приоритеты международного регионального интеграционного сотрудничества российской федерации
с.н. курский,
доцент Международной академии бизнеса и управления
Международное интеграционное сотрудничество в наше время — это реальный процесс, происходящий во всем мире, и отказ от него может негативно сказаться как на развитии национальной экономики, так и на положении страны на международной арене. Глобализация мирового хозяйства способствует превращению мирового экономического сообщества в целостную экономическую систему, эффективность национальной экономики во многом определяется ее рациональным включением в мировую хозяйственную систему. Наряду с процессами глобализации в современном мире идут процессы регионализации. Она приводит к сближению хозяйственных механизмов соседних стран и принимает форму межгосударственных соглашений и региональных интеграционных объединений, которые, в основном, демонстрируют динамичное развитие.
Нахождение 29 регионов Российской Федерации на Евразийском континенте не только предоставляет ей возможности участия в международной региональной интеграции как в Европе, так и в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), но и одновременно ставит перед ней проблему выбора вектора своего регионального сотрудничества. Это либо политика «многоприоритетного» развития региональных экономических связей, либо приоритет какого-то одного направления. Отсутствие ясно сформулированной программы, с учетом динамично меняющегося мира, ведет к движению из одной крайности в другую и не позволяет добиться необходимых результатов. При этом сложившиеся стереотипы часто мешают увидеть перспективу и своевременно вносить необходимые коррективы в свою политику. Какое же направление должно быть приоритетным для России, — как необходимо действовать в этом направлении? Для ответов на
эти вопросы рассмотрим основные особенности европейской и азиатско-тихоокеанской региональной экономической интеграции и их значение для Российской Федерации.
Прежде всего, необходимо отметить, налицо разные социально-экономические условия формирования самой идеи интеграции и соответственно пути ее осуществления. Идея создания единой Европы (часто ее называют европейской идеей) существует в европейских странах около семи столетий. Ее приверженцами были Эразм Роттердамский, Уильям Пенн, Иммануил Кант, Джузеппе Мадзини, Виктор Гюго и др. Именно В.Гюго и Д. Мадзини принадлежит лозунг Соединенных Штатов Европы, выдвинутый в середине XIX в.
АТР до начала 90-х гг. ХХ в. оставался регионом с минимальным объемом экономического сотрудничества, интеграционные процессы на региональном и субрегиональном уровнях, здесь стали реально проявляться лишь на рубеже 1980-1990-х гг. Этому способствовало осознание странами региона необходимости консолидации своих рядов перед угрозой протекционизма со стороны сформировавшихся интеграционных союзов, в частности Европейского союза (ЕС), опасность остаться в стороне от происходящих в различных регионах мира процессов экономической интеграции, а также стремление коллективно противостоять потенциальным финансовым потрясениям, рост торговой и инвестиционной взаимозависимости и взаимодополняемости стран региона.
Исследователи механизмов международной экономической интеграции обычно выделяют следующие классические этапы ее развития (формы функционирования интеграционных группировок): зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз
- 25
и в дальнейшем политический союз. Этот путь характерен для стран ЕС — твердых приверженцев классической схемы развития интеграции, они последовательно прошли три первые формы интеграции и в настоящее время находятся на стадии экономического и валютного союза. Вместе с тем необходимо отметить, что началом интеграционных процессов в ЕС стало создание общего рынка товаров угольной и сталелитейной промышленности Франции и ФРГ (договор от 18.04.1951). Это значит, что первым этапом интеграции фактически был отраслевой этап. Однако многие исследователи считают этот период предысторией европейской интеграции. Впоследствии теоретическая модель экономической интеграции в Западной Европе неуклонно выполнялась на практике.
В настоящее время в состав ЕС входят 25 европейских государств, союз является мощной региональной экономической интеграционной организацией, последовательно проводящей политику расширения числа своих членов. На территории ЕС наиболее последовательно реализован принцип четырех свобод: движение товаров, услуг, людей и капиталов. С 01.01.2002 двенадцать стран ЕС ввели в наличный оборот на своей территории единую валюту — евро. В основе сотрудничества в рамках ЕС лежат подписанные соглашения, которые предусматривают конкретные действия сторон в определенные сроки, обязательным условием является формирование единой правовой базы (aquis communautaire), функционирование и развитие ЕС обеспечивает система институтов, норм, методов и процедур, создававшихся и совершенствовавшихся с течением времени. Главными органами управления ЕС являются Европейский совет, Совет Европейского союза (СЕС), Европейская комиссия (ЕК), Европейский парламент (ЕП) и Суд ЕС. Существуют вспомогательные и консультативные органы, такие как Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и Счетная палата (или Палата аудиторов). Формирование на территории ЕС однородного экономического пространства предполагает соблюдение его участниками определенных экономических нормативов (уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, государственный долг, средний размер банковского процента).
Политика ЕС в отношении других интеграционных блоков в Европе состоит в постепенном поглощении этих блоков и присоединении стран их членов к себе, вместе с этим условием присоединения является выполнение целого ряда экономических и политических условий в установленные
26 -
временные рамки. Это означает, что ЕС открыт для приема новых членов при условии выполнения ряда нормативов, установленных для всех стран-членов, при этом решающую роль играет фактор экономического развития. Такой принцип приема новых членов предусматривает наличие переходного периода, в течение которого кандидат на присоединение достигает необходимых показателей и только после этого становится членом Союза.
Рассматривая перспективы региональной интеграции Российской Федерации на европейском направлении, следует коснуться вопросов интеграционного сотрудничества на территории бывшего СССР. Интеграционное сотрудничество бывших советских республик, казалось бы, диктуется всей сутью произошедшего между ними размежевания. Разделив некогда единое хозяйство, каждое из независимых государств приобрело лишь некую его часть, недостаточную в отдельности для быстрого построения сильной и конкурентоспособной экономики. И, казалось бы, нет ничего более простого и естественного, чем соединить все это воедино на рыночных условиях, опять занять достойное место в ряду экономически развитых держав. Кроме этого, при таком объединении есть основания рассчитывать на синергетический эффект. Однако на практике все оказывается гораздо сложнее.
После распада СССР в декабре 1991 г. страны, которые были раньше республиками Советского Союза, образовали Содружество независимых государств (СНГ). В его состав вошли 12 государств бывших республик СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В рамках Содружества государства-члены СНГ предусматривали создание экономического союза. Его создание должно было осуществляться путем последовательного использования таких форм интеграции, как: межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз. В силу известных причин СНГ не стало реально работающим объединением. Более того, со временем проблем становится все больше. Сотрудничество ЕС со странами СНГ осуществляется только в рамках двусторонних отношений, и ЕС как бы не замечает СНГ как экономический блок. Невольно напрашивается вывод, что в настоящее время ЕС рассматривает СНГ как дискуссионный клуб, в рамках которого могут «обкатываться» решения, важные для развития дальнейших отношений го-
сударств на постсоветском пространстве. Сотрудничество ЕС со странами СНГ осуществляется на основе соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС), такие соглашения ЕС заключил со всеми странами СНГ (за исключением Таджикистана). СПС предусматривает двустороннее сотрудничество участвующих в соглашении стран по многим направлениям. С Российской Федерацией СПС было подписано 24 июня 1994 г. и вступило в силу с 1 декабря 1997 г.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было создано в октябре 2000 г. путем преобразования таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. На заседании Межгосударственного совета организации в сентябре 2003 г. было принято решение о создании зоны свободной торговли со всеми государствами СНГ до 2012 г. Вероятно, это наиболее жизнеспособное экономическое объединение на территории бывшего СССР. В начале октября 2005 г. произошло расширение этой организации, кандидатом на вступление в ЕврАзЭС стал Узбекистан. Это присоединение происходит в рамках интеграции Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ОЦАС), членами которой являются Россия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан в ЕврАзЭС в соответствии с решениями саммита ОЦАС, прошедшего 6 октября 2005 г. в Санкт-Петербурге.
Соглашение о формировании ЕЭП было подписано 19.09.2003. В его составе четыре страны: Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Однако до настоящего времени в рамках объединения не выработано единой позиции по строительству такого пространства, что делает туманными перспективы его формирования в указанном составе. Препятствием к его созданию в этом составе является также неурегулированность российско-украинских отношений по «газовому» вопросу.
Период конца 1980 — 90-х гг. оказался богатым на выдвижение интеграционных инициатив на территории АТР — создание зоны свободной торговли в рамках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 1992 г. и в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1994 г., создание зон экономического роста (начиная с 1989 г.) и многих других. До этого регион характеризовался высоким уровнем экономической взаимозависимости и взаимодополняемости в рамках хозяйственной интернационализации.
Одной из особенностей интеграции в АТР является приверженность стран региона принципу
открытого регионализма. Его концепция впервые была предложена японским премьер-министром М.Охира в 1970-е гг. Открытый регионализм означает необходимость дальнейшего укрепления глобальной экономической системы, достижения ее открытости для свободного движения товаров, услуг, капиталов, передачи технологии, информации, возможности принятия и участия третьих стран. Понятие открытого регионализма, принятое в мировой практике, означает свободный доступ факторов производства страны на территории стран — членов группировки при условии ее вступления в интеграционную группировку и принятия общих правил и обязательств на условиях принципа взаимности.
Для АТР вообще характерен особый путь интеграционного сближения, который можно назвать мягкой схемой регионализации, нашедшей проявление в формировании зон экономического роста как особой формы приграничного экономического сближения. Вместе с этим принципы открытого регионализма проявляются в непринятии странами АТР жесткой западной модели экономической интеграции с наделением стран — членов группировки конкретными обязательствами и фиксацией сроков их реализации.
Еще одной особенностью азиатско-тихоокеанской экономической интеграции является приоритет субрегиональной интеграции над общерегиональными интеграционными тенденциями. В целом, интеграционные тенденции АТР отличаются сочетанием регионализма и субрегионализма. Это и понятно, так как АТР является макрорегионом и включает в себя другие отдельные регионы — Северо-Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Северную Америку, Южную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию.
Участие Российской Федерации в интеграционном процессе в АТР, наряду с такими странами, как США, Япония и Китай, способствует укреплению российского авторитета на мировой арене. Нахождение в составе АТЭС позволяет России получить преимущества членства в организации и в то же время не ставит ее в жесткие рамки интеграционных процессов. Однако только отсутствие жесткого плана интеграции, как в ЕС, автоматически не открывает перед Россией рынков стран объединения. Как известно, это также вопрос и конкурентоспособности, и инфраструктуры, и других компонентов.
Западноевропейская и азиатско-тихоокеанская модели региональной экономической интеграции различаются между собой по следующим основным признакам:
- 27
1. Мягкие схемы интеграции в АТР (процесс принятия совместных решений и их выполнения не подчинен жесткому алгоритму) и жесткая схема интеграции в Европе — выполнение в определенный срок совместно принятых решений.
2. Многоуровневый характер интеграции как в АТР, так и в Европе, однако преобладание микроуровня в АТР и макроуровня и наднационального начала в Европе.
3. Начало интеграционному сотрудничеству в АТР положили неправительственные организации — советы сотрудничества (ТЭС и СТЭС), созданные при активном участии деловых кругов, и лишь позднее это сотрудничество получило свое развитие на уровне государств и правительств, тогда как в Европе это было образование ЕОУС по инициативе правительства.
4. В интеграционные процессы в АТР вовлечены страны с различными уровнями экономического развития, при этом целью интеграции не является задача выравнивания этих уровней в отличие от Европы, где это является одной из главных задач.
5. В состав интеграционных группировок АТР входят государства, участвующие в других интеграционных группировках, например НА-ФТА-США, Канада, Мексика, СНГ-Россия, тогда как в Европе это участие только в одной группировке.
Для Российской Федерации, не раз заявлявшей об отсутствии планов по присоединению к ЕС, объективно ближе принципы интеграции, сложившиеся в АТР.
Рассмотрим состояние внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации с вышеуказанными объединениями. Статистические данные свидетельствуют, что уровень хозяйственного сотрудничества со странами АТР до настоящего времени находится на гораздо более низком уровне, чем со странами ЕС. Данные о состоянии внешней торговли Российской Федерации в рамках ЕС, СНГ, АТЭС, ЕврАзЭС и ЕЭП за период 2000 - 2004 гг. показывают, что основными внешнеторговыми партнерами в торговле товарами были страны ЕС.
Внешнеторговый оборот России со странами ЕС в указанный период имел тенденцию к росту, вместе с этим его доля в обороте в период 2000 - 2004 гг. находилась на уровне от 35,4 до 36,8%, а в 2004 г. увеличилась почти на 9% в связи с расширением ЕС до 25 членов. Товарооборот за указанный период вырос с 48,5 млн дол. до 115,9
28 -
млн дол. и составил в 2004 г. 45,1% от общего товарооборота. Темпы его роста в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составили 167,7%, что выше темпов роста внешней торговли России со всеми странами за тот же период — 134,6%. Основными внешнеторговыми партнерами Российской Федерации из числа стран-членов ЕС в 2000 — 2004 гг. являлись Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия и Франция, а в 2004 г. к ним присоединились Польша и Кипр. Доля указанных восьми стран в общем товарообороте России в 2004 г. составила 36,1%. Таким образом, общий рост товарооборота Российской Федерации во многом обеспечен ростом товарооборота со странами ЕС.
Страны СНГ занимают позицию вслед за странами ЕС. Внешнеторговый оборот России со странами СНГ в указанный период также имел тенденцию к росту, вместе с этим его доля в обороте в период 2000-2004 гг. находилась на уровне от 16,9 до 18,5%, а в 2004 г. несколько снизилась до 18,3%. Товарооборот в указанный период вырос с 25,4 млн дол. до 47,1 млн дол., что составило рост 140,2%. Это ниже, чем со странами ЕС, но несколько выше темпов роста внешней торговли России со всеми странами. Товарооборот с большинством стран СНГ не достигает и 1%, а основными торговыми партнерами России являются Белоруссия, Украина и Казахстан, доля которых в общем товарообороте в 2004 г. составляла соответственно — 6,8, 6,6 и 3,2%. Таким образом, именно эти страны составляют костяк СНГ и субрегиональных объединениях на постсоветском пространстве, таких как ЕврАзЭС и ЕЭП. Говоря о субрегиональных объединениях стран СНГ на постсоветском пространстве, следует отметить, что внешнеторговый оборот России со странами ЕврАзЭС за указанный период вырос с 14,2 млрд дол. до 26,4 млрд дол. США, что составило в 2004 г. 10,3 % от общего оборота. Темпы роста составили 141,2%, это второй показатель по темпам роста после ЕС. Со странами формирующегося ЕЭП оборот составил в 2004 г. 42,62 млрд дол. США, или 16,6 % от общего оборота.
Третья позиция принадлежит странам АТЭС. Внешнеторговый оборот России со странами АТЭС в указанный период также имел тенденцию к росту, вместе с этим его доля в обороте в период 2000 — 2004 гг. находилась на уровне от 14,7 до 16,4%, а в 2004 г. выросла до 16,8%. Товарооборот в указанный период вырос с 19,8 млн дол. до 43,2 млн дол., что составило рост 140,9%. Это ниже, чем со странами ЕС, но несколько выше темпов роста внешней торговли России со всеми странами и аналогичного показателя со странами СНГ. Основными внешнеторго-
выми партнерами Российской Федерации из числа стран-членов АТЭС в 2000-2004 гг. являлись Китай, США, Япония и Южная Корея. Доля этих стран в товарообороте Российской Федерации в 2004 г. составляла соответственно 5,8, 3,8, 2,8 и 1,6%.
Общие тенденции, сложившиеся за период 2000 — 2004 гг. в основном не изменились, главными торговыми партнерами за период 9 мес 2005 г. России остались те же экономические объединения. Вместе с этим необходимо отметить значительный рост доли стран ЕС в общем товарообороте России до 52,4%, значительное снижение доли стран СНГ до 15,4%, и перемещение на второе место по этому показателю стран АТЭС, хотя и с общим снижением до 15,9%.
Таким образом, Россия увеличила объемы своего товарооборота со странами ЕС (в основном за счет расширения ЕС до 25 членов), сохранила практически прежние позиции в торговле со странами АТЭС и снизила товарооборот со странами СНГ, при этом товарооборот со странами АТЭС превосходит аналогичный показатель со странами СНГ. Основные торговые партнеры России за 9 мес 2005 г. в указанных объединениях не изменились.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Основными внешнеторговыми партнерами Российской Федерации в 2000 — 2004 гг. являлись страны ЕС, они же продолжают оставаться лидерами и за период 9 мес 2005 г. Доля этих стран в общем объеме товарооборота России еще более повысилась, что произошло не только за счет расширения ЕС до 25 членов. Страны ЕС — непререкаемый лидер по объемам товарооборота товаров и услуг, не только в натуральном выражении, но и по темпам его роста. По объему инвестиций в экономику России лидерство стран ЕС также, несомненно.
2. В период 2000-2004 гг. доля стран АТЭС в товарообороте, за исключением 2003 г., неуклонно возрастала, в то время как доля стран СНГ не росла. И в рамках этого тренда следует отметить превышение за 9 мес 2005 г. доли стран АТЭС над долей стран СНГ (15,9 против 15,4%).
3. В рамках СНГ основными партнерами Российской Федерации являются Белоруссия, Казахстан, Украина и Узбекистан. Следует отметить активизацию сотрудничества России с Узбекистаном, как в торговле, так и в инвестиционной сфере.
4. Значительная роль в повышении доли АТЭС в общем объеме товарооборота России принадлежит Китаю.
Полученные результаты однозначно свидетельствуют о европейском направлении вектора интеграционного сотрудничества Российской Федерации в настоящее время. Вместе с тем необходимо отметить некоторое оживление сотрудничества со странами АТР.
В конце ХХ и начале XXI в. региональное интеграционное сотрудничество с участием России набирает обороты — Российская Федерация находится в составе СНГ, ЕврАзЭС, формирующегося ЕЭП, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В настоящее время явно проявляются тенденции активизации позиции России на азиатско-тихоокеанском направлении. Это имеет свое логичное объяснение: в конце прошлого века Россия только формировала свою внешнеполитическую доктрину и была слишком зависима от западных демократий. Эта зависимость существовала как в финансовой, так и в иных сферах. Российская Федерация не имела финансовых возможностей, да и, видимо, желания, участвовать в экономических проектах по нескольким направлениям, кроме этого рекомендации ведущих международных экономических организаций содержали достаточно жесткие инструкции на этот счет. В определенной степени это обстоятельство способствовало аморфному экономическому содержанию СНГ. В последнее время все большее значение для России в этом регионе приобретает сотрудничество в рамках ШОС, которая стала реальным шагом в деле проведения в жизнь идеи многополярного мира. ШОС охватывает почти две трети Евразийского континентального пространства, объединяя государства различных цивилизационных истоков.
Государства-члены ШОС приняли Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В долгосрочной перспективе — до 2020 г. — эта программа рассчитана на создание наиболее благоприятных условий для взаимной торговли и инвестиций, максимально эффективного использования региональных ресурсов и постепенный переход к свободному перемещению товаров, капиталов, услуг и технологий. Планируется осуществить крупные нефтегазовые проекты, связанные с прокладкой трубопроводов. В частности, из Центральной Азии в Синьцзян — Уйгурский автономный район Китая с коренной реконструкцией трубопроводной системы в Киргизии, проектом века может стать строительство трубопровода из России в Китай. Государства-участники ШОС прорабатывают вопросы создания единого транспортного пространства, модернизации автотранспортных коридоров. Изучаются возмож-
- 29
ности прокладки новых маршрутов, в том числе железнодорожных, из западных районов Китая в Европу. Интерес к деятельности ШОС проявляют Шри-Ланка, Япония, а также АСЕАН, США и ЕС. В июле 2005 г. решением Совета глав государств-членов ШОС статус наблюдателя при ШОС был предоставлен Индии, Ирану и Пакистану.
С ростом своей экономики Российская Федерация предпринимает все больше усилий на азиатском направлении. Об этом может свидетельствовать ее активное участие в урегулировании ситуации в Киргизии и Узбекистане, назначение нового посла России в Китае, совместные российско-китайские военные маневры, активное участие в работе ШОС, активизация сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Этот тренд подтверждается выходом Узбекистана из ГУУАМ (группировка, до недавнего времени включавшая в себя Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию), вывод американской базы с территории Узбекистана, а также его желание вступить в ЕврАзЭС. В последнее время все чаще звучит критика в адрес Украины за ее прозападную ориентацию, не говоря уже о Грузии. Меньше стало заявлений о союзе славянских народов. В то же время на европейском направлении все больше неопределенности в перспективах СНГ (видимо, эта группировка так и останется механизмом цивилизованного «развода» и дискуссионным клубом), возникла пауза в строительстве ЕЭП с Белоруссией, Казахстаном и Украиной.
Богатство Российской Федерации энергоносителями, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а также быстрое экономическое развитие Китая и Индии (которое, по мнению многих экспертов, и является главной причиной роста цен на энергоносители) просто не оставляет России другого выбора, как развивать сотрудничество с этими странами в энергетической сфере. Увеличение поставок сырья и энергоносителей в эти страны — это даже не смена приоритетов сотрудничества Российской Федерации, а стремление освоить расширяющиеся рынки, тем более что Россия обладает большими запасами газа и нефти, что является ее естественным конкурентным преимуществом. Таким образом, не использовать сложившуюся ситуацию просто невозможно, тем более что в дальнейшем освоенный энергетический рынок этих стран будет плацдармом для расширения экспорта других российских товаров.
Намерения России обеспечить потребности АТР в газе за счет разработки месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, наряду с планами Российской Федерации о строительстве
30 -
нефтепровода Сковородино-Тайшет-Перевозное с выходом на рынки Китая и Японии в рамках развития энергодиалога, свидетельствуют о желании России развивать сотрудничество в этом регионе. Российская Федерация должна использовать свой шанс в этом направлении, учитывая ограниченность и освоенность аналогичных рынков Европы. Тем более что наличие больших запасов газа и нефти является естественным конкурентным преимуществом России. В дальнейшем новые завоеванные рынки могут стать рынками сбыта других российских товаров и услуг, на базе энергетического сотрудничества Россия должна предпринять реальные усилия по развитию своих машинотех-нических секторов экономики. Таким образом, Российская Федерация, используя благоприятную для себя внешнеэкономическую конъюнктуру, имеет возможность более эффективного использования полученных от торговли энергоносителями средств, нежели простое накопительство.
Вместе с этим, по мнению аналитиков, факт присутствия России в АТР скорее виртуальный, чем реальный.
Необходимо отметить, что Россия является единственной «азиатской» страной, имеющей договор о сотрудничестве с ЕС, и в то же время — единственной «европейской» страной, являющейся членом АТЭС и внерегиональным партнером АСЕАН. Она может сыграть роль ключевого звена в развитии экономических и политических связей между Европой и Азией, продуманная стратегия внешнеэкономической деятельности на Востоке могла бы позволить России получить определенные преимущества в отношениях с Западом.
И еще один аргумент в пользу АТР. В соответствии с эти прогнозом Международного валютного фонда (МВФ) экономика США сохранит высокие для развитых стран темпы роста, однако ожидается некоторое замедление роста ВВП США — с 4,2 в 2004 г. до 3,6% в 2005 г., со стабилизацией на данном уровне в последующие годы. В еврозоне также ожидается стабилизация темпов экономического роста, прирост ВВП в 2004 г. по отношению к предыдущему году составил 2%. Рост ВВП в последующие годы не превысит уровня в 2,4%.
На этом фоне экономика Китая продолжит развиваться ускоренными по сравнению со всеми развитыми странами темпами. По итогам 2004 г. рост ВВП Китая составил, по оценке, 9,5%, и, несмотря на все усилия властей Китая по предотвращению «перегрева» экономики, сохранится на таком высоком уровне и в последующие годы с возможным замедлением до 8-8,5%.
Таким образом, китайская экономика может стать локомотивом для российской экономики и, возможно, с помощью Китая России удастся преодолеть сложившиеся дисбалансы. Такое предположение подкрепляется и тем обстоятельством, что Китай и Россия должны решать для себя во многом дополняющие друг друга проблемы: для России это стерилизация «лишних» денег в экономике, а для Китая — расширение рынков сбыта своей продукции.
Можно предположить, что времена ультро-европеизма уходят в прошлое, и хотя вектор регионального экономического интеграционного сотрудничества продолжает быть направленным в сторону Европы, это направление уже не так непоколебимо, как в конце ХХ в. Европа это чувствует и предпринимает шаги по дальнейшему развитию сотрудничества с Российской Федерацией, (например, в энергетической сфере). А это говорит о возобладании прагматического подхода к международному региональному экономическому сотрудничеству Российской Федерации. происходит осознание того факта, что новый миропорядок формируется в рамках региональных группировок, которые осуществляют сотрудничество в интересах глобальной экономики.
Регионализм вступает в стадию глобализма, когда направление регионального сотрудничества не только не противоречит идеям глобализма, но и способствует движению в этом направлении.
Становится очевидным, что неэффективное участие в региональных экономических объединениях ведет не только к проблемам с интеграцией в глобальную экономику, но и к потере статуса серьезного игрока в мировой политике. А, как известно, интересы Российской Федерации находятся не только в Европе. В этой связи уместно вспомнить меткое высказывание классика о том, что политика есть концентрированное выражение экономики. Регионализм выступает как реальный механизм формирования многополярного мира на общем экономическом и политическом пространстве, способствует восприятию признаков не только одной цивилизации, а сохранению ценностей и особенностей многих культур, а также форм социально-экономического развития при согласовании общих принципов партнерства и конкуренции.
Несомненно, что интересы России в АТР связаны со спецификой географического положения страны, географической удаленностью и экономической оторванностью от центра регионов Сибири и Дальнего Востока, их близостью к АТР. Стратегический интерес России заключается в необходимости сбалансированного экономического и политического присутствия не только в Европе, но также и в АТР. Россия как евроазиатская держава должна стремится к развитию сбалансированного международного сотрудничества — как в Европе, так и в Азии.
Не успели оформить
подписку на 2006 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 921-69-49, Http://www.financepress.ru
(495) 921-91 -90 E-mail: post@financepress.ru