Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДАННЫХ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ'

АНАЛИЗ ДАННЫХ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
английский язык / болезнь / студент / влияние / обучение / анализ / успеваемость / туберкулез / ангина. / english / disease / student / influence / training / analysis / academic performance / tuberculosis.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рахимова Гулжоной Кодирбергановна

на планете безусловно самой большой ценностью для человека является его здоровье. Но человек понимает это только с возрастом. Болезни у людей возникают чаще с возрастом, протекают более тяжело, нередко приобретают хроническое течение. Это начинает проявляться в среднем возрасте, но особенно в пожилом, когда человек страдает от различных заболеваний, в том числе и хронических. В молодости человек это не осознает, так он болеет довольно редко или у него заболевания не достаточно серьезные, и протекают легко, так как молодежь имеет хорошие защитно-компенсаторные механизмы, которые позволяют противостоять болезням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рахимова Гулжоной Кодирбергановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DATA ON THE MORBIDITY OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS AND THE IMPACT ON ACADEMIC PERFORMANCE

on the planet, by far the greatest value for a person is his health. But a person understands this only with age. Diseases in people occur more often with age, are more severe, often acquire a chronic course. This begins to manifest itself in middle age, but especially in the elderly, when a person suffers from various diseases, including chronic ones. In his youth, a person does not realize this, so he gets sick quite rarely or his diseases are not serious enough, and they flow easily, since young people have good protective and compensatory mechanisms that allow them to resist diseases.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДАННЫХ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ»

АНАЛИЗ ДАННЫХ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ Рахимова Г.К.

Рахимова Гулжоной Кодирбергановна - ассистент, кафедра социально-гуманитарных наук, Ташкентский университет гуманитарных языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: на планете безусловно самой большой ценностью для человека является его здоровье. Но человек понимает это только с возрастом. Болезни у людей возникают чаще с возрастом, протекают более тяжело, нередко приобретают хроническое течение. Это начинает проявляться в среднем возрасте, но особенно в пожилом, когда человек страдает от различных заболеваний, в том числе и хронических. В молодости человек это не осознает, так он болеет довольно редко или у него заболевания не достаточно серьезные, и протекают легко, так как молодежь имеет хорошие защитно-компенсаторные механизмы, которые позволяют противостоять болезням.

Ключевые слова: английский язык, болезнь, студент, влияние, обучение, анализ, успеваемость, туберкулез, ангина.

ANALYSIS OF DATA ON THE MORBIDITY OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS AND THE IMPACT ON ACADEMIC PERFORMANCE

Rakhimova G.K.

Rakhimova Guljonoy Kodirberganovna - assistant, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES, TASHKENT UNIVERSITY OF HUMANITARIAN LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: on the planet, by far the greatest value for a person is his health. But a person understands this only with age. Diseases in people occur more often with age, are more severe, often acquire a chronic course. This begins to manifest itself in middle age, but especially in the elderly, when a person suffers from various diseases, including chronic ones. In his youth, a person does not realize this, so he gets sick quite rarely or his diseases are not serious enough, and they flow easily, since young people have good protective and compensatory mechanisms that allow them to resist diseases.

Keywords: english, disease, student, influence, training, analysis, academic performance, tuberculosis.

УДК 37.013

Здоровье самое главное в жизни каждого человека. В организме защитно-компенсаторные механизмы уже хорошо развиты в подростковом возрасте и достигают своего максимума к 30 годам [1]. В этот период человек способен справиться с большим объемом различного вида нагрузок и противостоять воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе, и социальной. У молодежи нет достаточно хорошей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, и только с возрастом она увеличивается [2]. Хотя у юношей в подростковом периоде мотивация больше выражена, чем у девушек, в силу того, что они знают, что физически хорошо развитый молодой человек более привлекателен для женского пола, поэтому они больше занимаются физической культурой и спортом, что повышает их защитно-компенсаторные механизмы, что может проявляться и снижением заболеваемости [3]. Существует индивидуальное, групповое и общественное здоровье [3]. Групповое здоровье - это здоровье какой-то определенной группы людей, связанных между собой местом проживания, характером трудовой деятельности, этническими, национальными особенностями и рядом других факторов [4]. Здоровье студентов можно расценить как групповое здоровье, так как студенты связаны между собой характером трудовой учебной деятельности [5]. Одним из показателей здоровья является заболеваемость с временной утратой трудоспособности, которая, в свою очередь, зависит от внешних и внутренних факторов [6, 7]. К таким внутренним факторам можно отнести состояние защитно -компенсаторных механизмов, которые хорошо развиваются только к концу подросткового возраста. Воздействие интенсивных и длительных неблагоприятных факторов внешней среды может привести к истощению или даже срыву этих механизмов, а это может проявиться в развитии заболеваний [8, 9]. Для молодежи такими внешними факторами могут являться повышенные умственные, физические, эмоциональные нагрузки, которые возникают у них в процессе обучения в вузе[10, 11] особенно в первые годы, когда их организм ещё не успел хорошо адаптироваться к новой для бывших школьников системе обучения [12, 13]. Юноши созревают несколько позднее, чем девушки, поэтому можно предположить, что начало обучения для юношей будет протекать тяжелее с большими нарушениями защитно-компенсаторных реакций организма, а это, в свою очередь, может приводить к повышению заболеваемости [14]. Постепенно

организм юношей догоняет в своем развитии женский организм и даже немного его опережает, что будет проявляться в совершенствовании механизмов адаптации и противодействию возникновения болезней [15]. Юноши больше занимаются физической культурой и спортом, имеют более сильное физическое развитие, что играет не последнюю роль в этом процессе [16]. Здоровье человека зависит от очень многих факторов, ведущим из которых является образ жизни, от него зависит 50 и более процентов нашего здоровья [17]. Образ жизни состоит из многих компонентов, к которым относятся режим труда и отдыха, питание, вредные привычки, физическое развитие, занятие спортом и многое другое [18,19]. На состоянии здоровья населения большое влияние оказывает экологическая обстановка в регионе, а также экономическая обстановка в стране [20,21]. При их ухудшении можно ожидать и возрастание заболеваемости. Поэтому представляет определенный интерес анализ заболеваемости студенческой молодежи в динамике на протяжении нескольких лет. Наша кафедра в течение нескольких лет изучает заболеваемость студентов университета [ 22,23].

Целью нашей работы было исследование заболеваемости с временной утратой трудоспособности студентов Ташкентского гуманитарного университета за 2023 г зимний период года. Заболеваемость анализировалась на основании отчетов здравпункта в случаях и днях нетрудоспособности, как в абсолютных цифрах, так и в пересчете на студентов (интенсивный показатель). Кроме этого, проводился анализ заболеваемости по отдельным нозологическим формам. Анализ заболеваемости проводился в целом по университету, а также отдельно по юношам и девушкам в двух возрастных группах. Первая группа включала в себя студентов до 19 лет, а это студенты 1-2 курсов, вторая группа - студенты в возрасте 19 лет и старше, а это, как правило, студенты 3 курсов. Деление студентов на такие возрастные группы объясняется тем, что студенты младших курсов ещё не успели адаптироваться к новым условиям институтской жизни, так как обучение в вузе сильно отличается от школьного образования.

Анализ исследования заболеваемости студентов носила волнообразный характер в случаях и днях нетрудоспособности, а также в продолжительности одного случая. В 2023 году в случаях нетрудоспособности она составляла 17,9 случая на 100 студентов и поднималась до 24,9 случая. В днях нетрудоспособности заболеваемость поднялась от 13 дней в 2023 году. Средняя продолжительность одного случая поднялась с 6,3 дня в 2006 году до 7,0 дней. У юношей за пять лет в целом по университету было меньше количество случаев заболеваний (на 10-40 %) и дней нетрудоспособности (на 2-35 %), чем у девушек, хотя заболевания протекали у юношей тяжелее, о чем свидетельствует средняя продолжительность одного случая нетрудоспособности. Несмотря на то, что снижают количество противопоказаний к службе в армии, военкоматы не могут призвать нужное количество молодых людей в армию из-за их слабого здоровья. Болезни нервной системы в анализируемые годы стоят на втором- четвертом местах по частоте возникновения, что свидетельствует о том, что нервная система, в первую очередь, реагирует на изменившиеся условия жизни бывших школьников. Повышенные умственные, физические, социальные нагрузки могут приводить к нарушениям в её деятельности и срывам в функционировании всех органов и систем организма, что способствует возникновению заболеваний. Мы считаем, что нормализовать деятельность нервной системы оптимизация учебного процесса, исключающая учебные перегрузки у студентов начальных курсов. С нашей точки зрения необходимо оказывать психологическую помощь студентам 1 -2 курса с целью быстрейшей их адаптации к вузовской жизни. Такую помощь могут оказать педагоги-психологи, которые не предусмотрены в штатном расписании университета. Кураторы, в силу своей занятости основной учебной деятельностью и не имеющие специальной подготовки, не способны оказать должной психологической помощи студентам. Великий русский хирург Н.И. Пирогов в свое время сказал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной». Поэтому с целью уменьшения заболеваемости населения, в том числе и студентов, нужно проводить комплекс профилактических мер, направленных на повышение уровня здоровья. Здоровье - это невосполнимая ценность человека, поэтому нужно думать о нем всё время, начиная с самого раннего детства, а даже лучше со здоровья будущих родителей, так как 15-20 % здоровья человека зависит от наследственности [1, 2]. Существует свыше 2000 наследственных заболеваний, не считая наследственной предрасположенности. В русском языке есть такая пословица: «От худого семени не жди хорошего племени». Студенты - это будущие родители, что они вложат в своих детей, то и получат в будущем. Поэтому нужно, в первую очередь, думать о здоровье молодежи. Болезнь легче предупредить, чем лечить. Известно, что недостаточно хорошо леченные острые заболевания переходят в хронические, которые вылечить очень непросто, а иногда даже невозможно. Любые болезни приводят к снижению защитных сил организма, что приводит к возникновению новых заболеваний, т.е. образуется порочный круг, который бывает трудно разорвать. Любая болезнь приводит к пропускам занятий, снижению успеваемости и, в конечном счете, подготовке более слабого специалиста. Таким образом, основная цель, стоящая перед вузом, будет выполнена некачественно. Государству экономически невыгодно иметь слабых в профессиональном плане специалистов, да ещё требующих лечения, реабилитации. Улучшение жилищно-бытовых условий иногородних студентов, а это строительство новых современных общежитий, организация рационального питания студентов очень хорошо сказалось бы на их здоровье и обучении. Проведение занятий по физической культуре на свежем воздухе или в бассейне, где проявляется в большей степени закаливающий эффект, в первую очередь, явилось бы профилактикой заболеваний дыхательной системы. Только проведение профилактических мероприятий в комплексе позволит снизить заболеваемость студентов, что будет в некоторой степени способствовать повышению успеваемости и улучшению подготовки будущих специалистов.

Вывод: таким образом, низкая продуктивность студенческой молодежи в образовательном процессе

свидетельствует о неблагоприятных воздействиях факторов риска на формирование здоровья студентов и

обуславливает необходимость разработки и реализации комплексных подходов по формированию здоровья и

здорового образа жизни.

Список литературы /References

1. Рахимова Г.К., Атажанова Ш.А. Использование учебного материала по английскому языку как средство повышения качества образования при дистанционном обучении. Издательство Проблемы науки. Журнал LXXIX International scientific review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education 2021, С. 31-33; Doi 10.24411/2542/0798-2921-17903. ISBN 978-1-64645-119-4.

2. Рахимова Г.К. Аспекты подбора учебного материала для преподавания английского языка онлайн обучением. Журнал Наука Техника и образование. 2021 г. №3(78); стр. 57-59; Doi 10.24411/2312/82672921-10303. ISSN 2312-8267;

3. Рахимова Г.К. Учебный материал как фактор успешности при преподавании английского языка с online обучением [EDUCATIONAL MATERIAL AS A FACTOR OF SUCCESS IN TEACHING ENGLISH WITH ONLINE LEARNING] // XXIV INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY, PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY Boston, USA - 12 April, 2021 год

4. Рахимова Г.К., Атажанова Ш.А. Методы разработки учебного материала по английскому языку для дистанционного Online-обучения// European science № 6(62), 2021. C. 36-41. ISSN 2410-2865.

5. Аскарова Р.И. Проблемы обучения студентов высших учебных заведений в период пандемии covid-19. Журнал Академия. №1(74). Стр. 58-61/ ISSN 2412-8236; Издание Проблемы науки.

6. Аскарова Р.И., Шарафаддинова Г.Р. Удельный вес факторов влияющих на развитие туберкулеза у детей в современных условиях. Журнал Инфекция иммунитет и фармакология. 2017год. Часть 2. С. 211-216. ISSN 2181-5534.

7. Джуманиязова З.Ф., Аскарова Р.И. Туберкулез у детей, проживающих в Хорезмской области. Журнал Методы науки. 2018г. №10.С45-47. ISSN 2541-8041; Издательство Инфинити.

8. Аскарова Р.И. Анализ причин развития туберкулеза у детей и подростков. Журнал Проблемы биологии и медицины. 2020г. №4.1(121). С. 22-27. ISSN 2181-5674.

9. Аскарова Р.И. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний студентов по детской фтизиатрии.2020г. Москва Инфра-М. Znanium.com. С. 42-59. ISBN 978-5-16-016131-0.

10. Аскарова Р.И. Мониторинг заболеваемости детей первичным туберкулезом в Хорезмской области. Журнал Re-health journal 2021 г., №2(10). С. 238-242. ISSN 2181-0443.

11.Джуманиязова З.Ф., Аскарова Р.И. Основы равномерного распределения природных ресурсов воды и земли. Проблемы Арала. Журнал методы науки. 2017 г. №5 стр. 56-58. ISSN 2541-8041. Издательство Инфинити.

12.Худайберганов М.Р., Аскарова Р.И., Матмуратов З, Акрамова Д. Болаларни туладонли ов^атлантириш ва мавжуд муаммолар. Журнал вестник врача, vestnikvracha.uz 2014г1(3), С. 14-15. ISSN 2181-466X.

13.Худайберганов М.Р., Аскарова Р.И., Акрамова Д. (2014). Соглом ва урк хамда зотилжамга тез-тез чалинувчи болаларда хужайравий ва гуморал иммунитетнинг баъзи курсаткичлари. Журнал вестник врача.ш 2014год 2, 1(3), С. 14-15. ISSN 2181-46.

14. Аскарова Р.И. Меры усиления борьбы с туберкулезом в Хорезмском регионе. Журнал кардиореспираторных исследований, 2(3), 2021 год, С. 45-48. ISSN 2181-0974.

15. Аскарова Р.И. Арт терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами. Журнал кардиореспираторных исследований, 2022 год - Special issue S. 1-1.1 С. 496-499. ISSN 2181-0974/ tadqiqot.uz.

16. 16. Аскарова Р.И. Проблема деструктивного туберкулеза с множественно-устойчивыми формами на современном этапе в Хорезмской области. Журнал кардиореспираторных исследований, 2022год стр. 220224; Doi10.26739/2181-0974./ ISSN 2181-0974

17. Аскарова Р.И. Массовое флюорографическое обследование населения Хорезмской. области в целях выявления туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование 2023 г. №1 (89). стр. 86-89.

18. Аскарова Р.И. Gеn-Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование -2021г. - №1 (76)- стр. 45.

19. Аскарова Р.И. Социально-значимый туберкулез у детей дошкольного возраста. Журнал Наука, техника иобразование2023г. - №1 (84) - стр. 82-85.

20.Аскарова Р.И. Своевременная диагностика острых респираторных инфекций у детей и подростков а Хорезмском регионе. Журнал Вестник науки и образования. №1(132) - стр. 82-85.

21.Аскарова Р.И. (2023). Роль генетических факторов в развитии туберкулеза у больных. Журнал биомедицины и практики, 2021 г. Т 6, №3(3/1), стр. 435-439./ tadqiqot.uz

22. Аскарова Р.И. Меры усиления борьбы с туберкулезом в Хорезмском регионе. Журнал кардиореспираторных исследований. 2(3), 2021 г. С. 45-48. ISSN 2181-0974/tadqiqot.uz

23. Аскарова Р.И. Туберкулез почек в Хорезмской области. Журнал вестник врача,^ / 2020 г. 1(3), стр. 16-19. ISSN 2181-466x

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.