Научная статья на тему 'Условия обучения и система наблюдения за состоянием здоровья учащихся младших классов сельских школ'

Условия обучения и система наблюдения за состоянием здоровья учащихся младших классов сельских школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЖАЛОБЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / RURAL SCHOOLS / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / SCHOOL CONDITIONS / QUESTIONNAIRE SURVEY / COMPLAINTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL PREPAREDNESS / ARTERIAL PRESSURE / HEALTH GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рапопорт И. К., Сергеева Анна Александровна

Апробация методики оценки некоторых показателей состояния здоровья школьников показала, что для персонала школ недостаточно методических документов, а необходимо предварительное обучение на семинарах правильному измерению артериального давления, параметров физического развития и физической подготовленности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рапопорт И. К., Сергеева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL CONDITIONS AND HEALTH MONITORING SYSTEM OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN RURAL SCHOOLS

Approbation of the estimation procedure of some indicators of schoolchildrens heath state showed the lack of methodic documents for school staff and the necessity of preliminary training at workshops for the right measurement of arterial pressure, parameters of physical development and physical preparedness of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Условия обучения и система наблюдения за состоянием здоровья учащихся младших классов сельских школ»

Ш №6 (219)

39

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

И.К. Рапопорт, А.А. Сергеева

SCHOOL CONDITIONS AND HEALTH MONITORING SYSTEM OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN RURAL SCHOOLS

I. K. Rapoport, A.A. Sergeeva НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

Апробация методики оценки некоторых показателей состояния здоровья школьников показала, что для персонала школ недостаточно методических документов, а необходимо предварительное обучение на семинарах правильному измерению артериального давления, параметров физического развития и физической подготовленности учащихся.

Ключевые слова: сельские школы, учащиеся младших классов, условия обучения, анкетирование, жалобы, физическое развитие, физическая подготовленность, артериальное давление, группы здоровья.

Approbation of the estimation procedure of some indicators of schoolchildren's heath state showed the lack of methodic documents for school staff and the necessity of preliminary training at workshops for the right measurement of arterial pressure, parameters of physical development and physical preparedness of schoolchildren.

Keywords: rural schools, junior schoolchildren, school conditions, questionnaire survey, complaints, physical development, physical preparedness, arterial pressure, health groups.

Актуальность. По данным немногочисленных научных публикаций, условия обучения и состояние здоровья городских детей лучше, чем сельских (Усанова Е.П., 1997; Сонькин В.Д. с соавт., 2000; Гурьянова М.П., 2001; Степанова М.И. с соавт., 2003; Матвеева Н.А. с соавт, 2010; Поляков А.Я с соавт., 2010 и др.). Поэтому сельские школьники особенно нуждаются в мониторинге состояния здоровья. Однако значительная численность учащихся сельских школ (4,1 млн чел.) и удаленность специализированной медицинской помощи от детского населения сел и деревень диктует необходимость разработки системы наблюдения за состоянием здоровья сельских школьников по принципу «самоаудита», проводимого средними медицинскими работниками и учителями. При этом необходимо сохранение профилактических осмотров учащихся, осуществляемых выездными бригадами врачей-

специалистов, а также надзор сотрудниками Роспотребнадзора за условиями обучения и воспитания школьников.

Цель исследования: изучение условий обучения и воспитания, организации медицинского обеспечения в сельских школах (СШ); апробация методики «самоаудита» (самооценки) состояния здоровья учащихся младших классов СШ.

Объект и методы исследования. Исследования проводились в Вяземском районе Смоленской области. Условия обучения изучались путем анкетирования администрации 22 СШ по анкете, разработанной НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН и Институтом педагогики социальной работы РАО в 2003 г. Отдельные показатели состояния здоровья изучались у 371 учащегося младших классов 7 сельских школ.

Для оценки некоторых показателей состояния здоровья учащихся СШ методом «само-

40

ЗНиСО июнь № (219)

аудита» в НИИ ГиОЗДиП была разработана унифицированная анкета для родителей, направленная на выявление жалоб детей и отклонений в их поведении. Кроме того, на основании общепринятых методик НИИ ГиОЗДиП были разработаны подробные инструкции, шаблоны протоколов для регистрации результатов измерений показателей и таблицы возрастно-половых нормативов. С помощью указанных методических документов работниками школ проведены у учащихся следующие исследования: измерения и оценка физического развития и физической подготовленности; измерение артериального давления и определение частоты отклонений в уровнях артериального давления. Дополнительно были собраны данные о распределении учащихся на группы здоровья по результатам профилактических осмотров, проведенных врачами Центральной районной больницы (ЦРБ). Анализ и статистическая обработка данных проводилась в НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН.

Результаты исследования. В Вяземском районе Смоленской области работают 22 СШ с расчетной вместимостью начальных классов 1542 чел. На 1 сентября 2009 г. обучалось 650 детей, т. е. 42,15 % от расчетного показателя.

Все СШ района были нами условно разделены на группы, исходя из расчётной численности учащихся начальных классов. К I группе отнесены 5 общеобразовательных учреждений (ОУ) с расчётной численностью от 100 до 200 учащихся начальных классов, ко II группе — школы, рассчитанные на 50—99 детей (9 ОУ), к III — школы с расчётной численностью 20—49 человек (6 ОУ), к IV — школы с численностью менее 20 учащихся младших классов (2 ОУ).

Установлено, что СШ района могут быть отнесены к одному из трех видов ОУ: начальная школа как звено основной школы (т. е. обучение с 1 по 9 класс, включительно), к этому виду отнесли себя 2 изучаемые школы; начальная школа как звено средней школы (обучение с 1 по 11 класс), к этому виду принадлежит основная часть школ района (18 школ — 81,8 %); третий вид — «школа — детский сад», таких в районе 2 СШ. Причем одна школа — детский сад является «многочисленной» (свыше 100 учеников в начальных классах); другая, наоборот, малочисленная — менее 20 детей.

При дальнейшем анализе анкет выявлено, что в регионе два ОУ (9,1 %) посещают школьники, проживающие в радиусе до 3—5 км от школы. Остальные школы расположены на расстоянии до 1 км от места проживания де-

тей. Для доставки детей из отдаленных деревень используются школьные и рейсовые автобусы, личный транспорт родителей, в единичных случаях — электрички.

При анализе данных, полученных при оценке санитарно-технического состояния зданий сельских школ, установлено, что:

— школы I и II групп (80 и 89 %) расположены в типовых зданиях;

— школы III и IV групп расположены в типовых зданиях только в 50 % случаев, другая половина — в приспособленных под школу зданиях.

Четверть респондентов указали на то, что здание нуждается в капитальном ремонте.

Система отопления в СШ I и II групп представлена централизованным отоплением от местных (муниципальных) котельных (в 40 и 55,5 % случаев, соответственно), остальные школы отапливаются котельными, расположенными непосредственно в школе и работающими на угле, а также используются нагревательные электроприборы. Школы III и IV групп отапливаются преимущественно за счёт местного отопления — котельной в самой школе и нагревательными приборами. В одной из школ используется печное отопление.

Водоснабжение в школах так же определяется численностью учащихся: так школы I группы пользуются централизованным хозяйственно-питьевым водоснабжением в 100 % случаев. Общеобразовательные учреждения, отнесенные к III и IV группам, используют колодезный и привозной типы водоснабжения.

Аналогичная зависимость от условно принятой группировки СШ выявляется и при анализе остальных показателей санитарно-технического состояния школ. Так централизованная система канализации отмечена только в школах, отнесенных к I и II группам, причем только в 55,5—60,0 % случаев. В остальных образовательных учреждениях, относящихся к I и II группам, используется местная канализация, а именно выгребные ямы вне здания школы. В школах, отнесенных к III и IV группам, в 100 % случаев используются выгребные ямы вне здания школы.

Площадь класса, приходящаяся на 1 ребенка, соответствует или превышает нормативы (за исключением 1 школы), что связано с малой численностью сельских детей младшего школьного возраста.

Для освещения в школах используется люминесцентные лампы, лампы накаливания и смешанный вариант. Смешанный тип освеще-

июнь (219)

41

ния отмечен в 2 школах II группы. Замена перегоревших ламп представляет проблему в 3 школах (13,64 % от числа сельских школ района).

Состояние школьной мебели в сельских школах в основном удовлетворительное, но только в 50 % случаев мебель соответствует росту учащихся.

При оценке условий проведения уроков физкультуры вне школьного здания установлено, что большинство школ имеют спортплощадки и спортивные комплексы на своей территории, одна школа (Андрейковская) — бассейн. Не имеют возможности проведения физкультуры на улице 2 сельские школы (9,1 %). Не имеют спортзалов 31,8 % школ, в основном школы III и IV групп, где занятия физкультурой проводятся в приспособленных помещениях и коридорах. Учителей физкультуры резко не хватает.

Анализ данных о питании учащихся начальных классов сельских школ показал, что 17 школ (77,3 %) имеют школьные столовые, а в 5 образовательных учреждениях (22,7 %), питание организовано в отдельном приспособленном помещении в школе. Две (9,1 %) школьные столовые работают на полуфабрикатах, остальные 20 школ (90,9 %) организуют работу столовой на сырье. В большинстве школ (77,3 %) меню составляется на одну неделю, в остальных 5 школах (22,7 %) — на 2 недели. Лечебно-профилактическое питание для детей с отклонениями в состоянии здоровья не организовано ни в одной из школ. Питьевой режим организован в 19 школах (86,4 %). Дотации на питание учащихся младших классов получают все сельские школы района.

Анализ медицинского обеспечения учащихся сельских школ показал, что в двух школах (9,1 %) (Вязьмо-Брянская и Андрей-ковская) средний медицинский работник (фельдшер, медсестра) находятся ежедневно в течение всего рабочего дня школы. В одной школе (4,5 %) медсестра работает ежедневно 2 ч утром. В 3 школах (13,6 %) медсестра работает в школе 2 раза в неделю неполный рабочий день. В остальных школах, а это почти % респондентов, медицинских работников нет. Профилактические медицинские осмотры и вакцинация проводятся медицинскими работниками, приезжающими из Центральной районной больницы.

Апробация методики оценки состояния здоровья учащихся методом «самоаудита» проведена в одной крупной школе (Вязьмо-Брянской — 159 учащихся младших классов),

в одной школе II группы и 5 малочисленных школах, отнесенных к III и IV группам.

На основании анализа данных унифицированных анкет родителей установлено, что частота жалоб детей (в расчете на 100 чел.) в Вязьмо-Брянской школе с высоким уровнем медицинского обеспечения школьников составляет 604,4; в малочисленных школах этот показатель, в основном, выше на 3,1—32,4 % и в среднем составляет 673,8 жалоб. Полученные данные анкетирования показали, что в среднем каждый ребенок в течение месяца предъявляет 5—8 жалоб различного характера, включая отклонения в поведении, которые также указали родители в анкетах.

На основании данных анкетирования родителей нами посиндромно проанализирована структура жалоб, наблюдавшихся у детей в течение месяца. В структуре жалоб преобладают астено-невротические реакции (38 %), диспепсические явления и нарушения аппетита (31,5 %), гиперкинетические функциональные расстройства (12,6 %). Также имели место, но с меньшим удельным весом, вегето-сосудистая дистония, аллергические реакции и жалобы на боли в мышцах. Имеются различия между школами по распространенности отдельных жалоб (отдельных синдромов). По данным унифицированной анкеты установлены также нарушения здоровья детей, которые наблюдали родители в течение года (с октября 2008 г. по октябрь 2009 г.). В структуре нарушений преобладали частые острые респираторные инфекции (55,7 %) и кариес 1—4 зубов (27,3 %). Значительно меньший удельный вес занимают множественный кариес (5 и более зубов), ухудшение зрения и ухудшение состояния кожи, волос и ногтей.

По данным обследования детей, проведенного сотрудниками сельских школ по методике «самоаудита», установлено следующее:

— частота отклонений в физическом развитии младших школьников в Вязьмо-Брянской школе составляет 17,3 %, в малочисленных школах колеблется от 0 до 40 % (отклонения в физическом развитии, в основном, обусловлены дефицитом массы тела);

— частота встречаемости «низкой» и «ниже среднего» физической подготовленности в Вязьмо-Брянской школе составляют 12 %; в малочисленных СШ показатели варьируют от 0 до 24,6 %.

— отклонения от нормального уровня артериального давления встречаются в СШ с различной частотой: от 1,3 до 44,0 %.

42

ЗНиСО июнь №С (219)

Распределение детей на группы здоровья, по данным профилактических осмотров, проведенных врачами-специалистами в Вязьмо-Брянской школе следующее: I группа здоровья - 14,5 %, II - 59,8 %, III - 25,7 %. В школах, где осмотры проводят врачи ЦРБ, к I группе здоровья были отнесены от 43,5 до 52,2 % учащихся, несмотря на то, что у каждого ребенка имелись жалобы на нарушение здоровья.

Выводы.

1. В целях повышения достоверности оценки показателей состояния здоровья учащихся при «самоаудите школ» необходимо предварительное обучение на семинарах средних медицинских работников и учителей правильному измерению артериального давления и параметров физического развития, а учителей физкультуры — правильному тестированию физической подготовленности учащихся.

2. Требует дальнейшего изучения причины высокой распространенности отклонений в физическом развитии учащихся сельских школ, особенно причины дефицита массы тела у детей.

3. Анкетирование родителей по унифицированной анкете для выявления жалоб детей позволяет предположить высокую распространенность среди учащихся астенических и невротических расстройств, диспепсических нарушений и кариеса, высокий уровень острой заболеваемости ОРВИ, что требует повышения качества профилактических осмотров

школьников и систематической профилактической и оздоровительной работы в школах.

СПИСОК ЛИЕРАТУРЫ

1. Гурьянова М.П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России. М., 2001. 92 с.

2. Матвеева Н.А., Назарова Л.В., Патурова С.А. и др. Организация работы ресурсного центра по здоро-вьесберегающим технологиям на базе сельской школы //Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. М.: Издательство НЦЗД РАМН, 2010. С. 392—394.

3. Поляков А.Я., Петруничева К.П., Михеева Е.В. Факторы риска формирования отклонений в состоянии здоровья детей школьного возраста, проживающих в сельской местности Новосибирской области //Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. М.: Издательство НЦЗД РАМН, 2010. С. 499—502.

4. Современная сельская начальная малочисленная школа: проблемы гигиены и охраны здоровья учащихся: Методические рекомендации /Под ред. М.И. Степановой. М.: Изд-во Института педагогики социальной работы РАО, 2003. 100 с.

5. Сонькин В.Д. Зайцева В.В., Макеева А.Г. Охрана здоровья и физическое развитие детей в условиях современного сельского социума. М., 2000. 92 с.

6. Усанова Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. Дис. ... докт. Мед. Наук. Н.Новгород, 1997. 43 с.

Контактная информация:

Сергеева Анна Александровна, тел.: 8-916-735-91-73

Contact information:

Sergeeva Anna Aleksandrovna, tel.: 8-916-735-91-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.