Научная статья на тему 'Условия организации речевой самообразовательной деятельности студентов'

Условия организации речевой самообразовательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVITY OF SPEECH SELF-EDUCATION / STRUCTURE OF SPEECH SELF-EDUCATION ACTIVITY / CONDITIONS OF ARRANGEMENTS OF SPEECH SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашникова Е. Ю.

Раскрываются особенности речевой самообразовательной деятельности. Излагаются вопросы организации речевой самообразовательной деятельности студентов; описываются дидактические, психолого-педагогические и организационные условия, необходимые для успешного речевого самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS OF ORGANIZATION OF SPEECH SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS

The article discloses characteristics of speech self-education activity. The author of the article expounds questions of organization of activity of students speech self-education; describes the didactic psychological, pedagogical and organizational conditions necessary for successful speech self-education.

Текст научной работы на тему «Условия организации речевой самообразовательной деятельности студентов»

УДК 378 (14.35.07)

Е. Ю. Кашникова

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Раскрываются особенности речевой самообразовательной деятельности. Излагаются вопросы организации речевой самообразовательной деятельности студентов; описываются дидактические, психолого-педагогичес-кие и организационные условия, необходимые для успешного речевого самообразования.

Ключевые слова: речевая самообразовательная деятельность, структура речевой самообразовательной деятельности, условия организации речевой самообразовательной деятельности.

Одна из основных задач современной, гуманистически ориентированной, системы образования -создание условий для развития личности, превращения человека из объекта в субъект, из получающего знания в развивающего самого себя. Увеличение доли самообразовательной деятельности студентов в процессе обучения и воспитания способствует претворению в жизнь указанного положения, повышая тем самым качество образования.

Речевое самообразование является важным направлением развития современного специалиста в любой сфере деятельности, поэтому данному вопросу необходимо уделять особое внимание [1-6].

Можно выделить следующие аспекты рассмотрения речевой самообразовательной деятельности студентов:

- процесс изменения, развития, совершенствования путем собственных усилий сложившейся у личности системы речевых знаний, умений и навыков;

- метод приобретения языковых знаний на основе самостоятельных занятий, систематической целеустремленной работы с первоисточниками, научной, учебно-методической и другой литературой;

- средство профессионального и личностного роста;

- абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения языковыми знаниями, умениями и навыками;

- языковое образование (результат); система знаний, умений, навыков, приобретаемых в процессе самостоятельной работы.

Речевая самообразовательная деятельность студентов - это процесс языкового самообучения. Она обеспечивает раскрытие способностей, позволяющих человеку самостоятельно решать возникающие проблемы; создает возможность личностного роста и самореализации; позволяет достичь личной автономии и интеллектуальной свободы; способствует развитию речевой индивидуальности личности и раскрытию ее духовного потенциала.

Речевую самообразовательную деятельность студентов можно разложить на отдельные единицы, отражающие основные ее свойства. В качестве единицы анализа при рассмотрении структуры речевой самообразовательной деятельности студен-

тов целесообразно брать целостный акт деятельности, в котором выделяются следующие компоненты: потребности и мотивы; цели и задачи; содержание; методы реализации; средства реализации; формы и результат.

Потребность - это состояние личности, создаваемое испытываемой ею нуждой в объектах, необходимых для ее существования и развития, выступающее источником ее активности. К речевой самообразовательной деятельности человека побуждает генетически присущая ему потребность в постоянном получении и обработке новой информации, т. е. познавательная потребность.

Познавательная потребность - это испытываемая человеком необходимость в овладении определенными знаниями, порождающая у него стремление получить ответ на возникший вопрос, чтобы удовлетворить нужду в этих знаниях. Высшим уровнем развития познавательной потребности является потребность в самообразовании.

В основе речевой самообразовательной деятельности лежат потребности в удовлетворении познавательного интереса, приобретении профессии, во всестороннем развитии, потребность стать культурным человеком.

Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребностей. Мотив (от лат. шоуеге - приводить в движение, толкать) - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Следует различать два вида мотивов, побуждающих его к учебной деятельности: внешние, порождаемые отношениями человека с окружающей его средой (стремление заслужить одобрение, уважение, завоевать авторитет, получить признание и одобрение); внутренние, вызываемые самой учебной деятельностью (заинтересованность человека в результате, учебные интересы, интеллектуальная деятельность, преодоление трудностей).

Характеризуя мотивы речевой самообразовательной деятельности студентов, связываем их с преодолением противоречий, с которыми сталкивается обучаемый, - это противоречия между возникающей потребностью решения тех или иных задач и недостаточностью имеющихся знаний;

между стремлением удовлетворить познавательный интерес и ограниченными возможностями для этого в рамках традиционного обучения; потребностью в овладении знаниями на более высоком уровне и возможностями учебного процесса.

Первая, наиболее распространенная мотивация речевой самообразовательной деятельности студентов связана с реализацией идеалов и жизненных планов. Вторая группа - это мотивы, характеризующие побудительную силу самого познавательного процесса, интерес к обучению. Третья группа мотивов обусловлена потребностью личности в самосовершенствовании, развитии своих способностей.

Важным компонентом речевой самообразовательной деятельности является цель. Она представляет собой мысленное предвосхищение результата деятельности. Речевая самообразовательная деятельность может выступать как цель (самоцель) и как средство для реализации какой-либо цели. Во втором случае она служит средством подготовки к труду, профессии, новому для человека виду деятельности, т. е. имеет инструментальный характер.

Содержанием речевой самообразовательной деятельности студентов является усвоение знаний, умений, навыков в области языкознания. При этом их понимание и преобразование носят творческий характер. Определяя содержание речевой самообразовательной деятельности студентов, необходимо обозначить ее предмет, которым могут быть знания, умения, навыки. Содержание самостоятельной работы студентов можно рассматривать в пяти разрезах: 1) общекультурное и профессиональное речевое образование; 2) теоретическое и практическое речевое образование; 3) речевое образование на макроуровне (уровень проблемы) и микроуровне (уровень ситуации); 4) изучение достижений современной языковой теории и практики (перцептивно-диагностическая деятельность), обобщение и систематизация собственного опыта (рефлексивно-диагностическая деятельность); 5) репродуктивная речевая деятельность (направлена на поиск, прием и обработку информации, усвоение и применение существующих видов и способов деятельности) и продуктивная (носит преобразующий, творческий характер, что выражается в самостоятельном создании качественно новых объектов).

Следующим структурным компонентом являются методы речевой самообразовательной деятельности студентов. Можно обозначить такие группы методов: самоанализа; поиска информации; обработки информации (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, классификация и др.); обобщения собственного опыта; самоорганизации (создание Я-концепции, составление программ самообразования, планирование самообразования); самоуправления.

Выделяются такие виды средств самостоятельной работы студентов:

- материальные объекты - учебное оборудование, инструменты, приборы, демонстрационные материалы, технические средства;

- знаковые средства: книги, наглядные пособия и др.;

- общение;

- фоновые знания, умения, навыки, объединяясь с которыми новые образуют индивидуальный опыт личности.

Формы осуществления речевой самообразовательной деятельности студентов могут быть индивидуальными и коллективными, которые пересекаются и взаимно обогащают друг друга.

Результатом речевой самообразовательной деятельности студентов является речевое саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализация и самореализация личности. Он может иметь идеальное и материальное выражение. Рассматривая результат деятельности в идеальном плане, имеем в виду знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе самообучения, и личностные свойства, формируемые при получении самовоспитания. Материальным выражением результатов речевой самообразовательной деятельности студентов могут быть различного рода теоретические и практические работы.

Успешную реализацию речевой самообразовательной деятельности обучающихся обеспечивает комплекс педагогических условий: дидактических, психолого-педагогических и организационных.

К дидактическим условиям относится определение педагогических целей, принципов, содержания, методов, форм, средств обучения, способствующих речевой самообразовательной деятельности студентов. Охарактеризуем указанные компоненты педагогического процесса.

Можно обозначить следующие цели организации речевой самообразовательной деятельности студентов:

- образовательные - формировать знание методов, средств, форм осуществления речевой самообразовательной деятельности;

- воспитательные - воспитывать трудолюбие, стремление к непрерывному языковому самосовершенствованию, развивать речевую культуру;

- развивающие - формировать мотивацию к речевой самообразовательной деятельности, познавательные и творческие речевые способности личности.

Выделяются общепедагогические и специфические принципы организации речевой самообразовательной деятельности студентов [6].

К общепедагогическим относятся:

- принцип единства теории и практики, выражающийся в формировании готовности самостоя-

тельно осуществлять исследовательскую работу теоретического и практического плана, в развитии способности интегрировать теоретическую и практическую деятельность;

- принцип проблемности, предполагающий особую организацию лекционных курсов и семинарских занятий, которые должны быть построены на основе решения разного рода теоретических и практических проблем;

- принцип личностно ориентированной направленности, означающий приоритетность интересов и потребностей личности, учет ее своеобразия и возможностей;

- принцип дифференцированного подхода и индивидуализации процесса обучения, ориентирует на использование индивидуальных планов и графиков работы, подбора содержания, методов, средств осуществления деятельности;

- принцип сознательности и активности, предполагает изменение позиций личности в процессе обучения: из обучаемой она превращается в обучающуюся;

- принцип единства личностного, когнитивного и технологического компонентов в процессе организации речевой самообразовательной деятельности студентов, подразумевает сообщение знаний, необходимых для осуществления исследовательской работы, создание условий для теоретического и практического изучения технологий ее применения, организацию исследовательской практики с учетом научных интересов будущих специалистов;

- принцип ориентации на профессиональную деятельность, выражается в развитии способности решать задачи, характерные для нее;

- принцип использования межпредметных связей для формирования потребности во всестороннем рассмотрении изучаемых объектов и способности многомерного видения мира;

- принцип сочетания индивидуальной работы с коллективной в процессе реализации речевой самообразовательной деятельности;

- принцип самоуправления, предполагает самостоятельность будущих специалистов при планировании и осуществлении работы;

- принцип демократизации отношений в педагогическом процессе;

- принцип гуманизации взаимоотношений обучающих и обучающихся, предполагающий переориентацию на личность, обеспечение ее развития и самоутверждения, создание условий для социальной устойчивости и защиты личности;

- принцип систематичности и последовательности формирования навыков речевой самообразовательной деятельности студентов;

- принцип сочетания репродуктивной и творческой деятельности при приоритете последней;

- принцип координации действий обучающих и обучающихся в процессе организации речевой самообразовательной деятельности студентов при ведущей роли самоуправления;

- принцип опоры на имеющийся опыт осуществления речевой самообразовательной деятельности;

- принцип реализации обучающим фасилита-торской функции в процессе организации речевой самообразовательной деятельности.

К специфическим принципам организации речевой самообразовательной деятельности студентов относятся:

- принцип синхронизации и интеграции усилий при формировании у будущих специалистов нормативного и индивидуального компонентов деятельности;

- принцип взаимной обусловленности и си-мультанности процессов развития нормативного и индивидуального компонентов деятельности.

Содержание организации речевой самообразовательной деятельности студентов включает следующие компоненты:

- знание методов, средств и форм ее осуществления;

- умения и навыки ее выполнения (процессуальные - анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать; конструктивноэкспериментальные - видеть противоречие и проблему, формулировать ее, ставить цель, выдвигать гипотезу решения проблемы, планировать и осуществлять экспериментальную работу; технические - владеть техникой ведения записей, чтения, работы с литературой, запоминания, пользоваться техническими каналами информации; организационные - планировать, организовывать, осуществлять и регулировать самостоятельную работу);

- опыт самостоятельной исследовательской теоретической и практической деятельности;

- систему ценностных отношений к собственной личности, труду, творчеству.

В процессе организации речевой самообразовательной деятельности студентов их необходимо учить самоанализу, самостоятельному целеполага-нию, моделированию значимых для достижения целей условий, формированию программы действий и путей ее реализации, разработке системы оценок и приемов корректировки собственной деятельности.

При организации речевой самообразовательной деятельности студентов следует обратить особое внимание на такие методы подготовки обучения:

- самоанализу (самоанализ, самоконтроль, самооценка);

- поиску информации: эвристические, частичнопоисковые, исследовательские методы, активные методы (игра, дискуссия, брифинг и др.), методы работы с книгой (чтение, критическая оценка, конс-

пектирование, аннотирование, реферирование, составление плана прочитанного, цитирование и др.);

- обработке информации (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация и др.);

- обобщению собственного опыта (метод отчетов и самоотчетов, дневниковый метод);

- самоорганизации (самостоятельное и совместное с преподавателем составление программ, планов, графиков учебной деятельности общего и самообразовательного характера).

Существует необходимость создания организационно-методического и материально-технического обеспечения речевой самообразовательной деятельности студентов.

Организационно-методическое обеспечение подразумевает разработку пакета методических документов, необходимых для самостоятельной работы по изучению языка (программы, методические рекомендации, учебные пособия, тестовые задания).

Материально-техническое обеспечение речевой самообразовательной деятельности студентов предполагает создание лабораторий, оборудование читальных залов и компьютерных классов для самостоятельной работы учащихся. Обеспечение комплекса условий, необходимых для осуществления исследовательской работы, является важным фактором успешного развития их речевой самообразовательной деятельности.

В процессе организации речевой самообразовательной деятельности следует использовать разнообразные средства: литературные источники (документы, справочная, научная, научно-популярная и художественная литература); учебные пособия (иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы и др.); общение и современные технические информационные каналы.

Для организации речевой самообразовательной деятельности студентов рекомендуется применять следующие педагогические формы:

- учебной работы (различные виды самостоятельной работы, семестровые задания, семинарские и практические занятия, практикумы, практика, консультации, контрольные работы (4-5 в семестр), коллоквиумы, опытно-поисковая научная работа, курсовые и выпускные квалификационные работы);

- внеучебной работы (образовательная клубная или кружковая работа, участие в деятельности научных обществ, теоретических семинарах, творческих объединениях, конференциях).

Указанные формы в свою очередь делятся на индивидуальные и коллективные, которые пересекаются и взаимообогащают друг друга. Органическое сочетание коллективных и индивидуальных форм работы обеспечивает полномерную реализацию речевой самообразовательной деятельности студентов.

Вторая группа условий - психолого-педагоги-ческие, к которым можно отнести:

- установку студентам на речевую самообразовательную деятельность;

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучаемым;

- создание ситуации успеха;

- благоприятный психологический климат;

- осуществление свободы обучающих и обучаемых;

- стимулирование самостоятельной работы студентов. При этом главными являются не внешние стимулы, а внутренние - интерес к самому процессу познания и его результатам;

- поощрение проявления активности и самостоятельности личности в педагогическом процессе.

Третья группа условий - организационные. Организаторами самостоятельной работы студентов являются: заведующие кафедрами, преподаватели учебных дисциплин, сотрудники библиотеки, студенты. Указанные лица выступают в качестве субъектов процесса организации речевой самообразовательной деятельности студентов.

Под организационными условиями подразумеваются: планомерность, организованность, систематичность самостоятельной работы студентов; усиление роли самоорганизации обучаемых в процессе обучения; обеспечение их индивидуальной траектории при изучении учебных дисциплин; совместное планирование учебной деятельности; обучение по индивидуальным планам; использование индивидуальных графиков выполнения работы и контроля; применение форм организации обучения, способствующих развитию самостоятельной работы студентов; разнообразие видов деятельности в процессе обучения.

Важным правилом является соблюдение ряда этапов организации речевой самообразовательной деятельности студентов, таких как:

- диагностический этап, который имеет целью описание (самоописание) индивидуальных речевых свойств личности обучаемого и наличествующей системы умений, установление своеобразного «диагноза» исходного состояния субъекта. С этой целью используются диагностические материалы. Наряду с диагностикой проводится самодиагностика;

- ориентировочно-целевой этап, определяет сущность готовности к речевой самообразовательной деятельности, которая рассматривается как целевая установка; ставятся задачи в зависимости от результатов диагностики;

- мотивационно-ориентирующий этап, направлен на развитие потребности в речевой самообразовательной деятельности, осознание ее значимости, формирование соответствующих мотивов;

- информационный этап, заключается в сообщении совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления речевой самообразовательной деятельности;

- креативный этап, предполагает творческое использование ранее сформированных знаний, умений, навыков. На этом этапе происходит интеграция нормативного и индивидуального компонентов;

- управленческо-корректирующий этап, на котором осуществляются процедуры коррекции, поддержания и развития речевой самообразовательной деятельности студентов;

- результативный этап, отражает достижения предшествующей деятельности. Очевидна взаимосвязь данного этапа с ориентировочно-целевым, вместе с тем отличием является отсутствие абстрактности, генерализированности, внесубъектнос-ти, присущих изначально заданной цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый названный этап характеризуется наличием интеллектуальной и практической деятельности всех субъектов педагогического процесса. Представленные этапы демонстрируют постепен-

ное, последовательное, рекурсивное, логически и эвристически оправданное приближение к формированию полноценной речевой самообразовательной деятельности студентов.

Важным организационным моментом является объединение линий подготовки и самоподготовки в осуществлении речевой самообразовательной деятельности студентов, так как активность не может навязываться извне, она должна исходить от самой личности обучаемого.

Существенным преобразующим условием становится изменение функции преподавателя в педагогическом процессе. Он перестает быть просто информатором, его роль в педагогическом процессе при организации речевой самообразовательной деятельности студентов - это роль менеджера и методиста. Он консультирует, инструктирует, создает условия для самостоятельной работы обучающихся.

Предложенный комплекс условий во многом предопределяет успешность организации речевой самообразовательной деятельности студентов.

Список литературы

1. Бурова И. В. Педагогические условия формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009, № 7. С. 98-101.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пос. для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 539 с.

3. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. 344 с.

4. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996. 207 с.

5. Молчанова Н. В., Кашникова Е. Ю. Психолого-педагогические аспекты речевого самообразования специалистов по социальной работе: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. Екатеринбург: ООО ИД «Ажур», 2009. 102 с.

6. Петров О. В. Риторика. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 424 с.

Кашникова Е. Ю., магистр образования, ст. преподаватель.

Уральский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Екатеринбурге.

Ул. Донбасская, 8, г Екатеринбург, Свердловская область, Россия, 620039.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 05.08.2010.

E. Yu. Kashnikova

TERMS OF ORGANIZATION OF SPEECH SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS

The article discloses characteristics of speech self-education activity. The author of the article expounds questions of organization of activity of students speech self-education; describes the didactic psychological, pedagogical and organizational conditions necessary for successful speech self-education.

Key words: activity of speech self-education, structure of speech self-education activity, conditions of arrangements of speech self-education.

Ural Institute of Social Education, Branch of Russian State Social University in Ekaterinburg.

Ul. Donbasskaya, 8, Ekaterinburg, Sverdlovsk region, Russia, 620039.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.