Научная статья на тему 'Условия и особенности использования информационных технологий при проведении реинжиниринга бизнес-процессов'

Условия и особенности использования информационных технологий при проведении реинжиниринга бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
673
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕИНЖИНИРИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Серышев Р.В., Албогачиев А.О.

Реинжиниринг бизнес-процессов, как методология повышения эффективности, в последние десятилетия показал свою эффективность. Использование информационных технологий может вывести процесс реинжиниринга на более качественный уровень. В статье рассматриваются вопросы реинжиниринг бизнес-процессов, а также применение информационных технологий в данном процессе. Постулируется, что существует общность процессов реинжиниринга во всех отраслях, однако, стратегические возможности применения этого инструмента могут отличаться. Подробно изучается роль и возможности информационных технологии в реинжиниринге и повышении эффективности и достижении целей, приводятся современные инструментальные средства. В контексте выявленных препятствия проведения реинжиниринга, определяются шаги проектирования и разработки системы реинжиниринга бизнес-процессов. Выполненные анализ проблемной области позволил определить проблемы реинжиниринга, роль информационных технологий в разрешении данных проблем; сформулировать предложения по использованию уже известных методов, используемых при реинжиниринге, интегрированных с информационными технологиями, определен порядок проведения реинжиниринга с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и особенности использования информационных технологий при проведении реинжиниринга бизнес-процессов»

Условия и особенности использования информационных технологий при проведении реинжиниринга бизнес-процессов

да

о

см

<в О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Серышев Роман Викторович,

канд. экон. наук, доцент Департамента менеджмента. ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), seryshev@mail.ru

Албогачиев Асхаб Омарович,

магистрант кафедры бизнес-информатики. ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (МГПУ), aashab@yandex.ru

Реинжиниринг бизнес-процессов, как методология повышения эффективности, в последние десятилетия показал свою эффективность. Использование информационных технологий может вывести процесс реинжиниринга на более качественный уровень. В статье рассматриваются вопросы реинжиниринг бизнес-процессов, а также применение информационных технологий в данном процессе. Постулируется, что существует общность процессов реинжиниринга во всех отраслях, однако, стратегические возможности применения этого инструмента могут отличаться. Подробно изучается роль и возможности информационных технологии в реинжиниринге и повышении эффективности и достижении целей, приводятся современные инструментальные средства. В контексте выявленных препятствия проведения реинжиниринга, определяются шаги проектирования и разработки системы реинжиниринга бизнес-процессов. Выполненные анализ проблемной области позволил определить проблемы реинжиниринга, роль информационных технологий в разрешении данных проблем; сформулировать предложения по использованию уже известных методов, используемых при реинжиниринге, интегрированных с информационными технологиями, определен порядок проведения реинжиниринга с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, реинжиниринг, бизнес-процессы, реструктуризация, проектирование бизнес-систем.

В последнее время реинжиниринг бизнес-процессов стал одним из наиболее важных и популярных подходов к управлению изменениями, которые привлекли большое внимание академиков и специалистов-практиков.

Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) связан с фундаментальным переосмыслением и радикальным изменением бизнес-процессов для достижения существенных и устойчивых улучшений в качестве, стоимости, обслуживании, сроках выполнения, результатах, гибкости и инновациях. Группа связанных задач, которые вместе создают ценность для клиента, называется бизнес-процессом. В этом смысле существует три корпоративные цели:

• обеспечение удовлетворенности клиентов;

• возврат инвестиций;

• увеличение или сохранение доли рынка.

Достижение этих целей требует установления

взаимозависимости между процессами и системными зависимостями, которые устанавливаются путем интеграции различных бизнес-процессов. Основной целью реинжиниринга является разработка интегрированных стратегий и процессов управления запасами и логистики для обеспечения их реализации с помощью процедур и систем в компании, основанных на бизнес-процессах.

Бизнес-процесс может быть идентифицирован через характеристики результата, который преобразуется и создается рассматриваемой системой. Например, разработка продукта и превращение его в конечный результат можно рассматривать как процесс. Реинжиниринг фокусируется на всем процессе: от концептуальной стадии продукта до конечного дизайна. Сосредоточение на процессе предоставляет возможность реинжиниринга процесса или радикального сокращения количества действий, необходимых для выполнения процесса с помощью современных информационных технологий.

Новые разработки в области информационных технологий, такие как обработка изображений, мультимедиа и экспертные системы, могут быть использованы для сокращения числа видов деятельности, не связанных с добавленной стоимостью. Организационная реструктуризация, включая изменение рабочих мест, может быть использована для оптимизации процесса доставки това-

ров и услуг. Упрощение процесса является первым важным шагом на пути к реинжинирингу бизнес-процессов. Следовательно, организациям следует создать проектную группу, которая бы занималась совершенствованием бизнес-процессов с целью анализа всех стадий производства продуктов, а затем выявления действий, не связанных с добавленной стоимостью, таких как хранение и проверка, и устранение подобных недостатков. Роль информационных технологий в реинжиниринге бизнес-процессов можно рассматривать с двух точек зрения:

• роль Интернета, мультимедиа, различных программных продуктов, обеспечивающих выполнение тех или иных производственных задач;

• роль самих технологий, обеспечивающих работу медиа- и телекоммуникационных услуг.

Информационные технологии сыграли важную роль в успехе общей инициативы по реинжинирингу, а управление информацией во всей компании позволит обеспечить развитие навыков в области системного и технического проектирования.

За последние несколько лет количество статей и книг по реинжинирингу бизнес-процессов (РБП) постепенно увеличивалось. Ключевые пункты некоторых существующих публикаций РБП [1, 2, 3, 4, 5] могут быть обобщены:

• РБП значительно улучшает производительность организаций посредством радикальных преобразований;

• РБП предполагает фундаментальное переосмысление того, как компания ведет бизнес;

• Информационные технологии (ИТ) - это ключевой фактор, способствующий преобразованию бизнеса.

РБП, несомненно, требует индивидуального подхода (т. е. каждая фирма должна использовать его по-своему для удовлетворения своих потребностей). Концепция РБП по большей части неправильно понята и используется только для внедрения некоторых элементов информационных технологий или для реорганизации предприятий. Это обусловливает необходимость универсально приемлемой модели реализации данного процесса и разработки общепринятой методологии.

РБП позволил многим организациям заново перепроектировать производство, улучшить производительность, занять достойное место на своих рынках. РБП заново проектирует бизнес-процессы, устраняя старые, путем поиска новых, менее затратных и более эффективных способов выполнения работы, радикально изменяя всю производственную и маркетинговую часть организаций.

Скорость изменений на рынках, короткая продолжительность жизненных циклов продуктов, высокие ожидания и требования потребителей диктуют фундаментальные изменения в структу-

рах организации, культуре и других процессах управления.

Бизнес-процесс должен претерпеть фундаментальные изменения для повышения производительности и качества [6]. Радикальные изменения, в отличие от приращения или корректировки уже существующих норм, вносятся для существенного улучшения. Реинжиниринг заключается не в тонкой настройке или незначительном увеличении, а в амбициозном желании сделать все необходимое для значительного улучшения производительности. Есть несколько факторов, которые будут препятствовать реинжинирингу и, следовательно, инновациям и росту:

• исправление процесса вместо его изменения;

• лишнее избежание рисков;

• наличие монополиста на рынке;

• смена лидеров отрасли;

• согласие на незначительные результаты;

• культура, организационные отношения, навыки и умения;

• экономия на ресурсах;

• отступление от задуманного в случае сопротивления работников.

РБП фокусируется на последовательности действий, которые формируют различные процессы, связанные с ведением бизнеса. РБП должен позволять фирмам моделировать и анализировать процессы, поддерживающие продукты и услуги, выделять возможности как радикальных, так и постепенных улучшений бизнеса за счет выявления и устранения потерь и неэффективности, а также оптимизировать организационные процессы с помощью сочетания информационных технологий и передовых методов работы.

Реинжиниринг требует реструктуризации предприятия с помощью упрощения и стандартизации, реализуемых на основе Интернет-сети, новейших систем электронного планирования потребностей, программного обеспечения для проектирования продуктов и электронной коммерции. Организационная реструктуризация путем стандартизации и упрощения устраняет барьеры потока информации и, следовательно, эффективного потока материалов по цепочке поставок. Беспрепятственный обмен информацией может быть обеспечен за счет использования различных ИТ для улучшения интеграции различных функциональных областей. Основной целью РБП является своевременная доставка качественных товаров по конкурентоспособным ценам. Производственная система, а также организационная структура должны быть изменены, подчеркивая важность координации основных бизнес-процессов в цепочке от поставщиков к клиентам, в отличие от существующих сложных структур функционально-дифференциально-ерархических

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 6

м о

да

о

см

<в О!

О Ш

т х

<

т о х

X

систем. Изменения в поведении должны предшествовать реинжинирингу бизнес-процессов. Поэтому такие вопросы, как обучение и образование, расширение прав и возможностей сотрудников, командная работа и программы мотивации, играют важную роль в реинжиниринге бизнес-процессов.

Эффективность бизнеса может быть улучшена путем массовой настройки, а также упрощения производственных процессов.

ИТ является важным элементом в такой интеграции. Такие методы, как [7]:

- анализ на основе времени;

- инструменты реинжиниринга систем и ИТ;

могут применяться для управления цепями поставок, а также для администрирования отношений с клиентами (от заказа до получения оплаты), цикла разработки продукта (от определения концепции до производства конечного продукта).

Надлежащий анализ и удовлетворение человеческих мотивационных реакций на изменения, несомненно, так же важна для успешного внедрения принципиально нового метода работы, как и технические аспекты разработки процесса. В связи с растущей обеспокоенностью по поводу глобальной конкурентоспособности было предпринято несколько инициатив для повышения конкурентоспособности производственных и сервисных компаний.

РБП - это структурированный подход для анализа и постоянного улучшения основных видов деятельности, таких как производство, маркетинг, коммуникации и другие важные элементы деятельности компании.

Автоматизация позволяет выполнить некоторые функции РБП быстрее, однако, этот процесс не предусматривает фундаментальных улучшений в производительности без изменений процессов. Таким образом, радикальные улучшения благодаря производственным инновациям больше связаны со способностью компании изменять свои процессы, чем с простой автоматизацией.

РБП - это нисходящий подход управления процессами, которым руководят старшие управленцы, и который направлен на повышение производительности за счет радикальных изменений в системе в краткосрочной перспективе.

Компании / организации обычно должны достигать трех важных целей для увеличения эффективности:

• концентрация на процессе, а не перспективе продукта;

• установление межфункциональной координации и интеграции;

• соответствие между целями и планами улучшения.

Информационные технологии можно использовать для моделирования и анализа бизнес-процессов, а затем для реинжиниринга этих про-

цессов. Внедрение РБП для радикального изменения производственной стратегии требует соответствующего отношения к изменениям и серьезного участия как отдельных людей, так и групп сотрудников. Основным аспектом РБП является человеческий фактор, поэтому компании должны надлежащим образом мотивировать сотрудников, а технологии, необходимые для обучения, должны быть доступными.

Концепция временной конкуренции (КВК) и экономичного производства имеют большое значение для РБП. КВК основана на управлении процессами и призвана радикально сократить время, необходимое для производства единицы продукции. Соответствующие выгоды могут включать повышение производительности, конкурентоспособность цен, снижение рисков и увеличение доли рынка [8].

Успешное организационное развитие для РБП должно включать в себя:

• целостный взгляд на организацию;

• стремление к одновременным изменениям и улучшениям нескольких критических переменных, таких как: стоимость, качество и сроки поставки, отношения с клиентами и поставщиками, использование технологий, организационные мероприятия, обучение сотрудников и развитие компетенций;

• динамичный и долгосрочный взгляд на процессы изменений;

• развитие самой работы и связанных с работой задач с точки зрения влияния на изменения и процессы развития.

Следующие четыре рекомендации могут помочь лучше понять бизнес и повысят шансы на успех РБП [9]:

• собрать многофункциональную команду;

• провести мозговые штурмы на ранних этапах, чтобы определить критические проблемные области;

• создать карту текущих бизнес-процессов высокого уровня;

• сформулировать концепцию, отражающую мышление группы.

Следующие шесть шагов могут быть выполнены при проектировании и разработке систем РБП (рисунок 1). Система РБП должна позволять фирмам:

1. Определять бизнес-процессы, существующих и потенциальных клиентов.

Необходимо установить и упорядочить основные цели оптимизации бизнес-процессов и бюджет инвестиций в технологии.

2. Моделировать и анализировать процессы, которые поддерживают продукты и услуги.

3. Нужно определить конкретные изменения, которые необходимо внести в работу организации, методы работы, схему взаимодействия, процессы и

вспомогательные информационные базы. Это может включать подробные процедуры, спецификации систем и организационные проекты, программные продукты, компьютерные имитационные модели, мультимедиа, объектно-ориентированные технологии, модели рабочих процессов.

Определение о юнее - процессов и внутренних и внешних пользователей " с-

Таблица 1

Моделирование и анализ процессов, поддерживающих продукты и услуги - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение возможностей

•г

Реализация оптимизации через сочетание ИТ и новейших методов работы

Установка системы мониторинг, обеспечивающей постоянное улучшение заменённых процессов

О

Анализ важности топ мснехьеров лидерства, тренингов н нк роль в РБП

Рисунок 1 - Шаги для проектирования и разработки систем РБП

4. Определять возможности.

Определение возможностей как радикального,

так и постепенного улучшения бизнеса за счет выявления видов деятельности, не связанных с добавленной стоимостью, а также сокращения неиспользуемых отходов. Программное обеспечение, доступное для анализа на основе видов деятельности, можно использовать для определения видов деятельности, не связанных с добавленной стоимостью.

5. Внедрять улучшения за счет сочетания ИТ и передовых методов работы.

Информационные технологии, могут быть использованы для улучшения методов работы, т.к. они включают в работу другое оборудование, задействуют отношения с клиентами, отношения с поставщиками и т. д.

На этом этапе руководители должны подготовиться к изменениям, разработать необходимые системы и установить переработанные процессы и системы. Этот этап включает разработку, тестирование, детальное планирование внедрения и контроль. Компьютерные имитационные модели могут быть использованы для оценки производительности бизнес-процессов реинжиниринга.

6. Создать систему мониторинга для обеспечения постоянного улучшения переработанных процессов.

Компьютеризированные модели и онлайн-инструменты измерения производительности, можно использовать для оценки производительности переработанных бизнес-процессов.

7. Осуществлять анализ систем высшего руководства, лидерства, обучения и вознаграждения, и их роль в РБП.

Следующие проблемы РБП могут быть преодолены с помощью ИТ, как показано в табл.1.

Проблема ИТ решение

Изменение процесса вместо его замены Реинжиниринг с помощью построения карты процесса и имитирования с помощью программных продуктов

Отсутствие смелых решений Обучение кадров с помощью мультимедиа-систем для поддержки командной работы

Бюрократизация Система управленческой информации с использованием возможностей мультимедиа

Смена лидера отрасли Уведомление о потенциале ИТ и должное обеспечение процесса РБП соответствующими ИТ

Удовлетворение малыми результатами Бенчмаркинг на основе сбора информации - через базы данных и системы ЭОД

Культура, отношение, навыки Реинжиниринг система информации с помощью внедрения системы общей информации

Отвержение кадрами изменений Создание системы сотрудничества с помощью электронных программ и мультимедиа-технологий

В реинжиниринге бизнес-процессов информационные технологии играют важную роль в интеграции различных функциональных областей для сокращения времени цикла для доставки товаров или услуг.

Реинжиниринг требует устранения барьеров внутри каждой функциональной области и между различными функциональными областями для бесперебойного потока информации и, следовательно, прогресса процессов бизнес-обслуживания для достижения сокращения времени цикла бизнес-процессов. Информационная система, объединяющая различные информационные технологии, будет выступать в качестве менеджера бизнес-процессов (проектов), чтобы исключить любые виды перегрузок или действий, не связанных с добавленной стоимостью, и добиться существенного улучшения общей эффективности компании. Таким образом, наши предложения включают в себя:

1. Использовать более традиционные методы, такие как причинно-следственный анализ, диаграмма Исикавы, анализ Парето и диаграммы процессов, который могут быть полезными инструментами поддержки для реинжиниринга процессов. Они должны быть дополнены мощным, основанным на времени аналитическим инструментом. Этот аналитический инструмент должен использовать соответствующий критерий и классифицировать каждый шаг процесса как полезный или избыточный. Это будет чрезвычайно для определения возможностей улучшения процесса.

2. Практика производства продуктов для РБП может включать в себя корпоративные процессы, интеграцию, общие базы данных, мультимедийные информационные сети, моделирование продуктов и процессов, интеллектуальное управле-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 6

м о

а>

о

es

to

Ol

О Ш

m

X

<

m о x

X

ние процессами, виртуальную фабрику, автоматизацию проектирования, суперкомпьютинг, стандарты данных о продуктах, безбумажные транзакции посредством электронного обмена информацией и Информационная магистраль.

3. Успешное использование ИТ требует культурных и организационных изменений.

4. Компании должны начинать РБП сверху вниз: его следует отличать от других деловых программ. После того, как деловая программа была определена в качестве кандидата на реинжиниринг, РБП должна не просто исправить ее; следует стремиться к квантовым скачкам.

5. Компании могут начать с определения сначала бизнес-процесса, который формирует критический фактор производительности и качества. Затем определить подходящие ИТ, которые могут улучшить программу реинжиниринга.

Существует необходимость проанализировать проблемы управления после реинжиниринга. Командная работа в РБП должна быть улучшена с помощью подходящих схем стимулирования и непрерывного обучения. Компьютерное моделирование и анализ могут быть использованы для определения областей улучшения процесса.

Литература

1. Ермолина Л. В. Реинжиниринг бизнес-процессов на примере промышленного предприятия // Основы ЭУП. 2014. №4 (16).

2. Угрюмова Н. В. Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях внедрения современных методов управления предприятием // ТДР. 2010. №6.

3. Лобов М. А., Шманёв С. В. Методическая база реинжиниринга бизнес-процессов // ТДР. 2010. №10.

4. Дудоладов Алексей Сергеевич, Гегечкори Евгений Трдатович К вопросу о синтезе реинжиниринга бизнес-процессов и экспертных систем // ОНВ. 2017. №2 (152).

5. Блинов Андрей Олегович Диагностика реинжиниринга бизнес-процессов современных организаций // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №2 (8).

6. Серышев Р.В. Технология процессного управления в оптимизации деятельности образовательной организации // Управленческие науки в современном мире. 2018. Т. 1. № 1.

7. Ермоленко Андрей Геннадьевич Реинжиниринг бизнес-процессов как радикальный метод корпоративного управления предприятиями // Вестник ТГУ. 2012. №2.

8. Златкина Алла Александровна, Гегечкори Евгений Трдатович Методология реинжиниринга

бизнес-процессов и типовые приемы её применения // ОНВ. 2016. №1 (145).

9. Серышев Р.В. Исследование и классификация процессов образовательного комплекса // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономические науки. 2017. № 4 (14).

Conditions and peculiarities of using information

technologies in business processes reengineering Seryshev R.V., Albogachiev A.O.

Financial University under the Government of the Russian

Federation, Moscow city pedagogical University" (MCPU) Reengineering of business processes, as a methodology for improving efficiency, has shown its effectiveness in recent decades. The use of information technology can bring the process of reengineering to a higher level. The article deals with the reengineering of business processes, as well as the use of information technology in this process. It is postulated that there is a common process of reengineering in all sectors, however, the strategic possibilities of using this tool may differ. The role and possibilities of information technology in reengineering and improving efficiency and achieving goals are studied in detail, modern tools are given. In the context of the identified obstacles to reengineering, the steps of designing and developing a system of reengineering of business processes are determined. The analysis of the problem area allowed to determine the problems of reengineering, the role of information technology in solving these problems; to formulate proposals for the use of already known methods used in reengineering, integrated with information technology, the procedure for reengineering using information technology. Keywords: information technology, reengineering, business processes, restructuring, business systems design.

References

1. Ermolina L.V. Reengineering of business processes on the example of an industrial enterprise // Osnovy EUP. 2014. № 4 (16).

2. Ugryumova N. V. Reengineering of business processes in the

context of introducing modern enterprise management methods // TDR. 2010. №6.

3. Lobov M. A., Shmanyov S. V. Methodological base of business

process reengineering // TDR. 2010. №10.

4. Dudoladov Alexey Sergeevich, Gegechkori Evgeny Trdatovich

On the question of the synthesis of reengineering of business processes and expert systems // ONV. 2017. №2 (152).

5. Blinov Andrey Olegovich. Diagnostics of the reengineering of

business processes of modern organizations. Vestnik UGNTU. Science, education, economics. Series: Economy. 2014. № 2 (8).

6. Seryshev R.V. Technology of process management in optimizing the activities of an educational organization // Management Sciences in the Modern World. 2018. T. 1. No. 1.

7. Ermolenko Andrei Gennadievich. Reengineering of business processes as a radical method of corporate management of enterprises // TSU Bulletin. 2012. №2.

8. Zlatkina Alla Alexandrovna, Gegechkori, Evgeny Trdatovich

Methodology of Business Process Reengineering and Typical Techniques for Its Use // ONV. 2016. №1 (145).

9. Seryshev R.V. Research and classification of the processes of

the educational complex // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Economics. 2017. No. 4 (14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.