Научная статья на тему 'Условия организации профильного обучения в современной сельской школе'

Условия организации профильного обучения в современной сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE EDUCATION / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / VILLAGE SCHOOL / АГРОКЛАССЫ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PERSONAL RESULTS / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / METADISCIPLINARY RESULTS / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / SUBJECT RESULTS / ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / AGROCLASSES / PROFILIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишленкова Екатерина Николаевна, Кудрявцева Галина Фёдоровна

The article presents the experience of educational establishments located in the countryside directed toward creating conditions and opportunities to give good profile education for village children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишленкова Екатерина Николаевна, Кудрявцева Галина Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROFILE EDUCATION IN A MODERN VILLAGE SCHOOL

The article presents the experience of educational establishments located in the countryside directed toward creating conditions and opportunities to give good profile education for village children.

Текст научной работы на тему «Условия организации профильного обучения в современной сельской школе»

Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (03). Март 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.047 ББК 74.200.52 В553

Е. Н. Вишленкова Иркутск, Россия Г. Ф. Кудрявцева Иркутск, Россия

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

В статье предоставлен опыт учебных заведений, расположенных в сельской местности, направленный на создание условий и возможностей для получения качественного профильного образования сельскими обучающимися.

Ключевые слова: профильное обучение, сельская школа, агроклассы, про-филизация, профессиональная ориентация, образовательная программа, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты, ФГОС.

UDC 37.047 BBK 74.200.52

E. N. Vishlenkova Irkutsk, Russia G. F. Kudrjavceva Irkutsk, Russia

© Вишленкова Е. Н., Кудрявцева Г. Ф., 2015

ORGANIZATION OF PROFILE EDUCATION IN A MODERN VILLAGE

SCHOOL

The article presents the experience of educational establishments located in the countryside directed toward creating conditions and opportunities to give good profile education for village children.

Ключевые слова: profile education, village school, agroclasses, profilization, professional orientation, educational program, personal results, metadisciplinary results, subject results, Federal State Educational Standard.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» одним из ведущих направлений российского образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В главе 7, статья 66, читаем: «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [Федеральный закон, 2012].

Активно вступили в эксперимент по предпрофильному и профильному обучению следующие общеобразовательные организации Иркутского района: МОУ ИРМО Малоголоустенская СОШ», МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 1», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2». На базе этих школ созданы агроклассы. На наш взгляд, школа профильного обучения позволяет успешно решать задачи подготовки школьников к осуществлению избранного ими направления получения профессионального образования при условии, что система управления её становлением и развитием будет обеспечивать:

1) выявление и привлечение обучающихся, обладающих готовностью к обучению по предлагаемому профилю;

2) комплектование профильных классов на основе объективной оценки степени готовности обучающихся к обучению по избираемому профилю;

3) определение необходимого содержания, форм и методов профильного обучения;

4) реализацию механизма дифференциации как средства индивидуализации профильной подготовки;

5) планирование и реализацию изменений образовательной системы с учетом предназначения школы, этапа её развития как социальной организации, размера, уровня зрелости педагогического коллектива;

6) создание необходимых правовых, материальных, финансовых, кадровых, организационных, мотивационных и других условий для эффективной реализации образовательного процесса;

7) формирование здоровьесберегающей среды;

8) обеспечение взаимосвязи профильного обучения с последующей профессиональной подготовкой выпускников школы;

9) организацию диагностики и мониторинга качества профильного обучения.

Основные цели профильного обучения сельской школы строятся на целях, определяемых концепцией профильной школы и образовательной программы, конкретизированных в соответствии с требованиями Стандарта [Федеральные государственные образовательные стандарты, 2012] к результатам образования:

• личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

• метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться;

• предметные результаты: освоенный опыт деятельности, специфической для предметной области; готовность преобразования и применения опыта; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

• углубленное изучение отдельных предметов, входящих в основные общеобразовательные программы основного, среднего (полного) общего образования по профильным учебным планам;

• подготовка выпускников к освоению программ с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» (ФГБОУ ВПО «ИрГСХА») и другими ведущими вузами Иркутской области через организацию преемственности в обучении, преподавание элективных курсов, обучение на базе университетов;

• повышение адаптации школьников к современным рыночным условиям;

• дифференциация содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями, построение на её основе гибких индивидуальных образовательных программ.

Для реализации целей и задач использовался следующий комплекс методов: анализ научной литературы, моделирование системы управления, экспериментирование, анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка, формирующий эксперимент.

Прогнозируя развитие школ Иркутского района, мы исходили из предположения: если создать условия для профильного обучения на старшей ступени сельской школы, то это позволит сформировать у выпускников школы способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.

В организации профессиональной деятельности можно выделить несколько этапов:

Первый этап (2006-2009 гг.) - на основе анализа научной литературы и практики профильной школы, тенденций развития профильного обучения вы-

делена проблема создания школы предпрофильного и профильного обучения старшеклассников.

Второй этап (2010-2013 гг.) - разработана теоретическая модель системно-целевого управления школой профильного обучения старшеклассников, выделены критерии оценки результатов обучения, созданы «Программа развития школы» и нормативные документы.

Третий этап (2014-2015 гг.) - проверка разработанной модели управления школы профильного обучения старшеклассников; введение в работу портфо-лио, уточнение на основе полученных данных условий, действий и результатов, обеспечивающих успешное развитие школы.

Модель системы управления школой предпрофильного и профильного обучения старшеклассников включает:

• организационную структуру, методы, средства и требования к качеству решения управленческих задач по созданию необходимых методических, правовых, материальных, финансовых, кадровых, организационных, мотивацион-ных и других условий для эффективной реализации образовательного процесса;

• содержание, формы и методы профильного обучения, выравнивание уровня базовых знаний обучающихся;

организация диагностики и мониторинга качества профильного обучения, обеспечение взаимосвязи профильного обучения с последующей профессиональной подготовкой выпускников школы;

определение критериев и показателей оценки качества профильного обучения.

За 2006-2014 гг. МОУ ИРМО Малоголоустенская СОШ», МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 1», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2» неоднократно обобщали свой опыт по предпрофильному и профильному обучению на разных уровнях:

Семинар для руководителей школ Иркутского района «Модернизация образования в свете профильного обучения в агроклассах» - 2006 г.

• Семинар для учителей Иркутского района «Профильное обучение. Проблемы и пути их решения» - 2008 г.

• Совещание руководителей школ Иркутского района «Профильное обучение. Взаимодействие с высшими учебными заведениями» - 2009 г.

• Научно-практическая конференция Иркутского района по проблеме «Аг-роклассы: опыт, проблемы, пути решения» - 2010 г.

Семинар для учителей Иркутского района «Организация предпрофиль-ного обучения в образовательном учреждении в условиях ФГОС» - октябрь, 2014 г.

Семинар для заместителей руководителей школ Иркутского района по НМР «Развитие системы агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Иркутской области» - 2014 г.

Изменения в современной школе обусловлены изменениями условий, в которых она находится, и внутренними противоречиями, порождающими тенденции к развитию.

Профильное обучение - способ дифференциации и индивидуализации образования за счет нововведений и изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса - создает возможность более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии.

Опрос учителей МОУ ИРМО Малоголоустенская СОШ», МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 1», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2», участвующих в эксперименте по профильному обучению, показал, что 30 % из них считают, что старшая школа не может существовать без профильного обучения. Наибольший эффект от профилизации, по их мнению, состоит, в первую очередь, в повышении качества подготовки выпускников школы к поступлению в вуз и в повышении профессионального уровня самих учителей (с этим утверждением согласилось больше половины опрошенных учителей). Кроме того, более 60 % учителей отметили положительное вли-

яние профильной подготовки на развитие учебно-познавательной мотивации обучающихся и формирование у них желания учиться.

Для того чтобы профильная школа эффективно решала возложенные на неё задачи, она должна стоять на прочных теоретических основах. Для этого в школах МОУ ИРМО Малоголоустенская СОШ», МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 1», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2» составлен план повышения квалификации учителей и стабильно проводятся обучающие семинары и конференции.

Основным результатом профильной школы служит зрелость выпускников в выборе способа получения образования после школы. Показателями наличия зрелости школьников в выборе являются: сформированость самооценки; выраженность ценностных ориентаций, связанных с избранным способом получения образования; информационная подготовленность; связь индивидуальных целей с выбором и наличие исходного уровня образовательной подготовки.

Для создания системы профильного обучения необходимо было изменить ресурсы функционирования и последующего развития системы профильного обучения. При этом важно было учесть следующие факторы внешней среды: изменение спроса на профильное обучение у различных групп обучающихся; изменение требований к абитуриентам профессиональных учебных учреждений, что делает актуальной маркетинговую деятельность.

Важным условием обеспечения эффективного управления профильной школой является соответствие содержания планирования, организационной структуры управления, методов руководства педагогическим коллективом и системы внутришкольного контроля научно-обоснованным требованиям к качеству выполнения данных функций, с учетом особенностей ситуации.

На этапе введения системы профильного обучения необходимыми инструментами являются: основные общеобразовательные программы, которые включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, и материалы, обеспечивающие агробизнес в образование.

Основанием зрелого выбора служит наличие у школьников широкой информационной готовности и информированности:

• о возможных способах получения желаемого образования после школы;

• об усилиях, которые потребуются для его получения;

• о наличии способностей и собственной практической готовности для получения избранного образования;

• о профессиях, которыми можно овладеть;

• о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности;

• о востребованности специалистов на рынке труда, возможности личностного роста, карьере, об оплате труда.

Зрелый выбор выпускника - это залог того, что общество получит мобильного, самостоятельного, ответственного профессионала, готового принимать решения, совершенствоваться и развиваться.

Стратегия введения системы профильного обучения включает в себя предназначение профильной школы и план проводимых изменений, содержащий обновленный учебный план и обновленную концепцию обучения. Разработка основных общеобразовательных программ школы профильного обучения осуществлялась на основе следующих требований:

• соответствие их содержания концепции профильного обучения и внедрением ФГОС;

• дифференцированность - деление учебного плана на отдельные самостоятельные элементы: федеральный, региональный и школьный компоненты содержания образования;

• вариативность - избыточность вариантов прохождения профильного обучения, разрабатываемых на основе дифференциации компонентов учебного плана, а также перечня профильных курсов;

рациональность распределения времени, отведенного на изучение общих и профильных дисциплин, обязательных дисциплин и предметов по выбору в течение учебного года и всего времени их изучения;

• скоординированность (согласованность) элементов общего и профильного образования;

• реалистичность, с точки зрения времени, отведенного на его выполнение (критерием чего является отсутствие перегрузок), а также с точки зрения наличия и качества ресурсов: программно-методического обеспечения, подготовки кадров и т. д.;

• гибкость - возможность перестраивать учебный план в соответствии с изменениями ситуации.

Учебные планы школ МОУ ИРМО Малоголоустенская СОШ», МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 1», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2» были разработаны на основе базового учебного плана основного, среднего (полного) общего образования, чтобы обеспечить учащимся полноценное образование.

Значительные изменения были внесены в методику преподавания. Прежде всего, они касались реализации принципа индивидуализации обучения. Возможности для индивидуализации создавались малой численностью учебной группы или класса. Для каждого учащегося составлен свой индивидуальный план. Школьники обучаются по методике, близкой к вузовской, с целью выработки у них умений и навыков, способствующих в дальнейшем их более быстрой адаптации в вузе.

В соответствии с учебным планом работы конкретной школы были выделены следующие вопросы для контроля за учебно-воспитательным процессом: анализ уровня исходной подготовки школьников, итоговый контроль подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по окончании первого полугодия; итоговый контроль подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по итогам учебного года; проверка качества модернизированных и адаптированных учебных программ, проверка качества календарно-тематического планирования, проверка качества индивидуальной работы с учащимися, проверка прохождения учебных программ.

При структурировании нагрузки школьников профильных классов особое внимание предлагается уделить наиболее рациональному использованию учеб-

ного времени. При этом необходимо учитывать используемые учителями педагогические технологии, например, метод проектов, лекции, семинары-практикумы и т. д.

Анализ практики показывает, что на сегодняшний день большинством учителей школ МОУ ИРМО Малоголоустенская СОШ», МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 1», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2» осознается необходимость перехода к профильному обучению. Однако перед началом работы обнаруживается скрытое ранее сопротивление, которое состоит из нежелания создавать агроклассы и желания свести содержание профильного обучения к формальному увеличению количества часов на изучение дисциплин базового компонента.

Чтобы снять сопротивление педагогов, необходимо было:

• определить цели профильного обучения и включить их в планы методической работы учителей;

разработать систему вознаграждений за достижение высоких результатов в профильном обучении;

• разработать и ввести систему оценки (экспертизы) качества программ авторских элективных курсов;

• наладить регулярное информирование педагогического коллектива о результатах работы учителей по профильному обучению;

• создать эффективную систему контроля результативности профильного обучения;

• провести необходимую подготовку кадров через обучающие семинары, конференции и т. д.;

ввести оценку труда учителя с учетом его участия и результатов профильного обучения.

Для обеспечения эффективного контроля за введением и развитием системы профильного обучения необходимо выделить его объекты (качество программ элективных курсов; состояние информирования учащихся и родителей; качество преподавания; выполнение учебных планов и программ и др.) и использо-

вать в работе специально разработанные требования к качеству авторских программ, учебных занятий и др.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об Образовании в Российской Федерации» оставляет за школами право самостоятельно выбирать количество профилей, а также уровень сложности, широты, глубины, теоретической и практической направленности, интегративности и других характеристик программ профильного обучения.

Результаты эксперимента оцениваются по двум группам показателей.

Первая группа показателей - это данные о качестве внутришкольного управления (степень полноты достижения целей образования, наличие качественной организационной структуры управления и благоприятных мотиваци-онных условий для введения профильного обучения).

Вторая группа показателей относится к результатам профильного обучения. Практическую готовность школьников к обучению по избранному профилю мы оцениваем по результатам ГИА и ЕГЭ. Информационная готовность оценивалась нами по тому, как выпускники владели информацией о путях получения профессионального образования и связанных с ним перспективах дальнейшей профессиональной деятельности и карьеры. Ценностная готовность оценивалась на основе анализа сочинений школьников о своей будущей карьере и на результатах выполнения заданий на выявление поведения в ситуации конфликта.

В 2013-2014 учебном году эксперимент показал, что по завершении обучения большинство школьников обладают информационной, ценностной и практической готовностью к продолжению образования в избранном вузе, и это означает, что педагогическая система и система управления школой эффективна. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Эксперимент подтвердил, что характер обучения в профильной школе оказывает положительное влияние на развитие мотивации, связанной с дальнейшим обучением в вузе, что в процессе обучения значительно меняются основания сделанного школьником выбора, а сам он становится более зрелым. В кон-

це обучения практически все обучающиеся осознанно объяснили мотивы сделанного ими выбора. Основания выбора стали совпадать с ценностными ориен-тациями школьников и возможностью их реализации в избранной профессии.

В процессе эксперимента были определены наиболее рациональные варианты составления школьного расписания. Целью было достижение оптимального распределения времени на изучение общеобразовательных и профильных дисциплин в течение учебного года, недели и рабочего дня. Показателем оптимальности мы считали отсутствие перегрузок школьников, что проявлялось в снижении утомляемости, высоком качестве подготовки к урокам, полноте выполнения домашних заданий, сохранении исходных показателей физического и психического здоровья школьников. Мы можем предполагать, что наиболее оптимальным является блочно-модульный подход к составлению расписания занятий.

Итоги эксперимента оценивались нами на основе анализа данных о поступлении обучающихся в университеты, в том числе в ФГБОУ ВПО «ИрГСХА». За три года обучения 99 % выпускников МОУ ИРМО «Малоголоустенская СОШ», МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 1», МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2» поступили на желаемые факультеты и специальности вузов и ссузов, 85 % - школьников показали зрелость в выборе способа получения образования после окончания школы. Составляющим зрелости сделанного выбора была их практическая, информационная и ценностная готовность к продолжению образования после школы. Нами были проанализированы также статистические данные об обучении наших выпускников предыдущих лет. Было выявлено, что все 100 % выпускников школ успешно учатся в вузах и ссузах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты позволили нам сделать вывод о верности выдвинутой нами гипотезы, о верности принципов построения системы обучения, методов создания системы управления.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. - 2012. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 10.02.2015).

2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс]. - 2012. URL: http ://xn--80abucjiibhv9a.xn--p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1%83%-D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D 1%8B/336 (дата обращения: 14.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.