Научная статья на тему 'Условия и предпосылки формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны'

Условия и предпосылки формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ГОРОД / СТОЛИЧНЫЕ ФУНКЦИИ / ВОСТОЧНЫЕ РЕГИОНЫ / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / NEW CITY / CAPITAL FUNCTIONS / EASTERN REGIONS / SETTLEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Харламова Екатерина Викторовна

Привлечение и закрепление населения в восточных регионах России (Сибирь и Дальний Восток), характерные для истории государственности в России в новое время практически сменило свою парадигму. Природные богатства территории, геополитическая роль региона свидетельствуют о серьёзной проблеме, связанной с этими изменениями в градостроительной политике государственной власти. В данном исследовании предлагается проектное предложение по формированию нового города в системе расселения восточных регионов страны, который создаётся как «технологический кластер» в структуре Новосибирской агломерации, а также, впоследствии, в роли потенциальной площадки для размещения частично перенесённых, или вновь созданных органов государственной власти на данной территории. В статье кратко освещён современный отечественный опыт формирования новых городов, определены условия и предпосылки для формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны, а также сделано предложение по его размещению и наполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND PREREQUISITE OF THE FORMATION OF A NEW CITY IN THE SETTLEMENT SYSTEM OF THE EASTERN REGIONS OF THE COUNTRY

Attraction and consolidation of the population in the eastern regions of Russia (Siberia and the Far East), characteristic of the history of statehood in Russia in modern times, has practically changed its paradigm. The natural resources of the territory, the geopolitical role of the region indicate a serious problem associated with these changes in the urban development policy of the government. This study proposes a project proposal for the formation of a new city in the system of settlement system of the eastern regions of the country, which is created as a “technological cluster” in the structure of the Novosibirsk agglomeration, and also, subsequently, as a potential platform for hosting partially transferred or newly created government bodies on this territory. The article briefly highlights the current domestic experience in the formation of new cities, defines the conditions and prerequisites for the formation of a new city in the settlement system of the eastern regions of the country, and also makes a proposal for its placement and filling.

Текст научной работы на тему «Условия и предпосылки формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны»

Е.В. Харламова, магистрант

Научный руководитель — Г.Н. Туманик, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

E. Kharlamova, MA student Scientific advisor G. Tumanik, Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Условия и предпосылки формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны

Conditions and prerequisite of the formation of a new city in the settlement system of the eastern regions of the country

Привлечение и закрепление населения в восточных регионах России (Сибирь и Дальний Восток), характерные для истории государственности в России в новое время практически сменило свою парадигму. Природные богатства территории, геополитическая роль региона свидетельствуют о серьёзной проблеме, связанной с этими изменениями в градостроительной политике государственной власти.

В данном исследовании предлагается проектное предложение по формированию нового города в системе расселения восточных регионов страны, который создаётся как «технологический кластер» в структуре Новосибирской агломерации, а также, впоследствии, в роли потенциальной площадки для размещения частично перенесённых, или вновь созданных органов государственной власти на данной территории.

В статье кратко освещён современный отечественный опыт формирования новых городов, определены условия и предпосылки для формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны, а также сделано предложение по его размещению и наполнению.

Ключевые слова: новый город, столичные функции, восточные регионы, система расселения

Attraction and consolidation of the population in the eastern regions of Russia (Siberia and the Far East), characteristic of the history of statehood in Russia in modern times, has practically changed its paradigm. The natural resources of the territory, the geopolitical role of the region indicate a serious problem associated with these changes in the urban development policy of the government.

This study proposes a project proposal for the formation of a new city in the system of settlement system of the eastern regions of the country, which is created as a "technological cluster" in the structure of the Novosibirsk agglomeration, and also, subsequently, as a potential platform for hosting partially transferred or newly created government bodies on this territory.

The article briefly highlights the current domestic experience in the formation of new cities, defines the conditions and prerequisites for the formation of a new city in the settlement system of the eastern regions of the country, and also makes a proposal for its placement and filling.

Keywords: new city, capital functions, eastern regions, settlement system

Введение

Система расселения на обширных и слабо освоенных территориях Сибири и Дальнего Востока находится уже более 4-х столетий в стадии перманентного формирования и развития. Сложные социально-экономические условия современной России значительно замедлили этот процесс, а во многих случаях обратили его вспять. Тем не менее, градостроительное освоение богатейших по своим природным ресурсам территорий сохраняет свою актуальность и требует, в первую очередь, развития транспортной инфраструктуры, а также формирования в экономически перспективных «точках роста» новых городов — центров расселения, в том числе города со столичными функциями, способного стать противовесом концентрации этих функций в европейской части России и действенным инструментом в развитии системы расселения в восточных регионах Российской Федерации (далее — РФ).

Объектом в данном исследовании является система расселения в восточных регионах России, предметом — условия и предпосылки формирования нового города.

Проблема исследования заключается в отсутствии новых действенных инструментов, механизмов и подходов к решению проблемы привлечения и закрепления населения в восточных регионах РФ.

Цель исследования — определить условия и предпосылки для формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны как действенного инструмента в привлечении и закреплении населения на слабо заселённых и деградирующих в этом аспекте территориях. Для этого нам понадобилось решение следующего ряда задач:

1) рассмотреть понятие нового города;

2) осветить современный отечественный опыт формирования новых городов;

3) определить предпосылки формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны;

4) выявить условия формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны;

5) сделать проектное предложение по размещению и наполнению нового города в системе расселения восточных регионов страны.

Пространственные границы исследования: 1917 г. — настоящее время.

Методы и материалы

Новый город. Методологической основой работы послужили труды российских и зарубежных авторов, занимавшихся проблемами новых и интенсивно развивающихся городов: И.М. Смоляра, Э. Говарда, Б.И. Оглы, Е.С. Несте-рёнка и др.

Понятие «новый город» изначально имело практический смысл, однако новое идейное наполнение получило на рубеже Х1Х-ХХ вв., после того как английский социолог-утопист Э. Говард предложил концепцию города-сада. Такое предложение было призвано решать проблемы социально-экономического и экологического характера, с которыми столкнулись крупные города в результате промышленной революции.

В отечественной практике концепция «нового города» получила научное обоснование в 60-80-е годы ХХ века. И.М. Смоляр определял новые города как «города-новостройки, размещаемые на свободной территории или представляющие собой значительное развитие существующих городских поселений на базе строительства в них новых крупных народнохозяйственных объектов или группы объектов» [1, с. 4]. В нашем исследовании акценты в создании нового города направлены не на обеспечение промышленности, как это, преимущественно, было ранее в отечественном опыте, а на переосмысление его роли в развитии восточных регионов России.

Е.С. Нестерёнок, Б.И. Оглы, занимались исследованием основных принципов формирования систем расселения, складывающихся вокруг крупных городов Сибири (на примере Новосибирской групповой системы), в ходе которого была разработана «Принципиальная модель развития Новосибирской агломерации» [2, с. 39].

Основываясь на выявленных условиях и предпосылках формирования нового города, а также в соответствии с обозначенной моделью, нами было выдвинуто предложение по формированию нового города. Материалом для выявления условий в отношении выбора территории для нового города в системе расселения восточных регионов страны послужили данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), рейтинги инвестиционного климата и привлекательности РФ, статистика по пассажиропотоку аэропортов и железнодорожных вокзалов России, а также транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [3-7].

Результаты и обсуждение

В СССР понятие нового города имело широкую трактовку. Под новыми городами подразумевались населённые пункты, возникшие с 1917 г. на свободной или малозаселённой территории, населённые пункты, переведённые из категории посёлков сельского и городского типа в разряд городов, а также малые и частично средние быстроразвивающиеся города. По специализации новые города разделяли на те, которые формировались на базе промышленности, науки, оздоровления, а также являлись центрами сельскохозяйственных районов [8]. Важно отметить, что в СССР создание новых опорных центров

для улучшения расселения по стране являлось приоритетной частью государственной политики.

Строительство новых городов в Сибири в большей степени было обусловлено расширением границы освоенных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, т. к. в связи с быстрыми темпами экономического развития СССР на территории отдалённых районов страны возникала необходимость приближения промышленности к источникам сырья. Однако расширение границы освоенных территорий Сибири осуществлялось без подготовительных мероприятий, связанных с развитием опорных центров освоения: если во всём мире на месте будущего поселения, в первую очередь, было принято проводить коммуникации и обустраивать месторождение, то в годы строительства новых сибирских городов данная последовательность освоения и обустройства не соблюдалась. Таким образом, в период индустриализации страны населённые пункты рассматривались как селитебное «приложение» к предприятиям.

В настоящее время, судя по опыту последних лет, под «новым городом» подразумевается поселение, спроектированное и развивающееся на новой территории в форсированные сроки. В его основе лежат современные технологии проектирования. Такой город, как правило, прилегает к уже существующему традиционному и фактически является узкоспециализированным городом-спутником. Убедительным примером может служить Академгородок под Новосибирском, хотя он был спроектирован и реализован ещё в советское время в 50-60-е годы прошлого столетия.

История создания новых городов в современной России получила начало в 2010 году, когда был принят федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково». Инноград «Сколково» — первый построенный «с нуля» город и наукоград в России с того момента, как произошёл распад Советского Союза. Финансирование «Сколково» происходит в формате частно-государственного партнёрства.

Иннополис, город-спутник Казани, также построен «с нуля» и является самым новым городом в постсоветской России. Как и у «Сколково», целью его проектирования и реализации являлось развитие инноваций в сфере высоких технологий. Миссия города заключалась в создании возможностей для роста экономики посредством информационных технологий, повышения благосостояния населения и создания высокоинтеллектуального общества. Реализация данного проекта осуществляется при поддержке федеральных органов власти РФ и руководства Республики Татарстан. На территории Иннополиса создана особая экономическая зона.

В результате рассмотрения примеров современного отечественного опыта формирования новых городов было рассмотрено несколько примеров. Первопроходцами в данном направлении стали города в европейской части России, обращённые в сферу инновационных технологий. Концентрация в этом направлении финансов и человеческих ресурсов показывает текущую заинтересованность страны в развитии данного направления. Однако несмотря на то, что ин-

новационные технологии действительно являются актуальной нишей и бурно развивающейся сферой, финансируемой как при поддержке государства, так и бизнеса, для развития восточных территорий страны, помимо создания в экономически перспективных «точках роста» новых городов — центров расселения, требуется формирование противовеса чрезмерной концентрации разного рода функций в европейской части России. И если в период индустриализации отечественная география новых городов в Сибири преимущественно определялась размещением новой промышленности, в настоящее время новому сибирского городу требуется иная роль, призванная обеспечить современное место Сибири в составе России. Именно это утверждение является серьёзной предпосылкой для формирования новых городов в восточной части страны.

Предложение по размещению нового города в системе расселения Сибири

Строительство нового города в Сибири на необжитой территории в современных социально-экономических условиях является достаточно прямолинейной и небесспорной инициативой. В связи с тем, что строительство нового города сопряжено с определёнными вызовами и серьёзными инвестициями, особое внимание требуется обратить на начальные условия для его формирования, а также на будущие функции нового города. Такой подход может предотвратить большую часть возможных рисков. Таким образом, очевидно, что формировать новый город предпочтительнее на базе уже существующей градостроительной системы, а также с учётом эстетических факторов, которые во многом обусловлены конкретными природно-ландшафтными условиями площадки строительства нового города и качеством архитектурно-пространственных решений застройки. Поэтому одним из важных принципом формирования нового города является разработка новых подходов к его планировочно-пространственной организации в конкретных природно-климатических условиях. Одной из главных особенностей нового города, выдвигаемого нами в проектном предложении — разделение пешеходных и транспортных путей в противовес традиционному городу с привычными «улицами и проспектами» [9].

К тому же сибирский климат диктует необходимость концентрировать населённые места вдоль основных транспортных коммуникаций, а также обеспечивать надёжные и максимально беспересадочные транспортные связи населённых мест с городом-центром в любых погодных условиях. Дальнейшее определение условий для формирования нового сибирского города и, в частности, его роли в системе расселения Сибири, потребует рассмотрения и учёта прочих факторов, определяющих решение, а также тенденций, проистекающих на восточных территориях России.

Для азиатской части страны характерны следующие негативные тенденции: на рис. 1 показано, что результаты миграционного анализа населения страны, опубликованного в 2018 г., показали, что в результате межокружных миграций в 2008-2016 годах только три федеральных округа (Центральный, Северо-Западный и Южный) приобрели, а остальные лишились сотен тысяч жителей [10].

Рис. 1. Итоги миграции населения между федеральными округами (тыс. чел.), 2008-2016 годы. Источник: составлено с использованием данных Росстата, расчёт Аналитического центра [10]

По прогнозам Росстата, общая численность населения Сибирского федерального округа будет уменьшаться и к 2036 году может составить в высоком варианте прогноза — 16 972,2 тысяч человек, в среднем — 16 159 тысяч человек, а в низком — 15 109,2 тысяч человек, что отражено на рис. 2 и рис. 3 [3].

Рис. 2. Варианты прогнозов общей численности населения Сибирского федерального округа (на начало года, тысяч человек). Источник: составлено автором с использованием данных Росстата [3]

Рис. 3. Варианты прогнозов численности населения субъектов РФ по Сибирскому Федеральному округу (на начало года, тысяч человек). Источник: составлено автором с использованием данных Росстата [3]

На территории азиатской части РФ существует дефицит крупных центров-лидеров (из 15 городов-миллионеров страны на её восточную территорию приходятся всего 3: Новосибирск, Красноярск и Омск). Вместе с тем, сокращается число сельских населённых пунктов, обнажая и без того слабо заселённые территории (по итогам переписи населения 2010 г., начиная с 1959 г. исчезло 141 поселение) и препятствуя процессу формирования опорного каркаса расселения.

Общая тенденция снижения численности населения и сокращение поселений вызвана разными факторами, и один из них — сосредоточение лучших условий и возможностей для жизни в центральных регионах страны, и в частности, в её столице.

В нынешней политико-экономической системе проблема сверхцентрализации является серьёзным препятствием в развитии восточных территорий страны, а, следовательно, и всей России.

Проблемы, вызванные сверхцентрализацией, пагубно сказываются и на самой Москве. В 2012 году был принят проект по развитию столицы в юго-западном направлении и формировании так называемой Новой Москвы. В политическом отношении цель создания Новой Москвы — переезд туда чиновников для разгрузки переполненной столицы. Естественно, данный проект предоставил новые возможности как для жителей Москвы «старой», так и для новоиспечённых жителей Новой. Однако в масштабе всей страны расширение и без того крупнейшего по площади и населению города России могло стать дополнительным стимулом для миграции населения с восточных территорий страны. Поэтому может случиться, что за решением одной проблемы потянется другая, ещё более серьёзная и неразрешимая. Обратимся к истории данного вопроса.

В 2010 году Мосгордумой утвердили Генеральный план по развитию и реконструкции Москвы. В нём были предложены территории для размещения здания Федерального Собрания, а также для размещения министерств и иностранных посольств. В 2012 году площадь Москвы официально увеличилась примерно в 2,4 раза, при этом уже отмечалось, что такое расширение чревато ухудшением экологической обстановки столицы. Однако проект по переезду чиновников за московскую кольцевую автомобильную дорогу в 2012 году был закрыт. Кремль отказался от идеи переезда столичных чиновников на территории Новой Москвы. Отказ от ранее принятых планов объясняли тем, что проект был спонтанным и малопроработанным. В решениях противников расширения Москвы отмечалось, что данная концепция идёт вразрез с принципом создания новых точек роста в других регионах страны, так как сфокусирована на ещё большей их концентрации в пределах Московской области, то есть на 0,2% территории России.

В этой связи хотелось бы обратиться к предполагаемой роли нового города в системе расселения Сибири. Идея формирования нового сибирского

города как новой «точки роста» в противовес непомерному расширению и централизации функций в Москве вызывает следующий вопрос: какие ведущие функции нового города позволили бы дать мощный импульс для развития Сибирского региона?

Для ответа на данный вопрос обратимся к современным предложениям некоторых политиков и учёных, высказавшихся в пользу необходимости переноса столицы или делегирования части столичных функций государства в азиатскую часть России [9, 11-13], а также к предложениям сторонников областничества и регионализма, занимавшихся попытками разработки оптимальной модели взаимоотношений между Сибирью и Россией в досоветский период и предполагающих создание общесибирских органов управления [14].

В продолжение их мысли мы также предполагаем, что для эффекта в системе расселения восточных регионов страны от нового города может потребоваться директивное расширение его полномочий. Хочется отметить, что мировая практика разделения или переноса столичных функций не является чем-то новым. Например, попытка вывода чиновников из столицы была предпринята в Малайзии, для этого по приказу её верховного правителя был построен город Путраджая, расположившийся в 25 км от столицы Куала-Лумпур. Кроме того, 27 декабря 2008 года уже в России вступил в силу Указ президента РФ «О месте постоянного пребывания Конституционного суда РФ», после чего Конституционный суд РФ был перенесён из Москвы в Санкт-Петербург.

Вместе с тем, в новом городе могут разместиться производственные функции, связанные с внедрением новых, прогрессивных технологий на основе исследований СО РАН, что обеспечит новые рабочие места и составит градообразующую базу новой градостроительной системы. Новый город создаётся как «технологический кластер», на базе которого будет сформирована особая экономическая зона.

При этом нужно отметить и ведущую роль транспортной инфраструктуры в формировании города Новосибирска, а также в градостроительном освоении Сибири. Согласно транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, на перспективу предусмотрены следующие направления организации скоростного движения: Москва — Смоленск — Красное, Москва — Курск, Москва — Калуга — Брянск (Суземка), Москва — Ярославль, Москва — Рязань — Мичуринск — Саратов, Ростов — Краснодар, Ростов — Минеральные Воды, Краснодар — Минеральные Воды, Новосибирск — Омск, Новосибирск — Томск, Новосибирск — Кемерово, Новосибирск — Барнаул, Новосибирск — Новокузнецк, Екатеринбург — Челябинск, Самара — Саранск, Самара — Пенза, Самара — Саратов, Саратов — Волгоград, Уссурийск — Владивосток, Владивосток — Хабаровск. Мы полагаем, что также потребуется организация скоростного движения по направлению Новосибирск — Красноярск, через город Томск, что позволит получить синергетический эффект от взаимодействия между крупнейшими сибирскими городами, что отражено на рис. 4.

Рис. 4. Новосибирск в составе конгломерата из сибирских городов с полигоном скоростного движения на перспективу. Источник: составлено автором с использованием данных транспортной стратегии РФ на период до 2030 года

Новосибирск должен стать и крупным финансово-экономическим центром. Это позволит получить взаимоусиливающий эффект от бизнеса для восточных территорий страны, — где власть, там и бизнес. В настоящее время многие головные офисы крупных компаний, чьё производство базируется в Сибири и на Дальнем Востоке, находятся в Москве. Перенос в регионы головных офисов крупных компаний будет способствовать развитию инфраструктуры, обеспечивать новые рабочие места, наполнять бюджет регионов за счёт налоговых отчислений. Однако не каждый сотрудник согласится на переезд из столицы в малый город. В связи с этим выбор территории для нового города должен предполагать начальные условия и возможности для многостороннего развития будущего города и его населения, а также различные преференции развития новых направлений для бизнеса.

Отметим следующие условия, выделяющие главенствующую позицию Новосибирска среди других сибирских городов: благоприятный инвестиционный фон, лидирующие позиции по авиа- и железнодорожному передвижению, опыт формирования территорий опережающего социально-экономического развития (рабочий посёлок Линёво, Горный), реализация масштабной государственной программы «Академгородок 2.0» — всё это также подтверждает, что особое внимание следует уделить рассмотрению пространственных условий крупнейшей Новосибирской агломерации. Рассмотрим условия более подробно.

Благоприятное состояние инвестиционного фона подтверждают итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ,

оглашённые в 2019 году в рамках Петербургского международного экономического форума. Среди всех субъектов РФ по Сибирскому федеральному округу Новосибирская область единственная вошла в данный рейтинг, а также оказалась среди городов, стабильно сохранивших свою позицию с 2018-2019 гг., и заняла 19 место [4]. В рейтинге регионов России по инвестиционной привлекательности на апрель 2020 года Новосибирская область также занимает лидирующую позицию по географии реализуемых проектов [5].

Лидирующие позиции Новосибирска по пассажиропотокам аэропортов, а также на железнодорожных вокзалах России среди сибирских городов подтверждают статистические данные [6, 7].

Для дальнейшего развития Новосибирской агломерации целесообразно развивать меридиональный пояс вдоль реки Оби [2]. Поэтому вариант размещения нового города, как представлено на рис. 6, предполагает его автономное развитие севернее Новосибирска (примерно 30 км) на перспективных площадках развития городского пятна вдоль правого берега Оби.

Рис. 5. Принципиальная модель развития Новосибирской агломерации с новым городом. Источник: составлено с использованием принципиальной модели развития Новосибирской агломерации с новым городом [2]

Новый город может стать городом-контрмагнитом, способным оттянуть миграционные потоки от быстрорастущего Новосибирска, обеспечивая тем самым кластерную систему расселения в пригородной зоне мегаполиса.

Важной особенностью строительства нового города является необходимость создания в относительно сжатые сроки благоприятных условий новой городской среды. Ведь как формируется впечатление о городе? У человека с окружающей средой должен быть диалог. Город с историей — увлекательный собеседник, который может многое рассказать. Однако новые города, в силу молодого возраста, рассказать практически ничего не могут. Поэтому формирование атмосферы и образа нового города у его новоиспечённого жителя является очень важной и одновременно сложной задачей, особенно для новых городов, которые создаются в отдалённых и необжитых районах. Отставание

развития инфраструктуры нового города может побуждать, а в некоторых случаях и заставлять его жителей обращаться за услугами в ближайшие развитые города — центры.

Рис. 6. Карта-схема предполагаемого размещения нового города-центра в системе Новосибирской агломерации. Схема автора

Выводы

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Проектирование и строительство новых городов советского периода отечественной истории было связано с развитием крупных производственных или энергетических комплексов, или с добычей и переработкой полезных ископаемых в районах нового освоения. Редкие примеры из современного отечественного градостроительного опыта свидетельствуют о том, что одной из наиболее актуальных градообразующих функций для нового города является инновационная сфера деятельности, инвестиционный интерес к которой проявляют государственные институты и частные партнёры.

2. Современная проблема привлечения и закрепления населения в слабо заселённых, но важных для развития экономики восточных регионах страны (Сибирь и Дальний Восток) обострена с одной стороны — геополитическими задачами освоения гигантских по масштабам и богатейших по природным ресурсам территорий, с другой — устойчивой миграцией населения в западные и южные районы страны с более благоприятными жизненными условиями.

3. Мощным «магнитом», отсасывающим периферийное население, является столичный регион с более высоким уровнем жизни, перенаселённость которого создаёт всё больше проблем сохранения жизненного комфорта для москвичей и условий функционирования органов государственной власти.

4. Создание в Сибири нового города со столичными функциями рассматривается многими специалистами (экономистами, управленцами, политиками) как эффективный шаг в решении вышеназванных проблем, вызванных колоссальными несоответствиями в территориальном размещении природных ресурсов и производительных сил. Именно смещение (частичное или полное) государственного центра управления с западных окраин в географический центр страны может стать действенным инструментом в восстановлении вектора развития восточных регионов России.

5. Новосибирская агломерация, занимая в системе расселения Сибири ведущую позицию как место сосредоточения транспортных, кадровых, культурных, научных, образовательных и прочих условий, имеет потенциальные возможности, способствующие размещению и развитию нового города с основной градообразующей базой, ориентированной на развитие инновационных технологий.

«Технологический кластер» как дополнение и развитие «научного кластера» (государственная программа «Академгородок 2.0») может стать достойной базой для формирования нового города-спутника с новыми принципами и приёмами планировочно-пространственной организации в природной среде с самыми позитивными ландшафтными характеристиками.

Заключение

Предполагается, что статус нового города со столичными функциями повлечёт передислокацию головных офисов крупных компаний в новый «технологический кластер», производство которых базируется в сибирском регионе, перенос или «выращивание» собственных столичных функций будет способствовать более равномерному распределению общественных ресурсов, а также приведёт к большей оперативности по принятию управленческих решений и эффективности бизнеса и власти, что позволит быть более чувствительными к региональным проблемам. Однако стратегически важным остаётся возрождение тенденций развития системы расселения Сибири и Дальнего Востока как фактора сохранения государственной безопасности страны.

Список литературы

1. Руководство по проектированию новых городов / Смоляр И.М. [и др.]. Москва: Стройиздат, 1982. — 84 с.

2. Формирование Новосибирской групповой системы расселения / Е.С. Нестерёнок, Б.И. Оглы, Г.Н. Бурханов, Л.Л. Матвеева, А.А. Правоторова, В.Я. Борисовский, А.П. Галиуллина, Л.Я. Гвоздева // Сборник научных трудов. — 1976. — № 13. — С. 20-41.

3. Статистический бюллетень, 2020. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 г. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

4. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Агентство стратегический инициатив. URL: https://asi.ru/investclimate/rating (дата обращения: 11.05.2020).

5. Инвестиционная привлекательность регионов России: география проектов [Электронный ресурс] // Информационный портал инвестиционных проектов, реализуемых в России. URL: https://investprojects.info/regions# (дата обращения: 11.05.2020).

6. Пассажиропоток аэропортов России [Электронный ресурс] // Авиа Адв: размещение рекламы в аэропортах и самолётах. URL: http://www.avia-adv.ru/placement/airports/passenger-traffic.htm#placement_1 (дата обращения: 11.05.2020).

7. Пассажиропоток на жд вокзалах России [Электронный ресурс] // ЖД Медиа: размещение рекламы на вокзалах и в поездах. URL: http://www.zd-media.ru/statistika/stations-2018.htm (дата обращения: 11.05.2020).

8. Планировка новых городов / И.М. Смоляр, Н.Н. Некрасов, Дж. Дикки и др.; Предисл. В.А. Васильченко и др. М.: Стройиздат, 1984. — 144 с.

9. Туманик Г.Н., Колпакова М.Р. Транспортно-пешеходное движение как основа поиска структурных построений городского каркаса // Градостроительство. — 2013. — № 5 (27). С. 35-38.

10. Социальный бюллетень, май 2018, №11. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения / Аналитический центр при правительстве Российской Федерации.

11. Доктрина размосквичивания [Электронный ресурс] // Институт демографии, миграции и регионального развития. URL: http://www.idmrr.ru/news/ 01552.html.

12. Кравцов, Ф. Сергей Шойгу. Портрет на фоне тайги // Неизвестная Сибирь. — 2018. — № 17. С. 16-17.

13. Колпакова М.Р., Туманик Г.Н. Прогноз перспективного расселения в Сибири и на Дальнем Востоке // Известия вузов. Строительство. — 2015. — №4. — С. 108-117.

14. Шиловский М.В. Областничество и регионализм: эволюция взглядов сибирского общества на пути инкорпорации Сибири в общероссийское пространство // Административно-государственное и правовое развитие Сибири XVII-XX веков. Иркутск, 2003.

References

1. Smolyar I.M. et al. Rukovodstvo po proyektirovaniyu novykh gorodov [Guidelines for the design of new cities]. Moscow, 1982, 84 p.

2. Nesterenok E.S., Ogly B.I., Burhanov G.N., Matveeva L.L., Pravotorova A.A., Borisovskij V.YA., Galiullina A.P., Gvozdeva L.YA. Formirovaniya Novosibirskoj gruppovoj sistemy rasseleniya [Formation of the Novosibirsk group resettlement system]. Novosibirsk, 1976, pp. 20-41.

3. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat). Pred-polozhitel'naya chislennost' naseleniya Rossiyskoy Federatsii do 2035 [Estimated population of the Russian Federation until 2035]. Moscow, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Agentstvo strategicheskij iniciativ. Nacional'nyj rejting sostoyaniya investi-cionnogo klimata v sub"ektah Rossijskoj Federacii [National rating of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation]. URL: https://asi.ru/investclimate/rating. Accessed: 11 May 2020).

5. Informacionnyj portal investicionnyh proektov, realizuemyh v Rossii. Inves-ticionnaya privlekatel'nost' regionov Rossii: geografiya proektov [Investment attractiveness of Russian regions: geography of projects] URL: https:// investprojects.info/regions#. Accessed: 11 May 2020).

6. Avia Adv: razmeshchenie reklamy v aeroportah i samolyotah. Passazhiropo-tok aeroportov Rossii [Passenger traffic of Russian airports]. URL: http://www.avia-adv.ru/placement/airports/passenger-traffic.htm#placement_1. Accessed: 11 May 2020.

7. ZHD Media: razmeshchenie reklamy na vokzalah i v poezdah. Passazhirop-otok na zhd vokzalah Rossii [Passenger traffic at railway stations in Russia]. URL: http://www.zd-media.ru/statistika/stations-2018.htm. Accessed: 11 May 2020.

8. Smolyar I.M., Nekrasov N.N., Dzh. Dikki i dr.; Predisl. Vasil'chenko V.A. i dr. Planirovka novyh gorodov [Layout of new cities]. Moscow, 1984, 144 p.

9. Tumanik G.N., Kolpakova M.R. Transportno-peshekhodnoye dvizheniye kak osnova poiska strukturnykh postroyeniy gorodskogo karkasa [Transport and pedestrian traffic as the basis for the search for structural structures of the city frame]. Moscow, 2013, pp. 35-38.

10. Analiticheskij centr pri pravitel'stve Rossijskoj Federacii. Migraciya nasele-niya v Rossii: tendencii, problemy, puti resheniya [Population migration in Russia: trends, problems, solutions]. Moscow, 2018, 54 p.

11. Krupnov Y.V. Doktrina razmoskvichivaniya [The Doctrine of «Razmos-kvichivaniya»]. URL: http://www.idmrr.ru/news/01552.html. Accessed: 11 May 2020.

12. Kravcov F. Sergej SHojgu. Portret na fone tajgi. Zhurnal «Neizvestnaya Sibir» [Sergey Shoigu. Portrait on a taiga background. Magazine «Unknown Siberia»]. Novosibirsk, 2018, pp. 16-17.

13. Kolpakova M.R., Tumanik G.N. Prognoz perspektivnogo rasseleniya v Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Forecast of prospective resettlement in Siberia and the Far East]. Novosibirsk, 2015, pp. 108-117.

14. Shilovsky M.V. Oblastnichestvo i regionalizm: evolyutsiya vzglyadov sibir-skogo obshchestva na puti inkorporatsii Sibiri v obshcherossiyskoye prostranstvo [Regionalism and regionalism: the evolution of the views of Siberian society on the path of incorporation of Siberia into the all-Russian space]. Irkutsk, 2003.

Харламова Екатерина Викторовна, магистрант кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: kharlamova.ekaterina2013@yandex.ru Туманик Геннадий Николаевич, доктор архитектуры, профессор кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: g.tumanik@yandex.ru

Для цитирования | For citation:

Харламова Е.В. Условия и предпосылки формирования нового города в системе расселения восточных регионов страны // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2020. — № 2. — С. 43-57.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 15.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.