Научная статья на тему 'Условия и причины возникновения права народов (jus gentium) как основы lex mercatoria'

Условия и причины возникновения права народов (jus gentium) как основы lex mercatoria Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4000
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКОЕ ПРАВО НАРОДОВ / РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В РИМЕ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО В РИМЕ / ПЕРЕГРИНЫ В РИМЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сэруа В. С., Шаханов Т. В.

Рассматривается процесс появления в Риме права народов как результат развития международной торговли Древнего Рима с различными народами в конце III – первой половине II века до н.э. Анализируются влияние образа жизни и философии других стран на развитие римского права народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND THE REASONS FOR OCCURRENCE OF THE RIGHT OF PEOPLES (JUS GENTIUM) AS THE BASIS OF THE «LEX MERCATORIA»

The article considers the process of emergence in Rome of the right of peoples as a result of the development of international trade of Ancient Rome with different peoples at the end of the 3rd – the first half of the 2nd century BC. The influence of the way of life and philosophy of other countries on the development of Roman right of peoples is analyzed.

Текст научной работы на тему «Условия и причины возникновения права народов (jus gentium) как основы lex mercatoria»

Государство и право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (2), с. 199-201

УДК 340.122

УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА НАРОДОВ (JUS GENTIUM) КАК ОСНОВЫ LEX MERCATORIA

© 2013 г. B.C. Сэруа, Т.В. Шаханов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 14.05.2013

Рассматривается процесс появления в Риме права народов как результат развития международной торговли Древнего Рима с различными народами в конце III - первой половине II века до н.э. Анализируются влияние образа жизни и философии других стран на развитие римского права народов.

Ключевые слова: римское право народов, развитие торговли в Риме, естественное право в Риме, перегрины в Риме.

Римское право народов (jus gentium) является одним из важнейших достижений римского частного права, именно в праве народов многие авторы видят предшественника современного международного частного права, а иногда и права публичного. Так, например, американский автор Б. Страутманн в своих работах доказывает, что многие положения, пришедшие из права народов, позже нашли свое отражение в современном международном публичном праве, в частности, доказывая, что право народов оказало существенное влияние на работы Гуго Гро-ция [1].

Возникновение права народов или, по крайней мере, значительное развитие его относится к концу III или к первой половине II века до н.э. как результат бурного развития международной торговли Древнего Рима с различными народами: вновь возникающие коммерческие отношения нуждались в правовом регулировании. По нормам цивильного права иностранцы не обладали какой-либо правоспособностью, в связи с чем был учрежден магистрат претора перегринов в 242 году до н.э.

Для объяснения причин появления права народов традиционно приводятся изменения, произошедшие в жизни римского общества в указанный исторический период. Первым таким фактом явились многочисленные сношения, возникшие в это время между Римом и народами иных цивилизаций, особенно же цивилизации эллинской. Эти сношения почти всегда начинались с войны, которая влекла за собой более или менее тесный союз воюющих сторон или полную инкорпорацию завоеванной страны [2].

Тесную связь Рима с греками отмечают многие исследователи. Так, Эрик Аннерс отмечает,

что после завоевания Южной Италии и Сицилии римляне оказались в контакте с носителями греческой культуры и были покорены их творениями [3].

Как отмечает Н.Е. Боголепов, тесные взаимоотношения с греческой цивилизацией обусловили изменения в образе жизни римлян, в их потребностях и нравах. В прежнее время у римского гражданина единственной ценной вещью была серебряная солонка; карфагенские послы, возвратившись из Рима, рассказывали, что во всех сенаторских домах, в которые их приглашали к обеду, они встречали один и тот же серебряный сервиз; когда консул Публий Корнелий Руфин вздумал завести у себя дорогой сервиз, то цензоры исключили его за это из сенаторского списка, а в I веке до н.э. серебро у богатых римлян считается тысячами фунтов. Например, у Марка Друза (бывшего в 90-м году до н.э. трибуном) было 10000 фунтов серебра. На постройку и отделку домов тратятся иногда огромные суммы. Бросается в глаза увеличение роскоши на столе. В прежние времена народные праздники сопровождались невинными удовольствиями, из которых самым главным было состязание в беге, теперь к этим забавам присоединились новые, иностранные: народ стал любоваться боем диких зверей, львов и пантер, привозимых из Африки, и сражениями гладиаторов. Каким путем римляне удовлетворяли свои новые потребности? Домашних средств для этого было далеко не достаточно. Область римская была не особенно богата ресурсами; ремесленники и художники римские в своих работах никогда не достигали тех образцов, с которыми римляне познакомились на юге и востоке. В Риме не было ни особого торгового сословия, ни торгового флота, который бы го-

тов был из других стран подвезти все требуемое. Так как новые потребности пустили у римлян очень глубокие корни, так что они не могли уже отказаться от их удовлетворения, то им оставался только один выход - открыть рынок Рима для иностранных купцов, которые имели полную возможность и готовились подвезти в Рим товары изо всех стран Древнего мира. Такому исходу могло бы представиться одно препятствие - недостаток денег. Но его в настоящий период не могло быть. Военная добыча, контрибуции, подати провинций, доходы с увеличившихся в числе государственных земель, обширное скотоводство на юге Италии, которым занимались многие римляне, - все это доставляло огромные капиталы и казне, и частным лицам. В рассматриваемый период в Риме должна была возникнуть деловая торговля. Эти факты также подтверждаются изменениями в экономике, а также возросшим количеством мигрантов в Риме. Так, в Риме в III—II веках до н.э. появляется множество иностранцев-латинов и других союзников Рима - греков, карфагенян. Для поддержания своего существования им, как пришельцам, естественнее всего было заниматься торговлей. Во-вторых, в этом периоде в Риме возникают учреждения, прямо указывающие на торговую деятельность города, например, более правильное устройство рыночной площади, устройство места для склада товаров и учреждение банковских контор. В-третьих, в это же время появляется серебряная монета, а вес медного асса уменьшается в шесть раз, что было возможно только при сильном удорожании меди, которое, вероятно, произошло от вывоза ее иностранными купцами за границу [4].

Именно в Греции римляне впервые столкнулись с греческой философией. Многие юристы были философски образованными людьми, и большинство из них придерживалось философских идей стоицизма, и прежде всего среди них следует назвать Цицерона, Эпиктета, Сенеку, Марка Аврелия.

Следует отметить, что понятие естественного права развивалось с развитием правовой науки, поэтому, говоря о естественном праве применительно к римскому частному праву, мы будем иметь в виду учения о естественном праве, существовавшие на тот период времени. Именно из стоической философии римские юристы заимствовали само понятие естественного права, с другой стороны, многим предписаниям стоической этики они придали силу положительного права. Естественное право (jus naturale) - это то, которому природа научила все живое. Естественный закон предписывается людям самой природой, а понять этот закон

природы возможно с помощью человеческого разума. Павел называет естественное право правом, которое остается вечно справедливым. Источником же познания естественного права, с точки зрения римских юристов, является естественный разум, который, по мнению Гая, не мог быть изменен волей сената. Связь же права народа с естественным правом демонстрирует то обстоятельство, что Гай, характеризуя право народов, описывает его как установленное естественным разумом, имеющее силу для всех людей, применяемое у всех народов

Как отмечалось ранее, римские юристы хоть и увлекались философией, но при этом занимались юридической практикой.

Естественное право часто отождествлялось с правом народов, которое было практическим, живым правом, во многом основанном на деятельности претора перегринов и правителей римских провинций. В трудах римских юристов можно отыскать большое количество мест, в которых применяются положения естественного права. Например, Марциан пишет, что, в силу естественного права является общим для всех следующее: воздух, текучая вода и море, а следовательно, и берега моря. Павел называет наем естественным обязательством, известным всем народам. В силу естественного разума родители должны получать содержание от сына.

Можно найти множество таких примеров. Все они показывают на то, что римские юристы искали основание своих работ в естественном праве, они стремились максимально соединить естественное право с правом позитивным, дабы улучшить существовавшую в тот период времени правовую действительность. По времени период деятельности этих юристов совпал с расцветом права народов. Мы считаем, что, исходя из приведенных примеров, можно сделать вывод о том, что именно в праве народов (jus gentium) воззрения римских юристов на естественное право были реализованы в виде конкретных правовых предписаний [5].

С изменениями в экономической сфере связывает появление права народов и И.А. Покровский [6].

Ввиду интенсивного развития торговли в Риме появляется большое количество перегринов. Каков был их статус?

По общему правилу древнего римского права перегрин считался неправоспособным. Но из этого общего правила могли быть сделаны исключения. Иностранное государство могло приобрести для своих подданных некоторую степень правоспособности при помощи особых международных договоров (foedus, hospitium, publicum, amicitin); a перегринам-подданым Ри-

ма эта правоспособность могла быть дарована Римом. Но такой способ регулирования новых отношений не мог быть удовлетворительным для того времени. Во-первых, таким путем можно было определить только отношения перегринов одного и того же государства и отношения перегринов к римским гражданам, но взаимные отношения перегринов из различных государств все-таки оставались неопределенными. Во-вторых, при международном договоре как само признание правоспособности, так и объем ее зависели от соглашения обоих сторон; множество случайных обстоятельств могли помешать этому соглашению. В-третьих, если бы такое соглашение и состоялось, то оно принесло бы пользу перегринам только того государства, которое участвовало в договоре с Римом. Чтобы дать доступ всем иностранцам, Рим должен был заключить договоры со всеми известными ему государствами. В-четвертых, право, по которому перегрины признавались правоспособными, не было пригодно для новых отношений, ибо это было древнее цивильное право, предназначавшееся для немногочисленных и несложных отношений простого быта прежнего римского общества.

Старинное, проникнутое духом национальной исключительности убеждение в неправоспособности перегринов влекло за собою неопределенность и часто полную необеспеченность юридического положения иностранцев в Риме. Это обстоятельство должно было отзываться неблагоприятно на ходе внешней торговли, должно было препятствовать притоку в Рим иностранных купцов в желанных размерах. Поэтому, по мнению

Н.Е. Боголепова, римлянам ничего не оставалось, как изменить господствующую точку зрения на положение иностранцев.

Итак, с одной стороны, под влиянием более свободного мировоззрения греков, с другой -повинуясь голосу разнообразных неудовлетворенных потребностей, римляне устанавливают право, что всякий иностранец, все равно из самостоятельной или подчиненной страны, если только он свободный человек, считается правоспособным субъектом. Этим открывается становление общенародного права [7].

Таким образом, для такой системы права, как право народов, потребовалось сочетание различных факторов: во-первых, усиление

внешней торговли, вызванное существенными изменениями в потребностях римских граждан, которые невозможно было удовлетворить за счет внутренних ресурсов, во вторых, влияние греческой философии стоицизма и учений о естественном праве.

Список литературы

1. Strautmenn B. Is Modem Liberty Ancient? Roman remedies and narural rights in Hugo Grotius’ Early Works on Natural Law // III.J. Working Paper Institute for International law and justice. New York University School of Law. 2006. № 11.

2. Боголепов Н.Е. Значение общенародного гражданского права (jus gentium) в римской классической юриспруденции. М.: Типография Грачева И.К., 1876. С. 4.

3. Аннерс Э. История европейского права: Пер. со шведского / Ин-т Европы. М.: Наука, 1994.

C. 54.

4. Боголепов Н.Е. Указ.соч. С. 5-7.

5. D. 1.1 § 3; D. 1, 1, fr 11; D. 5, 3 § 1; Gai III, 154; Gai III, 93; Gai I, 52; D. VIII, 2; D. XIX, II, fr1;

D. XXV, III, fr 20 § 16; D. XVI, 3, fr. 24.

6. Покровский И.А. История римского права. М.: Статут, 2004. С. 235.

7. Боголепов Н.Е. Указ. соч. С. 11 .

CONDITIONS AND THE REASONS FOR OCCURRENCE OF THE RIGHT OF PEOPLES (JUS GENTIUM) AS THE BASIS OF THE «LEX MERCATORIA»

V.S. Sarua, T.V. Shakhanov

The article considers the process of emergence in Rome of the right of peoples as a result of the development of international trade of Ancient Rome with different peoples at the end of the 3rd - the first half of the 2nd century BC. The influence of the way of life and philosophy of other countries on the development of Roman right of peoples is analyzed.

Keywords: Roman right of peoples, development of trade in Rome, natural right in Rome, peregrines in Rome.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.