АРТ-ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЛЕЧЕНИИ ТУБЕРКУЛЕЗА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ
Ходжаева З.К.
Ходжаева Замира Кодировна - ассистент, кафедра подготовки врачей общего профиля, Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан.
Аннотация: арт терапия терапия с помощью различных видов искусства. Это одно из современных направлений лечения проблем туберкулеза. В статье нами представлены новые подходы к лечению, результаты исследования. Арт терапия метод, который связан с раскрытием творческого мышления детей и подростков. Описаны три направления арт терапии и работа с тактильной книгой. Ключевые слова: туберкулез, Арт терапия, заболевание, болезнь, подростки, дети, лечение.
ART THERAPY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE TREATMENT OF TUBERCULOSIS AS AN EFFECTIVE METHOD IN DEALING WITH CHILDREN'S PROBLEMS
Khodjaeva Z.K.
Khodjaeva Zamira Kodirova - Assistant, DEPARTMENT OF GENERAL PRACTITIONERS TRAINING, TASHKENT MEDICAL ACADEMY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: art therapy therapy using various types of art. This is one of the modern directions of treatment of tuberculosis problems. In the article we present new approaches to treatment, the results of the study. Art therapy is a method that is associated with the disclosure of creative thinking of children and adolescents. Three directions of art therapy and work with a tactile book are described.
Keywords: tuberculosis, art therapy, disease, illness, adolescents, children, treatment.
УДК 616-002-5
Арт терапия одно из эффективных методов в лечении ряда заболеваний. Детство - это период от рождения до наступления половой зрелости. Каждому ребёнку свойственен свой путь развития, зависящий от индивидуальных особенностей организма, условий проживания семьи, состояния внешней среды и других факторов. В течение своего развития ребёнок сталкивается с массой трудностей, которые, в последствие, влияют на формирование его взглядов, мировоззрений, личностных качеств, привязанностей и нахождение своего места в детском коллективе. Новые идеологические и экономические условия требуют иного подхода в воспитании и образовании детей и в развивающе - коррекционной работе. Современный человек, а в особенности ребёнок, нуждается в более естественных, комплексных методах лечения и гармонизации [1]. Наиболее новым и эффективным методом, способствующим решению данных задач, является метод арт-терапии. Арт-терапия - метод лечения посредством художественного творчества [2]. «Арт-терапия» - в переводе с английского - это лечение, основанное на занятиях художественным творчеством (лечение искусством), она основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления [3]. Главная задача и цель арт-терапевта в работе с детьми - побудить ребёнка при помощи своего творчества либо иных визуальных образов увидеть смысл тех поступков, которые он совершал ранее, не задумываясь над их результатом, его личностных переживаний, а так же конфликтов с собой и окружающим миром. Увиденный ребёнком смысл данных поступков поможет ему достичь гармонии с собой, со своим ближайшим окружением - микросоциумом, а так же с людьми в целом. Достижение такой гармонии является наивысшим показателем работы арт-терапевта со своим маленьким клиентом. Арт-терапия является одним из самых эффективных методов в работе с проблемами ребёнка. Маленьким детям трудно и практически невозможно объяснить смысл своего беспокойства и страха. В таком случае на помощь приходит рисунок. Рисунок в арт-терапии - это наиболее интересный и доступный для ребёнка способ выражения своих эмоций, травматических переживаний и проблем. В процессе рисования ребёнок расслабляется, раскрываются его личностные черты, снимается усталость и страх, излишнее напряжение. Лист бумаги и карандаш помогают ему выразить свои чувства и переживания, а так же получить удовольствие от творчества. Специалист - арт-терапевт по выбору цветов и образов, характеру линий, расположению рисунка на листе бумаги может понять внутренние трудности своего маленького клиента. Арт-терапевтические занятия применяются при самом широком спектре проблем в развитии ребёнка, таких как стрессовые и депрессивные состояния, нарушения отношений с близкими людьми и в детском коллективе, неадекватное поведение, низкая самооценка, тревожность, детские страхи, агрессия [4]. Арт-терапия используется как метод способствующий адаптации детей в коллективе: нахождение его места и роли в группе детей, стабилизация детских отношений, предотвращение угнетения личности малоактивного, застенчивого ребёнка, тиранства и пренебрежения со
стороны наиболее активного ребёнка - гармонизации личностных отношений детей. С детьми, находящимися в состоянии психической либо физической травмы, подвергшимся насилию, жестокому обращению, перенёсшими тяжёлые психические репрессии эффективно использование арт -терапевтических методов для стабилизации состояния их внутреннего мира и осознания себя в социуме. Так же арт-терапия незаменимый метод в работе с аутичными детьми, то есть детьми, внутренний мир которых закрыт от окружающих. Арт-терапевт погружается в переживания ребёнка, интерпретирует его рисунок по цвету, характеру линий и др., для того, чтоб оказать эффективную, индивидуальную для каждого ребёнка помощь. В арт-терапевтический процесс могут включаться и родители ребёнка - это поможет им разрешить существующие семейные конфликты и найти путь к взаимопониманию [5]. Арт-терапия эффективна в работе с проблемами детей различных возрастов, начиная от того момента, когда ребёнок только научился держать карандаш в руке. Но в этот период арт-терапия носит больше изобразительных характер, чем коррекционный, так как маленькому ребёнку ещё довольно сложно выполнить задание специалиста в силу неразвитости своих графических способностей, неусидчивости и малой трудоспособности. А вот использование методов арт-терапии с детьми в возрасте от 4 - 5 лет - имеют важное коррекционное значение и могут положительно повлиять на гармонизацию их личности и отношений с окружающим миром [6]. Важным составляющим арт-терапевтического занятия является высокая степень свободы ребёнка в творческом процессе, спонтанность в выражении чувств. Здесь невозможны приказы, точные указания и неприемлемы отрицательные оценки работы ребёнка [7]. Вследствие арт - терапевтической сессии следует попросить ребёнка рассказать о своем произведении: почему он выбрал именно эту цветовую гамму, размер самого рисунка на бумаге, расположение предметов на данном рисунке [8]. Всё это поможет арт-терапевту понять истоки и характер проблемы ребёнка. Важно отметить, что арт-терапия должна принести удовлетворение и положительное настроение всем участникам процесса [9]. Арт-терапия - молодое направление, использующееся в реабилитации. Однако она уже успела завоевать широкую популярность в детских реабилитационных центрах нашей Республики [10, 13]. В своей деятельности арттерапию применяют такие реабилитационные центры и организации как: Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты Республики [11, 12]. Туда поступают дети-инвалиды с 3-18 лет с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствием которых являются нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями. Миссия центра: улучшение качества жизни детей с ограничениями жизнедеятельности. Туда поступают дети в возрасте от 1 до 18 лет с психоневрологическими заболеваниями и двигательными нарушениями, нуждающиеся в проведении реабилитационных мероприятий. Брестский областной центр медицинской реабилитации «Тонус». Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Надежда» Совместного благотворительного предприятия «Надежда XXI век» Целевая группа: дети и подростки в возрасте от семи до семнадцати лет, проживающие на территориях зараженных радионуклидами, а также имеющие одинаковый тип патологии в период ремиссии: заболевания эндокринной системы, обмена веществ, крови. Социально-оздоровительный центр «Преодоление». Целевая группа: дети, подростки и молодежь с сохранным интеллектом и нарушенной двигательной функцией. Помимо данных центров арт-терапевтические методы используют в своей работе и другие государственные, частные и волонтёрские организации. Новые современные условия требуют иного подхода в воспитании и образовании детей их развивающей коррекционной работе [13]. Современный человек в особенности ребенок нуждается в более естественных комплексных методах лечения и гармонизации.
Список литературы /References
1. Аскарова Р.И. Массовое флюорографическое обследование населения Хорезмской области в целях выявления туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование2023г №1 (89) стр. 86 - 89.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://3minut.ru/images/PDF/2023/89/massovoe-.pdf/ (дата обращения: 18.03.2023).
3. Аскарова Р.И. Gеn - Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование 2021 г. №1 (76) стр. 45. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/gen-expert-issledovanie-v-diagnostike-destruktivnogo-tuberkuleza-legkih/ (дата обращения: 08.03.2023).
4. Аскарова Р.И. Борьба с туберкулезом в Хорезмской области. Журнал Наука, техника и образование 2020 г. №1 (65) стр. 62 - 65. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-tuberkulezom-v-horezmskoy-oblasti/ (дата обращения: 06.03.2023).
5. Аскарова Р.И. Социально-значимый туберкулез у детей дошкольного возраста. Журнал Наука, техника иобразование 2023 г. №1 (84) стр. 82 - 85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://3minut.ru/images/PDF/2022/84/sotsialno-znachimyj-.pdf/ (дата обращения: 08.03.2023).
6. Аскарова Р.И. Особенности течения редких форм туберкулезной волчанки в Хорезмском регионе. Аскарова Р.И. Наука, техника и образование 2020 г. №9 (62)стр. 60 - 64.
7. Аскарова Р.И. Анализ первичных форм туберкулеза у детей, проживающих в Хорезмской области. Журнал Наука, техника и образование 2020 г. №9 (62) стр. 64 - 68.
8. Аскарова Р.И. Своевременная диагностика острых респираторных инфекций у детей и подростков а Хорезмском регионе. Вестник науки и образования. №1(132) стр. 82 - 85.
9. Аскарова Р.И. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний студентов по детской фтизиатрии.2020г.Москва Инфра - М. Znanium.com.ISBN 978-5-16-016131-0; Стр. 42 - 59
10. Roza Askarova, Kirill Polyakov, Iuliia Akulinina. A Capillary Electrophoretic Method for the Analysis of Bupivacaine and Its Metabolites. Journal Global Pharma Technology. Journal of Global Pharma Technology Available Online at. RESEARCH ARTICLE ©2009-2020, JGPT. All Rights Reserved 668 - 676. ISSN 0975-8542/2020y June Volume12.
11.Джуманиязова З.Ф., Аскарова Р.И. Значение Gen-Expert с наборами тест-систем по применению в диагностике активного туберкулеза.Научный альманах 2017 N 12-2(38) p. 69. ISSN 2411-7609 Медицинские науки DOI: 10.17117/na.2017.12.02.069
12. Аскарова Р.И. Проблемы обучения студентов высших учебных заведений в период пандемии ковид 19. Журнал Наука культура и образование. 2023 г. №1(64) - стр. 33.
13. Аскарова Р.И. Эмоционально психическое состояние беременных. Конференция. Человек, его будущее в сете достижений современного естествознания. Кемерево. октябрь. 2021 г. стр. 47.
14. Аскарова Р.И. Журнал Кардиореспираторных исследований. 2022г., №S1 том1.1 Стр. 496; Иновационный прогресс в исследованиях внутренней медициныISSN 2181-0974;.http://doi/org/10/26739/2181-0974-2022-S1-1.