Научная статья на тему 'Условия организации образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Условия организации образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландин Сергей Алексеевич

Для включения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в трудовую и общественную деятельность первостепенное значение имеет профессиональное образование. По мнению экспертов, именно доступность образования для лиц с ОВЗ служит индикатором истинной доступности образования для населения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландин Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия организации образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Условия организации образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для включения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в трудовую и общественную деятельность первостепенное значение имеет профессиональное образование. По мнению экспертов, именно доступность образования для лиц с ОВЗ служит индикатором истинной доступности образования для населения в целом.

Сегодня в нашей стране инвалидность рассматривается как социальное явление и составная часть общественного здоровья, характеризующая особый социальный статус определенной популяции населения, который обусловлен социальными, экономическими, психологическими, информационными и физическими барьерами во взаимодействии общества и людей, имеющих стойкие нарушения здоровья.

При этом следует учитывать, что современная идеология преодоления инвалидности опирается на представления о целостности биологической, психологической и социальной сущности человека, социально ориентированную модель инвалидности.

Инвалидность трансформируется из проблемы конкретного человека и состоящей из таких же, как он, популяции людей в проблему всего общества.

Объектами реабилитационного воздействия становятся и инвалиды, и здоровая часть общества, и общая для обеих популяций среда жизнедеятельности. Основой решения проблем инвалидности становится не сам инвалид, а все общество. Главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и «социальной недостаточности» инвалидов, а социальная интеграция популяций неинвалидов и инвалидов.

На основе принятой в государстве модели инвалидности выстраиваются системы социальной поддержки, образования, культуры, здравоохранения, труда и занятости, архитектуры, градостроительства, транспортного обслуживания, информационного обеспечения и т. д.

Государственная политика

Целью государственной политики в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является преодоление дискриминации и необоснованного ограничения в доступе к обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы дошкольного, общего, профессионального образования по мотиву на-

личия у гражданина особых образовательных потребностей или состояния здоровья.

Еще одно направление — разработка современных моделей профессиональной реабилитации выпускников образовательных учреждений профессионального образования из числа инвалидов. Известно, что даже получение качественного профессионального образования не является гарантией последующего трудоустройства инвалида. Необходимо обеспечить создание эффективной системы трудоустройства инвалидов, получивших профессиональное образование, координацию деятельности в этом направлении органов и учреждений образования.

В связи с этим актуальным представляется определение примерного перечня наиболее востребованных на современном рынке труда профессий, рекомендуемых для обучения инвалидов с учетом специфики нарушений их развития (в том числе профессий, получение которых возможно в дистанционной форме).

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства учебного заведения для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательно-реабилитационной среды.

Образовательно-реабилитационная среда

Образовательно-реабилитационная среда -это организационно, методически, технически и технологически приспособленная к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среда, обеспечивающая ему условия для освоения профессиональных образовательных программ, создающая условия для индивидуальной реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства учебного заведения» Основополагающими направлениями по созданию образовательно-реабилитационной среды в образовательном учреждении являются:

- формирование образовательных технологий: организационных, структурно-функциональных, учебно-методических, педагогических по профильным специальностям, а также коррекционных;

БАЛАНДИН Сергей Алексеевич,

директор Челябинского филиала Московского государственного гуманитарно-экономического института (МГГЭИ), кандидат педагогических наук

Инвалидность трансформируется из проблемы конкретного человека в проблему всего общества.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

- архитектурно-планировочное и техническое обустройство образовательно-реабилитационной среды, включая: формирование безбарьерной окружающей среды, обеспечение учащихся индивидуальными, групповыми и аудиторными вспомогательными техническими средствами, приспособлениями, способствующими компенсации имеющихся у них патологий здоровья;

- медицинская и социальная реабилитация, включая: создание условий для реализации индивидуальной программы реабилитации, своевременной медико-социальной экспертизы, психологическую поддержку, социально-правовое консультирование, оказание содействия в трудоустройстве, решение сопутствующих образовательному процессу социально-бытовых и социокультурных вопросов.

Организационно-педагогические условия

Основными педагогическими условиями являются:

• принятие педагогическим коллективом принципов инклюзивного образования и готовность педагогических работников к реализации основных профессиональных образовательных программ для лиц с ОВЗ;

• построение системы повышения квалификации для педагогов, занимающихся с обучаемыми, имеющими особенные образовательные потребности;

• обеспечение образовательного процесса литературой, программным обеспечением;

• формирование у студентов-инвалидов готовности к активной самостоятельной деятельности.

Организационные условия - это совокупность взаимосвязанных обстоятельств, обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом профессиональной подготовки специалистов.

К основным организационным условиям относятся:

• нормативно-правовое обеспечение (в т. ч. внутренняя нормативная база по приему, обучению и переобучению инвалидов);

• финансовое обеспечение образовательного процесса;

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

• кадровое обеспечение образовательного процесса;

• обеспечение образовательного процесса современными информационными и коммуникационными средствами;

• наличие системы документационного обеспечения управления.

При разработке содержания профессионального образования инвалидов одной из основных проблем является разработка специ-

Актуальным представляется определение примерного перечня наиболее востребованных на современном рынке труда профессий, рекомендуемых для обучения инвалидов с учетом специфики нарушений их развития.

альных образовательных и реабилитационных технологий.

«Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями понимается особая совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ, в объеме и качестве, предусмотренными Федеральными государственными образовательными стандартами» [1].

Формируя технологию обучения, необходимо учитывать возможности по ее реализации. Конкретный курс или элемент обучения организуется в условиях учебного заведения в соответствии с педагогической целью и реальными возможностями. В качестве основных ресурсов можно выделить материально-техническое оснащение, учебное оборудование, специальное техническое оборудование, время, учебную литературу, дополнительный раздаточный материал для наиболее полного освоения и понимания сложного материала, квалификацию преподавательского и учебно-вспомогательного персонала. Оснащенность компьютерной техникой, программными средствами, лабораторными приборами, образцами машин, выходами в мировые компьютерные сети определяют возможности образовательного учреждения по реализации некоторых элементов технологии образования. Многие современные элементы технологии обучения требуют видеотехники, видеофильмов, тренажеров, подготовленных аналитических ситуаций, специального учебного оборудования.

Разработка системы методов познания и деятельности на заданном уровне, создание системы компенсационных мер, состояние материально-технической базы и квалификации персонала должны обеспечивать реабилитацию лиц с ОВЗ в конкретной интегрированной среде обучения и устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

Только при соблюдении комплекса организационных и педагогических условий возможна работа по качественной подготовке студентов-инвалидов в образовательных организациях.

Международный опыт свидетельствует, что те выгоды, которые получит государство, обеспечив для инвалидов возможность активного участия в социальных, политических, экономических процессах, реализацию своего права на свободу доступа к объектам социальной инфраструктуры, транспорту, средствам связи и информации, образованию, труду, культурным ценностям, возможность самому управлять жизненными ситуациями, полностью компенсируют произведенные затраты.

Литература

Назарова Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. М., 2011. № 3. С. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.