INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR FORMING A HEALTHY LIFESTYLE FOR STUDENTS IN THE MEDICAL ACADEMY Rakhmanova D.S. (Republic of Uzbekistan)
Rakhmanova Dilbarjon Sobirovna - Assistant, DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES, EPIDEMIOLOGY AND PHTHISIOLOGY, URGENCH BRANCH TASHKENT MEDICAL ACADEMY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article I have made an analysis of the main tendencies and means, which are usable in the modern system of higher education. I also have pointed out the adoption of new technologies into the practical training. Under existing conditions new health-improving forms and methods of physical activity of students' youth at University can promote forming healthy life-style.
Keywords: tuberculosis, health, youth, healthy life-style, innovative health-improving technologies.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Рахманова Д.С. (Республика Узбекистан)
Рахманова Дилбаржон Собировна - ассистент, кафедра инфекционных болезней,эпидемиологии и фтизиатрии Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан
Аннотация: проблемы формирования и ведения здорового образа жизни молодежи в последнее время приобрели особую актуальность. Укрепление здоровья подрастающего поколения и профилактика заболеваний считаются одними из приоритетных задач здравоохранения. В этих условиях формированию здорового образа жизни могут способствовать новые оздоровительные формы и методы физической активности студенческой молодежи на занятиях в вузе.
Ключевые слова: туберкулез, здоровье, молодежь, здоровый образ жизни, инновационное обучение.
УДК 378.1:004
Одна из главных задач преподавателя вуза - это внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. Которые открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют повысить эффективность самостоятельной работы [2]. Дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального изложения изучаемого материала и различного типа моделирования явлений и процессов [1]. Создание современной образовательной информационной среды невозможно без компьютеризации учебного процесса. Именно информатизация образования дает необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии не становятся инородным элементом в традиционной системе образования, а естественным образом интегрируются в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения [3, 4]. Сами же информационные технологии ставят перед системой образования новые задачи, по-новому влияют как на обучаемых, так и на преподавателей. Включение в учебный процесс компьютеров изменяет ролевую функцию преподавателя [5, 6]. Который теперь в меньшей степени является распространителем информации, а в большей степени - советчиком, консультантом или даже коллегой обучаемых [7, 8]. Все это повышает взаимный интерес к этой форме обучения, так как изучение процессов в динамике приводит к более глубокому усвоению учебного материала слушателями и при этом формирует более творческую атмосферу, пронизанную духом сотрудничества педагога и студента [9, 10]. Учебное моделирование способствует наглядному представлению изучаемого материала и повышению интереса у студентов к занятиям, более глубокому и качественному усвоению учебного материала [11, 12]. Разрабатываемые для учебного процесса инструментальные средства как различных типов и видов, так и игровых задач, с привлечением компьютеров позволяют студенту не только с интересом овладевать знаниями, но и самовыразиться как личности [13, 14]. Преподаватель же получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной деятельности, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ [15, 16]. При этом открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, представив ему интеллектуальные формы труда [17, 18]. Разработанные и внедренные в обучение новые учебные технологии в виде тестов, алгоритмов и кроссвордов, а осуществление контроля знаний студентов с применением рейтинговой системы позволили добиться определенных положительных результатов [19, 20]. Применение в учебном процессе данной
нетрадиционной методики оценке знаний студентов при проверке усвоения ими учебной дисциплины позволили не только осуществить усовершенствование существующей системы контроля качества усвоения материала, активизировать учебную деятельность студентов, но и внедрить деятельный подход в обучение. Главное - это заинтересовать студентов [21, 22]. При этом студенты в течение семестра планомерно, постоянно и самостоятельно работают над повышением своих знаний [23, 24]. Большинство исследователей отмечают, что в последнее десятилетие уровень здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи ухудшился. На первый курс вузов ежегодно поступают до 88% молодежи с отклонениями в состоянии здоровья; почти 20% студентов разных вузов имеют избыточный вес, около 50% отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Изучение заболеваемости студентов вузов показало, что среди хронических заболеваний лидируют патологии органов дыхания, сердечно - сосудистой, нервной системы и органов чувств [25, 26]. Количество студентов с отклонениями здоровья к старшим курсам возрастает от 19 до 24,5%. За годы учебы в высшей школе заболеваемость будущих специалистов увеличивается в 3—8 раз [27, 28]. По сравнению с первым годом обучения на диспансерном учете находится пятая часть из каждой тысячи студентов. 25— 30% студентов обнаруживают ослабленное здоровье и слабую физическую подготовку. Не в состоянии сдать контрольные нормативы 50—60% студентов. В научной литературе имеются данные, что эффект нарушения функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем в связи с психо - эмоциональным напряжением сохраняется до выпускного курса. Отмечено отрицательное влияние больших учебных нагрузок на состояние здоровья студентов, связь отдельных заболеваний с профилем вуза. На первый план должны выйти проблемы профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, необходимости формирования соответствующих установок в процессе воспитания подрастающего поколения. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. В связи с этим ведутся исследования способов сохранения, сбережения здоровья подрастающего поколения в условиях педагогического процесса и педагогическими способами. Многолетние научные исследования в области формирования навыка здорового образа жизни студенческой молодежи основываются на использовании разных алгоритмов в системе физического воспитания в вузах. Ведущими специалистами по физической культуре и спорту разработаны концептуальные основы теории и методики физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья человекаЗ. Однако разнообразие вузовских учебных программ не акцентируются на воспитание у студентов приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. Учебные программы и планы не включают в себя разделы обучения здоровой жизнедеятельности во всем многообразии ее проявлений: оптимальной двигательной активности и тренировке иммунитета, рациональному питанию и психофизической саморегуляции, закаливанию и правильной организации режима труда и отдыха. Кроме того, в современной системе в вузе в основном практикуется преподавание в режиме готового знания, т.е. преподнесение знаний в готовом виде. При таком способе преподаватель физической культуры предлагает определенный набор заданий, выдает стандартную информацию для восприятия и воспроизведения. При таком подходе практически не учтены личные особенности и мотивации студентов, до минимума сводиться творческая деятельность. В результате теряется интерес к занятиям физической культурой, снижается активность и появляется потребительское, неуважительное отношение к предмету и преподавателю. Оценка двигательных умений и навыков зачастую осуществляется на основе нескольких показателей стандартных нормативов, в которых не учтены личные достижения студента, нет ссылок на возрастные характеристики, отсутствуют промежуточные баллы. Применение современных информационных технологий — главный способ качественного доведения информации. Информатизация учебной дисциплины «Физическая культура» позволит решать задачи развития личности мышление и эстетическое восприятие, формирования новой информационной культуры и информационного мировоззрения, увеличит информационную ориентацию образовательного процесса.
Список литературы /References
1. Рахимова Г.К. Аспекты подбора учебного материала для преподавания английского языка онлайн обучением. Журнал Наука Техника и образование. 2021 г. №3-78; стр. 57-59; DOI: 10.24411/2312-82672021-10303
2. Рахимова Г.К. Результаты экспериментальных испытаний в Online обучения английскому языку для студентов бакалавариата. Журнал Процветание науки. 2022 год. №2(8) - стр. 30-36; Издательство умы Современности. ISSN 2712-0738.
3. Рахимова Г.К. Результаты экспериментальных испытаний в Online обучения английскому языку для студентов бакалавариата. Журнал Процветание науки. 2022 год .№2(8) - стр. 30 - 36; Издательство умы Современности. ISSN 2712-0738.
4. Рахимова Г.К., Атажанова Ш.А. Интерактивные методы обучения английскому языку студентов педагогических ВУЗов при дистанционном online обучении. Журнал Процветание науки. 2021 год. №2(2) - стр. 16 - 23; Издательство умы Современности. ISSN 2712-0738.
5. Рахимова Г.К. Анализ заболеваемости студентов в процессе обучения и влияние на успеваемость. Журнал Вестник науки и образования.2023 год. 4(135) стр. 105 - 108.
6. Аскарова Р.И. Своевременная диагностика острых респираторных инфекций у детей и подростков а Хорезмском регионе. Журнал Вестник науки и образования. №1(132) стр. 82 - 85.
7. Аскарова Р.И. Массовое флюорографическое обследование населения Хорезмской . (области в целях выявления туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование - 2023 г. №1 (89) стр. 86 - 89.
8. Аскарова Р.И. Gеn-Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование 2021 г. №1 (76) стр. 45.
9. Аскарова Р.И. Проблемы обучения студентов высших учебных заведений в период пандемии covid-19. Журнал Академия. №1 (74). ISSN 2412-8236; Издание Проблемы науки. Стр. 58 - 61.
10. Киличева Т.А. Особенности ухода, диагностики и лечения пациентов, болеющих туберкулезом у лиц пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами //Современные проблемы охраны окружающей среды и общественного здоровья. - 2023. - Т. 1. - №. 1. - С. 214-220.
11. Аскарова Р. Своевременная диагностика кашля при бронхолегочных заболеваниях и туберкулезе легких //Современные проблемы охраны окружающей среды и общественного здоровья. - 2023. - Т. 1. - №. 1. -С. 207-213.
12. Рахимова Г.К. АНАЛИЗ ДАННЫХ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ. Журнал Вестник науки и образования. 2023 г. №4 (135) - стр. 104 -108.
13. Киличева Т.А. СТРАТЕГИЯ DOTS - УСКОРЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ЛУЧЕВЫМИ И ЛАБОРАТОРНЫМИ МЕТОДАМИ / Журнал Вестник науки и образования. 2023 г. №4(135) - стр. 114 -116.
14. Бекчанов Б.Г. Условия обучения в медицинской академии и их влияние на здоровье студентов /Журнал Вестник науки и образования. 2023 г. №5(136) Часть 1. - стр. 54 - 60.
15. Киличева Т.А., Собирова Ш.И. Влияние образа жизни и культуры здоровья студентов с процессом обучения в медицинской академии. / Журнал Вестник науки и образования. 2023 г. №5(136) Часть 1. -стр. 65 - 70.
16.Машарипов О.А. Самые опасные глобальные инфекции на современном этапе. /Журнал Вестник науки и образования. 2023 г. №5(136) Часть 1. - стр. 78 - 81.
17. Курьязов А.К., Курьязов Ш.А., Нурметова Д.Ш. Врачебная тактика при первичном туберкулезе ротовой полости,миндалин и глотки. /Журнал Вестник науки и образования. 2023 г. №5(136) Часть 1. - стр. 82 -86.
18. Курьязов А.К., Юлдашев Ф.Ф., Турсунов Ш.С. Клиническое наблюдение течения туберкулеза полости рта,языка при системной красной волчанке / Журнал Вестник науки и образования. 2023 г. №5(136) Часть 1. - стр. 88 - 93.
19.Машарипов О.А, Бекчанов Б.Г.Педиатрия в овладении профессиональными компетенциями в медицинском образовании / Журнал Вестник науки и образования. 2022 г. №9(129) - стр. 84 - 86.
20. Машарипов О.А, Бекчанов Б.Г. Особенности клинического течения бронхиальной астмы у подростков в Хорезмской области / Журнал Вестник науки и образования. 2022 год №6(126) июнь - стр. 84 - 86.
21. Машарипов О.О., Бекчанов Б.Г. Опасность патологии почек у детей и подростков / Журнал наука, техника и образование №1(76) - 2021 год - стр. 40 - 42.
22. Аскарова Р.И. Меры усиления борьбы с туберкулезом в Хорезмском регионе. Журнал кардиореспираторных исследований, 2(3), С. 45 - 48.
23. Аскарова Р.И. Проблема деструктивного туберкулеза с множественно-устойчивыми формами на современном этапе в Хорезмской области. Журнал кардиореспираторных исследований, Special issue S1-1.1; 2022 год - стр. 220 - 224; Doi10.26739/2181-0974.
24. Рахимова Г.К. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ЗДОРОВЬЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ. Журнал Биология и экология.Том 5. №1 - стр. 8 - 12. ISSN 2181-0575; Doi Journal 10.26739/2181-0575.
25. Аскарова Р.И. ВЛИЯНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И РЕЙТИНГ СТУДЕНТОВ. Журнал Биология и экология. Том 5 №1 - стр. 13 - 16. ISSN 2181-0575; Doi Journal 10.26739/2181-0575.
26.Аскарова Р.И. (2023). Роль генетических факторов в развитии туберкулеза у больных . Журнал биомедицины и практики, 2021 год. Том 6, №3(3/1), стр. 435 - 439.
27. Аскарова Р.И. Туберкулез почек в Хорезмской области. Журнал вестник врача, 2020 г. 1(3), стр. 16 - 19. ISSN 2181-466x
28. Аскарова Р.И. Мониторинг заболеваемости детей первичным туберкулезом в Хорезмской области. Журнал Re-health journal 2021 г., №2(10) - стр. 238 - 242. ISSN 2181-0443.