которой процесс формирования интересов основывается на диалоге между экономическими и политическими акторами, наличием факторов эффективного предпринимательства11.
В условиях местной специфики необходимо обеспечение специальной адаптации государственно-частного партнерства к территориальным и временным условиям, четкой организации и контроля, прозрачности для населения целей и задач, решаемых партнерскими проектами. Для минимизации негативных факторов преобладания неформальных отношений в рамках взаимодействия государства и частного предпринимательства необходимо структурирование партнерских договоров, четкое определение обязанностей партнеров и регуЛИроваН„е „ОгенциаЛьНЫХ „рЮГиворечий иНТереСОв, Л^СТЮ
государственного сектора в проектах .
Препятствием распространения новых форм государственно-частного партнерства (венчурные фонды, технопарки, особые экономические зоны) являются высокие барьеры в инновационной сфере: утечка «умов» из страны, интеллектуальной собственности, отсутствие специалистов по коммерциализации научных разработок, отсутствие благоприятной предпринимательской среды для молодых технологических и наукоемких компаний, а также соответствующей предпринимательской культуры13.
Для решения задач перехода к инновационной модели экономического роста необходимо возрождать и развивать высокотехнологические секторы, обеспечивать их финансовую поддержку, создавать инновационную инфраструктуру.
Эффективное функционирование механизмов государственно-частного партнерства в России в значительной мере сдерживается высоким уровнем коррупции, которая укрепляет существующие барьеры развития такого партнерства: превращает политические элиты в монопольные субъекты власти, которые сужают конкурентное пространство и препятствуют развитию мелкого и среднего частного предпринимательства, повышают значение административной бюрократии, часто ориентированной на извлечение статусной ренты. Согласно исследованию уровня восприятия коррупции за 2008 г., проведенному Transparency International в 180 странах мира, индекс восприятия коррупции (ИВК) по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции) в России составляет 2,1 балла, что ставит российское государство на 147-е место после Сирии, Бангладеш и Филиппин. При этом в 1996 году показатель ИВК, учитывающий данные экспертных опросов предпринимателей и аналитиков из различных стран мира, и исследований в отношении коррупции, проводимых различными независимыми организациями, был равен 2,6 балла, в 2000 году - 2,8 балла14.
Снижению влияния коррупции на развитие отношений государственно-частного партнерства в России способствует обеспечение прозрачности деятельности в области партнерства, в том числе прозрачности по операциям с государственной собственностью, трансакциям с бюджетными средствами и привлекаемыми небюджетными средствами и т.д.
11 Перегудов С., Лапина Н., Семёненко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999. С. 195-197.
12 Мочальников В. Стратегические аспекты государственно-частного партнерства // Федерализм. 2007. №2. С. 43.
13 Наш человек из Пало-Альто // Бизнес-журнал. 2009. №12. С. 15-16.
14 http://www.rb.ru 276
Негативным условием развития государственно-частного партнерства в России является слабость конкурентных механизмов, монополизм экономики, а также усиление собственническо-управленческих позиций государства. М. Дерябина свидетельствует о присутствии в российской экономической системе симбиоза элементов неолиберальной модели, госкапитализма, остатков олигархической модели15.
Анализ отечественных отраслевых структур, приведенный Ю. Меркуловой, показал, что для большинства российских отраслей (сельского хозяйства, машиностроения для сельского хозяйства, производства комплектующих изделий и др.) характерна монополистическая конкуренция, а для некоторых (машиностроения для пищевой, текстильной и обувной промышленности) - олигополия. Отраслевые структуры в России слабо ориентированы на удовлетворение общественного спроса. Отечественная экономика в отличие от экономики высокоразвитых стран где сложилась смешанная отраслевая структура, рационально сочетающая различные организационные структуры устройства отраслей, характеризуется значительно меньшими структурными разновидностями монополий при почти полном отсутствии отраслей с совершенной конкуренцией16.
Помимо монополизма, характерного для большинства отраслей российской экономики, развитию конкурентных условий препятствует явная тенденция увеличения государственного влияния в экономике, усиление контроля со стороны власти над частным бизнесом. В стратегических отраслях формируются государственные холдинги, представляющие собой новую форму отраслевой монополизации.
Укрепление государственных позиций представляется небесспорным в научной среде. С одной стороны, такая ситуация сужает «конкурентное пространство» и не допускает частный бизнес в сферу производства общественных благ и решения общественных задач, что ставит под сомнение конструктивность повышения государственного влияния. В условиях управляемой отечественной модели жестко структурированного, «авторитарного» государственно-
бюрократического капитализма, по мнению М.Клиновой, существует опасность в «профанации идеи государственно-частного партнерства»17. С другой стороны, некоторые исследователи, на наш взгляд, правомерно отмечают необходимость участия государства в корпоративном капитале, особенно в направлении активации инновационных процессов. Исследования структуры отраслевого рынка с расходами на НИОКР, выявляющие связь между уровнем конкурентности рынка, измеряемым индексом Лернера, и инновационной активностью фирм, подтверждают, что экономика, находящаяся в фазе догоняющего развития, вынуждена наращивать инвестиционные возможности посредством конкуренции на мировых рынках относительно зрелых отраслей с олигопольной структурой. Формирование «Атомэнергопрома», «Объединенной авиастроительной корпорации», «Объединенной судостроительной корпорации» и других аналогичных образований призвано обеспечить «встраивание» России в подобную структуру соответствующих отраслевых рынков и стать фактором повышения инновационной активности в этих отраслях18.
Эффективность государственно-частного партнерства снижает отсутствие полноценной предпринимательской среды, что выражается в недостаточности инфраструктурного обеспечения бизнес-деятельности, высоких кредитных ставках, отсутствии специализированных финансовых институтов, поддерживающих долгосрочные инвестиции, высоком уровне предпринимательских рисков. Значительно увеличивает риски предпринимательской деятельности незащищенность прав собственности. Согласно Международному индексу прав собственности, в 2008 г. страна находилась на 92-м месте среди 115 государств, включенных в обследование. Рейдерские захваты бизнеса остаются распространенной практикой, и судебная система не дает надежной защиты от таких посягательств .
15 Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 77.
16 Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Вопросы экономики. 2009. №4-5. С. 28.
17 Клинова М. Государство и бизнес: формы и стратегии взаимодействия // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 11. С. 105.
18 Дементьев В. К дискуссии о роли госкорпораций в экономической стратегии России // Российский
экономический журнал. 2008. №1-2. С. 35.
19 Полищук Л. Корпоративная социальная і государственного выбора // Вопросы экономики. 2009. №10. С. 12.
19 Полищук Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ
Успешной реализации проектов государственно-частного партнерства содействует обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. В России поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется недостаточно эффективно для создания сильного и эффективного партнера со стороны частного предпринимательства. Необходима целенаправленная государственная политика в направлении формирования предпринимательской среды, предполагающая развитие инфраструктуры бизнеса, финансовых институтов, снижение административных барьеров.
Негативным условием развития государственно-частного партнерства является отсутствие развитых институтов гражданского общества, эффективных общественных институтов контроля за деятельностью госаппарата, которые выполняют контролирующую функцию и обеспечивают продуктивность результатов партнерства государства и частного сектора. Исследование состояния гражданского общества в России, проведенное Общественной палатой Российской Федерации в 2008 г., показало, что активность гражданского общества по-прежнему остается на низком уровне. Лишь 27% опрошенных жителей страны относят себя к общественно активным людям20. Проблема функционирования эффективных структур и механизмов гражданского общества требует серьезного подхода к ее реализации, целенаправленной деятельности государства, предусматривающей формирование необходимых условий для развития институтов демократии, общественного контроля за деятельностью государства и бизнеса.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что развитие государственно-частного партнерства осуществляется в определенных условиях, позитивно и негативно влияющих на это развитие. В России имеется огромный потенциал развития государственно-частного партнерства, вместе с тем внедрение и функционирование такого партнерства сталкивается с рядом проблем правового, экономического и организационного характера. К институциональным ограничениям динамичного развития партнерств в России относятся: отсутствие программ и планов развития и реализации государственно-частного партнерства, их нормативно-правового обеспечения; соответствующего административного аппарата, осуществляющего регулирование отношений партнерства; отсутствие институтов публичного права и публичной собственности. Существенными негативными условиями формирования и развития партнерств государства и частного бизнеса в России являются отсутствие полноценной предпринимательской среды, высокий уровень коррупции и недостаточная эффективность гражданского общества.
Для создания в России благоприятных условий развития государственно-частного партнерства необходима реализация комплекса мероприятий в направлении институционализации таких партнерств, обеспечения прозрачности совместных проектов государства и бизнеса, действенной антикоррупционной политики. Существенным является развитие гражданского самосознания и институтов гражданского общества, которые обеспечивают общественный контроль над данными проектами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дансаранова С. Институт частно-государственного партнерства: становление и развитие в России: дис. ... канд. экон. наук: (08.00.01). Улан-Удэ, 2007. 140 с.
2. Дементьев В. К дискуссии о роли госкорпораций в экономической стратегии России // Российский экономический журнал. 2008. № 1-2. С. 27-41.
3. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 61-77.
4. Кабашкин В. Формирование и развитие партнерских отношений государства и предпринимательских структур в Российской Федерации. М., 2006. 296 с.
5. Клинова М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 78-90.
6. Клинова М. Государство и бизнес: формы и стратегии взаимодействия // Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 11. С. 104-116.
20 http://www.polit.ru/news 278
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
8. Малый В. Концепция делового партнерства и развитие организаций в современной России. Саратов, 2004. 56 с.
9. Меркулова Ю. Особенности Российского отраслевого монополизма // Вопросы экономики. 2009. №4-5. С. 26-56.
10. Мочальников В. Стратегические аспекты государственно-частного партнерства // Федерализм. 2007. №2. С. 35-46.
11. Наш человек из Пало-Альто // Бизнес-журнал. 2009. №12. С. 14-18.
12. Нелюбова Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №11(50). С. 47-56.
13. Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999. 352 с.
14. Полищук Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ государственного выбора // Вопросы экономики. 2009. №10. С. 4-22.
15. Саванкова Н. Партнерство государства и бизнеса в условиях глобального финансового кризиса // Экономические науки. 2009. №1(50). С. 38-41.
16. Троекурова И. Необходимость государственного решения проблем недропользования // Вестник Московского университета. 2007. №6. С. 81-95.
17. кйр://’^^^ economy.gov.ru
18. http://www.polit.ru/news
19. http://www.rb.ru
Корчагина Алена Сергеевна -
аспирант кафедры экономической теории и национальной экономики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Korchagina Alena Sergeevna -
The post-graduate student of chair of the economic theory and national economy of the Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
Статья поступила в редакцию 01.05.11, принята к опубликованию 23.05.11