Научная статья на тему 'Условия образования и признаки нации'

Условия образования и признаки нации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7194
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / ЭТНОС / ПРИЗНАКИ НАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИИ / NATION / ETHNIC GROUP / THE SIGNS OF THE NATION / FORMING THE NATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонова Анна Евгеньевна

Рассматриваются основные признаки нации, условия и причины её возникновения и функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF FORMATION AND SIGNS OF THE NATION

Key characteristics of the nation, the conditions of its formation and the concept of the term 'nation', as well as motive forces and reasons of the nation's appearance and functioning are considered.

Текст научной работы на тему «Условия образования и признаки нации»

УДК 39

УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИЗНАКИ НАЦИИ

А.Е. АНТОНОВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

Рассматриваются основные признаки нации, условия и причины её возникновения и функционирования.

Ключевые слова: нация, этнос, признаки нации, формирование нации.

Прежде чем рассматривать признаки, характерные для нации, отличающие ее от других этнических образований, необходимо определить исторические и социокультурные условия формирования и развития данной исторической общности людей.

В пространстве исследований национальных отношений сложились два основных методологических подхода к анализу нации как специфического объекта исторического знания. Согласно первому подходу нации формируются в результате естественного развития общества. Сторонники второго подхода утверждают, что нации являются плодом интеллектуальных построений политиков, и сам термин выражает лишь абстрактную идею единства (этноса, государства либо иного образования) [1, с.69].

Термин «нация» имеет социальный характер, обозначая общность людей, которая объединена одинаковыми характерными признаками. В философской литературе нация определяется как историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности территории совместного проживания, экономических связей, национального языка общения и особенностей культуры и характера. Явно выраженный социальный характер нации отличает ее от народа как родового понятия, характеризующего общность населения определенных территорий. Это различие выражено в большинстве языков: natio и populus - в латинском, nación и pueblo - в испанском, nazione и popolo - в итальянском, nation и people - в английском, nation и volk - в немецком, kono-kin и min - в китайском.

С позиций этнологической теории, распространенной в 60-80-е годы XX века в отечественной литературе, нация являет собой этносоциальную общность, обладающую неразрывной сцепленностью социально-экономических и этнокультурных свойств [2, с.406]. В настоящее время большинство исследователей разделяют точку зрения, согласно которой нация - это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род - племя - народность - нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. В международном праве понятие нации выступает синонимом государства.

Китайский историк Ж. Пань утверждает, что нация является сообществом людей, которое базируется на общих экономических, политических и культурных интересах, сформировавшихся на протяжении длительного исторического развития. Численность такого сообщества, его этнические элементы, занимаемая территория, обычаи, язык, религия, политические институты, а также идеология и общекультурные установки могут меняться. Однако, такой признак нации, как общность интересов, остается неизменным [1, с.63].

Подобное понимание нации порой обнаруживают и лидеры оборонительного национализма, например, примечательны слова В.Ландсбергиса: «Нация - это не обязательно люди одного этнического

происхождения. Это люди, которые относятся к данному государству, как к своей Родине. Они и составляют у нас условную литовскую нацию, в которую входят не только коренные жители - литовцы» [3].

Достаточно развернутое понятие нации дает В.Б. Иорданский: «Нация - это внутренне

противоречивое, динамичное, демократическое сообщество граждан, этнически неоднородное, но группирующееся вокруг одного этноса; обладающее принятым в качестве средства внутринационального общения национальным языком при локальном распространении иных языков; лишенное в ряде случаев собственного пространства, однако чаще располагающее национальной территорией, которая включает анклавы, заселенные другими национальностями и образует аналогичные вкрапления на чужой территории; создающее сплав культуры, сознающее общность прошлого, настоящего и будущего, общность исторических интересов, а также собственную духовную

индивидуальность» [4, с.87]. Данное определение достаточно широко распространено в западной историографии, однако следует при этом заметить, что в зарубежной науке нет общепринятой теории нации. Чешский историк М.Грох обращает внимание, что большинство исследователей национализма затрагивают лишь типичный путь формирования наций, который образует ее на основе единства экономических, социальных и культурных связей города и деревни в позднем средневековье [1, с.61]. Тем не менее, существует и иной путь, которым прошли многие нации мира, когда процесс их создания обретал характер массового освободительного движения, борьбы за создание необходимых атрибутов, как например, Реконкиста в средневековой Испании, где в процессе отвоевания у мавров земель появлялось единое национальное самосознание.

Иногда возникновение нации рассматривается как простое продолжение и усложнение родоплеменных связей, и эти взгляды напрямую связывают нацию с государством, отсюда и принцип «право наций», согласно которому необходимо при любых условиях создавать «свое государство». По утверждению ирландского исследователя Д.Керра, своеобразная роль в процессе формирования наций наряду с общепризнанными факторами, такими как общность языка, территории расселения, экономической жизни и культуры, принадлежит религии. Данная точка зрения иллюстрируется примерами из национального самоопределения народов Европы, чье национальное самосознание формировалось в процессе выделения самобытного религиозного и национального «я» из ряда других народов [1, с.62]. При этом религиозная принадлежность некоторых народов воспринималась как враждебная, что позволяло разделить общности на «мы» и «они». В этом смысле упрочению средневековой христианской Европы способствовала коллективная память о мучениках христианах, религиозных преследованиях, сражениях с «неверными», что формировало национальное самосознание, сплачивая, создавая и развивая единую нацию.

В процессе формирования наций определенную роль сыграла и религия, прежде всего в странах с доминированием протестантства как возражения против римско-католической церкви, а в других странах наоборот, кардинальную роль в возникновении наций сыграл католицизм, как например, в Ирландии. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали развитие наций со становлением капитализма и делали акцент на том, что нация являет собой не этническую общность, а выражает собой новое социальноэкономическое и общественно-политическое сообщество людей, народов, имеющих общие интересы и цели: «интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Реальной связью между ними является не политическая, а гражданская жизнь» [5, с. 124].

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных общностей, с единым языком, территорией и другими этническими признаками, выступавшими как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Например, в ряде стран Азии и Африки нации формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Эрнест Геллнер считал индустриальное общество условием возникновения национализма, а Бенедикт Андерсон считал национализм условием перехода к индустриальному обществу [6, с.120]. В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации - проекты представителей романтизма). На формирование шотландской нации оказали большое влияние Роберт Бёрнс и Вальтер Скотт, датской -Ганс Христиан Андерсен и Бертель Торвальдсен, польской - Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и Генрих Сенкевич, итальянской - Джузеппе Мадзини, финской - Элиас Лёнрт, еврейской - Бен-Йехуда, а немецкой - Шиллер, Гёте и Гердер.

В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные

связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Бенедикт Андерсон назвал нацию “воображаемым сообществом” - сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств [6, с.71].

Таким образом, процессы формирования наций детерминированы разными причинами. Каждая этническая общность развивается, и различные условия ее жизни накладывают отпечаток на деятельность в сферах материального и духовного производства людей, а вместе с тем и на их мышление, национальную психологию, характер, миропонимание и быт. Белинский В.Г. писал: «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи... Самобытность каждого народа заключается в особенном образе мыслей и взгляде на предметы, в языке и, более всего, в обычаях, без которых народ есть образ без лица». Как показывает история, на формирование и развитие нации оказывает активное влияние ряд существенных обстоятельств. Такие из них, как общность экономических связей, языка, территории сначала являются условиями формирования нации, а впоследствии становятся ее признаками, другие же, как например государство, а также особенности культуры и психологии играют роль в ее развитии. Конечно, для наций, сходных по типу, характер экономических связей будет похожим, но мы ведем речь об отличии нации от других общностей людей. К тому же в отличие от социальных институтов и организаций, намеренно создаваемых людьми, нация возникает естественноисторически, то есть с необходимостью, обусловленной потребностями актуальных исторических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современная мировая историческая наука: информационно-аналитический обзор (по материалам XVIII Международного конгресса историков и X Международной конференции «История и компьютер»). - Монреаль, 1995.

2. Чешко С.В. Нация // Философский энциклопедический словарь. - М.: Энциклопедия, 1989.

3. Известия. - 1991. - 17 июня.

4. Иорданский В.Б. Этнос и нация // Мировая экономика и международные отношения. - 1992. - №3.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 30 т. - М.: Политиздат, 19064. - Т.2.

6. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон, 2001.

CONDITIONS OF FORMATION AND SIGNS OF THE NATION

Antonova A.E.

Key characteristics of the nation, the conditions of its formation and the concept of the term 'nation', as well as motive forces and reasons of the nation's appearance and functioning are considered.

Key words: nation, ethnic group, the signs of the nation, forming the nation.

Сведения об авторе

Антонова Анна Евгеньевна, окончила МГУ им. М.В .Ломоносова (2002), автор 5 научных работ, область научных интересов - вопросы национального самоопределения и самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.