Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балакирева В.И.

Статья посвящена исследованию условий преодоления адаптационных трудностей подростков в инновационных учебных заведениях. Дано определение адаптации. В работе описаны основные условия преодоления адаптационных трудностей подростков в инновационных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балакирева В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS TO OVERCOME THE ADAPTATION DIFFICULTIES OF ADOLESCENTS IN INNOVATIVE SCHOOLS

The article is devoted to the study of the conditions of overcoming the adaptation difficulties of adolescents in innovative educational institutions. The definition of adaptation is given. The paper describes the main conditions for overcoming the adaptation difficulties of adolescents in innovative educational institutions.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

УДК 159.99

Балакирева В.И. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» ФГБОУ «Горно-Алтайский государственный университет»

Россия, г. Горно-Алтайск УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Аннотация. Статья посвящена исследованию условий преодоления адаптационных трудностей подростков в инновационных учебных заведениях. Дано определение адаптации. В работе описаны основные условия преодоления адаптационных трудностей подростков в инновационных учебных заведениях.

Ключевые слова: учащиеся, инновационные учебные заведения, адаптация, подростки, межличностное общение.

Balakirevd V.I.

CONDITIONS TO OVERCOME THE ADAPTATION DIFFICULTIES OF ADOLESCENTS IN INNOVATIVE SCHOOLS

Abstract. The article is devoted to the study of the conditions of overcoming the adaptation difficulties of adolescents in innovative educational institutions. The definition of adaptation is given. The paper describes the main conditions for overcoming the adaptation difficulties of adolescents in innovative educational institutions.

Keywords: students, innovative educational institutions, adaptation, teenagers, interpersonal communication.

В последние годы в психолого-педагогической литературе активно обсуждается проблема адаптации ребенка.

В науке адаптация понимается одновременно как динамический процесс и результат; как момент становления личности индивида, микроцикл в ее развитии, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение приемами и средствами деятельности.

В работах большинства психологов адаптация определяется как необходимое условие эффективного функционирования личности, которое осуществляется путем достижения некоторого равновесия между субъектом и средой.

Наше исследование посвящено условиями успешной адаптации подростков в школе инновационного типа. Нами было проведено эмпирическое исследование, которое включает: проведение диагностического исследования уровня адаптации подростков в инновационном образовательном учреждении в эксперементальной и контрольных группах (Методика диагностики социально-психологической

адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка) и проведение повторной диагностики после апробации программы психолого - педагогического сопровождения адаптации подростков к обучению в инновационных учебных заведениях.

Наше эмпирическое исследование процесса психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков к обучению в инновационных учебных заведениях осуществлялось на базе БОУ РА «Республиканский классический лицей» с октября 2017 г. по апрель 2018 г. В эксперименте приняли участие 50 обучающихся из числа поступивших на первый курс обучения в лицее.

Наше эмпирическое исследование проводилось по трем этапам:

Первый этап - формирование экспериментальной и контрольной групп; проведение и анализ диагностического исследования уровня адаптированности подростков в инновационном образовательном учреждении.

Второй этап - проведение формирующего эксперимента (реализация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков к обучению в инновационных учебных заведениях); проведение и анализ повторного диагностического исследования уровня адаптированности подростков в инновационном образовательном учреждении.

Третий этап — анализ полученных результатов, формулирование выводов, разработка практических рекомендаций.

На первом этапе мы выявили, что у 40 % обучающихся средний уровень адаптации к новым условиям обучения. Высокий уровень адаптации в экспериментальной группе у 28 % испытуемых. Чуть больше трети обучающихся (32%) еще не смогли привыкнуть к инновационному образовательному учреждению.

Большинство обучающихся имеют средний и высокий уровни принятия себя и других людей, а также умеют проявлять внутренний и внешний контроль. При этом эмоциональный дискомфорт испытывают всего 8 % обучающихся.

У 48 % испытуемых наблюдается низкий уровень стремления к доминированию в новом коллективе.

У большинства испытуемых проявляется низкий уровень критерия избегания неудач, т.е. ребята не привыкли «уходить» от проблем, а готовы их решать.

Средний уровень тревожности и фрустрации при адаптации к новым условиям обучения наблюдается у большинства обучающихся. Также большинство (68 %) первокурсников неагрессивны по отношению к окружающим. У 64 % респондентов экспериментальной группы средний уровень ригидности, т.е. ребята испытывают затруднения в изменении своей деятельности в новых условиях обучения.

На втором этапе исследования нами была апробирована программа

психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков к обучению в инновационных учебных заведениях, задачами которой являлось:

Развивать самовосприятия подростка.

Развивать взаимопонимания подростков в коллективе.

Развивать позитивное отношение подростков к социальному окружению.

Развивать школьную мотивацию.

В начале апреля после завершения процесса апробации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков к обучению в инновационных учебных заведениях нами был проведен повторный констатирующий эксперимент. Задача этапа состояла в выявлении различий между показателями уровня адаптации подростков к обучению в инновационных учебных заведениях в каждой группе до и после формирующего эксперимента.

Для этого мы использовали тот же диагностический инструментарий, а именно методику диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и методику диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.

Проведя эмпирическое исследование, мы выявили, что процент обучающихся с низким уровнем адаптации к новым условиям обучения снизился с 32 до 4 %. Высокий уровень адаптации в экспериментальной группе повысился до 44 % испытуемых.

Повысился процент обучающихся, имеющих средний и высокий уровни принятия себя и других людей, а также умеющих проявлять внутренний и внешний контроль.

При диагностике не было выявлено обучающихся, испытывающих эмоциональный дискомфорт.

Повысился процент испытуемых, у которых наблюдается стремление к доминированию в новом коллективе, т.е. ребята теперь не боятся проявить свои лидерские качества.

В экспериментальной группе теперь не выявлены испытуемые с высоким уровнем критерия избегания неудач, т.е. ребята научились решать свои проблемы, а не избегать их.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что изменения в уровне адаптации подростков к обучению в инновационном образовательном учреждении произошли в результате работы по программе психолого-педагогического сопровождения по адаптации подростков к обучению в инновационном образовательном учреждении, целью которой являлось создание социально-психологических и педагогических условий, позволяющих обучающимся успешно функционировать и развиваться в лицейской системе отношений.

В процессе нашего исследования, нами был сделан анализ литературных источников с целью выявить условия, влияющие на

успешность обучения и развития обучающегося в лицейской системе отношений.

По мнению многих авторов, основными условиями успешной адаптации подростков в школе инновационного типа являются:

Организация положительного эмоционального климата в классе.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании

Создание развивающей среды, отвечающей потребностям подростка;

Насыщение образовательного процесса различными видами деятельности;

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение в школе является длительно действующим фактором, который может накладывать отпечаток на все последующее индивидуальное развитие человека. Это особенно актуально еще и тем, что наибольший (временной) период обучения в школе совпадает с подростковым возрастом, со свойственными этому периоду, значительными перестройками и преобразованиями в организме и психике, предъявляющими повышенную «цену» адаптации учащихся к интенсивным факторам школьной среды. Особенности взаимодействия учащихся с новыми для них условиями и факторами школьной среды являются компонентом исследований, связанных с проблемой адаптации.

Использованные источники: Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / К.Ю. Балашова // Педагогика и психология. -2008. №10. С.36-38 Васляева, Л. Ю. Психология [Электронный ресурс]: статья Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения. (12.12.2017) Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М.: Академия, 2003.- 176 с. Гонохова, Т.А. Формирование уверенного поведения подростков / Т.А. Гонохова, С.К. Серова / Непрерывное образование в западной Сибири: современное состояние и перспективы // Материалы региональной научно -практической конференции. - Горно - Алтайск, РИО ГАГУ, 2008. С. - 288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.