1) образовательная помощь заключается в предотвращении возникающих проблем и формировании партнерских взаимоотношений между родителями и учителем;
2) психологическая состоит в оказании социально-психологической поддержки, направленной на создание семьи как развивающей среды для ребенка с ОВЗ;
3) организационно-информационная заключается в помощи семье при решении собственных проблем;
4) координационная направлена на информировании семей об услугах разных ведомств по оказанию помощи семьям такой категорий.
Для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками очень важен. Это способствует эффективной социализации ребенка. Поэтому необходимо организовывать встречи с одноклассниками во внеучебной деятельности в различной форме (кружки, мастер-классы, игры, участие в научно-практических конференциях и др.).
Также считаем, что анализ данной проблемы недостаточен без мнения учителей школ, в связи с чем мы провели опрос учителей разных школ города. Было охвачено 38 учителей, в основном имеющих достаточный опыт работы. Опрос выявил следующий спектр проблем:
- отсутствие в школах города медицинского персонала;
Библиографический список
- в большинстве школ города не готова материально-техническая база для работы с детьми данной категории, в частности отсутствуют комнаты релаксации, пандусы и т.д.;
- неподготовленность педагогического состава школ для работы с детьми этого типа.
По мнению учителей, с детьми с ОВЗ должна работать группа специалистов: дефектологов, логопедов, психологов и социальных педагогов. Но в настоящее время далеко не все школы города и республики имеют в штатном расписании вышеуказанных специалистов. Поэтому с этими детьми классный руководитель работает очень часто в ущерб другим детям.
Также одной из проблем учителя считают привлечение родителей детей с ОВЗ к совместной работе с педагогом.
В итоге необходимо подчеркнуть, что вливание детей с особыми потребностями в образовательный процесс школы общего типа - это сравнительно новая проблема для российского образования. Результативное обучение и воспитание детей с ЗПР в образовательной организации взаимосвязано с формированием благоприятной среды, учетом их особых потребностей. Решение абсолютно всех вышеперечисленных проблем устанавливает результативность введения детей с ЗПР в образовательную среду.
1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х частях. Москва: Печатный двор, 1996; Ч. 1.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: история и современность. Педагогический университет «Первое сентября». 2013; № 33.
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва: АРКТИ, 2000.
4. Зыкова Н.В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; Т. 20: 35 - 38.
5. Мищенко З.И. Мищенко Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в массовых классах школы. Сетевой научный журнал «Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017; № 3.
References
1. Malofeev N.N. Special'noe obrazovanie v Rossiiiza rubezhom: v 2-h chastyah. Moskva: Pechatnyj dvor, 1996; Ch. 1.
2. Alehina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentyabrya». 2013; № 33.
3. Semago N.Ya., Semago M.M. Problemnye deti: Osnovy diagnosticheskoj i korrekcionnoj raboty psihologa. Moskva: ARKTI, 2000.
4. Zykova N.V. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly pri obuchenii detej s OVZ v processe inklyuzivnogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2016; T. 20: 35 - 38.
5. Mischenko Z.I. Mischenko L.I. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v massovyh klassah shkoly. Setevoj nauchnyj zhurnal «Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2017; № 3.
Статья поступила в редакцию 13.11.19
УДК 373.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10023
Tagariev R.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Bashkir State University, Birsky branch (Birsk, Russia), E-mail: [email protected]
Shakirova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bashkir State University, Birsky branch (Birsk, Russia), E-mail: [email protected]
Ganeev V.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Bashkir State University, Birsky branch (Birsk, Russia), E-mail: [email protected]
Balanyuk N.A., senior teacher, Bashkir State University, Birsky branch (Birsk, Russia), E-mail: [email protected]
Moshelev A.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Bashkir State University, Birsky branch (Birsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Belyavskaya I.A., teaching assistant, Bashkir State University, Birsky branch (Birsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF PROFILE TRAINING. The article presents complex research and analysis of actual problems of modern education. The authors define creativity as the leading quality of personality and the basis for self-education and self-development of students. The authors consider the ways of developing students' creativity, the possibilities of organizing a creative educational environment and the main conditions for the effective development of creativity. It is necessary to develop a creative educational environment to achieve high-quality results in the conditions of specialized training. Such an environment is formed if in the process of learning to use the principles of dialogue, consistency, reflexivity, freedom of choice and cooperation-co-creation. The authors conclude that the organization of the educational process at the creative level allows each student to form a need for further self-knowledge, creative self-development. The effectiveness of this process will provide the understanding of basics of organization of creative educational environment in conditions of specialized training.
Key words: creativity, creative education, specialized training, rural school, creativity ability.
Р.З. Тагариев, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Бирский филиал, г. Бирск, E-mail: [email protected] М.Г. Шатрова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Бирский филиал, г. Бирск, E-mail:[email protected]
В.В. Ганеев, канд. фил. наук, доц., ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Бирский филиал, г. Бирск, E-mail: [email protected] Н.А. Баланюк, ст. преп., ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Бирский филиал, г. Бирск, E-mail: [email protected] А.В. Мошелев, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Бирский филиал, г. Бирск, E-mail: [email protected]
И.А. Белявская, ассистент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Бирский филиал, г. Бирск, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена комплексному исследованию и анализу актуальных проблем современного образования, выявлению специфики креативности как ведущего качества личности и основы для самообразования и саморазвития обучающихся. Авторы рассматривают способы развития креативности обучающихся, возможности организации креативной образовательной среды и основные условия, при которых творческое развитие личности может быть
наиболее эффективным. Для достижения качественных результатов в условиях профильного обучения необходимо развитие креативной образовательной среды, которая достигается при соблюдении в процессе обучения таких принципов, как диалогичность, системность, рефлексивность, свобода выбора и сотрудничество-сотворчество. Представленный материал позволяет сделать вывод, что организация образовательного процесса на креативном уровне помогает каждому обучающемуся сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, а понимание основ организации креативной образовательной среды в условиях профильного обучения обеспечит эффективность данного процесса.
Ключевые слова: креативность, креативная образовательная среда, педагогические условия, профильное обучение, сельская школа, творческие способности.
В условиях современных социальных, экологических, экономических и культурных проблем требуются активные, творчески мыслящие личности, настоящие профессионалы своего дела. В соответствии с требованиями действительности, происходят коренные преобразования школьной практики. Перспективы развития общеобразовательной школы включают организацию профильной подготовки обучающихся с учетом их интересов и способностей.
Основные задачи, которые должны решаться в условиях профильного обучения, - это подготовка выпускника с ориентиром на будущую профессиональную карьеру и получение им более качественных, глубоких знаний; развитие творческой самостоятельности и исследовательских умений; формирование способности применять приобретенные знания в качестве основы и средства для самообразования и саморазвития; развитие рефлексии.
Концепция профильного обучения подразумевает замену организации процесса обучения, направленного на простое усвоение дисциплинарных знаний, на продуктивную креативную деятельность. При таком деятельностном подходе обучения не только приобретаются знания и усваиваются способы их получения, но и предполагается самостоятельный поиск новой необходимой информации и приобретение социально значимого опыта [1, с. 11].
Сельская школа особо нуждается в создании образовательной среды, ориентированной на креативность, так как в отличие от города на селе практически отсутствуют учреждения дополнительного образования детей, учебные центры, где обучающиеся смогли бы развивать способности, осуществлять творческую деятельность под руководством опытных педагогов. Именно поэтому образование личности должно быть ориентировано на созидательную, преобразующую и продуктивную деятельность в агросоциуме.
Креативность в современном ее понимании - уровень творческой одаренности, общая способность личности к творчеству, составляющая относительно устойчивую ее характеристику. Креативность в отличие от творчества - более общее качество личности, характеризующееся способностью к созданию нового продукта, «...которое предполагает легкость, гибкость, оригинальность, точность при достижении решения, а также умение оформить результат работы в законченный продукт» [2, с. 121]. Креативность формирует умение пользоваться как дивергентным, так и конвергентным стилями мышления, и это необходимо обучающимся для решения различных задач [3].
Креативное образование - это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, носящий характер конструктивного и творческого сотрудничества, основная цель которого - раскрытие потенциала ученика с учетом его личных интересов и ценностей во всех сферах формировании личности [4, с. 22].
Креативность - универсальное качество личности, которое зависит от различных составляющих, значимое место среди которых занимают условия обучения. Образовательная среда должна быть специально организована с использованием системного подхода в развитии креативности. Применение в учебном процессе различных методик развития креативности не на всех этапах обучения, а только локально и эпизодически приведет лишь к кратковременным эффектам.
Под образовательной средой понимается как естественное, так и созданное искусственно социокультурное окружение обучающегося с включением всех видов средств, методов и содержания образования, направленное на обеспечение его продуктивной деятельности [5, с. 72].
Креативная образовательная среда - это социокультурное окружение и творческая мастерская, в комплексе предоставляющие обучающемуся свободу в созидании и реализации собственных идей как в создании проектов, так и в выборе содержания и способов учения. Основная цель такой среды - формирование в человеке творческих качеств, способностей видеть проблемы и выдвигать гипотезы, потребности в постоянном поиске и развитии, совершенствовании навыков критического мышления. Креативная составляющая образования требует применение новых, гибких педагогических технологий, позволяющих четко отслеживать современные требования государства и общества к личности обучающегося и дающих возможность при необходимости вносить коррективы в стратегию развития. Не вызывает сомнения, что личность, способная действовать самостоятельно и нестандартно, генерировать новые идеи, формируется лишь в процессе активной самостоятельной творческой деятельности [6]. Такая деятельность предполагает не репродуктивную передачу способов деятельности, а в большей степени развитие навыков осознанного поиска способов решения проблемной ситуации и ее поэтапной реализации, рефлексии собственной деятельности [2].
Профильное обучение подразумевает вариативность процесса обучения, возможность самостоятельного влияния на образовательную траекторию, поэтому профильное обучение будет являться основой создания креативной образовательной среды. Оно выбирается обучающимися исходя из будущих профессиональных ориентиров с учетом их интересов и потребностей, стимулирует креативное начало личности.
Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности, потенциальной многовариантностью, принципиальной незавершённостью. Влияние образовательной среды, если в ней преобладает множество запретов, социальных шаблонов, может блокировать проявление креативности и творческих способностей обучающихся. Неопределенность мобилизует обучающихся на активный поиск, а не на пассивное принятие готовых решений, а многовариантность в свою очередь обеспечивает возможность их нахождения, таким образом, стимулируя развитие воображения, фантазии, проективного начала. Креативное мышление, как правило, возможно развить у каждого, но для этого необходимо обеспечение определенных условий.
Основными методическими условиями, при которых креативное развитие личности может быть наиболее эффективным, являются:
- вариативность учебных программ;
- свобода выбора образовательного маршрута;
- разнообразие методических обучающих средств с преобладанием использования активных, исследовательских методов обучения;
- акцент на диалогическое общение, сотрудничество и сотворчество;
- учет различных способов восприятия информации у разных людей.
Креативная образовательная среда должна не только предоставлять возможность каждому обучающемуся развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем самообразовании и творческом саморазвитии. Она должна стать личностным пространством, индивидуальным для каждого обучающегося, гибко реагирующим на его запросы, стремления, потребности, опирающимся на его систему ценностей, мотивов [6].
Можно выделить следующие условия, которые будут способствовать созданию креативной образовательной среды:
1) предоставление обучающимся свободы выбора и самостоятельности;
2) разнообразная и наполненная информационная среда;
3) отбор «качественных» образцов для осуществления творческой деятельности;
4) повышение актуальности и новизны содержания;
5) практико-ориентированный процесс получения знаний;
6) решение исследовательских задач в процессе обучения, организация самостоятельности в поиске решения проблемы;
7) создание положительной мотивации: эмоциональность, эффект парадоксальности в подаче учебного материала; использование сравнений и аналогий, ассоциаций;
8) индивидуализация образования;
9) применение активных, деятельностных методов и форм обучения.
Организация креативной образовательной среды предполагает опору на
следующие основные принципы:
1. Диалогичность. Креативное обучение возникает при диалоге учителя с обучающимися, при использовании коллективных форм работы. В данном случае диалог - это субъект-субъектное взаимодействие различных смысловых позиций. Он обеспечивает формирование и развитие индивидуальной и авторской позиции личности.
2. Системность. Креативное обучение имеет системный характер, в силу чего обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам.
3. Рефлексивность. Связано с развитием личностно-смысловой сферы человека, характерным признаком которой выступает его отношение к постигаемой действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг.
4. Свобода выбора. Творческий характер деятельности, свобода выбора, направленность на проблему, исследование и поиск оригинального решения поставленной задачи.
5. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся. Использование в учебном процессе следующих приемов: уважение к личности обучающегося и понимание её уникальности; осознание значимости творческой деятельности; уход от критики, и переориентация на рефлексию деятельности обучающихся; обеспечение обучающегося правом выбора смысла, целей, форм и методов своего образования; поощрение стремления личности к самостоятельности в решении задач, развитие инициативы, стремления к самосовершенствованию, самооценке, самореализации; опора на активное самосозидание и др.
Проявление креативности в деятельности субъектов образовательного пространства зависит от:
1) актуализации в педагогическом процессе ведущей образовательной парадигмы - личностно ориентированного и деятельностного обучения, позволяющего в наибольшей степени расширять ролевой репертуар субъектов в процессе дискуссии, спора, решения проблемных задач;
2) сформированности концептуальной, творческой основы мышления и рефлексии (дифференцированное отношение к своим и «чужим» высказываниям и суждениям, оценка рассуждений партнера, овладение творческими приемами в общении и т.д.);
3) в организации самого образовательного пространства на основе творческого взаимодействия.
Чтобы побудить школьников к активному творческому поиску, рекомендуется использовать задания проблемного, исследовательского характера. Не исключается применение нестандартных задач повышенной сложности, имеющих по своей сути не одно, а несколько решений, поэтому особенно способствующих организации креативной среды в учебном процессе. Полезно будет давать задачи из реальной практики и уже имеющие определенное решение. Задача обучающихся в этом случае - проанализировать ситуацию, найти собственное решение проблемы и определить целесообразность предложенного варианта. Наиболее эффективным будет инициирование самостоятельного выбора обучающимся подобных заданий, конструирование задач самими обучающимися.
Обучающийся как субъект деятельности развивается в различных ее видах. Идея профильного образования предусматривает организацию таких видов активной образовательной деятельности, как учебной, проектной, учебно-исследовательской, различных видов социальной практики.
В основе креативного образовательного процесса должны лежать активные формы и методы обучения, реализации которых будут способствовать следующие условия: развитие критического мышления; инициирование интуитивных действий; использование проблемных и противоречивых ситуаций в учебном материале, мотивация обучающихся к поисковой деятельности; поиск нестандартных приемов решения конкретных задач и аргументов для доказательства своей точки зрения; поощрение поиска возможно большего количества решений (пусть даже фантастических); создание ситуаций, требующих от обучающихся принятия самостоятельных нестандартных решений; использование задач открытого типа, когда отсутствует единственно правильное решение; использование методов, обеспечивающих постоянную активность обучающегося; демонстрация эволюции научного знания по тому или иному вопросу (разделу); развитие способно-
КРЕАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
XL
XL
XL
Поиск нестандартных приемов решения конкретных
задач и аргументов их доказательства
£
ä ж
¥ г
г
ж so 3
Е
а
УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
свобода выбора и самостоятельность обучающихся;
разнообразная, наполненная информационная среда, разнообразие методических обучающих средств;
актуальность и новизна содержания образования;
использование исследовательских задач в учебном процессе, организация
самостоятельности в поиске решения проблемы;
- практико-ориентированный процесс получения знаний;
создание положительной мотивации на уроке, эффект парадоксальности в подаче учебного материала;
- индивидуализация образования
-тг~
з
ж ¥
г
5 «
s
У ж
S
А
Сотрудничество и сотворчество
педагога и обучающихся
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Рис.1.Процесстворческого развития личностивкреативнойобразовательной среде
Рис. 2. Диагностика эффективности влияния креативной образовательной среды наразвитиеуровня сформированности знаний,уменийинавыков
сти экстраполировать освоенные способы мышления насходныезадачи иси-туации.
В процессе креативного образования приобретают эффективность следующие формы занятий: эвристические олимпиады, проекты креативного типа, факультативные курсы и научно-исследовательские общества обучающихся, творческие коморсм, насчсо-лрактычес/мекоофоренциа,уоок-пуоешестаое, урок-конференция, урок-деловая игра, урок-лекция, урок-семинар, урок-бенефис, урок-аукциен, уроп-сеотралсиация. С^епотвди^1^ио рит^к^яоич^с^п^и в фео-тивной образовательной среде представлена на рис. 1.
, мол^м о предо итоомличртельныепаиз нашг^^/^агот^^-ской деятельности, направленной на создание креативной среды:
- создание благоприятной атмосферы для взаимодействия участников омризевасеоьных oтсoшенрмеаoсoс^^oгo обюeндмпeюияыи;
- предоставление обучающимся большей самостоятельности; демон-сд^1^воцеыхт и уоон ич^<^^к^тиоеазаво ит^г^отосшимотнош^мие;
- поощрение собственного мнения и самостоятельной позиции обучающих^?^;
- оценивание не только результатов деятельности, но и процесса их получения, рефлексшя.
Задача учителя - организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся смогли усваивать механизмы познания, осознавали этапы и процессы ортнтза^л^зоых вкдшв дкяоерьмости в тмм чшслеи тпормакий.
Опытно-экспериментальная работа по организации креативной образова-тылоноНсевдынамиосущестклрлась не Газе СОШ Ре-
спублики Башкортостан. Экспериментальная работа строилась в двух направ-лмнияе:
1) из общего контингента учеников выделялась профильная группа, и с нойпеовмдидлcи угл^е^еНн^с^е ио^^ние пладювтoз,cзoтпятлтиyющыxoпрeдо-лённому профилю в условиях обычного класса сельской школы (128 человек);
2) на базе районного центра были созданы интернаты с несколькими про-филяlвиoбрпeдия для сельскихштолшнизоз (130 ^^ш^^окГ
Контрольная группа состояла из 132 обучающихся.
Основу опытно-экспериментальной работы составлял поиск решения задач вариативности, условий обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса, создание системы педагогического мониторинга. Нами был сформирован пакет образовательных программ, учитывающих возрастные особенности, способности, подготовленность и интересы детей. Разработанный учебный план благодаря гибкому использованию коллективных и индивидуаль-
ны, зтнятийоогволмл, есдооя сторснь; Хыыфо и продуктивно избавляться от пробелов в знаниях обучающихся, а с другой - дополнительно заниматься с одарёнными детьми.
Эксперимент предполагал, кроме того, апробацию технологии уровне-вой дифференциации, которая включает диагностику учебных знаний, уме-нио и новыкор,сoсвcляlдщeИва;яидто проЫдор пас1дчпющоя ориснррро, для организации учебной работы по их устранению; развитие психологической к;ьтркь;ыцeыьщизейeдиялмйноcдвых мотмвопсозеде^^иоoбивaюдтxcд, их отношения к учёбе, выработки стратегии и тактики во взаимоотношениях с учеиикоми.
Диапазон знаний, действий, отношений оценивался нами на уровне междисциплинарных связей путём выполнения обучаемыми экспериментальной и конирсльняй гpоыпхaднооарaзнаlxтвоpиecкиассбот.Pездлитотнlпеeактовленьl на рис. 2.
Хараl<тоpдмм^^изопседеляллнпоссовпям; Ыc^|^щши ус-вепь, зогда школьниками самостоятельно выполняются все основные действия с соблюдением последовательности, результат работы носит творческий характер; 3 - высокий уровень, при котором учащиеся выполняют все основные действия, соблю-оея тос^/^дот^г^ыностц по работа сорит кeнpcдрдщвнйlй хзрактмр;2 -ссепний уровень, означающий, что учащиеся овладели лишь некоторыми действиями, допускают нарушения в последовательности; 1 - низкий уровень: учащимися ос806^^™ - двдзeтcтвия|еооеврньoднедaeт, чиoфод^^oо^^аcи™дми не овладели.
Pпллкeвзые разр^^'^одь^ ую^ с^Ю эффе^торсти пдименяе-
мой нами экспериментальной методики. Итоги результатов экспериментально гадеекения ытolючтоабсйaющвeся поморресиудтой-чивую положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и роетакочный оиытcомoртхяоeльнoПавмpиыcдoИ раЗоты чао позволило ооль-шинству выпускников поступить в средние специальные и высшие учебные заведения.
^г^^к^ообразоцо^г^н иза оиндбpызотaрeлзного прыцеccбдзиpыaоивном уровне позволяет каждому обучающемуся усвоить методологию творчества, сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии. Для создания в учебном процессе креативной образовательной среды в условиях профильного обучения требуется пересмотр сложившейся педагогической системы. Сельская школа особо нуждается в создании такой среды. Понимание основ организации креативной образовательной среды в условиях профильного обучения обеспечит эффективность данного процесса.
Библиографический список
1. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. Под редакцией А.П. Тряпицыной. Санкт-Петербург: КАРО, 2006.
2. Пурик Э.Э., Ахмадуллин М.Л., Шакирова М.Г Принципы организации творческой деятельности студентов-дизайнеров. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016; 2 (16): 120 - 125.
3. Квитко И.И. Современные взгляды на проблемы креативности. Молодой ученый. 2017; № 10: 368 - 370.
4. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография. Под редакцией В.Г. Рындак. Екатеринбург, Оренбург: Орлит - А, 2002.
5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированногообучения. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
6. Тагариев РЗ., Исхакова ГТ., Зинурова А.З. Креативная образовательная среда сельской школы как условие развития личности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 4 (47): 93 - 96.
References
1. Dautova O.B. Samoopredelenie lichnostishkol'nika vprofil'nom obuchenii. Pod redakciej A.P. Tryapicynoj. Sankt-Peterburg: KARO, 2006.
2. Purik 'E.'E., Ahmadullin M.L., Shakirova M.G. Principy organizacii tvorcheskoj deyatel'nosti studentov-dizajnerov. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. 2016; 2 (16): 120 - 125.
3. Kvitko I.I. Sovremennye vzglyady na problemy kreativnosti. Molodoj uchenyj. 2017; № 10: 368 - 370.
4. Obrazovanie. Nauka. Tvorchestvo. Teoriya i opyt vzaimodejstviya: monografiya. Pod redakciej V.G. Ryndak. Ekaterinburg, Orenburg: Orlit - A, 2002.
5. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Moskva: VLADOS-PRESS, 2005.
6. Tagariev R.Z., Ishakova G.T., Zinurova A.Z. Kreativnaya obrazovatel'naya sreda sel'skoj shkoly kak uslovie razvitiya lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 4 (47): 93 - 96.
Статья поступила в редакцию 12.11.19