Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ / ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / RESILIENCE OF ATTENTION / ATTENTION SWITCHING / CONCENTRATION / DISTANCE LEARNING / STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY / MODERN EDUCATIONAL SYSTEM / INNOVATIVE FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долганина Вера Васильевна, Ширванян Аревик Эрниковна

В статье актуализируется проблема активного внедрения дистанционного обучения в России. Авторами представлены обобщенные результаты исследования, проводимого на базе Ставропольского государственного педагогического института, позволяющего оценить начальный уровень развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания (методика «Корректурная проба» Б. Бурдона). В статье представлен подробный анализ условий, способствующих повышению устойчивости внимания студентов в период дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долганина Вера Васильевна, Ширванян Аревик Эрниковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR INCREASING STUDENT ATTENTION SUSTAINABILITY IN DISTANCE LEARNING

The article updates the problem of active introduction of distance learning in Russia. The authors present the generalized results of a study conducted on the basis of the Stavropol State Teachers' Institute, which allows to assess the initial level of development of concentration, stability and switching of attention (the method "Correcting sample" B. Burdon). The article provides a detailed analysis of the conditions that contribute to the stability of students' attention during distance learning.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Во время проведения данной методики испытуемый отвечал на определенные вопросы и рисовал. После проведения диагностики было выявлено следующее: по показаниям психомоторного тонуса испытуемый обладает эмоциональной неустойчивостью и импульсивностью, а также заниженной самооценкой. Из интерпретации следует, что испытуемый страдает скрытым беспокойством. Мать вызывает у респондента наибольшую тревожность. Испытуемый нуждается в заботе о нем. Наиболее близкими для респондента являются его мать и младший брат. Испытуемый относится к категории людей, которые скрывают свои чувства и не способны влиять на других, кроме того у автора рисунка нет опоры в жизни. Сестра является наименее значимой для респондента. Слишком маленькие изображения всех членов семьи на рисунке говорят о наличии признака тревоги, некой подавленности и прогрессирующей депрессии. Судя по наличии иных деталей на рисунке можно говорить об отсутствии тепла в семье у испытуемого.

Во время беседы стало известно, что испытуемый до поступления в кадетскую школу учился в одной из школ города, в классе, где предметы обучались на родном языке. В начальных классах был отличником, а после начал учится на «3». Каждые каникулы ездит к бабушке в деревню. Впервые о кадетской школе узнал от своего зятя и пошел учится из-за того, что хотел стать спецназом. Со слов респондента, после того как поступил в ГБОУ РС(Я) «ЯКШИ» в 7 класс «было все хорошо», но потом в 8 классе «перехотел учиться». Связывает свое нежелание с тем, что начал уставать от многочисленных мероприятий в школе. Ссылается на то, что скучает по младшему брату, по объятиям и общению с ним. Со слов с матерью общаются хорошо (каждый день по телефону). По выходным респондент едет в город к своей семье, а иногда подрабатывает у своей тети в банкетном зале.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенной исследовательской работы респондент действительно переживал дезадаптацию. Притом это началось еще задолго до поступления в кадетскую школу, а именно при переходе из начального звена в среднее, то есть в 5 классе. Еще в тот период испытуемый встретился с трудностями в обучении, возможными причинами явились языковой барьер (обучение начало вестись уже не на родном языке, а на русском), новые условия обучения, новые педагоги и т.д. К сожалению, никакой коррекционной работы по профилактике дезадаптации ребенка на то время по всей вероятности проведено не было. Далее, после окончания 6 класса, мать, сама того не подозревая, решила отдать такого подростка в кадетскую школу, где по понятным нам причинам у подростка картина с дезадаптацией еще более усугубилась.

Индивидуальные консультирования помогли выявить проблему дезадаптации подростка и определить пути решения данной проблемы. Все это способствовало формированию и разработке рекомендаций по профилактике дезадаптации:

- продолжить индивидуальные консультирования с испытуемым, путем углубления диагностики дезадаптации;

- по результатам диагностики разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике дезадаптации;

- провести просветительскую работу с педагогическим составом по работе с подростками из группы риска;

- оповестить родителей и вести с ними как индивидуальное консультирование, так и групповое, можно в виде тренингов.

Литература:

1. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография / Б.Н. Алмазов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.

2. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян; под общ. ред. Ю.М. Забродина. — М.: Litres, 2015.

3. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. - Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 2005. - 254 с.

4. Молодцова Т.Д Субъективные предпосылки подростковой дезадаптации // Международный журнал экспериментального исследования. 2013. №7. С. 82-85.

5. Роджерс K.P. Становление человека. Взгляд на психотерапию. - М.: Серия Современная психология. Теория и практика Издат. группа. «Институт общегуманитарных исследований», 2016. 480 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Долганина Вера Васильевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Ширванян Аревик Эрниковна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема активного внедрения дистанционного обучения в России. Авторами представлены обобщенные результаты исследования, проводимого на базе Ставропольского государственного педагогического института, позволяющего оценить начальный уровень развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания (методика «Корректурная проба» Б. Бурдона). В статье представлен подробный анализ условий, способствующих повышению устойчивости внимания студентов в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: устойчивость внимания, переключаемость внимания, концентрация внимания, дистанционное обучение, студенты педагогического вуза, современная образовательная система, инновационные формы обучения.

Annotation. The article updates the problem of active introduction of distance learning in Russia. The authors present the generalized results of a study conducted on the basis of the Stavropol State Teachers' Institute, which

allows to assess the initial level of development of concentration, stability and switching of attention (the method "Correcting sample" B. Burdon). The article provides a detailed analysis of the conditions that contribute to the stability of students' attention during distance learning.

Keywords: resilience of attention, attention switching, concentration, distance learning, students of pedagogical university, modern educational system, innovative forms of education.

Введение. Дистанционные образовательные технологии в Росси за последние несколько лет получили активное развитие. Министерством образования и науки РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены большие материальные средства на развитие и становление дистанционного образования. В этой связи можно отметить, что дистанционное образование и высшее образование находятся в процессе адаптации [1].

Новые техноинфраструктуры начинают определять суть образовательной среды. Однако, можно отметить недостаточную готовность современной образовательной системы к данному переходу. Отсутствие готовности породило множество проблем: несовершенство технических возможностей проведения дистанционного формата обучения, не знание и неумение многих педагогов применять современные средства и технологии обучения, неготовность родителей к дополнительным материальным затратам, вопросы мотивации на обучение в дистанционном формате, слабая самоорганизация детей, отсутствие живого контакта с одногруппниками, непривычная для преобладающего большинства студентов форма подачи материала, низкая устойчивость внимания и многое другое [2, 4].

С середины XIX века Европа стала первоисточником современных процессов дистанционного обучения, обозначенного тогда «корреспондентским обучением» или «обучением по переписке». Прогресс дистанционного обучения был определен двумя основными причинами:

- результатом технических возможностей совершенствования оперативной почтовой связи;

- качественным и количественным развитием системы образования, главным признаком которого являлось расширение университетской структуры, открытие специализированных государственных и частных образовательных учреждений, проявляющие интерес к применению инновационных форм обучения [3].

Под дистанционной формой обучения понимается новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения, по которому обучающиеся отдалены от преподавателя, как во времени, так и в пространстве. Тем не менее, в виртуальном пространстве они имеют постоянную возможность поддерживать с ним диалог [7].

Особенностью дистанционного образования является возможность удовлетворить потребности обучаемого, через мобильную, виртуальную форму обучения, с одной стороны, а с другой через потребности общества в системе непрерывного образования в связи с необходимостью постоянной динамики знаний, умений и навыков [5].

Исследования О.В. Алешкина, М.А. Миналиева, Н.А. Рачителева, П.Б. Невельского, JI.C. Нерсесян, В.И. Страхова показали, что большое значение в процессе дистанционного обучения отводится способности личности научиться удерживать свое внимание [1].

Изучение внимания студентов является самой сложной психологической проблемой, интересующей специалистов разных областей науки и практики. Среди всех психических процессов внимание занимает особое место, так как является важным и включённым во все психологические процессы личности. Внимание отвечает за чёткость мыслительной деятельности, позволяющей сделать ее наиболее успешной. Хорошо развитые свойства внимания, его организованность и произвольность - факторы, обеспечивающие успешность обучения [6]. Поэтому исследование условий повышения устойчивости внимания у студентов в формате дистанционного обучения представляет для нас большой интерес.

Изложение основного материала статьи. Изучение внимания у студентов педагогического вуза проводилось с помощью методики «Корректурная проба» Б. Бурдона в 2020 году. Базой исследования являлось государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт». Цель методики: диагностика начального уровня развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания. Выборка составила 347 студентов 1-2 курсов.

Обобщенный анализ результатов исследования позволяет нам утверждать, что внимание студентов педагогического вуза в процессе обучения в дистанционном режиме развито недостаточно. Полученные количественные данные показали, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на уровне ниже среднего (обобщенные данные 30,5%). Это проявляется в низкой степени сосредоточенности личности студентов на выполнении поставленных учебных целей и задач.

Активность студентов, возникшая как следствие интересного начала, должна быть поддержана на протяжении всей лекции. С этой целью, нами были изучены и описаны некоторые основные условия, позволяющие повысит устойчивость внимания студентов в рамках дистанционного формата обучения.

В качестве первого условия повышения внимания мы определили постановку интересных целей. На помощь могут прийти различные способы донесения информации и стили общения (включая юмор и неформальные подходы): ролевые игры, симуляции, контроинтуитивный факт, идущий вразрез со знаниями студентов, примеры из реальной жизни - конкретные истории по теме и т.п. Эти приемы позволяют удержать внимание студентов, не дают им отвлекаться при этом избавляя от эффекта «засыпания».

Следующим условием повышения внимания является повышение значимости излагаемому материалу. Практическая значимость занятия для студентов, также обладает мощным мотивирующим эффектом. Студентам важно донести понимание того, для чего данное занятие необходимо именно ему. Важно понимать, что в таком случае, весь учебный материал должен соответствовать потребностям определенного возраста, что особенно необходимо учитывать при планировании и подготовке дистанционных занятий со студентами [5].

Также в качестве следующего условия повышения устойчивости внимания у студентов может выступать обсуждение одного вопроса с позиций разных исследователей, с изложением их разных точек зрения, с пояснением, что сейчас принято в науке, и какой точки зрения придерживается лектор. Допустимо даже описать какой-либо забавный или интересный случай про ученых, которые занимались изучением данного вопроса. Например, данные деятели науки были лучшими друзьями, часто собирались научными сообществами или наоборот были в конфликте друг с другом.

При подведении итогов занятия не рекомендуется лектору делать выводы, а целесообразней предоставить студентам возможность сделать выводы самостоятельно. После завершения занятия также можно запустить в аудиторию экспресс-тест по содержанию лекционного материала. Успешная работа студентов на каждом лекционном и практическом занятии позволит освободить наиболее активных из их от сдачи предстоящих экзаменов или зачетов. Студент должен понимать, что его преподаватель контролирует, а также ему важны качественные результаты по изучаемой дисциплине. Педагогу необходимо проверять и отслеживать прогресс на протяжении всего периода дистанционного обучения, контролировать понимание или непонимание студентами тех или иных аспектов обучения, помогать в решении возникающих проблем. Важно обладать информацией об индивидуальных результатах каждого студента. Если студент перестает проявлять активность в обучении или начинает выполнять задания «спустя рукава», необходимо своевременно связаться с ним и постараться мотивировать для продолжения обучения, дать конкретные замечания по выполненным заданиям, отметить, найти возможность оказать ему поддержку.

Важно также регулярно поддерживать контакт со студенческой аудиторией через применение элементов обратной связи, беседы, использование приёмов «освежающего отступления» (шутки, пословицы и т.д.).

Необходимо стремиться к повышению эмоционального фона и качества запоминания за счёт использования примеров из жизни великих учёных, медиков или привлечения исторических образов, образов художественной литературы, искусства, то есть привлечение тех фактов, которые способны вызывать эмоции и сопереживания студентов.

Важным условием в повышения устойчивости внимания у студентов является представление научной значимости темы лекции через взаимосвязь её с работами конференции или конгресса, участником которых был сам педагог, его участие в мастер-классах, как в России, так и за рубежом.

Если основные положения лекции будут иметь подтверждение фактами из жизни и практики, в этом случае ее значимость и интерес, несомненно, возрастет.

Выделяя ключевые позиции в лекционном курсе, важно акцентировать внимание студентов с помощью следующего типа вопросов: «Прошу обратить внимание на следующий вопрос...», «Сложность и особенность данного вопроса.» и пр.

К развитию научного мышления и творческого потенциала может привести искусственно созданная педагогам «ситуация затруднения». Педагог якобы «не знает», как необходимо поступить в конкретной ситуации и обращается за помощью к студентам. Совместный поиск решения обозначенной проблемы является эффективным интерактивным приёмом, выражающим идеологию сотрудничества.

Нужно помнить о том, что чтение лекций является не только наукой, но еще и искусством, это создание творческой рабочей атмосферы за счёт изменения темпа, перемены интонации и громкости речи, введения пауз и др. Все вышеперечисленные приемы зависят, прежде всего, от педагогического мастерства лектора. Известно, что ослабление громкости речи вначале лекции помогает сосредоточению внимания студентов.

Следующим условием повышения устойчивости внимания у студентов в формате дистанционного обучения может стать использование наглядного материала (презентации, таблицы, графики, фото известных людей и др.), короткие видеофрагменты по теме занятия и пр. Это может вызвать и поддержать интерес к изучаемому материалу. К.Д. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе обучения служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком, и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [9].

Средства наглядности рекомендуется использовать на всех этапах обучения: при объяснении преподавателем нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, выполнении практических заданий, а также контроле усвоения учебного материала.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии в процессе дистанционного обучения является также необходимым условием успешного удержания внимания у студентов. Однако стоит отметить некоторые ее особенности:

• возможность переписки в групповом чате во время чтения лекции или сразу после ее окончания при комментариях на ответы или какие-либо реплики студентов;

• быстрота реакции на обозначенные потребности и инициативы студентов;

• возможность использования самых разнообразных форматов общения (общедоступные форумы, форумы по предметному содержанию, видеоконференция, конфиденциальные каналы связи и т.п.);

• организация групповой деятельности в интернет-пространстве и создание оптимального делового микроклимата в учебной группе;

• высокий уровень ИКТ-компетенций, который позволит педагогу общаться со студентами на их уровне и т.д. [4].

Одним из важных факторов в организации плодотворного взаимодействия в образовательном пространстве, основанном на использовании Интернет, является стиль письма в групповом чате, которым пользуется преподаватель и студенты. Как показывает практика, всякому преподавателю, работающему в дистанционном режиме, необходимо владеть разными стилями письма, а также четко и оперативно применять их в соответствии с особенностями тех студентов, которым адресуются письма. Целесообразно соотносить стили письма с особенностями темперамента, коммуникативными характеристиками, уровнем тревожности студентов и т.п. [8].

Важным условием в повышении устойчивости внимания у студентов в условиях дистанционного обучения является поощрение преподавателем наиболее активных и эффективно работавших студентов. В этом случае целесообразно использовать как моральное, так и «материальное» поощрение. Моральное предусматривает не только «благодарность», выражаемую педагогом за активную работу на занятии, но и «пропаганду» достижений студента (например, посредством экрана успеваемости, умения творчески мыслить и т.д.). «Материальное» поощрение (например, использование рейтинговой системы оценивания) предполагает не только ранжирование студентов по достигнутым результатам, но и предоставление (наиболее активно и эффективно работающим) досрочно получить зачет или экзамен по модулю или дисциплине.

Стоит подчеркнуть, что любая форма поощрения должна зарабатываться активным (и эффективным) трудом и не в коей мере не выдаваться авансом, исходя из прошлых успехов студента. Только в этой

ситуации оно будет восприниматься, и поощряться студентом и группой как справедливо заслуженная «награда», является стимулом к учебе, и, главное, к успеху в учебе [8].

Каждое проведенное занятие должно анализироваться с позиций его достоинств и недостатков с целью совершенствования первых и устранения вторых. Совершенно понятно, что и достоинства и недостатки должны соответствовать своим определениям. Поэтому, чтобы не допустить очень жестких оценок и (еще хуже) не обращения внимания на некоторые из недостатков, необходимо иметь по данному вопросу как можно большее количество мнений «экспертов». Так в роли «экспертов» могут выступать как преподаватели, так и студенты, формирующие мнение о качестве проведенных занятий на различных образовательных платформах.

Выводы. В статье нами были рассмотрены следующие условия повышения устойчивости внимания у студентов в рамках дистанционного обучения:

- постановка интересных целей;

- придание значимости излагаемому материалу;

- обсуждение одного вопроса с позиций разных исследователей;

- самостоятельное подведение итогов и формулировка основных выводов студентами образовательного учреждения;

- регулярное поддержание контакта с аудиторией путём применения элементов обратной связи, беседы, использовать приёмы «освежающего отступления» (шутки, пословицы и т.д.);

- повышение эмоционального фона и качества запоминания;

- представление научной значимости темы лекции;

- подтверждение содержание занятий фактами из жизни и практики;

- акцентирование внимания студентов с помощью нестандартного типа вопросов;

- искусственно созданная педагогам «ситуация затруднения»;

- использование наглядного материала (презентации, таблицы, графики, фото известных людей и др.);

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

- поощрение преподавателем активных и эффективно работающих во время занятия студентов.

Литература:

1. Алешкина О.В., Миналиева М.А., Рачителева Н.А. Дистанционные образовательные технологии -ключ к массовому образованию XXI века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 63-65.

2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов-н/Д.: Мысль, 1999. 368 с.

3. Ибрагимов. И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2005. 336 с.

4. Ишимова, А.Е. Дистанционное обучение как современная форма обучения в российских высших учебных заведениях / А.Е. Ишимова. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. -С. 29-32. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8807/ (дата обращения: 24.11.2020).

5. Маркеева, А.А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А.А. Маркеева. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. - 2020. - № 2 (18). - С. 1-4. - URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5177/ (дата обращения: 23.11.2020).

6. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008. - 400 с.

7. Осипова Л.Б., Горева О.М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14612 (дата обращения: 24.11.2020).].

8. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. М.: Дрофа, 2006. 591 с.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1. // Собрание сочинений: в 11 т. М.; Л., 1950.Т.8. С. 7-679.

Психология

УДК 371

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ В СИТУАЦИИ СМЕНЫ ПОКОЛЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В сфере образования на смену старшему поколению приходят молодые учителя, происходит смена поколений в педагогических коллективах. Руководитель образовательного учреждения играет основную роль в ситуации смены поколения в педагогическом коллективе, так как является субъектом управления образовательным учреждением. В статья предпринята попытка рассмотреть и изучить те психологические трудности и те ситуации с которыми сталкивается руководитель в своей работе, а также те направления работы руководителя, которые помогут ему сплотить свой педагогический коллектив. Были выделены принципы и задачи, которые необходимо будет использовать и решать в процессе обновления педагогического коллектива.

Ключевые слова: педагогический коллектив, психологические трудности руководителя школы, ситуация смены поколений учителей, молодые учителя, вновь пришедшие учителя.

Annotation. In the sphere of education, young teachers come to replace the older generation, thus causing the succession of generations in teaching staff. The leader of an educational institution plays the principal role in the situation of the succession of generations in teaching staff, since he or she is the subject of educational institution's management. The article attempts to review and study the difficulties and situations that the leader has to face at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.