Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ'

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
туберкулез / здоровье / студенты / молодежь / здоровье сберегающее поведение / здоровый образ жизни / социология здоровья / социология молодежь.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Собирова Шохиста Илхамовна

в статье представлены результаты исследования, проведенного в 2023 г. Ургенчском филиале Ташкентской медицинской академии, которые направлены на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья в период обучения в вузе. Также формирования здоровьесберегающего поведения и здорового образа жизни. Выявлены различные оттенки в понимании здорового образа жизни, отношение студентов к нему и его компонентам, обнаружены актуальные препятствия к реализации здорового образа жизни и возможности их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ»

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ Собирова Ш.И.

Собирова Шохиста Илхамовна - ассистент, кафедра Пропедевтики детских болезней, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлены результаты исследования, проведенного в 2023 г. Ургенчском филиале Ташкентской медицинской академии, которые направлены на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья в период обучения в вузе. Также формирования здоровьесберегающего поведения и здорового образа жизни. Выявлены различные оттенки в понимании здорового образа жизни, отношение студентов к нему и его компонентам, обнаружены актуальные препятствия к реализации здорового образа жизни и возможности их преодоления.

Ключевые слова: туберкулез, здоровье, студенты, молодежь, здоровье сберегающее поведение, здоровый образ жизни, социология здоровья, социология молодежь.

УДК 316.334:61

Туберкулез и многие другие болезни распространяются воздушно-капельным путем [1]. При разговоре, кашле микобактерии попадают в воздух, разлетаются на расстояние1-2метра [2]. Большое значение имеет пылевая инфекция при туберкулезе. Как мультикомпонентная динамичная система, уровень здоровья индивида и общества детерминируется множеством факторов, формирующих психосоматическую организацию личности самого разного характера [3]. Так, в зависимости от целого ряда внешних (то есть существующих вне зависимости от субъективного фактора и внутренних субъективно-личностных условий повседневной жизнедеятельности индивида существуют как естественные биогенные факторы, так и искусственные, порожденные обществом социогенные и ряд других [3]. Сравнительное изучение состояния здоровья студентов различных вузов показало, что при поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы [4]. Учебная деятельность студентов за последние годы настолько изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не всегда справляются со всеми нагрузками. А это в свою очередь приводит к истощению и срыву адаптации, возникновению болезней [5]. Некоторые авторы связывают проблему ухудшения состояния здоровья студентов на данном этапе с неспособностью молодежи противостоять изменившимся социально-политическим и экономическим условиям общества [6]. Тем не менее формирование потребностей в физическом и психическом здоровье является определяющим фактором в периоде обучения студентов в вузе. Продолжая разработку тематики здоровья и здоровьесберегающего поведения учащейся молодежи с позиций социологического и медицинского подходов среди студентов [7], было проведено исследование по основным направлениям изучения модели здоровьесберегающего поведения [8]. Результаты анкетирования показали, что, несмотря на широкие возможности использования оздоровительных ресурсов, в студенческой среде существуют проблемы, обусловленные как социальными, экономическими, культурными особенностями, так и уровнем образования в формировании здоровьесберегающего поведения [9]. Проведение исследования в университете обусловлено типичными для образовательных учреждений социокультурными, экономическими и политическими особенностями, а также ценностными ориентациями студентов [10]. Судя по ранее проводимым социологическим исследованиям, наиболее острыми проблемами, которые сегодня стоят перед студенческой молодежью, являются следующие: морально -нравственная деградация общества, проблемы здоровья, сохраняющийся дефицит знаний в области сохранения здоровья, организация собственного режима учебы, отдыха и оздоровительных мероприятий, а также связанные с вышеназванными - социальные проблемы [11]. На предварительном (разведывательном) этапе использовалась гнездовая выборка: в отобранных группах исследование было сплошным. Всего было опрошено 100 студентов, из которых 59 % - девушки, что характерно для большинства групп [12]. Значимых различий в возрастной структуре не было [14]. Изучение такого вопроса, как понятие об оздоровительных ресурсах, вызвало определенные затруднения и показало, что у большинства молодежи (69 %) отсутствует комплексное представление о возможных оздоровительных ресурсах. В части случаев (47 %) это понятие подменяется только занятием фитнесом и посещением бассейна [15, 16]. Но даже занятие фитнесом понимается в несколько искаженном представлении - то есть с использованием разной степени спортивного питания, протеинов (28 %) [17, 18]. Есть и другое представление об оздоровительных ресурсах - это ограничение вредных привычек: курение, употребление спиртных напитков (74 %). Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что мало кто задумывается о влиянии этих факторов на здоровье человека 77 %. Оценивая свое поведение в области сохранения здоровья на текущий период времени, большинство респондентов (79 %) отметили расширение использования оздоровительных ресурсов за прошедший год [19, 20]. Отчасти это было обусловлено проведением среди студентов элективного курса (лекции и семинары) по формированию здоровьесберегающего поведения. Об этом свидетельствует

проведенное анкетирование до начала курса и после его окончания. Для элективного курса на кафедре были разработаны в рамках Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и изданы методические рекомендации и программа курса по формированию самосохранительного поведения для студентов направления «Социология» факультета гуманитарных и социальных наук. В числе оздоровительных ресурсов рассматривается широкий спектр характерных черт образа жизни человека, которые оказывают значительное влияние на его здоровье: особенности питания, соблюдение санитарно-гигиенических правил и требований, медицинская грамотность, дисциплина [21, 22]. Организация рационального режима питания не воспринималась студентами как один из факторов самосохранительного поведения, прием пищи воспринимался лишь как физиологическая потребность и составлял преимущественно 2 раза в день (65 %), другие приемы пищи носили случайный характер [23, 24]. Из-за объективных причин 82 % респондентов знают, но не имеют возможности соблюдать рациональный режим питания. Никто из респондентов не задумался о сбалансированном питании и качестве продуктов питания. Мнения респондентов об оздоровительных ресурсах спортивного характера разделились среди юношей и девушек [25, 26]. Хотели бы заниматься оздоровительными спортивными мероприятиями 88 % студентов [27]. Занимаются разными видами спорта 52 % респондентов, из них 41 % мужчины, 11 % женщины; профессиональным спортом занимаются 7 %, мужчины. Интегральной оценкой организации обучения в университете явилась медицинская активность как одна из обязательных форм здоровьесберегающего поведения - проведение обязательных медицинских профилактических осмотров студентов, составляющая 97,8 % в ответах респондентов. Анализ медицинской активности, направленный на укрепление здоровья, показал, что при опросе респонденты указали на наличие имеющихся у них хронических заболеваний (68 %). Но при этом уровень санитарно-гигиенической культуры оказался недостаточным - никто из респондентов не пользовался консультациями или рекомендациями врача перед началом занятий фитнесом или каким-либо видом спорта, за исключением получения справки в бассейн, без которой в это учреждение не допускают. В своих ответах респонденты не смогли назвать четких границ между фитнесом и различными спортивными занятиями (73 %): какие из них относятся к оздоровительным, а какие с профессиональным спортивным. При обобщении результатов опроса выяснилось, что не имеют возможности по разным причинам скорректировать своей образ жизни на основе использования оздоровительных ресурсов 56 % респондентов. Недостаточно или неправильно осведомлен о доступных возможностях здорового поведения 51 % студентов. Нуждаются в посторонней помощи для устранения вредных привычек 38 % респондентов, остальные 18 % считают, что могут корректировать свои проблемы самостоятельно. Осведомлены обо всех предложенных в анкете возможностях здоровьесберегающего поведения 19 % респондентов. Анкета предполагала возможность для респондентов высказать свои предложения по совершенствованию использования оздоровительных ресурсов. Воспользовались этой возможностью только треть (36,8 %) респондентов. Основными были следующие предложения: улучшение санитарно-гигиенических условий обучения и жизни студентов, преимущественно проживающих в общежитиях (в 21,7 % анкет); организация питания в университете и некоторые другие. Таким образом, анализ данных проведенного социологического исследования показал, что осведомленность студентов не позволяет им в полной мере использовать имеющиеся оздоровительные ресурсы. Несмотря на объективные трудности, студенты с пониманием относятся к необходимости использования известных и доступных им оздоровительных ресурсов и проявляют познавательный интерес к этому направлению в своей жизни в период обучения в университете. Решение ряда социальных проблем в мотивации и организации самосохранительного поведения зависит от активности администрации образовательного учреждения в части большего выделения времени для проведения разъяснительных мероприятий о санитарно-гигиенической культуре, а также создании условий для использования оздоровительных ресурсов. В целом проведенное исследование показало, что, с одной стороны, у студентов университета, как и у всех студентов вузов, возникают проблемы, связанные с обучением, с периодом социально-психологической, физической адаптации; с другой - необходима помощь студентам в университете как своевременная коррекция возникающих проблем.

Список литературы

1. Киличева Т.А. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ДОГОСПИТАЛЬНОГО ЭТАПА У БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ ТО\ТО-19 / Журнал Вестник науки и образования. 2023 год -1(132) часть 1 - стр. 91 - 94.

2. Киличева Т.А. САНИТАРНАЯ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПИТКА КУМЫС ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРИАРАЛЬСКОГО РЕГИОНА. Журнал Вестник науки и образования. 2023 год - 2(133) - стр. 87 - 90.

3. Киличева Т.А. ПРИМЕНЕНИЕ ХОНДРОПРОТЕКТОРОВ В ЛЕЧЕНИИ ОСТЕОАРТРИТА СУСТАВОВ У ПОДРОСТКОВ. Наука, техника и образование. №1(89) - стр. 93 - 96.

4. Киличева Т. Особенности ухода, диагностики и лечения пациентов, болеющих туберкулезом у лиц пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами. Современные проблемы охраны окружающей среды и общественного здоровья, 1(1), С. 214-220. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/environmental-protection/article/view/19653/ (дата обращения: 10.05.2023).

5. Аскарова Р. Туберкулёз предстательной железы. in Library, 16(№4), С. 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19675/ (дата обращения: 10.05.2023).

6. Аскарова Р.И. Эффективность применения арт - терапии у детей, больных туберкулезом. in Library, 2021 - (№4), стр. 6-9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19669/ (дата обращения: 10.05.2023).

7. Аскарова Р.И. Психоэмоциональные расстройства при туберкулезе в условиях пандемии covid-19. in Library, 2021 год, 21(№2), стр. 435 - 440. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19667/ (дата обращения: 10.05.2023).

8. Аскарова Р.И., Шарафиддинова Г.Р. Борьба против ВИЧ инфекций в Узбекистане. in Library, 2017 год -

17№4), стр. 41 - 44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19664/ (дата обращения: 12.05.2023).

9. Аскарова Р. Анализ нежелательных явлений на противотуберкулезные препараты у больных туберкулезом в Хорезмской области. in Library, 21(2), стр. 61 - 65. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19668/ (дата обращения: 12.05.2023).

10. Аскарова Р. Выявление основных факторов распространения туберкулёза среди населения Хорезмской области. in Library, 2022 год - (№2), стр. 42 - 44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19665/ (дата обращения: 16.05.2023).

11. Аскарова Р. ТУБЕРКУЛЕЗ ПОЧЕК В ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ. Журнал вестник врача, 2020 год -1(№3), стр. 16 - 19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/doctors_herald/article/view/1999/ (дата обращения: 10.05.2023).

12. Аскарова Р. Морфологические особенности и гистология туберкулезной палочки. in Library, 2022 год -(№1), стр. 138 - 141. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19673/ (дата обращения: 11.05.2023).

13. Аскарова Р. Своевременная диагностика кашля при бронхолегочных заболеваниях и туберкулезе легких. Современные проблемы охраны окружающей среды и общественного здоровья, 2023 год - 1(1), стр. 207 - 213. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/environmental-protection/article/view/19652/ (дата обращения: 10.05.2023).

14. Аскарова Р.И, Шарафиддинова Г.Р. Борьба против ВИЧ инфекций в Узбекистане. in Library, 17(4), стр. 41 - 44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19664/ (дата обращения: 10.05.2023).

15. Askarova R., Polyakov K., Akulinina I. A Capillary Electrophoretic Method for the Analysis of Bupivacaine and Its Metabolites. Journal Global Pharma Technology. Journal of Global Pharma Technology. JGPT. ISSN 09758542; [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.jgpt.co.in/ (дата обращения: 10.05.2023).

16. Аскарова Р.И., Поляков К., Акулина Ю. A Capillary Electrophoretic Method for the Analysis of Bupivacaine and Its Metabolites. in Library, 20(2), стр. 668 - 676. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19666/ (дата обращения: 13.05.2023).

17. Аскарова Р.И. Меры усиления борьбы с туберкулезом в Хорезмском регионе. Журнал кардиореспираторных исследований, 2022 год - 2(3), стр. 45 - 48. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.26739.2181-0974-2021-3-8/ (дата обращения: 02.05.2023).

18. Аскарова Р.И. Роль генетических факторов в развитии туберкулеза у больных. Журнал биомедицины и практики, 2021 год - Том 6, №3(3/1), стр. 435 - 439. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.26739/2181-9300-2021-3-66%20/ (дата обращения: 10.05.2023).

19.Аскарова Р.И. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний студентов по детской фтизиатрии. 2020 г. Москва Инфра-М. Znanium.com. ISBN 978-5-16-016131-0. - Стр. 42 - 59. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=358336/ (дата обращения: 10.05.2023).

20. Аскарова Р.И. Туберкулез почек в Хорезмской области. Журнал вестник врача, 2020 г. - 1(3), стр. 16 -19.ISSN 2181-466x [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/doctors_herald/article/view/1999/ (дата обращения: 10.05.2023).

21.Аскарова Р.И. Мониторинг заболеваемости детей первичным туберкулезом в \ Хорезмской области. Журнал Re-health journal 2021г., №2(10) - стр. 238 - 242. ISSN 2181-0443. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-zabolevaemosti-detey-pervichnym-tuberkulezom-v-horezmskoy-oblasti?ysclid=lfxst4gwsa990808547/ (дата обращения: 14.05.2023).

22.Аскарова Р.И. Массовое флюорографическое обследование населения Хорезмской. (области в целях выявления туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование 2023г. - №1 (89) - стр. 86 - 89. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://3minut.ru/images/PDF/2023/89/massovoe-.pdf/ (дата обращения: 17.05.2023).

23.Аскарова Р.И. Gеn-Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование 2021 г. - №1 (76) - стр. 45. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gen-expert-issledovanie-v-diagnostike-destruktivnogo-tuberkuleza-legkih/ (дата обращения: 11.05.2023).

24. Аскарова Р.И. Социально-значимый туберкулез у детей дошкольного возраста. Журнал Наука, техника и образование. 2023 г. - №1 (84) - стр. 82 - 85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://3minut.ru/images/PDF/2022/84/sotsialno-znachimyj-.pdf/ (дата обращения: 12.05.2023).

25. Аскарова Р.И. Своевременная диагностика острых респираторных инфекций у детей и подростков, а Хорезмском регионе. Журнал Вестник науки и образования. №1(132) - стр. 82 - 85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientificjournal.rU/a/118-med/2170-svoevremen.html/ (дата обращения: 10.05.2023).

26. Аскарова Р.И. Проблемы обучения студентов высших учебных заведений в период пандемии covid-19. Журнал Академия. №1(74). ISSN 2412-8236; Издание Проблемы науки. Стр. 58 - 61. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientificarticle.ru/nashi-avtory/meditsinskie-naukiqed/591-problemy-obucheniya.html/ (дата обращения: 16.05.2023).

27. Аскарова Р.И. Проблема деструктивного туберкулеза с множественно-устойчивыми формами на современном этапе в Хорезмской области. Журнал кардиореспираторных исследований, Special issue S1-1.1; 2022 год, стр. 220 - 224; Doi10.26739/2181-0974. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sammu.uz/uz/article/1268/ (дата обращения: 11.05.2023).

28. Аскарова Р.И. В фтизиатрии Арт терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами. Журнал кардиореспираторных исследований, 2022 год Special issue S1-1.1 Стр. 496 - 499. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sammu.uz/uz/article/1332/download / (дата обращения: 10.05.2023. Doi10.26739/2181-0974;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.