УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПОЗИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
с.Н. курский,
доцент Международной академии бизнеса и управления
Динамично развивающийся мир в эпоху глобализации требует от стран быстрых, согласованных и адекватных решений по основным вопросам мироустройства. Это в полной мере относится к сфере экономики, являющейся основой жизни и источником развития на земле. Региональное международное экономическое интеграционное сотрудничество в рамках процессов глобализации является одним из наиболее динамично развивающихся процессов в мировой экономике. Только являясь частью этого процесса, Россия сможет реструктурировать и модернизировать свою экономику и занять достойное место среди ведущих мировых держав. Однако сделать это непросто, здесь одного желания России мало, необходимо желание и стран-партнеров, Россия должна быть востребована в мировых экономических отношениях. Путь к этому лежит через повышение эффективности и конкурентоспособности своей экономики, развитие высокотехнологических и наукоемких производств.
Европейское направление представляет собой наиболее очевидное и естественное направление расширения участия Российской Федерации в региональной экономической интеграции. Об этом свидетельствует объем товарооборота России со странами Европы, темпы его роста, направленность вектора ее регионального сотрудничества. Европейский Союз (ЕС) является и останется в длительной перспективе крупнейшим партнером России в сфере торговли, инвестиций, экономического и научно-технического сотрудничества. Взаимоотношения России с участниками всех интеграционных объединений, кроме ЕС, строятся исключительно на двусторонней основе, тогда как сотрудничество с ЕС в значительной степени реализуется на наднациональном уровне.
Следует также учитывать, что Европа — это на сегодняшний день наиболее экономически
стабильный регион, в меньшей степени подверженный циклическим и структурным кризисам, нежели страны АТР и другие крупные мировые хозяйственные центры. Европейские страны ЕС, особенно страны большой тройки ЕС, активно проводят в жизнь идею формирования Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Теоретическое положение о создании единого экономического пространства в Европе с участием России было выработано в ходе подготовки к Московскому саммиту Россия-ЕС в мае 2001 г., на котором и была озвучена эта идея. Целями ОЕЭП являются сближение правовых и экономических систем России и ЕС, углубление инвестиционного взаимодействия; дальнейшее развитие энергодиалога Россия-ЕС, решение вопросов сопряжения транспортных сетей, а также развитие сотрудничества в инновационной и научно-технической сферах.
Журнал Европейского Союза «Европа» написал, что суть ОЕЭП — это качественно новый этап сотрудничества России с ЕС, определяющий последовательность, рамки и направления интеграционного сближения сторон. Конечная цель ОЕЭП — это открытый и интегрированный рынок между Россией и ЕС, основанный на общих или совместимых правилах и системах регулирования, включая совместимую административную практику, обеспечивающий взаимодополняющий эффект развития и использования преимуществ экономики масштаба и, как следствие, гарантирующий повышение конкурентоспособности обеих сторон на внешних, более крупных рынках.
На Римском форуме (2003 г.) ЕС особо подчеркивал свою заинтересованность в сотрудничестве в сфере энергетики и подготовки в этой связи основы для создания реального энергетического сообщества как одного из главных составляющих ОЕЭП.
И это вполне естественно. Европа во многом зависит от российских нефти и газа, и их поставки из России являются значительно более приемлемыми для Европы, чем из других регионов мира. Это объясняется, как минимум, четырьмя основными причинами: 1) стабильное политическое и финансовое положение России и постоянная демонстрация своих особых отношений с ЕС; 2) Россия является европейской страной, по крайней мере большей своей частью, и хочет быть неотъемлемой частью единой Европы; 3) до 50 % российского товарооборота приходится на страны ЕС, а в связи с расширением ЕС и реальная перспектива к увеличению этой доли; 4) налаженные транспортные пути, проходящие через дружественные европейские государства. В дополнение к этому, Россия просто не сможет не торговать энергоносителями, так как это основная позиция ее экспорта. Европа является основным экспортным направлением для России и на четверть зависит от российских энергоресурсов. Если мы обратимся к экономической теории, то и тут все в порядке — конкурентные преимущества этого вида экономической деятельности в России налицо. Таким образом, энергодиалог России-ЕС будет развиваться, но достаточно ли этого для России? Вопрос не риторический...
Для России принципиально важно, чтобы формирование однородной правовой и экономической среды в России и остальной части Европы стало основой развития кооперации российских и европейских предприятий, создания конкурентоспособных производств с участием российского капитала в различных сферах экономики. Помимо энергетической сферы это может быть научно-техническое и производственное сотрудничество в различных сферах с учетом специфических интересов и возможностей России.
Вместе с тем, по мнению европейцев, экономические аргументы далеко не единственные в вопросах расширения сотрудничества России и ЕС и построения ОЕЭП. Так, член палаты лордов британского парламента, профессор Уорвикского университета Р. Скидельский считает, что ЕС не будет настоящим до тех пор, пока не будет включать Россию. Он пишет, что сильнейший аргумент в пользу ЕС (для европейцев — примечание автора) — это то, что союз сделал невозможным «гражданские» войны на континенте. Это очень западно-европейская точка зрения, которая не учитывает, что обе мировые войны были не германо-французскими по существу, а германо-славянскими. Франция оказывалась полем сражений только потому, что
немцы пытались избежать войны на два фронта. В европейской войне противостояли не германцы и франки, а «тевтоны» и славяне. Поэтому в отсутствие России ЕС, на самом деле, не может закрыть этот исторический разлом, и настоящий Евросоюз не будет существовать до тех пор, пока он не включает Россию. При этом следует отметить, что сейчас никто не обсуждает российское членство в ЕС, с точки зрения Евросоюза, Россия слишком велика, слишком своеобразна (не настолько либеральна, не настолько демократична), чтобы войти в союз. Кроме того, Россия — не только европейская, но и азиатская держава, и Россия также осознает себя азиатской державой. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная в 2001 г., геополитически столь же важна для страны, как и партнерство с Евросоюзом. В будущем ШОС может развиться в один из полюсов того самого многополярного мира, о котором так мечтают российские политики. По этим причинам Россия выстраивает, как говорит министр иностранных дел Сергей Лавров, «многовекторную» внешнюю политику. Она не хотела бы быть загнанной в один клуб, особенно такой, где она не может влиять на правила игры. Россия хотела бы свободно идти своим путем.
Действительно, расширившись за счет стран ЦВЕ и Балтии, ЕС значительно увеличил свою территорию в Европе, однако до настоящего времени он не включает крупные европейские страны (Украина, Белоруссия), и это делает Евросоюз в определенной степени неполным. Бесконфликтность в Европе не может быть обеспечена только за счет стран-членов ЕС, и это наиболее хорошо понимают страны большой тройки ЕС — Англия, Германия и Франция, а также Италия. Этим во многом объясняется динамичное развитие сотрудничества во всех сферах России и указанных стран. Вместе с этим, говоря о многополярном мире, совершенно недостаточно создать «клуб» только по политическим основаниям. Рано или поздно на первое место выходят вопросы экономики, и только будучи экономически состоятельным «полюс» может рассчитывать на адекватное восприятие со стороны соседей, внутреннее единство и долгосрочные перспективы. Ярким примером сказанного является Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) — интеграционное объединение, созданное исключительно по политическим мотивам, которое распалось в июле 1991 г., еще до распада СССР. Подобным объединением с экономической точки зрения является и СНГ, только в роли братских народов предстают не бывшие социалистические
Эк"'"„ика реги"'а
4(31) - 2006
страны, а бывшие республики СССР. И логичным являются намерения Российской Федерации прекратить продажу энергоносителей по льготным ценам странам СНГ, демонстрирующим свою прозападную ориентацию.
Рассматривая перспективы равноправного участия Российской Федерации в ОЕЭП, нельзя не сказать об общей валюте ЕС — евро. По мнению большинства европейских исследователей, настоящим стержнем Евросоюза является именно евро, а не брюссельские бюрократические структуры или европейская конституция. Евро реально увеличивает возможности экономической интеграции, в том числе и для повышения конкурентоспособности, и для ускорения экономического роста, — исчезают издержки конвертации и валютные риски для операций компаний внутри еврозоны. Глобальный аспект появления единой валюты у 12 богатейших стран Европы — это реальная альтернатива мировой резервной валюте, которой раньше был доллар. Конечно, центробанки — прежде всего азиатских стран — не бросились тут же менять доллары на евро, но возможность выбора у них появилась. И они начинают ею пользоваться — вспомним, например, заявления ЦБ Южной Кореи в феврале 2005 г., после чего доллар упал по отношению к евро сразу на 1,4 %. Движением в этом же направлении является политика Банка России, который последовательно увеличивает долю евро в корзине рубля и его объемы в золотовалютных резервах страны. Все это расширяет рынок заимствований и удешевляет их для правительств и компаний еврозоны.
Таким образом, одной из важнейших опор ОЕЭП будет сотрудничество в валютно-финансовой сфере. Россия предпринимает определенные шаги в этом направлении, мы помним заявления ее руководителей о введении полной конвертации рубля, начиная с 2007 г. Об этом же свидетельствуют нормы Федерального Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3. Однако на этом пути Россию могут подстерегать определенные опасности, как, например, укрепление рубля к другим мировым валютам. Такое укрепление сильно ударит по экспортерам, снизится и без того низкая конкурентоспособность российских товаров. А если при этом снизятся мировые цены на нефть, России не избежать экономических потрясений. Таким образом, для эффективного участия в ОЕЭП Российская Федерация должна четко определить свою валютно-финансовую политику.
Говоря о механизме ОЕЭП, логично будет предположить, что он будет базироваться на основе принципов, существующих в рамках Евросоюза. В настоящее время страны ЕС развивают сотрудничество в рамках союза на основе трех опор союза:
1) единая экономическая основа ЕС на базе единого внутреннего рынка (ЕВР) и экономического и валютного союза (ЭВС) в рамках Европейских Сообществ;
2) сотрудничество по вопросам общей внешней политики и политики безопасности;
3) сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, наиболее вероятно, что в основе оЕэП будет находиться принцип доминанты экономической составляющей сотрудничества, которая будет обеспечиваться развитием сотрудничества в рамках двух других опор, а не наоборот. Это означает, что желая равноправного участия в ОЕЭП, большинство российских предприятий как государственных, так и частных должны преодолеть свою техническую и технологическую отсталость, вплоть до потери своей самостоятельности. Это ставит перед государством (как основным собственником и гарантом социально-экономического развития страны) задачу, соразмерную по своей значимости с задачами приватизации начала 90-х годов прошлого века, имея в виду в качестве конечного результата повышение эффективности экономики. Таким образом, в рамках экономических структур Российской Федерации должен быть сформирован детально разработанный план построения ОЕЭП с учетом того обстоятельства, что по большинству экономических вопросов Россия будет играть роль младшего партнера ЕС.
Очевидно, создание ОЕЭП прежде всего предполагает образование некой наднациональной структуры, обладающей исключительной компетенцией в следующих вопросах.
1. Регулирование ЕВР, включающее: запрещение таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле между государствами-членами; режим свободного передвижения капиталов и свободы предоставления услуг в переделах ОЕЭП; обеспечение свободы передвижения лиц по территории сообщества, включая право граждан работать по найму и заниматься частным предпринимательством в любом государстве — члене ОЕЭП.
2. Общая торговая политика в отношении третьих стран, предусматривающая, в частности: единые таможенные правила и тарифы; общие правила установления страны происхождения товара; общую систему нетарифных ограничений и специальных мер по защите внутреннего рынка, таких как антидемпинговые пошлины.
3. Общая иммиграционная политика, включая типы виз и правила их выдачи, порядок предоставления убежища и создание единой базы данных.
4. Общая денежно-кредитная и валютная политика, предусматривающая, в частности, контроль за национальными бюджетами, регулирование официальных валютных запасов государств-членов, контроль за функционированием системы платежей.
5. Единая конкурентная политика, жестко проводимая в отношении хозяйствующих субъектов на территории единого внутреннего рынка.
Логично предположить, что эти принципы будут положены в основу формирования ОЕЭП, и это в определенной степени будет ограничивать суверенитет России. Но рассмотренные вопросы — это концепция формирования ОЕЭП, а первоочередные мероприятия должны происходить по схеме определенной и апробированной всем опытом европейской интеграции.
Российская Федерация имеет перспективы стать полноправным участником ОЕЭП, что подтверждается следующими обстоятельствами:
• Европа нуждается в России как в поставщике сырья и энергоносителей, особенно в условиях постоянного роста цен на нефть на мировом рынке.
• Россия занимает слишком большую территорию в Европе, чтобы игнорировать ее при реализации важнейших общеевропейских инициатив.
• Россия является одним из «бывших» полюсов «многополярного» мира и предпринимает шаги для возрождения своего былого могущества;
• Россия является членом совета безопасности ООН, и от ее голоса зависит реализация многих общемировых инициатив.
• Россия является экономическим лидером стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, и участником интеграционных группировок на территории СНГ.
• Россия является мостом Европа — Азия, в том числе территорией транзита европейских товаров в АТР.
Этот список можно продолжать до бесконечности, однако, реальное участие России в ОЕЭП
возможно при соблюдении базовых принципов европейской модели интеграции. Для реализации планов своего эффективного участия в ОЕЭП Россия должна соответствующим образом реструктурировать свою экономику и допустить на свой рынок экономические субъекты из Европы, имеющие преимущества перед российскими экономическими субъектами, и жестко отслеживать условия конкуренции в стране.
Одной из ключевых проблем социально-экономического развития Российской Федерации является ускорение экономического развития Дальнего Востока и Сибири, являющихся окном в азиатско-тихоокеанский регион (АТР), и эта задача может решаться на основе развития региональной экономической интеграции стран АТР и России. Экономические связи предприятий России и стран этого региона не могут ограничиваться только приграничной торговлей, а должны основываться на создании совместных производств, продукции равным образом необходимой России и ее партнерам, развитии производственной кооперации. На этой основе возможно достижение стабильного экономического роста указанных российских регионов, не говоря уже о перспективах России стать мостом между Востоком и Западом. Однако при современном положении России в мировой экономике эта перспектива вряд ли когда-либо реализуется. Для реализации своих возможностей Россия должна быть равным образом востребована и Западом, и Востоком, быть для них необходимым экономическим партнером.
В последние годы именно регион АТР стал местом многих встреч высших руководителей ведущих стран мира, на которых определялись основные стратегические направления развития мировой экономики, глобализации и интеграции. По мнению экспертов, в настоящее время в АТР существуют 3 главных игрока на региональном интеграционном поле — США, Япония и Китай. Роль США и Японии в развитии экономической интеграции в АТР достаточно ясна: интеграционное взаимодействие азиатских экономик раскручивается вокруг транснациональных американских и японских корпораций. А сверх того, в последние годы США пытаются каким-то образом институ-циализировать региональную интеграцию в рамках форума АТЭС. Существующий разброс мнений о месте Китая в развитии азиатского регионализма весьма широк: от признания за Китаем в ближайшие 15-20 лет роли центра азиатской интеграции до предложения о том, что Китай может оказаться
главной угрозой плавному и стабильному экономическому развитию региона.
Следует отметить, что китайский подход к процессам глобализации всех сфер жизни на земле основывается на известном принципе разделения политики и экономики. В политической глобализации Китай усматривает угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, реформирование политической системы, обеспечивающей ныне власть Компартии Китая. В таком контексте Китай трактует глобализацию не иначе как опасный и неприемлемый для Китая новый вариант гегемонизма или, говоря словами Председателя КНР Цзян Цэминя, как «неоинтернационализм». В экономической глобализации Китай ищет возможности для экономического роста, причем желательно без ущерба для национального суверенитета.
Для активизации российской позиции по участию азиатско-тихоокеанской экономической интеграции необходима целенаправленная государственная политика по ее развитию. При этом стимулирование возможно осуществлять либо по американскому, либо по японскому варианту. Американский вариант представляет собой снижение налоговой нагрузки на экономические субъекты, вследствие чего происходит их ускоренное развитие. Японский вариант основывается на стимулировании развития отдельных отраслей (видов деятельности) и даже компаний, т. е. практически это осуществление целевых программ. Однако необходимо иметь в виду, что и тот, и другой вариант предусматривает определение приоритетов на основе естественной конкуренции. При реализации любой программы необходимо четко определиться с ее субъектами и объектами, целями и задачами. Вопрос субъектов и объектов это в основном вопрос выбора партнера или партнеров по интеграции, в зависимости от этого и решаются все остальные вопросы. Определение своих приоритетов и выбор партнеров по интеграции в АТР для России является своего рода вопросом выбора центра тяжести своего сотрудничества в этом регионе или, если можно так выразиться, вектора азиатско-тихоокеанской экономической интеграции. И такие партнеры для России в этом регионе есть, но давайте вести речь обо всем по порядку.
В отличие от Европы вопросы создания общего регионального экономического пространства в АТР с участием Российской Федерации в настоящее время не обсуждаются столь активно.
Причины этого объясняются особенностями европейской и азиатско-тихоокеанской экономической интеграции, а также достаточно скромной ролью России в экономической жизни АТР. К шагам в этом направлении можно отнести планы стран Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) по созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли с участием России к 2020 г., а также инициативы в рамках ШОС. Западные эксперты по значению для мировой экономики сравнивают АТЭС с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), они отмечают, что АТЭС дополняет деятельность ОЭСР в Азиатско-Тихоокеанском бассейне за счет динамично развивающихся экономик.
Другие страны этого региона не в пример России гораздо более активны в этом направлении. Необходимо отметить намерения США в качестве очередного шага по развитию Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) создать уже в 2005 г. межамериканскую зону свободной торговли (ФТАА). Справедливости ради следует отметить, что создание ФТАА откладывается. На саммите в г. Мар-дель-Плата (Аргентина) в ноябре 2005 г., участникам не удалось достичь соглашения по этому вопросу. Против создания ФТАА высказались ключевые страны Южно-американского континента — Аргентина и Бразилия. Непримиримую позицию по этому вопросу заняла Венесуэла.
Рассматривая перспективы эффективного участия Российской Федерации в азиатско-тихоокеанской экономической интеграции, необходимо иметь в виду очевидную неравномерность развития стран этого региона. Эта неравномерность естественным образом ранжирует эти страны в вопросах «годности» или «негодности» для интеграции. Так, по уровню развития, по положению в мировой экономике страны Восточной Азии могут быть разделены на 3 основные группы:
1) с высоким уровнем экономического развития (Япония, а также бывшие развивающиеся страны, сумевшие преодолеть экономическую отсталость и присоединившиеся к группе стран с высокими показателями ВВП, развития промышленности и использования достижений НТП — Сингапур, Тайвань, Гонконг (китайский Сянган), в значительной мере — Республика Корея);
2) часть новых индустриальных стран (НИС), получивших также название «азиатских тигров»: Малайзия, Филиппины, Таиланд, Индонезия, к этой группе часто относят и Республику Корея;
3) страны с переходной экономикой (КНР, Вьетнам, Лаос, Камбоджа). Некоторые страны Восточной Азии пока не могут быть отнесены ни к одной из этих групп (прежде всего КНДР).
Страны первой и второй группы приведенного ренкинга в наибольшей степени проявляют желание к развитию регионального сотрудничества и движутся по пути интеграции, и такое положение является закономерным не только для АТР, но и для Европы и мира в целом. И это одно из проявлений глобализации и регионализации, когда развитые производства не могут замыкаться даже в рамках ТНК, то есть на частноправовом уровне, а стремятся утвердиться уже на публично-правовом уровне. Указанная неравномерность в развитии стран ЮВА предопределяет лидеров интеграционных процессов в этом регионе и соответствующим образом указывает Российской Федерации наиболее перспективных и предпочтительных партнеров. Вместе с тем России не следует забывать, что и страны этого региона решают для себя аналогичные вопросы.
Еще одно важное для России объединение АТР — это Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), однако необходимо отметить, что исторически наиболее продвинутой сферой российско-асеановских связей является политическая. Россия и АСЕАН разделяют подходы к большинству глобальных и региональных проблем, активно взаимодействуют в рамках крупных международных объединений, прежде всего в ООН, а также в Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Российско-асеановское партнерство становится все более влиятельным фактором региональной политики, в ее основе приоритет принципов многополярности, ведущей роли ООН в системе международных отношений, примат международного права и урегулирование спорных и чувствительных проблем исключительно политическими средствами.
В декабре 2005 г. в Малайзии в г. Куала-Лумпуре был проведен первый в истории отношений саммит Россия — АСЕАН, на котором было подписано всеобъемлющее соглашение о двусторонних отношениях. Создан механизм регулярных политических контактов России с членами ассоциации. Принято решение о создании Фонда диалогового партнерства Россия — АСЕАН, средства из которого пойдут на совместные экономические программы. Россия и азиатские страны договорились развивать инфраструктуру в сфере нефти и газа, совместно разра-
батывать нефтегазовые месторождения, развивать инвестиционное и энергетическое сотрудничество и обмениваться информацией о террористических организациях. Россия стремится развивать сотрудничество с АСЕАН не только по экономическим, но и по политическим соображениям.
Вместе с тем необходимо отметить, что торговля России со странами АТЭС и АСЕАН имеет неудовлетворительную структуру. Основой российского экспорта в страны ассоциации, как и в страны Европы, являются топливно-сырьевые товары, в то время как на долю машин и оборудования приходилось не более 5 — 10 %.
В настоящее время Российская Федерация практически определилась с выбором центра своей региональной экономической интеграции России в АТР — таким центром является Китай. Обоснован ли в данном случае выбор России? Ответ на указанный вопрос неоднозначен, однако если говорить об экономических успехах КНР и темпах роста экономики, данный выбор не подвергается сомнению. Другие экономические лидеры АТР развиваются гораздо менее динамично. Не следует недооценивать урон американской экономике, нанесенный ураганом «Катрина»; по оценкам некоторых экономистов, его последствия могут замедлить рост экономики США в пределах одного процентного пункта. Продолжающийся рост цен на нефть и тенденция снижения стоимости доллара США по отношению к евро также не способствуют ускорению экономического роста американской экономики.
В последнее время в политике Китая и Российской Федерации проявляется все больше общих черт, видимо, возымели действия призывы более внимательно изучить опыт китайских реформ. Россия и Китай практически едины во мнении в отношении к глобализации и регионализации; российский подход, как и китайский, во многом основывается на принципе разделения политики и экономики. Россия все чаще говорит о своем особом пути и предпочитает интеграцию без ущерба для национального суверенитета. Причины такого поведения России немногим отличаются от аналогичных причин, имеющихся у Китая.
К развитию экономического сотрудничества страны подталкивают протяженная общая граница, достаточно развитая приграничная торговля и обоюдное стремление стран восстановить один из полюсов многополярного мира, причем с претензиями Китая на лидерство. Развитие сотрудничества требуют и остро стоящие перед Россией вопросы
легального и нелегального проникновения жителей Поднебесной на ее территорию, практически не оставляя ей выбора. Сравнивая население Китая и Российской Федерации, а также демографическую ситуацию в России, можно сделать однозначный вывод: процесс нелегальной миграции китайцев в Россию, не смотря на любые меры, будет только набирать силу. К сказанному можно добавить, что доля КНР в товарообороте России, является наивысшей по сравнению с другими странами этого региона.
В этом же контексте лежит и задача, поставленная в 2003 г. Президентом России В. В. Путиным и Председателем КНР Ху Цзиньтао о достижении в ближайшие годы объема товарооборота между нашими странами в 20 млрд дол. Таким образом, интеграционные процессы Китая и России взаимовыгодны для обеих стран, что является одним из необходимых условий их конструктивного развития. Залогом успеха этого сотрудничества является ШОС. В этой связи рассмотрим перспективные направления сотрудничества в рамках этой организации.
В последнее время ШОС обратила на себя пристальное внимание стран всего мира, эта организация стала реальным шагом в деле проведения в жизнь идеи многополярного мира. ШОС — это уникальный политический шанс, принципиально новая модель геополитической интеграции. Организация охватывает почти две трети Евразийского континентального пространства, объединяя государства различных цивилизационных истоков.
В основе внешнеэкономической доктрины организации лежит понимание многообразия цивилизаций и моделей развития, она призывает не навязывать шаблоны и стандарты посредством силы или угрозы ее применения. Хотя изначально ШОС была создана для решения пограничных вопросов и взаимного сокращения вооруженных сил в этом районе, очень скоро участники объединения начали понимать, что без экономической составляющей нет перспективы дальнейшего развития. Уже в сентябре 2001 г. главами правительств государств-членов ШОС был подписан Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Затем в 2003 г. государства-члены ШОС приняли Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В долгосрочной перспективе — до 2020 г. — эта программа рассчитана на создание наиболее благоприятных условий для взаимной торговли и инвестиций, максимально эффектив-
ного использования региональных ресурсов и постепенный переход к свободному перемещению товаров, капиталов, услуг и технологий.
Наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями и кредитно-банковской сферой программа в качестве приоритетных направлений сотрудничества предусматривает взаимодействие в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства. Таким образом, одним из приоритетных направлений сотрудничества является сотрудничество в социальной сфере.
В настоящее время участники вырабатывают стабильные и прозрачные «правила игры», включающие в себя в том числе разработку механизма сотрудничества, совместимого с нормами и правилами ВТО. Основанием для оптимизма по поводу будущего ШОС является стабильный экономический рост во всех странах-членах организации. В перспективе страны рассматривают возможность совместной организации геологоразведочной деятельности при разработке богатейших ресурсов Центральной Азии. Планируется осуществить крупные нефтегазовые проекты, связанные с прокладкой трубопроводов, в частности, из Центральной Азии в Синьцзян-Уйгур-ский автономный район Китая с коренной реконструкцией трубопроводной системы в Киргизии; проектом века может стать строительство трубопровода из России в Китай.
Государства-участники ШОС прорабатывают вопросы создания единого транспортного пространства, модернизации автотранспортных коридоров, изучаются возможности прокладки новых маршрутов, в том числе железнодорожных, из западных районов Китая в Европу. Стратегическое значение таких новых транспортных коридоров трудно переоценить, в результате может появиться совершенно новое направление в региональной экономической политике. Государства Центральной Азии и близлежащих стран получат открытый доступ к морским портам, к новым ресурсам развития и новым рынкам.
ШОС — открытая организация, ориентированная на поддержание мира и стабильности в регионе и развитие международного сотрудничества, интерес к деятельности ШОС проявляют Шри-Ланка, Япония, а также АСЕАН, США и ЕС. В июле 2005 г. решением Совета глав государств-членов ШОС статус наблюдателя при ШОС был предоставлен Индии, Ирану и Пакистану.
Возможно, с точки зрения теории столкновения цивилизаций Китай и другие страны — участники
и наблюдатели ШОС как представители иной цивилизации, нежели Россия, могут представляться менее привлекательными партнерами, чем страны западной или православной цивилизации. Однако необходимо помнить, что в эпоху глобализма экономические субъекты становятся все более и более прагматичными, и на первое место выходят вопросы экономического взаимодействия, выживания и расширения рынков своего экономического присутствия. Главными вопросами интеграции становятся вопросы политической стабильности в стране-партнере, взаимодополняемость и совместимость их экономик, а также взаимная заинтересованность в развитии сотрудничества. Подтверждением этому является ситуация с созданием единого экономического пространства (ЕЭП), а ведь три страны в объединении являются представителями одной цивилизации, и основная причина противоречий не заключается в стране-носителе иной цивилизации, Казахстане. Главная причина, видимо, это перманентный кризис с элементами публичного шоу на Украине. А что мешает союзу Россия-Белоруссия? Начиная с 1997 г., стороны не могут договориться об условиях введения единой валюты, и сейчас введение опять отложено на неопределенные сроки, правда, по техническим причинам. Представляется, что технические причины — это значительные расхождения во взглядах на экономическое устройство союза и в принципах функционирования хозяйствующих субъектов. Примат прагматизма в современном мире можно найти и вне просторов СНГ, в рамках ЕС — это решение о начале переговоров по присоединению к ЕС Турции. Первым шагом в этом направлении явилось подписание в июле 2005 г. договора о таможенном союзе. Осложняющим переговоры фактором является требование ЕС о признании Турцией Кипра. Стареющая Европа хочет в перспективе черпать человеческий потенциал из страны мусульманской цивилизации.
И среди европейцев уже существует мнение, что вступление Турции станет мостом в исламский мир, ценным внешнеполитическим «активом», бастионом против «конфликта цивилизаций». Европейские страны в любом случае становятся все более мультикультурными: в ЕС уже проживают от 10 до 12 млн мусульман, многие из которых имеют гражданство.
Таким образом, реальные экономические интересы перевешивают цивилизационные рамки, во всяком случае, заставляют поступаться некоторыми принципами. Не принижая роль остальных стран-участниц и наблюдателей ШОС, следует признать, что главным игроком в этой команде, безусловно, является Китай, поэтому большое значение для России имеет двустороннее сотрудничество с ним. Представляется символичным, что Китай и Россия вошли в XXI век стратегическими партнерами, это внушает надежды на эффективное участие России в азиатско-тихоокеанской экономической интеграции. Развитие сотрудничества с Китаем в рамках ШОС имеет все основания стать для России тем локомотивом развития, который потянет ее экономику вперед.
В заключение необходимо отметить, что участие в азиатско-тихоокеанской экономической интеграции очень важно для любой страны, в том числе и для России, учитывая, что АТР является суперрегионом, включая в себя отдельные регионы. Активное участие в экономической интеграции этого региона представляет собой движение к эффективному включению в региональную и глобальную экономику. Богатство полезными ископаемыми, примат экономической составляющей сотрудничества в рамках ШОС, членство в АТЭС, статус диалогового партнера АСЕАН предоставляют Российской Федерации возможность стать реальным участником экономической интеграции в АТР.