Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДИКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДИКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / СУВОРОВЦЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Мария Владимировна

Цель. Статья раскрывает особенности социально-психологической адаптации воспитанников первого курса к образовательной среде суворовского военного училища и описывает авторский подход к феномену социально-психологической адаптации к обучению в военно-учебном заведении. Методология и методики исследования. В ходе исследования использованы теоретические методы - обзорный анализ научных подходов к изучению феномена социально-психологической адаптации личности; практические методы - в качестве измерительного материала были использованы методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (12 CPQ). Статистическая обработка проводилась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. Метод множественного регрессионного анализа использовался для выделения предикторов, детерминирующих процесс социально-психологической адаптации суворовцев первого курса к образовательной среде суворовского училища. Основные результаты. Автором представлены результаты эмпирического исследования предикторов социально-психологической адаптации подростков к условиям суворовского училища. В ходе исследования автор пришел к выводу, что предикторами социально-психологической адаптации подростков к условиям суворовского училища являются: приятие себя, внутренний контроль, смелость, общительность, эмоциональный комфорт и эмоциональная стабильность. Автором обоснована необходимость и описаны психологические условия сопровождения подростков на начальном этапе обучения в военно-учебном заведении, направленные на развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности первокурсников. Научная новизна. В настоящее время стремительный рост числа довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, к которым относятся суворовские военные училища, делает актуальной проблему адаптации младших подростков к условиям обучения в военно-учебных заведениях. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований именно в аспекте психолого-педагогического сопровождения воспитанников первого курса обучения. Практическая и теоретическая значимость результатов. Приведены результаты исследования, которые позволили выделить предикторы социально-психологической адаптации, а также психологические условия психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в суворовском военном училище. Содержательные выводы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке комплексных программ адаптации младших подростков к обучению в довузовских образовательных организациях Минобороны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PREDICTORS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS SUVOROV MILITARY SCHOOL

Aim. The article reveals the features of socio-psychological adaptation of first-year students to the educational environment of the Suvorov Military School and describes the author’s approach to the phenomenon of socio-psychological adaptation to training in a military educational institution. Methodology and research methods. In the course of the study, theoretical methods were used - a review analysis of scientific approaches to the study of the phenomenon of socio-psychological adaptation of the individual; practical methods - as a measuring material, the methods of diagnosing socio-psychological adaptation by K. Rogers and R. Diamond and the multifactorial personality questionnaire by R. Cattell (12 CPQ) were used. Statistical processing was carried out using computer programs STATISTICA 6.0 and MS Excel. The method of multiple regression analysis was used to identify predictors that determine the process of socio-psychological adaptation of first-year Suvorov students to the educational environment of the Suvorov School. Main results. The author presents the results of an empirical study of predictors of socio-psychological adaptation of adolescents to the conditions of the Suvorov Military School. In the course of the study, the author came to the conclusion that the predictors of socio-psychological adaptation of ado-lescents to the conditions of the Suvorov School are: self-acceptance, internal control, courage, sociability, emotional comfort and emotional stability. The author substantiates the need and describes the psychological conditions for accompanying adolescents at the initial stage of training in a military educational institution, aimed at developing the communicative, personal, emotional-volitional and behavioral spheres of the personality of first-year students. Scientific novelty. At present, the rapid growth in the number of preuniversity educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, which include Suvorov military schools, makes the problem of adapting younger adolescents to the conditions of training in military educational institutions an urgent one. This problem has been little studied and requires further research in the aspect of psychological and pedagogical support for first-year students. Practical and theoretical significance of the results. The results of the study are presented, which made it possible to identify the predictors of socio-psychological adaptation, as well as the psychological conditions of psychological and pedagogical support for adolescents at the initial stage of training at the Suvorov Military School. Meaningful conclusions. The results of the study can be used in the development of comprehensive programs for the adaptation of younger adolescents to training in pre-university educational organizations of the Russian Ministry of Defense.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДИКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА»

УДК 37.015.3:355.231.1

ББК Ц439.6(2Рос)+Ю962-99 ГРНТИ 15.81.21 Код ВАК 5.3.4

Иванова Мария Владимировна,

педагог-психолог, Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации;

620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 88; e-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДИКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-психологическая адаптация; предикторы социально-психологической адаптации; суворовские военные училища; суворовцы; психологические условия

АННОТАЦИЯ. Цель. Статья раскрывает особенности социально-психологической адаптации воспитанников первого курса к образовательной среде суворовского военного училища и описывает авторский подход к феномену социально-психологической адаптации к обучению в военно-учебном заведении. Методология и методики исследования. В ходе исследования использованы теоретические методы - обзорный анализ научных подходов к изучению феномена социально-психологической адаптации личности; практические методы - в качестве измерительного материала были использованы методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (12 CPQ). Статистическая обработка проводилась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. Метод множественного регрессионного анализа использовался для выделения предикторов, детерминирующих процесс социально-психологической адаптации суворовцев первого курса к образовательной среде суворовского училища. Основные результаты. Автором представлены результаты эмпирического исследования предикторов социально-психологической адаптации подростков к условиям суворовского училища. В ходе исследования автор пришел к выводу, что предикторами социально-психологической адаптации подростков к условиям суворовского училища являются: приятие себя, внутренний контроль, смелость, общительность, эмоциональный комфорт и эмоциональная стабильность. Автором обоснована необходимость и описаны психологические условия сопровождения подростков на начальном этапе обучения в военно-учебном заведении, направленные на развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности первокурсников. Научная новизна. В настоящее время стремительный рост числа довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, к которым относятся суворовские военные училища, делает актуальной проблему адаптации младших подростков к условиям обучения в военно-учебных заведениях. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований именно в аспекте психолого-педагогического сопровождения воспитанников первого курса обучения. Практическая и теоретическая значимость результатов. Приведены результаты исследования, которые позволили выделить предикторы социально-психологической адаптации, а также психологические условия психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в суворовском военном училище. Содержательные выводы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке комплексных программ адаптации младших подростков к обучению в довузовских образовательных организациях Минобороны России.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иванова, М. В. Психологические условия развития предикторов социально-психологической адаптации воспитанников суворовского военного училища / М. В. Иванова. -Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 191-197.

Ivanova Mariya Vladimirovna,

Educational Psychologist, Ekaterinburg Suvorov Military School of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PREDICTORS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS SUVOROV MILITARY SCHOOL

KEYWORDS: socio-psychological adaptation; predictors of socio-psychological adaptation; Suvorov military schools; Suvorovites; psychological conditions

ABSTRACT. Aim. The article reveals the features of socio-psychological adaptation of first-year students to the educational environment of the Suvorov Military School and describes the author's approach to the phenomenon of socio-psychological adaptation to training in a military educational institution. Methodology and research methods. In the course of the study, theoretical methods were used - a review analysis of scientific approaches to the study of the phenomenon of socio-psychological adaptation of the individual; practical methods - as a measuring material, the methods of diagnosing socio-psychological adaptation by K. Rogers and R. Diamond and the multifactorial personality questionnaire by R. Cattell (12 CPQ) were used. Statistical processing was carried out using computer programs STATISTICA 6.0 and MS Excel. The method of multiple regression analysis was used to identify predictors that determine the process of socio-psychological adaptation of first-year Suvorov students to the educational environment of the Suvorov School. Main results. The author presents the results of an empirical study of predictors of socio-psychological adaptation of adolescents to the conditions of the Suvorov Military School. In the course of

© Иванова М. В., 2022

the study, the author came to the conclusion that the predictors of socio-psychological adaptation of adolescents to the conditions of the Suvorov School are: self-acceptance, internal control, courage, sociability, emotional comfort and emotional stability. The author substantiates the need and describes the psychological conditions for accompanying adolescents at the initial stage of training in a military educational institution, aimed at developing the communicative, personal, emotional-volitional and behavioral spheres of the personality of first-year students. Scientific novelty. At present, the rapid growth in the number of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, which include Suvorov military schools, makes the problem of adapting younger adolescents to the conditions of training in military educational institutions an urgent one. This problem has been little studied and requires further research in the aspect of psychological and pedagogical support for first-year students. Practical and theoretical significance of the results. The results of the study are presented, which made it possible to identify the predictors of socio-psychological adaptation, as well as the psychological conditions of psychological and pedagogical support for adolescents at the initial stage of training at the Suvorov Military School. Meaningful conclusions. The results of the study can be used in the development of comprehensive programs for the adaptation of younger adolescents to training in pre-university educational organizations of the Russian Ministry of Defense.

FOR CITATION: Ivanova, M. V. (2022). Psychological Conditions for the Development of Predictors Social and Psychological Adaptation of Students Suvorov Military School. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 191-197.

В настоящее время в нашей стране система довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации представлена тремя десятками образовательных учреждений и включает в себя суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса, школы и классы. Сегодня в России функционирует 11 суворовских военных училищ Минобороны России. Обучение в суворовском военном училище имеет свои особенности и традиции. Главной особенностью является не только получение среднего (полного) общего образования и ранняя профессионализация, но и функционирование в жестко заданных условиях, обусловленных общевоинскими Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и традициями военного воспитания. Согласно Директиве Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2008 г. № Д-30 в суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищах Министерства обороны РФ установлен 7-летний срок обучения, начиная с 5 класса. Кандидаты на поступление - лица мужского пола в возрасте 10-11 лет. Суворовские военные училища предъявляют повышенные требования к воспитанникам в плане физической подготовки, интеллектуального развития, а также личностных свойств [4].

При поступлении в суворовское училище у воспитанников коренным образом изменяется весь жизненный процесс: круг и характер общения посредством ограничения контактов с прежними референтными группами, пространства жизнедеятельности, появления новой моногенной среды функционирования, а также появления новой системы взаимоотношений и социальных ролей, выстроенных на строгой субординации и подчиненности командирам. С началом обучения в училище перед подростком ставится ряд сложных задач, одной из которых является адаптация к условиям

военно-учебного учреждения, его укладу, режиму, требованиям. Но, помимо вышеозначенных изменений, начало обучения в военно-учебном учреждении сопровождается значительным возрастанием учебной и физической нагрузок. Рост учебной нагрузки связан с переходом в среднее звено школьного обучения, увеличением количества изучаемых предметов обучения и усложнением их содержательной части. Увеличение физической нагрузки обусловлено спецификой военного учреждения, предъявляющего повышенные требования к воспитанникам в плане физической и строевой подготовки. Все вышеперечисленные тенденции обуславливают необходимость исследования показателей социально-психологической адаптации, детерминирующих адаптационный процесс к условиям суворовского военного училища [4].

Основным теоретическим конструктом исследования выступает понятие адаптации, причем с точки зрения социально-психологического подхода. Рассматриваемый феномен возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия индивида с привычной средой [14].

На основе анализа научной литературы мы под социально-психологической адаптацией воспитанников первого курса к условиям суворовского военного училища понимаем процесс активного приспособления воспитанника к условиям социальной среды суворовского училища, овладение социальными ролями, установление взаимоотношений с окружающим социумом; приведение в соответствие индивидуального поведения суворовца с принятой в училище системой установок, правил, норм и ценностей.

Исходя из необходимости исследования показателей социально-психологической адаптации, детерминирующих адаптационный процесс к условиям суворовского учи-

лища, мы провели исследование с целью выявления предикторов социально-психологической адаптации и определения психологических условий их развития, которые выступят основой для развивающей программы социально-психологической адаптации.

Исследование предикторов социально-психологической адаптации на начальном этапе обучения в СВУ было проведено на базе федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны РФ. В качестве измерительного материала использованы: методика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (12 CPQ), метод экспертных оценок - опросник Ахенбаха (версия ЕГ - 1-2). Испытуемыми выступили подростки первого учебного курса ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации в возрасте 10-11 лет в количестве 240 человек. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием компьютерных программ STATIS-TICA 6.0 и MS Excel [6].

Результаты регрессионного анализа показали статистически значимые положительные связи интегрального показателя «Адаптация» с показателем «Приятие себя», указывающим на степень удовлетворенности суворовцами своими психологическими характеристиками (г = 0,26; р < 0,01), показателем «Эмоциональный комфорт», отражающим степень определенности в своем эмоциональном отношении к новой окружающей действительности суворовского училища (г = 0,16; р < 0,05), показателем «Внутренний контроль», который показывает степень предрасположенности первокурсников к определенной форме локус-контроля (г = 0,16; р < 0,01). Эти данные статистически значимых связей указывают на согласованность требований образовательной среды суворовского училища и личностных характеристик суворовцев первого курса, а также определяют связь социально-психологической адаптации воспитанников с позитивным восприятием себя, принятием своих индивидуально-личностных особенностей, эмоционально-положительным отношением к новой ситуации жизнедеятельности суворовского училища [6].

Вместе с тем выявлена значимая отрицательная связь между интегральным показателем «Адаптация» и показателями «Неприятие себя» (г = -0,34; р < 0,01), «Эмоциональный дискомфорт» (г = -0,31;

р < 0,01), «Ведомость» (г = -0,37; р < 0,01) и «Эскапизм» (г = -0,33; р < 0,01), что указывает на то, что низкие значения адаптации увеличивают значения показателей «Неприятие себя», «Эмоциональный дискомфорт», «Ведомость», а также тенденции ухода от проблем, возникающих в ходе образовательной деятельности [6].

Следует отметить, что статистически значимых связей интегрального показателя «Адаптация» с такими шкалами, как «Приятие других», «Неприятие других», «Внешний контроль», «Доминирование» и «Лживость», обнаружено не было. На наш взгляд, это связано с тем, что в основе адаптационных механизмов личности подростков основополагающую роль играют их индивидуально-психологические характеристики и особенности поведения, а не внешние объективные факторы [6].

Из данных регрессионной модели мы пришли к выводу, что процесс социально-психологической адаптации суворовцев первого курса можно прогнозировать через высокий уровень развития принятия себя, внутреннего контроля, смелости в общении и общительности, эмоционального комфорта и эмоциональной стабильности. Исходя из этого, мы определили эффективные психологические условия развития этих характеристик суворовцев, формирование которых целесообразно начать с самого начала учебного года, сразу после поступления подростков на первый курс суворовского военного училища.

Одним из главных направлений работы педагога-психолога с первокурсниками в условиях суворовского училища является создание в рамках новой социальной среды оптимальных психологических условий для успешной адаптации и дальнейшего развития и обучения суворовцев. В условиях суворовского училища на начальном этапе обучения деятельность педагога-психолога по созданию психологических условий особо актуальна, так как выступает гарантом качественного общекультурного, личностного, социального и познавательного развития воспитанников.

К объективным факторам внешней среды, к которым воспитанники, включаясь в жизнь суворовского военного училища, должны адаптироваться, относятся: строго регламентированный день, самостоятельная организация учебно-познавательной деятельности, быта, свободного времени; новый моногенный коллектив сверстников, в котором необходимо приобрести авторитет и уважение у товарищей по курсу; освоение новой системы коммуникации, а также новый уклад и образ жизни, пронизанный военно-профессиональной направленно-

стью, традициями и ценностями военно-учебного учреждения.

Большая роль в процессе социально-психологической адаптации и личностном становлении суворовцев первого курса отведена педагогу-психологу, непосредственно осуществляющему ежедневную работу с первокурсниками. Реализация трудовых функций педагога-психолога отражена в понятии «психолого-педагогическое сопровождение» и представляется в виде особо организованной развивающей среды.

Р. В. Овчарова указывала на ведущую профессиональную деятельность психолога в системе психологического сопровождения обучающихся в общеобразовательном учреждении. По ее мнению, психологическое сопровождение определяет направление, технологию деятельности психолога и ориентировано на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения обучающегося в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения [2].

В исследовании мы сделали акцент на развивающую работу с суворовцами первого курса, которая позволяет создать психологические условия для развития их личности в коммуникативной, эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и ценностно-смысловой сферах.

Исходя из особенностей критического периода развития первокурсников и особенностей образовательной среды суворовского училища, к психологическим условиями развивающей среды, способствующим развитию предикторов социально-психологической адаптации суворовцев, мы относим:

1. Развитие коммуникативной сферы воспитанников с учетом требований среды суворовского училища, особой системы коммуникации с преподавателями и воспитателями училища, особого типа межличностного общения с новым, моногенным коллективом сверстников.

Процесс социально-психологической адаптации напрямую зависит от способности обучающегося к установлению межличностных отношений с преподавателями и воспитателями, умения взаимодействовать с одноклассниками с учетом новой системы коммуникации и типа межличностного взаимодействия. Вместе с тем адаптация к новой образовательной среде училища сопряжена с возрастным психическим новообразованием воспитанников - потребностью в общении, стремлением реализовать себя в общении и утвердить себя в новом социуме, поэтому важнейшей сферой жизнедеятельности первокурсников выступает

общение, которое теперь подростку необходимо выстраивать с учетом требований среды суворовского училища.

К моменту поступления в училище не все воспитанники обладают полными и достаточными знаниями в области межличностного общения, принятого в среде суворовского военного училища. Для того чтобы выстроить взаимоотношения с окружающими, воспитанник должен овладеть умениями особой коммуникации и уровнем межличностного общения с преподавателями, воспитателями и сверстниками, которые распространяются на все сферы жизни, а также научиться слушать товарища и воспринимать его как личность, уметь адекватно реагировать, а также подчиняться или оказывать влияние на них, уметь разрешать конфликты, уметь сопереживать, адекватно оценивать себя и других, регулировать свое эмоциональное состояние.

Как известно, нельзя обучить подростков общению, не включив их во взаимодействие друг с другом. В нашем исследовании в системе развивающей работы акцент сделан именно на групповой работе с суворовцами. Групповой характер развивающей работы в начальный период заключается в участии суворовцев в групповых тренинго-вых процедурах. Различные формы групповой психологической работы характеризуются высокой эффективностью и большей экономичностью. Участники групповой работы являются субъектами своих собственных изменений, ориентированных на самовыражение, личностный рост и развитие. Важнейшими условиями работы любых тренинговых групп являются принятие, доверие к каждому члену группы, активная забота и помощь другу. В такой атмосфере комфортности суворовцы становятся способными обучаться новым умениям, экспериментировать с личными стилями отношений, пробовать новые способы поведения. Группа значительно облегчает процесс самоисследования, помогает проанализировать свои чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию Я-концепции и, следовательно, усиливает у воспитанников уверенность в себе. В группе развиваются коммуникативные способности суворовцев, т. е. способности быть самим собой в контакте с окружающими сверстниками и взрослыми.

2. Условия развития эмоционально-волевой сферы выстраиваются педагогом-психологом исходя из возрастных особенностей, волевых навыков и эмоциональных потребностей воспитанников в условиях образовательной среды суворовского училища. Образовательная среда суворовского училища предъявляет высокие требования

к эмоционально-волевой сфере воспитанников и вместе с тем снижает проявления их эмоционального реагирования.

Эмоционально-волевая сфера играет огромную роль в социально-психологической адаптации суворовцев, их успеваемости, в установлении контактов в среде сверстников, с преподавателями и воспитателями. Также эмоционально-волевая регуляция приобретает особую значимость на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Подростковый возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы.

Развитие устойчивости волевой сферы и сильной эмоциональной стороны первокурсников имеет особое значение в работе педагога-психолога, поскольку образовательная среда училища предъявляет повышенные требования к уровню сформирован-ности волевого контроля и стабильности эмоций воспитанников. Основой формирования эмоциональной устойчивости суворовцев является способность к саморегуляции и самоконтролю своих эмоциональных проявлений, следовательно, акцент в развивающей работе педагог-психолог ставит на обучении навыкам саморегуляции, выработке волевых качеств у воспитанников с учетом нормативности поведения, присущих суворовцу.

3. Условия развития личностной сферы, которое идет по пути осознания воспитанниками ценности собственной личности в новой для себя роли и новых специфичных условиях жизнедеятельности.

Изменившиеся условия жизнедеятельности и обучения вызывают у воспитанников переосмысление знаний о себе, изменяют модальность их самоотношения, поэтому акцент на личностном развитии суворовцев способствует отработке травмирующей ситуации, приводя их к состоянию адаптирован-ности. Одним из механизмов личностного развития выступает самопринятие. Самопринятие проявляется в положительном эмоционально-ценностном отношение к себе суворовцев, в адекватной самооценке, в самопонимании, рефлексии своего внутреннего мира и своих поступков, самоуважении и в принятии других людей, в осознании ценности себя, своего внутреннего мира.

Работа педагога-психолога направленная на развитие самопринятия суворовцев через повышение позитивной составляющей, что неизбежно влечет положительные изменения Я-образа воспитанников в целом. Суворовцам становится характерно приятие себя, своей новой роли и статуса. Смена в Я-концепции негативных элементов на позитивные позволяет снизить тревогу, агрессивность воспитанников, стаби-

лизировать эмоциональное состояние. Позитивное самоотношение у суворовцев проявляется в виде гордости, чувстве собственного достоинства, уважении к себе. Воспитанники с тревожными чертами меняют взаимоотношения с окружающим социумом по пути неприятия, прежде всего это касается поведенческой составляющей. Оптимизация и улучшение механизмов адаптации осуществляются через переосознание воспитанниками знаний о себе.

4. Условия развития поведенческой сферы обусловлены новой социальной ситуацией развития, которая вводит подростка в новый мир, имеющий строго регламентированный и нормированный характер, требующий от них большей самостоятельности и ответственного поведения, что ведет к перестройке всей системы отношений с действительностью.

Среда суворовского училища требует от воспитанника академической успешности, нормативности поведения, самостоятельности, исполнительности. При этом в поведении суворовцев прослеживается поведенческая неустойчивость. Нормы и правила жизнедеятельности училища требуют от воспитанников неукоснительного поведенческого репертуара и осознанности поступков и решений. Психологические условия развития поведенческой сферы суворовцев первого курса направлены на развитие ответственного поведения с учетом принятых правил суворовского училища, формирование устойчивых поведенческих механизмов в сторону интернальности, сознательной регуляции своих поступков, умения учитывать чувства, интересы окружающих людей и ориентироваться на них в своем поведении. Социально-психологическая адаптация зависит от отношения к себе и положительного отношения к суворовскому училищу, способности принимать и соблюдать правила жизни в военно-учебном заведении.

5. Условия развития ценностно-смысловой сферы воспитанников в начальный период обучения направлены на овладение новой системой нравственных ценностей и жизненных перспектив, осознание самого себя в новых роли и статусе, своих возможностей, способностей, интересов, иными словами - формируются личностные смыслы жизни суворовцев. Жизнедеятельность воспитанников - это особый вид деятельности, определенный этап их жизни, направленный на созидание индивидуального жизненного пути, регулируемый динамической системой смысла жизни [2]. Изменения в самосознании воспитанников приводят к переоценке ценностей. Формирующаяся под влиянием среды суворовского училища новая система ценностных ориен-

таций суворовцев выражает содержательное отношение воспитанников к новой социальной действительности и определяет мотивацию их поведения, оказывает существенное влияние на все стороны их деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации определяют направленность поведения воспитанников [13].

Выделенные предикторы - целевые направления работы педагога-психолога с суворовцами первого курса. Они позволяют

определить психологические условия изменения акцентов в содержании сопровождения подростков на начальном этапе обучения в суворовском военном училище.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке комплексных программ сопровождения социально-психологической адаптации младших подростков к обучению в довузовских образовательных организациях Минобороны России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиенко, Г. Ю. Особенности индивидуально-психологического и личностного развития подростков, обучающихся в военных общеобразовательных учебных заведениях в период социально-экономических преобразований : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Авдиенко Г. Ю. - СПб., 2002.

2. Анцибор, Ю. А. Профессиональная деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению адаптации воспитанников в суворовских военных училищах : дис. . канд. психол. наук / Анци-бор Ю. А. - Тверь, 2017. - 222 с.

3. Березин, Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека : учеб.-метод. пособие / Ф. Б. Березин. - М., 2001.

4. Иванова, М. В. Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в Суворовском военном училище / М. В. Иванова // Педагогическое образование в России. - 2016. -№ 1. - С. 175-178.

5. Иванова, М. В. Показатели социально-психологической адаптации воспитанников суворовского военного училища / М. В. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. -

2016. - № 9-2. - С. 240-243.

6. Иванова, М. В. Факторы социально-психологической адаптации подростков к обучению в суворовском военном училище / М. В. Иванова, В. В. Савельев // Образование и наука. - 2016. - № 7. - С. 105-116.

7. Иванова, М. В. Психологические предикторы социально-психологической адаптации у воспитанников суворовского военного училища / М. В. Иванова // Вестник психотерапии. - 2018. - № 67 (72). -С. 92-105.

8. Казанская, В. Подросток: социальная адаптация : книга для психологов, педагогов и родителей /

B. Казанская. - СПб. : Питер, 2011. - 288 с. : ил.

9. Кравченко, Ю. В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях : автореф. дис. . канд. психол. наук / Кравченко Ю. В. - СПб., 2006. - 24 c.

10. Кряжева, И. К. К вопросу о взаимосвязи социально-психологической адаптации с развитием индивидуальности личности / И. К. Кряжева // Личность в системе коллективных отношений. - М., 1980. -

C. 132-133.

11. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1.

12. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян // Психология. - 2004. - № 2. - С. 21-30.

13. Почтарева, Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития / Е. Ю. Почтарева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. -

2017. - Вып. 4. - С. 563-575.

14. Реан, А. А. Психология адаптации личности : учебно-научное издание / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : Медицинская пресса, 2011.

15. Martin, P. R. IAAP Handbook of Applied Psychology / P. R. Martin, M. Cheung Fanny, M. C. Knowles, M. Kyrios. - Wiley Blackwell, 2011. - 828 p.

16. Sroufe, A. L. The Development of the Person: The Minnesota Study of Risk and Adaptation from Birth to Adulthood / L. A. Sroufe, B. Egeland, E. A. Carlson, W. A. Collins. - Guilford Press, 2005.

REFERENCES

1. Avdienko, G. Yu. (2002). Osobennosti individual'no-psikhologicheskogo i lichnostnogo razvitiya pod-rostkov, obuchayushchikhsya v voennykh obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh zavedeniyakh v period sotsial'no-ekonomicheskikh preobrazovanii [Features of the Individual Psychological and Personal Development of Adolescents Studying in Military General Education Institutions during the Period of Socio-Economic Transformations]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Saint Petersburg.

2. Antsibor, Yu. A. (2017). Professional'naya deyatel'nost' pedagoga-psikhologa po psikhologicheskomu so-provozhdeniyu adaptatsii vospitannikov v suvorovskikh voennykh uchilishchakh [Professional Activity of a Teacher-Psychologist on Psychological Support for the Adaptation of Pupils in Suvorov Military Schools]. Dis. . kand. psikhol. nauk. Tver. 222 p.

3. Berezin, F. B. (2001). Psikhologicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Psychological and Psychophysiological Adaptation of a Person]. Moscow.

4. Ivanova, M. V. (2016). Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii podrostkov k usloviyam obucheniya v Suvorovskom voennom uchilishche [Features of the Social and Psychological Adaptation of Adoles-

cents to the Conditions of Study at the Suvorov Military School]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 1, pp. 175-178.

5. Ivanova, M. V. (2016). Pokazateli sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii vospitannikov suvorovskogo voennogo uchilishcha [Indicators of Social and Psychological Adaptation of Pupils of the Suvorov Military School]. In Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. No. 9-2, pp. 240-243.

6. Ivanova, M. V., Savel'ev, V. V. (2016). Faktory sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii podrostkov k obucheniyu v suvorovskom voennom uchilishche [Factors of Socio-Psychological Adaptation of Adolescents to Training at the Suvorov Military School]. In Obrazovanie i nauka. No. 7, pp. 105-116.

7. Ivanova, M. V. (2018). Psikhologicheskie prediktory sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii u vospi-tannikov suvorovskogo voennogo uchilishcha [Psychological Predictors of Social and Psychological Adaptation in Pupils of the Suvorov Military School]. In Vestnikpsikhoterapii. No. 67 (72), pp. 92-105.

8. Kazanskaya, V. (2011). Podrostok: sotsial'naya adaptatsiya [Teenager: Social Adaptation]. Saint Petersburg, Piter. 288 p.

9. Kravchenko, Yu. V. (2006). Osobennosti protsessa adaptatsii podrostkov k usloviyam obucheniya v ob-shcheobrazovatel'nykh voennykh uchebnykh zavedeniyakh [Features of the Process of Adaptation of Adolescents to the Conditions of Education in General Education Military Educational Institutions]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Saint Petersburg. 24 p.

10. Kryazheva, I. K. (1980). K voprosu o vzaimosvyazi sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii s razvitiem in-dividual'nosti lichnosti [To the Question of the Relationship of Socio-Psychological Adaptation with the Development of Individual Personality]. In Lichnost' v sisteme kollektivnykh otnoshenii. Moscow, pp. 132-133.

11. Maklakov, A. G. (2001). Lichnostnyi adaptatsionnyi potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviyakh [Personal Adaptive Potential: Its Mobilization and Forecasting in Extreme Conditions]. In Psikhologicheskii zhurnal. Vol. 22. No. 1.

12. Nalchadzhyan, A. A. (2004). Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya lichnosti (formy, mekhanizmy i strategii) [Socio-Psychological Adaptation of Personality (Forms, Mechanisms and Strategies)]. In Psikhologiya. No. 2, pp. 21-30.

13. Pochtareva, E. Yu. (2017). Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti: sushchnost', determinanty, mekhanizmy razvitiya [Value-Semantic Sphere of Personality: Essence', Determinants, Mechanisms of Development]. In Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. Issue 4, pp. 563-575.

14. Rean, A. A., Kudashev, A. R., Baranov, A. A. (2011). Psikhologiya adaptatsii lichnosti [Psychology of Personality Adaptation]. Saint Petersburg, Meditsinskaya pressa.

15. Martin, P. R., Fanny, M. Cheung, Knowles, M. C. Kyrios, M. (2011). IAAP Handbook of Applied Psychology. Wiley Blackwell. 828 p.

16. Sroufe, L. A., Egeland, B., Carlson, E. A., Collins, W. A. (2005). The Development of the Person: The Minnesota Study of Risk and Adaptation from Birth to Adulthood. Guilford Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.