Научная статья на тему 'Условия и предпосылки развития туристско-рекреационного комплекса Израиля и возможность их формирования в России с учетом современной ситуации'

Условия и предпосылки развития туристско-рекреационного комплекса Израиля и возможность их формирования в России с учетом современной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
259
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / УСЛОВИЯ / ИЗРАИЛЬ / РОССИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хорошкин Юрий Николаевич, Филобок Анатолий Анатольевич, Миненкова Вера Владимировна, Волкова Татьяна Александровна

Предмет исследования условия и предпосылки развития туристско-рекреационного комплекса (ТРК) Израиля. Рассматриваются основные факторы, способствующие формированию ТРК Израиля. Определяется возможность использования опыта Израиля для совершенствования ТРК России, с учетом современной геополитической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и предпосылки развития туристско-рекреационного комплекса Израиля и возможность их формирования в России с учетом современной ситуации»

Естественные и точные науки

• ••

105

nologicheskih edinicah, vyrazhajushhih koncept «vremja» // Vestnik Dag. gos. un-ta. 2012. Vyp. 3. Filologicheskie nauki. S. 51.-53. 28. Fedina A. E. Osnovnye zakonomernosti landshaftnoj differencial Gornogo Dagestana i ih vlijanie na hozjajstvennoe ispol'zovanie territorij // Materialy k Vsesojuznomu soveshhaniju po voprosam land-shaftovedenija. Alma-Ata, 1963. S. 172-177. 29. Hanmagomedov H. L. Izuchenie mestnyh nazvanij fenologi-

cheskih sezonov goda v period provedenija polevoj praktiki po prirodovedcheskim disciplinam na fakul'tete na-chal'nyh klassov pedagogicheskogo universiteta kak forma aktivizacii samostojatel'noj raboty studentov // Materialy nauch.-prakt. Konf. «Rukovodstvo samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah mnogourovnevoj podgotovki ped. kadrov» Mahachkala, 1996. S. 48-51. 30. Hanmagomedov H. L. Fenologicheskie sezony goda terkemejs-kih azerbajdzhancev Dagestana // Geojekologicheskie problemy Severnogo Kavkaza: Materialy 2-j Vseros. nauch.-prakt. konf. 15-16 maja 2008 g., g. Mahachkala. Mahachkala, 2008. S. 209-214. 31. Hanmagomedov

H. L. Dagestanskoe Terkeme: kompleksnoe stranovedcheskoe issledovanie. Mahachkala, 2010.368 s. 32. Hanmagomedov H. L., Gebekova A. N. Armjanskij toponimicheskij landshaft Severnogo Kavkaza // Voprosy sovremennoj nauki i obrazovanija. Universitet im. V. I. Vernadskogo. 2013. № 2 (4, 6). S. 10-14. 33. Shul'c

G. Je. Obshhaja fenologija. L., 1981. 188 s.

Статья поступила вредкацию 16.09.2014 г.

УДК 338.48 (569.4)

УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ИЗРАИЛЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

THE TERMS AND PREREQUISITES OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST RECREATIONAL COMPLEX IN ISRAEL AND THE FEASIBILITY OF THEIR FORMATION IN RUSSIA UNDER THE CURRENT SITUATION

© 2014 Хорошкин Ю. Н., Филобок А. А., Миненкова В. В., Волкова Т. А.

Кубанский государственный университет

© 2014 Khoroshkin Y. N., Filobok A. A., Minenkova V. V., Volkova T. A.

Kuban State University

Резюме. Предмет исследования - условия и предпосылки развития туристско-рекреационного комплекса (ТРК) Израиля. Рассматриваются основные факторы, способствующие формированию ТРК Израиля. Определяется возможность использования опыта Израиля для совершенствования ТРК России, с учетом современной геополитической обстановки.

Resume. The subject of the research - the terms and prerequisites of the development of the tourist recreational complex (TRC) in Israel. Main factors contributing to the formation ofTRC are considered. The feasibility of Israel’s experience for developing TRC in Russia under the current situation is determined.

Rezjume. Predmet issledovanija - uslovija i predposylki razvitija turistsko-rekreacionnogo kompleksa (TRK) Izrailja. Rassmatrivajutsja osnovnye faktory, sposobstvujushhie formirovaniju TRK Izrailja. Opredel-jaetsja vozmozhnost' ispol'zovanija opyta Izrailja dlja sovershenstvovanija TRK Rossii, s uchetom sovremen-noj geopoliticheskoj obstanovki.

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, условия, Израиль, Россия, инфраструктура.

Keywords: tourism and recreation complex, conditions, Israel, Russia, infrastructure.

Kljuchevye slova: turistsko-rekreacionnyj kompleks, uslovija, Izrail', Rossija, infrastruktura.

Естественные и точные науки

• ••

106

В настоящее время наметилась тенденция увеличения спроса на внутренний туризм в России, чему способствуют как экономические, так и политические факторы: присоединение Республики Крым к России, рост курса зарубежных валют и, как следствие, увеличение стоимости путевок и авиабилетов по заграничным направлениям, банкротство целого ряда крупнейших туроператоров и турфирм. Но для обеспечения дальнейшего роста спроса россиян на внутренние туристические направления нужны серьезные изменения как в области инфраструктуры, так и в сфере туристических услуг и их качества. Поэтому будет полезно рассмотреть успешный зарубежный опыт развития туристскорекреационного комплекса (ТРК), например, такой страны, как Израиль, для возможного использования и в России.

Несмотря на то, что история современного Израиля началась лишь в 1948 г., за столь короткое время данное государство развило мощную экономику и ТРК, доля которого составляет 3 % от ВВП. Формированию ТРК Израиля способствовали различные условия, к которым необходимо отнести: климатогеографические условия -средиземноморский субтропический климат, большое количество солнечных дней, выход к Красному и Средиземному морям, уникальное природное бальнеологическое место - Мертвое море [3]; религиозные - в Израиле сконцентрированы важнейшие святые места для иудеев, мусульман, христиан, такие как Стена плача, золотой Купол Скалы, Храм Гроба Господня; культурно-исторические - в стране большое количество исторических достопримечательностей, таких как Старый город, Кедронская долина, Масличная гора, церковь Святой Магдалины [1. С. 250-251].

Израиль и Россию связывают тесные экономические и культурно-исторические связи. Более 10 % населения составляют выходцы из стран бывшего СССР. Отмена визового режима в 2008 г. способствовала двукратному увеличению количества перемещений граждан между странами, причем число посещений Израиля туристами из России в 2013 г. по сравнению с 2007 г. возросло почти в 2 раза, чем число посещений россиянами других стран мира [7]. При этом рост туристов из Израиля в Россию за аналогичные годы также почти в 2 раза больше, чем приток в Россию туристов из других стран (табл. 1).

Таблица 1

Динамика перемещений граждан из и в РФ за 2007 г.

Год 2013 г.

Направление 2007 г. 2013 к 2007 г

в %

Из России в Израиль 151 809 395 324 260%

Из России во все страны 34 285 465 54 069 079 158%

Из Израиля в Россию 64 952 136 827 211%

Изо всех стран в Россию 22 908 625 30 792 091 134%

Источник: http//:www.gks.ru

Необходимо отметить, что по данным статистической службы Израиля около 200 тыс. посещений (около 30 %) [9] этой страны российскими гражданами не учитываются, так как эти туристы прибывают на короткие экскурсионные туры в Израиль, находясь на отдыхе в других странах, в основном в Египте. Таким образом, можно сделать вывод, что для обеспечения увеличения внешнего туристического потока в Россию необходимо расширение списка стран, с которыми будут действовать соглашения об отмене визового режима. Так, на май 2014 г. соглашения об отмене виз Россия имеет со 100 странами, в то время как у Израиля данный показатель достигает 147 [12]. Одной из возможных мер, способствующих увеличению притока иностранных туристов в Россию, может стать упрощенная процедура выдачи трехдневной туристической визы для туристов, приезжающих из соседних государств, прямо на таможенных постах России на границе или в аэропортах. Например, туристы, посещающие Хельсинки (Финляндия) или Таллин (Эстония), могли бы совершать кратковременные экскурсионные туры в Санкт-Петербург. Данный вывод можно обосновать на примере опыта Израиля, где доля россиян, посещающих Израиль по кратковременным турам из Египта, составляет до 30 % от всех посещающих. А расстояния, которое преодолевают российские туристы из Шарм-Эль-Шейха до Иерусалима, сопоставимы с расстояниями между Хельсинки или Таллином и Санкт-Петербургом.

Немаловажным условием для развития ТРК является состояние транспортной инфраструктуры, так как способность легко добраться до необходимого места любым доступным современным видом транспорта в настоящее время очень важно. Израиль обладает 4 крупными морскими портами, 4 международными аэропортами, развитой сетью современных автомобильных и железных дорог и современным общественным транспортом. Каждый вид транспорта требует особого рассмотрения.

Естественные и точные науки

• ••

107

Морские порты Израиля расположены на побережье Средиземного моря в городах Ашход, Акшелон и Хайфа и на побережье Красного моря в городе Эйлат. Все указанные порты способны принимать как круизные лайнеры, так и частные яхты в специально созданных для них маринах. Однако в последнее время круизные лай-

неры все реже заходят в израильские порты, что может быть обусловлено высокими портовыми тарифами обслуживания и налогами.

В настоящий момент в Израиле расположено 17 гражданских аэропортов, из них 4 имеют международный статус (табл. 2).

Таблица 2

Показатели аэропортов Израиля в 2013 г.

№ Полное название Район Кол-во взлётнопосадочных полос Пассажиро- поток

1 Аэропорт имени Давида Бен-Гуриона Тель-Авив 3 12 160 339

2 Аэропорт Эйлат Эйлат 1 1 300 364

3 Аэропорт Сде-Дов Тель-Авив 1 655 772

4 Международный аэропорт Увда Негев 2 117 166

5 Международный аэропорт Хайфа Хайфа 1 83 131

6 Аэропорт Рош-Пина Рош-Пинна 2 23 067

7 Аэропорт Герцлия Г ерцлия 1 1 138

8 Международный Аэропорт Тимна Эйлат 1 строится

9 Аэропорт Атарот Иерусалим 1 -

10 Аэропорт Мегиддо Афула 1 -

11 Аэропорт Кирьят-Шмона Кирьят-Шмона 1 -

12 Аэродром Эйн-Яхав Негев 1 -

13 Аэродром Фик Кацрин 1 -

14 Аэродром Эйн-Шемер Хадера 1 -

15 Аэродром Йотвата Эйлат 1 -

16 Аэропорт Арад Арад 1 -

17 Аэродром Бар-Йехуда Масада 1 -

18 Аэропорт Тейман Беэр-Шева 1 -

Источник: http://www.iaa.gov.il/

Программа развития авиационного сообщения является приоритетной для Израиля. Так, в настоящий момент продолжается строительство нового международного аэропорта. Планируется, что новый международный аэропорт начнёт свою работу в 2016 году и заменит старый аэропорт в Эйлате [6]. Взлетная полоса нового составит 3 600 м, что позволит принимать самые современные и большие самолеты. Авиаперевозками в Израиле занимаются 4 авиакомпании: -

• El Al (Эль Аль) - крупнейшая авиакомпания Израиля, национальный авиаперевозчик;

• UP (Ап) - подразделение для бюджетных перевозок израильской авиакомпании El Al, обслуживает рейсы из Тель-Авива в города Европы;

• Arkia Israeli Airlines - (Аркиа - Израильские авиалинии) - вторая (после Эль-Аль) по величине авиакомпания в Израиле, обслуживающая внутренние и международные рейсы в Европу и страны Средиземноморья;

• Israir (Изрэйр) - авиакомпания, выполняющая регулярные местные рейсы и оказывающая услуги воздушного такси из

аэропортов Сде Дов, им. Бен-Гуриона, аэропорта Хайфы и аэропорта Эйлата, а также обслуживающая чартерные международные рейсы.

Геополитическое положение Израиля определило, что именно авиационный транспорт служит основой для международного сообщения. Поэтому развитие авиационной инфраструктуры для данного государства является приоритетным. Стоит отметить, что в России хорошей инфраструктурой обладают только аэропорты столицы и нескольких крупнейших городов. И только единичные аэропорты способны принимать самые большие воздушные суда. В остальных городах России необходимы значительные вложения в строительство новых терминалов, взлетнопосадочных полос.

Железнодорожный транспорт достиг высокого уровня развития в результате устойчивого роста во второй половине 1990х гг. Объем железнодорожных перевозок (общая протяженность сети 927 км в 2009 г.) составил 37 млн чел. [5. С. 25]. Инвестиционная программа по развитию железных дорог Израиля Israel Ways оценивается в 14,2 млрд долл. США. В случае пол-

108

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

ной реализации программы в 2030 г. сеть магистральных линий протянется с севера на юг от города Кирьят-Шмона, расположенного недалеко от границы с Ливаном, до Эйлата на берегу Красного моря, а новые маршруты направления восток - запад соединят внутренние районы с плотно населенным приморским поясом. Железные дороги Израиля (ISR) уже решают задачи данного плана: расширяются железнодорожные пути, обновляется подвижной состав, проводится электрификация путей. Цель iSR - занять место лидирующего оператора в пассажирских перевозках, обслуживая все городские зоны с населением 50 тыс. чел. и более. Одна из важных задач, поставленных правительством Израиля перед ISR, заключается в увеличении максимальной скорости передвижения поездов до 150-200 км/ч. Развитая железнодорожная инфраструктура способствует совершенствованию ТРК, так как в условиях небольших расстояний данный вид транспорта является одним из наиболее комфортных, безопасных и скоростных.

Этот опыт применяется и в России, примером чему служит организация инфраструктуры для проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Благодаря построенным с нуля новым железнодорожным путям удалось соединить горный и прибрежный кластеры, находящиеся на расстоянии около 40 км друг от друга, что позволило зрителям Олимпиады перемещаться быстро и с комфортом.

Автодорожная сеть в Израиле представлена современными дорогами с твёрдым покрытием [4]. Общая протяжённость 17 686 км, из них 250 км — это скоростные автострады, причем в настоящее время продолжается строительство еще около 20о км. Автомобильные дороги Израиля высокого качества.

Наибольшее количество пассажиров по автомобильным дорогам перевозится автобусами - основным и хорошо развитым видом общественного транспорта в Израиле. Практически все населённые пункты Израиля связывают автобусные линии, а в крупных городах действуют внутригородские автобусы. Большая часть перевозок в Израиле осуществляется двумя компаниями. Первая - это кооператив «Эгед» (Egged), одна из крупнейших в мире автобусных компаний, занимавшая в 2001 г. второе место в мире по объему перевозок после британской Transport for London. "Эгед" предоставляет около 55 % от всего объема услуг общественного транспорта в Израиле. По состоянию на 2014 г., кооператив располагает 20 автобусными стан-

циями и 3 057 автобусами. Компания выступает работодателем для 6735 чел. Ежедневно автобусами компании на 945 маршрутах перевозится 960 тыс. пассажиров [11]. Второй компанией по объему перевозок пассажиров является кооператив «ДАН» (DAN). В компании работает 3000 чел. Основные перевозки осуществляются в районе Большого Тель-Авива. «ДАН» ежемесячно перевозит около 20 млн пассажиров. Годовой оборот компании составляет 800 млн долл. США [10]. Необходимо отметить, что развитие автобусных перевозок привело к появлению в Израиле компании Merkavim Transportation Technologies Ltd. Это машиностроительное предприятие расположено в Кесарии и производит автобусы на готовых шасси Volvo, Mercedes-Benz, MAN и DAF. Потенциальная производственная мощность завода составляет 1000 автобусов ежегодно.

К другим видам общественного транспорта в Израиле можно также отнести маршрутное такси. Единственная линия метрополитена находится в городе Хайфа и представляет собой подземный фуникулёр «Кармелит», проходящий 6 станций на участке протяжённостью около 2 км и связывающий Нижний город и Кармель. В настоящее время проводятся подготовительные работы, необходимые для реализации плана по строительству линии метро, которая свяжет между собой Тель-Авив и Петах-Тикву. Также в Израиле есть единственная трамвайная линия, действующая с августа 2011 г. в Иерусалиме. Ее протяженность составляет 13,8 км, но в планах строительство ещё двух линий до конца 2017 г.

Без развитой сети комфортного общественного транспорта, в России будет сложно привлечь дополнительных туристов в города. А как показывает опыт Израиля, совершенствование системы общественного транспорта позволяет увеличить занятость населения, способствует расширению производства автобусов и других видов транспортных средств.

ТРК любой страны не сможет расти без развитой и разнообразной системы размещения людей. По данным международной компании онлайн бронирования объектов размещения Booking.com™, в настоящее время в Израиле предлагается более 1500 вариантов для размещения [8]. Наибольшее количество гостиниц сосредоточено в 11 населенных пунктах (табл. 3).

В Израиле отсутствует официальная государственная классификация отелей по «звездам» либо «категориям». Поэтому зачастую класс или уровень гостиницы, ука-

Естественные и точные науки

• ••

109

занный в информационных материалах или на электронных ресурсах туроператора, представляет собой субъективное мнение данного отеля, либо основаны на оценке туроператоров. У гостиниц Израиля есть только определенные «классы». В неофициальной системе классификации гостиниц Израиля существуют 10 категорий средств размещения. Так как в Израиле представлены отели различных международных гостиничных компаний, таких как Intercontinental, Hilton и Sheraton, то, исходя из мировой практики, можно установить их уровень «звездности».

Таблица3

Рейтинг городов Израиля по количеству

объектов для размещения в 2014 г.

Населенный пункт Количество средств размещения по классификации Booking

Оте ли Апарта- менты Гос- тевые дома Апарт- отели Хос- телы Все го

Тель-Авив 94 286 4 25 13 422

Иерусалим 51 42 5 42 8 148

Эйлат 59 19 8 6 5 97

Хайфа 19 23 9 8 59

Тверия 41 9 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бат-Ям 10 38 48

Рош-Пинна 21 4 8 33

Нетания 23 12 5 35

Цфат 14 5 31

Г ерцлия 22 12 5 27

Арад 6 8 6 23

Источник: http://www.booking.com/

Современное развитие ТРК России будет зависеть от многих факторов, но уже сейчас ясно, что для этого необходима качественная модернизация транспортной и гостиничной инфраструктур. На сегодняшний день эти изменения затронули город-курорт Сочи, который благодаря проведенной в 2014 г. Зимней Олимпиаде получил новый аэровокзальный комплекс, новые автомобильные и железные дороги, в регионе построили отели международные гостиничные фирмы, такие как Marriott International - отели Sochi Marriott Krasnaya Polyana и Carlson Rezidor Hotel Group - отели Park Inn by Radisson City Centre, Park Inn by Radisson Rosa Khutor, Radisson Blu Paradise Resort & Spa и Radisson Hotel Rosa Khutor [2]. Теперь на очереди модернизация инфраструктуры Республики Крым. Так как в настоящее время большинство туристов прибывает в регион с помощью паромной переправы, стоит максимально использовать опыт Израиля в организации автобусных перевозок, потому что в высокий сезон переправа не справляется с количеством туристов, приезжающих на автомобилях. Необходима модернизация существующего аэропорта, с реконструкцией взлетнопосадочной полосы, что позволило бы принимать все типы современных воздушных судов. В данном направлении уже осуществляется работа, но для качественной и скорой модернизации инфраструктуры и, как следствие, развития ТРК стоит использовать уже имеющийся опыт других государств, таких как Израиль.

Литература

1. Агеев И. А. Страны мира: справочник. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 608 с. 2. Архитектура Сочи: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://arch-sochi.ru/ (Дата обращения 10.08.2014) 3. Голубчиков Ю. Н. Универсальный атлас мира. М. : Астрель, 2011. 312 c. 4. КД МИД РФ: [Электронный ресурс]. 2014.

URL: http://www.kdmid.ru/ docs.aspx?lst=country_wiki&it=/.aspx (Дата обращения 10.08.2014)

5. Перспективы развития железных дорог / Железные дороги мира. 2010. № 8. С. 25-29. 6. Урок «Неру-

шимой скалы»: в Тимне будет создана ВПП для приема трансатлантических рейсов // Israelinfo.co.il - Израиль на ладони: ежедневн. интернет-изд. 2014. URL: http://news.israelinfo.co.il/ kaleidoscope/52991 (Дата обращения 25.10.2014) . 7. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс].

2014. URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 01.11.2014) 8. Booking.com™: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.booking.com/country/il.ru.html 316 (Дата обращения 01.11.2014). 9. Central Bureau of

Statistics: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.cbs.gov.il (Дата обращения 04.11.2014). 10. DAN: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://dan.co.il/russian/ template/default.asp?textSearch=&catid= 30&pageId=316 (Дата обращения 10.10.2014). 11. Egged: [Электронный ресурс]. 2014.

URL: http://www.egged.co.il/ru/ Article-830-%D0%9A%D1%82%D0%BE-%D0%BC%D1%8B.aspx (Дата обращения 10.10.2014) 12. Henley & Partners: [Электронный ресурс]. 2014.

URL: https://www.henleyglobal.com/files/ download/hvri/HP%20Visa%20Restrictions%20Index%

20140728.pdf (Дата обращения 29.09.2014)

References

1. Ageev I. A. Countries of the World: handbook. M. .: Olma-Press, 2005. 608 p. 2. Architecture of Sochi: [Electronic resource]. 2014. URL: http://arch-sochi.ru/ (Date of treatment 10.08.2014) 3. Golubchikov Yu. N. Universal Atlas of the World. M : Astrel, 2011. 312 p. 4. CD of the MFA of Russia: [Electronic resource]. 2014. URL: http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/.aspx (Date of treatment 10.08.2014). 5. Prospects

110

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

for the development of railways / Railways of the world. 2010. # 8. P. 25-29. 6. Lesson " Unbreakable rock in Timna will be created the runway for the reception of transatlantic flights // Israelinfo.co.il Israel at a glance: daily online edition. 2014. URL: http://news.israelinfo.co.il/kaleidoscope/52991 (Date of treatment

25.08.2014) . 7. Federal State Statistics Service: [Electronic resource]. 2014. URL: http://www.gks.ru (Date of

treatment 01.11.2014) 8. Booking.com™: [Electronic resource]. 2014. URL: http://www.booking.com/ coun-try/il.ru.html 316 (Date of treatment 01.11.2014) 9. Central Bureau of Statistics: [Electronic resource]. 2014. URL: http://www.cbs.gov.il (Date of treatment 04.11.2014) 10. DAN: [Electronic resource]. 2014.

URL: http://dan.co.il/russian/template/default.asp?textSearch=&catid=30&pageId=316 (Date of treatment

10.10.2014) 11. Egged: [Electronic resource]. 2014. URL: http://www.egged.co.il/ru/Article-830-

%D0%9A%D1%82%D0%BE-%D0%BC%D1%8B.aspx (Date of treatment 10.10.2014) 12. Henley & Partners:

[Electronic resource]. 2014. URL: https://www.henleyglobal.com/files/download/hvri/HP%20Visa% 20Restrictions% 20Index%20140728.pdf (Date of treatment 29.09.2014)

Literatura

1. Ageev I. A. Strany mira: spravochnik. M. : OLMA-PRESS, 2005. 608 s. 2. Arhitektura Sochi: [Jelektronnyj re-surs]. 2014. URL: http://arch-sochi.ru/ (Data obrashhenija 10.08.2014) 3. Golubchikov Ju. N. Universal'nyj

atlas mira. M. : Astrel', 2011. - 312 c. 4. KD MID RF: [Jelektronnyj resurs]. 2014. URL: http://www.kdmid.ru/ docs.aspx?lst=country_wiki&it=/.aspx (Data obrashhenija 10.08.2014) 5. Perspektivy razvitija zheleznyh dorog / Zheleznye dorogi mira. 2010. № 8. S. 25-29. 6. Urok «Nerushimoj skaly»: v Timne budet sozdana VPP dlja

priema transatlanticheskih rejsov // Israelinfo.co.il - Izrail' na ladoni: ezhednevn. internet-izd. 2014. URL: http://news.israelinfo.co.il/kaleidoscope/52991 (Data obrashhenija 25.08.2014) 7. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki: [Jelektronnyj resurs]. 2014. URL: http://www.gks.ru (data obrashhenija 01.11.2014)

8. Booking.com™: [Jelektronnyj resurs]. 2014. URL: http://www.booking.com/country/il.ru.html 316 (Data obrashhenija 01.11.2014) 9. Central Bureau of Statistics: [Jelektronnyj resurs]. 2014. URL: http:// www.cbs.gov.il (Data obrashhenija 04.11.2014) 10. DAN: [Jelektronnyj resurs]. 2014. URL: http://dan.co.il/ rus-

sian/template/default.asp?textSearch= &catid=30&pageId=316 (Data obrashhenija 10.10.2014) 11. Egged: [Jelektronnyj resurs]. 2014. URL: http://www.egged.co.il/ru/ Article-830-%D0%9A%D1%82% D0%BE-%D0%BC%D1%8B.aspx (Data obrashhenija 10.10.2014) 12. Henley & Partners: [Jelektronnyj resurs]. 2014.

URL: https://www.henleyglobal.com/files/download/hvri/HP%20Visa%20Restrictions%20Index%2014 0728. pdf (Data obrashhenija 29.09.2014).

Статья поступила в редакцию 08.08.2014 г.

УДК 911.373

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

MODERN DEMOGRAPHIC PROBLEMS IN RURAL SETTLEMENTS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

© 2014 Эфендиева Ш.Т.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Efendieva Sh.T.

Dagestan State Pedagogical University

Аннотация. В Республике Дагестан сельское население до сих пор является преобладающим, поэтому очень важно создание благоприятных условий для проживания в сельской местности, чтобы сократить миграционный отток населения из села, сохранить одно из традиций народов Дагестана - многодетные семьи, тем самым улучшить демографическую ситуацию в сельских районах республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.