Азимов А.У. старший преподаватель кафедра «экономика» Каршинский университет экономики и педагогики
Республика Узбекистан, г.Карши
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация. В современном мире для достижения высокого уровня развития владение цифровыми знаниями и современными информационными технологиями является требованием времени. Внедрение цифровых технологий и их использование во всех сферах жизни общества проложит путь к эффективному социально-экономического развитию. В настоящее время информационные технологии все глубже проникают во все сферы и становятся ключевым фактором развития.
Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, социально-экономическое развитие, цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Azimov A. U. senior lecturer Department of Economics Karshi University of Economics and Pedagogy Republic of Uzbekistan, Karshi
CONDITIONS FOR FORMING A DIGITAL ECONOMY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract. In modern world, achieving a high level of development, the possession of digital knowledge and modern information technologies is a requirement of the time. The introduction of digital technologies and their usage in all spheres of society will clear the way for effective socio-economic development. At the present time, information technologies are penetrating deeper into all areas and become a key factor in development.
Keywords: Digital economy, information technologies, social and economic development, digital technologies, information and communication technologies (ICT).
В современном мире стремительно развивающуюся цифровую экономику часто называют электронной экономикой, интернет-экономикой, нематериальной экономикой. В настоящее время в странах G-20 цифровая экономика генерирует более 4% ВВП. В Великобритании,
которая является лидером в этой области, на цифровую экономику приходится 12% ВВП. Ясно, что эта тенденция будет продолжаться и углубляться.
Важно отметить, что Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев уделяет огромное внимание цифровой трансформации страны. «Хотя формирование «цифровой экономики» потребует соответствующей инфраструктуры, огромных средств и трудовых ресурсов, заниматься этим следует уже сегодня, иначе завтра будет поздно. На следующие пять лет приоритетной задачей для Узбекистана будет ускоренный переход на цифровую экономику», отметил Глава государства.
Вклад Интернета и ИТ в развитие цифровой экономики, безусловно, высок. Согласно исследованию Digital Dividends Всемирного банка, 10-процентное увеличение скорости интернета приведет к росту ВВП страны. В развитых странах этот показатель составляет 1,21%, а в развивающихся — 1,38%. Так, если скорость интернета удвоится, ВВП составит 13-14 %.
Эти цифры показывают, насколько актуальна и важна цифровая экономика в развитии экономики страны.
Повышение роли и значения цифровой экономики в ВВП страны невозможно без стремительного развития информационно -коммуникационных технологий. Эти процессы тесно взаимосвязаны и имеют причинно-следственные связи.
Переход к цифровой экономике — непростая задача. Для этого должны быть созданы ряд условий:
1. Необходимо создать нормативно-правовую базу для формирования цифровой экономики. С этой целью принят ряд законов Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативных документов отраслевых структур. В связи с этим Президент Республики Узбекистан в июле 2018 года о мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан, в ноябре 2018 года о мерах по дальнейшей модернизации цифровой инфраструктуры по развитию цифровой экономики, в апреле 2020 года о внедрении цифровой экономика и электронное правительство. Достаточно назвать постановления и указы от октября 2020 г. об утверждении Концепции развития науки на период с октября 2020 г. по 2030 г. и о развитии биотехнологии в ноябре 2020 г.
В своем Послании Олий Мажлису 24 января 2020 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что в этом году мы должны совершить коренной поворот в развитии цифровой экономики. В первую очередь поставлена задача полной цифровизации строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, кадастра, здравоохранения, образования, архивов.
2. Переход к цифровой экономике зависит от общего уровня развития экономики страны, ее инновационной структуры. Инновационная
деятельность в Республике Узбекистан регулируется и поддерживается государством. Основными механизмами этой деятельности являются создание законодательной базы, льготное налогообложение, приоритет в кредитовании, государственном и негосударственном, использование отраслевых средств, государственное финансирование крупных программ и другие. Кроме того, в стране ведется работа по реорганизации системы управления научно-инновационной деятельностью, совершенствованию институциональной базы управления инновационным процессом.
3. Повышение роли и значения цифровой экономики в ВВП страны невозможно без стремительного развития информационно -коммуникационных технологий. Это процессы, которые тесно взаимосвязаны и имеют причинно-следственные связи.
В связи с этим была принята программа комплексного развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан, создано Министерство информационных технологий и связи Республики Узбекистан. Основная цель этих мер - полное обеспечение населения страны информационно-коммуникационными товарами и услугами. Этот сектор должен стать одним из ключевых факторов, определяющих развитие национальной экономики.
Из года в год постоянно увеличиваются услуги связанные с компьютерным программным обеспечением, предлагаемые предприятиями, работающими в системах связи, информации и телекоммуникаций. Через государственные сайты и электронные ресурсы предоставляются сотни видов интерактивных услуг. Растет количество государственных информационных ресурсов и информационных систем, растет уровень пропускной способности сети Интернет, и, как следствие, увеличивается число ее пользователей. На сегодняшний день количество пользователей Интернета в Узбекистане превысило 27 миллионов, из них более 25 миллионов пользователи мобильного Интернета. Ежегодно десятки учреждений подключаются к высокоскоростному Интернету. Разработана программа «Цифровой Узбекистан - 2030». Цифровая экономика меняет облик всей экономики. Сейчас компании все чаще вкладывают средства в нематериальные активы (программное обеспечение, технологии), а не в недвижимость, машины и оборудование.
В 2019 году информационно-коммуникационные технологии составили 5% мирового ВВП. В 2020 году этот показатель, по прогнозам, превысил 9%. Доля ИКТ в ВВП флагманской в этом отношении Республики Корея составляет около 12 %, в Швеции и США - около 7 %, а в Узбекистане этот показатель составляет всего 2,2 %. Поставлена задача о резком сокращении отставания в этом отношении.
4. Переход к цифровой экономике требует повышения численности и качества рабочей силы отрасли. В Ташкенте действует Университет Инха, одно из ведущих высших учебных заведений Республики Корея в сфере
ИКТ. В Ташкенте и Андижане открылись филиалы двух индийских университетов, специализирующихся в области ИКТ. Ташкентский университет информационных технологий готовит кадры в области вычислительной техники, разработки программного обеспечения, телекоммуникационных технологий, телевизионных технологий. Подписан Указ Президента Республики Узбекистан о создании в Ташкенте Японского цифрового университета.
Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев 7 октября 2020 года подписал указ «Об утверждении Стратегии ,Дифровой Узбекистан -2030" и мерах по ее эффективной реализации». В стратегию вошло свыше 220 приоритетных проектов, содержащих усовершенствование системы электронного правительства, развитие отечественного рынка программных продуктов также информационных технологий.
В Указе Президента Республики Узбекистан "О стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы" поставлена цель об определении развития цифровой экономики в качестве основного «драйвера» с обеспечением увеличения ее объема как минимум в 2,5 раза. Охват всех населенных пунктов, социальных объектов и магистральных автомобильных дорог широкополосными сетями путем дальнейшего развития цифровой инфраструктуры. Увеличение до конца 2026 года уровня цифровизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики, в финансовой и банковской сферах до 70 процентов. Увеличение объема индустрии программных продуктов в пять раз, их экспорта — в десять раз с доведением до 500 миллионов долларов США.
Работа ведется в двух направлениях:
1. Цифровая трансформация регионов;
2. Цифровая трансформация отраслей.
В настоящий момент некоторые элементы уже успешно функционируют в нашей стране, а также учитывая оцифровку документов и коммуникаций, разрешение электронной подписи, общение с государством также переходит на виртуальную платформу.
Основные направления дальнейшего развития сектора информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ):
• более эффективное использование ИКТ в бизнесе и государственном
управлении;
• подготовка квалифицированных кадров в области ИКТ;
• подготовка инвестиционных политик в области ИКТ;
• стимулирование эффективной конкуренции между поставщиками
электронных коммуникационных сетей и услуг;
• увеличение потенциала в области исследований и инноваций в секторе ИКТ;
• эффективное сотрудничество с международными организациями в
целях своевременного предоставления статистических данных о состоянии
развития сектора ИКТ и информационного общества. Приоритетом развития цифровой экономики в нашей стране является обеспечение быстрого роста экономики Узбекистана, шаг в ногу со временем, а также ускорение интеграции нашей страны на международной арене и, как следствие, включить Узбекистан в список демократических, экономически развитых стран. Поставленные государством задачи и принимаемые меры являются условиями развития цифровой экономики в различных сферах социальной и экономической жизни.
Использованные источники:
1. Джумаев Н. Зачем нужна цифровая экономика и что она дает? Ташкент. 2020.С. 7.
2. Тухлиев Н. Цифровая экономика: перспективы развития в Узбекистане и мировая практика. Ташкент, 2020, С.390-395
3. Rakhmatillo E., Anvar K., Sukhrob M. Foreign direct investment, economic growth and employment: var method for Uzbekistan //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 1757-1769.
4. Rakhmatulla Khidirovich Ergashev, Zuhra Jabborova The importance of innovative activity in tourism European Scholar Journal (ESJ) Available Online at: https://www.scholarzest.com Vol. 2 No. 4, April 2021, ISSN: 2660-5562 https://scholarzest.com/index.php/esj/article/view/663/554
5. Khamraeva S.N. Features and trends of digital economy development in Uzbekistan and abroad // ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 2021. Т. 11. № 2. С. 11981205.
6. Kurbanov A. B., Abdullaev J. Economic methods of regulating the investment process by state. - 2021.
7. AB K., NM J. Investment directions and principles of entrepreneurial activity development in the regions //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4046-4050.