Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТОК / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА / MALADJUSTMENT / TEENAGER / INDIVIDUAL COUNSELING / METHODS / RESEARCH / AGE CHARACTERISTICS OF A TEENAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Степанида Николаевна, Туйгун Нюргустана Петровна

В статье рассмотрена проблема дезадаптации подростка, представлены результаты исследования факторов дезадаптации подростка посредством индивидуального консультирования, проведенного в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Саха (Якутия) «Якутская кадетская школа - интернат». Получены данные, которые позволили оценить факторы дезадаптации подростка, что поставило перед нами новые задачи - профилактику дезадаптации подростка путем психолого-педагогического сопровождения в школе. Исследование проводилось посредством индивидуального консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FACTORS OF ADOLESCENT DEADAPTATION THROUGH INDIVIDUAL COUNSELING

The article deals with the problem of adolescent maladjustment, presents the results of a study of adolescent maladjustment factors through individual counseling conducted at the State Budgetary Educational Institution of the Republic of Sakha (Yakutia) "Yakutsk Cadet Boarding School". The data were obtained that allowed us to assess the factors of adolescent maladjustment, which posed new tasks for us - prevention of adolescent maladjustment through psychological and pedagogical support at school. The study was conducted through individual counseling.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Психология

УДК 376.56

кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Степанида Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Туйгун Нюргустана Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема дезадаптации подростка, представлены результаты исследования факторов дезадаптации подростка посредством индивидуального консультирования, проведенного в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Саха (Якутия) «Якутская кадетская школа - интернат». Получены данные, которые позволили оценить факторы дезадаптации подростка, что поставило перед нами новые задачи - профилактику дезадаптации подростка путем психолого-педагогического сопровождения в школе. Исследование проводилось посредством индивидуального консультирования.

Ключевые слова: дезадаптация, подросток, индивидуальное консультирование, методы, исследование, возрастные особенности подростка.

Annоtation: The article deals with the problem of adolescent maladjustment, presents the results of a study of adolescent maladjustment factors through individual counseling conducted at the State Budgetary Educational Institution of the Republic of Sakha (Yakutia) "Yakutsk Cadet Boarding School". The data were obtained that allowed us to assess the factors of adolescent maladjustment, which posed new tasks for us - prevention of adolescent maladjustment through psychological and pedagogical support at school. The study was conducted through individual counseling.

Keywords: maladjustment, teenager, individual counseling, methods, research, age characteristics of a teenager.

Введение. На сегодняшний день понятие «дезадаптация подростка» относится к одной из наиболее острых и актуальных проблем не только среди педагогов, родителей и психологов, но и всего общества в целом. Все это связано с резким увеличением детей с девиантным поведением в этой возрастной группе.

Подростковому возрасту свойственны такие понятия, как «трудный подросток», «труднообучаемый», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «девиантный», «дезадаптированный», тем самым характеризуя трудности этого возрастного периода.

Авторы различных научных работ по-разному объясняют суть проблемы дезадаптации подростка, но все же их мнение сводится к одному: в мире существуют люди, которым трудно вписаться в общество по каким-либо причинам (физиологическим, генетическим, психологическим и т.д.). Также, бывают такие, которые живут испытывая дискомфорт или причиняют его другим. Данные явления и стали причиной появления такого термина как «дезадаптация».

Проблеме дезадаптации подростка посвящены труды многих ученых, таких как Алмазова Б.Н., Беличевой С.А., Кудрявцева В.Н., Молодцовой Т.Д., Якиманской И.С. и др. С позиции учёных, первопричиной в развитии дезадаптации являются биологические, психологические и социальные факторы (Александровский Ю.А., Беличева С.А., Венгер Л.А., Каган В.Е., Личко А.Е., Овчарова Р.В. и др.).

Так, например, по мнению Б.Н. Алмазова «...неадаптированность понимается как несоответствие между целями и достигнутыми результатами деятельности человека, несостоятельность адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности. Ситуационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением как дезадаптация» [1].

С точки зрения Т.Д. Молодцовой «. дезадаптация - это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, появляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое отношения в обществе дегармонизирует, нанося моральный и материальный ущерб» [3].

Американский психолог К. Роджерс считает, что «.дезадаптация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками "Я" и непосредственным опытом человека» [4].

По наблюдениям Т.Д. Молодцовой «.дезадаптация может существовать довольно долго незаметно для окружающих, так и оставаясь загадкой для самой дезадаптированной личности», но все же со временем она дает о себе знать [4].

По мнению многих исследователей, основными факторами дезадаптации являются:

а) когнитивный фактор - у подростка постепенно начинает снижаться успеваемость по учебным предметам, он испытывает трудности в обучении, познавательные процессы не сформированы;

б) эмоционально-личностный фактор - подросток негативно относится к учебе, педагогам, что проявляется в эмоционально-личностном развитии;

в) поведенческий фактор - поведение подростка ухудшается, уровень дисциплины в учебной деятельности снижается, это все начинает негативно отражаться на взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками (сверстниками).

В большинстве случаев, при дезадаптации подростка проявляются все три фактора. Причинами дезадаптации зачастую могут быть незамеченные ранее проблемы с адаптацией, а именно эмоционально-аффективные переживания из-за трудностей вхождения в новую роль. Например, в старших классах дезадаптация может происходить в связи с расформированием на профильные классы, переходом в другую школу и т.д. То есть каждый раз подросток встречается с новой учебной обстановкой, новым режимом, новыми людьми и т.д. Все это естественным образом оставляет след на дальнейшем развитии личности подростка.

Анализ научной литературы показал, что проблема дезадаптации волнует многих исследователей, так как является важным фактором в определении задач по ее профилактике, коррекции (компенсации). Что имеет первостепенное значение и влияние на рост и гармоничное развитие подростка как личности, и определяет его «место» в будущем как в обществе, так и в жизни в целом.

В настоящее время, в психолого-педагогической практике ученые предлагают различные направления в изучении дезадаптации подростка, нам больше импонирует исследование посредством индивидуального консультирования.

Как считает Ю.М. Забродин «...индивидуальное психологическое консультирование — это форма профессиональной психологической помощи в виде взаимодействия компетентного консультанта и клиента, базирующаяся на полном сосредоточении консультанта на уникальности клиента, проводимая исключительно только с тем, кто обратился за консультацией, в ходе которой применяются адекватные методы и средства для приобретения клиентом знаний о себе, обучению связывать полученные знания с целями» [2].

Изложение основного материала статьи. Исследование было проведено на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутская кадетская школа -интернат» (далее - ГБОУ РС(Я) «ЯКШИ»).

ГБОУ РС(Я) «Якутская кадетская школ-интернат» реализует программу основного общего, среднего (полного общего) образования и дополнительную подготовку по профильным предметам.

Цель и задачи деятельности ГБОУ РС (Я) «ЯКШИ» - развитие гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей у обучающихся, формирование у них значимых качеств, умений, и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, видов государственной службы высокой ответственности и дисциплинированности, чувства гордости за принадлежность к кадетской семье, стремление добросовестно выполнять обязанности кадет.

Для осуществления этих задач проведение учебных занятий и организация воспитательного процесса проводятся на высоком педагогическом, методическом и технологическом уровне. Соблюдается творческая атмосфера и здоровая нравственная обстановка в педагогических и кадетских коллективах. Организация внутреннего порядка, жизни и быта кадет проводится в соответствии с Законом «Об образовании» и Уставом кадетской школы-интернат.

Из отчета директора ГБОУ РС(Я) «ЯКШИ», видно, что в свободное от учебы время кадеты занимаются спортом, развивают свои творческие способности на кружках дополнительного образования. Ежегодно кадеты принимают участие и занимают призовые места во Всероссийских и межрегиональных слетах, конкурсах, спортивных соревнованиях среди воспитанников кадетских корпусов и других образовательных учреждений.

В 7 класс ГБОУ РС(Я) «ЯКШИ» принимаются мальчики и юноши, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), изъявившие личное желание обучаться в указанном учреждении. Кроме этого, годные по состоянию здоровья, окончившие на момент поступления 6 класс общеобразовательного учреждения, прошедшие вступительные испытания по общеобразовательным предметам, и конкурсный отбор по физической подготовленности, а также оценку документов, характеризующие общественные, творческие и спортивные достижения кандидатов.

Задачей исследования было определить, что именно дезадаптирует подростка в кадетской школе-интернате, каковы истинные причины возникновения этой проблемы. С этой целью нами было организовано исследование посредством индивидуальных консультирований. В исследовании были использованы следующие методики:

- Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

- тест Люшера;

- метод парных ассоциаций К. Юнга;

- рисуночный тест «Рисунок Семьи»;

- беседа.

Исследование началось с выявления дезадаптированных подростков. В результате их было всего 5 обучающихся. К примеру, рассмотрим исследовательскую работу с одним из обучающихся, принадлежащих к группе риска. Испытуемым был выбран ученик 9 класса. У кадета начали возникать проблемы с усвоением учебного материала. Стали поступать замечания со стороны классного руководителя и учителей отдельных дисциплин.

Краткая характеристика об обучающемся: Мальчик (15 лет) из неполной семьи. Мать кадета находится на декретном отпуске по уходу за ребенком. Не считая матери, с учеником в квартире проживают младшая сестра (9 лет) и младший брат (1,5 лет).

Жилищно-бытовые условия удовлетворительные: в квартире есть две комнаты, у мальчика есть своя отдельная комната.

Мать интересуется учебой ребенка, но так как она в данный период находится по уходу за ребенком, посещает родительские собрания редко. Но все же она всегда готова к диалогу, любит и защищает своего ребёнка. Мальчик психологически защищен и любим в семье, может рассчитывать на моральную поддержку родных. Мама с чуткостью относится к индивидуальным проблемам и особенностям подростка, но не всегда справляется с возникшими возрастными проблемами.

Состояние здоровья ученика хорошее. По медицинским показателям физическое развитие соответствует норме. Простудным заболеваниям подвергается редко, хронических заболеваний нет.

Ученик обладает темпераментом меланхолика, может испытывать вялость и отстраненность. Мальчик характеризуется эмоциональной ранимостью, не отличается демонстративным типом поведения. Круг общения у респондента узкий. В школе общается со сверстниками из своего класса, имеет несколько постоянных друзей, общается со всеми хорошо и ровно. Главным недостатком испытуемого можно назвать низкую активность. К чужому мнению прислушивается, но имеет своё собственное. Не имеет способности к аналитике, но обладает творческими способностями.

В учебной деятельности в большей степени не активен, иногда принимает участие в классных мероприятиях. Отношения с большинством педагогов строятся на доверии, при общении с педагогами всегда вежлив и воспитан. Ученик не груб и не конфликтен. Чаще всего, в конфликтах со взрослыми слушает молча, порой оставаясь при своем мнении.

В классном коллективе относится к числу скрытых лидеров, не умеет увлечь своими идеями одноклассников, но друзья считаются с его мнением. Предпочитаемая группа общения - сверстники, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. В общении старается избегать конфликтных ситуаций.

Ученик проявляет интерес к предметам гуманитарного цикла, обладает хорошей памятью и логическим мышлением. При желании, вполне может быть успешным и в изучении предметов других циклов. Однако не имеет в плане учёбы хороших результатов, так как не обладает устойчивой мотивацией, целеустремлённостью, терпением. Мальчик не имеет ярко выраженных жизненных планов. Спортом особо не увлечен.

Исследование началось с оценки школьной мотивации (по методике Лускановой Н.Г.). Целью методики выступало выявление отношения испытуемого к кадетской школе-интернат, к учебной деятельности и эмоциональное переживание школьной ситуации.

Данная анкета как раз-таки подходит для исследования посредством индивидуального консультирования, но также может использоваться и для групповой диагностики. Анкетирование можно проводить двумя разными способами:

а) Анкета читается вслух, а испытуемые в это время отвечают на листе бумаги, выбирая варианты ответов близкие им по значению;

б) Готовые бланки анкеты раздаются группе респондентов с просьбой отметить подходящие варианты ответов.

Нами был выбран первый способ. То есть вопросы произносились вслух, а испытуемый записывал подходящие ответы на листе бумаги.

Во время проведения анкетирования испытуемый вначале был немного взволнован. Поэтому ему было дано немного времени для того, чтобы он смог немного успокоится и сосредоточиться на выполнении анкетирования.

Во время выполнения задания респондент был спокоен, на некоторые вопросы мог потратить больше времени, чем на другие.

В итоге по результатам анкетирования по методике Лускановой Н.Г. испытуемый набрал всего 9 баллов. Это означало, что у испытуемого сформировалось негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Подростки с такими результатами подвержены серьёзным проблемам в школе. Учебная деятельность начинает тяготить их, в общении со сверстниками и во взаимоотношениях с педагогами могут возникать трудности. Возникает неприязнь по отношению к школе, а обучение в ней становится невыносимым. Такие обучающиеся могут вести себя агрессивно, отказываясь от общедисциплинарных норм и правил.

Далее, с целью изучения проблем дезадаптации подростка, актуального эмоционального состояния, степени адаптированности испытуемого к социальной среде, ее компенсаторных возможностей был проведен тест Люшера.

Методика позволяет исследователю получать более объективные ответы, так как не позволяет респонденту предугадать «правильные ответы».

Процедура выполнения теста заключается в том, чтобы испытуемый выбирал цвета методом ранжирования исходя из личного отношения.

По итогам тестирования было выявлено следующее:

Судя по характеристике общего настроения, испытуемый оказался перегружен обстановкой, в которой находится, и чтобы избежать давления ситуации, всеми способами старается обрести внутренний покой. В эмоциональной сфере у респондента присутствует страх чувства одиночества, так как, по тем или иным причинам, испытуемый боится потерять любовь близких. Тем не менее он стремится к беззаботной, гармоничной обстановке, чтобы обрести чувство защищенности. Респондент уступчив, нерешителен и не уверен в себе, избегает ответственности за развитие событий, не терпит беспокойств со стороны. Он испытывает непонимание со стороны других людей, поэтому проявляет интерес ко всему новому, пытаясь тем самым развить собственную активность. Респондент желает освободиться от своих внутренних и внешних установок, мешающих ему в жизни, чтобы в результате обрести Себя и почувствовать себя свободным в новых жизненных условиях.

Несмотря на все вышесказанное испытуемому свойственен энтузиазм и чувство тяги ко всему новому, он смотрит на будущее оптимистично и готов к переменам в жизни. Мальчик стремится к покою, любви, к душевной, теплой обстановке. Ему свойственно спокойствие в отношениях с людьми. В кругу своих близких чувствует себя легко и непринужденно, «как в своей тарелке». Недостаток уверенности в себе вынуждает испытуемого избегать конфликтных ситуаций, тем самым он привыкает принимать ситуацию такой какая она есть.

Все происходящее в жизни испытуемого дезорганизует его и накаляет обстановку вокруг него своей неопределенностью. А сложившаяся обстановка, ограничивающая свободу респондента побуждает его к внесению ясности в этой ситуации.

Следующим этапом в исследовании являлось проведение метода парных ассоциаций, автором которого является К. Юнг. Цель методики заключается в определении причины проблемы испытуемого и пути ее решения. Большим плюсом в данном методе является то, что испытуемый на бессознательном уровне, сам того не зная выдает ассоциации слов, которые в дальнейшем и являются корнем проблемы и ключом к ее решению.

По итогам метода парных ассоциаций были получены следующие результаты:

В ассоциациях испытуемого часто встречалось слово «ОГЭ», то есть предстоящий экзамен напрягал подростка. Думая об учебе респондент неосознанно стремился к «отдыху», это также проявлялось в его ассоциациях, где встречались слова на тему «выходных», а то и даже «конца учебного года», чтоб он смог вернуться домой, чтоб наступило «лето», и респондент смог бы встретить своего «младшего брата», к которому он очень привязался. Тем самым, благодаря методу парных ассоциаций еще раз подтвердился тот факт, что подросток переживал дезадаптацию и в данный момент нуждался в психолого-педагогической помощи.

Особенности внутреннего климата в семье являются важным аспектом в гармоничном развитии личности подростка. С целью выявления причин дезадаптации подростка и определения особенностей восприятия и переживания отношений в семье проводился тест «Рисунок семьи».

Во время проведения данной методики испытуемый отвечал на определенные вопросы и рисовал. После проведения диагностики было выявлено следующее: по показаниям психомоторного тонуса испытуемый обладает эмоциональной неустойчивостью и импульсивностью, а также заниженной самооценкой. Из интерпретации следует, что испытуемый страдает скрытым беспокойством. Мать вызывает у респондента наибольшую тревожность. Испытуемый нуждается в заботе о нем. Наиболее близкими для респондента являются его мать и младший брат. Испытуемый относится к категории людей, которые скрывают свои чувства и не способны влиять на других, кроме того у автора рисунка нет опоры в жизни. Сестра является наименее значимой для респондента. Слишком маленькие изображения всех членов семьи на рисунке говорят о наличии признака тревоги, некой подавленности и прогрессирующей депрессии. Судя по наличии иных деталей на рисунке можно говорить об отсутствии тепла в семье у испытуемого.

Во время беседы стало известно, что испытуемый до поступления в кадетскую школу учился в одной из школ города, в классе, где предметы обучались на родном языке. В начальных классах был отличником, а после начал учится на «3». Каждые каникулы ездит к бабушке в деревню. Впервые о кадетской школе узнал от своего зятя и пошел учится из-за того, что хотел стать спецназом. Со слов респондента, после того как поступил в ГБОУ РС(Я) «ЯКШИ» в 7 класс «было все хорошо», но потом в 8 классе «перехотел учиться». Связывает свое нежелание с тем, что начал уставать от многочисленных мероприятий в школе. Ссылается на то, что скучает по младшему брату, по объятиям и общению с ним. Со слов с матерью общаются хорошо (каждый день по телефону). По выходным респондент едет в город к своей семье, а иногда подрабатывает у своей тети в банкетном зале.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенной исследовательской работы респондент действительно переживал дезадаптацию. Притом это началось еще задолго до поступления в кадетскую школу, а именно при переходе из начального звена в среднее, то есть в 5 классе. Еще в тот период испытуемый встретился с трудностями в обучении, возможными причинами явились языковой барьер (обучение начало вестись уже не на родном языке, а на русском), новые условия обучения, новые педагоги и т.д. К сожалению, никакой коррекционной работы по профилактике дезадаптации ребенка на то время по всей вероятности проведено не было. Далее, после окончания 6 класса, мать, сама того не подозревая, решила отдать такого подростка в кадетскую школу, где по понятным нам причинам у подростка картина с дезадаптацией еще более усугубилась.

Индивидуальные консультирования помогли выявить проблему дезадаптации подростка и определить пути решения данной проблемы. Все это способствовало формированию и разработке рекомендаций по профилактике дезадаптации:

- продолжить индивидуальные консультирования с испытуемым, путем углубления диагностики дезадаптации;

- по результатам диагностики разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике дезадаптации;

- провести просветительскую работу с педагогическим составом по работе с подростками из группы риска;

- оповестить родителей и вести с ними как индивидуальное консультирование, так и групповое, можно в виде тренингов.

Литература:

1. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография / Б.Н. Алмазов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.

2. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян; под общ. ред. Ю.М. Забродина. — М.: Litres, 2015.

3. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. - Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 2005. - 254 с.

4. Молодцова Т.Д Субъективные предпосылки подростковой дезадаптации // Международный журнал экспериментального исследования. 2013. №7. С. 82-85.

5. Роджерс K.P. Становление человека. Взгляд на психотерапию. - М.: Серия Современная психология. Теория и практика Издат. группа. «Институт общегуманитарных исследований», 2016. 480 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Долганина Вера Васильевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Ширванян Аревик Эрниковна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема активного внедрения дистанционного обучения в России. Авторами представлены обобщенные результаты исследования, проводимого на базе Ставропольского государственного педагогического института, позволяющего оценить начальный уровень развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания (методика «Корректурная проба» Б. Бурдона). В статье представлен подробный анализ условий, способствующих повышению устойчивости внимания студентов в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: устойчивость внимания, переключаемость внимания, концентрация внимания, дистанционное обучение, студенты педагогического вуза, современная образовательная система, инновационные формы обучения.

Annotation. The article updates the problem of active introduction of distance learning in Russia. The authors present the generalized results of a study conducted on the basis of the Stavropol State Teachers' Institute, which

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.