Научная статья на тему 'Условия и ограничения инновационного развития российских компаний на примере нефтегазового сектора'

Условия и ограничения инновационного развития российских компаний на примере нефтегазового сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / LEADERSHIP POTENTIAL / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ИННОВАТОР / INNOVATOR / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / OIL AND GAS COMPLEX / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Юрий Викторович

Анализируются возможности и ограничения инновационного развития российских компаний на примере предприятий нефтегазового комплекса. Представлено общепринятое определение понятия «инновации». Самыми незаинтересованными участниками инновационных процессов в России признаны предприятия крупного бизнеса, что обусловлено структурой национальной экономики. Компании нефтегазового комплекса формируют устойчиво растущий спрос на новые технологии и выступают основой инновационного развития, модернизации и структурной перестройки российской экономики. Эти тенденции вызваны стремлением к конкурентоспособности на глобальных рынках. Тем не менее анализ данных в статье свидетельствует о низком уровне инновационного развития в России. Причинами этому является ряд ограничений: недостаток высококвалифицированных кадров, несоответствие исследований и разработок, слабое развитие системы государственно-частного партнерства, отсутствие развитой системы налоговых льгот для инновационных компаний. Не менее значимым фактором, определяющим качество инновационной деятельности, в статье назван низкий лидерский потенциал руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоров Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND RESTRICTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN COMPANIES ILLUSTRATED BY THE EXAMPLE OF OIL-AND-GAS INDUSTRY

The article analyzes the possibilities and limitations of innovative development of Russian companies using the example of oil and gas companies. The standard definition of the concept «innovations» is presented. The least interested participants of innovative processes in Russia are the enterprises of large business due to the structure of the national economy. Oil and gas companies form a steadily growing demand for new technology. They are the basis of innovative development, modernization and restructuring of the Russian economy. These trends are caused by aspiration to competitiveness in the global markets. Nevertheless, the analysis of information in the article testifies to low level of innovative development in Russia. The reasons for that are a number of restrictions: lack of highly qualified personnel, discrepancy of researches and development, poor development of system of state-private partnership, lack of the developed system of tax privileges for the innovative companies. In addition, low leadership potential of business leaders is considered in the article as a significant factor defining the quality of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Условия и ограничения инновационного развития российских компаний на примере нефтегазового сектора»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

97

2014. Вып. 2

УДК 334.024 Ю.В. Федоров

УСЛОВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА

Анализируются возможности и ограничения инновационного развития российских компаний на примере предприятий нефтегазового комплекса. Представлено общепринятое определение понятия «инновации». Самыми незаинтересованными участниками инновационных процессов в России признаны предприятия крупного бизнеса, что обусловлено структурой национальной экономики. Компании нефтегазового комплекса формируют устойчиво растущий спрос на новые технологии и выступают основой инновационного развития, модернизации и структурной перестройки российской экономики. Эти тенденции вызваны стремлением к конкурентоспособности на глобальных рынках. Тем не менее анализ данных в статье свидетельствует о низком уровне инновационного развития в России. Причинами этому является ряд ограничений: недостаток высококвалифицированных кадров, несоответствие исследований и разработок, слабое развитие системы государственно-частного партнерства, отсутствие развитой системы налоговых льгот для инновационных компаний. Не менее значимым фактором, определяющим качество инновационной деятельности, в статье назван низкий лидерский потенциал руководителей.

Ключевые слова: инновации, стратегия, инновационное развитие, лидерский потенциал, инновационная активность, инноватор, нефтегазовый комплекс, технологические инновации.

В современных условиях, на фоне сохраняющейся глобальной финансово-экономической нестабильности становится особенно очевидной необходимость инновационного развития российской экономики. Замедление темпов экономического роста в последние годы, нарастание структурных диспропорций, низкая инвестиционная активность, значительное отставание России от развитых стран по уровню производительности труда, обострение конкуренции на международных и национальных рынках формируют осознанное понимание того, что устойчивый рост и эффективность отечественных компаний зависят от их способности использовать, создавать и внедрять инновации. В Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 2013 г. было особо подчеркнуто, что возобновление устойчивого экономического роста требует опоры на новые факторы развития, такие как высокое качество профессионального образования, гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат, современные технологии, формирование внутреннего спроса на высокие технологии и инновации [1].

В соответствии с принятой ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) методологией, под инновациями понимают внедрение новых или существенно улучшенных продуктов и услуг, новых технологий производства и новых бизнес-процессов; причем инновации могут быть как глобальными, когда они сделаны впервые, так и новшествами с точки зрения отдельных рынков и даже отдельных компаний1. Таким образом, создание и внедрение инноваций означает не только изобретение и внедрение абсолютных новшеств, но и любые улучшения и совершенствования уже имеющихся продуктов, технологий, бизнес-процессов и т. п., заимствование и адаптацию новшеств, созданных другими. Даже при таком расширенном толковании инноваций российские организации отличаются низкой инновационной активностью, хотя многие из них, особенно крупные компании, имеют достаточно высокий научно-технический, производственный, технологический и кадровый потенциалы, используют современные технологии для производства уникальной продукции.

Среди организаций, относящихся к добывающим и обрабатывающим производствам, доля компаний, осуществляющих технологические инновации, составляет в настоящее время всего 9,6 %, по обрабатывающим производствам этот показатель равен 11,6 % [2. С. 393]; в Германии, Франции, Финляндии доля таких организаций составляет не менее 50 %. При этом инновационная деятельность большинства российских компаний носит имитационный характер, поскольку они ориентируются не на создание собственных уникальных технологий, а на заимствование уже готовых и апробированных зарубежных разработок и их адаптацию. Подобная структура инновационной деятельности также свидетельствует о недостаточной инновационной активности российского бизнеса.

1 Oslo Manual - Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data (OECD, Paris, 2005).

98

2014. Вып. 2

Ю.В. Федоров

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Как показало специальное исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», в настоящее время одним из самых инертных, незаинтересованных участников инновационных процессов в России является крупный бизнес - не более 16 % от общего числа крупных российских компаний могут считаться инноваторами. В Японии и Германии доля инновационных корпораций составляет 35 %, в Австрии, Франции и Бельгии - 45 %, в Финляндии и Дании - 55 %. По другим важным параметрам, характеризующим инновационную деятельность, российские крупные компании также значительно уступают зарубежным. Доля затрат корпораций в общенациональных затратах на научные исследования и разработки в зарубежных странах превышает 65 %. В странах ОЭСР этот показатель находится на уровне 70 %.

В России за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20 % затрат на НИОКР, а удельный вес затрат на НИОКР в выручке российских компаний в 4-6 раз ниже, чем у зарубежных [3]. В рейтинг крупнейших мировых компаний по абсолютным затратам на НИОКР, который ежегодно составляет Объединенный исследовательский центр ЕС, включены всего три российские компании -ОАО «Газпром», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Лукойл». В то же время в рейтинге ведущих мировых компаний по объему выручки присутствует несколько десятков представителей России (Там же).

Такая низкая инновационная активность российского корпоративного сектора во многом обусловлена структурой национальной экономики. Мировой опыт свидетельствует, что драйвером инновационного развития выступают именно крупные компании, они формируют основной спрос на инновации, выделяют немалые средства на НИОКР, руководствуясь при этом стремлением укрепить свои конкурентные позиции, найти более успешные способы устойчивого роста, удержать и расширить свою долю рынка. В России крупные компании - это преимущественно монополисты в сырьевом секторе, компании с государственным участием. Сам статус этих компаний уже гарантирует им выгодные позиции на внутреннем рынке при отсутствии серьезной конкуренции. Как следствие, такие компании не заинтересованы в осуществлении затратных по своей сути инноваций, тем более финансировании их разработок со стартовых этапов. Однако, на наш взгляд, подобные выводы представляются не совсем однозначными.

Российские сырьевые компании, в том числе компании нефтегазового сектора, работают не только на внутреннем, но и на глобальных рынках, что активизирует их усилия быть конкурентоспособными. В настоящее время они все более интенсивно переходят от инерционного развития к инновационному, активно внедряют научные разработки, осваивают новое оборудование и технологии, сотрудничают с зарубежными партнерами, перенимая лучший опыт организации бизнес-процессов, корпоративного управления.

Результаты исследования PricewaterhouseCoopers (PwC) при участии ряда российских организаций подтверждают вывод о том, что инновационная активность непосредственно связана с конкурентной ситуацией на рынке: инновационными технологиями обладают 58 % российских компаний, работающих только на внутреннем рынке, и 85 % компаний, действующих и на зарубежных рынках [4]. Следовательно, инновационная стратегия российских нефтегазовых компаний представляется одной из важных в настоящее время.

В целом устойчивое развитие нефтегазового сектора и российского топливно-энергетического комплекса в качестве приоритетных направлений рассматривает развитие инновационной активности и повышение технологического уровня компании. Следует учитывать, что в выполнении заказов нефтегазового комплекса по самым разным направлениям участвует широкий круг организаций, которые также должны развивать инновации, чтобы соответствовать высоким требованиям качества продукции и технологий. В этом случае реализуется мультипликативный потенциал нефтегазового комплекса, стимулирующего инновационное развитие большого числа смежных и сопряженных отраслей.

В настоящее время нефтегазовый комплекс (НГК) составляет основу российской экономики, на его долю приходится основная часть доходов от внешнеэкономической деятельности, предприятия комплекса обеспечивают значительную часть поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Так, в 2011 г. из общей суммы налоговых платежей и сборов в консолидированный бюджет РФ (9 733,6 млрд руб.) поступления по виду экономической деятельности «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» (преимущественно нефть и газ) составили 2 605 млрд руб., или 27 % всех налоговых поступлений [5. С. 84]. С учетом переработки и транспортировки углеводородного сырья совокупные поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации от предприятий нефтегазового сектора составляют порядка 40 %.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Условия и ограничения инновационного развития.

99

2014. Вып. 2

Безусловно, сложившаяся экспортно-сырьевая модель российской экономики требует трансформации в рамках перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, но решение этой задачи невозможно без развития тех отраслей, которые определяют специализацию российской экономики в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества. В числе этих отраслей - нефтегазовый комплекс, его дальнейшее развитие на основе широкого распространения инноваций позволит укрепить конкурентные преимущества России в традиционных сферах - энергетике и переработке природных ресурсов [6].

В ближайшей перспективе у российского нефтегазового комплекса сохраняются основания для устойчивого и стабильного роста. Несмотря на ожидаемые в период до 2030 г. изменения в структуре производства и потребления энергоносителей, Россия останется крупнейшим производителем газа и нефти и экспортером энергоносителей на всем протяжении прогнозного периода [7. С. 126]. Мы считаем, что в современных условиях именно нефтегазовые компании способны в наибольшей степени по сравнению с другими российскими организациями инициировать разработку и внедрение инноваций, формировать устойчиво растущий спрос на новые технологии и выступать в качестве основы инновационного развития, модернизации и структурной перестройки российской экономики. На наш взгляд, в данном случае не возникает противоречия между стремлением к модернизации экономики, формированием высокотехнологичного сектора и дальнейшим развитием нефтегазовой отрасли, которое также осуществляется преимущественно на базе инноваций. Убедительным примером подобного подхода является опыт инновационного развития современной Норвегии, структура товарного экспорта которой близка к российской структуре. Правительство Норвегии сумело направить нефтегазовые доходы на формирование и развитие национальной инновационной системы, в результате Норвегия вместе с другими странами Северной Европы является в настоящее время инновационным лидером в Евросоюзе, в том числе в области добычи и переработки углеводородного сырья. Поэтому представляется справедливым рассматривать ведущую роль нефтегазового комплекса России и в современных условиях модернизации национальной экономики прежде всего через призму инвестиционных возможностей данного сектора.

Однако результативное инновационное развитие отечественной экономики, в том числе и нефтегазового комплекса, сдерживается рядом ограничений. Согласно опросам руководителей российских компаний основными причинами низкой инновационной активности являются [3]:

- недостаток высококвалифицированных кадров как рабочих, так и топ-менеджеров, умеющих работать в конкурентной динамичной рыночной среде, способных воспринимать, создавать и распространять инновации;

- несоответствие исследований и разработок, проводимых научными организациями, потребностям промышленности;

- слабое развитие системы государственно-частного партнерства в сфере реализации инновационных проектов; об этом свидетельствуют такие цифры: доля компаний, получавших бюджетное финансирование на цели инновационного развития, составляет в России всего 0,8 % (для сравнения: в Германии - 8,8 %, в Бельгии - 12,7 %);

- отсутствие продуманной и развитой системы налоговых льгот для инновационных компаний.

Представители крупных российских компаний считают, что коренное изменение ситуации в

инновационном поведении корпоративного сектора может произойти под влиянием первоочередных мер со стороны государства, куда относятся создание эффективной системы стимулов для крупного бизнеса, занимающегося внедрением инноваций, повышение качества высшего образования, увеличение государственного финансирования НИОКР, совершенствование законодательства.

По мнению автора, существует по меньшей мере еще один значимый фактор, определяющий успешную инновационную деятельность отечественных компаний, - это лидерский потенциал руко-водителя-инноватора, способного организовать среду, благоприятную для восприятия, появления и реализации инноваций всеми сотрудниками компании в их повседневной деятельности. Ни одна задача инновационного развития компании не может быть успешно решена без действенной целенаправленной системы управления. В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема растущей потребности в лидерах, которые могут создать в компании необходимые условия для разработки и внедрения инноваций.

100

2014. Вып. 2

Ю.В. Федоров

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации 2013 года // Рос. газ. 2013. 12 дек.

2. Россия в цифрах. 2013: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2013. 596 с.

3. Инновационная активность крупного бизнеса. URL: http://www.raexpert. ru/researches/ expert-inno/part1/.

4. Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы / Исследование Российской экономической школы, PricewaterhouseCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC // Рос. журн. менеджмента. 2010. Т. 8, № 4.

5. Финансы России 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 486 с.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/.

7. Рюль К. ВР: Прогноз развития мировой энергетики до 2030 года // Вопр. экономики. 2012. № 5.

Поступила в редакцию 18.02.14

Yu. V. Fedorov

CONDITIONS AND RESTRICTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN COMPANIES ILLUSTRATED BY THE EXAMPLE OF OIL-AND-GAS INDUSTRY

The article analyzes the possibilities and limitations of innovative development of Russian companies using the example of oil and gas companies. The standard definition of the concept «innovations» is presented. The least interested participants of innovative processes in Russia are the enterprises of large business due to the structure of the national economy. Oil and gas companies form a steadily growing demand for new technology. They are the basis of innovative development, modernization and restructuring of the Russian economy.

These trends are caused by aspiration to competitiveness in the global markets. Nevertheless, the analysis of information in the article testifies to low level of innovative development in Russia. The reasons for that are a number of restrictions: lack of highly qualified personnel, discrepancy of researches and development, poor development of system of state-private partnership, lack of the developed system of tax privileges for the innovative companies. In addition, low leadership potential of business leaders is considered in the article as a significant factor defining the quality of innovative activity.

Keywords: innovation, strategy, innovation development, leadership potential, innovation activity, innovator, oil and gas complex, technological innovations.

Федоров Юрий Викторович, кандидат технических наук, зав. кафедрой «Экономика предприятия»

ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 42 (корп. 6) E-mail: ekonpred@istu.ru

Fedorov Yu.V.,

Candidate of Technical Science,

Head of the Department of economy of enterprise

Izhevsk State Technical University

436069, Russia, Izhevsk, Studencheskaya st., 42/6

E-mail: ekonpred@istu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.