УДК 796.035
Н.Н. Венгерова
УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ3
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, [email protected]
Образовательная программа непрерывного физкультурного образования представляет собой совокупность определенным образом структурированных знаний, позволяющие на практике приобретать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Преемственность школьного и вузовского образования с практической точки зрения предполагает, прежде всего, преемственность государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Однако анализ базисного учебного плана средних образовательных учреждений приводит к заключению о наличии концептуальных различий в структурировании школьного и вузовского образования. Партнерство среднего образовательного учреждения и вуза определяется, прежде всего, их участием в решении проблем непрерывности образования с учетом целевых, содержательных и методических различий в их деятельности.
Сохранение принципа преемственности прослеживается по нормативным документам (программы по дисциплине «Физическая культура»), которое выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленностей и оптимального соотношения между отдельными сторонами, частями, этапами учения и внутри них. Преемственность в обучении выступает как критерий оптимизации методов и приемов обучения.
Таким образом, принцип преемственности предусматривает такую организацию учебного процесса, при которой осуществляется опора нового учебного материала на ранее изученный.
Состояние здоровья студентов младших курсов во многом определяется
Vengerova N.N. The conditions of correction of content of the elective course for physical culture in high school.
показателями физической подготовленности. Степень развития основных двигательных качеств и соответствие возрастно-половым нормам (ВПН) свидетельствует в определённой мере о качестве педагогического процесса в период обучения в общеобразовательной школе.
На базе Санкт-Петербургского политехнического университета проведено собственное исследование, посвящённое проблеме физической подготовленности юношей 17-18 лет (n=48), поступивших на первый курс. Полученные результаты спортивно-педагогического тестирования сравнивались с опубликованными данными возрастно-половых норм (ВПН) проявления физических качеств.
Наиболее успешные результаты отмечены при определении уровня проявления скоростно-силовой выносливости мышц верхнего брюшного пресса -25±4 раз, что соответствует норме. При том, что 30,% юношей не выполнила норматив. Проявление гибкости (3,7±2 см) в 2, 7 раза ниже возрастной нормы. У 75,0% юношей глубина наклона вперёд, свидетельствует о тугоподвижности позвоночника и недостаточной эластичности мышц спины, задней поверхности ног. Отмечено несоответствие ВПН на 13,5% (в 87,5% случаях) при выполнении тестового задания на определение уровня проявления скоростно-силовой выносливости мышц плечевого пояса (37±7 раз).
Функциональное состояние, определяемое по результатам Пробы Руффье, соответствуют очень низкому уровню (15,1±2 балла) физической работоспособности. Показатели гипоксической устойчивости (проба Геньчи и Штанге) организма юношей (28±10 с и 52±2 с, соответственно) свидетельствуют об относительном благополучии.
Таким образом, определено некоторое не соответствие нормативным требованиям показателей уровня проявления физических качеств и фактического физического и функционального состояния студентов, что является следствием недостаточно компетентной реализации школьной программы по физической культуре. Полученные данные позволят скорректировать содержание практических занятий по физической культуре в высшей школе.
Ключевые слова: образовательная программа, преемственность, физическая подготовленность.
Key words: educational programme, continuity, physical fitness.