Научная статья на тему 'Условия повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов музыкального профиля в российских вузах'

Условия повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов музыкального профиля в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная адаптация / китайские выпускники музыкального профиля / профессионально-педагогическая подготовка / российский вуз / будущие учителя музыки / готовность / трудности адаптации / professional adaptation / chinese music graduates / professional and pedagogical training / russian university / future music teachers / readiness / adaptation difficulties

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Александровна Воскрекасенко, Ольга Александровна Гостяева

В условиях возросшего интереса молодёжи КНР к получению педагогического образования музыкального профиля в российских вузах актуализируется проблема повышения качества профессионально педагогической подготовки китайских студентов будущих учителей музыки. Цель проведённого исследования заключалась в выявлении затруднений, испытываемых китайскими выпускниками музыкального профиля в ходе профессиональной адаптации, и определения направлений повышения готовности к ней в процессе профессионально-педагогической подготовки в российском вузе. Для достижения цели был разработан опросник, состоящий из двух разделов. Вопросы, содержащиеся в первом разделе, направлены на выявление успешности психофизиологической и социально-психологической составляющих профессиональной адаптации, второго на выявление затруднений, связанных с непосредственным освоением самой профессионально-педагогической деятельности. В опросе приняли участие выпускники ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыка», осуществляющие свою профессиональную деятельность в школах КНР. Результаты опроса показали, что содержание образовательных программ соответствует требованиям китайской образовательной системы, компетенции молодых учителей музыки применимы и успешно используются ими в практической деятельности. Однако около половины опрошенных испытывают трудности в период профессиональной адаптации, связанные с недостаточным учётом в ходе профессионально-педагогической подготовки традиций воспитания и музыкально-инструментальной подготовки в китайском обществе. На основе анализа данных опроса определены направления повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов будущих учителей музыки в российских вузах, результатом которой должно стать их успешное вхождение в профессию в своей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Александровна Воскрекасенко, Ольга Александровна Гостяева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for improving the quality of professional and pedagogical training of Chinese music students in russian universities

In the context of the increased interest of the PRC youth in pedagogical education of a music profile in Russian universities, the problem of improving the quality of professional and pedagogical training of chinese students future music teachers is actualized. The purpose of the study was to identify the difficulties experienced by chinese music graduates in the course of professional adaptation, and to determine the directions for increasing readiness for it in the process of professional and pedagogical training at a Russian university. To achieve the goal, a questionnaire was developed, consisting of two sections. The questions contained in the first section are aimed at identifying the success of the psycho-physiological and socio-psychological components of professional adaptation, the second, at identifying the difficulties associated with the direct development of the professional and pedagogical activity itself. The survey was attended by graduates of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Penza State University» of the direction of training «Pedagogical Education» profile «Music», who carry out their professional activities in schools of the PRC. The results of the survey showed that the content of educational programs meets the requirements of the chinese educational system, the competencies of young music teachers are applicable and successfully used by them in practical activities. However, about half of the respondents experience difficulties during the period of professional adaptation associated with insufficient consideration of the traditions of upbringing and musical and instrumental training in chinese society during vocational training. Based on the analysis of the survey data, the directions for improving the quality of professional and pedagogical training of chinese students future music teachers in Russian universities, which should result in their successful entry into the profession in their country, were determined.

Текст научной работы на тему «Условия повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов музыкального профиля в российских вузах»

Научная статья УДК 378

DOI: 10.20323/1813-145X-2024-2-137-99 EDN: LGBCNK

Условия повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов музыкального профиля в российских вузах

Ольга Александровна Воскрекасенко1, Ольга Александровна Гостяева2

1 Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный университет. 440026, Пенза, ул. Красная, 40

2Ассистент кафедры музыки и методики преподавания музыки, Пензенский государственный университет. 440026, Пенза, ул. Красная, 40.

1 voskr99@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5174-729X 2gost.oa.1978@gmail.com, https://orcid.org/0009-0009-2011-7648

Аннотация. В условиях возросшего интереса молодёжи КНР к получению педагогического образования музыкального профиля в российских вузах актуализируется проблема повышения качества профессионально -педагогической подготовки китайских студентов - будущих учителей музыки. Цель проведённого исследования заключалась в выявлении затруднений, испытываемых китайскими выпускниками музыкального профиля в ходе профессиональной адаптации, и определения направлений повышения готовности к ней в процессе профессионально-педагогической подготовки в российском вузе. Для достижения цели был разработан опросник, состоящий из двух разделов. Вопросы, содержащиеся в первом разделе, направлены на выявление успешности психофизиологической и социально-психологической составляющих профессиональной адаптации, второго - на выявление затруднений, связанных с непосредственным освоением самой профессионально-педагогической деятельности. В опросе приняли участие выпускники ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыка», осуществляющие свою профессиональную деятельность в школах КНР. Результаты опроса показали, что содержание образовательных программ соответствует требованиям китайской образовательной системы, компетенции молодых учителей музыки применимы и успешно используются ими в практической деятельности. Однако около половины опрошенных испытывают трудности в период профессиональной адаптации, связанные с недостаточным учётом в ходе профессионально-педагогической подготовки традиций воспитания и музыкально-инструментальной подготовки в китайском обществе. На основе анализа данных опроса определены направления повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов - будущих учителей музыки в российских вузах, результатом которой должно стать их успешное вхождение в профессию в своей стране.

Ключевые слова: профессиональная адаптация; китайские выпускники музыкального профиля; профессионально-педагогическая подготовка; российский вуз; будущие учителя музыки; готовность; трудности адаптации

Для цитирования: Воскрекасенко О. А., Гостяева О. А. Условия повышения качества профессионально -педагогической подготовки китайских студентов музыкального профиля в российских вузах // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 99-106. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-99. https://elibrary.ru/LGBCNK

Original article

Conditions for improving the quality of professional and pedagogical training of chinese music

students in russian universities

Olga A. Voskrekasenko1, Olga A. Gostyaeva2

:Doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of department of pedagogy and psychology, Penza state university. 440026, Penza, Krasnaya, 40

2Assistant at department of music and methods of teaching music, Penza state university. 440026, Penza, Krasnaya st., 40.

© Воскрекасенко О. А., Гостяева О. А., 2024

1 voskr99@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5174-729X 2gost.oa.1978@gmail.com, https://orcid.org/0009-0009-2011-7648

Abstract. In the context of the increased interest of the PRC youth in pedagogical education of a music profile in Russian universities, the problem of improving the quality of professional and pedagogical training of chinese students - future music teachers is actualized. The purpose of the study was to identify the difficulties experienced by chinese music graduates in the course of professional adaptation, and to determine the directions for increasing readiness for it in the process of professional and pedagogical training at a Russian university. To achieve the goal, a questionnaire was developed, consisting of two sections. The questions contained in the first section are aimed at identifying the success of the psychophysiological and socio-psychological components of professional adaptation, the second, at identifying the difficulties associated with the direct development of the professional and pedagogical activity itself. The survey was attended by graduates of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Penza State University» of the direction of training «Pedagogical Education» profile «Music», who carry out their professional activities in schools of the PRC. The results of the survey showed that the content of educational programs meets the requirements of the chinese educational system, the competencies of young music teachers are applicable and successfully used by them in practical activities. However, about half of the respondents experience difficulties during the period of professional adaptation associated with insufficient consideration of the traditions of upbringing and musical and instrumental training in chinese society during vocational training. Based on the analysis of the survey data, the directions for improving the quality of professional and pedagogical training of chinese students - future music teachers in Russian universities, which should result in their successful entry into the profession in their country, were determined.

Key words: professional adaptation; chinese music graduates; professional and pedagogical training; russian university; future music teachers; readiness; adaptation difficulties

For citation: Voskrekasenko O. A., Gostyaeva O. A. Conditions for improving the quality of professional and pedagogical training of chinese music students in russian universities. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 99-106. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-99. https://elibrary.ru/LGBCNK

Введение

В качестве одной из задач, сформулированной в национальном проекте «Образование», рассматривается повышение привлекательности российского образования за рубежом. В соответствии с данным проектом к 2025 году планируется повысить количество иностранных студентов, получающих высшее и среднее профессиональное образование в России, до 710 тыс. человек. Одной из перспективных стран в этом направлении становится Китай. В настоящее время свыше 800 тыс. китайских студентов обучаются за рубежом [Вашкявичус, 2022].

Среди граждан КНР за последние годы существенно вырос интерес к получению образования в России. Российское высшее образование высоко ценится в Китае. В ряду вызывающих интерес китайских студентов в российских вузах стало направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыка». Это обусловлено, с одной стороны, востребованностью в китайском обществе профессии учителя музыки, в другой - авторитетом российской музыкальной школы на международной арене [Сун, 2022].

В этой связи актуальным становится вопрос повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студен-

тов - будущих учителей музыки - в российских вузах, результатом которой должно стать их успешное вхождение в профессию в своей стране. В российском вузе они получают знания, умения и навыки на русском языке в соответствии со сложившимися в России педагогическими и музыкальными традициями, проходят практику в школах с учетом специфики российской образовательной системы. Будучи молодыми специалистами в Китае, они должны адаптировать и транслировать полученные компетенции с учётом педагогических традиций своей страны и менталитета китайского общества.

Решение проблемы профессиональной адаптации китайских выпускников музыкального профиля в контексте их профессионально-педагогической подготовки в российском вузе на данный момент не стало предметом самостоятельного исследования, однако отдельные аспекты проблемы нашли своё отражение в научно-педагогических исследованиях. Так, вопросы профессиональной адаптации молодых специалистов в школе, их закрепления в профессии, независимо от профиля полученной подготовки, представлены как в отечественной [Емельянова, 2020; Цахаева, 2023], так и зарубежной [Collie, 2017; Colognesi, 2020; Makoa, 2021; Spätärelu, 2021] научной литературе.

В исследовании Л. В. Матвеевой, Н. Г. Та-гильцевой и Ян Бо выделяются семь групп трудностей, которые испытывают китайские студенты в освоении методики музыкального образования в ходе профессиональной подготовки в российском вузе [Матвеева, 2021]. Ли Сяосяо разработала и предложила к внедрению структурно-функциональную модель социализации китайских студентов музыкального профиля в процессе музыкально-педагогической подготовки в высшей школе России [Ли, 2021].

Ли Цин, рассматривая проблему адаптации китайских студентов к восприятию русской и европейской музыки, раскрывает значение таких масштабных мероприятий, как перекрестные Года культуры 2024-2025 гг., проходящие с целью сближения культур и для лучшего понимания музыки других стран, а также способствующих укреплению дружбы российского и китайского народов [Ли, 2021]. Вопросы межкультурного взаимодействия России и Китая, тесно связанные с проблемой профессиональной адаптации китайских выпускников музыкального профиля, также раскрываются в работах Чжан Цзянхао [Чжан, 2023] и Сун Гуйцзюаня [Сун, 2022], характеризующих основные тенденции, общее и особенное в традициях музыкального исполнения и профессионального музыкального образования двух стран.

В свою очередь, аспекты проблемы, связанные с особенностями профессионального фортепианного образования в Китае, которые необходимо учитывать в ходе профессиональной подготовки китайских студентов в российских вузах, изучались Се Хэн [Се, 2019], Чэнь Янань [Чэнь, 2020], Ян Чжунго [Ян, 2020] и др. А. В. Торопова и Ло Цун, рассматривая особенности освоения содержания музыкально-психологических дисциплин китайскими студентами в российском вузе, определили основания для разработки и реализации кросс-культурного подхода к освоению музыкально-психологических дисциплин [Торопова, 2021].

А. С. Петелин, Е. А. Петелина и Х. Лу выявили педагогические условия формирования вокально-исполнительских способностей китайских студентов в российском вузе [Петелин, 2019]. Проблемами вокального обучения китайских студентов занимались М. А. Олейник и Л. Н. Стороженко [Олейник, 2023]. Бао Нуань и Е. Н. Яковлева предложили в качестве инновационной технологии обучения китайских студентов музыкального профиля использовать

вокальный коучинг [Бао, 2021]. Лю Минхуэй выявила педагогические условия, при которых студентам из КНР будет легче освоить творчество русских композиторов [Лю, 2014]. Ван Вэньцзяо предложил программу опытного обучения китайских студентов терминологии в области музыки [Ван, 2018].

Особый интерес представляет работа Н. И. Кашиной, Ли Хаймин и Ся Цзюнвэй, содержащая результаты анализа программ обучения по музыкальным направлениям в высших образовательный заведениях Китая, ставшие основанием к формулировке требований к выпускникам музыкального профиля, включая готовность к музыкальной, культурно-просветительской, педагогической, организаторской и исследовательской деятельности [Кашина, 2021].

Таким образом, современные научно-педагогические исследования преимущественно посвящены отдельным аспектам профессиональной подготовки китайских студентов музыкального профиля и их адаптации к условиям обучения в российском вузе, однако проблема формирования готовности китайских выпускников-музыкантов к профессиональной адаптации в образовательных учреждениях Китая не получила своего отражения в научной литературе. В этой связи цель исследования - определить затруднения, испытываемые китайскими выпускниками музыкального профиля в ходе профессиональной адаптации, и наметить пути повышения готовности к ней в процессе профессионально-педагогической подготовки в российском вузе.

Методы исследования

В ходе исследования использовались анализ и обобщение научной литературы, а также результатов опроса китайских выпускников музыкального профиля российского вуза.

На основе анализа научной литературы [Емельянова, 2020; Цахаева, 2023; Collie, 2017; Colognesi, 2020; Makoa, 2021; Spätärelu, 2021] был разработал опросник, направленный на определение затруднений, испытываемых китайскими выпускниками российских вузов музыкального профиля в ходе профессиональной адаптации в школах КНР. Опросник состоит из двух разделов. Вопросы, содержащиеся в первом разделе, направлены на выявление успешности психофизиологической и социально-психологической составляющих профессиональной адаптации, позволяющих определить уровень психологического комфорта молодых специа-

листов и их физического состояния в процессе освоения профессионально-педагогической деятельности. Вопросы второго раздела нацелены на выявление затруднений, связанных с непосредственным освоением самой деятельности.

В опросе приняли участие 56 выпускников ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Музыка», осуществляющие свою профессиональную деятельность в общеобразовательных организациях КНР.

Результаты исследования

Данные, полученные в ходе опроса китайских выпускников музыкального профиля, окончивших Пензенский государственный университет, представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Результаты опроса китайских выпускников, окончивших российский вуз по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыка»

№ п/п Вопрос Варианты ответа (в %)

да | нет | иногда

Раздел 1.

1 1. Я часто испытываю состояние усталости 15,8 42,1 42,1

1 2. Я ничего не успеваю 10,5 57,9 31,6

1 3. У меня совсем не остаётся времени на отдых 10,5 63,2 26,3

1 4. У меня наблюдаются нарушения сна 26,3 57,9 15,8

1 5. У меня появились проблемы со здоровьем 10,5 68,4 21,1

1 6. У меня часто меняется настроение 31,6 52,6 15,8

1 7. Я испытываю разочарование в моей работе 10,5 63,2 26,3

1 8. Я чувствую себя некомфортно в педагогическом коллективе 5,3 84,2 10,5

1 9. Я испытываю затруднения во взаимодействия с коллегами 10,5 78,9 10,5

1 10 Я испытываю затруднения в общении с администрацией школы 10,5 68,4 21,1

1 11. У меня случаются конфликтные ситуации с коллегами 5,3 78,9 15,8

1 12. Я загружен(а) большим количеством отчетной документации 21,1 47,4 31,6

Раздел 2.

2.1 Востребованы ли в вашей работе знания, полученные в российском вузе? 78,9 5,3 15,8

2.2 Возникали ли у вас трудности с использованием знаний, полученных в российском вузе, применительно к китайской образовательной системе? 15,8 52,6 31,6

2.3 Соответствуют ли полученные знания по педагогике и психологии традициям воспитания детей в Китае? 63,2 21,1 15,8

2.4. Соответствуют ли полученные знания по педагогике и психологии правилам взаимодействия с коллегами, принятым в китайском обществе? 73,7 10,5 15,8

2.5. Соответствуют ли полученные знания по педагогике и психологии правилам взаимодействия с администрацией образовательных организаций, принятым в китайском обществе? 68,4 15,8 15,8

2.6. Соответствуют ли полученные знания по педагогике и психологии правилам взаимодействия с родителями учеников, принятым в китайском обществе? 84,2 5,3 10,5

2.7. Соответствуют ли знания, полученные по методике преподавания музыки, правилам построения урока музыки в китайской школе? 78,9 10,5 10,5

2.8. Подходят ли приемы и методы работы с хором для китайской школы? 84,2 5,3 10,5

2.9 Востребованы ли знания по истории музыки на уроках в Китае? 78,9 5,3 15,8

2.10. Достаточно ли хорошо сформированы навыки игры на фортепиано для проведения уроков в китайской школе? 52,6 26,3 21,1

2.11. Достаточно ли хорошо сформированы вокальные навыки для проведения уроков по китайской образовательной программе? 57,9 26,3 15,8

2.12. Востребованы ли в вашей работе навыки исследовательской деятельности, сформированные в российском вузе? 73,7 5,3 21,1

2.13. Получаете ли вы помощь наставника в своей профессиональной деятельности? 84,2 0 15,8

2.14. Вы довольны своим выбором профессии? 57, 9 15,8 26,3

Как показали результаты опроса, около половины китайских выпускников российских вузов музыкального профиля в первый год профессиональной деятельности не проявляют типичных признаков нарушения психофизиологической составляющей профессиональной адаптации (проблемы со здоровьем, нарушения сна, хроническая усталость и др.) как важной составляющей этапа профессиональной адаптации. Так, например, из вариантов ответа на вопрос «У меня появились проблемы со здоровьем» ответили: «да» - 10,5 %; «нет» - 68,4 %; «иногда» - 21,1 %.

Следует отметить, что китайские выпускники готовы к преодолению трудностей, что заложено их системой воспитания. Положительно сказывается и тот факт, что в Китае учебная нагрузка среди учителей распределяется таким образом, чтобы педагоги не были перегружены и имели не более одной педагогической ставки.

Можно отметить лишь некоторое повышение процента дезадаптивных признаков на таких вопросах, как: «Я часто испытываю состояние усталости» (15,8 %); «У меня наблюдаются нарушения сна» (26,3 %); «У меня часто меняется настроение» (31,6 %).

Наиболее оптимистично выглядят показатели, свидетельствующие о благоприятном протекании социально-психологической составляющей адаптации молодых учителей музыки - выпускников российских вузов. Так, например, на вопрос «Я чувствую себя некомфортно в педагогическом коллективе» дали положительный ответ только 5,3 % из опрошенных («нет» - 84,2 %, «иногда» -10,5 %). Одна из причин успешной социально-психологической составляющей профессиональной адаптации заключается в китайской традиции трансляции опыта от старших к младшим и уважительного отношения последних к более опытным коллегам. В этой связи на вопрос «Получаете ли вы помощь наставника в своей профессиональной деятельности?» ни один из принявших участие в опросе не дал отрицательный ответ («да» - 84,2 %, «иногда» - 15,8 %).

Во втором разделе анкеты по выявлению трудностей, испытываемых молодыми учителями музыки, получившими музыкально-педагогическое образование в российских вузах, вопросы касались адаптации к собственно профессиональной деятельности.

Подавляющее большинство опрошенных дали положительный ответ на вопрос «Востребованы ли в вашей работе знания, полученные в российском вузе?» («да» - 78,9 %; «нет» - 5,3 %; «ино-

гда» - 15,8 %). Так, например, на вопрос о востребованности полученных в ходе профессиональной подготовки в российском вузе знаний по истории музыки дали отрицательный ответ лишь 5,3 % из опрошенных («да» - 78,9 %; «иногда» -15,8 %). Что касается соответствия полученных знаний традициям китайского общества, то есть определённые расхождения. Так, на вопрос «Соответствуют ли знания, полученные по методике преподавания музыки, правилам построения урока музыки в китайской школе?» дали положительный ответ 78,9 % опрошенных («нет» -10,5 %, «иногда» - 10,5 %). Однако на вопрос о соответствии полученных знаний традициям воспитания детей в Китае ответили «да» -

63.2 %, «нет» - 21,1 %, «иногда» - 15,8 %. Следовательно, некоторые общепринятые постулаты отечественной педагогики неприменимы к китайским традициям воспитания детей, что требует внесения корректив в содержание педагогических дисциплин с учетом специфики воспитательной системы КНР.

Традиционно для молодых педагогов, в том числе и китайских выпускников музыкального профиля, характерна недостаточная сформиро-ванность практических профессиональных навыков. Так, каждый четвёртый отмечает недостаточную вокальную (26,3 %) и инструментальную (26,3 %) подготовку. Лишь 52,6 % и 57,9 % соответственно довольны уровнем владения голосом и музыкальным инструментом. В данном случае следует обратить внимание на качество преподавания этих предметов.

В целом выбором профессии довольны 57,9 % из принявших участие в опросе китайских выпускников российских вузов (недовольны - 15,8 %, испытывают сомнения в правильности выбора -

26.3 %). На этот показатель может оказывать влияние ряд причин: от объективных трудностей, с которыми сталкиваются молодые учителя в процессе адаптации, до разочарования в профессии и понимания ошибочности выбора.

На основе анализа данных опроса можно определить ряд направлений повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов - будущих учителей музыки в российских вузах, результатом которой должно стать их успешное вхождение в профессию в своей стране. Среди направлений деятельности, такие как:

- внесение корректив в содержание психолого-педагогических дисциплин с учетом специфики образовательной системы КНР, традиций вос-

питания детей, а также правил взаимодействия с коллегами-педагогами, администрацией школы и родителями обучающихся, принятых в китайском обществе;

- учёт китайских музыкальных традиций, а также методики преподавания музыки;

- использование преподавателями дисциплин вокальной и музыкально-инструментальной подготовки современных образовательных технологий, методов активного и интерактивного обучения, направленных на формирование у китайских студентов практических умений и навыков;

- адаптация учебных и учебно-методических пособий для работы с китайскими студентами;

- построение индивидуальной образовательной траектории как одной из форм индивидуализации образования;

- педагогическое сопровождение со стороны профессорско-преподавательского состава и кураторов студенческих групп профессионального самоопределения китайских студентов, формирование у них уверенности в правильности профессионального выбора;

- тесное сотрудничество с вузами Китая, осуществляющими музыкально-педагогическую подготовку студентов, взаимообмен опытом;

- поддержание обратной связи с китайскими выпускниками российского вуза, преступившими к осуществлению профессиональной деятельности по возвращении в общеобразовательные организации КНР.

Заключение

Таким образом, усиление интереса китайских студентов к получению музыкально-педагогического образования в российских вузах определяет необходимость повышения качества оказываемых образовательных услуг. Одним из важнейших показателей качества осуществляемой профессионально-педагогической подготовки китайских студентов музыкального профиля выступает успешная профессиональная адаптация выпускников в школах КНР. Выявление затруднений, испытываемых китайскими выпускниками, позволяет определить направления повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов - будущих учителей музыки в российских вузах, результатом которой должно стать их успешное вхождение в профессию в своей стране.

Библиографический список

1. Бао Н. Вокальный коучинг как инновационная технология обучения студентов-музыкантов в университетах КНР / Н. Бао, Е. Н. Яковлева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 212-220.

2. Ван В. «Музыкальный калейдоскоп» в обучении китайских студентов-русистов // Наука и школа. 2018. № 1. С. 40-47.

3. Вашкявичус В. Ю. Что ищет китайский студент в России: анализ образовательных потребностей китайских студентов в российских вузах по материалам социологического исследования / В. Ю. Вашкявичус, Ю. Н. Кондракова, Е. С. Кузьмина, И. Б. Сметанников // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 213-237.

4. Емельянова Е. Е. Психологическое сопровождение молодых педагогов в условиях трудовой деятельности // Столица науки. 2020. № 10 (27). С. 89-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кашина Н. И. Проблема формирования профессиональной мобильности у студентов музыкального вуза Китая в процессе обучения музыкально-композиционной деятельности / Н. И. Кашина, Ли Хаймин, Ся Цзюнвэй // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 48-54.

6. Ли С. Социализация обучающихся из китайской народной республики в процессе музыкально-педагогической подготовки в российском вузе // Преподаватель XXI век. 2023. № 2. С. 164-175.

7. Ли Ц. Особенности восприятия и интерпретации интонационности западной музыки китайскими студентами // Образование и воспитание. 2021. № 3. С. 55-60.

8. Лю М. К проблеме освоения истории русской музыки студентами КНР // Преподаватель XXI век. 2014. № 2. С. 163-172.

9. Матвеева Л. В. Трудности китайских студентов в освоении российской методики музыкального образования школьников / Л. В. Матвеева, Н. Г. Тагильце-ва, Ян Бо // Язык и культура. 2021. № 56. С. 179-198.

10. Олейник М. А. Некоторые проблемы вокального обучения китайских студентов в российском вузе / М. А. Олейник, Л. Н. Стороженко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 5 (178). С. 46-55.

11. Петелин А. С. Педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов / А. С. Петелин, Е. А. Петелина, Х. Лу // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 77-79.

12. Се Х. Проблемы подготовки пианистов-исполнителей в Китае // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 230-238.

13. Сун Г. Влияние российского музыкально-педагогического образования в Китае // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1 (115). С. 121-124.

14. Торопова А. В. Особенности и перспективы обучения китайских студентов на музыкальных факультетах в российских вузах / А. В. Торопова, Ц. Ло // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : мат. XI меж-дун. научно-практ. конф. [23 ноября 2020 года]. Москва. 2021. С. 20-27.

15. Цахаева А. А. Адаптация молодого учителя к педагогической деятельности : монография / А. А. Цахаева, Д. К. Аминова. Москва : Директ-Медиа, 2023. 132 с.

16. Чжан Ц. О ключевых тенденциях профессионального музыкального образования в России и Китае // Вестник международной академии наук (русская секция). 2023. № 1. С. 84-86.

17. Чэнь Я. Проблемы профессионального фортепианного образования Китая: описание и обобщение // Философия и культура. 2020. № 9. С. 46-57.

18. Ян Ч. Проблемы профессиональной подготовки пианистов в музыкальных учебных заведениях Китая // Манускрипт. Грамота. 2020. Т. 13. Вып. 10. C. 250-254.

19. Collie R. J. Adaptive and maladaptive work-related motivation among teachers: A person-centered examination and links with well-being / R. J. Collie, A. J. Martin // Teaching and Teacher Education. 2017. V. 64. № 8. P. 199-210.

20. Colognesi S. Supporting newly-qualified teachers' professional development and perseverance in secondary education: On the role of informal learning / S. Colognesi, C. Van Nieuwenhoven, S. Beausaert // European Journal of Teacher Education. 2020. V. 43. №. 2. P. 258-276.

21. Makoa M. M. Novice Teachers' Experiences of Challenges of their Professional Development / M. M. Makoa, L. J. Segalo // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2021. V. 15. № 10. P. 930-942.

22. Spätärelu E. M. Beginner teacher adaptation in the first years of teaching: instrument validation / E. M. Spätärelu, R. S. Kiru, M. Laura // 14-th annual International Conference of Education, Research and Innovation, November 2021. doi:10.21125/iceri.2021.0983.

Reference list

1. Bao N. Vokal'nyj kouching kak innovacionnaja tehnologija obuchenija studentov-muzykantov v universitetah KNR = Vocal coaching as an innovative technology for teaching music students at PRC universities / N. Bao, E. N. Jakovleva // Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. № 4 (60). S. 212-220.

2. Van V «Muzykal'nyj kalejdoskop» v obuchenii kitajskih studentov-rusistov = «Musical kaleidoscope» in teaching Chinese Russian students // Nauka i shkola. 2018. № 1. S. 40-47.

3. Vashkjavichus V. Ju. Chto ishhet kitajskij student v Rossii: analiz obrazovatel'nyh potrebnostej kitajskih studentov v rossijskih vuzah po materialam

sociologicheskogo issledovanija = What a Chinese student is looking for in Russia: an analysis of the educational needs of Chinese students in Russian universities based on sociological research / V. Ju. Vashkjavichus, Ju. N. Kondrakova, E. S. Kuz'mina, I. B. Smetannikov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Filosofija. Sociologija. Politologija. 2022. № 65. S. 213-237.

4. Emel'janova E. E. Psihologicheskoe soprovozhdenie molodyh pedagogov v uslovijah trudovoj dejatel'nosti = Psychological support of young teachers in working conditions // Stolica nauki. 2020. № 10 (27). S. 89-98.

5. Kashina N. I. Problema formirovanija professional'noj mobil'nosti u studentov muzykal'nogo vuza Kitaja v processe obuchenija muzykal'no-kompozicionnoj dejatel'nosti = The problem of forming professional mobility among students at a music university in China in the process of studying musical and compositional activities / N. I. Kashina, Li Hajmin, Sja Czjunvjej // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021. № 1. S. 48-54.

6. Li S. Socializacija obuchajushhihsja iz kitajskoj narodnoj respubliki v processe muzykal'no-pedagogicheskoj podgotovki v rossijskom vuze = Socialization of students from the People's Republic of China in the process of musical and pedagogical training at Russian university // Prepodavatel' XXI vek. 2023. № 2. S. 164-175.

7. Li C. Osobennosti vosprijatija i interpretacii intonacionnosti zapadnoj muzyki kitajskimi studentami = Features in perception and interpretation of the Western music intonation by Chinese students // Obrazovanie i vospitanie. 2021. № 3. S. 55-60.

8. Lju M. K probleme osvoenija istorii russkoj muzyki studentami KNR = To the problem of mastering the history of Russian music by students of the PRC // Prepodavatel' XXI vek. 2014. № 2. S. 163-172.

9. Matveeva L. V Trudnosti kitajskih studentov v osvoenii rossijskoj metodiki muzykal'nogo obrazovanija shkol'nikov = Difficulties of Chinese students in mastering the Russian methodology of musical education of school students / L. V Matveeva, N. G. Tagil'ceva, Jan Bo // Jazyk i kul'tura. 2021. № 56. S. 179-198.

10. Olejnik M. A. Nekotorye problemy vokal'nogo obuchenija kitajskih studentov v rossijskom vuze = Some problems of vocal training of Chinese students at Russian university / M. A. Olejnik, L. N. Storozhenko // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023. № 5 (178). S. 46-55.

11. Petelin A. S. Pedagogicheskie uslovija razvitija vokal'no-ispolnitel'skogo potenciala kitajskih studentov = Pedagogical conditions to develop vocal and performing potential of Chinese students / A. S. Petelin, E. A. Petelina, H. Lu // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2019. № 2 (75). S. 77-79.

12. Se H. Problemy podgotovki pianistov-ispolnitelej v Kitae = The challenges of training piano performers in China // Pedagogicheskij zhurnal. 2019. T. 9. № 1A. S. 230-238.

13. Sun G Vlijanie rossijskogo muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovanija v Kitae = Influence of Russian music and pedagogical education in China // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2022. №1 (115). S. 121-124.

14. Toropova A. V Osobennosti i perspektivy obuchenija kitajskih studentov na muzykal'nyh fakul'tetah v rossijskih vuzah = Features and prospects for training of Chinese students at music faculties in Russian universities / A. V Toropova, C. Lo // Tradicii i innovacii v sovremennom kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve : mat. XI mezhdun. nauchno-prakt. konf. [23 nojabrja 2020 goda]. Moskva. 2021. S. 20-27.

15. Cahaeva A. A. Adaptacija molodogo uchitelja k pedagogicheskoj dejatel'nosti = Adapting a young teacher to teaching activity : monografija / A. A. Cahaeva, D. K. Aminova. Moskva : Direkt-Media, 2023. 132 s.

16. Chzhan C. O kljuchevyh tendencijah professional'nogo muzykal'nogo obrazovanija v Rossii i Kitae = On key trends in professional music education in Russia and China // Vestnik mezhdunarodnoj akademii nauk (russkaja sekcija). 2023. № 1. S. 84-86.

17. Chjen' Ja. Problemy professional'nogo fortepiannogo obrazovanija Kitaja: opisanie i obobshhenie = China's professional piano education challenges: description and generalization // Filosofija i kul'tura. 2020. № 9. S. 46-57.

18. Jan Ch. Problemy professional'noj podgotovki pianistov v muzykal'nyh uchebnyh zavedenijah Kitaja = China's professional piano education challenges: description and generalization // Manuskript. Gramota. 2020. T. 13. Vyp. 10. C. 250-254.

19. Collie R. J. Adaptive and maladaptive work-related motivation among teachers: A person-centered examination and links with well-being / R. J. Collie, A. J. Martin // Teaching and Teacher Education. 2017. V. 64. № 8. P. 199-210.

20. Colognesi S. Supporting newly-qualified teachers' professional development and perseverance in secondary education: On the role of informal learning / S. Colognesi, C. Van Nieuwenhoven, S. Beausaert // European Journal of Teacher Education. 2020. V. 43. №. 2. P. 258-276.

21. Makoa M. M. Novice Teachers' Experiences of Challenges of their Professional Development / M. M. Makoa, L. J. Segalo // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2021. V 15. № 10. P. 930-942.

22. Spätarelu E. M. Beginner teacher adaptation in the first years of teaching: instrument validation / E. M. Spätarelu, R. S. Kiru, M. Laura // 14th annual International Conference of Education, Research and Innovation, November 2021. doi:10.21125/iceri.2021.0983.

Статья поступила в редакцию 17.01.2024; одобрена после рецензирования 21.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.

The article was submitted 17.01.2024; approved after reviewing 21.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.