Научная статья на тему 'Проблемы здоровья юношества в вопросе преемственности образовательных программ средней и высшей школы'

Проблемы здоровья юношества в вопросе преемственности образовательных программ средней и высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы здоровья юношества в вопросе преемственности образовательных программ средней и высшей школы»

Семёнов М. А.

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЮНОШЕСТВА В ВОПРОСЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Санкт-Петербугский государственный инженерно-экономический

УНиверситет, Россия

Образовательная программа непрерывного физкультурного образования представляет собой совокупность определенным образом структурированных знаний, позволяющие на практике приобретать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Преемственность школьного и ВУЗовского образования с практической точки зрения предполагает, прежде всего, преемственность государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Однако анализ базисного учебного плана средних образовательных учреждений приводит к заключению о наличии концептуальных различий в структурировании школьного и вузовского образования. Партнерство среднего образовательного учреждения и вуза определяется, прежде всего, их участием в решении проблем непрерывности образования с учетом целевых, содержательных и методических различий в их деятельности.

Сохранение принципа, преемственности прослеживается по нормативным документам (программы по дисциплине «Физическая культура»), которое выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленностей и оптимального соотношения между отдельными сторонами, частями, этапами учения и внутри них. Преемственность в обучении выступает как критерий оптимизации методов и приемов обучения.

Таким образом, принцип преемственности предусматривает такую организацию учебного процесса, при которой осуществляется опора нового учебного материала на ранее изученный.

Состояние здоровья студентов младших курсов во многом определяется показателями физической подготовленности. Степень развития основных двигательных качеств и соответствие возрастно-половым нормам (ВПН) свидетельствует в определённой мере о качестве педагогического процесса в период обучения в общеобразовательной школе.

На базе Санкт-Петербургского государственного инженерноэкономического университета проведено собственное исследование, посвящённое проблеме физической подготовленности юношей 17-19 лет (п=48), обучающихся на первом курсе. Полученные результаты спортивнопедагогического тестирования сравнивались с опубликованными данными возрастно-половых норм (ВПН) проявления физических качеств.

Наиболее успешные результаты отмечены при определении уровня проявления скоростно-силовой выносливости мышц верхнего брюшного пресса -25±4 раз, что соответствует норме. При том, что 1/3 юношей не выполнила норматив. Проявление гибкости (3,7±2 см) в 2, 7 раза ниже возрастной нормы. У 75,0% юношей глубина наклона вперёд, свидетельствует о тугоподвижности позвоночника и недостаточной эластичности мышц спины. Несоответствие ВПН на 13,5% (в 87,5% случаях) определено при выполнении тестового задания на определение уровня проявления скоростно-силовой выносливости мышц плечевого пояса (37±7 раз).

Функциональное состояние, определяемое по результатам Пробы Руфье свидетельствуют об очень низком уровне (15,1±2 балла) физической работоспособности. Гипоксическая устойчивость (проба Генчи и Штанге) организма юношей (28±10 с и 52±2 с, соответственно) относительно благополучна.

Таким образом, определено некоторое не соответствие нормативным требованиям показателей уровня проявления физических качеств и функционального состояния студентов, что является следствием недостаточно компетентной реализации школьной программы по физической культуре. Полученные данные позволят скорректировать содержание практических занятий по физической культуре в высшей школе.

Е.И. Спешилова, О.Б. Крысюк

ОСОБЕННОСТИ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ДЕВУШЕК-ФУТБОЛИСТОК

Институт здоровья и спортивной медицины ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург, Россия

Травмы опорно-двигательного аппарата и связанные с ними перерывы в тренировках оказывают отрицательное влияние на спортивную карьеру деву-шек-футболисток. Исследования особенностей этих травм у девушек 12 - 14 лет, занимающихся футболом в течение 1,5 - 2 лет, показали, что в структуре травм превалируют легкие поверхностные повреждения. У девушек 14 - 16 лет, занимающихся и активно участвующих в соревнованиях в течение 3 - 4 лет, в структуре травм встречаются сочетанные повреждения, а также острые и хронические травмы коленного сустава, с которыми связаны наиболее длительные периоды нетрудоспособности. Нагрузки, которые испытывает коленный сустав, связаны с предельными сгибанием, разгибанием и ротацией при выполнении различных технических приемов (удары по мячу разными частями стопы, прыжки, подкаты). Травматизм повышают падения, удары соперников по ногам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.